Федотов Сватовство Майора Описание Картины Кратко
Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр
Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи. » Эту трогательную наивность Федотов сохранил до конца своих дней. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Родительница, схватив ее за платье, пытается остановить. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2.
Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». В них он отказывается от развитого действия — содержание как бы уходит в подтекст.
В ней борются противоречивые чувства. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием.
В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Ах, уж эта кулебяка. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами.
Картина Сватовство майора: описание картины
В результате — литографии с картин Федотова были запрещены, не стало заказов на рисунки.
Кроме одного. Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно. получали то, что хотели, становились счастливыми.
Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848
осталась незавершенной. Рядом с купцом стоит сваха. — стыд какой. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах-«трениках». чужой. И зачем.
Майор получит полагающиеся емуденьги, а семья невесты – звание и положение в обществе. Но художник сумел справиться с этой задачей. " Ученикам тоже нравился художник. Все в доме уже ждут жениха. Ведь он жених. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39.
В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Эта жизненная ситуация стала сюжетом знаменитой картины Павла Федотова «Сватовство майора». При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм.
Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Убежать девушке так и не удается, так как матьостанавливает ее и вынуждает остаться. «Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно. Вот таким образом и смеяться над ними созлобой, обвиняя в малодушии, будет неправильно. Для большего не хватало грамотности, связей. Хотя, как правило, майорство – пик карьеры. / По-старинному— в сизом платочке.
Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха. Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента.
Описание картины Сватовство майора
По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17.
Картина долгое время не удавалась художнику. Получив офицерское звание, переселился в Петербург. Браки по расчёту вообще самые крепкие. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445.
Помогите описать картину Сватовство майора
Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. Волнительная и радостная, предвкушающая много эмоций атмосфера царит в доме купца. Нередко сквозь толпу зрителей протискивался сам автор, давая необходимые пояснения к своим картинам. Нет, это все не только анекдот, не забавный сюжет о недалеком майоре, тут явлен целый мир – огромный, живой и настоящий».
А само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности».
У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Свеча в сумерках интерьера — довольно выразительная деталь и быта и жизни в целом. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня».
Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая вкрасивое и нарядное платье красного цвета. И здесь – важный момент. / Ой, стыд какой.
Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему. Но не всё так однозначно. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Вошедшая сваха сообщает о приехавшем на смотрины женихе.
История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы. В то время, пока майор браво разглаживает свои усы, в комнате царит настоящая суета. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37.
Писал лихорадочно быстро, стремясь осуществить все свои замыслы. Будет ли счастлива сама невеста в этом случае. На столе дорогие вина и яства, служанка вносит пирог. На толкучке и на Андреевском рынке художник высмотрел несколько старух и сидельцев, пригласил этих людей к себе и нанял за сходную цену.
Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное. Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809–1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов. ассигнациями в месяц». Ведь на столе наготовлены разные угощения.
Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. Отдали её за другого. Павел Андреевич Федотов (1815-1852) родился в Москве в семье бедного чиновника.
П. А. Вслед за «Вдовушкой» Федотов создает картины «Анкор, еще анкор. » (1851-1852 гг. ) и «Игроки» (1852 г. ). На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Со вчерашнего дня Ее нет для меня. Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года.
Жених уже стоит в дверях при полном параде. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Покручивая ус и хитро прищурившись, он словно подсчитывает будущие доходы от выгодной женитьбы. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31.
«Сватовство майора» картина Павла Федотова
В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Даже в это трудное время Федотов не прекращал работы над картинами. В каждом из действующих лиц художник подмечает и изображает самое типичное. Картина «Сватовство майора» имела сенсационный успех и явилась триумфом в творчестве П. А. Федотова. Очевидно, это иесть невеста, которую засватал майор. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34.
Сердце мое Катенька связала цепью сладкой. Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены».
Описание картины Федотова «Сватовство майора»
Возможно именно онаявляется настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово. В прессе началась травля художника. Особенно старался реакционно настроенный «Москвитянин». Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41.
Очень важную роль играет распределение света, которое используется для выделения фигур главных героев— купеческой дочери и майора. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Увлёкся рисованием, стал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение.
Вопрос спорный. Для всех участников происходящие события– всего лишь негласный договор, выгодная сделка. Жанр картины "Сватовство майора" можно отнести к иронической комедии. В его картинах критики стали усматривать «злобу и сатирическую насмешку над изображаемыми лицами». Ж-4521)8910. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка.
Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». На полу— кошка, «намывающая» гостей28. В юности «забрили лоб».
Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Михаил, спасибо за дополнение.
Так что «Сватовство майора» — не просто усмешка, забавный анекдот, а подлинная жизнь, где нет только чёрного и белого, где все полутона и игра света. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». Вот таким образом стиль Федотова называли «комическим реализмом». Они не похожи на все предыдущие работы художника. Сразу несколько человек подготовили рефераты. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл.
В 11-летнем возрасте был определён в воспитанники Первого Московского кадетского корпуса. Мы ничего не знаем о предках федотовского майора. Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55.
«Сватовство майора» Федотов описание картины
Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. Постепенно сюжет сложился. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира.
От жанровых картин он перешел к созданию портретов Первым из них была картина «Вдовушка» (1852 г. ). Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Майор Майор выглядит так, как типичный Казанова. Теперь на плечи Павла Андреевича лег весь груз забот о семье (двух сестрах и племянниках). Из-за долгов он был вынужден продать родительский дом.
О знаменитой картине "Сватовство майора"
Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Армейский майор – это, как правило, командир батальона. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта.
Тяжелое материальное положение художника усугубилось после смерти отца. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. «Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ).
В свободное время также много рисовал, В основном портреты сослуживцев и знакомых. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. Он никак не мог передать облик и выражение глаз убитой горем молодой женщины. 58, 375, 4. А сама невеста, как и ее мать, разряжена во все самое красивое и модное.
На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Сюжет и расположение персонажей в целом сохранены— как и в первой версии, во втором варианте присутствуют те же восемь действующих лиц и кошка. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери.
Купец Рядом с купчихой скромно стоит ее муж. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём.
Описание картины «Сватовство майора»
Служанки шушукаются. Майор тоже привлекает внимание зрителя, поскольку его фигура расположена контражуром, то есть против света, но при этом за счёт поворота головы влево его лицо оказывается освещённым33. Но купец-то искренне полагает, что печётся о счастье дочери — став женой дворянина, она повысит свой социальный статус, войдёт в круг «благородных», куда купцам, несмотря на богатство иного пути нет.
Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Кроме одного.
По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других.
Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Грустная история. Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное. Сваха, вбежавшая в комнату, сообщает о приезде офицера. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца.
Георгиевская лента и Сватовство майора
Друзьям, даже близким, о любви своей ничего не говорил. В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века.
А седобородый батюшка-купец. Такое жеманство явно не поощряет взглядом кухарка, что зашла с пирогом в комнату. Ей, ей, за весь успех мой обязан.
/ А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили. А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош.
/ Нет, в светлицу уйду. »46. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Её образ является связующим звеном между майором, в сторону которого направлено движение её руки и купцом, к которому обращён её взгляд.
"Анкор, ещё Анкор. У него горделивая осанка, напыщенныйвид. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47.
Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Майор, например, был срисован с одного знакомогохудожника. И отныне указывали на браки по расчету как на какоето позорное явлениесвоего времени. Но нервы девушки не выдерживают и она бросается к выходу, чтобы убежать. Стерпится – слюбится.
Сочинение по картине Федотова «Сватовство майора»
Сейчас он войдет – и все изменится: присутствующие начнут улыбаться, говорить любезности, будут неискреннимиКартина «Сватовство майора» отличается высоким живописным мастерством. Подобных вопросов возникает множество. Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. Что можно сказать про этого персонажа. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» – большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав.
КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». А дальше можно предполагать. Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи. У него седые волосы и довольновнушительная борода такого же цвета.
Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Подобные браки случались тогда повсеместно. Трудно было отобразить и двойное освещение: от свечи и от окна. Толчком к ее написанию стала судьба овдовевшей сестры Федотова. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». А седобородый батюшка-купец.
В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. А как тонко передал Федотов ощущение домашнего уюта. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». На ее лице читаются властность ирасчетливость. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. Отец семейства одет по-городскому, в длинный и мешковатый сюртук, который он пытается застегнуть, торопясь и путаясь в рукавах42. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. Разумеется, ни о каких светлых и возвышенныхчувствах, тем более о любви, речь не идет.
Журнал опубликовал статью московского профессора Леонтьева, который считал живопись Федотова «временной» и «злобной», ей не может быть места в «христианском обществе». А вот идеальное место он углядел в одном изтрактиров. Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар.
Описание картины Павла Федотова «Сватовство майора»
Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Такая процедура былаобычным явлением в народной жизни того времени. Герои картины Федотова — это живые люди, со своими достоинствами и слабостями.
В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Он первый отправляется встретить своего будущего родственника и поприветствовать его. Картина наполнена движением. Про нее писали вгазетах.
Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Он задумчиво глядит кудато, автоматически покручивая свой ус. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Взволнованный хозяин суетливо спешит навстречу майору.
О знаменитой картине Сватовство майора
Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. 5. Ах, уж эта кулебяка. Это излюбленный приём Павла Федотова.
Павел Андреевич Федотов впоисках подходящего помещения обошел не один десяток купеческих домов, но ничегоподходящего так и не обнаружил. Стало известно, чтоимя Федотова фигурировало на следствии по делу петрашевцев. «Мои картины производят фурор», — писал радостно Павел Андреевич. Еще больше обрадовали его слова К. Брюллова: «Поздравляю Вас, Вы меня обогнали». Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее.
Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме)
Как пишет Э. Кузнецов, П. Федотов «предполагал делать картину «сложную», со многими персонажами, охваченными единым действием. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени – «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». Все присутствующие ждали этого события. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10–12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46.
На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния. Держа в руках бутылку с вином, он повернулся к высунувшейся в дверь приживалке, по-видимому, объясняя ей, что происходит в доме53. И зачем. Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи.
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- СВАТОВСТВО МАЙОРА Павел Федотов
- Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
- Самое интересное в виде мозаики
- Рядом расположены достопримечательности
- На е продается фотопулемет с истребителя Люфтваффе времен Второй мировой
- Почему академик Гельфанд не учился в 10-м классе и никогда не был студентом
/ Никогда с ними я не бывала». Спокойна во всей этой кутерьме только умывающаяся кошка. Только наверняка он «происхождения тёмного». Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен.
Как создавалась картина История картины "Сватовство майора" тоже интересная. П. Федотов сначала и хотел просто подшутить, поиронизировать над своими героями, но под волшебной кистью мастера получилась одна из самых теплых и человечнейших картин в русской живописи. Долгое время считалось, что художник высмеивает персонажей «Сватовства майора», а вместе с ними и подобных им представителей купечества и дворянства. Подобные браки случались тогда повсеместно. Сентенция художника: «Они убивают время, пока оно не добьет их» относится непосредственно к персонажам «Анкора. » и «Игроков». Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния.
Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. Алексей, благодарю Вас. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. Купец явно подготовился к встрече будущегозятя.
Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта.