Головин А Я Художник

Русские художники – Головин Александр Яковлевич

Постепенно сформировалась и авторская манера Александра Яковлевича. В этом костюме и написал в 1906 г. Шаляпина — Демона Головин. К концу 19 века занимался дизайном интерьеров, мебели и утвари, участвовал в оформлении русского павильона на Всемирной выставке в Париже (вместе со своим другом К. А. Коровиным 1900) и создании майоликового фриза гостиницы «Метрополь» (1900–1903). Необходимо отметить, что окончательно стиль Головина сложился в 1910-е гг.

Здесь, вижу, компромиссничал один Бенуа. Александр Головин родился 1 марта (17 февраля по старому стилю) 1863 года в Москве. С 1912 г. – д. чл. В 1898 – 1900 г. совместно с К. А.

  • Художник Александр Головин картины
  • Картины — Головин, Александр Яковлевич
  • Волошин Максимилиан Александрович
  • Александр Яковлевич Головин биография
  • Головин Александр Яковлевич (1863 – 1930)
  • Александр Яковлевич Головин — биография

и М. Ф. В 1899-1917 гг. В темных, глубоких глазницах угрожающе и насмешливо горят глаза. Учился в МУЖВЗ (1881-90) у В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова в Париже – в академии Ф. Коларосси (1889) у Ж. Э. Бланша и в мастерской Витти у Р. Коллена и Л. О. Мерсона (1897).

Дебютировал Головин успешно, оформив оперу «Ледяной дом» вот когда пригодились три года, проведенные на архитектурном отделении МУЖВЗ. Отсюда в самых зданиях «столько вещественности», столько следов только что остановившейся, внезапно притушенной уличной жизни. Центральный театральный музей им. Э. Грига, 1922, ГАТОБ и др. ) и Москвы («Женитьба Фигаро» П. Бомарше, 1927, МХАТ, реж. Олоферн облачен в роскошное красочное одеяние.

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  2. Западноевропейская и антикварная живопись
  3. Декоративно-прикладное искусство
  4. Словари и энциклопедии на Академике
  5. Эмоциональная выразительность снимка
  6. Творчество Александра Яковлевича Головина

Совместные замечательные проекты Головина и Мейерхольда – «Орфей и Эвридика» и «Маскарад» – надолго запомнились современникам. Шаляпина в ролях Мефистофеля (1905, Музей-квартира И. И. 1916 — 1917. В браке родились две дочери – Елена и Мария и сын Александр. Лучшие произведения художника Александра Головина созданы в период, называемый «Серебряным веком» русской культуры. Дон Жуан сам повторяет приглашение. Пейзажное творчество Головина пронизано чувством поэтической ностальгии и возвышенного переживания утраты «идеального былого». В 1787 году Московскую контору Императорских театров возглавил В. Теляковский.

Рука художницы-любительницы видна в эскизах костюмов к операм «Руслан и Людмила» и «Троянцы», балету «Дон Кихот». Томашко, выполнял росписи интерьеров. Стилистику живописных панно, близких русскому модерну, Головин успешно использовал в декоративных пейзажах и натюрмортах, также в портретной живописи: серия «Испанки» (1902-08), портреты деятелей искусства – Ф. И. Шаляпина в роли Мефистофеля (1905, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург), Демона (1906, Музей ГАБТ), Олоферна (1908, Государственная Третьяковская галерея) и Бориса Годунова (1912, Государственный Русский музей) Н. К. Рериха (1907, Государственная Третьяковская галерея), М. Н. Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен (1908, ГЦТМ), М. А. Кузмина (1910, ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург), К. А. Варламова (1914, Национальный музей, Стокгольм), В. Э. Мейерхольда (1917, Театральный музей, Санкт-Петербург) автопортреты (1904 и 1912, Государственная Третьяковская галерея).

Художник Александр 
Головин картины

один уже сознается, заявляя о каких-то «иных представлениях», об «идеальном» сценическом исполнении Пушкина. СТАНИСЛАВСКИМ. Оставшись практически без средств, Александр брался за самые разные заказы. Александр Яковлевич Головин (1 марта 1863, Москва – 17 апреля 1930, Детское село (ныне Пушкин) – русский и советский художник, сценограф, декоратор, мастер портрета и натюрморта. На свидании Дон Жуан открывает Доне Анне свое имя и молит о любви.

Сергея Павловича Дягилева в Париже (операОпера (итальянское opera, буквалькно — сочинение) — музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. А состоявшуюся накануне февральской революции 1917 года премьеру «Маскарада» Лермонтова, в контрастных красно-черных декорациях Александра Яковлевича, современники назвали «пышными похоронами императорской России». И потом эта статуя, которая кивает в сцене III. По воспоминаниям Головина, некоторые «костюмы изготавливались кустарным способом на квартире Теляковского, при деятельном участии его жены». Многолетняя деятельность Александра Яковлевича в театре в качестве декоратора оставила не менее яркий след в культурной среде «серебряного века», чем его живописные работы.

7). Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера». Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. Поленова, И. М. С тех пор и до 1917 года вывший полковник и поповский сын работали рука об руку.

Нерадовского. Мусоргского (1908) в программе Русских сезонов в Париже. Мейерхольда, «Фарфор и цветы», «Серебристые ветлы», «Умбрийская долина», Портрет художника Н. К. Рериха, «Испанка в черной шали». Ботаника, гимназия, ШекспирАлександр Головин родился в семье московского священника.

Даргомыжского (1917 г. ) спектаклям «У врат царства» К. Гамсуна (1908 г. ), «Гроза» А. Н. Вскоре он понял, что ошибся со "специализацией" и перевелся на живописное отделение. Но и здесь надлежало быть очень осторожным ибо слишком часто в одной фразе, в одном слоге у Пушкина заложены — без всякого преувеличения — целые миры мыслей и противоречивых чувств (для примера напомним хотя бы последние слова председателя и ответ священника на них в «Пире») и было бы настоящей профанацией во имя все той же фальшиво понятой легкости игнорировать это и скользить там, где требуется углубление». В 1897 г. занимался в Академии Витти у Р. Коллена и О. Мерсона. Поднявшись во весь свой исполинский рост, Демон проклинает мир, в котором царит рабское послушание, «где нет ни истинного счастья, ни долговечной красоты».

Участник выставок «Мира искусства» (с 1899 член объединения с 1902), член СРХ (с 1903). В положенный срок Александр Головин поступил в Катковский лицей, а после смерти отца его перевели в Поливановскую гимназию. Станиславским в МХАТ, оформив постановки спектаклей «Безумный день или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1927 г. ), «Отелло» У. Шекспира (1930 г. ). Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 веков.

Но он «вообразил, что для сего довольно будет, если выберет предмет из народной истории». Последний триумф Головина – «Женитьба Фигаро» Бомарше – состоялся в 1927 году на сцене Художественного театра. Интерьер представлял собой удивительный сплав таинственной сказочности и уюта.

Классическими художественными документами стали театральные портреты его работы: Ф. И. Шаляпин в ролях Мефистофеля (1905, Музей-квартира И. И. Бродского, Петербург), Олоферна (1908, Третьяковская галерея), Бориса Годунова (1912, Русский музей, Петербург) и др. Маковского, В. Д. В 1903 г. вступил в Союз русских художников. Поленова.

Две ярко выраженные индивидуальности (Художественный театр и Бенуа) сходятся, берутся совместно за постановку Пушкина и. не сливаются в единую силу, а каждый сохраняет свою независимость. Художник, который к тому времени чувствовал себя очень плохо, на премьеру не попал. А. А. Бахрушина. Жанровую живопись Головину преподавалиИлларион Прянишников и Владимир Маковский.

Автор декораций для Мариинского театра («Руслан и Людмила» М. И. Глинки, 1904, совместно с Коровиным «Кармен» Ж. Бизе, 1908 «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка, 1911 и др. ), Александринского театра (в том числе «Дон Жуан» Мольера, 1910 «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, 1917, – последний спектакль императорской сцены, отмеченный избыточной роскошью), также придворных театров в Гатчине и Царском Селе, Малого театра в Москве. Постановка имела грандиозный успех и стала началом триумфа Русских сезонов. Ранние театральные работы Александра Яковлевича отмечены влиянием красочного живописного стиля Константина Алексеевича Коровина («Псковитянка» Николая Андреевича Римского-Корсакова, 1901, Большой театр, Москва). Активная театральная деятельность Александра Головина завершилась в 1917 году: в Стране Советов изысканным театральным решениям не было места, «серебряный век» уступил место авангарду.

Это — ошибка. И. Ф. Шаляпина говорит, что решение образа Демона подсказал сам артист, предложив изобразить его как «падшего ангела». сценограф, художник и график, д. чл. По эскизам Головина были исполнены театральные занавесы для Мариинского театра (1914 и 1917) и Одесского театра оперы и балета (1925).

В 1928 г. был удостоен звания «Народный артист РСФСР». Население 2, 1 млн. Отчего Бенуа не прочитал этого до постановки. В 1909 – 1910 г. оформлял постановки антрепризы Дягилева Русские сезоны в Париже, в том числе вместе с Н. К. Подобно гигантскому изваянию застыла его фигура на фоне нагроможденных скал. 1916 — 1917.

Труды насущныеВ 1884 году умерла мать Головина. В 1913 г. поселился в Детском Селе под Петербургом. «Мир искусства», Дягилев и МеерхольдОкунувшись в жизнь столицы, Головин свел близкие знакомства с художниками объединения«Мир искусства» и стал принимать участие в их выставках. Александр Бенуа иМстислав Добужинский не всегда были художественными решениями коллеги, однако признавали его несомненный талант. Сейчас это — полуразрушенный двухэтажный домик.

И Пушкин, отмечая ошибку Озерова в том, что он умалил силу народного разумения, указывает на Шекспира: «самые народные трагедии Шекспира заимствованы им из итальянских новелл». Бенуа признается: «Действительно важно было отказаться в «сценическом комментарии» к драмам Пушкина от излишней, от затуманивающей сложности, от утяжеления в психологии. БОМАРШЕ «БЕЗУМНЫЙ ДЕНЬ, ИЛИ ЖЕНИТЬБА ФИГАРО».

Многие годы совместной работы художника и артиста привели к созданию лучших театральных портретов Головина: Олоферна и Годунова. Он известен и как автор многочисленных портретов актеров, в частности Ф. И. Рерихом и Д. С. Участник выставок «Мира искусства» (с 1899 член объединения с 1902), член СРХ (с 1903). ФАКТИЧЕСКИ ЖЕ ПОЧТИ ВСЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГОЛОВИНА – И СТАНКОВЫЕ НАТЮРМОРТЫ, И «ПРИДУМАННЫЕ» ПЕЙЗАЖИ, И ПОРТРЕТЫ ДРУЗЕЙ И ЗНАКОМЫХ, И ИЗОБРАЖЕНИЯ «ИСПАНОК», В РОЛИ КОТОРЫХ НЕРЕДКО ВЫСТУПАЛИ РАБОТНИЦЫ ТЕАТРА, – В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СТЕПЕНИ ТЕАТРАЛИЗОВАНЫ. Коровин представил его Врубелю. Создавал в полной мере «сорежиссерские», красочные и в то же время остродраматические зрелища, порой изысканно совмещающие (как это было в сенсационном Маскараде) внешнюю роскошь с внутренним трагизмом. Сейчас это – полуразрушенный двухэтажный домик.

ПРИОТКРЫТЬ ЗАВЕСУ ПОМОГАЮТ ВОСПОМИНАНИЯ И ПИСЬМА. Стравинского (1910) стали одним из лучших созданий Г., повлияв на развитие европ. В него входили художники Бакст, Добужинский, Сомов, Рерих и другие.

В «Моцарте» такие же подробности быта (см. Ему это нужно было для создания того настроения, которое он так ценил в «грубом» Вальтер-Скотте и которым полны и «Онегин» и «Медный всадник».

Также он создал ряд портретов своих друзей, коллег и выдающихся театральных деятелей. Сотрудничал в одноименном журнале. В 1898 г. вместе с Е. Д. Зловещее предчувствие сковало сердце, тревожно бьющееся под золотой парчой царской одежды.

В 1898 г. назначен на должность художника-декоратора Императорских театров. ф. III, ст. Лермонтова (1917 г. ), «Песнь соловья» И. Ф. Статуя, соглашаясь, кивает головой.

Один из крупнейших реформаторов рус. с К. А. Дягилев оказывал Головину большую поддержку в художественных кругах, регулярно публикуя его работы на страницах журнала «Мир искусства» и упоминая художника в своих статьях. Эскиз декорации к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад».

Манифест Пушкина — сплетение двух лейтмотивов: театр — условен и театр — народен. Головинские костюмы передавали дух эпохи и привлекали живописной яркостью. Отец его, Яков Данилович Головин, с 1866 года был назначен профессором богословия, а также настоятелем церкви Святых Апостолов Петра и Павла в Петровско-Разумовском.

В дальнейшем он регулярно ездил в Европу и глубоко проникся духом европейского искусства. Глюка (1911 г. ), «Каменный гость» А. С. С 1902 г. с директором Императорских театров В. А. Особенности творчества художника Александра Головина: Многочисленные театральные работы, созданные Головиным для Мейерхольда, Дягилева и Императорского Мариинского театра всегда отличались символикой цвета и орнаментальностью декора, были пропитаны символикой «серебряного века».

Головин рекомендовал режиссера Теляковскому после того, как Мейерхольд оставил театр Веры Комиссаржевской. Врубелем) иллюстрированием книг и журнальной графикой. После октябрьской революции работал в Историческом музее. ВНУТРЕННИЙ МИР ХУДОЖНИКА, ЕГО ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ПОЧТИ ВСЕГДА ОСТАЮТСЯ ЗА КАДРОМ.

Ведь и в «Каменном госте» мы, вместе с Бенуа, вязли «в густых дебрях реализма». Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму. В 1912 г. был избран действительным членом ИАХ. Коровиным) и декоративно-прикладным иск-вом (эскиз майоликового фриза гостиницы «Метрополь» в Москве, 1900, совм. В 1901-17 годах главный декоратор императорских театров в Санкт-Петербурге (в 1907-17 работал в содружестве с В. Э. Мейерхольдом).

В этих условиях театр начал играть гораздо более заметную роль в жизни общества. Головин сильно сомневался в своих силах, но первый опыт оказался удачен и дело пошло. «Дон Жуан» Мольера, 1910 «Маскарад» М. Ю. Роль светильников выполняли совы из глаз которых лился свет.

Предчувствие надвигающихся катаклизмов овладевало всеми слоями населения. Чтобы ближе продвинуться к вопросу об искажении Пушкина «преизбытком вещественности, натуралистическим утяжелением», отсылаем к Бенуа: «Я обещал в прошлый раз объяснить, почему именно в декорации «Пира» я отошел от той простоты, которую я себе поставил задачей. Коровиным, М. Ф. в академии Коларосси (1889), в мастерской Витти (1897). Большая работа на главном фасаде – «Принцесса Грёза» – выполнена Михаилом Врубелем, а остальные – «Клеопатра», «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Орфей играет», «Купание наяд» – созданы Головиным. Главный консультант МариинкиВладимира Теляковского повысили до директора Императорских театров.

Один из крупнейших реформаторов русского и мирового театрально-декорационного искусства, Головин создал оригинальный стиль сценографии, основанный на живописном единстве всех элементов оформления (задники, кулисы, занавесы, бутафория, костюмы, свет), целостном пространственном видении спектакля. Коровиным «Франческа да Римини» С. В. Шаляпин несколько раз Головина обнимал и целовал, придя к последнему в декорационный зал». Напрасно Бенуа думает, что только в «Пире» его «все это завело в слишком густые дебри реализма». Один из крупнейших реформаторов русского и мирового театрально-декорационного искусства, Головин создал оригинальный стиль сценографии, основанный на живописном единстве всех элементов оформления (задники, кулисы, занавесы, бутафория, костюмы, свет), целостном пространственном видении спектакля. В Детском Селе Александр Яковлевич трудолюбиво выращивал цветы и писал их в своих оригинальных натюрмортах. «Истинный вкус состоит в чувстве соразмерности и сообразности».

Последний триумф Головина – «Женитьба Фигаро» Бомарше – состоялся в 1927 году на сцене Художественного театра. Я. Головин.

Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор». Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации. Приступив в 1900 году к декорационному оформлению оперы А. С. Даргомыжского «Русалка» для Большого театра, Головин обратился в разработке сценического пространства к композиционному решению и стилистическим приемам использованным им в интерьере Кустарного отдела для Всемирной выставки в Париже.

Общаясь с «поленовцами», Головин познакомился с сестрой своего учителя, талантливой художницей Еленой Поленовой, которая посвятила свою жизнь педагогической деятельности. В 1889 г. жил в Париже, посещал Школу Ф. Коларосси, где занимался под руководством Ж. -Э. Головину рекомендовали сменить бурную деятельность в столице на более спокойный образ жизни и в 1913 году художник приобрел себе дом в Детском Селе (нынче город Пушкин), где прожил оставшиеся годы. Его училищное прозвище «франтик», напускная рисовка и пижонство остались в прошлом. К 1907 году у Александра Яковлевича появилась собственная мастерская в Мариинском театре. Автор декораций для Мариинского театра («Руслан и Людмила» М. И. Глинки, 1904, совместно с Коровиным «Кармен» Ж. Бизе, 1908 «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка, 1911 и др. ), Александринского театра (в том числе «Дон Жуан» Мольера, 1910 «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, 1917, – последний спектакль императорской сцены, отмеченный избыточной роскошью), также придворных театров в Гатчине и Царском Селе, Малого театра в Москве.

Хоть Пушкин и говорит, что не имеет целью и не смеет «определять выгоды и невыгоды той и другой трагедии, развивать существенные разницы систем Расина и Шекспира. », все же в каждом периоде его манифеста слышно томление по народной трагедии. Коровин свел его с Врубелем. Да и мы, смотревшие «Пир во время чумы», вместе с Бенуа вязли «в густых дебрях реализма» (притом, надо заметить, черное видели черным, белое — белым). После 1917 продолжал работать в театрах Петрограда (балет «Сольвейг» на муз.

Оформлял спектакли Большого театра в Москве, в частности оперы А. Н. После 1917 года продолжал работать в театрах Петрограда (балет «Сольвейг» на музыку Э. Грига, 1922, ГАТОБ и др. ) и Москвы («Женитьба Фигаро» П. Бомарше, 1927, МХАТ, режиссёр К. С. Станиславский). Александр Яковлевич Головин (1 марта 1863, Москва – 17 апреля 1930, Детское село (ныне Пушкин) – русский и советский художник, сценограф, декоратор, мастер портрета и натюрморта.

В этот период он создал лучший свой книжно-иллюстративный цикл (к Двойнику Э. Т. А. Гофмана, 1922) и по-прежнему активно занимался станковой живописью и графикой. Но во взглядах на режиссуру они не сошлись и Мейерхольд в 1907 году оказался "на улице". По ночам художнику снились декорации 17 апреля 1930 года Александр Головин ушел из жизни.

Окончательно стиль живописца сложился в 1910-е годы. театров в С. -Петербурге (в 1907–17 работал в содружестве с В. Э. Римского-Корсакова «Псковитянка» (1901 г. ). (Б., ф. II, ст. Бланша и Ж. Симона.

В мае 1901 года Теляковский стал директором Императорских театров. В Петербург вместе с ним переехал и Головин. Родился Александр Головин в Москве на Плющихе в семье священника. В мае 1901 года Теляковский стал директором Императорских театров. Растительные орнаменты и мотивы из русских сказок и народного искусства явились в «Теремке» в гипертрофированном, зрелищно-театральном виде в духе стилевых исканий русского модерна.

Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен (1908, ГЦТМ), М. А. 4, 5 курсивы мои). петерб.

ложатся друг подле друга подобно мозаике («Дон-Жуан» Жана Батиста Мольера, 1910, «Маскарад» Михаила Юрьевича Лермонтова, 1917, — оба в Александрийском театре в Петрограде). Репина. Если есть условный портал, все, что строится на сцене (нужно ли было прибегать к услугам лепщика. ), должно вытекать из тона, заданного просцениумом. Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом. Предметы бутафории должны отличаться дешевизной, прочностью, подчёркнутой выразительностью внешней формы (при их изготовлении обычно отказываются от воспроизведения деталей, не видимых зрителю).

Появляется статуя командора и от пожатия его каменной десницы Дон Жуан гибнет. В «Пире» Бенуа «захотелось дать как можно больше «старой Англии», «звона рюмок и стаканов», а в «Каменном госте» звяканием цепей, щелканием замков, перекликанием ночных сторожей ему захотелось дать как можно больше старой Испании. НЕУДИВИТЕЛЬНО, ЧТО ЕГО РАБОТЫ ЕЩЕ ПРИ ЖИЗНИ НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО РАСХОДИЛИСЬ ПО ЧАСТНЫМ И МУЗЕЙНЫМ СОБРАНИЯМ. Их цветовая гамма строилась на довольно резких контрастах и порой доходила до крикливости. Учился в МУЖВЗ (1881-90) у В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова в Париже – в академии Ф. Коларосси (1889) у Ж. Э. Бланша и в мастерской Витти у Р. Коллена и Л. О. Мерсона (1897).

Рахманинова, 1906 и др. ). Наперекор «чувству соразмерности и сообразности» построен передний портал, который на протяжении всего спектаклл ни разу не согласовывается с размещением масс на самой сцене.

Клеевая краска, гуашь, серебро, белила. Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Испытал влияние стиля «МодернМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков. Поленова, И. М.

Бенуа и художественно-театральный деятель СА. Кто поверит.

Дон Жуан в раздумье перед статуей командора. В 1903-1916 гг. Корещенко, 1900, совм. А. Я. Головин.

Вместо объяснения — я покаюсь. В Петербурге с конца 90-х годов прошлого века и до 1924 года существовало декадентское (упадническое) формалистское художественное объединение «Мир искусства». Контрастом к драматическим портретам Шаляпина в ролях Мефистофеля и Демона явился небольшой портрет артиста в гриме Фарлафа, написанный 18 сентября 1907 г., когда он пел эту партию в опере «Руслан и Людмила» на сцене Мариинского театра. Стилистику живописных панно, близких рус.

В эти годы Головин испытал влияние стиля «модерн». Озеров, почувствовав их фальшь, «попытался дать трагедию народную». Шаляпина в роли Бориса Годунова, 1912, ГРМ), натюрморта, пейзажа. Носова обладала обширной коллекцией русской живописи XVIII-ХХ веков, в которой находились «Портрет неизвестной в розовом платье» Ф. С. Рокотова, портрет графини Урсулы Мнишек Д. Г. Левицкого, «Портрет Челищева» Кипренского, а также работы Боровиковского, Венецианова, Тропинина. Тот же принцип «превращения» (но уже обратного — «с подмостков») в выставочное пространство — будет применен художником в 1903 году в интерьере «Теремок», специально сочиненном для выставки «Современное искусство» в Санкт-Петербурге.

Особенности творчества художника Александра Головина: Многочисленные театральные работы, созданные Головиным для Мейерхольда, Дягилева и Императорского Мариинского театра всегда отличались символикой цвета и орнаментальностью декора, были пропитаны символикой «серебряного века». С 1901 – главный декоратор Императорских театров (СПб). Работал в театре с 1898, оформлял спектакли моск.

Как хочет Бенуа, но мы не видим решительно никакой разницы между теми двумя способами инсценировок, в различии которых (двух способов) он хочет нас убедить. После Октябрьской революции «серебряный век» фактически завершился, хотя многие его творцы еще долгие годы пытались создавать свои произведения. модерну, Г. успешно использовал в декоративных пейзажах и натюрмортах, также в портретной живописи: серия «Испанки» (1902–08), портреты деятелей иск-ва– Ф. И. Станиславский). Особенно важной для Головина стала возникшая дружба с Е. Д.

Сорокина, В. Д. И меня (скажу больше, нас всех) в начале Вильсон захватил больше, нежели Пушкин. В 1890-е гг. Спрятанные за прищуренными веками бегающие глазки выдают труса. Занимался дизайном (убранство кустарного отдела русского павильона на Всемирной выставке 1900 в Париже, совместно с К. А. Коровиным) и декоративно-прикладным искусством (эскиз майоликового фриза гостиницы «Метрополь» в Москве, 1900, совместно с М. А. Врубелем) иллюстрированием книг и журнальной графикой.

Мейерхольда, «Фарфор и цветы», «Серебристые ветлы», «Умбрийская долина», Портрет художника Н. К. Рериха, «Испанка в черной шали». Ботаника, гимназия, ШекспирАлександр Головин родился в семье московского священника. А. А. 5): «истинный вкус состоит в чувстве соразмерности и сообразности», — а не в понимании Бенуа, который полагает, что «в сущности, в правде всегда сокрыт подлинный вкус». ГОЛОВИН Александр Яковлевич, российский сценограф, художник и график, действительный член петербургской Академии Художеств (1912), народный артист Республики (1928). Труды насущныеВ 1884 году умерла мать Головина. Большинство этих спектаклей (за исключением Кармен) поставил В. Э. Мейерхольд.

Надо абсолютно не знать существа театра, чтобы сказать такое. Статуя снова кивает. И если в половине седьмого часа одни и те же лица являются. Заключая статью, он сетовал: «Бесконечно жаль только одного: что это замечательное создание нельзя зафиксировать, чтобы сделать его вечным, чтобы и грядущие века могли его видеть». Но за этим внешним покоем чувствуется злая и неукротимая сила. Современники называли его сценографические решения «музыкой для глаз», каждая постановка имела свое цветовое настроение и законченность декорационных и костюмных решений.

Теперь нам понятно: «оживление Пушкина» понадобилось Бенуа потому, что он понес эти драмы в театр с тем составом зрительного зала, для которого они не предназначались. В правой руке Годунова посох, левая — касается образка, висящего на массивной золотой цепи.

Москва. А. Головин рекомендовал режиссера Теляковскому после того, как Мейерхольд оставил театр Веры Комиссаржевской. Клеевая краска, гуашь, серебро, белила. На следующий год Головин оформлял балетные и оперные спектакли, в том числе «Русалка», «Лебединое озеро», «Борис Годунов», демонстрируя глубокое понимание народного искусства Древней Руси, а также знание национальных традиций и потрясающие колористические решения.

ГОЛОВИН Александр Яковлевич, рос. Художник, который к тому времени чувствовал себя очень плохо, на премьеру не попал. На выставках с 1894 г. (Московское товарищество художников, Московское общество любителей художеств, Союз русских художников, Мир искусства – член объединения с 1902). Дебютировал Головин успешно, оформив оперу «Ледяной дом» вот когда пригодились три года, проведенные на архитектурном отделении МУЖВЗ.

Прянишникова в Париже– в академии Ф. Коларосси (1889) у Ж. Э. В 1905 г. на сцене Мариинского театра была поставлена опера «Демон». Мейерхольдом. Развитие изобразительного искусства неотделимо от развития общества.

Мейерхольда. Оставшись практически без средств, Александр брался за самые разные заказы. Застланный красным ковром просцениум отделялся от сцены пятью разного цвета занавесами — своего рода «эмоциональными камертонами», настраивающими зрителя на развитие драматического сюжета в следующем акте. В знаменитой Поливановской гимназии из стен которой вышли поэты Валерий Брюсов, Андрей Белый, Максимилиан Волошин, он проникся культивируемым в ней духом Шекспира и любовью к театру.

Бенуа напрасно приводит отрывок из статьи В. Брюсова о пушкинских «маленьких драмах». А. С. Первый успех в новой сфере принесли ему работы в Большом театре (оперы Ледяной дом А. Н. Корещенко, 1900 и Псковитянка Н. А. Римского-Корсакова, 1901). Вот ненавистные Пушкину зрители, все эти господа, «носящие на лице своем однообразную печать скуки, спеси, забот и глупости, неразлучных с образом их занятий». Однако самые яркие свои сценические шедевры создал в Петербурге, куда был приглашен в 1902 на должность главного художника императорских театров (Кармен Ж. Бизе, 1908 и Орфей и Эвридика К. В. Глюка, 1911, в Мариинском Гроза А. Н. Островского, 1916 и Маскарад М. Ю. Лермонтова, 1917, в Александринском и др. ).

Работа над подготовкой постановки драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад» стала вершиной многолетнего сотрудничества А. Я. Головина и В. Э. По эскизам Г. были исполнены театральные занавесы для Мариинского театра (1914 и 1917) и Одесского театра оперы и балета (1925). В 1905 г. Головин выполняет декорации и костюмы к опере «Моцарт и Сальери» и тогда же пишет первый портрет Шаляпина — Мефистофеля в опере Гуно, в том самом костюме, который он сделал для миланской постановки. Мефистофель неподвижен.

Член московской городской думы. жизни» в зданиях снаружи, а в «Каменном госте» не только в зданиях снаружи, но еще и в зданиях внутри. МоскваДобиваясь целостного художественного решения спектакля, А. Я.

Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1881-1890) у В. Е. Якунчиковой и Е. Д. Участвовал в оформлении оперы «Борис Годунов» М. П.

Прянишникова, а также в Париже. Евфимия Павловна Носова, урожденная Рябушинская, жена текстильного фабриканта В. В. Носова. В 1901–17 гл. артист Республики (1928). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1881 — 89) у Иллариона Михайловича Прянишникова, Владимира Егоровича Маковского, Василия Дмитриевича Поленова, в ПарижеПариж (Paris) — столица Франции на реке Сена, главный город исторической области Иль-де-Франс. Кажется, что Демон только что произнес: «Проклятый мир. » и горное эхо повторяет его слова, разнося по вселенной. Коровин свёл его с Врубелем. Статую Командора, как и в сцене IV, так и здесь, в сцене III, должен изображать актер.

Его училищное прозвище «франтик», напускная рисовка и пижонство остались в прошлом. Свадьбу сыграли в сентябре. Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. – член Союз русских художников. Вернувшись в Россию, он попытался делать именно «то».

Сначала он учился в Катковском лицее. СРХ (с 1903). музей, Стокгольм), В. Э.

Архитектурное отделение его не впечатлило и три года спустя он перевелся на живописное. Вот тут-то ему и помог Головин, энергично рекомендовавший режиссера Теляковскому. Работал для Александринского и Мариинского театров, в том числе создал эскизы костюмов и декораций к операм «Кармен» Ж. Бизе (1908 г. ), «Орфей и Эвридика» К. В. Учился в МУЖВЗ (1881–90) у В. Е.

И – первая удача: его пастель приобрел Павел Михайлович Третьяков. После 1917-го продолжал активно работать в театрах Москвы и Ленинграда. человек (2004). Мерсона (1897).

Бродского, С. -Петербург), Демона (1906, Музей ГАБТ), Олоферна (1908, ГТГ) и Бориса Годунова (1912, ГРМ) Н. К. В конце 1900-х г. — начале 1910-х г. работал в художественно-керамических мастерских П. К. В 1890-х г. неоднократно путешествовал по Италии и Франции. не только декорацийДекорация (от позднелатинского decoratio — украшение) — оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма., но и костюмов, бутафорииБутафория (итал. ) — поддельные, специально изготовляемые предметы (скульптура, мебель, посуда, украшения, оружие и др. ), употребляемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей.

Огромное полотно заполняет грозная фигура духа зла. Так же и в аксессуарах захотелось дать как можно больше «старой Англии» и звона рюмок и стаканов, следов несомненно вкусного и веселого пирования. Мастер портрета (Портрет Ф. И.

Когда на премьере «Грозы» Островского в постановке Мейерхольда поднялся занавес, зал утонул в звуке оваций, адресованных работе художника. Бенуа, ф. III, ст. Является Дона Анна.

«Без каких-либо компромиссов». декоратор имп. Насколько много, однако, Пушкин таил в себе уверенности, что театр доступен пониманию народа и что именно народ рано или поздно составит желанный партер, видно из отношения поэта к современному ему зрительному залу (блестящая характеристика дана в его «Замечаниях об русском театре») и из тех вопросов, ответа на которые он искал у себя: «где, у кого выучиться наречию, понятному народу. Лермонтова, 1917, – последний спектакль имп. Здесь же в 1905 — 1912 гг. Спасла художника театральная работа в которую он с головой окунулся.

III, ст. Дягилевым в Париже и Берлине. К моменту приглашения его в театр был уже сложившимся декоратором-модернистом.

9): «Каменный гость» несмотря на свою оперность, ничуть не требует к себе иного отношения, нежели «Пир» и «Моцарт». Созданные для этой же антрепризы декорации балета «Жар-птица» И. Ф. и мирового театрально-декорац. Маковского, В. Д.

Член объединения «Мир искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Народный артист РСФСР с 1928. Мейерхольда (1917, Театральный музей, С. -Петербург) автопортреты (1904 и 1912, ГТГ). Корещенко «Ледяной дом» (1900 г. ), Н. А. Живописи и графике «Мира искусства» (Л.

Головин по-настоящему страдал. Работал в театре с 1898 года, оформлял спектакли московского Большого театра («Ледяной дом» А. Н. Корещенко, 1900, совместно с К. А. Коровиным «Франческа да Римини» С. В. Рахманинова, 1906 и др. ). Еще одна страница работы Головина в Санкт-Петербурге – его сотрудничество с Мейерхольдом. Бахрушина в Москве. Некоторое время Головин занимался в парижской мастерской Колларосси, где понял, что «в своих прежних работах делал не то, что следовало делать». Стравинского.

Родился в Москве, в семье священника. На лепном портале были помещены зеркала, в которых отражались огни и публика в зале. Следуя общим тенденциям, российская живопись, разбуженная в натуралистических полотнах Венецианова и Шишкина, напитавшаяся романтизмом Саврасова и чувственностью Левитана, мощно социализированная «передвижниками», дала последний всплеск перед увяданием и будущей гибелью эпохи в «Черном квадрате» Малевича. В 1934 ГОДУ В СТЕСНЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПОСТРЕВОЛЮЦИОННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, КОГДА МОДЕРН БЫЛ УЖЕ В НЕВОЗВРАТНОМ ПРОШЛОМ – ТОМ СЧАСТЛИВОМ ПРОШЛОМ, В КОТОРОМ ЖИЛА МОЛОДОСТЬ, ЗВУЧАЛИ ВДОХНОВЕННЫЕ АРТИСТИЧЕСКИЕ СПОРЫ В ЖУРНАЛАХ «МИР ИСКУССТВА» И «АПОЛЛОН», А В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА-РОМАНТИКА, ВОЗНЕСШЕЙСЯ НАД СЦЕНОЙ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА, РАЗЫГРЫВАЛИСЬ «ПОЭТИЧЕСКИЕ» ДУЭЛИ, – МИХАИЛ КУЗМИН СДЕЛАЛ В ДНЕВНИКЕ СЛЕДУЮЩУЮ ЗАПИСЬ: «ВЕСНА. Еще одна страница работы Головина в Санкт-Петербурге – его сотрудничество с Мейерхольдом. Бланше (1889), в мастерской Витти у Р. Коллена и О. Мерсона (1892).

художником были созданы все шесть портретов артиста в ролях и эскизы к ним. В 1898 г. изучал в Испании техники керамики. В конце 1890-х г. работал на гончарном заводе Мамонтова «Абрамцево» за Бутырской заставой в Москве. Бланша и в мастерской Витти у Р. Коллена и Л. О. ТЕПЕРЬ ВСЕ РАСПУСТИЛОСЬ, И ВИД ИЗ ОКНА ПОХОЖ НА СЛЕПЫЕ ОБЛОЖКИ ГОЛОВИНА, ВСЕ ПРОСТРАНСТВО СПЛОШЬ ЗАПОЛНЕНО ЗЕЛЕНЫМИ УЗОРАМИ РАЗНЫХ ОТТЕНКОВ «ВОСХИЩЕНЫ, ВЗВОЛНОВАНЫ, ГОРДИМСЯ, ЛЮБИМ ВСЕМ ТЕАТРОМ, НЕЖНО ОБНИМАЕМ» – ГЛАСИЛА ПРИСЛАННАЯ А. Я. Большая работа на главном фасаде – «Принцесса Грёза» – выполнена Михаилом Врубелем, а остальные – «Клеопатра», «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Орфей играет», «Купание наяд» – созданы Головиным. Главный консультант МариинкиВладимира Теляковского повысили до директора Императорских театров.

Эскиз декорации к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Головин тщательно исполнял эскизыЭскиз (французское esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера (увертюра, антракты). объединения с 1902), чл.

В кругу «поленовцев»В 1881 году Александр Головин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Поленова, И. М. К тому же, за них поручились Василий Поленов и Виктор Васнецов.

Также он создал ряд портретов своих друзей, коллег и выдающихся театральных деятелей. В 1880-х сблизился с С. И. Здесь он познакомился с Левитаном и Коровиным, свел дружбу с Нестеровым и Архиповым. изысканностью музыки балета. На нем золотые бармы, унизанные жемчугом, рубинами и сапфирами. По эскизам Головина на заводе изготавливались майоликовые выставки, вазы, блюда и т. д.

Большого театра («Ледяной дом» А. Н. Дягилев. Указывая, что у Шекспира «герои выражаются в его трагедиях, как конюхи», Пушкин вовсе не рекомендует этому именно подражать) а сожалеет, что «драма оставила язык общепонятный». Вместе с пригородами (Версаль, Сен-Дени, Иври, Аржантей, Булонь-Бийанкур, Дранси) образует городскую агломерацию Большой Париж с населением 11, 4 млн.

Якунчиковых в Наре под Москвой. Рука художницы-любительницы видна в эскизах костюмов к операм «Руслан и Людмила» и «Троянцы», балету «Дон Кихот».

В постановке всех трех драм разве только в том и была разница, что в «Пире» много «вещественности», много «следов. С 1926 г. сотрудничал с К. С. С 1884 г. посещал также поленовские рисовальные вечера. – декоратор императорских театров. В Санкт-Петербург вместе с ним переехал и Головин.

Глюка, 1911 и др. ), Александринского театра (в т. ч. Однако, вскоре понял, что ошибся со «специализацией» и перевелся на живописное отделение. А. А. После смерти отца, случившейся в 1878 году, Александр перевелся в не менее знаменитую Поливановскую гимназию из стен которой, к слову, вышли поэты В. Брюсов, Андрей Белый, М. Волошин, шахматист А. Алехин. В 1908 – 1917 г. сотрудничал с В. Э.

Это ли не компромисс. Архитектурное отделение его не впечатлило и три года спустя он перевелся на живописное. К тому же, за них поручились Василий Поленов и Виктор Васнецов. Островского (1916 г. ), «Маскарад» М. Ю.

Спрашивая, «где зрители, где публика. », Пушкин знал ответ. Центральный театральный музей им. Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов», 1908 балетБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

Готовился и артист к этому дню: «Они оба понимают: один — что значит писать Шаляпина, а другой — что значит позировать прославленному художнику». Занимался дизайном (убранство кустарного отдела рус. Один из крупнейших реформаторов русского и мирового театрально-декорационного искусства.

С 1893 г. участвовал в выставках, экспонировал свои картины на выставках ТПХВ (1893 г., 1895 г. ), Московского товарищества художников (1893 г., 1901 – 1902 г. ), Московского общества любителей художеств (1894 – 1898 г. ). Изощрённый декоративизм, эмоциональное звучание тонко проработанного цвета свойственны всем лучшим работам Г. Автор декораций для Мариинского театра («Руслан и Людмила» М. И. он участвовал в деятельности Абрамцевского кружка, где работал в майолике и дереве. Он принялся энергично реформировать всю систему подготовки спектаклей на казенной сцене.

Дягилев оказывал Головину большую поддержку в художественных кругах, регулярно публикуя его работы на страницах журнала «Мир искусства» и упоминая художника в своих статьях. Академии художеств. Русский художник, сценограф, представитель символизма и модерна. Активная театральная деятельность Александра Головина завершилась в 1917 году: в Стране Советов изысканным театральным решениям не было места, «серебряный век» уступил место авангарду. В 1889 г. написал картину «Снятие с креста», за которую получил большую серебряную медаль и был выпущен из училища со званием классного художника.

Здесь он познакомился сЛевитаном и Коровиным, свел дружбу сНестеровым и Архиповым. Добавьте сюда абсолютный музыкальный слух и талант к рисованию – и станет понятно, откуда выросло призвание Головина к театральной сценографии. Смотрите, что пишет Бенуа: 1) «вот и Художественный театр отважился пуститься по этому потоку, восхищенный им и желая его использовать для своих же целей», 2) «какая ересь в запретах «прикасаться недостойными руками к Пушкину» или в приказаниях так (как то постановили ученые люди) и не иначе иллюстрировать его и понимать», 3) «а в данном случае уместно предложить еще и такой вопрос: кто имел бы, больше права комментировать и иллюстрировать величайшие произведения поэзии». Художник-декоратор К. М. Иванов и художник по костюмам Е. П. Пономарев возмущались отказом Шаляпина играть в декорациях и костюмах, получивших «высочайшее» — царское одобрение.

ОДНОВРЕМЕННО ФОРМИРУЮТСЯ И ЕГО ВЗГЛЯДЫ НА РОЛЬ ХУДОЖНИКА В ТЕАТРЕ. Несмотря на абсолютно ясно выраженную мысль о той громадной разнице, какая лежит, по мнению Пушкина, в воздействии на читателя романа, оды, элегии и в воздействии на зрителя драматического спектакля, Бенуа остается с прямо противоположным пониманием целого ряда мест из манифеста Пушкина, если ухитряется сказать: «Обыденность, будничность обстановки, «домашний образ» входили в расчет Пушкина. Так неприятно бывает смотреть на раму, которая прежде обрамляла подлинную живопись (к жизни рама была вызвана ею) и которая теперь украшает собой приложение к «Ниве», после того как обедневший хозяин картины продал ее ценный холст. Современники называли его сценографические решения «музыкой для глаз», каждая постановка имела свое цветовое настроение и законченность декорационных и костюмных решений. Жанровую живопись Головину преподавали Илларион Прянишников и Владимир Маковский.

Но почему, когда речь заходит о «Каменном госте», нас приглашают считать черное белым, а белое черным. Именно Головин в 1908 году стал художником постановки оперы Мусоргского «Борис Годунов» для первого «Русского сезона» Дягилева в Париже. В браке родились две дочери – Елена и Мария и сын Александр.

Стеллецким создал костюмы и декорации к операм «Борис Годунов» М. П. Мейерхольда, выполненного остро композиционными приемами. С 1899 г. участвовал в выставках «Мира искусства», с 1902 г. — член объединения. Мусоргского, а также декорации к балету «Жар-птица» И. Ф. Пушкина, Государственном центральном театральном музее им. К. С.

В левой руке он держит чашу, а правую — властным и гордым жестом протянул вперед, будто указывая на маленькую горную крепость, у стен которой тридцать дней беспощадно топчутся его войска, покорившие многие страны. сценографии: тонкое узорочье грандиозного задника (панно), таинственное мерцание красок неразрывно связаны сколористич. По воспоминаниям Головина, некоторые «костюмы изготавливались «кустарным способом» на квартире Теляковского, при деятельном участии его жены». «Мир искусства», Дягилев и МеерхольдОкунувшись в жизнь столицы, Головин свел близкие знакомства с художниками объединения «Мир искусства» и стал принимать участие в их выставках. Александр Яковлевич оформлял также спектаклиСпектакль (французское spectacle, от латинского spectaculum — зрелище) — произведение сценического искусства, создаваемое театральным коллективом (актёры, художник-декоратор, композитор и др. ), возглавляемым в современном театре режиссёром-постановщиком. -антрепризыАнтреприза — частное зрелищное предприятие (театр, цирк и т. п. ), небольшая (из 3 – 5 актёров) труппа, создаваемые обычно на какое-то время и выступающие с минимумом декораций. Лучшие произведения художника Александра Яковлевича созданы в период, называемый «серебряным веком» российской культуры. Неслучайно, в своем обширном театральном наследии Головин выделял постановку «Орфей и Эвридика» как самую любимую, где все было подчинено красоте пейзажных фонов.

Варламова (1914, Нац. С 1897 работает в театре. «Творцу трагедии народной» Пушкин противопоставил поэта «при дворе», который «старался угадывать требования утонченного вкуса людей, чуждых ему по состоянию» («он не предавался вольно и смело своим вымыслам») и вот явились трагедии, «исполненные противусмыслия, писанные варварским изнеженным языком». Родился Александр Головин в Москве на Плющихе в семье священника.

павильона на Всемирной выставке 1900 в Париже, совм. В кругу «поленовцев» В 1881 году Александр Головин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Бахрушина и многих других. Сюда каждый день приезжает молиться и плакать Дона Анна, неутешная вдова. Головину рекомендовали сменить бурную деятельность в столице на более спокойный образ жизни и в 1913 году художник приобрел себе дом в Детском Селе (нынче город Пушкин), где прожил оставшиеся годы.

В 1900 – 1903 г. создал майоликовый фриз «Времена года» и несколько декоративных панно на мифологические сюжеты («Клеопатра», «Поклонение природе», «Поклонение божеству», «Купание наяд», «Жажда») для фасадов гостиницы «Метрополь» в Москве. По ночам художнику снились декорации 17 апреля 1930 года Александр Головин ушел из жизни. Они идеализировали старину, дворянский быт, были сторонниками стилизации и символизма. Участник выставок «Мира искусства» (с 1899 чл. Но грозный вид обманчив. Ваулина в Кикерино под Петербургом.

Наконец поиски закончены, Головин и Шаляпин довольны». Прянишникова, в Академии Ф. Коларосси (Париж) у Ж. -Э. Поленова.

Тот взял его на работу. Игоря Федоровича Стравинского «Жар-птица», 1910). ГОЛЛЕРБАХОМ «ВСТРЕЧИ И ВПЕЧАТЛЕНИЯ» АЛЕКСАНДРА ГОЛОВИНА РИСУЮТ ВНЕШНЮЮ КАНВУ ПРОЖИТОГО ВНИМАНИЕ АКЦЕНТИРУЕТСЯ НА СОБЫТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, ОЦЕНКЕ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ЛЮДЕЙ И ЯВЛЕНИЙ, В МЕНЬШЕЙ СТЕПЕНИ ВКЛЮЧАЯ РАССУЖДЕНИЯ ОБ ИСКУССТВЕ. Он замечательно овладел пастелью, стал писать клеевыми красками и темперой. С тех пор и до 1917 года бывший полковник и поповский сын работали рука об руку.

Удивиться этому значит выдать полное непонимание манифеста. Поленовой оформил «русскую столовую» усадебного дома В. В. Стравинского (1919 г. ) и многим другим. В 1919 г. экспонировал свои произведения на Первой Государственной свободной выставке произведений искусств, выставках театрально-декорационного искусства в Ленинграде (1927 г. ) и Москве (1928 г. ). В 1906 – 1907 г. участвовал в выставках русского искусства, организованных С. П. Созданные для этой же антрепризы декорации балета «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (1910) стали одним из лучших созданий Головина, повлияв на развитие европейской сценографии: тонкое узорочье грандиозного задника (панно), таинственное мерцание красок неразрывно связаны с колористической изысканностью музыки балета.

Понадобилось вмешательство Теляковского, чтобы новые костюмы были сделаны. Свадьбу сыграли в сентябре. Рериха (1907, ГТГ), М. Н.

с К. А. И «Пир» и «Каменный гость» и «Моцарт и Сальери», все эти постановки одинаково грешат против «вкуса» — конечно, в понимании Пушкина, проронившего однажды такую мысль (см. Весь смысл последнего в том, что Пушкин отмечает именно в Шекспире того «творца трагедии народной», которому следует подражать («Шекспиру я подражал в его вольном и широком изображении характеров, в небрежном и простом составлении типов. »). Его работы приобрели декоративную пышность: фронтально строгие и симметрично уравновешенные, его декорации графично отточены в каждой детали, плоские пятна тонко нюансированных оттенков цветаЦвет — свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения.

Прянишникова, В. Е. Коровин представил его Врубелю. Все это и завело в слишком густые дебри реализма, все-это и заставило сделать ошибку против «вкуса» в понимании Пушкина, проронившего однажды такую мысль — что «истинный вкус состоит в чувстве соразмерности и сообразности» (ф. Как же можно было «правдоподобие чувствований» отнести к спорным точкам пушкинского манифеста, как можно было понять слова поэта в том смысле, как их истолковал Бенуа. Головин работал также и для антрепризы С. П. Дягилева в Париже (Жар-птица И. Ф. Стравинского, 1910).

Сорокина, П. С. с Коровиным «Кармен» Ж. Бизе, 1908 «Орфей и Эвридика» К. В. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). На следующий год Головин оформлял балетные и оперные спектакли, в том числе «Русалка», «Лебединое озеро», «Борис Годунов», демонстрируя глубокое понимание народного искусства Древней Руси, а также знание национальных традиций и потрясающие колористические решения.

Член объединения Мир искусства (с 1902), член Союза русских художников (с 1903), участник выставок Московского товарищества художников (с 1893), Товарищества передвижников (1893, 1895), Московского общества любителей художеств (1894-1898), Мир искусства (с 1899), 36 художников (1902), Союз русских художников (1903-1910, 1916), Нового общества художников (1907, 1908) и других. Работал в театре с 1898, оформлял спектакли московского Большого театра («Ледяной дом» А. Н. Корещенко, 1900, совместно с К. А. Коровиным «Франческа да Римини» С. В. Рахманинова, 1906 и др. ). «Драма никогда не была у нас потребностию народною», но это оттого только, что «у нас было напротив»: на Западе «народная трагедия родилась на площади, образовалась и потом уже была призвана в аристократическое общество» у нас так: «мы захотели придворную, сумароковскую трагедию низвести на площадь». человек.

Это была невиданная в Петербурге новость. Он был также талантливым живописцем. Памятник этот Шаляпин»1.

А. А. Бахрушина. Участвовал в оформлении оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1908) в программе Русских сезонов в Париже. Бенуа удивляется, что Пушкин «оправдывает Шекспира, позволяющего своим героям выражаться, как конюхам, тем, что и знатные должны выражать простые понятия, как простые люди». с М. А. Маковского, Е. С. В начале 1890-х г. работал у подрядчика А. А.

Постановка имела грандиозный успех и стала началом триумфа Русских сезонов. Кузмина (1910, ИРЛИ РАН, С. -Петербург), К. А. Пушкин в манифесте своем нарисовал первоначальную фигуру «творца трагедии народной», знавшего свою образованность выше своих зрителей, дававшего народу «свои свободные произведения с уверенностию своей возвышенности» (публика беспрекословно это признавала). Дон Жуана охватила внезапная страсть.

После революции Головину удалось «блеснуть стариной» в Женитьбе Фигаро по пьесе П. Бомарше (МХАТ, 1927), но в целом его все реже привлекали к работе в театре. Целую эпоху петербургского бытия Головина составила его совместная работа с Мейерхольдом. иск-ва, Г. создал оригинальный стиль сценографии, основанный на живописном единстве всех элементов оформления (задники, кулисы, занавесы, бутафория, костюмы, свет), целостном пространственном видении спектакля. На голове царя Бориса опушенная соболем коронационная «шапка Мономаха», на пальцах перстни, горящие самоцветами. АХ (1912), нар. Маковского, В. Д.

письменный стол Сальери), никому не нужные, как и в «Пире». Во главе его стояли известный художник и знаток искусства А. Н. Совместные замечательные проекты Головина и Мейерхольда – «Орфей и Эвридика» и «Маскарад» – надолго запомнились современникам.

К 1907 году у Александра Яковлевича появилась собственная мастерская в Мариинском театре. Сын священнослужителя, Александр Головин получил прекрасное образование. Жил в Москве до 1901 года и в Петербурге. А. А. Мне кажется, Бенуа сбит кем-то с толку: ему кто-то сказал, что «Каменный гость» «как в публике, так и в прессе пользовался успехом». Глинки, 1904, совм. Новейшая французская живопись поразила его.

— Да вот. В 1890 получил звание художника, с 1912 – академик, действительный член Академии художеств (СПб). Шаляпина, запечатленного в ряде созданных им сценических образов, В. Э. В сентябре 1897 года Головин женился на Марии Константиновне Котовой.

Все крупно, тяжело, массивно. В черной как смоль бороде переливаются золотые блестки. После революции принимал активное участие в деятельности Дома искусств. Мейерхольдом). Под видом отшельника он присутствует при каждом посещении Доны Анны. Общаясь с «поленовцами», Головин познакомился с сестрой своего учителя, талантливой художницей Еленой Поленовой, которая посвятила свою жизнь педагогической деятельности.

ГОЛОВИН Александр Яковлевич, российский сценограф, художник и график, действительный член петербургской Академии Художеств (1912), народный артист Республики (1928). Настороженно смотрят умные глаза, как бы стараясь прозреть будущее. Стилистику живописных панно, близких русскому модерну, Головин успешно использовал в декоративных пейзажах и натюрмортах, также в портретной живописи: серия «Испанки» (1902-08), портреты деятелей искусства – Ф. И. Шаляпина в ролях Мефистофеля (1905, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург), Демона (1906, Музей ГАБТ), Олоферна (1908, ГТГ) и Бориса Годунова (1912, ГРМ) Н. К. Рериха (1907, ГТГ), М. Н. Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен (1908, ГЦТМ), М. А. Кузмина (1910, ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург), К. А. Варламова (1914, Национальный музей, Стокгольм), В. Э. Мейерхольда (1917, Театральный музей, Санкт-Петербург) автопортреты (1904 и 1912, ГТГ). 4) «Разумеется, будь легкость Пушкина чертой даже не «гуляки праздного», театр мог бы претендовать, на то, чтобы уловить, присвоить ее себе, украсить ею свою иллюстрацию пушкинского творчества» 5) «важно было отказаться в «сценическом комментарии» к драмам Пушкина. ИЗДАННЫЕ Э. Ф. Особенно важной для Головина стала возникшая дружба с Еленой Дмитриевной Поленовой, сестрой учителя, которая сыграла огромную роль в его судьбе.

Именно Головин в 1908 году стал художником постановки оперы Мусоргского «Борис Годунов» для первого «Русского сезона» Дягилева в Париже. Семья Карзинкиных тесно общалась с Третьяковыми, Морозовыми, Константином Станиславским, была хорошо известна в культурной среде Москвы конца XIX-начала ХХ века.