Гойя Сбор Винограда
На реверсе – картина «Сбор винограда» (1786), над картиной – знак монетного двора Испании и название серии: Pintores Espaoles, также указан номинал монеты – «10 EURO». Картина Франциско Гойи «Сбор винограда» была написана в 1786 году. Картина Франциско Гойи «Сбор винограда» была написана в 1786 году. Картина Франсиско Гойи Сбор винограда или осень: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Картина Франсиско Гойи Сбор винограда или осень: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Описание картины «Сбор винограда или осень»
Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. В 1812 году умирает жена художника, Хосефа. Гойя остается совсем один. Maxa – женский род отмахо.
В последние четырегода жизни Гойя в силу ряда причин (в основном – опасаясь преследования в связис приходом к власти нового правительства) обрекает себя на добровольноеизгнание. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. Идаже представляли собой определенную политическую силу. Трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме («Дом глухого»), стены которого расписал маслом. Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»).
Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. И все же судьба улыбается Мастеру в последний раз: он знакомится с Леокадией Вейс.
В 1814 году Гойя вновьудостаивается звания придворного живописца при Фердинанде IV. Композиция первой картины завязана в один упругий узел. Но настал день и Гойя затосковал. Возлюбленная позволила Гойе сохранить их, но на одном написала: «Хранить такое – просто безумие. Знаменитые фрески Дома глухого – апофеоз черной живописи Гойи. Между тем увидела свет первая серия офортов мастера — «Капричос» («Капризы»), — подвергшая жестокому осмеянию человеческие слабости и предрассудки.
Картина Сбор винограда или осень Франсиско Гойи
Maxa – женский род отмахо. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. Конечно, гордостью Эль Прадо считаются работы Диего Веласкеса (1599 – 1660 гг. ), занимающие несколько огромных залов, всегда заполненных туристами, а центром коллекции, одной из визитных карточек музея является картина «Менины». Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни.
От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Как толькоГойя получает возможность знакомства с придворными дамами, он словно забывает Жозефу. Кстати, в отличие от большинства жен и подруг художников, она практически неслужила моделью для Гойи – он написал всего один ее портрет. В 1824 году, опасаясь гонений со стороны нового правительства (король Испании Фердинанд, только что вошедший на престол, прямо заявил Гойе: «Вы достойны петли. »), художник испрашивает разрешения уехать «лечиться» во Францию.
Гойя ФрансискоКартины и биография
Дон Луис поручает художнику исполнить портреты членов своей семьи. Гойя знакомится с Леокадией Вейс, молодой женой купца. С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV»).
Страшные видения бесов, демонов, богов и титанов. В 1799 году Гойя достигает вершины своейкарьеры – его возводят в сан первого придворного живописца короля Карла IV (придворным живописцем он был с 1786 года). Время на его полотнах словно замедляет свой бег, в «компаниях», «обедах», «кутежах» художника оно растягивается и останавливается. В 1814 году Гойя вновьудостаивается звания придворного живописца при Фердинанде IV. В 1819 году он отходит от дел, уезжает из Мадрида и уединяется в своем загородном доме «Кинта дель Сордо», что означает «Дом Глухого».
Всего же супруга художникародила пять (по некоторым сведениям – шесть) детей из которых выжил лишь сынХавьер. В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. Конечно, гордостью Эль Прадо считаются работы Диего Веласкеса (1599 – 1660 гг. ), занимающие несколько огромных залов, всегда заполненных туристами, а центром коллекции, одной из визитных карточек музея является картина «Менины».
Два года престарелый мастер прожил во Франции. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. А после того, как летом 1795 года она посетила его мастерскую, художник, который несколькими месяцами ранее был избран почетным директором Академии Сан Фернандо, потрясенно признался одному из друзей: «Теперь, наконец, я знаю, что значит жить. » Их бурный роман продолжался около семи лет. В 1812 году умирает жена Жозефа. Впрочем, каждому свое», – и как в воду глядела. Гойе удалось познакомиться с Альбой. Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Обе Махи принадлежат к числу самых известных произведений Гойи, окруженных романтическим ореолом и разнообразными домыслами.
Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Байеу был тогда официальным придворным художником.
Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. Под давлением инквизиции художник был вынужден изменить первоначальный вариант картины и заменить надпись на хоругви mortus (умер) на гримасу маски. Оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров. Я не буду лишний раз повторять то, что уже написано в тысячах книг историю этой картины увлекательно рассказывает искусствовед Паола Волкова в одной из передач цикла «Мост над бездной».
С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV»). Его вклад в формирование искусства 19-20 веков огромен. Среди придворных аристократок самойжеланной для Гойи была 20-летняя герцогиня Альба. Одной из лучших в серии пиров и кутежей является картина «Пир во время сбора винограда». «Мешал» рассмотреть своеобразный талант Н. Пиросмани и «академизм» передовых деятелей культуры, которые видели в его картинах больше нарушений общепринятых художественных законов, чем ту сердечность и простоту, которые художник так щедро разбрасывал по своим полотнам. Здесь он вновь обретает спокойствие духа. Гойя остается совсем один. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы.
Среди придворных аристократок самойжеланной для Гойи была 20-летняя герцогиня Альба. Его картина была отвергнута и он отправился в Италию. Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. Сын Хавьерженится и начинает жить отдельно.
171 Франсиско де Гойя-и-Лусьентес-Сбор винограда
Вокруг картины создано много шума искусствоведы никак не могут сойтись на какой-нибудь одной версии, объясняющей смысл картины, впрочем, конечно, они никогда и не сойдутся, путеводители одаряют произведение эпитетами вроде «мистическое» или «таинственное», толпы наблюдателей формируют семь кругов ада вокруг полотна, завороженно на него смотрят или понимающе кивают. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». В 1766 году Гойя попадает в Мадрид.
В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Картины этих лет – мир мрака, ужаса, страха. Началась долгая и кровопролитная партизанская война (герилья). Оно не принадлежит строго к портретному жанру.
В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. А окончательно инквизициябыла отменена только в 1834 году. Среди работ Веласкеса мне определенно нравится одна – «Портрет Папы Иннокентия X», но выставлена она, к сожалению, в галерее Дориа-Памфили. Мы видели абсолютно красный виноградник — красный, как красное вино. Снова из полумрака холста выступают фигуры, облаченные в парадные придворные одеяния, художник смотрит на нас из-за мольберта, но лица портретируемых, лица вырождающейся династии, лица придворных карликов-шутов эпохи Веласкеса, не лица королей.
Сбор винограда – Гойя-и-Лусьентес, Франсиско де
Эти работы принесли Гойе известность. Гойе удалось познакомиться с герцогиней. Однажды моя подруга сказала: «Порой, я не могу понять, действительно ли мне нравится известное произведение или я убеждаю себя в том, что оно мне нравится, так как это общепринятое мнение». С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV»).
Ими стали герцог и герцогиня Альба. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. Не слишком понятное русскому человеку слово «менины» означает фрейлины, окружающие на картине юную инфанту Маргариту Австрийскую, любимую модель Веласкеса. Вторая картина пользуется мировой известностью. Через несколько лет, замешанный в драке, он вынужден бежать из Сарагосы.
Самыйзнаменитый офорт Гойи – Сон разума порождает чудовищ. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Все они – плод видений и галлюцинаций художника. Переехав в испанскую столицу, Гойя дважды – в конце 1763-го и, спустя три года, в 1766-м – предпринимал попытки поступить в мадридскую Художественную академию Сан Фернандо, однако оба раза удача отворачивалась от него.
Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. Стены своего жилища он изнутри расписываетмрачными фресками, так называемыми Черными полотнами (позже онибыли перенесены в музей Прадо) – например, Сатурн, пожирающийДетей. А что касается психологического портрета, то здесь мне намного больше импонирует полюбившийся в галерее Тиссен-Борнемиса Доменикос Теотокопулос, больше известный как Эль Греко (1541 – 1614 гг. ).
«Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. Просто к моменту создания портрета с ее кандидатурой еще не определились. Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. В конце 1769 года Гойя отправляется в Италию – посещает Рим, Неаполь и Парму. Портрет понравился и был благосклонно принят. Отец – мастер позолотчик, мать -дочь обнищавшего идальго (таких дворян в те времена было чуть ли непол-Испании).
Не слишком понятное русскому человеку слово «менины» означает фрейлины, окружающие на картине юную инфанту Маргариту Австрийскую, любимую модель Веласкеса. Трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме («Дом глухого»), стены которого расписал маслом.
Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. А ведь долгое время (даже и сейчас) Н. Пиросмани рассматривали как художника-примитивиста, «наивного художника», как явление, находящееся между большим искусством и фольклором. В том жегоду она скоропостижно скончалась. Декоративную живопись Гойя обогатил новшествами композиции, укрупнением фигур, красочностью колористических находок, а главное — непосредственным ощущением национальной жизни, воспринятой им не взором постороннего наблюдателя, а как бы изнутри эта среда была ему знакома с молодости.
Гобелен Картина Сбор винограда с картины Франсиско де Гойя Бельгия Вертикальный 92 х 125 см
Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»). В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. Однако этого емууже не нужно.
Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. Фантастический образ истолковывался по-разному. Трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме («Дом глухого»), стены которого расписал маслом. В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Неужто у меня на самом делестоль сладострастное лицо.
155 Гойя сбор винограда жанровая живопись
Уже при жизни Гойя был признан выдающимся испанским художником. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. Между тем быстро растетпопулярность Гойи в придворных кругах – в основном как портретиста. Действительно, эта живопись вызвала крайнее раздражение Сант-Оффицио (святой инквизиции).
С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Здесь свет не рассеивает кошмары. В 1780 году Гойя был принят при дворе и написал портрет короля, картину в академическом стиле «Распятие» и стал членом Королевской Академии (с 1785 вице-директор, а с 1795 — директор её живописного отделения), а в 1786 г. был назначен придворным живописцем после смерти Карла III стал придворным художником Карла IV и с 1799 г. его первым живописцем. Начались годы странствий.
Картина Сбор винограда или осень
Их романпродолжался семь лет – до самой смерти Альбы. По-моему, картина «Менины» — отличный пример для подобного вопроса. В том же 1799 году (какоесовпадите. ) Альба возвращается к Гойе. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью.
Альба изображена абсолютно обнаженной и насотнях рисунков, сделанных художником. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»). Лишь чудом ему удалось избежать тюрьмы и сохранить в тайне имя натурщицы. Полотна Маха одетая иМаха обнаженная были написаны с герцогини около 1802 года.
Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. Действительно, эта живопись вызвалакрайнее раздражение и гнев Сант-Оффицио (святой инквизиции). Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма. Один из исследователей творчества Н. Пиросмани заметил, что на этой картине изображены все стадии сбора и обработки винограда.
Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. В 1799 году Гойя достигает вершины своейкарьеры – его возводят в сан первого придворного живописца короля Карла IV (придворным живописцем он был с 1786 года).
Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. В 1814 году у Леокадии родилась девочка, которуюназвали Розаритой. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. Стены своего жилища он изнутри расписываетмрачными фресками, так называемыми Черными полотнами (позже онибыли перенесены в музей Прадо) – например, Сатурн, пожирающийДетей. Целые сериипосвящены аутодафе и ужасам войны. В 1796 году умер престарелый муж герцогини и она уехала в свое поместье в Андалузию «оплакивать потерю».
Картины (репродукции) изготовленные на печатном оборудовании
Стены своего жилища он расписывает изнутри мрачными фресками, так называемыми «Черными полотнами», представляющими, по сути, видения и галлюцинации одинокого, уставшего от жизни человека. Художник просто, жестко, обнаженно и вместе глубоко человечно передает чувство обреченности, граничащий с безумием страх, волевую собранность испепеляющую ненависть к врагу. Художник, безупречно владеющий пластической формой, становится неожиданно беспомощным, допускает небрежность в рисунке и композиции. Сын Хавьер женится и начинает жить отдельно. Престарелый отец души не чает в дочурке.
С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Вместе с этим застывшая поза, характерный изгиб руки, внимательный взгляд подчеркивают внутренние достоинства портретируемого. Однако этого емууже не нужно.
Герцогиня изображена абсолютно обнаженной и на сотнях рисунков, сделанных художником. Почему-то считается, что обязательно надо пройти мимо всех подряд картин, для того чтобы гордо сказать друзьям: «Я там был». Здесь он вновь обретает спокойствие духа. В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля. Если бы мы его не отпустили, то он сел бы на мула и пустился бы в путь один».
В последние четырегода жизни Гойя в силу ряда причин (в основном – опасаясь преследования в связис приходом к власти нового правительства) обрекает себя на добровольноеизгнание. Во всяком случае именно герцогиня Каэтана вдохновила мастера на создание двух его самых знаменитых и неоднозначных шедевров — «Махи одетой» и «Махи обнаженной». Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. По протекции Байеу Гойя выполнил для Королевской шпалерной мануфактуры в 1776—1780 гг. Я же хочу обратить внимание на совсем другое.
Примеры оформления "галерейная натяжка" (заказывается дополнительно)
Вокруг картины создано много шума искусствоведы никак не могут сойтись на какой-нибудь одной версии, объясняющей смысл картины, впрочем, конечно, они никогда и не сойдутся, путеводители одаряют произведение эпитетами вроде «мистическое» или «таинственное», толпы наблюдателей формируют семь кругов ада вокруг полотна, завороженно на него смотрят или понимающе кивают. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик. В 1808 году в Испанию вторгается армия Наполеона. Я не буду лишний раз повторять то, что уже написано в тысячах книг историю этой картины увлекательно рассказывает искусствовед Паола Волкова в одной из передач цикла «Мост над бездной». Страшные видения бесов, демонов, богов и титанов.
Знаменитые фрески Дома глухого – апофеоз черной живописи Гойи. «Ах, почему тебя не было с нами в воскресенье. Но вообще жекостры по-прежнему пылали, хотя и не столь массово (например, в 1810 году вИспании сожгли 11 человек по обвинению в ведовстве). Кошмары стали реальностью. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи.
Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. Один из современников писал оней так: Нет в мире более прекрасной женщины. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина).
Впрочем, каждому свое. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур.
И как в воду глядела. И все же судьбаулыбается ему в последний раз. В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. В письме, датированном 7 июля того же года, художник сообщает: «Так случилось, что отныне я – придворный художник.
Каталог гобеленов / Репродукции картин
Большой козел (как известно, дьявол на шабаше частоявляется своим приспешникам в виде огромного черного козла) и др. Но протокол допроса не сохранился. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. Между тем быстро растетпопулярность Гойи в придворных кругах – в основном как портретиста. В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени.
Глухота, конечно, сильно осложняла жизнь художника. Центральный лист — «Сон разума порождает чудовищ» -показывает тот страшный выморочный мир, который, как опасался Гойя, может поглотить человека, не внемлющего голосу разума и превратить его в тупого кровожадного зверя. Гойя Франсиско Картины и биография Франсиско де Гойя Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де (1746–1828) испанский художник, гравер, рисовальщик. Два года спустя он получает вторую премию Пармской академии художеств за картину «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии» (как это часто бывает в истории имя обладателя первой премии кануло в Лету). Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи.
Осталось последнее мгновение перед залпом. Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии.
Чудо перенесено художником в обстановку современной ему жизни, происходит на фоне вольной кастильской природы, под открытым небом, в присутствии разноголосой толпы. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо.
Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Даже дети перестают играть, чтобы полюбоватьсяею. В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Среди работ Веласкеса мне определенно нравится одна – «Портрет Папы Иннокентия X», но выставлена она, к сожалению, в галерее Дориа-Памфили. Целые сериипосвящены аутодафе и ужасам войны. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Я же хочу обратить внимание на совсем другое.
Последние работы сделаны под впечатлениемвторжения Наполеона в Испанию. Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. Художник былуязвлен и оскорблен, но разлука оказалась не окончательной.
«Ах, почему тебя не было с нами в воскресенье. Луч надежды редкий гость в этом царстве мрака. Вспыхивает бурный роман, в результате которого Леокадия разводится со своим мужем. Тогда, в Прадо, когда я стояла в зале с картинами Веласкеса, я подождала, пока толпа схлынет и пробралась к «Менинам».
В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. Когда она появляется на улице, все смотрят только на нее. Останки Гойи французы возвратят испанцам лишь в 1919 году. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал.
Описание картины Франциско де Гойя «Сбор винограда»
Boзлюблeннaя позволила Гойе сохранитьих, но на одном написала: Хранить такое – просто безумие. Вторая картина пользуется мировой известностью. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. Так Гойя и Леокадия оказываются в Бордо. Глубокая личная трагедия не помешала мастеру обзавестись двумя новыми покровителями.
Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). Сын позолотчика ФрансискоХосе де Гойя – и – Лусьентес родился 30 марта 1746 года в небольшомгородишке Фуэндетодос, близ Сарагосы. 45 панно, которые служили образцами (картонами) для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике. Гойя остается совсем один. На старостилет Гойя избежал одиночества – он умер в кругу семьи и на на семнадцатый деньпосле своего 82-го дня рождения. В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков.
Гойя знакомится с Леокадией Вейс, молодой женой купца.