George Seurat
Жорж-пьер Сёра (фр. Georges Seurat, 2 декабря 1859, Париж— 29 марта 1891, там же)— французский художник-постимпрессионист, основатель неоимпрессионизма, создатель оригинального метода живописи под названием «дивизионизм» или «пуантилизм».
В жизни время от времени происходит так, что постулаты, казавшиеся еще вчера незыблемыми, вдруг рассыпаются от простого дуновения свежего ветра. Повзрослев, поступил в Школу изящных искусств. Можно лишь предположить, что все это время художник занимался самообразованием. Он теперь пытался уклониться от выставок, опасаясь, что его идеи окажутся просто разворованы падкими на успех «товарищами».
Чаще всего он рисовал белым мелом или пастелью. Отдельные цветовые точки создают оптический эффект. При этом он живо интересовался новейшими течениями в живописи. С одной стороны, все это очень льстило художнику, а с другой, - вызывало ревность. Одним из них стал пуантилизм, основателем которого был Жорж Сёра.
Знакомство с работами импрессионистов подтолкнуло Сера к самостоятельным поискам. Ее часто называют пуантилизмом, но сам автор и его последователи предпочитали термину «дивизионизм». Свободой художник наслаждался недолго. Такой подход требовал значительных усилий. Неоконченный курс Школы изящных искусств, конечно же, в этом смысле был недостаточен. В 1883 году он решился на крупное полотно, планируя им обратить на себя внимание в ближайшем Салоне.
Самой первой выдающейся работой Жоржа Сёра считается «Купальщики в Аньере» (1883), которая была отклонена Парижским салоном, после чего он предпочёл работать с независимыми художниками. Первой картиной в стилистике пуантилизм считается «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884), которая и сегодня считается бесценным достоянием мирового искусства. Здесь он учился у Анри Лемана. Эксперименты Эжена Делакруа с цветом и красками натолкнули Жоржа Сёра на мысль о разработке собственных художественных методов. Художник Жорж Сёра вышел из обеспеченной семьи министерского чиновника.
- Художник Жорж-Пьер Сёра биография
- Общееколичествопросмотровстраницы
- О знаменитости:французский художник, основоположник неоимпрессионизма
- Словари и энциклопедии на Академике
В частности, он внимательно изучил творчество Эжена Делакруа. Над теорией дивизионизма (разложение цвета) и совершенствованием пуантилизма Жорж-Пьер Сёра работал совместно с другим известным французским художником Полем Синьяком (Paul Signac, 1863-1935). В 1878 году Сера приняли в Школу изящных искусств.
Здесь он (вместе с Аман-Жаном) снял студию, ставшую местом его дальнейшей работы. Однако стоило лишь набрать силу подводным течениям, разбуженным революцией, как классицизм рухнул и разлетелся в пыль. Эти места привлекали многих импрессионистов- отчасти своими красотами, а отчасти тем, что добраться туда не составляло труда: регулярно ходил поезд. На «Купание в Аньере» Сера потратил год, но жюри Салона отклонило работу. Жорж Сёра родился в богатой семье и с детства увлекался рисованием. Синьяк добровольно взял на себя роль главного идеолога и выразителя идей молчаливого и замкнутого Сёра, в значительной мере поспособствовав росту его авторитета, как основателя отдельного художественного направления. Леман благоговел перед Энгром, учеником которого являлся, - это может многое сказать о его педагогических приоритетах.
Это подтолкнуло Сёра к участию в Салоне отверженных. О самой работе нам мало что известно, так как до 1883 года Сера не выставлялся. Затем служил в армии в Бресте. Период 1881-82 годов ознаменован его повышенным вниманием к человеческой фигуре. Стремление Сёра к жесткой структурированности и порядку в работе над своими произведениями было противоположно интуитивизму импрессионистов вот таким образом для обозначения созданного им метода возник термин «неоимпрессионизм».
Одним из ярко выраженных поклонников пуантилизма (дивизионизма) стал Поль Синьяк, прежде писавший в импрессионистской манере. Интерес к ней лег в основу экспериментов с регулированием контрастов светотени и цвета в большом пейзаже Купание в Аньере (1883–1884, Лондон, галерея Тэйт). Работая с натуры, Сёра любил писать на небольших дощечках. Около этого времени он покинул Школу изящных искусств.
И в немалой степени именно благодаря его усилиям Сера впоследствии признали основателем нового течения в живописи. Следующая картина Сёра, Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт (1884–1886, Чикаго, Художественный институт), была представлена на последней выставке импрессионистов в 1886. Поначалу Сера вплотную занялся рисунком. В 1880 г. вернулся в Париж. Картину показали на второй выставке Общества независимых осенью 1886 года и на выставке «Группы двадцати», собравшей бельгийских художников-новаторов. Мода на неоимпрессионизм быстро распространялась и вскоре десятки художников принялись имитировать «пуантилистскую» манеру Сера.
После выставки Сера с головой погрузился в жизнь, которую вели «независимые». На высвобождающемся пространстве закружились бурные водовороты ярких идей и направлений. Триумфальное шествие полотна «Гранд-Жатт», между тем, продолжалось.
Еще во время учебы в лицее Жорж посещал школу живописи. «Купание в Аньере» художник писал на протяжении года, но картина не была допущена в официальный Салон. Сюжет работы был продиктован сценой на берегу Сены, поблизости от Парижа. Художник придавал очень большое значение построению композиции своих произведений. Он проявил огромный интерес к «пуантилизму» или«дивизионизму» Сера.
В эти же годы Сера написал несколько портретов. Посещал Школу изящных искусств. Один из них, «Портрет Аман-Жана», выставленный в Салоне 1883 года, удостоился сдержанных похвал. Помимо живописи, Сера много читал, жадно интересуясь новейшими теориями и открытиями в области оптики и пытаясь проследить, как использовали законы оптики старые мастера.