Эдварда Мунк
На грандиозной парижской выставке «Истоки XX века» имя Эдварда Мунка было поставлено в один ряд с Сезанном, Гогеном и ван Гогом. Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка. В 1779 году Эдвард Мунк поступает в Технический колледж.
Эдвардмунк – один из самых известных художников. «крик» ЭДВАРДА МУНКА – ИСТИННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, ЕДВА ЛИ НЕ САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ КАРТИНА В МИРЕ, ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА. Эдвард Мунк обладал очень привлекательной внешностью, некоторые называли его самым красивым мужчиной Норвегии.
До 1879 года Эдвард Мунк хотел стать инженером, но ему помешала болезнь. Эдвард Мунк – норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства. Эдвард Мунк – Норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства. Мунк Эдвард (Munch) (12 декабря 1863, Лётен, Хедмарк — 23 января 1944, Экелю, близ Осло), норвежский живописец и график, теоретик искусства, театральный художник.
С начала 1890-х годов в течение тридцати лет Эдвард Мунк работает над циклом «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». Но Эдвард Мунк, который с рождения отличался слабым здоровьем, выживает. Разобрав и систематизировав свои картины, гравюры и литографии и завещав их городу Осло, Эдвард Мунк умрет в возрасте 80 лет, 23 января 1944 года. Когда Эдварду Мунку было 76 лет, фашистская Германия оккупировала Норвегию.
После смерти матери Софи и Эдварда (Лауры) она взяла на себя заботы по ведению хозяйства в доме Мунков. Написанная в 1890-х годах картина «Расставание» буквально иллюстрирует то, как Эдвард Мунк воспринимал жизнь. Это имя хорошо известно на Западе, где произведения, созданные Эдвардом Мунком, занимают почетное место в одном ряду с такими известными мастерами, как Гоген и Сезанн. В 1916 году на окраине Кристиании Эдвард Мунк покупает усадьбу Экели, которую он полюбил и сделал своей постоянной резиденцией до конца жизни. В связи с этим свои последние четыре года Эдвард Мунк жил словно под дамокловым мечом, опасаясь конфискации собственных картин.
Эдвард Мунк (норв. Эдвард Мунк появился на свет в небольшом городке Лэттен, расположенном в норвежской провинции Хедмарк. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождён.
В декабре 1895 года Эдварда Мунка настигает очередная потеря — от пневмонии умирает младший брат Андреас. Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка. Портрет Эдварда Мунка изображён на банкноте в 1000 норвежских крон. Эдвард Мунк (род. Так, в 1974 году вышел фильм «Эдвард Мунк», рассказывающий о годах становления экспрессиониста.
Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Талантливого норвежского художника Эдварда Мунка многие западные ценители живописи считают основателем новой эпохи искусства. Эдвард Мунк родился в многодетной семье военного врача.
«часто я просыпался в холодном поту и оглядывал свою комнату, чтобы убедиться, не в аду ли я», – сознался в конце жизни Эдвард Мунк. Эдвард Мунк (норв. В 1883 году имя Эдварда Мунка впервые услышали в норвежском обществе. Больной, почти ослепший, Эдвард Мунк отшельником проведет последние годы жизни в собственном доме в норвежском городке Экели. Творческое наследие Эдварда Мунка – знаменитого норвежского живописца, графика, театрального художника и теоретика искусства, насчитывает около 1000 картин, 4400 акварелей и рисунков, более 15000 эстампов, а также шесть скульптур.
В течение 1883 года Эдвард Мунк впервые экспонирует свои работы на выставке и его картина «Утро» вызывает положительные отзывы. Эдвард Мунк – ярчайший представитель экспрессионизма, нового течения в живописи XX века. Хотя в творчестве Эдварда Мунка сложно найти соответствие каким-либо определенным направлениям живописи, огромное значение его творчества, способствовавшего появлению нового художественного направления – экспрессионизма, неоспоримо. Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский живописециграфик, театральный художник, теоретик искусства. В статье «Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника» кратко о жизни норвежского живописца и графика, теоретика искусства.
Творчество норвежского художника Эдварда Мунка часто ассоциируют с такими направлениями, как символизм, экспрессионизм и эстетизм. «без моих картин я – ничто», – признался однажды Эдвард Мунк, произведения которого сейчас известны намного больше, чем сам автор. Портрет Эдварда Мунка изображён на банкноте в 1000 норвежских крон.
Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка.
Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. В 1900-х гг. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»22, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»23. В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи. Также маленькая выставка под открытым небом, приуроченнаяк жизни и творчеству Эдварда Мунка, проходит в центре Берлина – на Потсдамской площади (до 26 декабря 2013 года). Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»24, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк.
Николаева. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. При всем многообразии животного и растительного мира изображаемого мастером, особенно много и успешно он рисовал креветок: «Я рисую креветок уже несколько десятков лет и только начинаю немного постигать их характер». «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. «Крик» входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти». носят пейзажный характер.
- Эдвард Мунк: жизнь и творчество художника
- Эдвард Мунк – парадоксальный художник
- Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника
- Художник Эдвард Мунк: произведения, биография
Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа.
«Я почувствовал сильное смущение, – вспоминает Ци Байши, – поскольку Цишань был совершенным мастером, потомком прославленного сунского поэта и каллиграфа Хуан Шаньгу». При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»22 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Он в совершенстве постигает все изобразительные возможности живописи тушью. Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье.
- Страх смерти и жажда жизни: 5 картин Эдварда Мунка
- ЭДВАРД МУНК (Компиляция из разных источников)
- Эдвард Мунк – краткая биография
- Эдвард Мунк: «Я услышал ужасающий, нескончаемый крик природы»
- Интересные факты из жизни художника
- 0 Эдвард Мунк – парадоксальный художник
- Эдвард Мунк: краткая биография и картины
Уже в середине 80-х гг. Черты намечены легкими штрихами, а пышные волосы – волнообразными линиями. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа.
Такого в вселенской живописи еще не было. Прошло время и, не выдержав приступов мигрени, он заканчивает жизнь самоубийством. В это время Мунк начал общаться с компанией радикальных анархистов из Христиании – надо признать, они были не более чем бледной тенью их современников, нигилистов из Санкт-Петербурга3.
Это всё конечно не пошло на пользу полотну. Его так же растащили на майки, брелоки и комиксы.
Крик Крик Крик Первый вариант картины был написан Мунком в 1893 году. Многие листы выполнены в смешанных техниках, позволяющих добиться наибольшей выразительности и остроты образа. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849).
«Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.
Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. КУЛЬТУРА И СТИЛЬ ЖИЗНИ Самая известная работа художника Эдварда Мунк, «Ле Кри», является центром внимания с 24 апреля. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом.
- Детство и юность норвежского художника
- Самые известные картины Эдварда Мунка с названиями
- Нервные срывы и лечение болезни
- Портреты как передача человеческой души
- Творчество в последние годы жизни
- «Больная девочка» : прощание с любимой сестрой
В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Они воплощали жизнь и смерть, любовь, ревность, теску. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ.
На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом. Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка.
Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии. Объединение берлинских живописцев посчитало его работы безобразными и закрыло выставку. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту.
- Травля критиков и непонимание публики
- «Расставание» : боль от разрыва отношений
- Память и отражение в мировой культуре
- Словари и энциклопедии на Академике
- Биография и произведения Эдварда Мунка
- Отношения с женщинами и болезнь Эдварда Мунка
- Последние годы жизни Эдварда Мунка
В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Но и природа изображалась им весьма поверхностно. В этот момент выставки работ Эдварда Мунка, приуроченные к 150-летию со дня его рождения, проходят по всей Европе, в частности, в цюрихском Художественном музее (до 12 января 2014 года), во Дворце дожей в Генуе (до 27 апреля 2014 года), в Музее Шпренгеля в Ганновере (до 26 января 2014 года). Астроном Д. Ольсен из штата Техас даже определил место в Осло, где могло быть видно именно такое небо, как описал его Мунк. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (через 10 лет эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях.
В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах.
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Биография и творчество художника
- Эдвард Мунк, норвежский художник
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Эдвард Мунк – норвежский художник
- Эдвард Мунк / Цвет времени / Телеканал Культура
Первый вариант картины был создан в 1893-1894 гг., в 1895 г. была выполнена литография, а всего Мунк создал пять вариантов картины. Но в этих пейзажах нет еще той точности, уверенности линий, которые появятся позднее. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни».
Но больше всего его раздражали пальцы. В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение. Мунк трудно сходился с людьми, хотя имел достаточно друзей: предпочитая одиночество, он все-таки стремился быть среди них. В последние годы художник все чаще пишет животных, растения: «Интересно проследить, например, как одной только черной тушью он передает различную фактуру предметов: твердые блестящие листья пальмы, ее ствол и рядом – только что вылупившихся пушистых цыплят (картина "Пальма и цыплята"), – пишет Н. С.
Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества.
В 1885 году появилась его Мадонна, созданная, возможно, под влиянием Пшибышевского. Тонко и живо художник передает свое восприятие природы, свои ощущения от общения с ней. Он также продолжил работу над графикой, включая литографические портреты.
- Краткие биографии художников 3/ Эдвард Мунк /
- Картина Крик Эдварда Мунка, видео обзор картины
- (18) 5 ТАИНСТВЕННЫХ КАРТИН ВЕЛИКИХ ХУДОЖНИКОВ
- РИСУЕМСБРО – ОРУЩЕЕ БЛО МУНКА (18)
В начале девяностых Ци Байши с особым усердием занимается пейзажем и живописью «цветы и птицы». В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Ну, например, музейный работник по своей нерасторопности уронил само полотно.
Эдвард Мунк (edvard munch) совсем вошел в историю как тот сумрачный норвежец, который написал Крик, как художник, страдавший затянутыми депрессияами, все творчество которого непрерывно сопровождали темы ужаса и погибели. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами. Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»).
В 1918 году художник писал: «Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение тридцати лет. Одна из его ранних картин – Больная девочка, выставленная в Осеннем салоне Христианин (ныне Осло), - открыла целую сюиту изображений комнат с больными и умирающими. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Середина 1880-х годов ознаменовалась серьезным поворотом в его жизни и в художественных воззрениях.
- Найдено схем по теме ЭДВАРД МУНК – 0
- Найдено научныех статей по теме ЭДВАРД МУНК – 0
- Найдено книг по теме ЭДВАРД МУНК – 0
- Найдено презентаций по теме ЭДВАРД МУНК – 0
- Найдено рефератов по теме ЭДВАРД МУНК – 0
Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Всего он провёл там более полугода.
Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». В 1893 году он написал первый вариант «Крика». Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»32 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца33. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде.
долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Многие картины художник писал в нескольких вариантах. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Его портреты превосходно отражали характер человека. Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни.
Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение.
Графика Мунка поражает разнообразием техники. Свои произведения автор сравнивал с музыкой. Создана картина в Берлине. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей.
Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Но картина пострадала больше всего именно из-за каких-то мистических совпадений. «Через всю серию картин, – объяснял он, – проходит волнистая линия побережья. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. В Германии у Мунка было много друзей.
Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. «Крик» входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти». «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского.
Он умеет отбирать главное». Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Главным становится передача состояния, психологии, а не события. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба — «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу.
Мунк упорно учился. Берлин Девушки на мосту, 1927 г. Девушки на мосту, 1927 г. Он обучался в Норвегии и Франции, путешествовал по Италии, знакомясь с работами общепризнанных мастеров. Художник то достоверно описывает свой облик, то отказывается от буквального полного сходства, а скорее стремится создать психологически адекватный портрет, отмеченный напряженным лиризмом. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи.
Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг.
Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Творчество Мунка с начала 1890-х гг. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее — фигуры играющих и купающихся детей.
Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Все вокруг мрачно и бледно. В бегло намеченных чертах лица — усталость и горечь.
По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги.
развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла.
Я не верую в художество, сделанное не по зову сердца. Мои картины – это мой ежедневник. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Через портрет он всегда исследовал душу человека.
Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения.
В гравюре и литографии Мунк воплощал те же сюжеты, что и в живописи, но с гораздо большей энергией, силой и оригинальностью. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». В 1918 году Мунк писал: Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение 30 лет.
Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. Художнику на тот момент было 29 лет. Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства.
Одним из лучших среди живописных портретов Мунка является написанный им в 1909 г. портрет профессора Даниэля Якобсона — врача, лечившего художника. Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «».
Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Впервые Мунк приехал сюда в 1892 г., несколько последующих лет он провел преимущественно в Берлине. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Одним из инициаторов запрета стал художник Антон фон Вернер, представитель вильгельмизма и ярый противник модернизма. Отполировав таким образом камень, я опять делал на нем резьбу.
Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки.
Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»7: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада8. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи. И это всего две истории связанные с хранителями музея, где выставлено полотно. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1.
Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Офорт Голос был создан в 1895 году, через два года после одноименной картины. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Искусство отдало значение моей жизни. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта.
«Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Я приостановился и изрядно отстал от приятелей.
«Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. Достоевского «Преступление и наказание». Многие его живописные произведения были переведены им в офорт и литографию, которыми он овладел в совершенстве. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей.
Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Она называлась «Дорога никуда».
Кстати, «Криков» несколько, а если быть ещё точнее ровно четыре. Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине.
Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал. В поздние годы, Мунк нарисовал несколько картин с использованием моделей. Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). Скажите проклятье. В него вошло около трехсот листов. Первая дата – 1888–1889 годы.
Пластический язык обретает исключительную силу. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки.
Тот дал его работам самую высокую оценку, сравнив их с произведениями монаха Цишаня. Получается лучшая гармония красок. Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж.
Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». А в 1898 году был сотворен Берлинский сецессион, президентом которого стал Макс Либерман (max liebermann). Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным.
Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. Другой сотрудник также обронил полотно, но к счастью, остался жив. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892).
Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. Образ конкретной женщины превратился в символ вечной женственности источника жизни. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. В его судьбу вторглась война.
В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности.
Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Осенью он едет в Париж.
В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». До того, как в 2015 году наследие Мунка перешло в общественное достояние53, Музей Мунка выступал как официальный правообладатель в вопросах, связанных с коммерческим использованием его картин. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Именно здесь началось увлечение пейзажем — наиболее распространенным жанром национальной живописи.
Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. Мунк также верил, что когда-то лун было две. В конце 1880-1900-х гг. В портретах Мунк иногда использует мелкий мазок импрессионистов (Портрет сестры, 1892), а иногда концентрические красочные вихри, напоминающие Ван Гога, как в Автопортрете с папиросой (1895). Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Много картин находится в Бергене.
Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные художником после общения с сестрой известного философа». Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. «С этого времени я отложил долото и взял в руки вместо него кисть для живописи», – записал Ци Байши в дневнике. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события.
Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде».
«Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники.
В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Портреты художника – исследование человеческой души. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд.
Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет.
входит в незавершенный цикл Фриз жизни. – одним словом, все, что попадалось на глаза. Както Ци Байши сказал: "Слишком много деталей на ножках у креветки, но я не собираюсь писать эти штучки".
Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). Среди завсегдатаев этого кафе числился и знаменитый шведский драматург Август Стриндберг – Мунк написал его портрет. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. На первом варианте небо написано в багряных тонах. Другие верят, что Мунк предвидел все катастрофы и потрясения, которые ждут человечество в XX веке и изобразил ужас перед будущим и в то же время невозможность его преодоления.
Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. В 1879 году Эдвард поступил в технический колледж, где показал прекрасные успехи в физике, химии и математике, несмотря на то, что хрупкое здоровье препятствовало полноценному обучению10. «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Рядом с ней — мать.
Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала.
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке9. Так что если в каком музеи и увидите это полотно, не подумайте сразу, что это копия возможно, это одна из этих четырёх версий. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой.
В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. Сам Мунк, был болезненным ребенком.
Мунк экспериментирует с различными стилями, многие картины этого периода отмечены влиянием импрессионизма и пуантилизма. Богема стала для него второй семьей. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. Вдохновленный вопрос Что сподобило Мунка нарисовать «Крик». Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы. Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства.
Завадская. В 1930 году произошло непоправимое: у Мунка случилось кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза из-за которого он был вынужден на время оставить живопись.
Девушка появлялась и в созданном в 1894 году Пепле – в белом платье на фоне сумеречного лесного пейзажа, волосы ее распущены, руки заломлены, а у нижнего края картины можно различить темный силуэт мужчины, который охватил руками голову и застыл в немом отчаянии. Картины природы всегда преломлены через настроение художника. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Эдвард Мунк как раз таки страдал подобными расстройствами и фобиями. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова».
В 1886 году Мунк продолжает выставлять свои работы на выставках. Я все это пережил сам. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Он был очень религиозным человеком.
На смену приходит пафос утверждения жизни. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти.
Разве вы не знаете, что луна круглая. ». Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет.
Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)31. В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». Главная улица норвежской столицы превращается в устрашающую декорацию для отображения трагического настроения, свойственного современной городской жизни. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. В созданном в 1896 году Портрете Августа Стриндберга на черном фоне выступают лишь лицо и белый ворот рубашки. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели.
В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Проект остался нереализованным. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника.
Луч весеннего солнца пронизывает комнату, бросая яркие блики на предметы, на исполненные страдания и печали лица. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой42. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. В конце жизни Эдвард Мунк написал свой автопортрет.
Всего он провёл там более полугода. Ци Байши становится учеником Ван Сянци. Поиски заняли целых два года. По ступени славе мотива Крик разрешено сопоставить разве что с Джокондой да Винчи. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение.
В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. Грин позаимствовал наименование для своего романа. И вроде ничего такого в этом полотне нет, да вот история его жизни после создания потрясает.
Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти». «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер.
Солнце, 1910-1913 гг. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. – Я не пишу с натуры. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. Девушка есть и в Танце жизни (1899-1900) и в картине Три возраста женщины (ок. 1895).
Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Он помнил её бледное лицо, тоненькие дрожащие руки, почти прозрачную кожу и потому мазками, которые зрителям казались незавершенными, он хотел отобразить почти призрачный образ умирающей девочки. Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача.
В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Самая, пожалуй известная работа Мунка обросла великим множеством комментариев и интерпретаций при всем разнообразии воззрений сущность их в том, что главное в картине – ее способность вызвать у зрителя глубокое личное переживание. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза.
Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Тогда же Ци Байши становится выдающимся резчиком печатей. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы.
В течение 1909-1916 гг. И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой.
Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Как. В этих картинах за извилистой линией берега – всегда волнующееся море и под кронами деревьев развертывается своя жизнь с ее причудами, все ее вариации, ее радости и печали».
Портреты художника — исследование человеческой души. Его гравюры – пожалуй, высшее достижение мастера. На момент её болезни и угасания Эдварду было всего 15 лет. Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи.
Мунк практически не использоваал прямых линий. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Но тогда не понятно, зачем Мунк подарил все свои работы, а их более полторы тысячи, не предупредив о полотне под названием «Крик». Один из первых представителей экспрессионизма.
Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. Здесь он проживёт остаток жизни. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие.
На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». Фриз включает "Поцелуй", "Барку юности", мужчин и женщин, "Вампира", "Крик", "Мадонну". Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине.
В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала.
Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. Каждая картина тогда, писал он, «издает свой собственный звук и эти звуки объединяются в общую мелодию». После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.
Он был вторым ребёнком в семье: у него была старшая сестра, Юханна София, две младших— Ингер и Лаура и брат Андреас. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Женщина изображенная на картине рядом с девушкой – тетя художника Карен Бьельстад, которая заботилась о детях своей сестры после ее смерти. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов.
Особенно важным в биографии Мунка является 1892 г. Осенью этого года в Берлине была открыта персональная выставка норвежского мастера. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Значение же Мунка для искусства модерна состоит в том, что созданные им образы объединяют синтетизм и смелый колорит с графической условностью плоскостного решения. Символом обаяния и гармонии стал созданный в 1903 году Портрет Евы Мудосси. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп». Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда – и десять-пятнадцать лет.
Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. Он вырос в норвежской столице, Кристиании (ныне Осло). Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. Этот образ тесно связан с популярным в европейском искусстве в 1890-е годы стилем «ар нуво», для которого характерны плавные, волнистые линии.
Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Незадолго от смерти художник справился с алкоголизмом и вдобавок отказался от кофе, заменив его чаем. С точки зрения как критиков, так и офтальмологов, в них очевиден страх художника окончательно потерять зрение. Не случайно в процессе работы над полотном он отказывается от мрачных смысловых атрибутов, хотя и они трактованы неоднозначно: череп животного буйно прорастает листвой, погребенное в земле тело, как щупальцами, объято корнями дерева. Эдвард Мунк родился в 1863 году. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин.
В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников.
Еще чрез некотороеколичество лет от той же заболевания сгорела его старшая сестра Софи. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Изначально, художник назвал картину «Крик природы».
В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Кто-то умирал, кто-то сходил с ума, кто-то калечился на всю жизнь.
В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Картина становится символом вечного возрождения жизни.
В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. Вся творческая жизнь художника – это смесь трагических нот отчаяния, неудовлетворенности, страха и пауз гармонии, умиротворения.
Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое.
ориентация норвежского искусства меняется. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Как правило, Мунк создавал портреты тех, с кем находился в дружеских или реже – в деловых отношениях. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. Одна из главных в его жизни картин «Больная девочка» вызывает скандальную реакцию. Сюжет полотна был навеян постоянными воспоминаниями Мунка о смерти старшей сестры Софи. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3637.
У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Все вокруг полно таинственного ожидания, вслушивания. Лицо человека — застывшая безликая маска. Фриз включает «Поцелуй», «Барку юности», мужчин и женщин, «Вампира», «Крик», «Мадонну».
Был посреди них и Эдвард Мунк. Его краски стали резче и интенсивнее. Только на кровати светится яркое покрывало. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество.
Я верую в картины, написанные кровью сердца, – объяснял Эдвард Мунк. Однако, создавая свои картины, он никогда не стремился к простому копированию природы. Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж.
– Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». Зрители воспринимают полотно как набросок к картине, а не как законченную работу.
Что же случалось. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть.
Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Всего он провёл там более полугода. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Осенью он едет в Париж. От изображенной здесь женской фигуры на фоне освещенного луной пейзажа веет тишиной.
В эти же годы художник овладевает сложным традиционным ремеслом оформления свитка. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. В 1921-1922 гг.
Несчастья. Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. В 2012 году вариант картины, нацарапанный в 1895 году, был продан на аукционе практически за 120 миллионов баксов: Крик вошел в десятку самых драгоценных полотен всех пор. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Такова, например, картина «Попутный ветер», где Ци Байши передает легкое стремительное движение, картина создает впечатление радости, бодрости. Влияние этой группы очень ярко проявилось в творчестве Мунка 80-х годов.
В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Желая притормозить новое, консерваторы добились противного эффекта.
Художник отправился на исцеление в больницу. Подчеркивая величие образа, художник назвал гравюру Мадонна. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании14. Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Это были первые опыты художника. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом.
Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Один из друзей художника, Адольф Поль, так описывал свои впечатления от этой работы: «На краю кровати сидит обнаженная девочка. Они свободны от излишней повествовательности. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании.
«Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. Но кроме задуманных картин, Фриз жизни объединил ряд живописных и графических произведений, каждое из которых граничит с трагическим и оптимистическим аспектами бытия. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях46. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку.
Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. Болезнь сопровождала его и после интенсивного исцеления, но живописца это уже не чучело. В этом случае его картины можно расценивать как предварительный этап работы, а графический оттиск – как завершающий. Солнце, 1910-1913 гг.
Огромную роль в формировании его как художника сыграло и творчество Гогена и Ван Гога. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Но практически тоже самое случается и с посетителями. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль.
Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Мунк наделяет природу значительностью, в ней появляется что-то необычное, завораживающее, возвышающее ее над обыденностью. Образ продается и покупается до сих пор.
Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Мир, окружающий художника, становится страшным, он полон боли, кошмаров и зла. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение.
Что за чертовщину они там плетут. Доказывая необходимость работать циклами и сериями, Мунк утверждал, что, будучи собранными в серии, его картины становятся подобны симфонии. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном.
В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. «Я почувствовал крик Природы»).
В 1903году у него завязался роман с виолончелисткой Эвангелиной Маддок, выступавшей под итальянизированным псевдонимом Эва Мудоччи, но их отношения омрачало всё более болезненное поведение Мунка.
Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. Это было совсем нелегко, но я продолжал рисовать. В 1892 художник участвовал в большой выставке в Берлине, но его картины были встречены враждебно. Он был первым, кто заметил талант Эдварда.
В них запечатлен духовный путь мастера. Есть даже чипсы в облике кричащей головы, а уж цитат, то и дело всплывающих в фильмах ужасов, не перечесть. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны30. Есть лишь чувство, переданная парой штрихов. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге.
Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Вскоре семья переселилась в столицу. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности.
Восхищаться картинами Мунка стало занятием прогрессивным и даже популярным. Он считал, что точно передать внутреннее состояние, по его собственному выражению, энергию жизни героев способны только взвихренные, волнообразные линии. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»24 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику25. Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м. в творчестве Мунка намечается сдвиг, приведший в дальнейшем к принципиально новым акцентам в его искусстве.
Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Он называл это «лошадиным лечением».
Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг.
Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Сестра будущего живописца, Софи, также скончалась от этой болезни в 15 лет. Вдруг небо покраснело и мне показалось, что его окутали языки пламени. Психология Когда Эдварду было 5 лет, от чахотки погибла его мама.
Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. Ци Байши со страстью начал овладевать живописным мастерством в стиле Ху. Лица нет.
Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». И в итоге его полотно само подтвердило это учёное утверждение. В сущности его картины 80-х гг. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании.
– так более и не нарисовал солнце. Первая дата – 1888–1889 годы. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем.
Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. Он издает вопль. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны.
Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. На следующий год он снова посещает этот город и попадает на последнюю выставку импрессионистов.
Его творчество резко изменилось. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). По примеру белых стихов, которые писали его друзья-литераторы в Кристиании, Мунк сопроводил картину соответствующим текстом, описывая пережитый им опыт – именно закат послужил для него стимулом к пугающему откровению: «Я шел с двумя друзьями вдоль дороги – солнце садилось. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи.
В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.
Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств.
22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты.
Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Перед смертью, Мунк завещал свою обширную коллекцию картин, биографических и литературных заметок столице Норвегии. Ни пользу. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Одной из картин, вошедших в этот крупный цикл, стал известный Крик.
Дурная слава никогда никому не приносила ни выгоду. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья.
Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский художник и график. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада.
Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». Ци Байши рассказывает о своих первых опытах живописания: «Придя из школы, я схватил кисть и тушечницу и принялся рисовать. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут.
В 80-е гг. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Тихая печаль сквозит в тонком полупрозрачном профиле откинувшейся на подушку девочки, в образе поникшей у ее кресла матери.
Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. Живое побеждает смерть.
Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Он не опасался нареканий в схематичности и не обожал прекрасных картин. Врачи поставили Мунку безнадёжный диагноз: маниакально-депрессивный психоз. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893).
У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. В это соединение вошли наиболее популярные художники той поры. Художник страдал бессонницей и паранойей. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер.