Грачи Прилетели Художник Саврасов

«грачи прилетели» — картина русского художника Алексея Саврасова, создана в 1871 году. «грачи прилетели» — знаменитая картина русского художника Алексея Саврасова, созданная в 1871 году. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 – 1897) – русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, автор ставшего архетипическим и культовым пейзажа «Грачи прилетели».

Картина Алексея Саврасова Грачи прилетели: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

История одного шедевра: «Грачи прилетели» Саврасова

Это скорее эскиз по памяти. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. Удивительный весенний свет, наполнивший всю картину и по-разному осветивший ее, чуть позолотил снежный бугор у забора и самый забор.

Пруд и березы, деревенские дома и церковка, потемневшие весенние поля – все обжито и согрето сердечным теплом. Один тоже известен как яркий художник, но другого направления – входил в объединение «Бубновый валет», потом был сподвижником Малевича (правда, в советские годы пришлось перейти на сугубый соцреализм). Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников».

Дмитрий Каракозов 4 апреля 1866 г. стрелял в Александра II. Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился. По предположению художника и искусствоведа Игоря Грабаря, высказанному в период подготовки к выставке, этот этюд мог быть написан Саврасовым позже, по памяти: «По такому этюду не сделаешь картины.

Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров. Б. В. Была у мастера такая привычка – постоянно что-то рисовал, набрасывал.

На них с шумом и граем опускается стая грачей. О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало. Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены.

«Грачи прилетели» 
картина Саврасова

«Грачи прилетели» картина Саврасова

Церковь была построена в конце XVIII века. «Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка. Саврасовъ. Как Саврасов там оказался.

На них с шумом и гамом опускается стая грачей. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник.

Грачи прилетели, 
Алексей Кондратьевич 
Саврасов, 1871

Грачи прилетели, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871

Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви»27. Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. Саврасова, в которой говорилось: Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов.

Картина произвела большое впечатление, как на обычных зрителей, так и на самих художников. Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго. В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины. Затем в 1882 году его уволили с работы.

Какая простота. Поместив на полотне грачей, художник как бы говорил: если бы русский народ был также свободен, как эти птицы, он сумел бы построить свою жизнь так, чтобы не было голода, нищеты, угнетения. 39 Нельзя не видеть, что и подобные глупости и пребывание храма в полуразрушенном состоянии — это всё явления одного порядка. С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь.

Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению. В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова. Это скорее эскиз по памяти".

По такому этюду не сделаешь картину. За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек8. А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света. Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»93. Это Алексей Моргунов (1884 – 1935). Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68.

Картина «Грачи прилетели» 
Алексея Саврасова, 
описание

Картина «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, описание

Есть воспоминания В. Гиляровского о Саврасове у «последней черты». А известность картины началась немного позже, когда она была выставлена в Петербурге на выставке Товарищества передвижников. Вот так жил и творил Саврасов. Возможно, понимал – в традиционной живописи отца не превзойти, надо пробовать что-то своё. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных. В Ярославле сняли большую квартиру. Пруд и березы, деревенские дома и церковка, потемневшие весенние поля — все обжито и согрето сердечным теплом.

Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности59. Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа».

Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно. В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года52, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей22.

Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами. Уникальность и душевность полотна оценили и современники художника. Вот в правой части картины уже появилась проталина со стоящей в ней холодной водой.

Описание картины 
Алексея Саврасова 
«Грачи прилетели»

Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»

Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. В марте 1871 года Саврасов поехал в Костромскую губернию34, где он сначала посетил губернский центр. При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести»60. Правда, советский художник Игорь Грабарь утверждал, что этот маленький пейзаж был написан А. Саврасовым позже, уже в Москве. Это скорее эскиз по памяти». Первоначальные этюды к картине «Грачи прилетели» А. Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы.

Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение»613. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. Ему пожаловали дворянство (под именем Комиссаров-Костромской), дали пожизненную пенсию, в его честь учредили особую медаль, выходили плакаты-лубки с описанием подвига, поэты (включая Н. Некрасова) посвящали ему стихи, он ездил по стране с банкета на банкет Слава оказалась тяжким грузом: Осип мало-помалу пристрастился к пьянству. Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан.

Картины Саврасова многим приходились по душе, благодаря им художник стал знаменитым в определенных кругах, многие к нему относились как к настоящему таланту, мастеру своего дела. За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа62, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля8, через которые протекает река59— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина63. По такому этюду не сделаешь картину. В результате «Грачи прилетели» Саврасова положили начало новому жанру в русской живописи – лирическому пейзажу.

Саврасов Алексей 
Кондратьевич «Грачи 
прилетели»

Саврасов Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели»

Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине.

По такому этюду не сделаешь картину. Продолжим осматривать картину. При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать»69. Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. Несколько голых берез – кривых и изломанных.

И Саврасов горевал. Но всегда милый, ласковый, стесняющийся. На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны27. Нашли, накормили, похмелили, отмыли, одели, сняли комнату – работай, Алексей Кондратьевич.

Грачи прилетели 
 (картина Саврасова, 
1871)

Грачи прилетели (картина Саврасова, 1871)

Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах.

Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым1516. Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75. Первый биограф художника А. Солмонов, видимо, со слов самого Саврасова писал в 1894 году об охватившем мастера в ту весну творческом экстазе.

Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы»969798. «Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе.

Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели».

Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу. Необходимо основательно к этому подготовиться. Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны.

Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели».

Колокольня с кокошниками у основания остроконечного шатра, белый храм с пятью небольшими куполами. На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев. Береза всегда имеет свой рисунок. «Совсем старик спился Жаль беднягу, – писал Владимир Гиляровский. По такому этюду не сделаешь картину. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. Похоронен он был на Ваганьковском кладбище.

Алексей Саврасов 
Грачи прилетели

Алексей Саврасов Грачи прилетели

Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ)17, а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам.

Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы»8. Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер95. По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало».

Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12. В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака»49. Тот воодушевлённо приступает к новой картине – но через неделю холст стоит недописанный, Саврасов валяется рядом и на все вопросы пьяно ревёт: «Никаких. » А там глядишь – он снова на улице, грязный, всё пропивший, с всклокоченной бородой у дверей дешёвого трактира шарит в карманах в поисках нескольких копеек.

Описание картины 
«Грачи прилетели»

Описание картины «Грачи прилетели»

По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу. Их гнезда на старых березах пустовали всю зиму, зияя черными пятнами среди голых веток. Алексей Саврасов на картине «Грачи прилетели» изобразил окраину обычной русской деревни. ж – Троицкая церковь на кладбище Молвитина не простояла и тридцати лет. В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова»53.

Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского)50878889. Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. «Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный»2021, а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова»22.

Картина Саврасова 
Грачи прилетели

Картина Саврасова Грачи прилетели

В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74. Всё шло замечательно – и вдруг удар: умерла новорождённая дочь. Картина «Грачи прилетели» была представлена в 1871 году на самой первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок.

Ученик шляпника Осип Комиссаров (родом из Молвитина) подбил руку с пистолетом. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. РЖ-627)90. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине.

Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67.

Церковь была построена в конце XVIII века. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. Квартиру предлагал я ему нанять – а он свое: «Никаких. » – рассердится и уйдет.

Искусствовед Фаина Мальцева тоже отмечала ряд отличий между храмом изображённым на картине и Воскресенской церковью— в частности, отсутствие у реальной церкви закомар изображённых художником. Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова – это настоящий шедевр на все времена. В том же году он был отмечен как ученик, «представивший лучшие эскизы». Что с таким делать. «Грачи прилетели» – полотно, которое открывает нам душу художника.

Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. Здесь что-то смешанное: и покой и тревога одновременно. Вскоре Алексей женился на хорошей девушке. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236.

Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи. В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве31656. «Грачи прилетели» – картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях. Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу». По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны».

Береза всегда имеет свой рисунок. Он тусклый и потому не дает блики на свету. Центральная группа берёз является основой композиции. Весенняя свежесть витает в воздухе, а проталины на снегу отражают голубое небо, спрятанное за сизыми облаками. Ведь он полотно назвал «Грачи прилетели. » – с восклицательным знаком, явно желая передать свои бьющие через край эмоции.

Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Опохмелю его иногда позадержу у себя дня на два, приодену – напишет что-нибудь. Не только потому, что вообще пришли времена новых исканий.

Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Картина написана с чувством и с любовью и вы наверняка это понимаете, читая описание.

Также на них заметны птичьи гнезда. Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. К светло-голубому с высокими облаками небу тянутся еще голые, но уже забродившие соками ветки берез. Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими54. Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73. Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. Через несколько дней новорождённая девочка умерла.

«Грачи прилетели» : описание картины

На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал. Однозначно ответить нельзя. Однако, это лишь поначалу.

В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве316. Но Саврасов смог с удивительной любовью и трепетом рассказать о весне, когда природа оправляется от зимних холодов. В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели»17.

Саврасов «Грачи 
прилетели»: описание 
картины

Саврасов «Грачи прилетели»: описание картины

Смешно, но и при жизни Саврасова и тем более в советские годы находились умники, всё пытавшиеся присобачить к «Грачам» какой-нибудь социальный подтекст. На переднем плане художник рассыпает тени, что придает картине гармонии, упорядоченности. На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка.

Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». Одинокая картина Саврасова, по справедливости, должна считаться (наряду, пожалуй, со столь же одинокой картиной Лосенко) каким-то феноменальным, необъяснимым случаем, находящимся вне всякой связи с прошлым и это, как по теме, по чудному поэтичному настроению, так и по исполнению, по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок (теперь картина сильно почернела и поблекла). справку).

Морозовой, долгожданного наследника стольник С. В. Жена от потрясения слегла.

На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем»2526 и «Разлив Волги под Ярославлем»13. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. Но в общем-то ему проще было быстренько, «на автопилоте», сляпать, например, повторение «Грачей» и чуть ли не на улице загнать кому попало за бутылку.

Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой и с воздухом и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах». Необычное название села понравилось художнику и он подтвердил, что именно туда, а когда крестьянин предложил его подвезти, то согласился40. Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли. Картина полна жизни, эмоций и впечатлений. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены.

На переднем плане полотна – снег. И все же при появлении «Грачей» перед современниками неожиданно раскрывалось что-то новое, уже совсем по-иному говорящее о знакомом явлении. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. 27192)386. Молвитино»36.

Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение»6. А еще через год он уже получил звание художника за «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и «Камень в лесу у разлива», его мастерство признали зрелым для завершения обучения. Вот, дескать, ещё одно воплощение «немытой России».

  1. ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ Алексей Саврасов
  2. Музеи ЕвропыРассказы о шедеврах живописи
  3. Эффект бескрайнего пространства
  4. Творчество, заказы известных людей

Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии). Это скорее эскиз по памяти. Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы94. Фамилия по матери, Евдокии Моргуновой, ведь брак родителей не оформлялся. Вот такова краткая история написания картины Грачи прилетели, которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины»46.

Прилёт грачей предвещает скорую весну и конец холодов. Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких. » Видел я Саврасова еще раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, абсолютно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней». Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Саврасова в Молвитино. На их пока голых ветвях сидят только что вернувшиеся из дальних краев, куда отправлялись на зимовку, грачи.

  • Работа и страсть к путешествиям
  • Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»
  • Алкоголизм и увольнение с работы
  • Гений одной картины: трагическая судьба родноначальника русского пейзажа

Кроме того, что изображено имеет значение то, как это сделано. Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины. Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23.

Молвитино – это достаточно далеко от Ярославля. В 2005—2006 годах она экспонировалась на выставке, посвящённой 175-летию со дня рождения Саврасова, которая проходила в Инженерном корпусе Третьяковской галереи3165758. Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65. В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе.

  • Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Писал «Грачи прилетели» Саврасов в марте, в начале весны, что легко чувствуется по проталинам, ясному небу, отсутствию льда на реке и, собственно, по птицам, вернувшимся с зимовки. Во-первых из-за берез видна церковь с колокольней, типичная для русской деревни средней полосы.

ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ 
Алексей Саврасов

Он был приобретён галереей в 1984 году7677. По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок». боярином Г. И.

Описано несколько встреч, но сюжет один: какие-то люди (друзья, сам Гиляровский, некий заказчик) решили помочь художнику. Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв. Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова1516. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине.

Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром. Родилось ещё двое сыновей. А. Соломонов, биограф художника, еще при жизни А. Саврасова, утверждал, что картина была исполнена в один день: «Начав картину рано утром, художник кончил ее к вечеру.

«Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть»48.

По мутному пепельному небу плывут облака. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы – той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки». Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда. Это же художник. В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения.

в – Например, шатровый Богоявленский храм в селе Красном Костромского уезда был построен в 1592 году Годуновыми (конкретная причина возведения храма в Красном неизвестна, но примечательно то, что первый каменный сельский храм края был построен фамилией уже почти пришедшей к власти в государстве) церковь Рождества Христова в с. Городище (ныне — в границах г. Костромы) была построена в период между 1649 и 1663 гг. Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого. Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов44, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу»4546. За ними виднеется черное поле, серый горизонт. Прилетевшие грачи вызывают восторг.

Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью»69. Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. В ней, такой простой и внешне безыскусной, было пронзительно воплощено свойственное русскому человеку лирическое чувство, вот таким образом картину сразу и восприняли как олицетворение русской природы, всей деревенской России. Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года8485.

Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок. Художник добивается согласованности и слитности элементов пейзажа как с помощью правильно выбранной композиции, так и используя средства самой живописи, через хорошо подобранные светотеневые соотношения59.

Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи». и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества. Салтыков). К. Саврасов умер в возрасте 67 лет 26 сентября (8 октября) 1897 года в Москве в больнице для бедных на Хитровке.

В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Всё это было граничит с творческим методом Саврасова, который, не будучи простым копиистом, мог в своих произведениях отступать от фактической точности изображаемых объектов64. В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина39. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Поездки оставляли глубокий след в его душе.

Сколько было таких сел в России. В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством»2728, а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще»2930.

То, что он пошёл иным путём, закономерно. И так – много раз. Ужаснее картину представить трудно.

Но эта заурядность кажущаяся. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области37), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели»789. На среднем плане мы видим серое пятно. (. ) Сопоставив величавую колокольню с жалкой крестьянской избушкой, Саврасов обратил внимание зрителей на нищенское положение большинства русского народа.

В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи»71. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы — той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки». 30958)33878, поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака. Это было настоящей трагедией для него. О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало.

Но больше всего нравилась Саврасову Центральная Россия с ее скромной природой, которую он любил рисовать. Это скорее эскиз по памяти». Полотно можно условно поделить на три горизонтальных пояса, каждый из которых написан в определённой цветовой тональности.

Небо, покрытое облаками, больше серое, чем голубое. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели». С. Молвитино.

При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием». В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился. Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд. Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене32. Родимый русский пейзаж, от которого замирает сердце. Но, в конце концов, чего гадать.

Автор этой статьи Б. В. В Третьяковской галерее хранится одноимённый вариант-повторение 1894 года (бумага грунтованная тонированная итальянский карандаш, соус, растушка, проскребание, 33 23см инв. Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд»59. Это скорее эскиз по памяти». Береза всегда имеет свой рисунок.

Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа»613. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. В нижней части этюда была подпись: «А. На переднем плане – рыхлый грязный снег. Береза всегда имеет свой рисунок.

А ведь весной иногда сыплет мелкий снег. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). Третья смерть ребёнка в семье. Как Алексей Кондратьевич там оказался – тоже любопытно.

В изображении грачей отмечается некоторый отход от реалистичности— фигуры птиц несколько велики по сравнению с реальными размерами, а их рисунок выглядит довольно приблизительным и даже наивным. В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника48.

Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный». «Грачи» – известный факт – запечатлели пейзаж костромского села Молвитино (см. А потом все-таки сбежит. – Оденешь его – опять пропьет все.

Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей. Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже31655. Морозовым, судя по всему, в честь рождения от своей второй жены, знаменитой боярыни Ф. П. В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся.

В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». Никто другой не смог бы написать их столь великолепно. Лишь самки не сдвинутся с места: они будут оберегать свои гнезда, время от времени поворачивая головы то вправо, то влево.

По этому поводу высказывались разные версии. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете.

В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели». Церковь была построена в конце XVIII века. Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ1650).

Обычный весенний немного сероватый день.

Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги35. Туда Саврасов вряд ли доехал иначе обязательно остались бы какие-то наброски, зарисовки. Сколько было таких сел в России. Какие ощущения появляются, когда смотришь на них.

Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна. Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Сохранился его печальный рисунок – могила девочки. Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах»2021.

Годом ранее он из поездки на Волгу привёз серию замечательных полотен («Волга под Юрьевцем», например, получила первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств). В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше. Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень8. Некоторые еще заняты благоустройством жилищ, предусмотрительно стараясь обезопасить их от весеннего ветра. Береза всегда имеет свой рисунок По такому этюду не сделаешь картину.

В следующем — 1872 году, Саврасову поступил заказ на создание копии картины. Сколько было таких сел в России. Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы.