Филонов Крестьянская Семья

Цель работы – на примере картины «Крестьянская семья (Святое семейство)» обозначить роль и значение творчества Филонова в российском искусстве ХХ века используя широкий контекст трактовок и фактов его биографии, теоретического материала, а также практических исследований его творчества. Крестьянская семья Филонова запоминается многокрасочностью, необыкновенным сиянием цвета в картине.

описание картины филонова семья крестьянина помогите

Эмоционализм остается внутренней окраской, тонусом этого преображенного интеллектом мира. Кроме того, он считал необходимым для художников знание анатомии, композиции и всего того, что обязан знать любой профессиональный художник под «сделанностью» подразумевается техническое мастерство, доведённое до совершенства, возведённое в абсолют. И даже волк, оскалил зубы, смотрит не отрываясь.

Нозамысел художника заглублён, он лежит вне плоскости однозначных толкований. Филонов стал активным участником выставок Союза молодёжи и выставлялся вплоть до его развала в 1914 г. Художник начинает работать в смешанной технике из-под его кисти выходят первые серьёзные полотна: «Пир королей», «Мужчина и женщина», «Восток и Запад». издательство «Академия» предложило Филонову проиллюстрировать новый перевод финского народного эпоса «Калевала».

Огромный холст занимал почти всю стену. Матюшин утверждает явное первенство Филонова после того, как увидел вмастерской художника абсолютно новые работы, «сделанные» попринципу органического роста, «Цветы мирового расцвета» (1915. Убеждая его продать ему что-нибудь, Баскервил утверждал, – что у них в Нью-Йорке «Сорин берет за портрет по 5 и по 7 тысяч долларов, а Павлу Николаевичу платили бы по 25000». Самым известным произведением Филонова дореволюционных лет оказалась картина «Пир королей», репродукция ее была помещена на обложке манифеста художника 1914 года. Участвовал ввыставках общества (1910, 1911, 1912, 1913–1914), диспутах ииздании сборника «Союз молодёжи» (1912. Они выполнили 22 картины и одну раскрашенную скульптуру и оформили постановку «Ревизора» Гоголя (режиссёром был Игорь Терентьев). Помимо рисунка и живописи, преподавал языки (в своё время он самостоятельно освоил английский и французский, владел азами итальянского) и историю искусств.

Созданный им Устав одобрили. Главным для «аналитического искусства» является органика, живая целостность картины. В авангардном движении Филонов занимался сближением разных типов познания мира. Он был аскетом, мало и бедно питался, отказывался от заграничных выставок. Иллюстрации Филонова иего собственная поэзия получили высокую оценку Хлебникова. Кроме того, он относился к картинам как к детям – «а детей не продают».

Он занял уникальную в русском авангарде позицию. В нем Филонов настаивает, что кроме формы и цвета есть целый мир невидимых явлений, которые не видит «видящий глаз», но постигает «знающий глаз», с его интуицией и знанием. Один из наиболее ядовитых критиков написал следующие строчки: «Общественно-политический гротеск с уклоном в патологическую анатомию — вот наиболее точное определение того, что выставила в Доме печати школа Филонова». В 1932-1933 гг. Статика несет и как бы сдерживает в себе потенциальную динамику. М., 2003).

Он считал, что картины нужно «делать» и больше всего ценил хорошо сделанные вещи, чем не сделанные. Вдухе революционной прокламации изложил свои взгляды наперспективы развития искусства в«Декларации Мирового расцвета» (газета «Жизнь искусства».

К ним относятся принцип «органического» (от частного – к общему) и так называемый антикубизм. Его отец, Николай Иванов, до 1880 года оставался бесфамильным, фамилия «Филонов» закрепилась за ним по приезду в столицу. Оформив работу наимя своего пасынка П. Э. Серебрякова, Филонов вместе сним выполнил карту звёздного неба под маятником Фуко для Музея антирелигиозной пропаганды (находился вИсаакиевском соборе), вреалистической манере писал портреты, в том числе вождей. Группа издала манифест под заголовком «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков «Сделанные картины» с пометкой «Изд. Роли исполняли не профессиональные актёры, а студенты и любители Поэта сыграл сам Маяковский. 6) – к теме «чудесного улова» и, наконец, недвусмысленное изображение поклонения волхвов в «Волхвах» (1914) и «Востоке и Западе» (1912-1913 ил. причащения человеческой кровью.

Мать Павла, Любовь Николаевна, работала прачкой – больше о ней ничего не известно. 3) угадывается обращение к «Троице», в «Западе и Востоке» (1912-1913 ил. И на всем лежит печать изумляющего и потрясающего душу первооткрытия. ». Вовремя фактического раскола «Союза молодёжи» вначале 1914 выступил синициативой создания нового общества, обращался спредложением кМ. В. Матюшину иК. С. Малевичу. «Я знаю, анализирую, вижу интуирую, что в любом объекте не два предиката, форма да цвет, а целый мир видимых и невидимых явлений их эманаций, реакций, включений, генезиса, бытия».

Он часто мог существовать «вне общих правил»– жил жизнью аскета, когда кнему пришёл успех писал многодельные «сделанные картины», поражающие зрителей огромным внутренним напряжением, вовремя господства провокационного небрежного стиля кубофутуристов. В это время (20-30-е годы XX в. ) он создаёт многие свои шедевры: «Формула империализма», «Нарвские ворота», «Животные». Ввод вмировый расцвет» (1914–1915.

Приставка «анти» означает, что в отличие от кубистов Филонов не желает отказываться от природы, но, напротив, стремится к её постижению, анализирует её формы в процессе развития. Виктор Шкловский приветствует художника, отмечая «громадный размах, пафос великого мастера». Уже тут, в этих начальных работах, видно, что Филонов сильно уходит от генеральной линии, по которой шло развитие раннего русского авангарда – все-таки он в большей степени ориентировался на французский авангардизм – кубизм с фовизмом – и, в меньшей степени, на итальянский футуризм. Нам интересна его «Троица» – «Трое за столом» (ил.

Среди второстепенных «персонажей» сидящий на полу слева ассоциируется с Иовом, Иеремией или классическим Мыслителем. «Пир королей» остался в этом смысле предпосылкой и все же современники считали это полотно главным творением мастера. Критики встретили художника чрезвычайно тепло. К слову сказать, такая заполненность – непременное свойство всех картин Филонова.

4). «Нужно идти не от общего к частному, а от частного – к общему», – провозглашает он. (Весь состав см. : И. Пронина. Он разбирает мир буквально до кварков, а потом собирает из них его снова. Дмитриева-Кавказского. Видно по ее глазам – грядет апокалипсис.

Людей он рассматривал какбиодинамические и органические конструкции. Позже Филонов курирует работу учеников иллюстрировавших карело-финский эпос «Калевала». Спонсируемый Институтом современной русской культуры и Университетом Южной Калифорнии «Пропевень о проросли мировой» состоялся не только как общественный форум с целью более широкого исследования жизни и искусства Филонова, но и как лаборатория для анализа конкретных проблем и частных вопросов, связанных с мировоззрением художника, таких, например, как процессы разложения и реэволюции, смертное и девичье в немецком Ренессансе, Первая мировая война, драматическая структура «Пропевени о проросли мировой» и др. Сестра художника Е. Н. Глебова (Филонова) так вспоминала об этом: «он лежал в куртке, тёплой шапке, на левой руке была белая шерстяная варежка, на правой варежки не было, она была зажата в кулак. Вработах (ярче всего вдвух вариантах «Пира королей») колорит древних восточных изападных цивилизаций словно вплавлен вязык нового искусства.

Невозможно не вспомнить также «Гимн солнцу» Франциска Ассизского по сходству ощущения синтетической мощи и философской полноты в представленной картине Вселенной. Продолжал работать пометоду «аналитического искусства» («Первая симфония Шостаковича» «Лики». Филонов оказался без работы, страшно бедствовал, но продолжал рисовать. В автобиографии 1929 года он сказал о себе точнее всех: «Филонов Павел Николаевич, художник-исследователь». Конечным результатом была «Декларация «Мирового расцвета» – наиболее важный документ аналитического искусства.

Описание картины 
«Крестьянская семья»

Описание картины «Крестьянская семья»

Скорее, это утопия. В1901–1903 всоставе бригады под руководством художника Н. Н. Рубцова выполнял декоративные росписи позаказам канцелярии Императорского двора (имение принцев Ольденбургских Рамонь под Воронежем идругие). Тираж буклета был уничтожен и вместо него появилось гораздо более дорогое издание с репродукциями картин Филонова и идеологически «правильная» статья, в которой доходчиво разъяснялось, почему такое искусство чуждо молодой Стране Советов.

После октября 1917 года интонация эта смягчилась, но с середины 1920-х годов Филонов вновь оказался трагическим провидцем – советской действительности конца 1920-1930-х годов. Филонов пытается удержаться, создавая группу«мастеров аналитического искусства» (МАИ). При полном безденежье в1930–1938 художник получал редкие заказы поискусству. Окончил художественно-малярные мастерские при ОПХ вПетербурге (1897–1901), одновременно посещал вечерние рисовальные классы ОПХ.

Павел Филонов «Крестьянская 
семья»

Павел Филонов «Крестьянская семья»

Семь из восьми рисунков-«беглецов» не так давно вернулись в Русский музей – дивным образом они оказались в Центре Жоржа Помпиду. Павел Филонов родился 8 января 1883 года в Москве в крестьянской семье. В «Святом семействе» он «окрестьянивает» икону, он объединяет вечное и временное, он приближает иконный канон к таким как я, не знающих его, но чувствующих красоту иконы. В настоящей работе внимание сосредоточено на следующих вопросах изучения творчества художника: историографическом, так как феномен Филонова – это во многом феномен его истолкования, оценки и восприятия в широком временном диапазоне критики и искусства XX века философском, поскольку очевиден гносеологический и онтологический характер его искусства, как и самого типа творчества, склонного к четким формулировкам и теоретическим обобщениям формально-содержательном – поскольку мало найдется в истории мирового искусства художников, так пристально и скрупулезно работающих с формой как таковой и с формой в высшем художественно-содержательном понятии и значении этого слова тематическом, в котором исключительно важную роль играют экзистенциально-психологические моменты творчества, проливающие свет как на изначальную целеполагающую установку художника, так и на темы, сюжеты, мотивы и образы его работ. 1923. Какабадзе, Э. Лассон-Спировой, Е. Псковитиновым и А. Кирилловой.

1940). В 1913 Филонов создал эскизы декораций к спектаклю Маяковского «Владимир Маяковский». Неслучайно, ещё дореволюции творчество Филонова дважды становилось предметом внимания его соратников по«Союзу молодёжи» иих специальных исследований. Многое в филоновском творчестве остается не выясненным и в более широком плане. Поэт Хлебников остро воспринял сюжет, назвав его «пиром мертвых королей».

Филонов Павел Николаевич 
 (Крестьянская семья)

Филонов Павел Николаевич (Крестьянская семья)

Декорации изготовлялись совместно с И. Школьником, рисовать помогали сёстры Филонова. Картина воздействует как хорал, как тысячеголосное пение «Оды к радости» Бетховена — Шиллера. В период с 1905 по 1907 художник много путешествовал по России, Кавказу, Европе, посетил Иерусалим. В 1910 году Филонов принял участие в выставке «Союза молодёжи», основанного М. Матюшиным, Е. Гуро и В. Матвеем. Неологизм «проросль» образован от слова «прорастать» и означает буквально «прорастание» или «расцвет». Кроме этого, подробно анализируется картина Филонова «Крестьянская семья (Святое семейство)».

Крестьянская Мария что-то предчувствует. Впредвоенное время укрепился иподвижнический настрой Филонова. Наконец, в 1908 его приняли вольнослушателем в школу при Академии, но пару лет спустя он добровольно её покинул (по другим данным – был исключён). Сб. статей под ред.

На1-й государственной свободной выставке произведений искусства (1919) цикл «Ввод вмировый расцвет» издвадцати двухпроизведений «выглядел Араратом навыставке»– помысли В. Б. Шкловского был самым важным иконцептуальным авангардным проектом. «Сделанные картины»В 1914 году Павел Филонов объединился с художниками Д. Н. Он взял и понёс вал, а я, оказывается, пакет, в котором лежало 379 работ.

Крестьянская семья 
— Павел Филонов

Крестьянская семья — Павел Филонов

В то время у него появилось множество учеников и приверженцев. «Я художник мирового расцвета — следовательно, пролетарий, — писал Филонов в 1920-е годы. Дом искусств им. К. С. Станиславского).

Ленинградский областной дом художника) «Выставка художников-туристов» (май–июнь 1933. Их стоимость оценивается в полмиллиона долларов США. А губы напряжены, но не предупреждение не слетит с ее губ. Через несколько лет были обнаружены подлинники они были переданы в ГРМ.

Встреча-обсуждение 
«Крестьянской семьи» 
Павла Филонова

Встреча-обсуждение «Крестьянской семьи» Павла Филонова

Традиция владычества, тоже умирающая». Н. Бурлюк вдокладе рефлексирует ипоповоду таких картин Филонова, как «Восток иЗапад» «Запад иВосток» (1912–1913), программных втовремя для общей платформы «Союза молодёжи». Сам же Филонов как пантеистический Бог охватывает всю эту Вселенную своим взглядом и, одновременно, присутствует в каждой мельчайшей ее частице.

Члены объединения поэтов «Гилея», вошедшие в «Союз молодежи» «будетляне» (русский аналог слова «футуристы») и художники искали своих путей в новом искусстве, они смело экспериментировали с формой, фактурой и смыслами. Образ Филонова также сопровождают многочисленные легенды, такие как, например, его пребывание в сумасшедшем доме на попечении Владимира Бехтерева3 и что для него не было различия между процессами живописи и рисунка – «я пишу инком» 4. Знаменательно то, что творчество Филонова высоко ценят в России, а на Западе -меньше.

Не отвлекаясь в стороны, себя не жалея. Мастера аналитического искусства воспринимают любое явление мира исключительно в его внутренней значимости, объективно исчерпывающе, стремясь, поскольку это возможно, к максимальному видению и наивысшему изучению и постижению объекта, не удовлетворяясь пописыванием «фасада», «обличья» объектов, без боков и без спины, пустых внутри, как было до сих пор и везде происходит поныне в изобразительном искусстве, так как в искусстве принято и освящено веками любоваться цветом да формой поверхности объекта и не заглядывать в нутро, как делает ученый исследователь в любой научной дисциплине, чтобы узнать, «а что же там делается-то внутри». Петербург). При отходе начинаешь замечать оживление этой структуры, ее пространственное «дыхание», населенность мириадами каких-то существ, органических форм, подобий архитектурных фрагментов.

Святое семейство 
 (Крестьянская семья)

Святое семейство (Крестьянская семья)

Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Путешествовал поШексне иВолге (1905) дважды (1907, 1909. ) паломником побывал вИерусалиме, посетил христианские монастыри наАфоне, Синае, Новом Афоне наКавказе. Впервые опубликован: Филонов 2006).

Продав одну из своих самых удачных картин «Головы», в 1913 году Филонов отправился в путешествие по Италии и Франции, по которым скитался изучая европейское и античное искусство. Его крестьянское лицо – лик с иконы. Работая впечатной рекламе, держал экзамены вАХ (1903, 1906), занимался вчастной студии академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1903–1908), участвовал впоказах ученических летних этюдов. Стр. ГРМ). Иосиф стоит в иконной позе предстояния, руки разведены перед Божественной тайной.

Павел Филонов «Святое 
семейство (Крестьянская 
семья)» (1914)

Павел Филонов «Святое семейство (Крестьянская семья)» (1914)

Власть самодовлеющая и беспомощная, потерявшая свой смысл и свою цель. Предчувствия Филонова и близких к нему поэтов-футуристов (В. Важной чертой личности художника стало харизматичное отношение кискусству, что определило многие его действия ивсоветское время: голодая, он всёже решительно отказывался откаких-либо материальных поблажек идаже отназначенной ему «по старости», анеза «заслуги» пенсии.

В 1912-м Филонов сформулировал основополагающие принципы аналитического искусства в небольшой статье «Канон и закон», которая так и не была опубликована. Филонов знал законы ремесла ивсегда отделял его отэкспериментального творчества.

Крестьянская семья 
 (Святое семейство)

Крестьянская семья (Святое семейство)

Однако занятая Филоновым открытая критическая позиция наобщих собраниях Горкома художников (1934–1935) способствовала его дальнейшей изоляции ион был вынужден даже прервать визиты учеников ксебе домой. Ленинградский дом учёных). Номер 20. Вхудожественное интуитивное знание он стремился привнести элементы научного познания. С1921 занимал активную позицию наразличных диспутах повопросам культурного строительства. Вовремя конфликта между членами МАИ (май 1930) произошёл раскол иФилонов вышел сгруппой единомышленников изсостава коллектива. Художник верил, что то, что «рождается», не должно быть продано и что физические нужды необходимо подчинить требованиям искусства.

Одна из них, Евгения, впоследствии упомянула этот любопытный эпизод в мемуарах: «Хорошо помню, как мы трудились над какой-то огромной «слезой», что ещё мы делали теперь уже и не помню». Отзывы на постановку вообще и декорации в частности были разгромными. Постепенно вокруг художника воздвигается «берлинская стена» изоляции и отвержения. Свои природные данные он развивал самоконтролем. После успеха в1919 начался короткий период светлых «революционных ожиданий» художника исамых авангардных, светлых поцвету, абстрактных произведений нафилософские темы– ореволюции вРоссии, окосмосе ичеловеке («Космос», «Земля впространстве», «Человек вмире»).

Описание картины 
Павла Филонова «Крестьянская 
семья»

Описание картины Павла Филонова «Крестьянская семья»

В «Пропевене» практически отсутствует пунктуация, ко многим словам добавлены авторские глагольные частицы в целом, язык поэмы необычен и малопонятен. Увидев нас, он сразу же спросил: «Почему же вы не уехали, почему до сих пор в Ленинграде. » Мы сказали, что уехать не можем, так как у нас на руках картины и рукописи брата. Еще в 1930 году он был арестован как «германский шпион».

Ясно одно — Филонов отразил здесь свое отношение к сложившейся модели урбанистического рая и вообще к цивилизации, поставившей человечество перед осознанием собственной жизни или смерти в начале XX века. В разное время в состав коллектива входило до 70 художников. Он приехал с фронта в командировку и сделать это надо тотчас же. Он не получал официальной поддержки, отказывался от заказов.

  • Голодная смерть ради искусства: подвиг художника Филонова
  • Семь малоизвестных работ Павла Филонова
  • Прекрасный и страдальческий Павел Филонов
  • Коллекция Государственного Русского музея
  • Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
  • О жизни и творчестве выдающихся художников
  • Школа «Мастеров Аналитического Искусства» (МАИ)
  • Картины художника-авангардиста Филонова

Кроме того, по выставкам и аукционам по сей день «гуляют» многочисленные фальшивки и подозрительные неизвестные работы. Мировое признание и место в пантеоне классиков-авангардистов XX века Филонов получил после выставки в музее центра Ж. Помпиду в Париже, которая продолжалась с конца 1989 по начало 1990 гг. Добавить что-то к сумме, о которой мы договорились, я не могла, с собой у меня было только то, что я должна была отдать ему за работу и я сказала ему: «Если бы вы знали, для какого человека вы трудитесь. » И на его вопрос: «А кто он такой. » – рассказала ему о жизни брата, как он трудился для других, учил людей, ничего не получая за свой очень большой труд. Современники подмечали вобразах Филонова особую органичность, сращение элементов мира фантазии сконкретностью отдельных деталей мира реального.

Осенью 1913 совместно сИ. С. Школьником выполнил кфутуристическому спектаклю «Владимир Маяковский» декорации (ковторому акту, утрачены) потрагедии В. В. Маяковского, состоявшемуся втеатре Луна-парка (2и4декабря 1913. Художник представляет эти явления «формою изобретаемою», то есть беспредметно. Первая его выставка состоялась на выставке «Союза молодёжи» со своей главной картиной – Головы. Вот ключевое слово – «органическое». А вот учителей практически не было, так как не было учеников.

  • 10 Гончарова Петров Водкин Филонов 08 27 12
  • 35 Казимир Малевич и русский авангард
  • Еврейский музей и центр толерантности
  • Разведопрос: Клим Жуков о русском военном деле в постмонгольский период

Премьера прошла в декабре в петербургском театре «Луна-парк». «Я знаю, анализирую, вижу интуирую, что в любом объекте не два предиката, форма да цвет, а целый мир видимых или невидимых явлений их эманаций, реакций, включений, генезиса, бытия», – писал он. Актриса Е. Н.

Параллельно ссозданием общества Филонов проиллюстрировал стихи «Изборника» В. В. Хлебникова (1914), выпустил иллюстрированную книгу «Пропевень опроросли мировой» сфутуристическими поэмами «Песнь оВаньке-ключнике» и«Пропевень про красивую преставленицу» (1915). Такие задачи были интересны, требовали определённой степени развития абстрагированного мышления инебыли всем доступны. Как я боялась, что он бросит работу или, продолжая работу, станет ругаться.

  • Исчезнувшие Памятники Древнего Китая

В 1966 году небольшим тиражом вышла посвящённая ему монография чешского искусствоведа Яна Кржиша. Филонов пытается удержаться, создавая группу «мастеров аналитического искусства» – МАИ. Филонов не равен своим теоретическим выкладкам.

Наконец я не выдержала и сказала, что буду ему помогать, но минут через пять он взял лопату от меня и сказал: «Вам не под силу». Но они по разным причинам перестали ими быть максимум ко второй половине 20-х годов. — Я называю свой метод натуралистическим. » Абстрактное начертание «атомистической структуры» изображенного несомненно. В «Законе и каноне» Филонов рассматривает два принципиально различных способа построения картины.

К1926 под руководством Филонова возник «Коллектив мастеров аналитического искусства. В 1919 году Филонов принял участие в выставке, проводимой в Зимнем дворце и продемонстрировал цикл «Ввод в мировой расцвет». «Мировый расцвет»). Кроваво-красные тона цвета запекшийся крови и разложения.

Голодная смерть 
ради искусства: 
подвиг художника

На траве пасутся деревенские волы, похожие на древних идолов, в городских джунглях танцуют андрогины: художник передает как буколическую умиротворенность духа, так и урбаническую похоть плоти. Видимо, предчувствуя уход на фронт, Филонов внутренне мобилизовался. Руководил (с15августа доконца 1923) отделом общей идеологии Гинхука, написал программу института («Идеология аналитического искусства». «Пир королей» считается программной и в некотором смысле пророческой работой.

За всё время своего существования группа сделала четыре выставки работ. Произведение создавалось с расчётом на чтение вслух. Еще ранее Филонов иллюстрировал «Изборник стихов» Велимира Хлебникова и теперь он выпустил свой поэтический сборник «Пропевень о проросли мировой». Встатье Матюшина (1916) охудожниках «новой меры» имя Филонова было названо одним изпервых. Напроходившей втедни музейной конференции «от группы левых художников» предложил преобразовать МХК в«Институт исследования культуры современного искусства» (резолюция от9июня 1923). Впоисках символа «Мирового расцвета»// Символизм вавангарде. Последнюю критики относят к высочайшим образчикам поэзии русского кубофутуризма. Пребывание в 1910-1914 годы в среде новаторски настроенной петербургской творческой молодежи определило интеллектуальные предпочтения и стиль работ Филонова, его обращение к так называемой «заумной» поэзии.

Он стал настоящим мастером авангарда. Некоторые идеи захватывали его настолько, что превращались в настоящую одержимость. Манифест стал первой и единственной печатной декларацией аналитического искусства. Вокруг Филонова выросла стена непонимания. Художника обвиняли в создании непонятного, противного человеку искусства. По рекомендации Матвейса Филонов вместе с небольшой группой студентов Академии, зимой 1910 Филонов стал членом объединения «Союз молодежи». (о спектакле пишут Юлия Волхонович и Олег Минин, участники филоновского спектакля).

Два одинаковых по размеру полотна «Германская война» (1914) и «Ввод в «Мировый расцвет» (1914-1915) приоткрывают зрителю путь художника к беспредметности. Всякое лыко в строку: обертки для конфет и иконки, театральные программки и электрические схемы, витражи и завитушки – все уже сделано и будет еще не раз делаться и повторяться, складываясь в органические орнаменты. (Текст «Канон изакон» – рукопись, авторизованная запись слов Филонова. После конфликта в«Союзе молодёжи» (6декабря 1913) подписал коллективное письмо вподдержку Л. И. Жевержеева.

Около брата была его жена Екатерина Александровна и её невестка М. Н. Серебрякова. Оно аллегорично иносказательно и развивает «вечные темы». В своей статье Филонов различает два пути создания картины: «Выявляя конструкцию формы или картины, я могу поступать сообразно моему представлению об этой конструкции формы, то есть предвзято или отметив и выявив ее закон ограниченного ее развития».

Оппонировал кубистам, утверждая при этом, что никогда не видел картин Пикассо. За этим основным выводом следовали остальные: художник должен подражать не формам природы, а методам с помощью которых последняя «действует», передавать ее внутреннюю жизнь «формою изобретаемою», то есть беспредметно, противопоставлять глазу просто видящему «глаз знающий» истинный. Но Филонов прочёл ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства. Младенец освещает всю картину, от него свет.

Создана Филоновым в 1925г. В этих аспектах его искусство можно было соотнести с экспрессионизмом (З. Художник представляет эти явления «формою изобретаемою», то есть беспредметно. Следует отметить, что все основные работы Филонова находятся в ГРМ, согласно завещанию самого художника и благодаря сохранившей эти работы сестре Филонова, Глебовой Евдокии Николаевне (1888-1980). Продолжая работать, он очень внимательно слушал меня». Мертвецы величаво и важно ели овощи, озарённые подобно лучу месяца бешенством скорби».

22мая). Сборник выходит в свет вслед за международным симпозиумом «Пропевень о проросли мировой: Поэзия и Живопись Павла Филонова», прошедшим в прошлом году в Центре исследований им. Филонов там настаивает, что, кроме формы и цвета, есть целый мир невидимых явлений, которые не видит «видящий глаз», но постигает «знающий глаз», с его интуицией и знанием.

13) и в рукописи «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности». Г. Ф. Коваленко. Филонов завещал все свои работы «подарить Советскому государству, сделать их выставку в городах Союза и в европейских центрах и сделать из них отдельный музей аналитического искусства». Картина «Натурщица» бесследно пропала, также не известно местонахождение портрета Карла Маркса и полотна «Две женщины и царь».

7 июня того же года в Мраморном дворце Санкт-Петербурга состоялась торжественная церемония по случаю возвращения в ГРМ филоновского рисунка «Головы». В лучших своих творениях Филонов этого мира достигает. Все живет, все дышит, все соотнесено с некими высшими силами сущего. Хотя в настоящее время изобразительное и литературное наследство Павла Николаевича Филонова (1883-1941) пристально исследуется, особенно российскими специалистами, его искусство все еще продолжает окружать тайна. Но в начале 90-х некоторые знаменитые рисунки были похищены. Официально признана в 1927г.

Я сижу в окопе и отымаю у прошлого клочок времени». Рожденный в православной вере, Филонов в искусстве создал свою религию. После революции Филонову новой властью была доверена ответственная должность. Семья его была уже эвакуирована и он зашёл узнать, живы ли мы. В темном и глубоком подземелье, вокруг стола-жертвенника, застыли деспоты – короли смерти.

3), «Богородица с младенцем» и «Мать» (ил. В конце 1989— начале 1990 гг. Филонов резко увеличил интенсивность работы икмоменту ухода нафронт осенью 1916 успел создать самые большие иизвестные живописные портреты («Портрет Ф. Азибера ссыном», «Портрет А. Н. Гуэ», «Портрет певицы Е. Н. Глебовой». Филонов был известен как фанатичный трудоголик. «Пир трупов, пир мести, — писал о «Пире королей» В. Хлебников.

Это вовсе не предполагает слепого подражания этим формам – подражать следует её методам. Зимой того же года, по словам самого художника, он написал «первую картину» – «Головы». Эта идея красивая, но вряд ли является реальной. Филонов со своими учениками участвует в различных видах художественной деятельности: участвуют в постановке «Ревизора»Гоголя иллюстрируют финский эпос«Калевала».

ГТГ), «Две девочки» (1915. Посткубистический интерес кбиологическим закономерностям развития материи иинтеллектуального осмысления динамики её развития, Филонов вглавных постулатах концепции «аналитического искусства» соединил сновым философским пониманием феномена творчества некак краткого акта, вдохновения, акак интеллектуального ипсихофизиологического длительного процесса, развивающегося вовремени ивовремени изменяющего смыслы.

Он сочетает несовместное, выявляя «закон»: образ матери включает в себя беспредметные фрагменты и иконный лик святителя на заднем фоне – мы также погружаемся в чистую глубину образа. Свидетель незримого» состоялась в 2006 году в Санкт-Петербурге. Виктор Шкловский отметил «громадный размах, пафос великого мастера». Порой он работал, не переставая, в течение 18 часов. Вскоре он формирует теоретическую основу своего творчества.

Но он отказался. В этот же период художник начинает разработку собственных искусствоведческих теорий («Идеология аналитического искусства» и «Принципы сделанности») и через своего друга Михаила Матюшина издаёт «трансрациональную» поэму «Пропевень о проросли мировой». Все– ГРМ). Зауспехом книги последовало приглашение участвовать ввыставках: «Выставка портрета» (март 1933. Узнала я о том, что несла пакет, через двадцать пять лет. «Настанет день, – говорил Филонов, сидя у себя дома, – и Сталин войдет в эту комнату» 2.

Осиротевших после скоропостижной кончины матери, брата Павла и трех сестер перевезла в Петербург старшая сестра Александра Николаевна. Филонов словно одновременно смотрит на мир и в телескоп и в микроскоп. Когда-то он сказал Алексею Крученых: «Вот, видите, как я работаю. Но Филонов не продавал свои работы, считая их достоянием своей страны.

Через соученика поАХ художника В. И. Матвея познакомился сновыми направлениями вискусстве, был вчисле первых ипостоянных членов объединения «Союз молодёжи» (1910–1914). ГРМ), «Две девочки», тогда ещё нигде невыставлявшиеся. Грубо говоря, активно занимается и анализом и синтезом в особо мелких/крупных масштабах. А еще Филонов любил аэрофотосъемку и многие его картины напоминают взгляд на цветущую Землю сверху. Каждый дециметр полотна кажется сотканным из множества насыщенных цветом кристаллов. Был вольнослушателем вАХ (1908–1910), среди педагогов особенно выделял Я. Ф. Ционглинского.

Остаются неразгаданными многие факты и обстоятельства жизни Мастера. Отсюда огромная содержательность интеллектуальная напряженность его картин. «Мировый расцвет» и репродукцией Филоновского «Пира королей» на обложке.

Короли, вершившие мрачный обряд тризны по самим себе. Екатерина» (ил.

В рамках симпозиума были прочитаны лекции и исполнена первая часть поэмы «Пропевень о проросли мировой», после чего состоялось обсуждение этой постановки. В разные годы в состав МАИ входило до 70 художников. Что-то утрачено, что-то забыто, где-то легенда подменила правду. Но вся эта работа еще далека от завершения.

От всегдашнего сильного напряжения воли я наполовину сжевал свои зубы» 6. По окончании выставки Филонов подарил государству две своих картины: «Мать» 1916 г. И «Победитель города» 1914-1915 г. В 1922 году Филонов предпринял попытку реорганизовать живописный и скульптурный факультеты в петроградской Академии художеств и прочёл курс лекций по теории аналитического искусства, логическим завершением которого стала «Декларация Мирового расцвета». В 1927 году эта группа филоновцев выставляется в Доме печати и участвует в постановке «Ревизора» Гоголя. Но он только сказал: «За это время я вырыл бы три могилы». Через некоторое время Филонов возвращается в Петербург, чтобы стать, как он любил говорить, «чернорабочим от искусства».

По возвращении из Франции в 1912 году, Филонов был особенно продуктивен и создал многие произведения, ставшие программными для того периода и среди них картину и две акварели «Пир королей» (ил. Если, глядя на «Крестьянскую семью» («Святое семейство») или на «Коровниц» и некоторые другие ранние картины, мы вместе с художником испытываем чувство радости от созерцания и идолоподобного петуха и умиленных взоров отца и матери младенца и проникновенных, почти человеческих взглядов лошадей и коров, если в «Востоке и Западе» и в «Западе и Востоке» образы героев рождают в нас восторженное чувство своей иконной архетипичностью, то созерцание поздних картин не вызывает радостных реакций, хотя они и доставляют эстетическое удовлетворение своей завораживающей сделанностью и самоценной органичностью. К сожалению, в письменных документах – заметках, записях личного характера и дневниках Филонова – содержится мало сведений о годах становления художника, вот таким образом, когда пытаешься точно воссоздать его биографию, пробелы, появившиеся вследствие цензуры и самоцензуры времен сталинизма, неизбежно приходится заполнять сведениями из «внешних» источников. Можно с уверенностью думать о каком-то религиозном настрое Филонова, заставившем его подняться к ощущению высшей реальности и размышлять о «формуле» космического бытия как о непрерывном цветении Вселенной. Если современникам Филонова, таким как Василий Кандинский, Каземир Малевич, Александр Родченко и Владимир Татлин, посвящены многочисленные публикации, выставки и конференции, то Филонову повезло меньше и все еще есть серьезные пробелы в изучении его биографии и эстетического развития, самыми серьезными из которых являются: так и не выясненные истоки стиля мастера, отсутствие точной хронологии его картин (его собственные «удлиненные» даты – особенная проблема для исследователей) интерес художника к анатомии и хирургии и его интерпретация православной традиции. Например, в фигуре со скрещенными на груди руками («Трое за столом», 1914-1915 ил. 11), а также «Мать» (1916 ил.

2). О «Крестьянской семье» Александр Каменский писал: «В центре – три фигуры (отец, мать, дитя), в облике которых сплетены жанровые черты, далекие иконные отголоски, фольклорная сказочность. Лицо его, до неузнаваемости изменившееся, было спокойно.

Пола Гетти в Лос-Анджелесе. После выставки 1927 года, на которой присутствовало много знаменитостей (в частности, поэт Максимилиан Волошин), пресса зубоскалила и называла Филонова психически нездоровым. Всодружестве схудожниками «Внепартийного общества» (Д. Н. Какабадзе, Е. Н. Псковитинов, А. М. Кириллова, Э. А. Лассон-Спирова) выпустил манифест «Интимная мастерская живописцев ирисовальщиков Сделанные картины» (Изд.

Один из исследователей считает даже, что «творчество мастера пока не введено в общий смысловой контекст отечественного искусства». Предложенные им понятия «глаз видящий» и«глаз знающий» зафиксировали смещение интересов Филонова ивсего нового искусства кобласти психологии творчества инаучного познания, которые впоследствии (1920-х) стали частью его теории «аналитического искусства». Слово «мировый» в заглавии следует понимать как «всемирный» или «всеобщий», «пропевень» произошло от глагола «петь» и означает допевание песни до конца. «Организм» против «механизма» – так можно определить пафос филоновской позиции. В 1927 году филоновцы получили от Ленинградского Дома печати серьёзный заказ.

В1918–1923 развивает многомерное символическое понятие-образ «мирового расцвета». Филонов добавил ксимволизму саморефлексию художника. Подобно Велемиру Хлебникову и Михаилу Врубелю, Филонова часто посещали яркие видения и он был измучен жестоким напряжением между призраком эстетики и его бледным отражением, мгновенно схваченным в визуальном отчете, между внутренней идеей и ее внешним образом. 7), а также евангельские цитаты в других его произведениях, хотя и менее явные.

Близость эта, помимо чисто формальных проявлений, видна и в том, что Филонову тесно в рамках эмпирически постижимого и в том, что его волнуют фундаментальные темы жизни и смерти и в мрачной энергии и тяжеловесной символике «Королей». В культурном интеллектуальном сознании всегда есть художники, слитые с эпохой, являющиеся ее выражением (Р. Фальк, К. Петров-Водкин, А. Рублев, К. Малевич, М. Шагал, А. Иванов). Юлиан Халтурин, например, пишет об учебе Филонова в мастерской Дмитриева-Кавказского Ирина Пронина исследует соотношения реальных мест и пейзажей Филонова Николетта Мислер соединяет ранние работы художника с традициями немецкого Ренессанса Людмила Правоверова напоминает нам о плотных философских слоях, ставших основанием мировоззрения Филонова Николай Школьник подчеркивает достижения Филонова в качестве дизайнера и художника прикладного искусства Евгения Петрова дает переоценку понятия «коммунист Филонов» Галина Марушина повторно «посещает» трагическую «невыставку» Филонова 1929 года а Наталия Скоморовская напоминает о том, как относились к Филонову советские бюрократы и аппаратчики.

Он продолжал работать ипосле большого перерыва, несколько произведений Филонова были показаны вэкспозиции «Выставка живописи искульптуры ленинградского Горкома художников» (16марта– 16апреля 1941. Он был как будто без сознания, глаза полузакрыты, ни на что не реагировал. Творческий метод МАИ основывался на теоретических установках Филонова, которые были развиты в манифесте «Сделанные картины» (Петербург, 1914г. ), в «Декларации Мирового Расцвета» («Жизнь искусства», 1923г. Вместе с этим у него было и немало противников и открытых врагов. На выставке были представлены работы из цикла «Ввод в мировой расцвет», в частности «Победитель города» (1914-1915 ил. Впоездках для заработка часто писал многочисленные натурные виды ипортреты иконы.

За этим последовало три неудачных попытки поступить в Петербургскую Академию художеств. Так, в сборник включены статьи, освещающие малоизвестные аспекты жизни и творчества Филонова, особенно его раннего периода. После этого он начинает успешную карьеру художника. Утопия, конечно, но ею был пропитан весь авангард. Собирали древности и изобретали «заумь». Созданием композиции «Перерождение интеллигента» (1912. ) символически засвидетельствовал окончание творческого усвоения языка аналитического кубизма иидей футуризма. Восьмой рисунок («Пропагандист», 1924—1925) до сих пор не возвращён.

Геометризации (к чему стремился кубизм), не реализующей и малой доли тех свойств и процессов природы, которые могут быть пластически выражены, он противопоставляет принцип органического роста художественной формы. У этой картины есть и второе название – «Святое семейство», а это значит, что своих крестьян Филонов мыслил в рамках христианской мистерии.

Два года спустя художник возглавил собственную группу учеников ИЗО, получившую впоследствии название «Коллектив мастеров аналитического искусства МАИ» («Школа Филонова»). Не удивительно, что Филонов предпочитал называть себя «мастером», но не «художником». По инициативе музея было возбуждено расследование, к делу привлекли ФСБ России. В 1927 году Филонов создаёт общество «Мастера аналитического искусства» (МАИ).

И писатель Владимир Метальников также упомянул «страдальчески напряженное» настроение картин Филонова7. Тем не менее, Филонов продолжил вести занятия до самой смерти в 1941 году. Как никто другой, Филонов оброс мифами. Значительная ретроспективная выставка под названием «Павел Филонов. Влиятельный американский галлерист Баскервил называл Филонова «величайшим художником в мире». Художник, традиционно, отклонил предложение, но согласился выступить редактором, при условии, что работу выполнят его ученики.

Но в тот период Филонов прочел ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства. Осенью 1910 добровольно покинув АХ и, удалившись впригород Петербурга, создал первые работы вдухе мистического символизма («Герой иего судьба», «Головы»). — Мертвецы величаво и важно едят овощи, озаренные подобным лучу месяца бешенством скорби».

Школа Филонова» (1927–1930, формально до1932), очём свидетельствует заказ наоформление зала Дома печати испектакля покомедии Н. В. Гоголя «Ревизор» впостановке И. Г. Терентьева. Он не мыслит пустого пространства, для него всякая частица бытия, будь то не только малая былинка, но и лучик света или «разорванный ветром воздух», – живой сгусток материи. Филонов близок к немецкому экспрессионизму, причем, к его первоначальному, можно сказать, классическому варианту группы «Мост», что для тех времен в среде проживающих в России художников было нехарактерно.

Конечным результатом была «Декларация Мирового расцвета»— наиболее важный документ аналитического искусства. И грациозный конь, готовый служить верному делу. Работы упакованы были так: один пакет с 379-ю работами и рукописями и второй – вал, на нём накатано 21 полотно.

В 1916 году он был мобилизован и воевал на фронтах Первой мировой. В «Крестьянской семье в частности. Наверное, он видел в них «ветхих» людей, подлежащих спасению-преображению в процессе творческого усилия, который считал сопричастным творящим силам самого Космоса. 12).

6). В1931–1933 он вёл общее руководство иллюстрированием книги ивпамять околлективной работе написал картину «Ударники аналитического искусства» сабстрагированными портретами своих учеников (1933). «Настанет день, – говорил он, – и Сталин войдёт в эту комнату». Фон картины – просто гобелен по своей прописанности и красоте, это – райские кущи.

Именно вот таким образом его произведения особо ценяться в кооллекционерской среде. В 1929 году Русский музей собирался сделать персональную выставку художника. Художник пытается зрительно воссоздать параллельный природе мир. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Позже своим ученикам он говорил: «Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом».

Филонов осуществлял руководство, часто помогал всем отстающим отграфика, ноформально неучаствовал впроекте иего имени нет среди участников выставки вДоме печати всоставе МАИ он неэкспонировался инадругих выставках (1928–1929, 1930). Как некогда Брейгель Мужицкий, наблюдал он забавы «простолюдинов». И если он, подобно кубистам, агрессивно вторгается в сокровенное материи, следя не за формой, а за тем, как она делается, то его отличает от них, прежде всего «русский генофонд» – воспаленная совесть и мучительные поиски гармоничного мира. Напредставлении вДоме печати мог состояться один изпоследних контактов Филонова сМаяковским, присутствовавшим наспектакле. Так, втезисах доклада (1913) Н. Д. Бурлюка была отмечена связь образов художника спроизведениями Гойи, Босха, Эдгара По, обращёнными кподсознанию человека, атакже скультурами народов Индии, Китая иМонголии. К 1922г. Особую ценность представляют свидетельства членов семьи – Екатерины Серебряковой (жены Филонова), Николая Глебова-Путиловского (его зятя) и Оксаны Рыбакиной (внучки его сестры /Александры), а также воспоминания учеников и поклонников – Татьяны Глебовой, Хаима Лившица, Николая Лозового и Сергея Спицына имеющие большое значение для исторической реконструкции личности Мастера.

О том же свидетельствует очевидно религиозное содержание многих его картин, в первую очередь дореволюционных, например «Святое семейство» 1914 года (позднее, после Октябрьской революции, переименовано в «Крестьянскую семью» ил. В картину введены многочисленные символы-знаки — рыба на блюде (один из символов Христа), чаша страдания и т. д. Как это не раз случалось в биографии больших мастеров именно в трагический год «великого перелома» Филоновым было создано самое философское и жизнеутверждающее произведение. Состоялось несколько общественных просмотров иобсуждений неоткрытой выставки. «Я был на войне 1, 5 года и, к счастью, меня выбрали в комитет и этим спасли меня» – признавался Филонов. Наобложке манифеста впервые появляются ключевые для мировоззрения художника в1910-е– начале 1920-х словосочетания-символы «мировый расцвет», «сделанные картины». Полемизируя с авангардистами, он неустанно восхвалял реалистов Репина, Айвазовского, Верещагина, Сурикова, Савицкого, называя их картины подлинно «сделанными». А в течение этих лет я была уверена, что пакет нёс кто-то, а я только шла с ними.

Полученный заказ издательства «Academia» наоформление финского народного эпоса «Калевала» Филонов передал группе художников, сохранившей засобой название «Школа Филонова». Одна из крупных школ русского авангарда. Она смотрит мимо сына, в грядущее.

Его темы, всегда философские имеют историко-социальный или космический характер. Кроме этого, главные теоретические термины Филонова – «аналитическая живопись», «формула» и «сделанность» – все еще не поддаются окончательному определению, несмотря на его усилия объяснить и распространить мировой расцвет своего мировоззрения. Непропорциональные, неуклюжие с точки зрения классической манеры, «Трое за столом» проникнуты тем же светом гармонии излучая созидающую энергию и сверхчувственную силу. Его справедливо называли «самым потаенным и загадочным художником русского авангарда».

В 1978 году картина «Переселенцы» была контрабандой отправлена в Австрию и в ноябре была продана на аукционе Sothebys под названием «Бегство в Египет». После третьего отказа ректор Эссен заявил: «Теперь Филонов придёт в Академию только через мой труп». В 1923 году Филонову как председателю Музея живописной культуры поручили написать Устав будущего Института исследования искусства.