Эдвард Сунь

Творческое наследие Эдварда Мунка – знаменитого норвежского живописца, графика, театрального художника и теоретика искусства, насчитывает около 1000 картин, 4400 акварелей и рисунков, более 15000 эстампов, а также шесть скульптур.

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец. Поиски заняли целых два года. Получается лучшая гармония красок.

Они воплощали жизнь и смерть, любовь, ревность, теску. В сущности его картины 80-х гг. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. Ее голова с нимбом красного цвета откинута, длинные волосы, густые и темные, обрамляют лицо и, спадаяна плечи, струятся до пояса. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс».

Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии.

Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову.

  • Как смотреть картины Эдварда Мунка
  • Эдвард Мунк: жизнь и творчество художника
  • Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника
  • Эдвард Мунк – парадоксальный художник
  • Художник Эдвард Мунк: произведения, биография
  • Страх смерти и жажда жизни: 5 картин Эдварда Мунка

Даже тогда, когда он стал художником с мировым именем, покупались в основном его ранние произведения. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство.

Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал – консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников – привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. В 1930 году произошло непоправимое: у Мунка случилось кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза из-за которого он был вынужден на время оставить живопись. Он также продолжил работу над графикой, включая литографические портреты.

Пластический язык обретает исключительную силу. «Крик» входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти». С их именами, к которым следует причислить и учителей Мунка, связан подъем норвежского изобразительного искусства последней трети ХIХ в. Будучи представителями нового поколения, они стремились преодолеть те влияния, которые ранее были привнесены на национальную почву из художественных центров Германии — Дюссельдорфа и Мюнхена.

Один из первых представителей экспрессионизма. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья.

Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях.

  • Эдвард Мунк – краткая биография
  • Эдвард Мунк: «Я услышал ужасающий, нескончаемый крик природы»
  • Мунк Эдвард (1863 – 1944) (экспрессионизм)
  • История древнего Хорезма в 5 экспонатах Музея Востока
  • Интересные факты из жизни художника
  • Эдвард Мунк: краткая биография и картины

По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Всего он провёл там более полугода.

В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Тучи пепла долго могли появляться в различных местах и окрашивать небо в разных регионах Европы.

На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Это было для него открытием. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло).

По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Как мастер линий, Мунк производит неизгладимое впечатление на зрителя, он один из тех живописцев, которые проложили так много путей в живописи и создали поражающие духовным содержанием и красотой картины. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»7: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада8.

Она называлась «Дорога никуда». Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику.

После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. Женщина — в полурасстегнутом платье, запустившая руки в распущенные волосы, — стоит почти в самом в центре картины. Осенью он едет в Париж.

  • 0 Эдвард Мунк – парадоксальный художник
  • Нервные срывы и лечение болезни
  • Портреты как передача человеческой души
  • Творчество в последние годы жизни

Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей матовой потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель.

Ей 26 лет и она замужем. Его краски стали резче и интенсивнее. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства.

Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. Одновременно с этим он говорил, что люди – это «жалкие земляные вши», они велики лишь в собственных мыслях, «если тебе надоест плясать под дудочку судьбы, остается только один выход – лишить себя жизни». Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»24, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк.

Всего он провёл там более полугода. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние.

Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Все произведения, написанные Мунком, отражали его внутреннее состояние.

Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры.

На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина.

  • «Больная девочка» : прощание с любимой сестрой
  • Травля критиков и непонимание публики
  • «Расставание» : боль от разрыва отношений
  • Детство и юность норвежского художника
  • Самые известные картины Эдварда Мунка с названиями

«Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Мунк полагал, что эти полотна будут поэмой о жизни, любви и смерти.

Мысли о смерти, страх перед жизнью, проявления чувственности и ощущение ее как греха, зла борьба с религиозными запретами – все это причудливо переплелось в его душе. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. На его картинах сияние лунной дорожки на воде напоминает колонну, увенчанную золотым шаром. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.

«Через всю серию картин, – объяснял он, – проходит волнистая линия побережья. «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию.

  1. Память и отражение в мировой культуре
  2. Словари и энциклопедии на Академике
  3. О жизни и творчестве выдающихся художников
  4. Биография и творчество художника
  5. Эдвард Мунк – норвежский художник
  6. Эдвард Мунк, норвежский художник

В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. В созданном в 1896 году Портрете Августа Стриндберга на черном фоне выступают лишь лицо и белый ворот рубашки. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». Восьмидесятые годы были достаточно спокойными: художник перебирал приёмы импрессионизма и пуантилизма, экспериментировал с палитрой, плавно эволюционировал от реализма к символизму. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки.

Как смотреть картины 
Эдварда Мунка

При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление – прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом – в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. ориентация норвежского искусства меняется. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. Последние годы жизни Мунка совпали с оккупацией немцами Норвегии.

В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ).

Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. От картины веет всепоглощающим страхом, краски и линии пейзажа восстают против слабого и сверхчувствительного человека, ландшафт движется по направлению к нему, чтобы задушить его. Спустя несколько лет после выписки Мунк купил большую усадьбу Эйкелю на окраине Осло с намерением разместить там «Фриз жизни», однако впоследствии он считал, что все картины, написанные им, так или иначе имеют отношение к этому циклу. Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7.

Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Урна с прахом Э. Мунка стоит в почетной роще церкви Спасения в Осло. Создана картина в Берлине. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа.

Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти. Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка.

Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться. Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании.

Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Что за чертовщину они там плетут. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп».

После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние.

Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Другие картины этого цикла также отличаются крайней мрачностью сюжета. развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй».

Затем в 1885 году он посещает Париж и знакомится с импрессионизмом, неоимпрессионизмом и символизмом, а также модерном. В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности.

23 января 1944г. В 1902 году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине».

Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». В Германии у Мунка было много друзей. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»24 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику25. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите.

Доведенный почти до умопомешательства, он видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. В 1897 году начинается его роман с Туллой Ларсен, дочерью богатого купца из Христиании. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен.

Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Вместе с тем мировоззрение художника формировалось не изолированно от всей общественной обстановки, которая складывалась в Норвегии под воздействием процесса интенсивного развития капитализма и роста рабочего движения. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились – Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, – его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.

Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло. Мунк также верил, что когда-то лун было две.

Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей.

Портреты художника — исследование человеческой души. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Некоторые исследователи У. Бишофф.

Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения.

Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. носят пейзажный характер. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны30. Одна из его ранних картин – Больная девочка, выставленная в Осеннем салоне Христианин (ныне Осло), - открыла целую сюиту изображений комнат с больными и умирающими. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах.

В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. входит в незавершенный цикл Фриз жизни.

Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея.

«Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», – сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Это были первые опыты художника. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины».

Кажется, что он поднялся с кровати для того, чтобы встретить смерть. Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. Любовников как будто скрывает мгла. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников.

Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Это время, когда у него выработался свой стиль – один из вариантов возникшего в Европе арт-нуво. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского.

На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он.

В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. Подчеркивая величие образа, художник назвал гравюру Мадонна.

Рядом с ней — мать. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли.

Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю – видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза» : под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Одним из видов наказаний было так называемое лошадиное лечение (hestekur): Мунк выставлял неудавшееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь, свистел ветер и было холодно. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба — «древа жизни», рассказывающий историю своей страны.

Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях46. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Чувствуется влечение этих двоих друг к другу, великие силы овладели ими.

Луна завораживала его, ее образ можно встретить на многих картинах: «Лунный свет» (1895), «Танец жизни» (1899) и так далее. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. В следующем году, однако, он принял решение оставить колледж и стать художником— к неудовольствию отца, в глазах которого этот выбор был сомнительным и с материальной и с моральной точки зрения1112.

Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»22 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа.

Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. Он долго не мог забыть этот инцидент если и раньше ему трудно было общаться с людьми, то теперь он стал еще более нелюдимым.

Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Решительная Тулла имела иное представление о любви нежели Эдвард и всеми силами пыталась женить его на себе. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни".

Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. После выздоровления Мунка, как и прежде, особенно волновали тайны любви и смерти. Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи.

Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа.

В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Все то неповторимое индивидуальное, что мы называем искусством Мунка, впервые прозвучало именно в эти годы. Все вокруг мрачно и бледно. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина.

Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису.

Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы.

Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни. Огромную роль в формировании его как художника сыграло и творчество Гогена и Ван Гога.

Его портреты превосходно отражали характер человека. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. В портретах Мунк иногда использует мелкий мазок импрессионистов (Портрет сестры, 1892), а иногда концентрические красочные вихри, напоминающие Ван Гога, как в Автопортрете с папиросой (1895). Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Этому циклу он посвятил более тридцати лет.

долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее — фигуры играющих и купающихся детей. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников.

В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Милли имела репутацию кокетки и, по-видимому, не принимала ухаживаний юноши всерьёз20, тогда как Эдвард, неопытный в любовных делах, относился к их роману со всей серьёзностью, не говоря уж о том, что связь с замужней женщиной означала для него, происходившего из глубоко религиозной семьи, нарушение строжайшего табу21. Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов.

Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. В 1885 году появилась его Мадонна, созданная, возможно, под влиянием Пшибышевского.

Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. De gustibus non est disputandum. Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии».

Он считал, что люди – всего лишь «безмолвные пешки», высшие силы дают им одну заповедь: «Преодолевайте слепую игру по имени жизнь». Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. Девушка есть и в Танце жизни (1899-1900) и в картине Три возраста женщины (ок. 1895). Мунк вырос в очень религиозной семье. Картины природы всегда преломлены через настроение художника.

Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим».

В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895).

Сестра будущего живописца, Софи, также скончалась от этой болезни в 15 лет. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. «Я почувствовал крик Природы»). Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты.

Останавливался, думая о чем-то. Много картин находится в Бергене. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Но основная линия творчества меняет свой характер и развивается теперь с небольшими отклонениями. Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным.

В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. Мунк был неутомимым экспериментатором: он сильно разбавлял масляные краски, добавлял туда мел использовал яичную темперу, пробовал в качестве связующих веществ казеин и костный клей. Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю.

И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом.

В 1903году у него завязался роман с виолончелисткой Эвангелиной Маддок, выступавшей под итальянизированным псевдонимом Эва Мудоччи45, но их отношения омрачало всё более болезненное поведение Мунка. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Пытаясь спасти души своих детей, он в самых ярких красках описывал им муки ада, говоря о том, как важно быть добродетельными, чтобы заслужить место в раю. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Он был очень религиозным человеком.

Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии – впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Сам Мунк, был болезненным ребенком. На берегу стоит пара: она смотрит на берег и море, он – на нее. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.

В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Делал несколько шагов. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. Мунк упорно учился. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893).

Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. Это было место куда он стремился когда он был заграницей или чувствовал себя уставшим или истощённым.

Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер.

В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. Офорт Голос был создан в 1895 году, через два года после одноименной картины. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин – «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и – косвенно – целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Картина становится символом вечного возрождения жизни. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным.

Мунк страдал боязнью пространства, он с трудом переходил улицу, не любил оглядываться по сторонам, это состояние изображено на картине «Крик»: рот юноши раскрыт, он обвил руками голову для того, чтобы заглушить вопль. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». 76-летний Мунк воспринял это как личную трагедию и показал себя истинным патриотом своей страны.

Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании14. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»32 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца33. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). Художник страдал бессонницей и паранойей.

В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. Юноша, стоя на мосту, зажав уши, кричит от отчаяния и страха и этот вопль превращается в своеобразный символ. Творчество Мунка с начала 1890-х гг.

Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892).

Он очень любил обнаженную натуру, часто писал женщин с красивым телом, но отвратительными грубыми лицами. Она была создана в преддверии нового этапа творчества Мунка, в период, когда постепенно стихают мрачные ноты исчезают мотивы отчаяния и одиночества, так долго звучавшие в его работах. Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Первая дата – 1888–1889 годы.

Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и – возможно – любовницей. Но, осознав свое художественное призвание, он бросил школу и начал изучать основы художественной грамоты у известного скульптора Юлиуса Миддельтуна. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. Этот образ тесно связан с популярным в европейском искусстве в 1890-е годы стилем «ар нуво», для которого характерны плавные, волнистые линии.

Принято считать, что именно в этом полотне проявилось гениальное пророчество художника: гримаса ужаса говорила о том, что человечеству грозят суровые испытания. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище».

Портреты художника – исследование человеческой души. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Лицо человека — застывшая безликая маска. Довольно долгое время она привлекала Мунка. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»22, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»23.

Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Но и природа изображалась им весьма поверхностно. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. Живое побеждает смерть. Здесь он проживёт остаток жизни.

Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. Тем не менее стиль живописца, менявшийся в течение жизни, но не потерявший самобытности, зрелости, особого художественного видения мира, свидетельствует о таланте живописца, его особой приверженности избранному им виду искусства. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. В поздние годы, Мунк нарисовал несколько картин с использованием моделей. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти».

Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. Заметив, что кто-то при нем шепчется, говорил: «Когда буржуазный сброд перестанет обо мне злословить. » Тяжелый и продолжительный психоз развился у Мунка достаточно поздно, в возрасте 45 лет, заболевание было диагностировано как «мания преследования». В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение.

22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Главным становится передача состояния, психологии, а не события.

Позже новым поколением норвежских художников, которые использовали и творческий опыт Мунка, в ратуше был выполнен весь комплекс монументально-декоративных работ. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства. В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)31.

Грин позаимствовал наименование для своего романа. От изображенной здесь женской фигуры на фоне освещенного луной пейзажа веет тишиной. Когда выставку посетил, выразив тем самым свою симпатию и поддержку художнику, драматург Генрик Ибсен, уже обретший тогда мировую известность, это произвело глубокое впечатление на Мунка. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею.

Йегера, Ю. А. Стриндберга и других писателей-символистов, что определило его частое обращение к характерным для символизма вечным мотивам смерти, угасания, одиночества, тревоги. Влияние этой группы очень ярко проявилось в творчестве Мунка 80-х годов. Многие картины художник писал в нескольких вариантах. Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания.

На первом варианте небо написано в багряных тонах. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. В бегло намеченных чертах лица — усталость и горечь.

Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Правы все. Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы.

С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. На смену приходит пафос утверждения жизни. Он называл это «лошадиным лечением». Он выставлял свои произведения в галереях, но они вызывали слишком большой общественный резонанс и его выставки закрывали.

Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. Примерно с 30 лет и до самой кончины Мунк пытался изобразить свое мировоззрение: «Фриз жизни» был задуман как ряд картин, которые дают представление о жизни человека. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. Считается, что первой стадией обусловлена поза Мадонны, вторую Мунк отразил в литографии, сделанной в 1895 году – в левом нижнем углу изображена фигурка в позе эмбриона. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника.

Оборачивался, как бы ища другой дороги. Возможно, крик объятого неизвестным ужасом человека не производил бы столь сильного впечатления, если бы художнику не удалось передать – даже чисто техническими средствами – внутреннее напряжение, соответствующее крику как выражению крайней подавленности. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. В Париже Мунк посещал студию Леона Бонна, где началось увлечение художника импрессионистической живописью.

В них запечатлен духовный путь мастера. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги.

Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой. В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши.

В этом высказывании прослеживается раздвоенность суждений и оценок, характерных для его личности в течение всей жизни. В 1918 году Мунк писал: Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение 30 лет. Эдвард Мунк родился в 1863 году.

Все вокруг полно таинственного ожидания, вслушивания. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке9. Случайно появившиеся подтеки, например следы птичьего помета, становились частью картины – как в «Ножной ванне» (1912 – 1913).

В 1918 году художник писал: «Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение тридцати лет. Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни.

Родив пятеро детей в течение семи лет, она умерла от туберкулеза, когда ей исполнилось только 30 лет. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Будучи зрелым и уже немолодым художником, он написал автопортрет, когда болел испанкой, портрет так и называется – «Больной испанкой». Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году.

Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». Разве вы не знаете, что луна круглая. ». «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. М., 2007.

Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». Что и говорить, лекарство весьма сомнительное.

Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории.

Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. Богема стала для него второй семьей.

В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик».

Каждая картина тогда, писал он, «издает свой собственный звук и эти звуки объединяются в общую мелодию». У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое.

В течение 1909-1916 гг. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании.

Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании.

Графика Мунка поражает разнообразием техники. Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда – и десять-пятнадцать лет.

Как правило, Мунк создавал портреты тех, с кем находился в дружеских или реже – в деловых отношениях. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Он был первым, кто заметил талант Эдварда. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление.

Наиболее удалась ему роспись, главной темой которой стало Солнце — вечный источник света и жизни. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом.

Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. В этом же году он купил собственный дом в Осгордстранде и возвращался туда почти каждое лето более 20 лет. В 1893 году он написал первый вариант «Крика».

Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Только на кровати светится яркое покрывало. Иногда Мунк в буквальном смысле слова «боролся» со своими картинами, которые ему не нравились он топтал их ногами, произносил проклятия в их адрес, устраивал им «лошадиное лечение», оставлял их на улице под дождем, надеясь, что картина станет лучше. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). В 80-е гг.

Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж.

На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет.

Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. Мир, окружающий художника, становится страшным, он полон боли, кошмаров и зла. Его творчество резко изменилось. Силуэт кричащего интерпретируют по-разному, сравнивая то со скелетом, то с эмбрионом или даже сперматозоидом. Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах.

Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина.

В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. В 1900-х гг. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Он казался странным.

Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. Впоследствии, созданный в 1963г Музей Мунка, вместил в себя уникальную коллекцию картин и других материалов, отображающих различные периоды творчества знаменитого норвежца. Хрен редьки не слаще.

В нем многое привлекало внимание. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности.

Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). В конце жизни Эдвард Мунк написал свой автопортрет. Как и многие художники эпохи символизма, Мунк любил изображать ночь. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем.

Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным.

Он издает вопль. Черты намечены легкими штрихами, а пышные волосы – волнообразными линиями. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение.

Вслед за первым опытом в монументальной живописи последовал второй, не менее важный для определения позиции художника, его взгляда на общественное, воспитательное значение искусства. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин.

В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь – результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу» : «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала.

Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Усиливает ощущение удушающей атмосферы сама фактура холста и тягучие мазки, вторящие волнообразным цветовым линиям. Провел он там больше полугода, продолжая рисовать. На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы».

Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам.

Но больше всего его раздражали пальцы. В конце 1880-1900-х гг. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский художник и график. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой42. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции.

В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа.

Все они основаны на личных переживаниях художника. Они свободны от излишней повествовательности.

Он был чрезвычайно подозрителен и во всём искал происки врагов выходил из себя, когда кто-либо говорил что-то поперёк. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3637. Фриз включает «Поцелуй», «Барку юности», мужчин и женщин, «Вампира», «Крик», «Мадонну».

Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Он оставил после себя огромный архив. Он вырос в норвежской столице, Кристиании (ныне Осло).

Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Из-за этого многие работы – например, «Расставание» (1894) – плохо сохранились и нуждаются в реставрации. Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями.

Когда Национальная галерея в Осло купила его картину, на другой день один из критиков заявил, что отныне граждане Осло не смогут водить своих дочерей в галерею до тех пор, пока «пьяным проституткам» Э. Мунка будет«разрешено спать» в залах галереи. Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Образ многократно тиражировался в рекламе, комиксах, манге, аниме, появлялся на обложках музыкальных альбомов. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения.

Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. Достоевского «Преступление и наказание». Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали.

«Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. В 1921-1922 гг. XIX в. Мунк совершил первую поездку во Францию, а с 1889 по 1892 год он жил преимущественно в этой стране.

Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. Один из друзей художника, Адольф Поль, так описывал свои впечатления от этой работы: «На краю кровати сидит обнаженная девочка. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Старый человек сидит в кресле, накрыт пледом, рот раскрыт, он задыхается.

Творческий дар художника ярко проявился и в таком виде искусства, как монументальная живопись. Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. Уже в середине 80-х гг. Символом обаяния и гармонии стал созданный в 1903 году Портрет Евы Мудосси.

Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен.

Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему.

Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные художником после общения с сестрой известного философа». Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. В 1889 году он вновь подал заявку на стипендию для поездки в Париж и, не в последнюю очередь благодаря поддержке Эрика Вереншёлля, получил её26.

Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки.

Маленькие бессильные руки, узкие плечи. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Через портрет он всегда исследовал душу человека.

Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Свои произведения автор сравнивал с музыкой. Образ конкретной женщины превратился в символ вечной женственности источника жизни. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Мунк. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии.

В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи. Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». На сторону юноши встали тётушка Карен и близкий друг Кристиана Мунка Карл Фредрик Дирикс, а также дальний родственник, влиятельный художник Фриц Таулов13. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу» – в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. Шел он не как все. В него вошло около трехсот листов.

Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. В его судьбу вторглась война. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения.

Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Норвежский художник Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в Лётене и умер 23 января 1944 года в Экели, близ Осло. Осенью он едет в Париж.

Всего он провёл там более полугода. «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. Через год после сильной депрессии Мунк скрылся в отдаленной психиатрической лечебнице в Норвегиильно, а затем переехал в Швейцарию. Проект остался нереализованным. Они запечатлены и в письмах художника, книгах современников, его высказываниях, насыщенных острыми, подчас парадоксальными мыслями.

Критика обрушилась на Мунка с огромной силой, ему советовали найти другую профессию, картины художника критики называли «безнравственными, болезненными, грубыми». «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Мунк практически не использоваал прямых линий.

Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. Сторонники Квислинга, принявшие оккупацию Норвегии и сотрудничавшие с немцами, обратились через Кнута Гамсуна, который был знаком с ними, чтобы пригласить Мунка в «Почетный совет искусства», но он отказался от этого предложения. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).

В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Утрированные изгибы тела женщины уподоблены изогнутым, будто закручивающимся в спираль линиям пейзажа. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств.

Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях.

В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик». И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. Вскоре семья переселилась в столицу. Ребенком он пережил и смерть матери.