Головин Александр Художник

Александр Яковлевич Головин (17февраля 1863, Москва— 17 апреля 1930, Детское Село)— русский советский художник, сценограф, декоратор, народный артист Республики (1928), действительный член Академии художеств (1912). Александр Яковлевич Головин (17февраля 1марта1863, Москва— 17 апреля 1930, Детское Село)— русский советский художник, сценограф, декоратор, народный артист Республики (1928)12, действительный член Академии художеств (1912).

Русский художник Головин Александр Яковлевич

Они отличались неизменным удобством для актеров, а также потрясающими декоративным и колористическими решениями самого Головина. Оформлял спектакли Большого театра в Москве, в частности оперы А. Н. Корещенко «Ледяной дом» (1900), Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка» (1901). Жанровую живопись Головину преподавалиИлларион Прянишников и Владимир Маковский. Труды насущныеВ 1884 году умерла мать Головина.

Особенно важной для Головина стала возникшая дружба с Е. Д. Вместе с пригородами (Версаль, Сен-Дени, Иври, Аржантей, Булонь-Бийанкур, Дранси) образует городскую агломерацию Большой Париж с населением 11, 4 млн. Архитектурное отделение его не впечатлило и три года спустя он перевелся на живописное.

НЕУДИВИТЕЛЬНО, ЧТО ЕГО РАБОТЫ ЕЩЕ ПРИ ЖИЗНИ НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО РАСХОДИЛИСЬ ПО ЧАСТНЫМ И МУЗЕЙНЫМ СОБРАНИЯМ. Население 2, 1 млн. В конце 1900-х г. — начале 1910-х г. работал в художественно-керамических мастерских П. К. Головин сильно сомневался в своих силах, но первый опыт оказался на редкость удачным и дело пошло.

Русские художники: 
Головин Александр 
Яковлевич

Русские художники: Головин Александр Яковлевич

Коровин свёл его с Врубелем. В 1898 назначен на должность художника-декоратора Императорских театров. Классическими художественными документами стали театральные портреты его работы: Ф. И. Шаляпин в ролях Мефистофеля (1905, Музей-квартира И. И. Бродского, Петербург), Олоферна (1908, Третьяковская галерея), Бориса Годунова (1912, Русский музей, Петербург) и др. Многие считают, что именно данный фактор послужил в дальнейшем для создания великолепных полотен, которые до сих пор называют «музыкой для глаз».

В 1903-1916 гг. Эскиз декорации к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Ранние театральные работы Александра Яковлевича отмечены влиянием красочного живописного стиля Константина Алексеевича Коровина («Псковитянка» Николая Андреевича Римского-Корсакова, 1901, Большой театр, Москва). С 1902 г. с директором Императорских театров В. А. Мейерхольда, «Фарфор и цветы», «Серебристые ветлы», «Умбрийская долина», Портрет художника Н. К. Рериха, «Испанка в черной шали». Ботаника, гимназия, ШекспирАлександр Головин родился в семье московского священника. По ночам художнику снились декорации 17 апреля 1930 года Александр Головин ушел из жизни. Здесь он познакомился сЛевитаном и Коровиным, свел дружбу сНестеровым и Архиповым.

Русские художники 
– Головин Александр 
Яковлевич

Русские художники – Головин Александр Яковлевич

А. А. После 1917 года продолжал работать в театрах Петрограда (балет «Сольвейг» на музыку Э. Грига, 1922, ГАТОБ и др. ) и Москвы («Женитьба Фигаро» П. Бомарше, 1927, МХАТ, режиссёр К. С. Станиславский). Она началась в 1900 году в Большом с оформления оперы «Русалка» А. С. Даргомыжского, продолжилась в Петербурге в должности главного декоратора императорских театров и в Париже, где художник работал для «Русских сезонов». Это был блестящий театральный художник. Головина были развиты в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1881—1889) и закреплены во время его пребывания в Париже (1889—1897).

Однако они вновь и вновь обращались к нему с просьбой оформить спектакль. Их цветовая гамма строилась на довольно резких контрастах и порой доходила до крикливости.

  1. Художник Александр Головин картины
  2. Картины — Головин, Александр Яковлевич
  3. Александр Яковлевич Головин — биография
  4. Александр Яковлевич Головин биография
  5. Головин Александр Яковлевич (1863-1930)
  6. Головин Александр Яковлевич и его работы
  7. Головин, Александр Яковлевич: биография

ОДНОВРЕМЕННО ФОРМИРУЮТСЯ И ЕГО ВЗГЛЯДЫ НА РОЛЬ ХУДОЖНИКА В ТЕАТРЕ. Корещенко «Ледяной дом» (1900 г. ), Н. А. Александр Яковлевич Головин родился 17 февраля (1 марта) 1863 года в Москве в семье священника. Член московской городской думы.

Особенности творчества художника Александра Головина: Многочисленные театральные работы, созданные Головиным для Мейерхольда, Дягилева и Императорского Мариинского театра всегда отличались символикой цвета и орнаментальностью декора, были пропитаны символикой «серебряного века». Когда на премьере «Грозы» Островского в постановке Мейерхольда поднялся занавес, зал утонул в звуке оваций, адресованных работе художника. и М. Ф. В 1912 г. был избран действительным членом ИАХ. Почти все дни, а иногда и ночи А. Головин проводил в своей мастерской в Мариинском театре. В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера (увертюра, антракты). Александр Яковлевич оформлял также спектаклиСпектакль (французское spectacle, от латинского spectaculum — зрелище) — произведение сценического искусства, создаваемое театральным коллективом (актёры, художник-декоратор, композитор и др. ), возглавляемым в современном театре режиссёром-постановщиком. -антрепризыАнтреприза — частное зрелищное предприятие (театр, цирк и т. п. ), небольшая (из 3 – 5 актёров) труппа, создаваемые обычно на какое-то время и выступающие с минимумом декораций.

  1. Волошин Максимилиан Александрович
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. Творчество Александра Яковлевича Головина
  4. Словари и энциклопедии на Академике

Сначала он учился в Катковском лицее. Спасла художника театральная работа в которую он с головой окунулся. Мастер портрета (Портрет Ф. И. В Санкт-Петербург вместе с ним переехал и Головин.

Мейерхольд, к тому времени уже успевший поиграть в Художественном театре, пытался реализовать свои новаторские идеи в театре Веры Комиссаржевской. Большая работа на главном фасаде – «Принцесса Грёза» – выполнена Михаилом Врубелем, а остальные – «Клеопатра», «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Орфей играет», «Купание наяд» – созданы Головиным. Главный консультант МариинкиВладимира Теляковского повысили до директора Императорских театров. Еще одна страница работы Головина в Санкт-Петербурге – его сотрудничество с Мейерхольдом.

По воспоминаниям Головина, некоторые «костюмы изготавливались кустарным способом на квартире Теляковского, при деятельном участии его жены». В кругу «поленовцев»В 1881 году Александр Головин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Коровиным, М. Ф. Новейшая французская живопись поразила его. Мейерхольда, «Фарфор и цветы», «Серебристые ветлы», «Умбрийская долина», Портрет художника Н. К. Рериха, «Испанка в черной шали». Ботаника, гимназия, ШекспирАлександр Головин родился в семье московского священника. Вернувшись в Россию, он попытался делать то. В 1787 году Московскую контору Императорских театров возглавил В. Теляковский.

Художник Александр 
Головин картины

В браке родились две дочери – Елена и Мария и сын Александр. Москва. А. В Петербург вместе с ним переехал и Головин. В 1903 г. вступил в Союз русских художников. Его училищное прозвище «франтик», напускная рисовка и пижонство остались в прошлом. Бахрушина в Москве. ГОЛОВИН Александр Яковлевич, российский сценограф, художник и график, действительный член петербургской Академии Художеств (1912), народный артист Республики (1928). В мае 1901 года Теляковский стал директором Императорских театров.

С 1912 г. – д. чл. Стилистику живописных панно, близких русскому модерну, Головин успешно использовал в декоративных пейзажах и натюрмортах, также в портретной живописи: серия «Испанки» (1902-08), портреты деятелей искусства – Ф. И. Шаляпина в ролях Мефистофеля (1905, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург), Демона (1906, Музей ГАБТ), Олоферна (1908, ГТГ) и Бориса Годунова (1912, ГРМ) Н. К. Рериха (1907, ГТГ), М. Н. Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен (1908, ГЦТМ), М. А. Кузмина (1910, ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург), К. А. Варламова (1914, Национальный музей, Стокгольм), В. Э. Мейерхольда (1917, Театральный музей, Санкт-Петербург) автопортреты (1904 и 1912, ГТГ). Участник выставок «Мира искусства» (с 1899 член объединения с 1902), член СРХ (с 1903). По эскизам Головина на заводе изготавливались майоликовые выставки, вазы, блюда и т. д.

Он принялся энергично реформировать всю систему подготовки спектаклей на казенной сцене. 1916 — 1917. Особенности творчества художника Александра Головина: Многочисленные театральные работы, созданные Головиным для Мейерхольда, Дягилева и Императорского Мариинского театра всегда отличались символикой цвета и орнаментальностью декора, были пропитаны символикой «серебряного века».

Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 веков. Живописное творчество Головина тоже питалось стихией театрального. К концу 19 века занимался дизайном интерьеров, мебели и утвари, участвовал в оформлении русского павильона на Всемирной выставке в Париже (вместе со своим другом К. А. Коровиным 1900) и создании майоликового фриза гостиницы «Метрополь» (1900–1903). В 1913 г. поселился в Детском Селе под Петербургом. Пейзажи и натюрморты художника (Купавки Ветлы, 1909 Розы и фарфор, 1910 Нескучный сад, 1910-е Осень, 1920) отличаются редкой лиричностью и красотой. Якунчиковых в Наре под Москвой.

он участвовал в деятельности Абрамцевского кружка, где работал в майолике и дереве. В сентябре 1897 года Головин женился на Марии Константиновне Котовой. Третьяков. «Мир искусства», Дягилев и МеерхольдОкунувшись в жизнь столицы, Головин свел близкие знакомства с художниками объединения«Мир искусства» и стал принимать участие в их выставках. Александр Бенуа иМстислав Добужинский не всегда были художественными решениями коллеги, однако признавали его несомненный талант.

В дальнейшем он регулярно ездил в Европу и глубоко проникся духом европейского искусства. Бланша и Ж. Симона. Переезд состоялся после того, как отца будущего художника, Якова Даниловича Головина, назначили профессором богословия в только что основанную Петровскую земледельческую и лесную академию (ныне всем известная Тимирязевка). Как вспоминал сам Головин, художественные наклонности в нем первым заметил организатор и первый директор академии Н. И.

Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1881 — 89) у Иллариона Михайловича Прянишникова, Владимира Егоровича Маковского, Василия Дмитриевича Поленова, в ПарижеПариж (Paris) — столица Франции на реке Сена, главный город исторической области Иль-де-Франс. Головин работал также и для антрепризы С. П. Дягилева в Париже (Жар-птица И. Ф. Стравинского, 1910). За свои произведения в керамике был награжден золотой и серебряной медалями. Целую эпоху петербургского бытия Головина составила его совместная работа с Мейерхольдом. После революции принимал активное участие в деятельности Дома искусств.

С тех пор и до 1917 года бывший полковник и поповский сын работали рука об руку. Последний триумф Головина – «Женитьба Фигаро» Бомарше – состоялся в 1927 году на сцене Художественного театра. Первый успех в новой сфере принесли ему работы в Большом театре (оперы Ледяной дом А. Н. Корещенко, 1900 и Псковитянка Н. А. Римского-Корсакова, 1901).

Увы, семейное счастье продлилось недолго и вскоре семья распалась. Декоратор Московского Большого театраОсенью 1898 года ушла из жизни Елена Поленова, добрый друг и наставница Головина. Александр Яковлевич Головин (1863-1930) — знаменитый русский художник. Стихотворениями в тряпках назвали их современники. Бахрушина и многих других. Однако, вскоре понял, что ошибся со «специализацией» и перевелся на живописное отделение. Коровин представил его Врубелю. Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера».

По воспоминаниям Головина, некоторые «костюмы изготавливались «кустарным способом» на квартире Теляковского, при деятельном участии его жены». Мусоргского, Жар-птица И. Ф. По ночам художнику снились декорации 17 апреля 1930 года Александр Головин ушел из жизни.

Особенно важной для Головина стала возникшая дружба с Е. Д. Один из крупнейших реформаторов русского и мирового театрально-декорационного искусства. С 1899 участвовал в выставках Мира искусства, с 1902 – член объединения. Именно Головин в 1908 году стал художником постановки оперы Мусоргского «Борис Годунов» для первого «Русского сезона» Дягилева в Париже.

Шаляпина в ролях Олоферна (1908) и Бориса Годунова, Автопортрет (оба — 1912), Портрет В. Э. Клеевая краска, гуашь, серебро, белила. Ваулина в Кикерино под Петербургом. Произошло это важное для русской культуры событие в Москве, на Плющихе. Дягилевым в Париже и Берлине.

Его училищное прозвище «франтик», напускная рисовка и пижонство остались в прошлом. Работал для Александринского и Мариинского театров, в том числе создал эскизы костюмов и декораций к операм «Кармен» Ж. Бизе (1908 г. ), «Орфей и Эвридика» К. В. Прянишникова, а также в Париже. Клеевая краска, гуашь, серебро, белила.

Коровин свел его с Врубелем. ФАКТИЧЕСКИ ЖЕ ПОЧТИ ВСЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГОЛОВИНА – И СТАНКОВЫЕ НАТЮРМОРТЫ, И «ПРИДУМАННЫЕ» ПЕЙЗАЖИ, И ПОРТРЕТЫ ДРУЗЕЙ И ЗНАКОМЫХ, И ИЗОБРАЖЕНИЯ «ИСПАНОК», В РОЛИ КОТОРЫХ НЕРЕДКО ВЫСТУПАЛИ РАБОТНИЦЫ ТЕАТРА, – В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СТЕПЕНИ ТЕАТРАЛИЗОВАНЫ. В 1900 – 1903 г. создал майоликовый фриз «Времена года» и несколько декоративных панно на мифологические сюжеты («Клеопатра», «Поклонение природе», «Поклонение божеству», «Купание наяд», «Жажда») для фасадов гостиницы «Метрополь» в Москве. К 1907 году у Александра Яковлевича появилась собственная мастерская в Мариинском театре.

Вернувшись в Россию, он попытался делать именно «то». В 1881 поступил в МУЖВиЗ, сначала занимался на архитектурном отделении, в 1883 перешел на живописное, учился у И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского, Е. С. Сорокина, П. С. Сорокина, В. Д. Поленова. Работал для Александринского и Мариинского театров, в том числе создал эскизы костюмов и декораций к операм «Кармен» Ж. Бизе (1908), «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка (1911), «Каменный гость» А. С. Даргомыжского (1917) спектаклям «У врат царства» К. Гамсуна (1908), «Гроза» А. Н. Островского (1916), «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1917), «Песнь соловья» И. Ф. Стравинского (1919) и многим другим. Она тактично, умело руководила его духовным развитием. Архитектурное отделение его не впечатлило и три года спустя он перевелся на живописное. Александр Яковлевич Головин (1 марта 1863, Москва – 17 апреля 1930, Детское село (ныне Пушкин) – русский и советский художник, сценограф, декоратор, мастер портрета и натюрморта. Стравинского. Именно Головин в 1908 году стал художником постановки оперы Мусоргского «Борис Годунов» для первого «Русского сезона» Дягилева в Париже.

Академии художеств. Современники называли его сценографические решения «музыкой для глаз», каждая постановка имела свое цветовое настроение и законченность декорационных и костюмных решений. Автор декораций для Мариинского театра («Руслан и Людмила» М. И. Глинки, 1904, совместно с Коровиным «Кармен» Ж. Бизе, 1908 «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка, 1911 и др. ), Александринского театра (в том числе «Дон Жуан» Мольера, 1910 «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, 1917, – последний спектакль императорской сцены, отмеченный избыточной роскошью), также придворных театров в Гатчине и Царском Селе, Малого театра в Москве.

После Октябрьской революции «серебряный век» фактически завершился, хотя многие его творцы еще долгие годы пытались создавать свои произведения. Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Центральный театральный музей им. Работал в театре с 1898, оформлял спектакли московского Большого театра («Ледяной дом» А. Н. Корещенко, 1900, совместно с К. А. Коровиным «Франческа да Римини» С. В. Рахманинова, 1906 и др. ). В 1890-х г. неоднократно путешествовал по Италии и Франции. Это была невиданная в Петербурге новость. Его работа художника-оформителя театральных спектаклей в Большом театре получила быстрое признание — его приглашают в Петербург на должность главного декоратора Императорских театров (спектакли Кармен, Гроза, Маскарад и др., работа для дягелевских «Русских сезонов» в Париже — спектакли Борис Годунов М. П.

В 1900 году Александр Головин начал создавать декорации для театральных постановок. «Мир искусства», Дягилев и МеерхольдОкунувшись в жизнь столицы, Головин свел близкие знакомства с художниками объединения «Мир искусства» и стал принимать участие в их выставках. После смерти отца, случившейся в 1878 году, Александр перевелся в не менее знаменитую Поливановскую гимназию из стен которой, к слову, вышли поэты В. Брюсов, Андрей Белый, М. Волошин, шахматист А. Алехин. А. С. Окончательно стиль живописца сложился в 1910-е годы. И – первая удача: его пастель приобрел Павел Михайлович Третьяков.

Он поддерживал талантливую молодежь (Серова, Головина и Коровина вообще называл своими художественными детьми) и в то же самое время сам ставил перед собою и решал в своем творчестве все новые и новые живописные задачи, был знаком с Саввой Мамонтовым, Константином Станиславским. Стилистику живописных панно, близких русскому модерну, Головин успешно использовал в декоративных пейзажах и натюрмортах, также в портретной живописи: серия «Испанки» (1902-08), портреты деятелей искусства – Ф. И. Шаляпина в роли Мефистофеля (1905, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург), Демона (1906, Музей ГАБТ), Олоферна (1908, Государственная Третьяковская галерея) и Бориса Годунова (1912, Государственный Русский музей) Н. К. Рериха (1907, Государственная Третьяковская галерея), М. Н. Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен (1908, ГЦТМ), М. А. Кузмина (1910, ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург), К. А. Варламова (1914, Национальный музей, Стокгольм), В. Э. Мейерхольда (1917, Театральный музей, Санкт-Петербург) автопортреты (1904 и 1912, Государственная Третьяковская галерея). 1916 — 1917. Рука художницы-любительницы видна в эскизах костюмов к операм «Руслан и Людмила» и «Троянцы», балету «Дон Кихот».

В кругу «поленовцев» В 1881 году Александр Головин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Головин по-настоящему страдал. В 1899-1917 гг. Это была настоящая симфония цвета. На следующий год Головин оформлял балетные и оперные спектакли, в том числе «Русалка», «Лебединое озеро», «Борис Годунов», демонстрируя глубокое понимание народного искусства Древней Руси, а также знание национальных традиций и потрясающие колористические решения.

А. А. Бахрушина. Интерьер представлял собой удивительный сплав таинственной сказочности и уюта. Некоторое время Головин занимался в парижской мастерской Колларосси, где понял, что «в своих прежних работах делал не то, что следовало делать».

После революции Головину удалось «блеснуть стариной» в Женитьбе Фигаро по пьесе П. Бомарше (МХАТ, 1927), но в целом его все реже привлекали к работе в театре. В 1889 написал картину «Снятие с креста», за которую получил большую серебряную медаль и был выпущен из Училища со званием классного художника. Евфимия Павловна Носова, урожденная Рябушинская, жена текстильного фабриканта В. В. Носова.

В свою бытность в училище Головин познакомился с Левитаном, Коровиным, Архиповым, Остроуховым, Нестеровым. В 1890-е гг. Он замечательно овладел пастелью, стал писать клеевыми красками и темперой.

Его спектакли имели триумфальный успех: оперы «Кармен» Ж. Бизе и «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (обе 1908), балет «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (1910), драма «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1917), тандем с В. Э. Мейерхольдом и спектакль МХАТа «Безумный день или Женитьба Фигаро» по пьесе Бомарше (1927). В них учитывалось и мастерски сочеталось все – задник и занавес, театральный реквизит и костюмы персонажей. В 1928 г. был удостоен звания «Народный артист РСФСР».

Работал Головин в станковой живописи, в области монументального и декоративного искусства. Член объединения «Мир искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Испытал влияние стиля «МодернМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков. Оставшись практически без средств, Александр брался за самые разные заказы.

Особый, «головинский стиль», присущий его театральным работам, театрализованным портретам, пейзажам и натюрмортам, отличает изощренная и прихотливая декоративность изысканная фантазия и живописный темперамент. Жил в Москве до 1901 года и в Петербурге. Поленова.

БОМАРШЕ «БЕЗУМНЫЙ ДЕНЬ, ИЛИ ЖЕНИТЬБА ФИГАРО». В 1934 ГОДУ В СТЕСНЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПОСТРЕВОЛЮЦИОННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, КОГДА МОДЕРН БЫЛ УЖЕ В НЕВОЗВРАТНОМ ПРОШЛОМ – ТОМ СЧАСТЛИВОМ ПРОШЛОМ, В КОТОРОМ ЖИЛА МОЛОДОСТЬ, ЗВУЧАЛИ ВДОХНОВЕННЫЕ АРТИСТИЧЕСКИЕ СПОРЫ В ЖУРНАЛАХ «МИР ИСКУССТВА» И «АПОЛЛОН», А В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА-РОМАНТИКА, ВОЗНЕСШЕЙСЯ НАД СЦЕНОЙ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА, РАЗЫГРЫВАЛИСЬ «ПОЭТИЧЕСКИЕ» ДУЭЛИ, – МИХАИЛ КУЗМИН СДЕЛАЛ В ДНЕВНИКЕ СЛЕДУЮЩУЮ ЗАПИСЬ: «ВЕСНА. Родился в Москве, в семье священника. Последний триумф Головина – «Женитьба Фигаро» Бомарше – состоялся в 1927 году на сцене Художественного театра. Мусоргского, а также декорации к балету «Жар-птица» И. Ф. Головин сильно сомневался в своих силах, но первый опыт оказался удачен и дело пошло.

Родился в семье священника. Глюка (1911 г. ), «Каменный гость» А. С. Работал в театре с 1898 года, оформлял спектакли московского Большого театра («Ледяной дом» А. Н. Корещенко, 1900, совместно с К. А. Коровиным «Франческа да Римини» С. В. Рахманинова, 1906 и др. ).

Один из крупнейших реформаторов русского и мирового театрально-декорационного искусства, Головин создал оригинальный стиль сценографии, основанный на живописном единстве всех элементов оформления (задники, кулисы, занавесы, бутафория, костюмы, свет), целостном пространственном видении спектакля. К концу 19 века занимался дизайном интерьеров, мебели и утвари, участвовал в оформлении русского павильона на Всемирной выставке в Париже (вместе со своим другом К. А. Коровиным 1900) и создании майоликового фриза гостиницы «Метрополь» (1900–1903). Стравинского). Общаясь с «поленовцами», Головин познакомился с сестрой своего учителя, талантливой художницей Еленой Поленовой, которая посвятила свою жизнь педагогической деятельности. Родился Александр Головин в Москве на Плющихе в семье священника. Создавал в полной мере «сорежиссерские», красочные и в то же время остродраматические зрелища, порой изысканно совмещающие (как это было в сенсационном Маскараде) внешнюю роскошь с внутренним трагизмом.

В 1898 г. назначен на должность художника-декоратора Императорских театров. В 1901-17 годах главный декоратор императорских театров в Санкт-Петербурге (в 1907-17 работал в содружестве с В. Э. Мейерхольдом). Учился в МУЖВЗ (1881-90) у В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова в Париже – в академии Ф. Коларосси (1889) у Ж. Э. Бланша и в мастерской Витти у Р. Коллена и Л. О. Мерсона (1897).

С 1899 участвовал в выставках «Мира искусства», с 1902— член объединения. В 1897 г. занимался в Академии Витти у Р. Коллена и О. Мерсона. человек.

Роль светильников выполняли совы из глаз которых лился свет. Предчувствие надвигающихся катаклизмов овладевало всеми слоями населения. Рука художницы-любительницы видна в эскизах костюмов к операм «Руслан и Людмила» и «Троянцы», балету «Дон Кихот». Рано проявившиеся наклонности и талант А. Я.

Римского-Корсакова «Псковитянка» (1901 г. ). Большая работа на главном фасаде – «Принцесса Грёза» – выполнена Михаилом Врубелем, а остальные – «Клеопатра», «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Орфей играет», «Купание наяд» – созданы Головиным. Главный консультант МариинкиВладимира Теляковского повысили до директора Императорских театров. В 1880-х сблизился с С. И. ложатся друг подле друга подобно мозаике («Дон-Жуан» Жана Батиста Мольера, 1910, «Маскарад» Михаила Юрьевича Лермонтова, 1917, — оба в Александрийском театре в Петрограде).

На выставках с 1894 г. (Московское товарищество художников, Московское общество любителей художеств, Союз русских художников, Мир искусства – член объединения с 1902). Вскоре первую Гловинскую пастель приобрел П. М. Центральный театральный музей им.

Предметы бутафории должны отличаться дешевизной, прочностью, подчёркнутой выразительностью внешней формы (при их изготовлении обычно отказываются от воспроизведения деталей, не видимых зрителю). Общаясь с «поленовцами», Головин познакомился с сестрой своего учителя, талантливой художницей Еленой Поленовой, которая посвятила свою жизнь педагогической деятельности. Постановка имела грандиозный успех и стала началом триумфа Русских сезонов. Большинство этих спектаклей (за исключением Кармен) поставил В. Э. Мейерхольд.

В 1898 г. изучал в Испании техники керамики. В конце 1890-х г. работал на гончарном заводе Мамонтова «Абрамцево» за Бутырской заставой в Москве. Постепенно сформировалась и авторская манера Александра Яковлевича.

В 1878 году Яков Данилович Головин умирает и из-за ухудшения материального состояния семьи Александр переводится из лицея в Поливановскую гимназию. Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. В эти годы Головин испытал влияние стиля «модерн». Даргомыжского (1917 г. ) спектаклям «У врат царства» К. Гамсуна (1908 г. ), «Гроза» А. Н.

– член Союз русских художников. МоскваДобиваясь целостного художественного решения спектакля, А. Я. Тот взял его на работу. Эскиз декорации к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Стравинского (1919 г. ) и многим другим. С 1893 г. участвовал в выставках, экспонировал свои картины на выставках ТПХВ (1893 г., 1895 г. ), Московского товарищества художников (1893 г., 1901 – 1902 г. ), Московского общества любителей художеств (1894 – 1898 г. ). Прянишникова, В. Е.

Работы Головина приобретают декоративную пышность: фронтально строгие и симметрично уравновешенные, его декорации графично отточены в каждой детали, плоские пятна тонко нюансированных оттенков цвета ложатся друг подле друга подобно мозаике. Оставшись практически без средств, Александр брался за самые разные заказы.

В этот период он создал лучший свой книжно-иллюстративный цикл (к Двойнику Э. Т. А. Гофмана, 1922) и по-прежнему активно занимался станковой живописью и графикой. Первый успех в новой сфере принесли ему работы в Большом театре (оперы Ледяной дом А. Н. Корещенко, 1900 и Псковитянка Н. А. Римского-Корсакова, 1901). Сорокина, В. Д. Коровин представил его Врубелю. Вот тут-то ему и помог Головин, энергично рекомендовавший режиссера Теляковскому.

Художник, который к тому времени чувствовал себя очень плохо, на премьеру не попал. сотрудничал в одноименном журнале. Созданные для этой же антрепризы декорации балета «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (1910) стали одним из лучших созданий Головина, повлияв на развитие европейской сценографии: тонкое узорочье грандиозного задника (панно), таинственное мерцание красок неразрывно связаны с колористической изысканностью музыки балета. Дебютировал Головин успешно, оформив оперу «Ледяной дом» вот когда пригодились три года, проведенные на архитектурном отделении МУЖВЗ. Еще одна страница работы Головина в Санкт-Петербурге – его сотрудничество с Мейерхольдом.

Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). Подлинным триумфом стало для А. Головина оформление в 1908 году оперы Ж. Бизе Кармен. К тому же, за них поручились Василий Поленов и Виктор Васнецов. К 1907 году у Александра Яковлевича появилась собственная мастерская в Мариинском театре. Мастера по праву можно назвать отцом театрально-декорационного искусства, поднявшего профессию театрального художника на небывалую доселе высоту. В 1898 г. вместе с Е. Д.

Мейерхольда (1917) и др., приносит ему известность и признание коллег по искусству и многочисленных любителей живописи. Художник, который к тому времени чувствовал себя очень плохо, на премьеру не попал. человек (2004). Живописи и графике «Мира искусства» (Л. Помните, дорогие друзья, как я, рассказывая о знаменитом русском художнике Константине Коровине, несколько раз упоминала о его друге – художнике Александре Головине, с которым они вместе учились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Маковского, Е. С. Сорокина, П. С. В 1889 г. жил в Париже, посещал Школу Ф. Коларосси, где занимался под руководством Ж. -Э. А. А. сотрудничал в одноименном журнале. Многолетняя деятельность Александра Яковлевича в театре в качестве декоратора оставила не менее яркий след в культурной среде «серебряного века», чем его живописные работы. Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона.

Сотрудничал также с такими гигантами, как Всеволод Мейерхольд (1908) и Сергей Дягилев (оформлял спектакли Русских сезонов в Париже в 1909-1910). Современники называли его сценографические решения «музыкой для глаз», каждая постановка имела свое цветовое настроение и законченность декорационных и костюмных решений. В 1889 г. написал картину «Снятие с креста», за которую получил большую серебряную медаль и был выпущен из училища со званием классного художника. В 1908 – 1917 г. сотрудничал с В. Э.

Вся деятельность Головина так или иначе была связана с театром. После 1917-го продолжал активно работать в театрах Москвы и Ленинграда. Мейерхольдом. Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму.

Игоря Федоровича Стравинского «Жар-птица», 1910). Свадьбу сыграли в сентябре. Головину рекомендовали сменить бурную деятельность в столице на более спокойный образ жизни и в 1913 году художник приобрел себе дом в Детском Селе (нынче город Пушкин), где прожил оставшиеся годы. Лермонтова (1917 г. ), «Песнь соловья» И. Ф. На следующий год Головин оформлял балетные и оперные спектакли, в том числе «Русалка», «Лебединое озеро», «Борис Годунов», демонстрируя глубокое понимание народного искусства Древней Руси, а также знание национальных традиций и потрясающие колористические решения.

Томашко, выполнял росписи интерьеров. Здесь он познакомился с Левитаном и Коровиным, свел дружбу с Нестеровым и Архиповым. ПРИОТКРЫТЬ ЗАВЕСУ ПОМОГАЮТ ВОСПОМИНАНИЯ И ПИСЬМА. Также он создал ряд портретов своих друзей, коллег и выдающихся театральных деятелей.

С 1926 г. сотрудничал с К. С. СТАНИСЛАВСКИМ. Поленова. Портретная серия А. Я. Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации. Шаляпина в роли Бориса Годунова, 1912, ГРМ), натюрморта, пейзажа. С тех пор и до 1917 года вывший полковник и поповский сын работали рука об руку. Многие его работы имели просто ошеломляющий эффект.

Мейерхольд, а оформил А. Головин), когда открылся занавес перед картиной оврага, зала сразу застонала от рукоплесканий, декорации аплодировали дружно, положительно весь театр, такое сильное впечатление произвела эта декорация. В этих условиях театр начал играть гораздо более заметную роль в жизни общества. Автор декораций для Мариинского театра («Руслан и Людмила» М. И. Глинки, 1904, совместно с Коровиным «Кармен» Ж. Бизе, 1908 «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка, 1911 и др. ), Александринского театра (в том числе «Дон Жуан» Мольера, 1910 «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, 1917, – последний спектакль императорской сцены, отмеченный избыточной роскошью), также придворных театров в Гатчине и Царском Селе, Малого театра в Москве. В 1898 – 1900 г. совместно с К. А. В 1919 г. экспонировал свои произведения на Первой Государственной свободной выставке произведений искусств, выставках театрально-декорационного искусства в Ленинграде (1927 г. ) и Москве (1928 г. ). Якунчиковой и Е. Д.

В детстве будущий художник серьезно занимался музыкой. Свадьбу сыграли в сентябре. Современники находили, что они даже внешне были очень похожи друг на друга.

В 1900-1903 создал майоликовый фриз Времена года и несколько декоративных панно на мифологические сюжеты (Клеопатра, Поклонение природе, Поклонение божеству, Купание наяд, Жажда) для фасадов гостиницы Метрополь в Москве. С 1884 посещал также поленовские рисовальные вечера. К моменту приглашения его в театр был уже сложившимся декоратором-модернистом. Один из крупнейших реформаторов русского и мирового театрально-декорационного искусства, Головин создал оригинальный стиль сценографии, основанный на живописном единстве всех элементов оформления (задники, кулисы, занавесы, бутафория, костюмы, свет), целостном пространственном видении спектакля. Пушкина, Государственном центральном театральном музее им. Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов», 1908 балетБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

Родился в Москве в дворянской семье. Александр Головин (1863-1930). Активная театральная деятельность Александра Головина завершилась в 1917 году: в Стране Советов изысканным театральным решениям не было места, «серебряный век» уступил место авангарду. В начале 1890-х г. работал у подрядчика А. А. Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом.

В браке родились две дочери – Елена и Мария и сын Александр. Труды насущныеВ 1884 году умерла мать Головина. Именно по ночам писал он портреты Ф. Шаляпина. Спустя три года мальчик вместе с семьей переехал в Петровское-оРазумовское.

Дебютировал Головин успешно, оформив оперу «Ледяной дом» вот когда пригодились три года, проведенные на архитектурном отделении МУЖВЗ. Сейчас это — полуразрушенный двухэтажный домик. По эскизам Головина были исполнены театральные занавесы для Мариинского театра (1914 и 1917) и Одесского театра оперы и балета (1925). Родился 17 февраля 1863 года в семье священника. Активная театральная деятельность Александра Головина завершилась в 1917 году: в Стране Советов изысканным театральным решениям не было места, «серебряный век» уступил место авангарду.

Лучшие произведения художника Александра Головина созданы в период, называемый «Серебряным веком» русской культуры. А. Я. Головин. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор». Сын священнослужителя, Александр Головин получил прекрасное образование.

Оформлял спектакли Большого театра в Москве, в частности оперы А. Н. Головину рекомендовали сменить бурную деятельность в столице на более спокойный образ жизни и в 1913 году художник приобрел себе дом в Детском Селе (нынче город Пушкин), где прожил оставшиеся годы. – декоратор императорских театров. Необходимо отметить, что окончательно стиль Головина сложился в 1910-е гг. А. А. Бахрушина. в академии Коларосси (1889), в мастерской Витти (1897).

Головин тщательно исполнял эскизыЭскиз (французское esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Постановка имела грандиозный успех и стала началом триумфа Русских сезонов. Участвовал в оформлении оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1908) в программе Русских сезонов в Париже.

Александр Головин родился 1 марта (17 февраля по старому стилю) 1863 года в Москве. В 1903 вступил в Союз русских художников. Носова обладала обширной коллекцией русской живописи XVIII-ХХ веков, в которой находились «Портрет неизвестной в розовом платье» Ф. С. Рокотова, портрет графини Урсулы Мнишек Д. Г. Левицкого, «Портрет Челищева» Кипренского, а также работы Боровиковского, Венецианова, Тропинина. Нерадовского.

С 1899 г. участвовал в выставках «Мира искусства», с 1902 г. — член объединения. Совместные замечательные проекты Головина и Мейерхольда – «Орфей и Эвридика» и «Маскарад» – надолго запомнились современникам. После октябрьской революции работал в Историческом музее. Александр Яковлевич Головин (1 марта 1863, Москва – 17 апреля 1930, Детское село (ныне Пушкин) – русский и советский художник, сценограф, декоратор, мастер портрета и натюрморта.

Станиславским в МХАТ, оформив постановки спектаклей «Безумный день или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1927 г. ), «Отелло» У. Шекспира (1930 г. ). Дягилев оказывал Головину большую поддержку в художественных кругах, регулярно публикуя его работы на страницах журнала «Мир искусства» и упоминая художника в своих статьях. Вместе с Поленовыми в 1889 году Александр Головин выехал на Всемирную выставку в Париж и был покорен пленэрными и колористическими находками импрессионистов.

ТЕПЕРЬ ВСЕ РАСПУСТИЛОСЬ, И ВИД ИЗ ОКНА ПОХОЖ НА СЛЕПЫЕ ОБЛОЖКИ ГОЛОВИНА, ВСЕ ПРОСТРАНСТВО СПЛОШЬ ЗАПОЛНЕНО ЗЕЛЕНЫМИ УЗОРАМИ РАЗНЫХ ОТТЕНКОВ «ВОСХИЩЕНЫ, ВЗВОЛНОВАНЫ, ГОРДИМСЯ, ЛЮБИМ ВСЕМ ТЕАТРОМ, НЕЖНО ОБНИМАЕМ» – ГЛАСИЛА ПРИСЛАННАЯ А. Я. Занимался дизайном (убранство кустарного отдела русского павильона на Всемирной выставке 1900 в Париже, совместно с К. А. Коровиным) и декоративно-прикладным искусством (эскиз майоликового фриза гостиницы «Метрополь» в Москве, 1900, совместно с М. А. Врубелем) иллюстрированием книг и журнальной графикой. Маковского, В. Д.

Жанровую живопись Головину преподавали Илларион Прянишников и Владимир Маковский. Сотрудничал в одноименном журнале. Его декорации отличаются выразительной яркой передачей эпохи, своеобразным живописным почерком. Учился в МУЖВЗ (1881-90) у В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова в Париже – в академии Ф. Коларосси (1889) у Ж. Э. Бланша и в мастерской Витти у Р. Коллена и Л. О. Мерсона (1897). Русский художник, сценограф, представитель символизма и модерна.

В 1906 – 1907 г. участвовал в выставках русского искусства, организованных С. П. В мае 1901 года Теляковский стал директором Императорских театров. Как вспоминал сам Александр Яковлевич, первооткрывателем его художественных талантов стал директор академии Николай Иванович Железнов, который часто бывал у них в гостях.

ГОЛОВИН Александр Яковлевич, российский сценограф, художник и график, действительный член петербургской Академии Художеств (1912), народный артист Республики (1928). Поленовой оформил «русскую столовую» усадебного дома В. В.

Коровин свел его с Врубелем. Однако самые яркие свои сценические шедевры создал в Петербурге, куда был приглашен в 1902 на должность главного художника императорских театров (Кармен Ж. Бизе, 1908 и Орфей и Эвридика К. В. Глюка, 1911, в Мариинском Гроза А. Н. Островского, 1916 и Маскарад М. Ю. Лермонтова, 1917, в Александринском и др. ). Совместные замечательные проекты Головина и Мейерхольда – «Орфей и Эвридика» и «Маскарад» – надолго запомнились современникам. Это была первая совместная работа А. Головина с выдающимся режиссером К. Станиславским.

А. А. Железнов, выдающийся русский ботаник и агроном. Растительные орнаменты и мотивы из русских сказок и народного искусства явились в «Теремке» в гипертрофированном, зрелищно-театральном виде в духе стилевых исканий русского модерна. Поленова, И. М. Сергея Павловича Дягилева в Париже (операОпера (итальянское opera, буквалькно — сочинение) — музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Головина – портреты Ф. И. Для его произведений, как в живописи, так и в прикладном искусстве, характерны необычайная, подчас даже чрезмерная, декоративность, красочность изысканность графического решения.

ВНУТРЕННИЙ МИР ХУДОЖНИКА, ЕГО ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ПОЧТИ ВСЕГДА ОСТАЮТСЯ ЗА КАДРОМ. Однако самые яркие свои сценические шедевры создал в Петербурге, куда был приглашен в 1902 на должность главного художника императорских театров (Кармен Ж. Бизе, 1908 и Орфей и Эвридика К. В. Глюка, 1911, в Мариинском Гроза А. Н. Островского, 1916 и Маскарад М. Ю. Лермонтова, 1917, в Александринском и др. ). ГОЛЛЕРБАХОМ «ВСТРЕЧИ И ВПЕЧАТЛЕНИЯ» АЛЕКСАНДРА ГОЛОВИНА РИСУЮТ ВНЕШНЮЮ КАНВУ ПРОЖИТОГО ВНИМАНИЕ АКЦЕНТИРУЕТСЯ НА СОБЫТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, ОЦЕНКЕ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ЛЮДЕЙ И ЯВЛЕНИЙ, В МЕНЬШЕЙ СТЕПЕНИ ВКЛЮЧАЯ РАССУЖДЕНИЯ ОБ ИСКУССТВЕ.

И их совместная работа в театре имела огромный успех. С 1884 г. посещал также поленовские рисовальные вечера. Рерихом и Д. С. Вскоре он понял, что ошибся со "специализацией" и перевелся на живописное отделение. Родился Александр Яковлевич Головин 17 февраля 1863 года в Москве.

Среди друзей А. Головина были режиссеры, художники, поэты, актеры, которым он разрешал наблюдать, как работает. Новейшая французская живопись поразила его. Стеллецким создал костюмы и декорации к операм «Борис Годунов» М. П. К моменту приглашения его в театр был уже сложившимся декоратором-модернистом.

Также он создал ряд портретов своих друзей, коллег и выдающихся театральных деятелей. Первые годы после окончания Училища ему приходилось работать подмастерьем у декоратора А. Томашки расписывал он, кроме этого, на заказ цветы на атласе для ширмовых панно и вообще не чурался никакой грязной работы. В 1889 году он вместе со всей поленовской когортой съездил в Париж на Всемирную выставку. А состоявшуюся накануне февральской революции 1917 года премьеру «Маскарада» Лермонтова, в контрастных красно-черных декорациях Александра Яковлевича, современники назвали «пышными похоронами императорской России». К тому же, за них поручились Василий Поленов и Виктор Васнецов. Режиссеры, которым приходилось работать с Александром Головиным, знали, что он никогда не сделает эскизы декораций и костюмов в срок. Я. Головин.

Участник выставок «Мира искусства» (с 1899 член объединения с 1902), член СРХ (с 1903). ИЗДАННЫЕ Э. Ф. Головин Александр Яковлевич (1863-1930) – русский театральный художник, художник. Но во взглядах на режиссуру они не сошлись и Мейерхольд в 1907 году оказался "на улице".

не только декорацийДекорация (от позднелатинского decoratio — украшение) — оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма., но и костюмов, бутафорииБутафория (итал. ) — поддельные, специально изготовляемые предметы (скульптура, мебель, посуда, украшения, оружие и др. ), употребляемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей. Островского (1916 г. ), «Маскарад» М. Ю. Дягилев оказывал Головину большую поддержку в художественных кругах, регулярно публикуя его работы на страницах журнала «Мир искусства» и упоминая художника в своих статьях.