Франс Хальс Художник

Золотой век портретной живописиПортреты Франса Хальса отличаются свободной манерой и живостью письма, - наряду с его бытовыми сценками, они оказали огромное влияние на художников нескольких поколений. Анонимный биограф этого художника писал о том, что через его мастерскую "прошло немало учеников, включая Франса Хальса известного портретиста из Харлема".

Франс Халс – голландский художник

Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса. Луки. В 1610 году онвступает в харлемскую гильдию св. Здесь мастера интересует скорее не личность, а социальный типаж. Напротив, в образе содержательницы трактира (Малле Баббе, ок. Работа — героиня фильма — входит в серию «Четырех евангелистов».

12. Характернейшим примером подобных работ может служить «Портрет Виллема ван Хейтхейзена». Адриана (1627 и 1633) и св.

В условиях торжества протестантизма образы этих святых могли быть написаны для частной часовни одного из харлемских бюргеров, приверженца традиционной католической веры (в Голландии это не возбранялось). В многовековой традиции изображения авторов Евангелий они обычно обрисовывались с обобщен-но-благообразной внешностью, часто подчеркивалось эмо. ционально приподнятое, экстатическое состояние боговдохновенного труда. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св.

Вслед за матерью умер и второй сын Хальсов имени которого мы не знаем. Пробы были взяты из десяти разных мест картины. Вполне вероятно именно там Хальс познакомился со многими богатыми и влиятельными горожанами, некоторые из которых впоследствии стали его заказчиками, а некоторые – даже друзьями. Единственный групповой портрет, начатый им в Амстердаме, пришлось заканчивать другому художнику. В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника.

Во всяком случае, к чести работников МУРа и присоединившихся к ним сотрудников государственной безопасности преступники были пойманы и «возвращение» «Св. Свои самые глубокие работы Хальс создал уже в старости. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. В этом, как и во всех портретах, замечательно мастерство владения цветом, особенно в вариациях черного на костюме. Композиция едина, нет разложенности на части, как в ранних картинах подобного типа.

Франс Халс: жизнь 
и творчество художника

Франс Халс: жизнь и творчество художника

Однако в образах Хальса самого конца 30-х и 40-х годов появляются задумчивость и грусть, прежде абсолютно чуждые его персонажам (портрет Виллема Хейтхейсена Брюссельского музея), а порой проскальзывает легкая ирония в отношении художника к ним. Вполне возможно, что он не относился именно к роте св. Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок.

В 20-х гг. Цыганка — с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте — отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем, на заказных портретах Хальса. Сборище чопорных старух с ханжескими, озлобленными, поблекшими ничтожными лицами и костлявыми кистями алчных рук кажется более организованным, в регентшах еще теплится привязанность к материальной стороне жизни. Чистая радость бытия часто берет верх в его супружеских портретах (И. Масса с женой – наиболее гармонически-«ренессансное» произведение мастера, ок.

Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом). 40-е годы стали переломными в живописи Хальса. В 1642 году умственно неполноценный сын Хальса, Питер, помешался окончательно и его пришлось поместить в сумасшедший дом. Волосы и берет повторяют первоначально заданную форму круга.

Возможно, картину, нетипичную для художника по сюжету, последующие владельцы хотели сделать более «халсовской», превратив ее в портрет. Крупным планом в круг на золотистом светлом фоне помещена головка ребенка. Старость Халс проводит в глубокой бедности, получая пенсию. Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение.

1620-1640 годы – время наивысшей популярности Халса. 56 картин, созданных с 1632 г. по 1664 г. Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись. Объясняется это тем, что после Нидерландской революции 1566-1609 годов на территории Республики Соединенных провинций (официальное тогда название Голландии — северной части Нидерландов) господствующей религией стал протестантизм, то есть вариант христианства, при котором отвергалось, в частности, почитание священных образов и запрещалось украшать ими храмы. По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума. Картинам свойственны энергичная красочная лепка, теплые и мажорные цветовые акценты. Евангелисты — едва ли не единственное обращение художника к религиозной тематике.

Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником. В июне 1615 года Анетье умерла родами. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование малых голландцев, то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть и за то и другое. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова.

Халс любил подчёркивать в портретах своих соотечественников пафос самоутверждения. Пик популярности и расцвета творчества гения приходится на 1620 – 1640 годы. Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов. Возможно, факт его совершения человеком, явно имевшим доступ в музей, в свою очередь, облегчил сыщикам задачу «вычисления» злоумышленников. Тогда ещё абсолютно неизвестный художник только начинал попытки создания первых шедевров.

О замечательном 
голландском художнике 
Франсе Халсе

О замечательном голландском художнике Франсе Халсе

Изменяется и колористический строй его живописи. Но для нас большой разницы в этом нет. Вероятно их было гораздо больше. Например, та, что держит веер и перчатки, – скорее всего, знатная особа. Вполне возможно, что он не относился именно к роте св. Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре.

Западноевропейская живопись VI – XVIII веков из музеев Украины». Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Характерным примером служит картина «Встреча офицеров роты святого Адриана в Харлеме» (The Officers of the Civic Guard of St Adrian, 1633).

В первом, заказанном в 1616 году полотне «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» еще ощущается зависимость от традиции предшественников, художник во многом сдерживает свой живописный темперамент. 1623–1625, Музей западного и восточного искусства, Одесса), но главным руслом творчества Халса был портрет, великим реформатором которого он явился. Но изображая людей разных сословий и питая ко всем симпатию, Халс всё-таки был художником, не стремившимся (или не умевшим) проникнуть во внутренний мир своих персонажей. Именно эмблему Меркурия художник изобразил между прорезями рукава кавалера. Особую звучность приобретают вспышки белых, розоватых и красных цветовых пятен.

Чистая радость бытия часто берет верх в его супружеских портретах (И. Пушкина представляет малознакомое широкой публике полотно «Евангелист Марк» кисти выдающегося голландского мастера Франса Халса Старшего (1582-1666), который снискал известность благодаря большим групповым портретам членов стрелковых обществ и регентов госпиталей. Легкие, размашистые, небрежные мазки, словно сдвинутые со своего места идущие в разных направлениях свободно лепят пластическую форму. Этот цвет у Халса – «многолик», что подметил еще ван Гог, сказав, что художник использует 27 оттенков черного. Особенно показательны «Регентши» — композиция, если не считать служанки, образует дугу, замыкающуюся спереди жестами двух крайних фигур.

  1. Франс Хальс – великий портретист
  2. Картины и репродукции Франса Хальса
  3. ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ СТРЕЛКОВ РОТЫ СВЯТОГО АДРИАНА Франс Хальс Старший
  4. Выдающийся голландский портретист Франс Халс
  5. Характеристика творчества Франса Халса
  6. Портрет молодого человека с перчаткой в руке (1650)
  7. Портрет Изабеллы Койманс (1689)
  8. «Голова мальчика в берете» (1640)

Все четыре регентши опять обращены к нам их жесты и взгляды провоцируют диалог, но содержание этого разговора со зрителем принципиально другое. Постановление городских властей Харлема от 1621 года предписывало ограничить его сроком не «долее трех или, в лучшем случае, четырех дней». Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия. Но в том мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа («Цыганка», 1628-1630, Париж, Лувр «Малле Бабе», начало 30-х гг., Берлин-Далем, Картинная галерея). Его портреты были самые разные: частные интимные, совсем маленькие (предназначенные для гравирования) и большие заказные (в том числе групповые).

Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел. Сын фламандского ткача, Халс с раннего детства жил в Харлеме. Картина поражает своей застывшей атмосферой. Франс Халс, работая исключительно в области портрета, создает целую галерею представителей современного ему голландского общества: «Портрет Исаака Абрахамса» (Isaac Abrahamsz Massa, 1626), «Веселый собутыльник» (The Merry Drinker, 1628), «Весельчак» (The Jolly Reveller, 1628-1630), «Цыганка» (Gypsy Girl, 1628-1630). В 1630-е г. г. живопмсец кардинально отошел от традиционной композиции группового портрета, сделав его более «естественным и живым». В образе мужчины на портрете из Кассельской галереи (1660-1666) мы видим не привычное самоутверждение и браваду, а печаль и апатию, словно внутренняя энергия его иссякла и он пассивно следует течению жизни. Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным.

В эмоциональном состоянии, полном динамики, он улавливал наиболее характерные индивидуально-выразительные черты моделей и видел в этом сгусток пойманной жизни, сердцевину образа («Цыганка», «Малле Бабе»). Его Кормилица с ребенком, 1619-20 (на след. В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника. Хальс был первым в европейском искусстве мастером свободной, «эскизной» живописи.

В Харлем бежали иммигранты со всех сторон. Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса. 01. Хальс блестяще преодолевает трудности группового портрета. Уникальные для своего времени произведения — вершина творчества Халса.

1650). Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок. Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. наряду с портретами Халс создаёт жанровые сцены, религиозные композиции (Евангелист Лука, Евангелист Матфей, около 1623-25, – обе в Музее западного и восточного искусства, Одесса), в которых святым придан облик людей из народа. Черный цвет лишен у Хальса тяжести и глухости, он многообразен по красочному звучанию. О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего.

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  2. Словари и энциклопедии на Академике
  3. Напишите отзыв о статье Халс, Франс
  4. Отрывок, характеризующий Халс, Франс
  5. О знаменитости:Голландский художник

Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. Все персонажи этих сценок (например, пьяница) были стереотипными. Испытал большое влияние караваджизма (проявившееся в любви к ярким бытовым типажам, представленным крупно и экспрессивно), но главным выразительным средством стали у него не караваджистские световые контрасты, а сама красочная стихия, живой, динамичный мазок, с годами все более смелый и легкий. По свидетельствам современников художника, эта организация объединяла не только любителей красиво говорить (ораторов), но и. Хальс экспериментировал также с позами заказчиков.

Франс Хальс – великий 
портретист

Ситуация позирования не вполне оставлена Халсом: многие повернуты к нам лицом (впрочем, это объясняется и характерным для мастера желанием активного общения со зрителем), трое знаменосцев не вполне, быть может, уместно держат штандарты. Кажется, что если бы в комнате были часы, мы услышали бы их тиканье. В самом деле, в архивах Харлема есть записи он некоем Франсе Хальсе, дебошире и пьянице, тиранившем жену и детей. Известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Таким же приемом написан белый кружевной воротник, освещенные волосы и перчатка. В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет.

Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме. Этот портрет – один из самых знаменитых в истории западноевропейской живописи. Чувство собственного достоинства соединяется в нем с безмерным честолюбием в его воле и упорстве есть что-то бесчеловечное, а патрицианская элегантность облика не в силах скрыть пресыщения и духовной опустошенности. Обремененность большой семьей не мешала ему вести весьма веселое существование, легко расставаясь с деньгами и постоянно влезая в долги, несмотря на большие заработки в течение длительного времени. Георгия" (1616) – самый масштабный групповой портрет в истории жанра. Возможно именно это событие он и должен был увековечить групповым портретом. С 1610 работал реставратором в составе художников гильдии святого Луки.

Но одновременно он словно забавляется своим положением "портретируемого". Учился Халс у Кареля ван Мандера известного художника, поэта и биографа. Если ранее в подобных композициях господствовала изокефалия (равноголовие), то теперь от нее не осталось и следа. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину.

В это время город покинуло множество людей – как протестантов, так и католиков. Модель производит впечатление спокойной уверенности в себе и жизнерадостности. В 1624 году Хальс написал своего знаменитого Улыбающегося кавалера. 1621, Государственный музей, Амстердам).

Точка зрения взята снизу, уверенна его поза. В XVI веке искусство Голландии (в отличие от Испании, Италии и Франции) развивалось не в придворных центрах и великосветских салонах, а в маленьких провинциальных городках. Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. Композиция едина, нет разложенности на части, как в ранних картинах подобного типа. Обе картины сильно потемнели от времени, но создаваемое ими впечатление незабываемо.

Объясняется это тем, что после Нидерландской революции 1566-1609 годов на территории Республики Соединенных провинций (официальное тогда название Голландии — северной части Нидерландов) господствующей религией стал протестантизм, то есть вариант христианства, при котором отвергалось, в частности, почитание священных образов и запрещалось украшать ими храмы. Вплоть до начала XX века полотна считались утерянными. c 30 апреля по 18 июля 2013 МоскваВыставка одной картины. Композиция стала спокойной и строгой. Луки. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св.

Позднее, в 1773 году серия «Евангелисты» Франса Халса была целиком приобретена Екатериной II для коллекции Императорского Эрмитажа. Известно, что с 1612 по 1624 год Хальс тоже был мушкетером роты святого Георгия и здесь, думается, не обошлось без покровительства Гибланта. Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире. На картине изображен человек (по всей видимости – не совсем трезвый), развлекающий детей игрой на так называемом "роммель-пот".

Цыганка — с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте — отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем, на заказных портретах Хальса. Пушкина представляет малознакомое широкой публике полотно «Евангелист Марк» кисти выдающегося голландского мастера Франса Халса Старшего (1582-1666), который снискал известность благодаря большим групповым портретам членов стрелковых обществ и регентов госпиталей. 2007). А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра.

О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего. Портрет не производит впечатление застывшего, статичного. Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек.

В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет. Портреты Хальса разнообразны по темам и образам. 1650). В начале 1630 годов были написаны портреты, которые можно назвать жанровыми, как, например, «Цыганочка».

Но бывали и исключения. Но потом его начинают забывать. Его "Кормилица с ребенком", 1619-20 (на след. Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (около 1630, Париж, Лувр).

Но в их глазах есть нечто общее, что связывает воедино все пять образов. Ведь Хальс был рисовальщиком высочайшего уровня. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св.

Среди "неофитов" был и сам Хальс. С его именем связан расцвет национальной живописи. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. стр. ) – выразительный тому пример. Не стоит отбрасывать это предположение.

Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу – муж, жена, ребенок. В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ. С полотен 10 – 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные. На одной из ранних картин «Смеющийся мальчик» (1625 год) улыбающийся во весь рот ребёнок будто вырван из реальной ситуации для того, чтобы застыть на полотне художника. Надвигается нищета, которая приводит мастера в богадельню.

40-е годы стали переломными в живописи Хальса. ван Хейтхейзен, портреты конца 1620–1630-х годов) в одной картине (Государственный музей, Вадуц) выглядит чопорным и чванным рыцарем, а в другой (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) – добродушно-лукавым мудрецом. Художник очень убедительно передает все оттенки настроения мужчины. предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне (Стрелковая гильдия св.

Халс Франс, Гальс (Hals), голландский художник, портретист. «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» – единственный портрет, где супруги изображены вместе. По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума. Луки. В 1959 году две другие картины цикла – «Св.

Неизвестный изображенный на картине из ленинградского Эрмитажа (50-е гг. ), еще чувствует свои силы, свои возможности, но в нем уже нет ни радости, ни веры. Несмотря на всю парадность, портрет не потерял своего демократического характера.

Халс действительно был отчаянный жизнелюб и не жалел денег на развлечения. Нам остается лишь гадать об этом. Георгия (1616) – самый масштабный групповой портрет в истории жанра. Группа офицеров, кажется, увидена художником случайно их позы разнообразны, жесты красноречивы, солнечный свет играет на черных одеждах, белых воротниках, разноцветных шарфах и знаменах.

В 1612 году стрелковая рота святого Георгия пополнилась новыми членами. А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра. Художник не создавал драматических образов и аллегорических композиций подобно Рембрандту.

Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема). Первое предположение напрашивается само собой.

В его состоянии совершенно отсутствует интеллектуальное напряжение (его у персонажей Халса почти не бывает) — это интимные, лирически-грустные воспоминания об учителе и давних событиях. Возможно, картину, нетипичную для художника по сюжету, последующие владельцы хотели сделать более «халсовской», превратив ее в портрет. С большой симпатией художник изобразил маленькую девочку, похожую на ангелочка и ее няню.

Приехав в Харлем, учился (ок. В «офицерских пирушках» (два Банкета офицеров стрелковой роты святого Георгия, 1616 и 1627 Банкет офицеров стрелковой роты святого Адриана, 1633) сквозь все условности светского ритуала и иерархию чинов проступает радушный праздничный оптимизм, чувство социальной солидарности, выражающей гордое самосознание нидерландского общества в раннюю пору его независимости. Портрет не производит впечатление застывшего, статичного. Невысокий синеватый воротник и белое жабо открывают стройную шею. Халс Франс. Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (оба произведения – 1664, там же) доминирует скорбное чувство бренности всего земного. В это время Хальс пишет портрет знаменитого французского философа Рене Декарта, более двадцати лет прожившего в Голландии. К этому времени у художника была своя мастерская имел он и учеников.

Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса. Вполне вероятно, что на картине "Поющие мальчики" (вверху) Хальс изобразил своих сыновей, а моделью для "Поющей девочки", ок. Преступление действительно было заказным. Такое установление ввели ревностные протестанты, поднявшие в 1581 году восстание против испанцев. Поздние произведения Халса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650-52, «В.

Они и без того были язычницами, лишенными даже малейшей надежды на спасение души. Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире. Церковной записи о венчании его родителей, Франсуа Хальса и Андриантген ван Гертенрик, не сохранилось.

Халс неоднократно обращался к этому мотиву в полуфигурных жанровых портретах. По словам французского художника и писателя Эжена Фромантена, «мастерство Халса несравненно, он это знает и любит, чтобы другие видели это». Изображение рыбаков (символа воды) стало популярным в Харлеме, который славился рыбной ловлей.

Однако персонажи чутко выражают динамические превратности бытия: один и тот герой (В. Мулат (Музей изобразительных искусств, Лейпциг), Цыганка (Лувр, Париж), Мальчик-рыбак (Королевский музей изящных искусств, Антверпен все работы – ок. Заказы на портреты и создавали благосостояние семьи художника. Лицо обрамляют легкие золотистые волны коротких волос.

Но портретируемых объединяют общие черты: цельность натуры, жизнелюбие. Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема). То же самое можно сказать и о чопорных старухах, сидящих по краям стола.

Художник отражает момент, живое мгновение жизни. Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. Каждый Цвет дан художником в тончайших градациях, в богатстве нюансов, каждый тон обрел замечательную глубину. Эта забава очень нравится детям, они прямо-таки визжат от восторга. Например, та, что держит веер и перчатки, – скорее всего, знатная особа.

Родился Франс Халс в 1582 году в семье суконщика, в Антверпене, то есть во Фландрии. А еще в «Групповом портрете стрелков роты святого Адриана» присутствовала абсолютно особая нотка добродушия и патриархальности, присущая лучшим голландским портретам. Однако заказов становилось все меньше и меньше, а оплачивались они весьма скудно. Вполне возможно, что он не относился именно к роте св. Оно вовсе не так нелепо, как может показаться на первый взгляд.

В конце 20-30-х гг. Луки» состоялось в очень короткие сроки. Никакие пертурбации в жизни ему не грозят. На лондонском аукционе в октябре 1972 года на продажу был выставлен «Портрет бородатого мужчины», который приписывался кисти итальянского художника Луки Джордано. Персонажи на них обыкновенно изображаются стоящими в ряд, откровенно позирующими.

11. Это жестоко правдивый образ беспощадной разрушительной силы старости. Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году. Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия.

Богато расшитое платье и кружевной чепец ребенка написаны очень искусно и реалистично. Похоронили ее очень скромно. В первом, заказанном в 1616 году полотне «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» еще ощущается зависимость от традиции предшественников, художник во многом сдерживает свой живописный темперамент.

Георгия» (1616). В 1617 году он женился на Лисбет Рейнерс. «Ранней манере Халса свойственно пристрастие к тёплым тонам, чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков. Широкий белый воротник модели еще больше привлекает внимание к выражению лица. Творчество Франса Хальса Портрет женщины с веером, 1640-е Национальная галерея, Лондон Портрет мужчины с перчаткой 1650, Эрмитаж, Петербург Цыганка, 1628-1630 Музей Лувр, Париж Портрет юноши с черепом, 1628 Национальная галерея, Лондон Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (Халс) (около 1580—1666), чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры.

В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам. Нам остается лишь делать предположения. Это – один из самых "мажорных" портретов Хальса. Позы, жесты разнообразны, все офицеры заслуживают отдельного внимания (ведь каждый платил за свою голову).

Например, четыре самые большие картины, написанные художником в 1627-39 годах, заказали ему именно они. Среди таких портретов: Малле Баббе, Цыганка, Мулат, Мальчик-рыбак и многие другие. Луки.

Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Невысокий синеватый воротник и белое жабо открывают стройную шею. А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной. Крупная группа больших полотен находится ныне в Музее Франса Халса в Харлеме. За два года до смерти, в 1664 году, были написаны Хальсом портреты регентов и регентш (попечителей) харлемского приюта для престарелых (Харлем, музей). Жанровые сценки Жанровые сценки всегда пользовались популярностью в Голландии. Сама живописная манера получила особое содержательное значение.

В ее полупьяной улыбке, косящем избегающем нас на сей раз взгляде ощущается нечто хищное, пугающее. Он поднял бокал, приветствуя собравшихся. Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски.

Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме. Харлем является типичным протестантским городом, а это значило, что художники, лишённые церковных заказов (протестантизм не поощрял религиозную живопись), могли рассчитывать на заказы исключительно от частных лиц. Ведь Хальс был рисовальщиком высочайшего уровня.

"Смеющимся", кстати, кавалера назвали только в конце XIX века. Город богател и стал проявлять большой интерес к искусству. Адриана и др. ) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье. Халс был дважды женат имел двенадцать детей, многие из которых также стали живописцами. С 2000 г. по 2017 г. на аукционах Sothebys было продано 5 картин Франса Халса:- «Портрет джентльмена» (Portrait Of A Gentleman, Half-Length In Black With Lace Collar And Cuffs, And Wearing A Broad-Brimmed Black Hat) – 2 994 500 британских фунтов (Sothebys, 04. На губах играет легкая улыбка. Вероятнее всего, это – офицер.

Он находится в частной коллекции. Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена. Известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан их жен и детей. Известны и его религиозные образы (Евангелист Лука и Евангелист Матфей, ок. Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным.

По традиции каждая из них иллюстрировала какой-нибудь порок или добродетель. Черный цвет лишен у Хальса тяжести и глухости, он многообразен по красочному звучанию. Портреты Хальса 50-60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет. В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св. Учился у К. ван Мандера.

Жизнь Франса Хальса не менее красочна, чем его живопись. В традиции этого жанра Халс сказал новое слово, вдохнул в него свежее дыхание жизни. В «Портрете регентов» всех объединяет чувство разочарования и обреченности.

Детские портретыХальсу был дан особый дар изображать детей. С большой симпатией художник изобразил маленькую девочку, похожую на ангелочка и ее няню. Его отцом был ткач в Антверпене, женатый вторым браком, в котором и родился Франс Хальс. Ничто в его облике не говорит о религиозном самоотречении или фанатизме.

В ином эмоциональном ключе решен «Портрет регентш». С необычайным старанием выписаны кружева воротника и манжет. Вторая жена Хальса происходила из самых низов, была неграмотной и, ко всему, отличалась скандальным характером. Единственный групповой портрет, начатый им в Амстердаме, пришлось заканчивать другому художнику. Но для нас большой разницы в этом нет. На цыганок, однако, подобные указы не распространялись.

Испанские войска осаждали города, брали штурмом, разоряли. Богато расшитое платье и кружевной чепец ребенка написаны очень искусно и реалистично. Члены этого клуба собирались, читали друг другу стихи, ставили любительские спектакли. Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652).

В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—1625, Музей западного и восточного искусства, Одесса). Нам остается лишь гадать об этом. Гораздо более «халсовским» выглядит другое изображение того же Хейтхейзена, выполненное во второй половине 1630-х годов. Во время его рождения не было мира на его родине. В Харлем бежали иммигранты со всех сторон.

Этого мы никогда не узнаем, но зато поймем – занятие подарило маленькому герою счастье. Создается впечатление, что художник застал их врасплох во время веселого дружеского обеда. живопмсец кардинально отошел от традиционной композиции группового портрета, сделав его более «естественным и живым». Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей. Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью.

На лице ее – то ли улыбка, то ли отчаянная гримаса. Взгляд, направленный на зрителя, полон внимания интереса и доброжелательности. Придавая динамику фигуре, Хальс придавал ее и лицу. С холста на нас с легкой улыбкой смотрит молодая очаровательная женщина. Дальше нам остается лишь строить предположения. Точка зрения взята снизу, уверенна его поза.

От жизни великого художника нас отделяет чуть меньше четырехсот лет. И воротнички у них попроще и лица – не столь важные.

Франс Халс, «Евангелист Марк»ГМИИ им. «Новые» голландцы считали, что все язвы общества — пьянство, нищету, сумасшествие — следует прятать подальше от глаз, делая вид, что их не существует. Можно добавить, что приключение даже пошло на пользу картине, по возвращении ей были выправлены загнутые края и она, таким образом, обрела первоначальный формат (реставратор С. С. Чуриков). Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование малых голландцев, то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть и за то и другое. Этим достигнуто создание законченного образа.

Круг сразу придает законченность портрету. 07. 2008)- «Портрет Самуэля Ампзинга» (Portrait of Samuel Ampzing, half length) – 4 668 500 британских фунтов (Sothebys, 05. 1600–1603) у К. ван Мандера в 1610 был принят в местную гильдию художников («гильдию святого Луки»). Эти светлые пятна не оживляют картину, а, напротив, привносят в нее что-то траурное. Портрет отличается редкой красотой живописи с обилием цветовых нюансов черного тона.

Последние его портреты написаны короткими мазками, одежда предельно схематизирована (словно и она уже становится лишней, мешает художнику сосредоточиться на лице человека). Георгия» все сидят вокруг стола и пребывают в любимом художником «застольном» состоянии. В условиях торжества протестантизма образы этих святых могли быть написаны для частной часовни одного из харлемских бюргеров, приверженца традиционной католической веры (в Голландии это не возбранялось). Вряд ли здесь имеет место умышленная ирония художника. Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел. Изображение рыбаков (символа воды) стало популярным в Харлеме, который славился рыбной ловлей.

c 30 апреля по 18 июля 2013 МоскваВыставка одной картины. В 1610 году Халс становится членом гильдии св. Заметными густыми мазками неразведенной краски просто «вылеплено» лицо модели. В 1649 выполнил портрет Декарта. «Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. Его поза естественна и непринужденна. Халс написал целый ряд портретов, на которых изображены брызжущие жизненной энергией представители простого народа («Шут с лютней», 1620-1625, «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак» все — около 1630). Единственным портретом в полный рост является «Портрет Виллема Хейтхейссена» (1625-1630). «В этот же период Халс радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой роты св.

Георгия», 1639)»1 Не желая покидать Харлем, Халс отказывался от заказов, если для этого необходимо было ехать в Амстердам. Уоллес). Наиболее же интересными его работы в этом виде портрета оказываются, когда он создает ситуацию естественного общения между персонажами — его «банкеты». Георгия, мы не слишком погрешим против истины, если скажем, что «кавалер», скорее всего, был одним из соратников Хальса. Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью. Вот таким образом могли носить сколь угодно смелое декольте.

Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей. В Эрмитаже внимание неизменно привлекают два мужских портрета кисти Халса. Яркие губы красивого рисунка плотно сжаты. Правая, освещенная светом играет румянцем.

Он явно умеет справляться с любыми жизненными ситуациями. Крупным планом в круг на золотистом светлом фоне помещена головка ребенка. Так, в «Мужском портрете» начала 1650 годов мы по-прежнему видим человека гордого, мужественного, энергичного.

В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам. Работа находится в частной коллекции в Лондоне. Пробы были взяты из десяти разных мест картины. Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом). Возможно, по этой причине ранние биографы Халса считали его завсегдатаем кабаков.

Халс много работает в жанре группового портрета. О том, как быстро росло мастерство Хальса, свидетельствует его картина "Банкет офицеров роты св. Зарабатывать деньги Хальсу мешала не только художническая безалаберность, но и упрямый, заносчивый характер. В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет. любителей крепко выпить. Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить.

В 1644 г. Франс Халс стал членом совета Харлемской гильдии художников. Картину "Горшечник-музыкант", 1618-22 исследователи очень долго считали копией. Но о нем лично известно немного. В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—1625, Музей западного и восточного искусства, Одесса).

Художник провел за мольбертом более полувека. А. С. К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен. Скорее всего, они преувеличивали. Внимательный взгляд кареглазого ребенка обращен на что-то любопытное вверх и вправо. Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек. И в это время им написаны многие двойные портреты супружеских пар: муж на левом портрете, а жена – на правом.

Безволие и полное душевное опустошение читаются в их облике. Родился в Антверпене между 1581 и 1585 в семье ткача. Была ли она ведьмой. Благодаря акценту на какой-то детали или «недосказанности» другой, характерному мазку и яркой поверхности даже непримечательные модели превращались в высокохудожественный образ. Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он – офицер (об этом говорит шпага у пояса "кавалера".

В Эрмитаже можно увидеть два мужских портрета, написанных великим художником. Этот инструмент делали, натягивая на горло глиняного горшка свиной пузырь. Это — один из самых «мажорных» портретов Хальса. Точно и умело рассчитаны все движения кисти. Таковы его картины «Веселый собутыльник», «Лейпциг», «Мулат», «Амстердам», «Улыбающийся офицер». 1626 послужила одна из его дочерей.

Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Отсюда пошел термин «малые голландцы». Известны и его религиозные образы (Евангелист Лука и Евангелист Матфей, ок. Георгия (1627) (музей Франса Хальса в Харлеме).

Цыганка – с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте – отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем на заказных портретах Хальса. Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена. Совсем по-другому выглядят офицеры Хальса. В «Групповом портрете стрелков гильдии святого Адриана» традиционная горизонталь композиции окончательно ломается.

Персонажи Хальса на заказанных индивидуальных портретах лишены внутренней сосредоточенности и самоуглубления, они выразительны, потому, что в них «схвачена» реакция на окружающее и взаимодействие с ним. У них было одиннадцать детей. Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить. Подбоченившись, задорно улыбается офицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес). Оно им схвачено и перенесено на полотно. 2013)- «Портрет джентльмена» (Portrait of a gentleman, probably the Reverend John Livingston) – 338 500 долларов США (Sothebys, 31.

Это — один из самых «мажорных» портретов Хальса. Лука» и «Св. Репутация Хальса тоже была небезупречной. Крус», около 1660) в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе — 1664)»«В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету. На лице ее – то ли улыбка, то ли отчаянная гримаса. Причиной этому были как смена восприятия Хальсом жизни, так и с модой на черную одежду в протестантской Голландии. Последние его портреты написаны короткими мазками, одежда предельно схематизирована (словно и она уже становится лишней, мешает художнику сосредоточиться на лице человека).

Здесь же можно заметить, что отсутствие привычных заказчиков — церкви, монастырей, короля, аристократии — переориентировало живописцев с работы по заказу к работе на рынок. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. 49 картин, созданных с 1611 г. по 1632 г. Раздел 2. Так проходит слава живописца по имени Франс Хальс. Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов. «Портрет Виллема Хейтхейссена» выполнен по типу парадного аристократического портрета в духе ван Дейка, но присутствует в нём и некая пародия, шарж: слишком уж горделива осанка, слишком выпячен локоть, слишком далеко отставлена шпага – всё слишком, что и создаёт впечатление шаржа.

Наряду с Рембрандтом и Веласкесом, Халс — великий мастер европейского портрета. Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету («Веселый собутыльник», «Амстердам» Рейксмузеум «Мулат», «Лейпциг», «Улыбающийся офицер», Лондон, собр. Возможно, что "Цыганку" заказала Хальсу какая-нибудь содержательница публичного дома, дабы подогревать чувственность клиентов. Только что вошедший в комнату знаменосец в высокой шляпе скептически смотрит на зрителя. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Праздники, подобные этому иногда растягивались на несколько дней, а все обильное угощение оплачивала городская казна. В это время город покинуло множество людей – как протестантов, так и католиков. Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т. к.

предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне (Стрелковая гильдия св. Адриана и др. ) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье. В пользу «пивоваренной» версии происхождения «кавалера» говорит и то, что пивовары были непременными членами стрелковых обществ и числились среди постоянных заказчиков Хальса. складывается зрелое живописное мастерство художника. Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо. 1626 послужила одна из его дочерей. Луки (Sint-Lucasgilde). Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре.

Тело занимает диагональное, то есть самое динамичное, положение, грудь, ноги, голова развернуты к нам под разными углами. Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку. Художник отражает момент, живое мгновение жизни. Георгия» (1616), написанной в теплых тонах, характерными тяжелыми плотными мазками.

Этот портрет – один из самых знаменитых в истории западноевропейской живописи. Кроме портретов, Франс Халс писал жанровые сцены, картины с религиозным мотивом.

В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы» («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623-1625 гг. )». В 1620-1630-х гг. Георгия» (The Banquet of the Officers of the St George Militia Company, 1616). В 1620-1630 г. г.

В 1600-03 годах Франс Халс обучался искусству живописи у Карела ван Мандера. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. Он состоятелен и независим, насмешлив и, пожалуй, полон апломба. Но в том мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа («Цыганка», 1628-1630, Париж, Лувр «Малле Бабе», начало 30-х гг., Берлин-Далем, Картинная галерея).

Раздел 1. В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам. Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски. Домов терпимости, надо сказать имелось в пуританской Голландии более чем достаточно.

Прописаны лишь ее отдельные детали – например, воротники. На заднем плане внимательный зритель видит выглядывающую из двери старуху. В образе мужчины на портрете из Кассельской галереи (1660-1666) мы видим не привычное самоутверждение и браваду, а печаль и апатию, словно внутренняя энергия его иссякла и он пассивно следует течению жизни. В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание. Персонажи сохраняют равноправие, любая регентша не может быть обойдена вниманием зрителя.

Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности. Чаще всего детские портреты становились у Хальса частью больших групповых портретов. Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире. А еще через год он женится. В «офицерских пирушках» (два Банкета офицеров стрелковой роты святого Георгия, 1616 и 1627 Банкет офицеров стрелковой роты святого Адриана, 1633) сквозь все условности светского ритуала и иерархию чинов проступает радушный праздничный оптимизм, чувство социальной солидарности, выражающей гордое самосознание нидерландского общества в раннюю пору его независимости. Хальс первым начал изображать героев жанровых сценок живыми, характерными людьми, а не "фигурами из карточной колоды". Ни в одной другой художественной школе XVII века пейзаж не получил такого самостоятельного и важного значения, как в Голландии.

Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу – муж, жена, ребенок. В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ. Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда. Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан их жен и детей. К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен.

По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума. Халс, быстро снискавший славу талантливого портретиста, не имел недостатка в заказах. Харлемские мануфактуры производили богатые ткани в избытке. Малле Баббе, содержательницу одной из городских харчевен, называли за глаза «харлемской ведьмой». В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. Праздник отличался размахом и длительностью. Еще более мощной становится живопись, черты лица, складки костюма, кружева воротника и манжет лепятся безо всякой линеарной детализации, смелыми крупными мазками.

Отсюда пошел термин «малые голландцы». И здесь излюбленным приемом художника была улыбка. Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни. Ситуация позирования не вполне оставлена Халсом: многие повернуты к нам лицом (впрочем, это объясняется и характерным для мастера желанием активного общения со зрителем), трое знаменосцев не вполне, быть может, уместно держат штандарты. На лондонском аукционе в октябре 1972 года на продажу был выставлен «Портрет бородатого мужчины», который приписывался кисти итальянского художника Луки Джордано.

А вот другие две регентши, возможно из более "низкого" звания. Цыганка – с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте – отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем на заказных портретах Хальса. По костюмам женщин мы не можем понять, к какому слою общества принадлежит каждая из них. Чувство гордости новых хозяев страны Халс сумел подметить одним из первых и неоднократно воплощал во многих портретных образах в 20-30-е годы. «Портрет Виллема Хейтхейссена» выполнен по типу парадного аристократического портрета в духе ван Дейка, но присутствует в нём и некая пародия, шарж: слишком уж горделива осанка, слишком выпячен локоть, слишком далеко отставлена шпага – всё слишком, что и создаёт впечатление шаржа. 1620-1640 годы – время наивысшей популярности Халса. Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо.

В 1610 г. Халс становится самостоятельным мастером и членом гильдии св. Наиболее же интересными его работы в этом виде портрета оказываются, когда он создает ситуацию естественного общения между персонажами — его «банкеты». Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку.

Гораздо более «халсовским» выглядит другое изображение того же Хейтхейзена, выполненное во второй половине 1630-х годов. В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах. Каждый одинок, каждый существует сам по себе. В «Портрете регентов» всех объединяет чувство разочарования и обреченности. В течение всего творчества он обращался к групповым портретам, заслужившим громкую славу. Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св. Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни.

Малле Баббе, содержательницу одной из городских харчевен, называли за глаза «харлемской ведьмой». Драматические перемены в мировоззрении художника особенно очевидны при сопоставлении его офицерских пирушек с самыми поздними групповыми портретами: регентов и регентш дома престарелых в Харлеме. Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре.

С уверенностью можно сказать, что Хальс был знаком с популярной в ту эпоху книгой Аликати "Эмблематика", в которой обвитый змеями жезл бога Меркурия обозначал латинский девиз "Virturi fortuna comes" ("Удача – спутница мужества". Эти легендарные картины уже неоднократно экспонировались в ГМИИ им. Нищета брала за горло. Благодаря такой улыбке все на портретах выглядели здоровыми, крепкими и жизнерадостными. Портрет выполнен в золотисто-коричневатых тонах.

Испытал большое влияние караваджизма (проявившееся в любви к ярким бытовым типажам, представленным крупно и экспрессивно), но главным выразительным средством стали у него не караваджистские световые контрасты, а сама красочная стихия, живой, динамичный мазок, с годами все более смелый и легкий. В голландском обществе утверждаются новые вкусы. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. У современников его искусство не получило особенно широкого признания.

Рукав "Улыбающегося кавалера" написан Хальсом с большим мастерством. А. С. В конце 20-30-х гг. 1630) чаруют своим задором, героизмом веселой нищеты. Спустя шесть лет он приобретает известность как портретист. Первое предположение напрашивается само собой.

Например, богатый харлемский бюргер Исаак Масса (чей портрет кисти Хальса ныне столь известен) крестил дочь Хальсов Андриантье. Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера. Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда. В пользу «пивоваренной» версии происхождения «кавалера» говорит и то, что пивовары были непременными членами стрелковых обществ и числились среди постоянных заказчиков Хальса. Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652). Зато фон и тени прописаны полупрозрачной краской.

За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету. 1630) чаруют своим задором, героизмом веселой нищеты. Это был шаг вперед, в будущее из портретной живописи его времени. Старость Халс проводит в глубокой бедности, получая пенсию. Франс Халс (1582/1583-1666) родился в семье фламандского ткача Франсуа Франса Халса ван Мехелена. В 1585 г. пал Антверпен и, подобно большинству его жителей, семья Халса бежала на север и обосновалась в Харлеме. В 1600-1603 г. г. Честный труженик – будь то купец или ремесленник – любил нехитрую поучительность этих картинок.

Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. Модель производит впечатление спокойной уверенности в себе и жизнерадостности. Но со всем этим не очень монтируется отнюдь не аристократическая физиономия бюргера исполненная скорее напыщенности, чем благородного достоинства. Этот инструмент делали, натягивая на горло глиняного горшка свиной пузырь. Только что вошедший в комнату знаменосец в высокой шляпе скептически смотрит на зрителя.

Вот таким образом, наверное, Франс Хальс практически никогда не покидал Харлем. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св.

Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы. Путешественник-француз, посетивший в 1681 году Амстердам, с удивлением заметил, что по числу подобных заведений этот город уступает разве только "всеевропейскому Вавилону" – Парижу. Еще при жизни Хальса, в 1640 году, в Голландии был издан указ, запрещающий женщинам "ношение платья, обнажающего тело". А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра. По костюмам женщин мы не можем понять, к какому слою общества принадлежит каждая из них.

Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек. В ней он и умирает. Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов. Композиция портрета – поколенный обрез фигуры, ее постановка в чистый фас, взгляд, направленный прямо на зрителя, — дает ощущение «масштаба», значительности личности. Старость, по мнению Халса, разрушает не только тело, но и душу человека. Не стоит отбрасывать это предположение. Особенно это утверждение относится к данному портрету. Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности.

Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме. Но в 1812 году по указу Александра I «Евангелисты» в числе других произведений были переданы в Таврическую губернию для декорирования церквей. Портрет выполнен в золотисто-коричневатых тонах. Халс был дважды женат имел двенадцать детей, многие из которых также стали живописцами. В Голландии заказывались также групповые портреты старшин различных объединений, попечителей госпиталей, богаделен, врачей, чья профессия уважалась и ценилась.

Особенно показательны «Регентши» — композиция, если не считать служанки, образует дугу, замыкающуюся спереди жестами двух крайних фигур. Это был шаг вперед, в будущее из портретной живописи его времени. юноша обучался живописи у фламандского художника и писателя Карела ван Мандера. Но, быть может, Хальс создавал свои шедевры прямо на холсте, без подготовительных этюдов. Напротив, художник обращал внимание на самые чудесные и естественные стороны малышей, на то, какими они являются на самом деле. Существуют более ранние групповые портреты членов стрелкового общества святого Георгия.

Умер художник в 1666 году. 2008)- «Портрет женщины с перчатками» (Portrait of a woman with gloves) – 937 000 долларов США (Sothebys, 24. Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски. В ином эмоциональном ключе решен «Портрет регентш».

Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он — офицер (об этом говорит шпага у пояса «кавалера»). Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы. А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра. Поздние портреты Хальса стоят рядом с самыми замечательными творениями мировой портретной живописи: своим психологизмом они близки портретам величайшего из голландских живописцев — Рембрандта, который, так же как и Хальс, пережил свою прижизненную славу, вступив в конфликт с буржуазной верхушкой голландского общества.

Никак не подчеркнуто главенство полковника (сидящий крайним слева), наоборот, самой интересной фигурой становится капитан (в центре, с голубой лентой через плечо). Его самые масштабные вещи – большие многофигурные портреты – выразительно обозначили как его творческую зрелость, так и позднюю манеру (все они хранятся в Музее Ф. Халса в Харлеме). Однако персонажи чутко выражают динамические превратности бытия: один и тот герой (В. Пушкина, последний раз летом 2012 года в рамках выставки «Возвращение «Святого Луки».

Луки (этот святой почитаем художниками в качестве покровителя их профессии, поскольку написал первый портрет Богоматери). Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов. Работа Халса «Св. Преувеличенно важной кажется и поза с выпяченным вперед животом. Халс, кажется, более отстра-ненно, чем обычно, смотрит на свою героиню.

Адриана. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. В последней работе Халсу удается достичь сочетания единства и равнозначности героев. Их крупные кудри низко спускаются на лоб, показывая красоту формы бровей.

01. Чем старше становился художник, тем мрачнее становились краски на его картинах. Картины почти не заказывают.

У самого Халса тоже есть ряд таких произведений. Мерцает жемчужное колье на стройной шее и браслет на изящной руке, которая держит розу. Халс Франс, Гальс (Hals), голландский художник, портретист. История полотна «Евангелист Марк» по сравнению с тремя другими картинами этого цикла наиболее драматична. Дальше нам остается лишь строить предположения. Образ, созданный Хальсом, подкупает зрителя своей свежестью и непосредственностью.

Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов. Его улыбающееся лицо загорело под морским солнцем. Портрет же был чрезвычайно популярен в Голландии иногда даже говорят о «портретомании» имевшей место в обществе и характерно, что два крупнейших художника — Рембрандт и Халс работают в этом жанре. Учился у К. ван Мандера. Главное достижение голландского искусства в этот период – в станковой живописи.

Результаты однозначно свидетельствовали, что все пигменты использованные при написании лица, рук, фона и костюма (помимо воротника и манжет), соответствовали материалам, применявшимся живописцами XVII столетия. В браке родится пять сыновей и все пойдут по стопам отца – станут портретистами. В «Банкете офицеров роты Св. Акцентировка какой-нибудь детали или «недосказанность» другой, характер мазка и красочной поверхности помогали создать выразительный художественный образ из порой ничем не примечательной модели. Ранней манере художника (Банкет офицеров стрелковой роты св.

Ею «разорван» плоский холст. Единственная картина, где супруги изображены вместе — «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622). В 1644 Халс стал президентом Гильдии св. Получается почти комическое впечатление человека играющего не свою роль.

Халса особенно привлекали активные жизнерадостные натуры, полные неуемной энергии. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами. Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником. Всего в настоящее время насчитывается 164 его картины. Кроме расположения людей, свободно сгруппированных вокруг стола в самых разнообразных позах и поворотах (в фас, профиль, три четверти), Хальс подчеркивает движение всеми имеющимися художественными средствами. («Регенты госпиталя св. Масса с женой – наиболее гармонически-«ренессансное» произведение мастера, ок.

И воротнички у них попроще и лица – не столь важные. Они осадили Антверпен и горожане капитулировали. Он находится в частной коллекции.

Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия (1639, Харлем, Музей Франса Халса) и роты капитана Рейнера Рида (1633, Амстердам, Рейксмузеум). Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. В биографии учителем Хальса писалось о том, что благодаря его усилиям «прошло множество учеников, наиболее известным из которых был Франс Хальс, портретист из Харлема». Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Сама живописная манера получила особое содержательное значение.

Луки (Sint-Lucasgilde). В 1611 г., художник написал первый портрет, но широкую известность и популярность принесла ему картина «Банкет офицеров стрелковой роты св. Это прозвище она получила за демонический смех, а еще за сову, что вечно сидела у нее на плече. На самом деле дело обстояло абсолютно иначе.

Характерным примером служит картина «Встреча офицеров роты святого Адриана в Харлеме» (The Officers of the Civic Guard of St Adrian, 1633). В 1644 г. Франс Халс стал членом совета Харлемской гильдии художников. Его персонажи подкупают зрителя своей индивидуальностью и естественностью. В Голландии работало множество живописцев. Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение. В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи.

Оно вовсе не так нелепо, как может показаться на первый взгляд. Удалось ему и польстить самолюбию заказчика (по всей видимости – отца девочки). На картине «Регентши приюта для престарелых» художник запечатлел пять женских фигур, облачённых в чёрное. О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего.

Луки. Учителем Хальса был художник Карел ван Мандер, мастер исторической живописи. 1623, Музей Метрополитен, Нью-Йорк Портрет офицера, 1620-е годы, Музей собрания Уоллес, Лондон) либо в более интеллектуально-тонкой гордости (Молодой человек с перчаткой в руке, Мужской портрет, оба портрета – 1650-е годы, Эрмитаж, Петербург), но в любом случае картины кажутся частицами единого человеческого моря. Хальс блестяще преодолевает трудности группового портрета.

Адриана. За два года до смерти, в 1664 году, были написаны Хальсом портреты регентов и регентш (попечителей) харлемского приюта для престарелых (Харлем, музей). Таким образом, фигура рельефно выступает из полотна и приближается к зрителю. Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он — офицер (об этом говорит шпага у пояса «кавалера»). Они осадили Антверпен и горожане капитулировали.

Его произведения отличаются смелой новизной, могучим жизнелюбием. 2013)- «Портрет Виллема Хейтхейссена» (Portrait of Willem Van Heythuysen, seated on a chair and holding a hunting crop) – 7 097 250 британских фунтов США (Sothebys, 09. Творчество Франса Хальса Портрет женщины с веером, 1640-е Национальная галерея, Лондон Портрет мужчины с перчаткой 1650, Эрмитаж, Петербург Цыганка, 1628-1630 Музей Лувр, Париж Портрет юноши с черепом, 1628 Национальная галерея, Лондон Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (Халс) (около 1580—1666), чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры. В течение всего творчества он обращался к групповым портретам, заслужившим громкую славу.

Изменяется и колористический строй его живописи. Халса особенно привлекали активные жизнерадостные натуры, полные неуемной энергии. Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году. Результаты однозначно свидетельствовали, что все пигменты использованные при написании лица, рук, фона и костюма (помимо воротника и манжет), соответствовали материалам, применявшимся живописцами XVII столетия. В 1624 году Хальс написал своего знаменитого "Улыбающегося кавалера".

Он не рисовал румяные щёки и блестящие глаза на фарфоровых лицах кукол. Мулат (Музей изобразительных искусств, Лейпциг), Цыганка (Лувр, Париж), Мальчик-рыбак (Королевский музей изящных искусств, Антверпен все работы – ок. К этому времени у художника была своя мастерская имел он и учеников. Обучившись профессии, принятый в гильдию Св.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Мы можем понять это по ленте на плече и шпаге у пояса. Его своеобразие и новаторство заключаются прежде всего в том, что это был пейзаж национальный, — в природе своей страны художники открыли красоту и поэтическое обаяние. В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи. У них было одиннадцать детей. Постановление городских властей Харлема от 1621 года предписывало ограничить его сроком не «долее трех или, в лучшем случае, четырех дней».

Преуспевающие дельцы и их сытые семьи предпочитают пышные, приукрашенные изображения. Дети на работах Халса – потрясающий аспект его творчества.

Халс, быстро снискавший славу талантливого портретиста, не имел недостатка в заказах. Пик популярности и расцвета творчества гения приходится на 1620 – 1640 годы. Неизвестный изображенный на картине из ленинградского Эрмитажа (50-е гг. ), еще чувствует свои силы, свои возможности, но в нем уже нет ни радости, ни веры. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание. А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной.

В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св. По тем временам это был очень смелый, революционный шаг. Елизаветы», 1641, портрет молодого человека, около 1642-50, «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645) в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон. О детях самого Хальса (а он был многодетным и чадолюбивым отцом) его современник Ханс Хоубракен писал, что они "отличаются живостью, любознательностью, очень любят пение и музыку". Кроме портретов, Франс Халс писал жанровые сцены, картины с религиозным мотивом.

Сцены уже не официального банкета, а дружеского пиршества приобретают здесь свободный и непринужденный характер. Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 года»Наиболее крупным собранием картин художника обладает музей Халса в Харлеме. Пятеро сыновей Халса стали художниками-портретистами. Ван Гог однажды заметил, что у Халса «27 оттенков черного»Халс был изображён на нидерландской банкноте в 10 гульденов имевшей хождение в 1970-1990 годах. Проводить великого живописца в последний путь пришли всего лишь несколько человек. Картины голландских мастеров XVII века обычно рисуют нам образ спокойной и размеренной жизни, наполненной трудами и невинными развлечениями. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Работа Халса «Св. Луки» состоялось в очень короткие сроки.

Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Внимательно разглядывая рукав, мы можем выделить два основных типа мазка. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св.

Сама поверхность его холстов пронизана движением и трепетом красочных мазков. Репутация Хальса тоже была небезупречной. Нищета брала за горло. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Была ли она ведьмой. В 1624 году Хальс написал своего знаменитого Улыбающегося кавалера.

Георгия». Масштаб изготовления и потребления пива в Голландии был в XVII веке таков, что учитель Хальса Карел ван Ман-дер называл алкоголизм «повальной болезнью голландцев».