Эту Картину Историческую Репин Посвятил Вольному Казачеству
Эту историческую картину и репин посвятил вольному казачеству
Шустова, – названная «Иоанн Грозный у гроба убитого им сына», датируемая 1860-и годами – которых, кстати говоря, после написания данного полотна, Николай Семёнович не пережил – он скончался в Петербурге в начале февраля 1869 года, едва достигнув 30-летнего возраста. И так далее. Невзирая на яростные нападки на религию (а только так и можно истолковать его «Отказы от исповеди», «Крестные ходы», гадкие «воплощения» царевны Софьи, царя Ивана Грозного etc). Достаточно известными являются по крайней мере две его работы с одинаковым названием «Отказ от исповеди». Сообщества разночинцев можно отыскать везде, практически в любой сфере общественной жизни. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Творческий метод Репина не признавал других подходов, кроме как работу с натурой. Он в полной мере проник в суть и смысл репинского творения и выступал за то, чтобы оно было снято с экспозиции в «Третьяковке». А толчком к реализации замысла послужила, по словам самого Репина, упомянутая симфоническая сюита «Антар» Римского-Корсакова. По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо более одухотворенным, человечным, живым. Напомним, что в известной мере эскизами к данному монументальному холсту послужили предшествующие картины этого же художника: «Явленная икона» (1877 год) и «Крестный ход в дубовом лесу», созданная на год позже.
Она служит красноречивейшим доказательством полного расцвета художественных сил у Репина. Картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» привлекает внимание своей красочностью, она так искрится положительной энергией, что иногда кажется, что на знаменитом полотне главным незримым персонажем является именно смех, хотя картина посвящена реальному историческому событию. Автором композицииявляется скульпторВалерий Пчелин (Краснодар). Темой своей магистерской диссертации Эварницкий взял Историю запорожских казаков. и так далее. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. В Краснодаре на пересечении ул.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Он им неинтересен. Об этом нам удалось разыскать драгоценное свидетельство Д. Н. Мамина-Сибиряка. Данный процесс начался ещё в 1871 году, когда он, новоиспечённый, 27-летний выпускник Академии художеств, взялся за написание «большого декоративного пятна» – картины «Собрание русских, польских и чешских», т. е. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Эта тема, что называется, мучила Илью Ефимовича всю жизнь. Написаны они очень выразительно и дерзко. Люди вполне понимают цену своей шутки.
Но и в «общество передвижников», «отцами-основателями» которого являлись И. Н. Но это отнюдь не то узорочье, коим русские украшали кожи и ткани, чтобы «удивлять красотою наряда», а какой-то монголо-татарский секонд-хенд. Кто-то предлагает назвать султана «старшим подсвинком его свиньи», кто-то называет его «кривым братом рогатого черта». Один казак, которого рассмешили такие обращения, даже наклонился на бочку, что стоит рядом со столом. Для написания этой работы Репин подыскал тёток потолще да побезобразнее: мать Серова Валентину Бергман, писательницу Елену Бларамберг (псевдонимы Апрелева, Е. Ардов) и «некую портниху» имя которой осталось неизвестным.
Картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» привлекает внимание своей красочностью, она так искрится положительной энергией, что иногда кажется, что на знаменитом полотне главным незримым персонажем является именно смех, хотя картина посвящена реальному историческому событию. Все персонажи произведения известного живописца создают впечатление не только удали и веселой бесшабашности, но и какой-то необычной внутренней силы, которая была свойственна только лучшим сыновьям украинского народа — представителям Запорожской вольницы. Бюджет её снова значительно увеличился. Первый факт. Громадная картина целиком остается в памяти зрителя. И теперь, хотя бы 1 000 000 корреспондентов «Тimеs» разносили меня в пух и прах, я остался бы при всем своем я глубоко убежден, что теперь в этой картине не надо ни прибавлять, ни убавлять ни одного штриха».
С технической стороны картина написана бесподобно. А из Поссевино, в свою очередь, враньё об «убиении» царевича Ивана перекочевало в «труды» прочих сочинителей-иностранцев – того же Жака Маржерета (который, к его чести, писал осторожно: «Ходит слух), Исаака Массы (тоже, впрочем, выражавшегося обтекаемо: «Иван умертвил или потерял своего сына»), Генриха фон Штадена и прочих. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
«Вообще неспособным к исторической живописи», напомним, признавал его Владимир Стасов. В ней запечатлена удивительная мощь и выразительность репинской кисти. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Существует миф, что Дядя Гиляй изображал хохочущего толстяка в белой папахе. А уже упоминавшийся нами Александра Бенуа на рубеже XIX-XX веков, то есть сотню с лишним лет тому назад, оценивал Репина как художника, который «для истории ещё не готов» (и это уже после «Царевны Софьи», «Ивана Грозного» и других «знаковых» работ. ).
Затаил. Вот как сам художник рассказывает о возникновении ее замысла: «Как-то в Москве, в 1881 г., я слышал новую вещь Римского-Корсакова «Месть». «Если бы Вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины. Голая голова казака в «Запорожцах» словно прорывает плоскость холста, оказываясь в пространстве зрителя.
«Казаки пишут письмо турецкому султану» (Репин): история одной картины
В сложнейшей многофигурной композиции картины нет ни одного случайного элемента. Под верхнюю одежду надевался обычный наряд – сорочка, зипун и становой кафтан (спереди разрезанный, застегивающийся, расходящийся книзу, без воротника, с широкими рукавами, напоминающий архиерейский сакос)». Однако «облачение» сына напоминает скорее нечто среднее между женским капотом и пеньюром, даже с кружевцами и рюшечками, а одежда отца – спецовку чернорабочего. Выделяется на картине голый по пояс казак. Поиску подходящих натурщиков художник отдавал много времени и сил. Благодаря чему на Западе и утвердилось за Грозным близкое, по их представлениях, прозвище «terrible» (страшный, ужасный, громадный, внушающий страх), что совершенно не соответствует русским представлениям (город Грозный, к примеру – это «Ужасный», что ли. ). Опишу как-нибудь этот любопытный сеанс подробно.
Чтобы понять это достаточно сколь-нибудь внимательно и без эмоций, посмотреть на пресловутую картину «Иван Грозный». Желание учиться привело его в Петербург, где он поступил в академию искусств. И до сих пор история создания прославленного творения Репина остается малоуясненной.
Они считают, что автор многое испортил, когда ввёл в действие героя, стоящего спиной в правой части композиции. Нестеров, С. А. Киселёв, Н. В. Ага, вот о них: «специально для работы над полотном по особому заказу были сшиты сапоги царевича, Ренин расписал их масляными красками», – сообщает источник. Вскоре «почувствовал, что здоровье стало ему изменять, а потому, полагая, что деревенский воздух и полное спокойствие помогут ему восстановить силы, отправился в деревню к отцу». Они считают, что автор многое испортил, когда ввёл в действие героя, стоящего спиной в правой части композиции. Событие изображенное Репиным на картине о том, как казаки пишут письмо турецкому султану имело место в реальной истории.
Я вспомнил о царе Иване». Как-то в Академии художеств Репину была задана программа «Ангел истребляет первенцев египетских». После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Шишкин, Н. А. «Запорожцы» для Репина были не просто одной из картин, написанных па исторический сюжет, а имели гораздо большее значение. Трудился он над ней якобы три года полотно было выставлено для публики в 1883 году. Авторство злой стилистической конструкции, служащей здесь в качестве заголовка, принадлежит лучшим друзьям Репина – критику и историку искусств Владимиру Стасову, который именно так, «совершенно особенным выродком» назвал Илью Ефимовича в письме ко Льву Толстому, а «мальчишкой-маляром, прибежавшим в Петербург лет сорок, пятьдесят назад из Пятисобачьего переулка» и более того – «депутатом избранником, «представителем» всех Пятисобачьих переулков России» – Корней Чуковский. Они свободные люди и в покровительстве иноземного монарха не нуждаются. В сложнейшей многофигурной композиции картины нет ни одного случайного элемента. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
В зависимости от степени духовной слепости смотрящего. И здесь, как и в картинах на темы современной жизни, Репин создает широкие эпические полотна с множеством ярко типических образов, взятых в своей неповторимой характерности («Запорожцы») ищет остродраматические ситуации, чтобы представить человека в момент наивысшего напряжения его страстей («Иван Грозный», «Царевна Софья»). Но скорее всего – чепуха: куда вероятнее, что отправной точкой этой работы стала картина такого же, как и он, «передвижника» – Н. С. Замыкающие с двух сторон изображение казаки, стоящие спиной к зрителю, статичностью своих фигур упорядочивают сложное переплетение поз и ракурсов запорожцев, увлеченных сочинением письма. Его широкий серый кафтан закрыл собой много ярких фигур в этой части полотна. Кто-то предлагает назвать султана «старшим подсвинком его свиньи», кто-то называет его «кривым братом рогатого черта». Произошло это, — как сообщает жена Эварницкого, — в 1887 г. (в публикуемых воспоминаниях дата начала знакомства не указана).
Сам А. Н. В своей работе «Документальный портрет Ивана Грозного» он отмечает: «Наше представление об образе Ивана Грозного по преимуществу навеяно произведениями художников XIX века». Центральным персонажем картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» является атаман Сирко. Они ему понравились, более того – «произвели впечатление». Немалую роль в их сближении сыграло и то, что Эварницкий принялся помогать Репину с большой охотой и действительно сделал для него все, что мог: позировал сам для центральной фигуры писаря, подыскивал для Репина живую натуру среди современников-украинцев, рассказывал ему исторические события тех лет, снабжал его документальными материалами, ознакомил его с коллекциями предметов запорожской старины и, наконец, предоставил в распоряжение Репина собственное собрание украинских древностей: тут были и жупаны и сапьянцi (сафьяновые сапоги) и люльки всех размеров и оружие и даже графин, выкопанный с горiлкою в могиле близ места бывшей Сечи (очевидно, этот самый графин и написан на картине перед писарем — Эварницким). Здесь не место, вероятно, много распространяться на тему, что-де очень многие из современников находили внешность царевны Софьи весьма привлекательной, а иностранцы полагали её даже красивой (неужто вырождение Европы было заметным уже тогда. ). Мы, безусловно, весьма далеки от мысли «запрещать» репинские поделки, как-то «изолировать» Илью Ефимовича от зрителей.
Со временем увлечение переросло в страсть, работу и способ заработка. На пересечении ул. И, вероятно, о сладости мести (данная часть сюиты, напомним, в общем-то именно об этом).
эту историческую картину и репин посвятил вольному казачеству
Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери. Но Репину необходимо было заострить сам момент убийства, «произошедшего в одно мгновенье». Напротив, мы за популяризацию его творчества. Строгие вертикали пик и фигур поддерживают торжественный ритм монументального полотна.
Сугубая брехня об «убиении» проистекает из самого что ни есть мутного источника: сочинения папского легата иезуита Антонио Поссевино, который таким образом решил отомстить Ивану Грозному за провал своей миссии: царь «переиграл» посланца Рима и в конце концов отверг притязания его патрона, папы Григория XIII об унии с католицизмом. А с кстати вынырнувшим из чугуевского «Пятисобачьего переулка» Репиным сошлись всего на полутора тысячах (каковую сумму сам Репин посчитал «огромной»). Остап, бесстрашно поднимающийся на плаху, Бовдюг, страстно призывающий к товариществу Мосий Шило, преодолевающий неимоверные препятствия, чтобы вернуться в родную Сечь Кукубенко, высказывающий перед смертью свою заветную мечту: «Пусть же после нас живут еще лучшие, чем мы», — этим людям свойственна одна общая черта: беззаветная преданность Сечи и Русской земле.
История создания картины Запорожцы пишут письмо турецкому султану
Они свободные люди и в покровительстве иноземного монарха не нуждаются. К моменту знакомства с Репиным Д. И. Эварницкий (1887 — 1940) сделал уже немало для изучения исторических судеб Запорожья. А. «Месть», часть вторая, стала катализатором той закваски, которая годами бродила в голове у Репина.
Мы видим лишь то, как интерпретировал эту сцену великий русский художник. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Вокруг писаря тесным кольцом сомкнулись казаки и наперебой советуют писарь свое. И оба, что примечательно, сказали это с чувством восхищения. Тут и кошевой атаман Серко, сдержанно улыбающийся в усы и обжигающий взглядом своих насмешливых, умных глаз и разразившийся громоподобным хохотом могучий, грубовато-прямодушный и властный «Тарас Бульба» и лукавый писарь, с ехидной старательностью нанизывающий на бумагу забористые выражения, которые подсказывает ему полуобнаженный казак-острослов и задумчиво улыбающийся молодой красавец «Андрей» и дюжий рубака-воин, серьезный и простодушный, как дитя и заливающийся тонким визгливым смехом живой, ехидный, смешливый дед и многие другие. Компанию дополняли немцы Богдан Вениг (из семьи учителя музыки, органиста и скрипача лютеранской церкви в Ревеле), Карл Лемох – ребёнок московского преподавателя музыки немецкого происхождения Викентия Лемоха и Елизаветы Карловны Шильдбах и «примкнувший к ним» Василий Крейтан – из семьи скульптора и резчика немецкого происхождения Петра Крейтана.
Первый факт. Мы свободно можем «войти» в интерьер кельи царевны Софьи: пустое пространство перед окном как будто специально оставлено для зрителя, подобно распахнутой двери. Центральным персонажем картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» является атаман Сирко. Интересен тот факт, что этот атаман является земляком живописца и родился, как и художник, в Харьковской губернии в селе Мерефа. В правом углу полотна виднеется старик, уже высохший, одетый в красную одежду, с белой шапкой на голове и с мечом на поясе. Старик от души хохочет. От смеха он едва удерживается на ногах и, видимо, вот таким образом положил руку на плечо казака, сидящего за столом перед ним. Лицо этого запорожца не видно, но с уверенностью можно сказать, что ему тоже очень нравится все то, что происходит вокруг. Смеются и другие казаки. Выделяется на картине голый по пояс казак. Это, скорее всего, большой любитель игры в карты, которые во времена Запорожской Сечи очень часто использовались в качестве главного развлечения в редкие часы отдыха.
Вторая картина – суть развитие сюжета первой, будто бы служащей к ней эскизом. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Со временем увлечение переросло в страсть, работу и способ заработка. живописи, скульптуры, архитектуры) академию». По этой причине ни слова нет о картине в книге Далекое близкое. Мы видим лишь то, как интерпретировал эту сцену великий русский художник.
Вдохновение от исторического наследия предков
Желание учиться привело его в Петербург, где он поступил в академию искусств. Именно эта «действенность» – главная особенность репинских исторических композиций, когда исторический сюжет сведен к одной личности, одному мгновению, одному аффекту. И судьбы их сложились по-разному так, восемь из 14-ти впоследствии «включили реверс», вернулись на круги своя и впоследствии получили звание академика Императорской Академии художеств, с присвоением классного чина надворного советника. Он специально отправлялся в Запорожье для натурных зарисовок.
Нестеров, А. Л. Резкими и выразительными штрихами рисует Гоголь героев Сечи. Старик от души хохочет. «Представьте себе Грозного, с которого соскочил царь, соскочил Грозный, тиран, владыка, -- ничего этого нет, перед тобой выбитый из седла зверь, который под влиянием страшного удара на минуту стал человеком», -- передавал свое впечатление от картины писатель Гаршин, позировавший Репину для образа умирающего царевича. Газетчиков и симпатиков Репина помирил близкий друг художника, Корней Чуковский (сын Эммануила Соломоновича Левенсона и его прислуги, полтавской крестьянки Екатерины Осиповны Корнейчук, если кто не знает).
Художественная выразительность картины
Памятник открыт в2008 г., через 120 лет после посещения Репиным Кубани. Но не думайте, что он взял какую-нибудь казенную сцену из прочитанного его тема была из живой жизни «лыцарей», как будто он был у них в сараях-лагерях и видел их жизнь во всех мелочах обихода. Смеются и другие казаки. Он смотрит, смотрит на струящуюся из носа кровь и запоминает цвет, направление струек. Рябушкин, И. П. Что повлечёт за собой неизбежное «с одной стороны», «с другой» Ограничимся, в данном случае, общей оценкой, данной им А. Н. Цербера (то ли десятского, то ли сотского), бдительно её охраняющего и уже замахнувшегося кнутом на нищего, пытавшегося сообразно случаю попросить у богачки копеечку. Прянишников, К. А. Люди вполне понимают цену своей шутки. Точно то же самое видим мы и на картине «Иван Грозный», где «монстры» (и убивающий и убитый) проявляются именно из не вполне определенного полумрака: безошибочный приём, весьма сильно воздействующий на впечатлительного зрителя.
Именно эти качества работ Эварницкого и представляли для Репина неоценимую прелесть. «Бунтовщиками» стали именно разночинцы: Александр Григорьев, сын «штуляра» иначе «титуляшки» – мелкого чиновника-разночинца имевшего IX класс по «Табелю о рангах», что не давало прав на дворянство Фирс Журавлёв, отец которого был портным потомок тихвинского мещанина Пётр Заболотский Иван Крамской, родившийся в бедной мещанской семье из той же мещанской, такой же маломочной, причём провинциальной (Кременчуг) семьи принятый на учёбу – Александр Литовченко Николай Петров – тоже сын мещанки, хотя и петербургской Алексей Корзухин из крепостных промывальщиков золота Александр Морозов, тоже из бывших крепостных Константин Маковский, сын обрусевшего поляка, служившего протоколистом в Дворянской опеке из канцеляристов же был и Михаил Песков из семьи мелкого помещика, бывшего военного происходил Николай Дмитриев, а из мелких же купцов – Николай Шустов. Заметим, что Александр Николаевич был одним из самых ярких представителей известнейшей художественной династии Бенуа его брат Леонтий (профессор архитектуры, ректор Академии Художеств) был последним, до её передачи в «Эрмитаж», частным владельцем знаменитой «Мадонны с цветком» («Мадонны Бенуа») кисти Леонардо да Винчи, жемчужины Эрмитажа. Толпа, в абсолютном большинстве своём и лиц не имеющая, вместо них – пятна, бредёт неведомо куда, предводительствуемая священником, весьма похожим на того самого протодиакона – который «плоть и кровь», «зев и рев бессмысленный» и даже горящая свеча в его руке выглядит подожжённой оглоблей.
Об этом картина. Достаточно показательно в этом плане может быть сравнение его «Протодиакона» и «Еврея на молитве», созданных в одном и том же периоде его творчества (1877 и 1875 годах соответственно). На этом была завершена более чем десятилетняя работа над шедевром. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Так сложилось потому, что художник по несколько раз переписывал картины. Вокруг рокотала толпа.
Вопрос: Эту историческую картину и репин посвятил вольному казачеству
Однажды один из посетителей галереи, Абрам Балашов, не выдержав страшного зрелища, представленного Репиным, бросился к полотну и со словами «не надо крови, довольно смертей, довольно крови. » располосовал его ножом в нескольких местах. Но Репин стремился не столько усовершенствовать их, сколько наделить тем свойством «изменчивости», которое было присуще ему самому, заставить «жить» эти картины, меняться, как, например, сменяются кинематографические кадры.
Впоследствии его приобрёл император Александр Третий. Репин» он в открытую заявил: «Возьмите «Крестный ход», эту оргию скотоподобия, свистопляску всего низменного, слезоточивого, мутного, что только есть в человеке, а какое благообразное идиллическое, почти благочестивое впечатление может она произвести на иного зрителя». Художник Константин Маковский заломил за неё 25 тысяч рублей. Расположение персонажей лишено натуралистической случайности. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
- Картина Репина Запорожцы (казаки) пишут письмо турецкому султану
- Эту Историческую Картину Репин Посвятил Вольному Казачеству
- Илья Репин: биография и факты из жизни
- СОЧИНЕНИЕ «ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ РЕПИНА «ЗАПОРОЖЦЫ ПИШУТ ПИСЬМО ТУРЕЦКОМУ СУЛТАНУ»
- Последние заданные вопросы в категории История
- О жизни и творчестве выдающихся художников
Натурщиками Репину, как известно, служили многие известные люди того времени. Барыньку-мироедку, с идиотским выражением лица, для показухи шествующую со своей иконой. В начале ХХ века это «Общество», по непреложному закону мздовоздаяния, в свою очередь сотряс «бунт одиннадцати»: столько участников покинули его, выразив таким образом протест против его «политики» (В. Так было и в Москве. Серов и многих других.
Я отворачивался от этой картины, прятал ее. – Чего только тут не было. А оставшиеся стали инициаторами образования «Артели художников», позже (в 1870 году) преобразованной в «Товарищество передвижных художественных выставок» (ТПХВ).
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. А для скульпторов и художников, где, «как и во всём мире», главным почитался исторический жанр, министр народного просвещения Российской империи при императоре Николае Павловиче граф Сергей Семёнович Уваров (весьма просвещённый, кстати говоря, человек: он был учёным-антиковедом – специалистом по классической древности, знатоком Древних Греции и Рима, включая их историю, филологию, археологию и другие родственные дисциплины), организовал даже специальные лекции по археологии и древнерусскому искусству. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Во-первых потому, что «фактом» убиения царевича, который на самом деле места отнюдь не имел, последовательно и настойчиво утверждали в общественном сознании (а картины, согласитесь, сильнейший способ воздействия на «толпу») предельно искажённый образ христианнейшего, на самом деле, богобоязненного и отнюдь не склонного к тем «излишествам», которые ему приписывают, великого государя. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Всё больше становилось пансионерских поездок за границу в Риме (опять-таки по примеру Франции имевшей здесь постоянное представительство в статусе академии), было учреждено специальное попечительство, ответственное за устройство быта командируемых. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». За своё спасение она выполнила три желания бродяги: дала ему возможность испытать сладость мести (II часть), сладость власти (III часть) и сладость любви (IV часть). С самого начала ХХ века Академия становится одним из самых демократичных учебных заведений (в качестве вольноприходящих слушателей в неё стали допускать крепостных).
Он писал портреты иконы исторические и бытовые сцены. «Русский художник» Илья Репин происходил, на самом деле из чугуевских, что близ Харькова, кантонистов. По окончании в 1881 г. Харьковского университета он был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре русской истории (чтения курса по истории Украины тогда не допускалось). В главных своих фигурах есть лишь одно обличение, несправедливое, сильное, преувеличенное.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Это стремление заставляло Репина разомкнуть пространство своих исторических картин, сделав зрителя «очевидцем» изображенного. Для того чтобы мы могли видеть это ставшее хрестоматийным произведение, автору пришлось проделать титанический труд.
Эпизод, происшедший в связи с картиной «Иван Грозный» в галерее П. М. Третьякова, крайне показателен для реакции на нее зрителей. Строганов, не жалевший на благое дело никаких собственных средств. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. Письмо запорожцев турецкому султану будет дописано и отправлено адресату. Все эти лица, как говорится, точно живые, точно рвутся с полотна.
К ней, тем не менее, тянутся, пытаются припасть «Вот придурки» – как бы посмеивается над смотрящими изобразитель этой сцены. Суриков, И. И. Он замкнулся в себе и начал работать над картиной «Чудотворная икона» (позже получившей название «Крестный ход в Курской губернии». Соединённый портрет толстух, несомненно, удался. Картина всем знакома с детства. А казаки поедут своей дорогой, не дожидаясь ответа. «Вина» его лишь в том, что Он первый осознал непростую, божественную природу царской власти.
Все эти «лучшие образцы», с присовокуплением массы новых персонажей, добытых в каких-то лупанариях, ночлежках для нищих и домах скорби воплотились в «Крестном ходе в Курской губернии» – вершине, так сказать, творчества этого «православного художника». Но, придя домой, взял лист белой бумаги, быстрыми и четкими штрихами набросал портрет приговоренного и подписал его: «Каракозов (по впечатлению), 1866 год». После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
Модест Петрович написал, что «увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места». Побирушку, которого палкой отгоняет вертухай-оберегатель, притом в обувке худшей, чем у нищего «На этой картине с большой яркостью передано живое народное чувство, религиозное благоговение к святыне», – было написано в путеводителе «времён СССР» Третьяковской галереи. Но и он сохранился: смотрите, дескать, кто «вершил судьбы». Малявин, М. В. Это было в 1881 г. Кровавое событие 1-го марта (день убийства народовольцами царя Александра II) всех взволновало.
И в этом отношении история у Репина – это как раз то, что проходит: частный случай, эпизод, смысл которого полностью исчерпывается тем, что в данный момент происходит перед глазами, не «длящийся процесс», а необратимый финал. Пятый факт. За год до своей смерти Пётр издал указ «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам». Полуобнаженный казак (то ли драматург Марк Кропивницкий, то ли педагог К. Белоновский) – это картежник, поскольку на Сечи был обычай снимать рубаху во время серьезной игры для того, чтобы не спрятать карты в рукаве. – писал Репин А. С. Суворину. Картина «Запорожцы» создавалась на протяжении 80-х годов XIX века.
А так оно вполне пойдёт.