Граждане Кале
Продолжаю свой рассказ о работах Огюста Родена, представленных на выставке в Петропавловской крепости. "Граждане города Кале"В 1884 году власти французского города Кале заказали Родену памятник в честь подвига своих именитых граждан, которые пожертвовали собой ради спасения города. О «Гражданах Кале» много писали. Лондонская версия Граждан Кале является одной из четырех одноименных скульптур, выполненных при жизни Родена. А вот что написал о работе Родена над «Гражданами Кале» Рильке: «В его мозгу всплывали жесты, жесты отказа от всего сущего, жесты прощания, жесты отрешения, жесты, жесты и жесты.
Граждане Кале— бронзовая скульптура французского скульптора Огюста Родена, посвящённая одному из эпизодов Столетней войны. «граждане Кале» — одно из самых значительных его творений. На эти вопросы ответил Огюст Роден (1840-1917), создав скульптурную группу «Граждане Кале» – и тем самым совершил революцию в монументальной скульптуре. «граждане Кале» получают-таки право гражданства.
На эти вопросы ответил Огюст Роден (1840-1917), создав скульптурную группу «Граждане Кале» — и тем самым совершил революцию в монументальной скульптуре. Оттого так открыты и ясны взоры добровольцев, выступающих в поход, так уверен их шаг, так приподнято-размерен ритм этого шествия, так оцепенело статичны, внутренне скованны фигуры граждан города Кале идущих в стан врага. В том же 1884 году, когда эта очаровательная женщина позировала Родену (поговаривали, что сеансы были слишком продолжительными), он приступил к работе над новым проектом — «Граждане Кале».
Граждане Кале — бронзовая скульптура французского скульптора Огюста Родена, посвящённая одному из эпизодов Столетней войны. Граждане Кале— скульптура французского скульптора Огюста Родена, посвящённая одному из эпизодов Столетней войны.
Гюго, находившийся тогда в зените славы, отказывался позировать. На его письмах будет указан адрес: Университетская улица, дом 183. Он также выступил в поддержку проекта Родена.
Но попытка взять ключевую крепость Кале провалилась – город оказал упорное сопротивление. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить «Портрет матери» со статуей «Мать». Тема самопожертвования и мужества глубоко взволновала его и он предложил муниципалитету свой вариант — увековечить не одного, а всех участников достопамятного события, показать борьбу между чувством долга и страхом смерти в душе каждого из них. Работы мастера являются «пограничными» между классицизмом (в данное понятие мы включаем различные направления этого стиля) и модерном.
- Описание работы «Граждане Кале»
- Скульптура Родена Граждане Кале
- Скульптура Родена «Жители Кале»
- Три ключевых скульптуры Родена: «Мыслитель», «Граждане Кале» и «Поцелуй»
- Скульптура Граждане города Кале
- Граждане Кале Родена оказались бесхозными
Шестеро граждан этого не сделали». Для Родена эти условности были уже безнадежной архаикой. Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. За выполнение заказа взялся известный в то время скульптор Давид Анжерский, но дело не было завершено. Только итальянец Медардо Россо71 хотел перенести в скульптуру искания импрессионистов. Он уже был известным художником, признанным не только во Франции.
История, которую он узнал, поразила его. Связи его искусства с народом оставались незыблемыми на протяжении всей долгой творческой жизни. Нет, у Родена был абсолютно новый подход к композиционному решению. Он работал без устали, не позволяя себе ни минуты передышки.
Сегодня мы будем знакомиться с работами другого великого мастера пластики, чье имя ассоциируется, прежде всего, со скульптурой «Мыслитель». В-третьих, скульптор изобразил героев Кале высотой чуть больше человеческого роста, отказавшись и от традиционных для монументов размеров. Скульптор был возмущен разрушением прекрасного образца архитектуры XVIII века. Огюст часто ходил в Лувр. Это делается быстро, но это не искусство. Они были слишком разными и по рельефу и по пропорциям.
В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений. Движение правой руки, согнутой в локте, резко выделяет эту фигуру. Один поднял руку, подобно оратору.
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
Он оправдывался: «Это для того, чтобы поставить свое имя. Роден хотел, чтобы памятник был установлен на очень низком постаменте и не был огражден, чтобы зрители могли общаться с произведением с близкого расстояния. Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара. Осужденные на смерть сняли с себя одежду и обувь, оставшись в длинных сорочках каждый повязал на шею веревку (символ рабства и позора), а потом все они двинулись через уже открытые ворота во вражеский лагерь, к временной резиденции Эдуарда III. Все, кто видел монумент испытывали потрясение На выставке 1889 года «Граждане Кале» произвели сенсацию. Проект замер почти на сорок лет.
Как пишет А. Ромм: «Тема Родена — самопожертвование, добровольное мученичество. Средневековые «Великие французские хроники» Фруассара лаконично повествуют, что город Кале в течение многих месяцев мужественно выдерживал осаду британцев, не имея никакой помощи извне. Его первые наброски карандашом общего вида «Врат ада» были явно навеяны отдельными фрагментами дверей, созданных Лоренцо Гиберти52 для баптистерия53 во Флоренции. Королева была более милосердной, чем ее супруг и уговорила Эдуарда отменить казнь.
Подобное встречается и у художников. Среди обладателей индивидуального жилья с дворцовым (классицистическим) стилем, а также со стилем «модерн», есть и те, кому ближе по духу пластические формы, несущие в себе мотив борьбы и трагизма. «Граждане Кале» стали знаменитыми сразу после установки скульптуры (1895).
Как пишет А. Ромм: «Тема Родена — самопожертвование, добровольное мученичество. Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице — сдержанное возмущение и решимость. Он покидает город и идет вниз, в лагерь.
Моне счел недопустимым, чтобы «Олимпия» была увезена за океан. Отсутствует и какой-либо общий архитектурный фон монумента, вроде того пилона, перед которым выступают в поход добровольцы рюдовской «Марсельезы». «Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена.
- Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
- Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
- Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
- 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре. Англичане начали осаду, которая длилась почти год. Англичане просили мастера об этом небезосновательно.
Его альбомы, ученические тетради, отдельные листы бумаги заполнялись рисунками сцен ада. О ней писали газеты, монографии, чтобы посмотреть на нее, люди ехали (и едут до сих пор) в Кале не только со всей Франции, но и со всего мира: каждый хочет постоять в той толпе на торговой площади, через которую идут герои. Однако Огюст обладал поразительным упорством и терпением. 14 июля Франция отмечает национальный праздник — День падения Бастилии (1789), крепости-тюрьмы, которая когда-то символизировала для французов абсолютизм королевской власти. Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей.
«Автор мог бы нарушить монотонность и сухость внешних линий, меняя размеры своих персонажей», — заявили члены комитета. Мысль о том, что памятник должен быть посвящен не только Эсташу де Сен-Пьеру, но всем шестерым героям, стала ясна Родену сразу. Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции.
Заказ на «Врата ада» привел скульптора в необычайное возбуждение. Но ведь это просто-напросто академия навязывает мне здесь свои догмы. Все шесть фигур, представляющие людей разных поколений — от мальчика до седовласого старца, — лишь разные пластические выражения единого собирательного существа — революционного народа, поднявшегося на защиту отечества. Гюстав Жеффруа так и назвал его: «прохожий». Места для случайностей не осталось.
Вот таким образом он сосредоточился на рисунке, делая бесконечные копии с шедевров, набивая руку. И Роден предложил другое место для памятника. Варианты множились, вскоре их число достигло дюжины.
Надеюсь, что Вы предоставите мне достаточно времени». И где же памятник. А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели.
- Самые красивые города в вечернем освещении
- Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
- Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
- Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
- Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
- : музыка, которую можно увидеть
Согласно «Википедии», «после одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил ключевую французскую крепость Кале. Бюст Виктора Гюго Родену пришлось выполнять в довольно сложных условиях. Автора «Граждан Кале» объединяют с готикой главным образом отклонения от классики, от классических пропорций, классической пластики форм и жестов.
Количество фигур возрастало, причем он их переделывал или уничтожал без устали. Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным». Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры.
- Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
- Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
- Юмор Франца Клинцевича и гордость Сергея Маркова
- «Это не компартии защита, а чести Волыни»
- Благодйна органзаця «Фонд сприяння нцативам газети «День»
- Х Мжнародний фотоконкурс газети «День»
Юноша и сам пробует резать по дереву и высекать из камня. С исканиями новой монументальности в творчестве Родена неразрывно связано утверждение программности, сюжетности скульптурного произведения, вопреки тому тяготению к бессюжетному, «чисто зрительному» образу, которое столь отчетливо проявилось в художественных течениях конца века. Но затем он понял, что ошибался. Однако для Родена тут было вдоволь материала. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.
«Граждане Кале» являются для Великобритании символом мужества и милосердия. Даже когда у Родена появятся другие, более просторные мастерские, когда он станет владельцем мастерских в Медоне или отеле Бирон, 51 он по-прежнему сохранит за собой мастерские на складе мрамора. Но нет же. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Но вот выступил из толпы один из самых богатых и старейших по возрасту гражданин города и выразил согласие пойти во вражеский лагерь, выполнить унизительные условия короля Эдуарда. Героями подвига были представители городской буржуазии.
- Напишите отзыв о статье Граждане Кале
- Отрывок, характеризующий Граждане Кале
- Близлежащие достопримечательности
История, которую он узнал, поразила его. И он принял все сто и сделал из них шесть. Оба преодолели страх смерти, примирились со своей участью. Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа.
Осада продолжалась почти год. Шел 1845 год. Развивая тему материнства, почти одновременно с этой монументальной работой Мештрович создает «Портрет матери» (1909). Такой скульптурой (вернее, скульптурной группой) является творение Родена «Граждане Кале». Постепенно возник целый мир, хаотичный, чувственный и ужасающий. Полное представление о произведении можно получить, только обойдя его кругом.
Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. Первой привлекает внимание фигура Эсташа де Сен-Пьера в центре скульптурной группы. А потом Роден уже не видел образов.
Это героическая пара. Им созданы в родной стране такие шедевры реалистического ваяния, как «Моя мать», «Косовская девушка», «Вдова с ребенком», «Кральевич Марко», памятник Неизвестному солдату на горе Авале близ Белграда. Импрессионисты пытались, по словам Дюранти, воспроизвести освещение пленэра «путем разложения солнечного света на составные части и воссоздания его посредством общей гармонии цветов спектра, которые они щедро использовали в своих полотнах». 70 Роден стремился создать на поверхности скульптуры мельчайшие рельефы, улавливающие вибрацию света. Однако его идеи не понравились заказчику.
Помог Родену писатель Роже Маркс. Но мы уделим внимание другим работам мастера.
И хотя он высоко оценивал своего предшественника, «могучего Рюда», как назвал он автора «Марсельезы», пластический язык последнего был для Родена давно умершей латынью. По изощренной прихоти монарха, эти шестеро должны были выйти к нему нагими, в облачении из одной веревки вокруг шеи и вынести ключи от города. И Роден создал расплывчатый жест человека, который «проходит через жизнь».
Обращение к небу бессмысленно — начало и конец драмы находятся на земле. А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели. Картины Давида были для него живой художественной реальностью, сегодняшним днем искусства, хотя «Марсельеза» создавалась в тупору, когда, по словам Маркса, давно уже «исчезли допотопные гиганты и с ними вся воскресшая из мертвых римская старина». То, что впервые появилось в «Бронзовом веке» в виде легкой пульсации, трепета, пробегающего по обнаженному телу юноши, мы обнаруживаем снова с большей полнотой и силой в «Бальзаке».
На самом деле Роден приходил сюда лишь для тайных свиданий. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. Над фигурой «человека с поднятой рукой» скульптор работал, по-видимому, особенно много. Именно здесь он будет чаще всего принимать своих почитателей.
Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью. вы можете запросить все в системе с коробкой. «Бронзовый век», «Мыслитель» — произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. Сейчас здесь Музей Родена. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным.
Некоторые критики и публика, поначалу крайне удивленная, были покорены. Таково, в частности, широко распространенное мнение о Родене как импрессионисте, больше того — зачинателе и главе какого-то особого «импрессионизма в скульптуре». Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции.
С трудом несет он ключ — символ капитуляции, как тяжелый груз. «Марсельеза» Рюда была одним из последних произведений монументального искусства, наполненным отзвуками Великой революции XVIII века. В «Гражданах Кале» люди примерно одного поколения, спаянные общим приговором судьбы, живут абсолютно обособленной душевной жизнью, каждый по-своему переживая свою участь.
Неудивительно, что фруассаровский рассказ о «шестерых из Кале» стал популярным, «хрестоматийным» сюжетом во Франции. Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице — сдержанное возмущение и решимость. Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу — полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли.
В 1884 году его семья вернулась в родную деревню Отавицу (Далмация) Мештрович рос в крестьянской семье, где народные традиции были особенно крепки. Немецкий поэт Райнер Мария Рильке, опубликовавший небольшую книгу — этюд о Родене, называет в числе дальних предшественников Родена средневекового скульптора Клауса Слютера, родом из Нидерландов, создавшего среди прочих своих работ замечательные фигуры пророков так называемого «Моисеева фонтана» во дворе монастыря в Дижоне, портретные статуи герцога Филиппа Смелого и других исторических лиц на портале церкви того же монастыря. Но ведь это просто-напросто академия навязывает мне здесь свои догмы. Всё, что он зарабатывал, уходило на аренду мастерских, оплату труда литейщиков и практикантов (он нанимал лучших), на покупку материалов (он всегда выбирал очень крупные блоки мрамора).
В июле 1885 года скульптор отправляет свой второй и окончательный вариант (в треть величины) в Кале. В ожидании лучших времен Роден поместил «Граждан Кале» в арендованную им бывшую конюшню на улице Сен-Жак и они находились там в течение семи лет. В «Поцелуе» физическая любовь передана с такой нежностью и порывистостью, что могла бы и сегодня служить прекрасной иллюстрацией для любого сочинения о сексуальности, освятив его авторитетом большого искусства. Можно было предвидеть, что и это предложение отклонят. Они высказываются и сейчас, когда автор «Граждан Кале» давно стал одним из классиков новейшей скульптуры.
Роден явно испытывал потребность в том, чтобы быть перегруженным работой. Эсташ первый пускается в путь и для его линий необходимо, чтобы он был таким, каков он есть». Вместе с тем в энергичной трактовке формы видна взволнованность скульптора. Он был сыном простого служащего, учился сперва в церковной школе, затем – в средней. «Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания.
Этот «фон» обволакивает каждую фигуру, заставляя зрителя пристально вглядываться не столько в группу как целое, сколько в каждое изваяние в отдельности. Но эти слабые духом, напоминающие «Тени» из «Адских врат», — лишь психологический фон, выделяющий мотив героики. Но при этом каждый остается «обыкновенным человеком», охваченным присущими человеку сомнениями, страданиями, горькими раздумьями. Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу — полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли. Он уже был известным художником, признанным не только во Франции. Эти приемы противоположны тому, что делал Роден. Вероятно, не было ни одного творения Родена, где вклад его воображения в создание образов был бы настолько существенным.
Пустая болтовня в кафе не привлекала его. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. Все четыре года, в которые Огюст Роден работал над произведением, он вел борьбу с заказчиком за право реализовать свой замысел. Случай более чем пятисотлетней давности как раз соответствовал настроениям того времени.
Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. Именно это придает группе движение. Следом за ним — братья Жан и Пьер де Виссан, потом еще двое (хронист не называет их имен). (Клода Моне предупредили, что ее собирается приобрести американский коллекционер.
Они обращаются к отставшим и ослабевшим. С каждой новой точки выступают новые соотношения фигур, разнообразные просветы между ними. Они были предназначены для скульпторов, выполнявших заказы исключительных размеров.
В портретном жанре скульптор ставит иные задачи. Вот почему творения Родена выглядят так эффектно на пленэре.
Скульпторам гораздо труднее продавать свои работы, чем художникам. Он собирал их. Прошло уже более года с тех пор, как Роден приступил к работе. В начале Столетней войны англичане весьма успешно продвигались вглубь Франции. Мы уже упоминали, что он трудился одновременно над своим неисчерпаемым творением — порталом «Врата ада» и над памятником «Граждане Кале». Они должны сами искать заказчика.
Он ощущал в себе силы, вот таким образом был уверен в своем предназначении. Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах. Он покидает город и идет вниз, в лагерь. Они замкнуты в себе, отъединены от более слабых, повернулись к ним спиной. Отец будущего скульптора был искусным каменщиком и резчиком и этому ремеслу научил сына.
Он сосредоточил все свое внимание на моменте ухода. И в том и в другом случае скульптура кажется живой, она словно сама излучает свет. Так возник памятник всем шестерым. Денежный кризис. Никто не смог бы увековечить его образ лучше, чем Роден. В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений.
Разгромные статьи против Родена напечатали и некоторые столичные газеты. Группа «Граждане Кале», предназначенная для определенной площади определенного города, по существу, безразлична к своему архитектурному окружению, к ансамблю. Надо сказать, что помимо знаменитого «Мыслителя» Роден создал множество скульптур, среди которых «Человек со сломанным носом», «Юность», «Мать и дитя», «Венера и Амур», «Бронзовый век», «Три тени», «Материнская нежность», «Иоанн Креститель» и многие другие.
Он набрасывал эскизы карандашом в один прием или торопливо писал акварельными красками. Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью. Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания. Так, Эли Фор прямо говорит о «досадном стремлении Родена уходить за пределы пластики, гнаться за символами». Этот первый был Эсташ де Сен-Пьер. Героизм получает здесь истолкование, незнакомое монументальному искусству прошлого.
С трудом несет он ключ — символ капитуляции, как тяжелый груз. Иван Мештрович родился в 1883 году в г. Врполе, Герцеговина. Он оборачивается к самому себе. Речь идет о монументе «Граждане города Кале», созданном знаменитым французским скульптором Огюстом Роденом и посвященном вовсе не фанфарным военным победам, — он прославляет человеческое мужество другого рода. Разгромные статьи против Родена напечатали и некоторые столичные газеты. Он называет имена четырех (как звали еще двоих, он запамятовал) и о каждом из них говорит несколько слов. Толчком для его реализации стала трагическая страница в истории Франции — поражение во Франко-прусской войне. Каждый ощущал, что их стало здесь меньше.
Художника интересовало не столько то общее, что объединяло шестерых героев, сколько различия в характерах каждого из шести. Но это была всего лишь мимолетная идея. Мы ничего не знаем о натурщиках Родена. «Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми.
Речь пойдет об Огюсте Родене (1840 – 1917). Группа Родена изображала событие в его исторической конкретности. Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале. Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара.
Моральная сила любви к родному городу, общинная солидарность делают из них героев. В 1889 году Клод Моне выступил с инициативой организовать подписку с целью подарить государству «Олимпию» Мане. Его примеру последовали и другие. Многого оставляет желать с точки зрения элегантности и силуэт. Свет ложится бесчисленными бликами на выпуклости и грани поверхности.
В его памяти возникли жесты – жесты отказа, прощания, отречения. Жесты за жестами. Родена предпочли Жюлю Далу, признанному «певцу республики». Сейчас я переживаю денежный кризис, что не позволяет мне внести больше».
Он отказался от высокопарных жестов, от всякой напыщенной риторики, чтобы выразить душевное состояние людей, добровольно идущих на смерть. Еще в течение нескольких лет семья Родена будет испытывать материальные затруднения. В искусстве скульптуры обнаженное тело является одним из важнейших выразителей внутреннего мира личности. Герой сошел с классических котурнов и ступил на землю.
Ведь именно эта сторона творчества Родена вызывала (и продолжает вызывать) со стороны ряда его критиков упреки в «литературности» и «символизме». Фоном для «Граждан Кале» служит только воздух, только свободное пространство, читаемое в просветах между фигурами, в прорывах, образуемых движениями рук, поворотами голов, одеяниями. Гюго снискал беспрецедентную славу, как официальную, так и народную. В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением.
Это помогло ему уловить живую мимику Гюго, что было бы невозможно при позировании.
Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным». Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. Но нет же. Соотечественники решают помочь ему получить образование.
Мэр Кале, взявший на себя всю ответственность, начал беспокоиться. В поисках этих путей Роден должен был противостоять как скульптурному «академизму», так и модернистскому разложению стиля.
К счастью, занятия с Лекоком в Малой школе научили его работать по памяти. Последовательные макеты ансамбля свидетельствуют о том, насколько трудно ему было сгруппировать шесть персонажей. Основанием для такой характеристики служили некоторые формальные особенности многих работ Родена — неясность очертаний, приблизительность и внешняя «незавершенность» тех или других форм, «воздушность» моделировки, создающая нюансные переходы от одной фактуры к другой или же от пластически обработанного материала к нетронутой массе камня. Мальчик хотел заниматься живописью, но препятствием стала бедность. Именно это придает группе движение. Эти истолкования и суждения противоречивы.
Казалось, скульптор буквально захлебнулся ими. Эта картина должна быть выставлена в Лувре. Его «Боснией верхом на коне» (1898) обратил на себя внимание местных жителей. Можно усмотреть влияние готической скульптуры в тех же «Гражданах Кале» —есть пластическая близость между удлиненными пропорциями, резкими чертами, угловатыми движениями роденовских фигур и вырезанными в камне скульптурными изображениями на порталах и в нишах соборов Амьена, Шартра, Реймса. И если государство не собирается ее приобрести, то, возможно, согласится принять ее в дар. Я послал одну из фигур на выставку в Брюссель, где она имела большой успех.
Однако итальянец, чтобы передать свои впечатления искал особый угол зрения (это можно заметить, глядя на фотографии его скульптур, напоминающих картины). Многие скульпторы заменяют фотографией сеансы работы с натурщиками.
Скажем несколько слов о том, что стоит за этим произведением. В конце концов проект был принят.
Роден смело ввел в монументальную скульптуру начала психологического анализа, показав, что они могут действовать не только в станковом, «камерном» портрете, но и в многофигурной группе, предназначенной для городской площади. Эти грубоватые, но очень выразительные изваяния, лишенные внешней «приглаженности», с резко характерными очертаниями голов и лиц, с угловатыми жестами, действительно находятся в каком-то очень далеком родстве с гражданами Кале, вышедшими на городскую площадь. Его творчество очень интересовало Родена. Сперва кажется, будто Роден всего-навсего объединил их. Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей. Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием.
Тогда как сцены «Тайной вечери», «Снятия с креста», «Положения во гроб» объединяют персонажей вокруг одной центральной фигуры — Христа, в композиции Родена центральной фигуры нет. Он изваял их нагими, каждого порознь, во всей откровенности зябнущих тел. Ниспадающие одеяния подчеркивают монументальность памятника, в то время, как обнаженные фрагменты выражают идею жертвенности и подчеркивают трагизм сюжета. Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры. Однако это строение было предназначено к сносу, который вскоре и произошел. Ему никак не удавалось отказаться от одних и объединить отдельные элементы других.
Эта группа не имеет своего фронтального фасада, она требует многих точек обозрения. В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением. Памятник не предполагал изображения душевных переживаний запечатленного. Трактуя именно так «Граждан Кале», Роден сосредоточил внимание на анализе психологически характерного в каждом из шести действующих лиц и прежде всего — на складе их мысли, на реакции их сознания в момент решающего испытания. Возгласы и стенания пронеслись в толпе, скорбно замечает Фруассар.
Городские власти заплатили скульптору лишь небольшой аванс. В отличие от героев «Марсельезы» фигуры Родена разобщены между собой —между ними нет никаких внешних материальных связей: ни общего цоколя, ни общего фона-стены, ни непосредственной пластической близости. В этот предсмертный час они находят силы и нужные слова для убеждения и ободрения.
Выше: что вы искали. Под «символами» здесь разумеется «внепластическая», то есть сюжетная, основа многих работ скульптора — как раз то, что импрессионизм обычно старался исключить из самой сферы художественного.
Показаны и морщинки, свидетельствующие о печати времени. Работа была заказана Огюсту Родену, тогда еще мало известному в мире скульптору. Это стало причиной его окончательного разрыва с Роденом. Но вот третья пара (братья Виссан), олицетворяющая более действенный героизм.
Выше человеческого роста. Роден был убежден, что создатель поэтического цикла «Легенды веков», гений поэзии должен быть предстать обнаженным.
Скульпторы обычно воздерживались от участия в подобных мероприятиях. Роден же изобразил почти всех персонажей полуобнаженными, с опущенными головами, к тому же размер фигур не превышал двух метров. Тут все было ясно и определенно. Чтобы понять – почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года.
Герой (как правило, один) должен был возвышаться над зрителями и вызывать чувство гордости и восхищения. Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа.
Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале. Таким был Шарль Деспио, 65 почти каждый день в течение пятнадцати лет, до самой смерти исправлявший своего «Аполлона», причем вносимые изменения были неуловимы для постороннего глаза. Однако оно соответствовало сути произведения.
В натуральную величину их решения. Он формировал их. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела.
Знакомясь с шедеврами, он учился у мастеров прошлого. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным. В «Гражданах Кале» сказалось новое понимание одного из главных средств скульптурной выразительности — жеста. Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора.
Казалось, он был в бреду. Он стремился в первую очередь уловить свет. Это требование было исполнено.
Эта картина была встречена в Салоне 1888 года насмешками и порицанием. Романтик Рюд пользовался скульптурным арсеналом классицизма. В это же время он вдохновенно создавал небольшие произведения, отличающиеся исключительной чувственностью: «Вечная весна», «Дафнис и Хлоя», «Помона», «Психея» и, наконец, знаменитый «Поцелуй». Этих шестерых казнят, но больше жертв не будет. Попытки французов прорвать блокаду провалились. Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора.
Герои «Марсельезы» — добровольцы 1792 года, выступающие в поход, объединены не столько общностью судьбы, сколько единством воли, единством переживаний и чувств. «Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя». На площади снова запала страшная тишина, хотя люди не расходились. Он стал собирать на участке уцелевшие куски декоративных элементов с фасада дома. И не случайно в пору культа «камерности», нарочитой, подчас искусственной интимности, приглушенных полутонов и полуголосов, в пору, когда даже самые большие художники болели «боязнью пространства», страхом перед гулом улицы, перед толпами зрителей, перед аудиторией масс, Роден требовал для своих скульптур места в городе, под открытым небом, добивался (и добился. ) установки своего «Мыслителя» на парижской площади перед Пантеоном. Не только «Граждане Кале» — монумент, предназначенный для городской площади, — но и многие чисто станковые работы Родена рассчитаны на открытое небо, на воздух, пронизанный солнечными лучами или наполненный ровным светом дня.
Этот жест — наиболее сложный по смыслу и экспрессии: «отсылка» к небу носит характер философского итога всего эпизода итога, возвращающего драматический конфликт к его подлинной первопричине, коренящейся в самом человеке и в человеческих отношениях. Даже противники Родена выразили ему свое восхищение. В то же время нельзя не заметить, что готическая скульптура, быть может, как никакая другая, связана со зданием, архитектурой, она всегда составляет пластическую часть портала или венчающих деталей собора или каких-то иных архитектурных элементов она исходит от архитектуры и входит в нее.
«Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя». Роден лишил эту тему ее обязательного в прошлом «классического» скульптурного выражения и это был не просто переход от одного пластического стиля к другому, а следствие нового понимания самой основы скульптуры — образа героического человека. Жюри не хватило двух голосов, чтобы отклонить проект. Если другие прячут свой протест глубоко внутрь, уходят со своим гневом и отчаянием в самих себя, то этот горожанин несет свою протестующую мысль и волю миру, больше, чем миру, — высшим силам, управляющим миром. Им не нравилось также, что скульптор изобразил одежду «со слишком тяжелыми складками из грубой ткани, тогда как, согласно истории, на них была легкая одежда». Осенью 1346 года войска английского короля Эдуарда III взяли в осаду портовый город Кале на севере Франции (пролив Па-де-Кале).
Скульптор, восхищавшийся Гюго, недавно закончил его бюст.