Фото Купчиха За Чаем

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей). Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды.

В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554. 1918 – это время революционных настроений, когда пролетарии были против подобного богатства и всячески боролись против купечества, кулачества, царизма и так далее. Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир. Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков.

«Купчиха за чаем» 
картина Кустодиева

«Купчиха за чаем» картина Кустодиева

И это показательно. Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую купеческую Россию. Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным. Да и сам Кустодиев в 1923 году нарисовал еще одну похожую картину – «Купчиха, пьющая чай».

Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок. Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»). При этом он получился у него настоящим, а не нарочито иллюзорным. Чем же была для Кустодиева данная работа.

В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика». Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123. Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953.

Подперев одной рукой локоть другой, в которой она держит фарфоровое блюдечко, купчиха чинно и по купеческой традиции пьёт из него чай, кокетливо оттопырив свой пухлый мизинец112613272829. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. После завершения учебы в духовной семинарии в 1896 году Борис поступил в петербургскую Академию художеств.

Кустодиев использовал всего лишь несколько цветов, все из которых собраны на овальной броши купчихи, как на палитре— фиолетовый, голубой, зелёный, жёлтый, красный. Монолитный силуэт купчихи уравновешен самоваром. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев.

Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А.

История одного шедевра: 
«Купчиха за чаем» 
Кустодиева

История одного шедевра: «Купчиха за чаем» Кустодиева

Рядом о сдобное плечо своей хозяйки ластится и трётся, мурлыча и изогнув хвост, сытый и ленивый кот, непременный житель любого купеческого дома, холёный и просто лоснящийся от непрестанного удовольствия. Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29. Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица. На своей картине мастер изобразил дородную, пышущую здоровьем женщину. Но тем живее работало воображение. Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516.

На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718. Как супружеская чета, они степенно соучаствуют в священном ритуале.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева: 
кем на самом деле

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была Купчиха за чаем

Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. На их фоне за тяжёлыми воротами соседнего синего дома— тоже чаепитие на балконе: за самоваром сидит купеческая семья— старик с женой, которые не спеша пьют чай, встав от послеобеденного сна. Эта картина сейчас хранится в Нижегородском государственном музее. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится.

Художник уделяет большое внимание фактуре изображаемых предметов. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии.

Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества, программной работой художника. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы». Картина была написана в проблемный для России год. Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба.

Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Картина в настоящее время находится в Санкт-Петербурге.

К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324. Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. Она является частью экспозиции Государственного Русского музея.

Картина Кустодиева 
Купчиха за чаем

Картина Кустодиева Купчиха за чаем

В этом он находил свое спасение. Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы».

На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов. На столе перед ней стоят фрукты, большой самовар. В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58. Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину. Там тоже есть полная женщина, блюдце с чаем, самовар и арбуз. Конечно, основной темой выставки стала революционная.

Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1. И такие молодцы проглядели революцию. Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».

Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». Но тем живее работало воображение. Да вот только вместо широких просторов за спиной – холодная стена. Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. «Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета.

Желающие украсить свой дом копией полотна «Купчиха за чаем» могут у нас заказать печать постеров на холсте или бумаге. Это всевозможные блюда с фруктами и овощами («Купчиха»), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки («Купчиха за чаем»), ожерелья, кольца и шелк («Купчиха с зеркалом»). Трудно представить, что душевно и колористически щедрое, светоносное искусство Кустодиева сохранило свои удивительные качества даже в ту пору, когда болезнь лишила его возможности двигаться. Но пестрое многоголосье праздника благоговейно отступает, когда на первый план выходит она – пышная златокудрая красавица купчиха.

Купчиха за чаем 
— Борис Кустодиев

Купчиха за чаем — Борис Кустодиев

Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую. На их фоне за тяжёлыми воротами соседнего синего дома— тоже чаепитие на балконе: за самоваром сидит купеческая семья— старик с женой, которые не спеша пьют чай, встав от послеобеденного сна. Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев.

Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42. Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»). «Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета1021.

Купчиха за чаем, 
1918, Кустодиев 
– описание картины

Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев – описание картины

Кустодиев предлагает посмотреть на обычный день из купеческой жизни глазами обычного наблюдателя, а не завистника или противника. Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе.

В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить. Купчиха выглядит старше и внушительней самой модели, более миловидной и в реальности обладавшей пышными, но всё же гораздо меньшими формами10122113. И пользовалась спросом публики. Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю». На заднем плане за её спиной видна панорама зелёных просторов, выступающих из-за деревьев крыш домов и позолоченных маковок дальних и ближних церквей подальше— гостиный двор и церковная колокольня, справа же— пустынная и покрытая булыжной мостовой площадь, торговые ряды с вывесками. Очень удачно вписан в сюжет кот, который ласкается к своей хозяйке и тоже подчеркивает атмосферу безмятежности.

КУСТОДИЕВ Борис – Купчиха за чаем

Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Работ с изображениями заводских рабочих, матросов, бойцов Красной Армии было большинство. В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа. Весной 1919 года в Зимнем дворце, переименованном в Дворец искусств, прошла Первая Государственная выставка с участием более 300 художников, в том числе и Кустодиева. Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица26.

Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю». Она молода, красива, хорошо одета. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». В этом он находил свое спасение. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева 
«Купчиха за чаем»

Загадка самой известной картины Кустодиева «Купчиха за чаем»

«Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Борису Кустодиеву удалось очень точно передать образ купчихи. При отсутствии постепенного перехода от переднего плана к дальнему, пространство передано неторопливо-спокойными и пластически-плавными ритмическими линиями, сливающимися от периферии в центр композиции, что заостряет внимание зрителя на купчихе как символе старой России и чаепитии как концентрации всего уклада её жизни, в то время как остальные окружающие детали, в том числе кот, купеческая чета, городская панорама и наконец притягивающий внимание зрителя красным пятном арбуз, кажутся лишь приложением к образу, дополнительным повествованием, не лишённым однако большой смысловой нагрузки. В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9.

Все в образе купчихи говорит о спокойствии, умиротворенности. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Впервые публика увидела «Купчиху» 13 апреля 1919 года на первой свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств (такое название после революции получил Зимний дворец). Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30.

Загадка известной 
картины Кустодиева: 
кем на самом деле

Загадка известной картины Кустодиева: кем на самом деле была "Купчиха за чаем"

То были сюжеты и люди уже ушедшей, но не утратившей свой терпкий аромат жизни. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». И такие молодцы проглядели революцию.

А последними работами мастера стали иллюстрации к книгам о Ленине. Чаепитие стало традицией в русской семье с XVIII века. Но «Купчиха за чаем» занимала центральное место в одном из залов.