Гибель Медузы Теодор Жерико
Но уже сама глубина темы и работа над картиной вывели ее за рамки политического памфлета. Художник погружался в события, моделировал их, «ставил», как театральную пьесу, проходил по всем кругам этого ада, за что позднее его назвали в одной из газет «Данте в живописи». В том же году двое выживших – инженер Корреар и хирург Савиньи опубликовали книгу (тотчас же запрещённую), в которой рассказали о случившемся, не замалчивая деталей трагедии. Случайно встретив своего друга Лебрена, заболевшего желтухой, Жерико приходит в восторг (как художник). А поскольку этот ужас универсален, то и Клятва Горациев никуда от нас не уйдет».
Пейзаж – реалистическое изображение того, что вокруг нас, с ощущением насыщенного влагой воздуха и повседневных деталей, в которые мы погружены. Картина Жака Луи Давида «Клятва Горациев» является поворотной в истории европейской живописи. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса.
А все капитан Шомаре. Жерико делал эскизы в больницах и моргах, зарисовывал в лечебницах лица безумцев. «Новый рассказ о событии и три года спустя заставляет содрогаться», — писала либеральная газета La Minerve francaise. Но погода не благоприятствовала, ждали шторма. Романтизм был полностью ориентирован на современность.
- Описание картины «Крушение плота «Медузы»»
- Плот Медузы: когда живые завидуют мертвым
- 15 малоизвестных фактов о скандальной картине Теодора Жерико «Плот Медузы»
- Теодор Жерико, «Плот Медузы»: история, описание, анализ
На столе, в тепле стоят четыре бутылки шампанского – но почему не во льду. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Да и видно ли его. Завершила подготовительные работы поездка вГавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Она шла против всего, к чему парижская публика на этот момент привыкла.
В полдень он появился снова и на этот раз взял курс прямо на плот. И это команда к человеку, который сначала действует, а потом размышляет. Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля.
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Картина Плот «Медузы», Теодор Жерико
- «Плот Медузы» картина Теодора Жерико
- Албания Живопись 150 лет смерти Теодор Жерико Плот Медузы 1974
- ТЕОДОР ЖЕРИКО: БИОГРАФИЯ И КАРТИНЫ (Компиляция из различных источников)
Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. За это время большая часть людей погибла. решила запостить историю создания одной картины. «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. 147 человек «попроще» они убедили перейти на спешно сколоченный плот, пообещав буксировать его до берега, однако вскоре бросили в открытом море. За застывшим Петром, шеренгой солдат, шеренгой виселиц – шеренга зубцов кремлевской стены.
Человек изменяет свой масштаб, человек переживает себя по-иному в мире. Места в шлюпках заняли высокопоставленные лица. «Гибель «Медузы» воспринималась чопорными и сдержанными англичанами не как отдельный эпизод, а как художественный эпос, вырастающий в единую, скульптурно изваянную группу. «Про конфликт общества и государства, народа и империи говорить можно очень много.
Сам художник изготовил фигурки людей из воска и, располагая их на плоту изучал с разных точек зрения композицию, может быть прибегая к помощикамеры-обскуры. Тонкий колорист Жерико, в отличие от остальных своих работ, сделал ставку на тёмные монохромные оттенки, подчёркивающие трагическую атмосферу. Чтобы спасти команду, планировалось использовать шлюпки, но их вместимость не позволяла вывезти всю команду, вот таким образом было решено создать плот.
Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат. «Клятва Горациев» написана на сюжет о том, как римские патриоты три брата Горация были выбраны, чтобы сразиться с представителями враждебного города Альба-Лонги братьями Куриациями. Сначала шлюпки буксировали плот к берегу, который был сравнительно близко. Именно «Плот Медузы» послужил началом становления французского романтизма. Это выражено и в колорите картины: если на «фризе смерти» он был темный, то к горизонту — символу надежды — он становится светлее. Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился.
- «СЦЕНА КОРАБЛЕКРУШЕНИЯ» ТЕОДОРА ЖЕРИКО
- Самое интересное в виде мозаики
- «Плот Медузы» (Теодор Жерико): описание
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Картина Теодора Жерико Плот Медузы
- о фотографии, бродском, цветаевой искусстве, о себе и прочем
Два трупа усиливают трагедию. Жерико не был готов к такому хору недоброжелателей и страдал не столько от враждебности части публики и критики, сколько от глупостей по поводу картины. Как ни странно, но для произведения в стиле романтизма основа была взята из реально произошедшего события.
Когда Петрушу Гринева в Капитанской дочке вешали пугачевцы, они говорили: Не бось, не бось, словно и впрямь хотели подбодрить. Он внимательно прочитал их книгу, возможно, в его руки попало издание 1818 года с литографиями, достаточно точно передававшими историю пассажиров плота. Композиционно это несколько треугольных фигур, которые порождают у зрителя ощущение стремления бороться и побеждать. Чего нельзя сказать о жанре барокко, где эмоции выходят на первый план. Справа от фигуры сына — лежащий головой вниз труп юноши с вытянутой рукой.
Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми. Человек, который сочувствует, по определению находится в приоритетной позиции. Ветер с силою рвет парус, склоняя мачту, удерживаемую толстыми канатами. Белобородый старик погружен в задумчивость. Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро.
Жерико позировал Эжен Делакруа, который также имел возможность наблюдать работу художника над картиной, ломающей все привычные представления о живописи. По словам художника, газетчики обвиняли его даже в оскорблении Морского министерства. В частности, с Делакруа Жерико пишет фигуру юноши, лежащего на досках плота головою вниз. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома». На первом плане — «фризе смерти» — фигуры даны в натуральную величину, здесь показаны умирающие, погруженные в полную апатию люди.
Случилось это в 1816 году. Жерико был материально независим и мог себе позволить писать свой «Плот Медузы» сколь угодно долго. На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих.
Сюжет картины основан на реальной трагедии. Начальником всей экспедиции был назначен капитан «Медузы» Гуго Дюруа де Шомарей, который перед отплытием получил специальную инструкцию о том, что надо успеть доплыть до Сенегала до наступления сезона ураганов и дождей. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение.
В самую первую ночь погибли двадцать человек. Далее Жерико высмеивает стремление прессы в живописи видеть лишь желание художника утвердить ту или иную идею искать в любом произведении искусства политическую подоплёку. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Они измучены. Он назвал картины такого рода хоровыми. Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён35 ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира— но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю.
«Французские салоны знали изображения тяжелого крестьянского труда, бедных крестьян. Фрегат «Медуза» потерпел кораблекрушение 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Чтобы максимально правдоподобно изобразить это трагическое событие, художник изучил все доступные ему документальные свидетельства, а также лично встречался с очевидцами. К ним относится и картина «Махи на балконе», написанная в поздние годы жизни художника.
В частности, с Делакруа Жерико пишет фигуру юноши, лежащего на досках плота головою вниз. Фигура матроса кажется не нарисованной, а вылепленной и в ней отчетливо заметно влияние Микеланджело, творения которого произвели большое впечатление на Жерико. Так. Это был бриг «Аргус». В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал— оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре36. Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества.
Паника охватила команду, пассажиров и солдат. Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался. На пути корабли должны были пройти мыс Блан (Белый), но мыса с характерной белой скалой в назначенный срок не было видно. Правительство не захотело приобрести произведение идейно направленное против него. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов.
Художник родился в Руане в 1791 году. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас»21. Однако в ДублинеK 7, где Буллок ослабил рекламный напор, картина не вызвала такого энтузиазма у публики, а местная пресса не удостоила выставку своим вниманием30. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». Оппозиция обвинила в случившемся правительство.
Маленькая песчаная банка была четко обозначена на картах светлым пятном, однако плохо читавший морские карты Шомерэ умудрился загнать свое судно именно в эту часть акватории Атлантики. Жерико изобразил момент, предшествующий спасению. Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства. Но ветер относит плот от корабля спасения. При высадке с корабля невероятная. Все это безумный художник сохранял до полного разложения.
Но более всего на художника повлиял любимый Микеланджело, о встрече с произведениями которого Жерико писал: «Я дрожал, я усомнился в себе самом и долго не мог оправиться от этого переживания». Сам плот почти упирается в раму картины. К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения)34. Монархисты вернулись к власти, но они, как и корабль «Медуза», который они некомпетентно организовали для колонизации африканских земель, близки к гибели.
Это выражено и в колорите картины: если на «фризе смерти» он был темный, то к горизонту – символу надежды – он становится светлее. Картина Теодора Жерико Гибель Медузы сразу же стала сенсацией. Как ты можешь увидеть свободу. Но модус изображения был общепринятым. Он снял огромную мастерскую, в которой с помощью участников рокового плавания была выстроена модель плота.
Историю самой страшной морской катастрофы тех лет Жерико прочел по совету друзей — либералов и бонапартистов, которые часто собирались в мастерской его коллеги Ораса Верне поругать власть. «Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту»K 627. Все, кто был на лодках, спаслись.
«Казалось бы, странно, что художник превращает в символ французской оккупации мусульманских бойцов. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством.
Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы. Но в этой картине очень хорошо заметна роль народа. Есть и еще одна волнующая вещь: ощущение хаоса и поножовщины здесь чрезвычайно важно.
Принято считать, что их заказал Жерико директор парижской психиатрической клиники, предполагавший использовать их в качестве учебных пособий. На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии. Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море. Картина Теодора Жерико «Гибель «Медузы» сразу же стала сенсацией.
Он побывал на морском побережье Нормандии, чтобы пережить шторм и сделать наброски. Он всегда ощущал себя провинциалом и лучше всего ему было дома, в Орнане. Ему удается найти плотника, сколотившего плот для пассажиров «Медузы». Эта группа образует своего рода пирамиду, которую венчает фигура негра-сигнальщика, старающегося привлечь внимание появившегося на горизонте брига «Аргус». «XIX век создал историческую живопись, какой мы ее знаем. На картине он разглядел полосы французского флага.
Жерико сумел создать яркий образ, соединив в одной картине мёртвых и живых, надежду и отчаяние. Капитан дал приказ всем покинуть корабль. Процесс быстро повернулся в сторону некомпетентности монархической власти: крушение французской законности – драма «Медузы» – мобилизовала либеральную оппозицию. Гибель «Медузы» овладела и воображением Жерико, стала тем толчком, который возбудил колоссальную энергию живописца.
Что соединяет эти две неравные части композиции. Где это видано, мосье Жерико, чтобы потерять из виду позади идущие корабли.
Слева от него – три сына, сливающиеся в одну фигуру, справа – три женщины. Люди были оставлены на волю волн на маленьком, заливаемом водой плоту, которым почти невозможно было управлять (подробнее о гибели фрегата «Медуза» можно прочитать в книге «100 великих катастроф»). Но уже сама глубина темы и работа над картиной вывели ее за рамки политического памфлета. Книгу, полную шокирующих подробностей, написали очевидцы трагедии. Он стоит в центре, он представляет собой ось картины.
Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет. Двигателем становится народ.
Картина Сурикова здесь – яркое исключение. Всех охватила паника. 25 августа, в День святого Людовика, в Париже открылся художественный Салон 1819 года.
Обнажённые мертвецы на первом плане— обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти»— нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной». Эта группа образует своего рода пирамиду, которую венчает фигура негра-сигнальщика, старающегося привлечь внимание появившегося на горизонте брига «Аргус». Сильная рельефная моделировка, придающая фигурам скульптурность, высокая патетика образов, резкие ракурсы – всё это отсылает нас к образам «Сикстинской капеллы».
Поразительный был распад коммуникаций между зрителями провинциальной Франции и парижанами. В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. Барнс обращает внимание читателей на некомпетентность морских офицеров фрегата «Медуза», коррумпированность Королевского флота, бессердечное отношение представителей правящего класса к тем, кто находится рангом ниже.
Вот высокие фигуры, вот низкие фигуры, вот парусники большие, вот шлюпки под парусами. Случайно встретив своего друга Лебрена, заболевшего желтухой, Жерико приходит в восторг (как художник). Для художественного стиля картины характерна яркая экспрессивность.
Ему удается найти плотника, сколотившего плот для пассажиров Медузы. Разумеется, не только это полотно повлияло на формирование стиля, но оно, безусловно, является одним из самых выдающихся в нем. А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле. «У Делакруа получается здесь то, чего почти никогда не получается у художников XIX века, все более реалистически мыслящих. Давид тщательно срежиссировал появление своего шедевра. Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности. Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот.
Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном. «Пейзаж абсолютно меняет оптику. В корпусе судна открылась течь и его решено было покинуть, но шлюпок на всех не хватило.
Людям пришлось покинуть фрегат, но боже, какой беспорядок царил при этом. На первом плане — «фризе смерти» — фигуры даны в натуральную величину, здесь показаны умирающие, погруженные в полную апатию люди. Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов12. Для того, чтобы не умереть от голода, они были вынуждены питаться погибшими товарищами. Картина была закончена в июле 1819 года. Книга «Гибель фрегата «Медуза» взбудоражила все французское общество, которое было просто потрясено столь ужасающей драмой. Утром 17июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду.
Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Но это не помешало экстремистской прессе отмечать так называемые недостатки картины: «Что касается выполнения, она имеет только один дефект – её забыли нарисовать» «Мы интересуемся, почему потерпевшие кораблекрушение совсем голы, почему они не бросают в море трупы, которые уже начали разлагаться и не могут использоваться больше для утоления голода». Из ста сорока семи человек только пятнадцать остались в живых. Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы».
Справа устремляется вверх «пирамида надежды» с фундаментом из обессиленных тел и вершиной, на которой сгруппировались люди, пытающиеся привлечь внимание корабля. Сами выжившие рассказывали об ужасах этого путешествия. Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы». Именно Давид превращает клятву в центральный эпизод трагедии.
«Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Над ним человек с блуждающим взглядом, видимо, потерявший рассудок.
Между тем она не кокетничает с нами, а смотрит сквозь нас. Над ним человек с блуждающим взглядом, видимо, потерявший рассудок. А на плоту положение стало ужасным. На плоту несколько людей, потерпевших крушение в открытом море. Морское министерство, стремясь замять скандал, пыталось воспрепятствовать появлению информации о катастрофе в печати2.
Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse). Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза». Здесь прослеживаются традиции барокко. Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плотаK 2. В 1825 году де Форбену удалось найти нужную сумму и главное произведение Жерико заняло своё место в Лувре3233.
Также стоит отметить цветовое решение, к которому прибегает автор на своем полотне. Именно по его приказу плот с людьми был брошен не произвол судьбы. И художник едет в Гавр, где на месте изучает эффекты неба и моря. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги.
Эта группа завершается фигурой мертвеца: закоченевшие ноги его зацепились за балку, руки и голова опущены в море. И художник едет в Гавр, где на месте изучает эффекты неба и моря. Краски подобраны великолепно, композиция как нельзя лучше подходит для демонстрации сюжета. Людовик XVIII во время визита в Салон сказал (даже несколько льстиво): «Господин Жерико, вы только что сделали кораблекрушение, которое не явилось таковым для вас».
Под безобразием на самом деле понималась предельная правдивость». А девушка в зеркале выглядит не совсем так, как та девушка, которая смотрит на нас: она поплотнее, у нее более округлые формы, она склонилась к посетителю. Казалось, что «Плот Медузы» – первое крупное произведение многообещающего молодого художника, что, судя по его следующим работам – серии портретов душевнобольных и написанной в Англии картине «Скачки в Эпсоме» – Жерико ждет блестящее будущее. Сюжет данной картины рассказывает о реально произошедшем трагическом случае. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного.
Рядового человека она отпугивала тем, что он не очень может понять, кто это. Солдаты дрались прикладами, чтобы занять места раньше пассажиров. После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке.
Зрителей притягивают и увлекают эти «махи» в кружевных мантильях. И он решает отправиться в путь со своим творением. Картина вообще могла вызвать очередной скандал: к этому времени стали известны не самые красивые подробности спасательных действий команды «Медузы» и вина капитана судна была слишком очевидна, а ведь ему командование судном было поручено самим королем Людовиком 18-м.
Справа от фигуры сына — лежащий головой вниз труп юноши с вытянутой рукой. В Риме художник проводит целый год. Начальник экспедиции, капитан «Медузы» де Шомарэ, был назначен на эту должность по протекции и его некомпетентность проявилась самым роковым образом. Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады20.
В живых осталось лишь 15 человек. Искусно работая с освещением, Жерико добился весьма интересного эффекта — потоки света как бы выхватывают из тьмы наиболее выразительные лица и позы людей. Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи Денон перед картиной «Плот Медузы» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно. В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели. Он отказывается от натурщиков с их академически-театральной жестикуляцией, заставляет позировать себе своих друзей и учеников. Следует провести реминисценцию с книгой Джулиана Барнса «История мира в 10, 5 главах», а именно с пятой главой этого постмодернистского романа второй половины двадцатого века (1989 г. ). Плот скитался в море в течении 12 дней.
Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу. На ней художник размещал восковые фигуры, уточняя композицию будущей картины. Мане историй не рассказывает.
Но это позволяет Гойе превратить современное событие в звено истории Испании. Что же происходит на картине. Ему удается найти плотника, сколотившего плот для пассажиров «Медузы».
Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1891-1924). О ней писали все газеты, о картине появились отдельные брошюры, поэты слагали о ней стихи.
Так как эта полнокровная женщина – это, конечно, сама Свобода. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. На двенадцатый день их подобрал бриг «Аргус».
Ален Жобер снял фильм «Красота катастрофы» (цикл «Палитры», Франция, 2002), посвящённый картине Жерико. Теодор Жерико, впечатлившись ужасной историей, произошедшей с людьми, в 1819 году написал картину «Плот Медузы», холст, масло, 491716 см. Ему удается в одной картине – очень патетической, очень романтической, очень звучной – соединить реальность, физически осязаемую и брутальную, (посмотрите на любимые романтиками трупы на переднем плане) и символы.
Это полотно имеет несколько вариантов истории которых переплетаются и зачастую путаются друг с другом. Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы.
Почему же вдруг так. Жерико полагал, что в стране моряков и тонких ценителей живописи поймут его замысел. Мрачные тучи нависли над океаном. Само создание этой картины является исторически важным. И Жерико умножает этюды с натуры, работает в госпитале, где неутомимо пишет больных и умерших.
По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». Это был взгляд несколько сверху. Человек на переднем плане – это его конечное бытие. Неопытность капитана быстро дала себя знать.
Жан ЛуиАндреТеодор Жерико (26 сентября1791, Руан—26 января1824, Париж)—французскийхудожник, крупнейший представитель европейской живописи эпохиромантизма. Живые и мертвые. Он также размышлял на темы взаимного сосуществования людей в социуме.
Быстроходная «Медуза» оторвалась от остальных судов флотилии и менее чем через месяц плавания села на мель близ островов Зелёного Мыса в 160 кмот берегов Западной Африки. О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». Где изможденные высохшие тела, безумные лица, полуразложившиеся трупы.
Начальником всей экспедиции был назначен капитан «Медузы» Гуго Дюруа де Шомарей, который перед отплытием получил специальную инструкцию о том, что надо успеть доплыть до Сенегала до наступления сезона ураганов и дождей. В дальнейшем оно оказало немалое значение в становлении этого направления в европейской живописи XIX века. Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником. Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее. Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь.
Глядя на нее, у созерцателя возникают очень сильные эмоции и переживания, которые еще долго пронизывают все тело и разум. Оно еще не настало, но возможно уже близко, а может бриг «Аргус» пройдет мимо, как знать («Аргус» только со второго раза забрал людей). Крестьян нужно было пожалеть, крестьянам нужно было посочувствовать.
Правительственные круги и официальная пресса сочли живописца опасным бунтарем, сам король Луи XVIII язвительно поинтересовался: «Это, месье Жерико, – не то ли кораблекрушение, в котором утонет создавший его художник. » Напротив, противники режима увидели в картине обличительный документ.
По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Он решил добраться до берега на шлюпках.
Люди были оставлены на волю волн на маленьком, заливаемом водой плоту, которым почти невозможно было управлять (подробнее о гибели фрегата «Медуза» можно прочитать в книге «100 великих катастроф»). На втором плане картины расположилась группа верящих в спасение, ведь и в мир смерти и отчаяния может прийти надежда. Продуктов у них не было.
Это выражено и в колорите картины: если на «фризе смерти» он был темный, то к горизонту — символу надежды — он становится светлее. «В основе огромной композиции (4, 91x7, 16 м), находящейся ныне в Лувре, лежит событие, которое потрясло Францию: крушение летом 1816 г. фрегата «Медуза».
Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. На втором плане картины расположилась группа верящих в спасение, ведь и в мир смерти и отчаяния может прийти надежда. Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза».
Жерико был всецело поглощён работой. В 1817 г. командующего «Медузы» судили и приговорили к трём годам тюрьмы и разжалованию.
Вначале шлюпки взяли его на буксир, но затем, не предупредив, обрубили канаты. Это команда. История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Именно эта спрессованность момента здесь исключительно важна. На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего».
Сначала шлюпки буксировали плот к берегу, который был сравнительно близко. Взбираются на бочку и машут обрывками ткани, чтобы быть замеченными. И очень трудно понять, на самом деле, какой из них доминирует». «Мане – провокатор.
Эти корабли везли нового губернатора колонии и чиновников с их семьями. Так реалистично страдание и смерть до Теодора Жерико не изображал ещё никто. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов».
Картина показывалась в разных городах Англии и везде ее принимали с триумфом. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Жерико пошел по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Правительство не захотело приобрести произведение идейно направленное против него. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу, однако при первых признаках непогоды канаты, связывающие шлюпки с плотом, лопнули (или были намеренно обрублены) и шлюпки уплыли. Эта картина потрясающе проста. Один французский исследователь обратил внимание на следующую деталь.
Над ним человек с блуждающим взглядом, видимо, потерявший рассудок. Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота. В июле 1816 года у берегов Западной Африки французский фрегат «Медуза» из-за ошибок неопытного капитана, получившего должность по протекции, сбился с курса и сел на мель. Вдалеке – корабль, крошечная деталь, но все же она, надежа, существует.
Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке31. Нолюди, ожидающие спасения, не истощены. На картине мы видим оттенки холодного красного, темно-синего и грязно-серого и коричневого, которые символизируют общую безысходность и трагичность положения людей, находящихся на терпящем бедствие плоту. - Поймите же наконец. Это обстоятельство, да еще бездарное командование Шомарея привели к тому, что между Канарскими островами и Зеленым Мысом «Медуза» села на мель. Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию.
– как можно было разбазаривать государственное имущество. Справа от фигуры сына – лежащий головой вниз труп юноши с вытянутой рукой. В своей книге автор рассматривает ряд общечеловеческих проблем в философском аспекте. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности.
Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. Каравелла Эхо, не отклоняясь от курса, утром обогнала Медузу. Картину скрепляет дуэль взглядов Петра и рыжебородого стрельца.
Утром 17 июня 1816 года во французскую колонию Сенегал отправилась экспедиция, состоящая из четырех кораблей, в числе которых был и фрегат «Медуза». Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра.
17 июня 1816 года в Сенегал направилась французская морская экспедиция, состоявшая из фрегата «Медуза» и еще трех судов. По мнению Батисье, Жерико не обращал внимания на критику, однако, как показывают обнаруженные позднее документы, он воспринимал негативные отзывы весьма болезненно.
10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. «Но когда эта картина была выставлена в 1851 году в Париже, она создала скандал. Но испугавшись наступления бури, командиры шлюпок решили покинуть плот и предательски перерубили буксирные канаты. Низкое облако дублирует очертания волны, поглощающей «большую пирамиду», но сквозь тучи прорывается луч, на фоне которого вырисовывается «пирамида надежды». Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось)1. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы».
И рядом с ними уже умершие. Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались). Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв.
А Курбе лишал своего зрителя возможности такого покровительственного сопереживания. Все люди изображены в своеобразном клубке из сплетенных человеческих тел. Как писал один из критиков, Жерико «показал на тридцати квадратных метрах картины весь позор французского флота».
Сопровождаемая корветом «Эхо», флейтой «Луара» и бригом «Аргус», «Медуза» входила в состав флотилии, перевозившей в Сенегал губернатора и ответственных лиц из колониальной администрации. Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот. «Медуза» потеряла из виду сопровождающие суда, а в ночь на 2 июля села на мель между островами Зелёного Мыса и побережьем Западной Африки. Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей.
Газеты писали, что толпы посетителей останавливались «перед этой пугающей картиной, которая притягивает каждый глаз». Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой. Эта группа образует своего рода пирамиду, которую венчает фигура негра-сигнальщика, старающегося привлечь внимание появившегося на горизонте брига «Аргус». Есть жертвы и есть убийцы.
На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. Нерешительность капитана сторицей передалась остальным. Действительно, в них отсутствует один герой – в них отсутствует один двигатель.
Общественность была глубоко потрясена этим происшествием. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года.
4884) вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма. – горячился он. Задуманное историческое полотно «Отступление французов из России в 1812 году», возможно, затмило бы «Плот Медузы», но ранний шедевр Теодора Жерико оказался его последней крупной работой. – На протяжении тринадцати суток несчастные носились на плоту в океане». В настоящее время «Плот Медузы» находится в 77-м зале на первом этаже галереи Денон в Лувре (INV. В общем, она ведет себя так, как должна была бы вести та, на которую смотрим мы». 147 людей оказались обречены на смерть.
Его должны были вести на буксире лодки. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1791 -1824). Человеческая трагедия целиком захватила его, он стремится создать ее страстный, правдивый образ и вот таким образом картина его постепенно вырастала в гигантскую поэму человеческих бедствий, борьбы горстки людей с неумолимой стихией океана. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».
Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей17. Старик держит три меча. Самый простой ответ: Мане прежде всего художник, Мане прежде всего глаз. Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации.
Он прожил недолгую жизнь и все его творчество уложилось всего в десять лет. Ф Гойя изумительно передал изменчивую, нежную и одновременно огненную натуру испанки, о которой еще великий Мигель Сервантес сказал, что она — «ангел в церкви, дома, на улице и дьявол в любви». «Курбе переехал в Париж, но не стал частью художественного истеблишмента. Мрачные тучи нависли над океаном. Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее.
Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. Тут нет человека, которого ты жалеешь. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически.
Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу. - Капитан даже не знал, где мы находимся. 147 человек были вынуждены спасаться, забравшись на плот. В центре человек с побелевшим запрокинутым лицом, ему явно плохо. На первом плане – «фризе смерти» – фигуры даны в натуральную величину, здесь показаны умирающие, погруженные в полную апатию люди. Море у Фридриха очень часто метафора инобытия, смерти. 17 июля на горизонте показался парус исчез и вновь появился: «Аргус» пришёл на помощь несчастным безумцам. Как ни странно, картина «Плот Медузы», над которой в 1818 году работал Жерико, положила начало французскому романтизмуВеликий художник Теодор Жерико под впечатлением страшной катастрофы создал свое знаменитое полотно «Плот Медузы», где по-своему передал атмосферу бедствия.
Когда «Медуза» села на мель Арген, он думал, что корабль в ста милях от нее. Ветер с силою рвет парус, склоняя мачту, удерживаемую толстыми канатами. Они оба спаслись в ужасной катастрофе и позировали Жерико во время написания картины. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. И рядом с ними уже умершие.
Иными словами, плот – это и есть Франция, взывающая к помощи в своем жалком положении. «Это полотно обращается не к личности – оно обращается к человеку, стоящему в строю. Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего. В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Художник тем самым аллегорично показывает связь между жизнью и смертью, её неразрывность.
В техническом плане произведение выполнено превосходно. посвященной крушению фрегата «Медуза», произошедшему в 1816 году. Навеян он был вчерашним разговором с banshee про различные изображения смерти. Сам Лебрен потом вспоминал: «Я внушал страх, дети убегали от меня, но я был прекрасен для живописца искавшего всюду цвет, свойственный умирающему». В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична. У юноши две страсти: живопись и лошади.
Тяжелый парус, который вторит своим изгибом надвигающейся на плот волне, мачта, крепящие ее канаты и группа сомневающихся, еще не верящих в спасение людей, образуют композиционно «большую пирамиду», вершина которой клонится навстречу волне, в направлении, противоположном кораблю. К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико. О ней писали все газеты, о картине появились отдельные брошюры, поэты слагали о ней стихи. м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину. Но мне кажется, что в этой вещи есть еще некоторые значения, которые делают ее уникальной. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера.
Утром 17 июня 1816 года во французскую колонию Сенегал отправилась экспедиция, состоящая из четырех кораблей, в числе которых был и фрегат «Медуза». А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота. Он и относится к своим героиням как к воспоминаниям молодости, окружая их ореолом романтической загадочности. Оппозиция считала историю с «Медузой» не несчастным случаем, а преступлением режима, покрывающего коррупцию и пренебрегающего жизнями простых граждан, тем более что власти сразу же попытались замять скандал, не привлекая виновных к суду. В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов».
Денег на организацию этой экспедиции явно не хватало, вот таким образом для столь сложного путешествия пришлось использовать суда, которые в то время оказались на ходу. Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году.
Но есть поразительные пейзажи, которые принадлежат и тому и другому модусу. Ранняя смерть не дала развить Теодору Жерико всех его гениальных способностей. Как мы видим, на полотне основное движение развивается по диагонали в направлении друг к другу.
Это можно объяснить тем, что художник жил и творил во время, если и не борьбы, то противодействия, этих двух направлений. И рядом с ними уже умершие. А такие политические абстракции, как свобода, равенство, братство, не имеют облика. Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле.
Мрачные тучи нависли над океаном. Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом. Полуобезумевшие и обессиленные, они были найдены среди трупов своих погибших товарищей. На борту было около 400 человек.
Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент. Но это не единственная проблема, которой коснулся Жерико в своей работе. Ничтожный и спесивый человек, он создал на борту «Медузы» невыносимую атмосферу: старый эмигрант-монархист, к тому же бездарный моряк, он пользовался любым поводом, чтобы унизить офицеров. Это Утро стрелецкой казни Василия Сурикова».
Это обстоятельство, да еще бездарное командование Шомарея привели к тому, что между Канарскими островами и Зеленым Мысом «Медуза» села на мель. Сам Лебрен потом вспоминал: «Я внушал страх, дети убегали от меня, но я был прекрасен для живописца искавшего всюду цвет, свойственный умирающему». В настоящее время полотно находится в Лувре. В чем сущность романтического мировосприятия.