Энгр Наполеон На Троне
" Жан Огюст Доминик Энгр "Наполеон на императорском троне". Наполеон I на его Императорском троне – портрет 1806 года Наполеона I Франции в его костюме коронации, окрашенном французским живописцем Энгром.
Портрет Наполеона на императорском троне
Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции. Особое внимание привлекает портрет дочери (мы ничего не знаем о ней, кроме того, что девушка умерла в год создания портрета). Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин»54. И эта картина писалась долго: начатая во Флоренции в 1820 году, она была завершена лишь 36 лет спустя. В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106.
Цвет Стратоники не совсем белый, а немного лиловый. Французский художник Жан Огюст Доминик Энгр родился в Монтобане, в Гаскони. «Источник» был выставлен в мастерской Энгра, его собирались приобрести, по словам художника, пятеро покупателей. Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал)18. Эта работа выдержана в ярких, звучных тонах с доминированием красного, зелёного и жёлто-оранжевого, на фоне которых выделяется розоватое тело героини.
Ещё одной известной римской работой Энгра стала картина «Антиох и Стратоника», написанная на сюжет Плутарха. Подпись ЭНГР П находится в нижней левой части и 1806 ANNO в нижнем правом. В 1817 году скончалась его мать. Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником.
Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню. Они словно бросают вызов всему миру, подобно героям Байрона. На рисунке изображена семья французского консула в Чивитавеккья. «Лишь одеяния ангелов, переливающихся розовато-золотистыми оттенками, заставляют вспомнить лучшие колористические находки Энгра, как и идеальная пластика фигур»71. Кроме того, отец Жана Огюста был всесторонне образованным человеком и стремился научить сына всему тому, что знал и умел сам.
В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год). Но это придало ему и хорошей художнической злости. В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век». C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место7. Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке»56. В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам— композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы16.
Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки25. В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности»27. Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа. В настоящее время находится в музее Орсе.
Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II. Столь же спокойно и выражение его лица. Энгр, казалось, вернулся к методам молодости, весьма вольно обращаясь с перспективой и пропорциональными отношениями. Продуктивность Энгра-художника из-за его прямых обязанностей несколько снизилась. В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева». Музей Конде, Шанилйи.
Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса». В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме. Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства. Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена». — Его надо найти в самой модели».
Описание картины Доминика Энгра «Портрет Наполеона на императорском троне»
Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения»112113. В Риме Энгр продолжал работать в портретном жанре, создав изображения М. Гране и мадам Девосе (оба— 1807 года). Короля прессы называли «делателем министров», Его Величеством Бертеном I. Именно таким увидел его Энгр — несокрушимая глыба источающая энергию и волю.
К чему такие властные коннотации у императора-демократа. Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии. Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства82. Официальные круги приняли картину с восторгом. «Моя большая историческая миниатюра», – Энгр про эту картину. Молодой художник изобразил новоиспеченного императора в архаическом стиле. Однако к сроку полотно не было готово, о чём автор очень сожалел.
Жан Огюст Доминик Энгр — французский художник
И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии102. Осенью 1806 года Энгр, наконец, смог отправиться в Рим. Предмет носит белую обувь, вышитую в золоте и опоре на подушку.
В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди. Заканчивает по классу исторической живописи, но в основном пишет портреты. Меч коронации находится в его ножнах и поддержавший шелковым шарфом.
Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере. Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его.
В Лувре полотно хранилось до 1986 года. Интерьер писал не сам. Как и обычно у Энгра, портрет полон конкретных деталей. Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане. Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного»45. Забавный исторический анекдот.
Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм. Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см). Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии». Вместе с тем он был далек от одноплановости. Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла. Ее фигура четко вырисовывается на фоне неба, подобно памятнику.
Но вскоре все это забылось — Энгр едет, наконец, в Италию. С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние абсолютно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра.
Ещё в 1809 году первый заказ ему сделал Иоахим Мюрат.
Наполеон на императорском троне
Дэвид (кто закончил его собственное Коронация Наполеона в следующем году) обеспечил серьезное суждение и критики были однородно враждебными, придираясь к странным разногласиям цвета, хотеть скульптурного облегчения, холодной точности контура и застенчиво архаичному качеству. Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils)4. Николаю и Александру Невскому. В то же время используя классицистскую стилизацию, Энгр не опустился до китча, как в аналогичных по тематике полотнах Труайе или Жерома126. В отличие от родителей она изображена не в интерьере гостиной, а в пейзаже. В знаменитых "купальщицах" и "одалисках", которые Энгр создавал на протяжении всей своей творческой жизни ("Купающаяся женщина", "Купальщица Вальпенсон", "Маленькая купальщица", "Большая одалиска", "Одалиска с рабыней", "Источник", "Турецкая баня"), с особой силой проявилось присущее именно ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы абсолютной красоты. Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году.
Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета141, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года142. По дороге останавливается во Флоренции, где сильное впечатление на него произвел Мазаччо. За редкими исключениями произведения Энгра посвящены мифологической и литературной тематике, а также истории античности истолкованной в эпическом духе. «Не старайтесь создавать красивый характер, — говорил Энгр.
Доминик Энгр родился на юге Франции в старинном городе Монтобане. Его отец, Жозеф Энгр, был художником-миниатюристом и дал ему первые уроки рисования. В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики. Образ Мадонны написан под влиянием Рафаэля, но ей недостает теплоты и человечности.
Описание картины «Портрет Наполеона »
В конце жизни Энгр признавал, что хотел бы уйти от людей и жить в тишине среди любимых привязанностей и это означало, что он переживал типичный для художника XIX века внутренний конфликт136. В 1820-е годы он испытал серьёзный творческий перелом, после которого стал использовать почти исключительно традиционные формальные приёмы и сюжеты, хотя и не всегда последовательно. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году.
Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году.
Опять помпейские мотивы (интерьер, пальцы у подбородка). Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана». Энгр в дальнейшем создал восемь повторений московской картины, воссоздающих как строгое следование канонам классицизма, так и рафаэлевского прообраза100. Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным. Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс».
Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам». Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов). «Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур44. Освободившись от обязанностей художника-пенсионера, Энгр мог продолжать эксперименты, но одновременно ему приходилось зарабатывать на жизнь.
В соединении с портретом короля образовалось абсолютно эклектическое произведение. «На мой взгляд, — писал Стендаль, — это очень сухое произведение».
Статуэтка "Наполеон на императорском троне" (Жан Огюст Доминик Энгр)
Эти портреты, которые ныне хранятся в Лувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя в подражании художникам XV века.
Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости95. Впрочем, Гэри Тинтероу заметил, что сейчас такой стиль выглядит китчем108.
Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817). По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением. Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом».
Бодлер писал, что портреты мастера приближаются к идеалу воссоздания личности, кроме того, особого упоминания удостоились богатство и изысканность его палитры107. К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве. В портрете мадам Ривьер Энгр подчёркивал привлекательность модели, что показано также позой и одеянием. По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра»150. Парадоксальная фигура (об этом говорили и современники). Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами. В 1813 году Энгр женился. За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США140.
Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи»41. «Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному. Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства». Жена одного из заказчиков Энгра— видного чиновника при императорском дворце в Риме— предложила художнику переписываться со своей кузиной Мадлен Шапель. Офицеру ордена Почётного легиона полагались государственные похороны, последнее пристанище Энгра находится на кладбище Пер-Лашез.
Наполеон заказал Жану Энгру свой портрет в полный рост, когда художнику было 23 года. По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица109. Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита. Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим». Наполеон восседает в позе Бога Отца с картины Яна ван Эйка.
Узнав об этом, Энгр сильно огорчился. Его английские последователи стремились превратить классицистскую статуарную «бесчувственность» в «деиндивидуализированность» иными словами, они стремились «депсихологизировать» женское тело и превратить его в «эротический принцип per se»149. Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой»23. В верхней правой из живописи (и намного более явно на предварительном рисунке), отключенный на полпути через его ширину, может быть замечен щит отделениями Папской области, Este, Ломбардия, Венецией и Савойей, все преодолеваемые с короной Италии.
Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир. Прототипом для фигуры Селевка послужил сам Энгр, для Антиоха— его студент Ипполит Фландрен. Картина была задумана в общих чертах художником в 1820 году во Флоренции. Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер. Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40. Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем. Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене47.
По отзывам современников, он любил и умел говорить, до старости сохранил стремительность движений и вспыльчивый характер. Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи.
-472 Статуэтка Наполеон на императорском троне (Жан Огюст Доминик Энгр)
Позже он скажет ученикам: «Надо добиваться умения верно петь карандашом и кистью». Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион. Гайдн, Моцарт, Глюк — его любимые композиторы. Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале.
Статуэтка «Наполеон на императорском троне» демонстрирует момент пика успехов Наполеона темой для нее послужила картина Жана Огюста Доминика Энгра «Наполеон I». Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36. «Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни»80. Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства»58.
Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта. Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах132. Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели.
Однако в государстве нет денег и поездка отложена. Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887). Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился119. Стиль и техника Энгра сформировались ещё в ранней молодости и мало менялись в течение его жизни143.
Жан-Огюст-Доминик Энгр ( ) – Французский художник, художник информация и картины
Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон). Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже4. Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853). Стремится продолжать классицизирующую линию. В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое.
Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера. Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль»48. За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана. Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо».
Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет. Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника. В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной. Он одет в тунику и большую коронационную мантию. НАПОЛЕОН I. В 1799 г., после Французской революции, Наполеон добился верховной власти и установил военную диктатуру. Всего художник прожил в Италии 24 года103.
Однако, дело было в 1804 году, когда Наполеон был первым консулом и к моменту завершения картины он уже провозгласил себя императором. Через Милан, Болонью и Флоренцию Энгр последовал в Рим, куда прибыл 11 октября 1806 года. В Салоне 1824 года художник показал «Обет Людовика XIII» (Монтобан, Собор) — король представлен коленопреклоненным перед Мадонной с Младенцем.
Учитель Энгра прославленный художник Жак-Луи Давид, работая над большим полотном «Коронование императора Наполеона Бонапарта» (1805-1807) использовал приемы, характерные для итальянского Ренессанса в сочетании с принципами стиля ампир, возникшего в эпоху правления Наполеона. «Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна. В Салоне 1806 года художник показывает портреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все — 1805, Париж, Лувр).
1801-1806 – первый парижский период (до отъезда в Италию). Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти. Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. Во Флоренции Энгр продолжал заниматься портретами.
Хорошо знали это издание и русские архитекторы. Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем»84. Двигаясь дальше от даты рождения Наполеона в хронологическом порядке, стоит рассказать о таком небезызвестном художнике Франции конца 18- начала 19 века, как Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867). В это время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы ("Эдип и сфинкс", "Зевс и Фетида", "Сон Оссиана", "Паоло и Франческа", "Роже и Анжелика", "Въезд дофина в Париж" и др. ), в которых одним из первых мастеров XIX века выходит за пределы традиционных классических сюжетов и самого стиля классической живописи.
Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года127. На одном из них (1804) Наполеон – Первый консул. Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время»16. С годами глаз художника становится острее, его понимание человеческого характера глубже, мастерство — совершеннее. Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс29.
Энгр Жан Огюст ДоминикКартины и биография
«Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса. Широкая публика смогла увидеть картину только в начале XX века. Античность оказалась яркой и насыщенной по цвету. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141. Пишет портреты друзей — пейзажиста Гране (1807, Экс-ан-Прованс, Музей Гране) и других, прекрасно передающие черты нового поколения, — людей эпохи романтизма, которых отличает героическая приподнятость, независимость духа, внутреннее горение, повышенная эмоциональность.
Впоследствии, будучи уже прославленным художником, он снова вернется в Италию в качестве директора Французской академии в Риме (1834-1841). Эта вещь вообще очень яркая. Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145. Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом». К этому времени уже развеян миф о «бесцветной» античности.
Музыкальная одаренность угадывается в мелодичности ритмов и линий его картин. Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая. Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу112. В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год»50.
Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда. Именно тондем правдивости, сдержаной эмоциональности и парадности, сделали картины Энгра столь великими. По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни»118. Ярким примером является «энгровский период» одного из ведущих представителей импрессионизма— Огюста Ренуара, пришедшийся на 1880-е годы.
Мастер стремится выявить особую гармонию, таящуюся в «неправильности» ее черт. На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20. 10 апреля 1867 года в Школе изящных искусств открылась ретроспективная выставка Энгра, которая совпала со Всемирной выставкой.
Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. В 1820-е годы он испытал серьёзный творческий перелом, после которого стал использовать почти исключительно традиционные формальные приёмы и сюжеты, хотя и не всегда последовательно. В основном они были написаны по заказам французских чиновников и аристократов, в частности французского посла в Риме де Блака, который покупал больше всего полотен Энгра. Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей115.
История декоративных стилей: ампир
Потом едет в Париж и учится у Давида. Он также оценивается как крупнейший представитель. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoисторизма в европейской живописи, заявляя, что развитие живописи достигло пика при Рафаэле, далее пошло в неверном направлении и его, Энгра, миссия— продолжить с того же уровня, который был достигнут в эпоху Ренессанса. В его руке – жезл власти, а на теле – королевский наряд. Опять же берётся за «старую» тему. Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта»43. Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137. На его голове золотой лавровый венок, подобный, каждый износился Цезарем.
На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане— тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица53. Фигурки амуров создают впечатление суеты, но придают композиции устойчивость, служа пьедесталом основной фигуре104. Давид в своей студии не только приобщал многочисленных учеников к идеалам классического искусства, но также обучал письму и рисованию с натуры и методам её интерпретации. Антиох и Стратоника. Противоречие – стремление быть историческим живописцем, но дар портретиста.
Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832). Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана5. Помимо портретов, он получил в 1812 году несколько заказов на оформление интерьеров, создав в том числе огромную композицию (5 метров в длину) «Ромул, победивший Акрона» для римской резиденции Наполеона. В его правой руке он держит скипетр Шарлеманя и в его левом рука справедливости.
В июле 1803 года Энгр получил важный государственный заказ— Наполеон Бонапарт решил наградить город Льеж своим официальным портретом. В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане. Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни. Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради. Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену)125.
Надгробие выполнил в 1868 году римский студент Энгра— скульптор Виктор Бальтар. Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа.
Статуэтка «Наполеон на императорском троне» -472 (Жан Огюст Доминик Энгр)
С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы. Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века79. Для Энгра, финансово зависимого от узкого круга заказчиков, это означало невозможность зарабатывать, как раньше. Энгр даже подумывал предложить им бросить жребий. Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля».
Последние годы в Риме Энгр зарабатывал на жизнь только рисованием портретов туристов, преимущественно британских, что сильно его раздражало. Сюжет взят из эпоса Ариосто «Неистовый Роланд». В этой картине выделяется цветовое решение, в котором ведущее значение имеют красные тона в сочетании с белизной постели и волос Леонардо. Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128. Давид написал несколько картин, прославлявших императора, в том числе «Наполеон на перевале Сен-Бернар» (1801), «Наполеон раздает армии орлов» (1810), «Наполеон в своем кабинете» (1812). Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами.
Вскоре после этого в газетах появились статьи, в которых писали, что художник делает неудачные попытки «вернуть искусство на четыре столетия назад, к мастерам XV века». Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов106.
Бартолини тогда ваял графскую жену. В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра6. Среди работ того периода стоит отметить портреты Наполеона.
Ковер под троном показывает могильника. В том же Салоне была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа, написанная на современную животрепещущую тему (расправа турок с греками на острове Хиос). В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отправиться во Французскую Академию в Риме. Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43.
Наполеон на его Императорском троне
О причине догадался врач Эрасистрат, когда увидел, как Стратоника зашла в помещение, где на ложе был распростёрт Антиох и какова его реакция101. Все эти художники позднее тесно общались во время пребывания в Риме. Но опять же не со стороны его военной карьеры, а со стороны политической карьеры. Другой полюс искусства французского мастера – портретная живопись.
Как показано выше, Chaussard (Le Pausanias Franais, 1806) осудил стиль Энгра как готический шрифт (стиль трубадура начинался в это время). В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле». Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии2. Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо».
Сочинение-описание картины Жана Энгра «Наполеон на императорском троне»
По духу принадлежит к искусству ок 1800. В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года. Ещё в Италии он познакомился с Никколо Паганини исполнив два его графических портрета, впрочем, в воспоминаниях Амори-Дюваля описан концерт Паганини в Париже 10 апреля 1831 года, на котором Энгр был только зрителем86. Тогда же Энгр познакомился с 24-летней художницей Анн-Мари-Жюли Форестье и быстро обручился. Формально полотно полностью отвечало канонам классицизма— композиция выстроена фронтально, заметны явный примат рисунка и строгая выписанность деталей, но фактически было образцом произвольного композиционного решения.
«Мое кресло стоит трона», — утверждал издатель. В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена. Июльская революция оставила Энгра равнодушным. Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля.
Он провозгласил себя императором в 1804 году и в этом качестве пребывал до 1815 года. Образ пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер не по-детски значителен. Глубина и своеобразие искусства Энгра проявились уже в ранний период его творчества. Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ». Энгр остановился на эпизоде ментального поединка, когда герой разгадывает неразрешимую загадку. В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен.
Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал. На кайме ковра орел – знак Зевса, повелителя Небес. Хотя в Москве французам закрепиться не удалось, Наполеон все равно вошел в историю и его имя знают даже дети. Впервые на эту тему в 1806 г. (среди вариантов темы картины для отчёта). Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её81.
Силуэт – предельно точно. В 1806 году Энгр дебютировал с этими полотнами в Салоне. Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу.
Эти заявления вполне типичны для эпохи рубежа XVIII—XIX веков, когда в художественной среде существовала идея высшей миссии художника, которой противопоставлялись взгляды романтиков на то, что судьба настоящего гения— одиночество и непонимание. В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской». В середине 1850-х годов Энгр стремился завершить давно начатые произведения, среди них был и «Источник», который он намеревался представить на Всемирной выставке 1855 года среди своих знаковых произведений. «Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма. Творчество Энгра делится на ряд этапов.
Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа73. Парижский Салон 1824 года открылся, когда Энгр ещё находился в пути. Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже. Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы.
1840. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие. Затем следует новый заказ: Портрет Наполеона на императорском троне (1806, Париж, Музей армии). В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида.
Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8. Предельная сгармонизованность и точность.
В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия65. Сумма гонорара составила 3000 франков.
Картина Наполеон Жан Огюст Доменик Энгр (1780-1867)
В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж). В декабре они обвенчались.
Помимо уроков рисования, он дал сыну основные представления о скульптуре (так как был не только художником, но и скульптором), а также научил играть на скрипке. Энгр направил в тот год картину «Эдип и Сфинкс»— первое своё отчётное полотно. Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141.
, Наполеон на императорском троне (Жан Огюст Доминик Энгр)
Энгр прекрасно играл на скрипке и в юности подрабатывал этим. Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. cole des Frres de lducation Chrtienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач4. Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков108. Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением.
Естественным для Энгра было было обращение к сюжету Данте о Паоло и Франческе да Римини55. Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года). Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо».
100 великих людей изменивших мир
Нет никаких аксессуаров, которые отвлекали бы от лица персонажа. Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона. Композиция картины полна символических деталей— расположение предметов на столе соответствует расположению фигур за ним: Мадонне— чаша с просфорой, а свечи в подсвечниках— св. Композиция «Венеры» была использована в другом известном полотне Энгра— «Источник». Потом врач по усилившемуся сердцебиению поставил диагноз.
В 1864 году он написал заново «Эдипа». Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году. В 1796 году Энгр поступил в мастерскую Давида в Париже, после ее окончания был удостоен Римской премии за картину "Послы Агамемнона у Ахилла" и в 1806 году уехал в Италию, в которой прожил 18 лет (сначала в Риме, затем во Флоренции), зарабатывая себе на жизнь графическими и живописными портретами.
Для корректной работы сайта необходима поддержка
Энгр был вообще нетерпим к критике и мог, судя по воспоминаниям Амори Дюваля и спустя полвека помнить каждый нелестный отзыв о своих работах. в 1806-1824 работал в Италии, где изучал искусство Возрождения и особенно творчество Рафаэля в 1834-1841 был директором Французской академии в Риме. Энгр писал картины на литературные, мифологические исторические сюжеты (Юпитер и Фетида, 1811, Музей Гране, Экс-ан-ПровансОбет Людовика XIII, 1824, собор в МонтобанеАпофеозГомера, 1827, Лувр, Париж), портреты, отличающиеся точностью наблюдений и предельной правдивостью психологической характеристикипортрет Л. Работая в Париже до отъезда в Рим, французский художник много работал, черпая вдохновение в творчестве Рафаэля и в гравюрах английского художника Джона Флаксмана. «Очаровательно, но до странности нелепо», – эти слова сказаны именно об этой картине. Энгр изобразил себя за работой, расчерчивающим мелом холст, натянутый на подрамник, причём образ решён в духе не академизма, а романтизма.
Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна63. Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом15. Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры. Не плохое достижение. Лувр, недавно заполненный добычей, захваченной Наполеоном в его кампаниях в Бельгии, Нидерландах и Италии, предоставил французским художникам начала девятнадцатого века с беспрецедентной возможностью изучить, сравнить и скопировать шедевры со старины и со всей истории европейской живописи.
Впрочем, Энгра и его заказчиков это беспокоило мало47. История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам98. Энгр был избран в члены Академии художеств и получил из рук Карла X орден Почетного легиона. 27 июля 1849 года скончалась супруга Энгра— Мадлен— в результате неудачного удаления зуба и последовавшего за этим заражения крови114. Ж. Энгр. Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845). Энгр Жан Огюст Доминик (Ingres Jean) (1780-1867), французский художник и рисовальщик. С1796 учился у Жака Луи Давида в Париже.
47 Жан-Огюст-Доминик Энгр, «Наполеон на императорском троне» (1806)
По неизвестной причине осенью 1847 года он прервал роспись, а в начале 1850 года расторг контракт. Однако русский ампир не стал точной копией французского – скорее, его вольным переводом.
Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он— созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма19. В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону148. Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе). Художник выполнил и множество графических портретов42.
Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток. С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне.
Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона) (1808) исполненная элегантной грации и царственности «Большая одалиска» (1814) дышащая томной негой и чувственностью «Турецкая баня» (1863 все — Париж, Лувр). Творчество Энгра делится на ряд этапов. На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году.
Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом»144. Первая премия в конкурсе 1797 года за рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник «прославит отечество своим необыкновенным талантом». Он создал такие произведения, как «Наполеон возле больных чумой в Яффе» (1804) и полное драматизма полотно «Наполеон на поле сражения в Прейсипг-Эйлау» (1808). Император изображен анфас, сидящим на троне.
Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года. На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других.
В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим31. Родился в 1780 г. в Монтобане, учился в Тулузской академии художеств. Его кисти принадлежит один из шедевров портретного жанра в европейском искусстве XIX века «Портрет Луи Франсуа Бертена» (1832, Париж, Лувр) — основателя влиятельной газеты Журналь де деба. Сама фигура Стратоники похожа на колонну.
1432), который был привезен в Париж в числе других военных трофеев. Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы». Сколько властной силы в этой мощной «львиной» голове, с седой гривой, в благообразном лице, сколько уверенности в своем всемогуществе в позе, в жесте рук с крепкими, цепкими пальцами — один из критиков с возмущением назвал их «паучьими».
В тот период в художественном мире у начинающих живописцев кумиром был Жак Луи Давид. Главным центром художественного образования Франции была тогда Высшая школа изящных искусств, куда Жан Огюст поступил в августе 1797 года. Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах. Творческий путь Энгра начался в период консульства и Первой империи, причём современная ему обстановка определила полную аполитичность художника. Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи»87.
Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми. Сама женщина превращалась в произведение искусства (Портрет Инес Муатессье, 1851, Лондон, Национальная галерея). Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства». Сегодня многие называют их лучшими произведениями Энгра.
Другим художником, воспевавшим императора, был Антуан-Жан Гро (1771-1835), который в основном изображал военные походы Наполеона. Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания»24. В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см). Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим.