Граждане Кале История

1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда

Словом, во Франции Родена не посадили, но денег на голого Бальзака не дали. В поисках этих путей Роден должен был противостоять как скульптурному «академизму», так и модернистскому разложению стиля. Эти грубоватые, но очень выразительные изваяния, лишенные внешней «приглаженности», с резко характерными очертаниями голов и лиц, с угловатыми жестами, действительно находятся в каком-то очень далеком родстве с гражданами Кале, вышедшими на городскую площадь. Шестеро граждан этого не сделали». Места для случайностей не осталось. Герой (как правило, один) должен был возвышаться над зрителями и вызывать чувство гордости и восхищения.

Отсутствует и какой-либо общий архитектурный фон монумента, вроде того пилона, перед которым выступают в поход добровольцы рюдовской «Марсельезы». Для Родена эти условности были уже безнадежной архаикой. Скульптор не боится вступить в дискуссию с оппонентами: «Как головы должны образовать пирамиду. Как пишет А. Ромм: «Тема Родена — самопожертвование, добровольное мученичество.

Аквапарк на Сахалине: 
уникальный, всесезонный, 
олимпийский

Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

Прошло уже более года с тех пор, как Роден приступил к работе. С исканиями новой монументальности в творчестве Родена неразрывно связано утверждение программности, сюжетности скульптурного произведения, вопреки тому тяготению к бессюжетному, «чисто зрительному» образу, которое столь отчетливо проявилось в художественных течениях конца века.

Воздетая к небу в вопрошающем и укоряющем жесте рука —вызов этим высшим силам, требование ответа за беззаконие и несправедливость, обрушившиеся на безвинных людей, на их жизнь, на их жен и детей, на родной город, на родную землю. Казалось, скульптор буквально захлебнулся ими. Только снизу нагло выпирает, приподнимая рясу, мужское естество. Этот первый был Эсташ де Сен-Пьер.

Показаны и морщинки, свидетельствующие о печати времени. Вот таким образом он сосредоточился на рисунке, делая бесконечные копии с шедевров, набивая руку. Пусть построят, потребовал он, прямо у моря четырехугольную башню с простыми обтесанными стенами высотой в двухэтажный дом и там водрузят шесть граждан наедине с ветром и небом.

Но нет же. Они могут не нравиться и многим не нравились и не нравятся, но просто пройти мимо них невозможно. Его примеру последовали и другие. Эти истолкования и суждения противоречивы. А на бульваре Вожирар Роден упорно работал над обнаженными фигурами граждан Кале, непрерывно их переделывая.

Сейчас здесь Музей Родена. Она вызвала шок и возмущение. Героями подвига были представители городской буржуазии. Каждый ощущал, что их стало здесь меньше. Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале.

  1. Описание работы «Граждане Кале»
  2. Скульптура Родена «Жители Кале»
  3. Скульптура Родена Граждане Кале
  4. Три ключевых скульптуры Родена: «Мыслитель», «Граждане Кале» и «Поцелуй»

Эта картина была встречена в Салоне 1888 года насмешками и порицанием. Он оборачивается к самому себе. Ряса или халат небрежно проработаны, Бальзак вытарчивает из нее, как из взвихренного, вздыбленного камня.

В 1889 году Клод Моне выступил с инициативой организовать подписку с целью подарить государству «Олимпию» Мане. Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания. То, что впервые появилось в «Бронзовом веке» в виде легкой пульсации, трепета, пробегающего по обнаженному телу юноши, мы обнаруживаем снова с большей полнотой и силой в «Бальзаке». И Роден предложил другое место для памятника.

  • Граждане Кале Родена оказались бесхозными
  • Скульптура Граждане города Кале
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  • Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  • Зимние пейзажи выдающихся художников

Романтик Рюд пользовался скульптурным арсеналом классицизма. Гюстав Жеффруа так и назвал его: «прохожий». В его памяти возникли жесты – жесты отказа, прощания, отречения. Жесты за жестами. Скажем несколько слов о том, что стоит за этим произведением.

Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах. Многие скульпторы заменяют фотографией сеансы работы с натурщиками. Львиная голова вскинута. Журналистская, ярмарочная. Он покидает город и идет вниз, в лагерь.

  • 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  • Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  • Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
  • Уильям Блейк: необычные картины английского поэта

Об этом свидетельствуют этюды-варианты — один изображающий этого же человека обнаженным, другой —в длинном одеянии. В натуральную величину их решения. Среди обладателей индивидуального жилья с дворцовым (классицистическим) стилем, а также со стилем «модерн», есть и те, кому ближе по духу пластические формы, несущие в себе мотив борьбы и трагизма. Надеюсь, что Вы предоставите мне достаточно времени». Речь идет о монументе «Граждане города Кале», созданном знаменитым французским скульптором Огюстом Роденом и посвященном вовсе не фанфарным военным победам, — он прославляет человеческое мужество другого рода.

Остановился, пораженный выстрелом или ударом и сейчас упадет. Ему никак не удавалось отказаться от одних и объединить отдельные элементы других. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным.

Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей. Однако это строение было предназначено к сносу, который вскоре и произошел. Скульптор, восхищавшийся Гюго, недавно закончил его бюст. В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением. Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре.

С каждой новой точки выступают новые соотношения фигур, разнообразные просветы между ними. «Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя». Гонорар – пополам. Но ведь это просто-напросто академия навязывает мне здесь свои догмы. Но это была всего лишь мимолетная идея.

Родена предпочли Жюлю Далу, признанному «певцу республики». Гюго снискал беспрецедентную славу, как официальную, так и народную. Этот «фон» обволакивает каждую фигуру, заставляя зрителя пристально вглядываться не столько в группу как целое, сколько в каждое изваяние в отдельности. Осада продолжалась почти год.

Сегодня мы будем знакомиться с работами другого великого мастера пластики, чье имя ассоциируется, прежде всего, со скульптурой «Мыслитель». Мы ничего не знаем о натурщиках Родена. Они хлынули к нему из глубины его знания. В его воспоминании словно восстали сто героев и рванулись к самопожертвованию.

  • Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
  • Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  • Самые красивые города в вечернем освещении
  • Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
  • Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
  • Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия

Откровенность, как писал Ленин про Толстого: «Безжалостное срывание всех и всяческих масок». Иван Мештрович родился в 1883 году в г. Врполе, Герцеговина. Но мы уделим внимание другим работам мастера.

«Граждане Кале» являются для Великобритании символом мужества и милосердия. И если государство не собирается ее приобрести, то, возможно, согласится принять ее в дар. Его примиренность, отрешенность от жизни оттеняют душевную борьбу человека с ключом, сквозящую через искусственное спокойствие.

14 июля Франция отмечает национальный праздник — День падения Бастилии (1789), крепости-тюрьмы, которая когда-то символизировала для французов абсолютизм королевской власти. В обоих этюдах по-разному выражено страдание: глухая и скрытая боль души —в первом этюде, активное, негодующее страдание — во втором. Однако для Родена тут было вдоволь материала.

Огюст часто ходил в Лувр. Именно это придает группе движение.

Таково, в частности, широко распространенное мнение о Родене как импрессионисте, больше того — зачинателе и главе какого-то особого «импрессионизма в скульптуре». Они обращаются к отставшим и ослабевшим.

  • Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
  • : музыка, которую можно увидеть
  • Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
  • Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
  • Юмор Франца Клинцевича и гордость Сергея Маркова
  • «Это не компартии защита, а чести Волыни»

«Граждане Кале» стали знаменитыми сразу после установки скульптуры (1895). Верный подход. Это тяготение к большому пространству, к воздушной среде, не ограниченной стенами музея или общественного зала или художественного ателье, обусловлено в творчестве Родена отнюдь не одними формальными мотивами и интересами — оно неразрывно граничит с внутренней потребностью скульптора к монументальности, с его органическим стремлением к большой форме, к образам, способным воздействовать на большие дистанции в пространстве и во времени.

Движение правой руки, согнутой в локте, резко выделяет эту фигуру. Жюри не хватило двух голосов, чтобы отклонить проект. Они замкнуты в себе, отъединены от более слабых, повернулись к ним спиной. И где же памятник. Это обстоятельство было особенно существенным для прославления и увековечения эпизода в Кале. Это делается быстро, но это не искусство.

Англичане начали осаду, которая длилась почти год. Он стал собирать на участке уцелевшие куски декоративных элементов с фасада дома. Это героическая пара. Неудивительно, что фруассаровский рассказ о «шестерых из Кале» стал популярным, «хрестоматийным» сюжетом во Франции. А потом Роден уже не видел образов.

Работа была заказана Огюсту Родену, тогда еще мало известному в мире скульптору. И Роден создал расплывчатый жест человека, который «проходит через жизнь». Но нет же. Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице — сдержанное возмущение и решимость.

Разве каждый из этих горожан не был личностью со своими темпераментом и характером, силой духа и слабостями. Автора «Граждан Кале» объединяют с готикой главным образом отклонения от классики, от классических пропорций, классической пластики форм и жестов. Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара. В «Поцелуе» физическая любовь передана с такой нежностью и порывистостью, что могла бы и сегодня служить прекрасной иллюстрацией для любого сочинения о сексуальности, освятив его авторитетом большого искусства.

Тогда же была окружена стоящая у пролива Па-де-Кале (самой узкой части Ла-Манша) французская крепость Кале, но ее защитники сдаваться не желали. Случай более чем пятисотлетней давности как раз соответствовал настроениям того времени. Сансон не возражал.

  • Благодйна органзаця «Фонд сприяння нцативам газети «День»
  • Х Мжнародний фотоконкурс газети «День»
  • Напишите отзыв о статье Граждане Кале
  • Отрывок, характеризующий Граждане Кале

Моне счел недопустимым, чтобы «Олимпия» была увезена за океан. Первая прославившая его (и вызвавшая скандал) работа (бронзовая ее отливка есть на выставке), «Бронзовый век», сначала называлась «Побежденный», натурщиком для нее стал молодой ветеран только что прошедшей войны. Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора. Герои идут, босые, по неровной земле навстречу гибели, каждый из них думает о своем, но вся группа объединена единым порывом и общим пафосом спасения и прощания.

Об этом же говорит рот, полуоткрытый в горестном изгибе и взгляд вниз, как будто спорящий с жестом руки. Памятник поражению. (Клода Моне предупредили, что ее собирается приобрести американский коллекционер. Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах. Шел 1845 год.

Гюго, находившийся тогда в зените славы, отказывался позировать. Именно здесь он будет чаще всего принимать своих почитателей. Юноша и сам пробует резать по дереву и высекать из камня. Постепенно возник целый мир, хаотичный, чувственный и ужасающий.

Тут все было ясно и определенно. Вместе с тем в энергичной трактовке формы видна взволнованность скульптора. Мальчик хотел заниматься живописью, но препятствием стала бедность. Все, кто видел монумент испытывали потрясение На выставке 1889 года «Граждане Кале» произвели сенсацию.

Это стало причиной его окончательного разрыва с Роденом. Он отказался от высокопарных жестов, от всякой напыщенной риторики, чтобы выразить душевное состояние людей, добровольно идущих на смерть. Кроме того, декор здания должен, не нарушая ансамбля, быть эксцентричным. Отец будущего скульптора был искусным каменщиком и резчиком и этому ремеслу научил сына. Он стремился в первую очередь уловить свет. Проект замер почти на сорок лет.

Так что можно было назвать скульптуру «Убитый». Средневековые «Великие французские хроники» Фруассара лаконично повествуют, что город Кале в течение многих месяцев мужественно выдерживал осаду британцев, не имея никакой помощи извне. Трактуя именно так «Граждан Кале», Роден сосредоточил внимание на анализе психологически характерного в каждом из шести действующих лиц и прежде всего — на складе их мысли, на реакции их сознания в момент решающего испытания. Всё, что он зарабатывал, уходило на аренду мастерских, оплату труда литейщиков и практикантов (он нанимал лучших), на покупку материалов (он всегда выбирал очень крупные блоки мрамора).

Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре. Тогда как сцены «Тайной вечери», «Снятия с креста», «Положения во гроб» объединяют персонажей вокруг одной центральной фигуры — Христа, в композиции Родена центральной фигуры нет. Обращение к небу бессмысленно — начало и конец драмы находятся на земле. Только итальянец Медардо Россо71 хотел перенести в скульптуру искания импрессионистов. Им созданы в родной стране такие шедевры реалистического ваяния, как «Моя мать», «Косовская девушка», «Вдова с ребенком», «Кральевич Марко», памятник Неизвестному солдату на горе Авале близ Белграда.

  • Инстаграм как бизнес-инструмент
  • Армения для малых и средних экспортеров
  • Российский – рынок подошел к триллиону
  • Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия
  • Введите защитный код для скачивания файла и нажмите Скачать файл

Можно усмотреть влияние готической скульптуры в тех же «Гражданах Кале» —есть пластическая близость между удлиненными пропорциями, резкими чертами, угловатыми движениями роденовских фигур и вырезанными в камне скульптурными изображениями на порталах и в нишах соборов Амьена, Шартра, Реймса. Он формировал их. Наконец стало ясно, что французам не продержаться: в городе закончились все запасы пищи – жители съели даже крыс.

Однако его идеи не понравились заказчику. Согласно «Википедии», «после одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил ключевую французскую крепость Кале. Из этой профессиональной привычки Роден создал свой стиль. Население страдало от нехватки продовольствия все осознавали безнадежность противостояния рыцарям и лучникам короля Эдуарда. С трудом несет он ключ — символ капитуляции, как тяжелый груз. Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице — сдержанное возмущение и решимость. Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры.

Можно было предвидеть, что и это предложение отклонят. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. Он называет имена четырех (как звали еще двоих, он запамятовал) и о каждом из них говорит несколько слов. Его альбомы, ученические тетради, отдельные листы бумаги заполнялись рисунками сцен ада. Как пишет А. Ромм: «Тема Родена — самопожертвование, добровольное мученичество. Однако итальянец, чтобы передать свои впечатления искал особый угол зрения (это можно заметить, глядя на фотографии его скульптур, напоминающих картины).

Описание работы 
«Граждане Кале»

Свет ложится бесчисленными бликами на выпуклости и грани поверхности. Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью. К счастью, занятия с Лекоком в Малой школе научили его работать по памяти.

Роден, ведший, как и импрессионисты, борьбу за освобождение искусства от пут академизма, к сожалению, не пользовался помощью такого вдохновенного пропагандиста нового искусства, как Дюран-Рюэль. История, которую он узнал, поразила его. Англичане просили мастера об этом небезосновательно.

Именно это придает группе движение. Эти приемы противоположны тому, что делал Роден. Она менее всего рассчитана на соседство и пластическое родство с каким-то зданием или архитектурным фрагментом.

Сюда относятся свободная группировка фигур, пластика сильных, лишенных плавности жестов, резкая и крупная моделировка, преобладание больших плоскостей и объемов, полный отказ от фронтальности, самое же главное — сосредоточение внимания на внутреннем, душевном мире человека, на его переживании, на его мысли как определяющих предпосылках пластического образа. Знакомясь с шедеврами, он учился у мастеров прошлого. Королева была более милосердной, чем ее супруг и уговорила Эдуарда отменить казнь. Выше человеческого роста. Возгласы и стенания пронеслись в толпе, скорбно замечает Фруассар. Следом за ним — братья Жан и Пьер де Виссан, потом еще двое (хронист не называет их имен).

Он оправдывался: «Это для того, чтобы поставить свое имя. Между тем Лев Толстой был бы не против. Моральная сила любви к родному городу, общинная солидарность делают из них героев. Прикиньте: в России ставят памятник Льву Толстому.

Группа Родена изображала событие в его исторической конкретности. Подобное встречается и у художников. Этот жест — наиболее сложный по смыслу и экспрессии: «отсылка» к небу носит характер философского итога всего эпизода итога, возвращающего драматический конфликт к его подлинной первопричине, коренящейся в самом человеке и в человеческих отношениях. Герой сошел с классических котурнов и ступил на землю. «Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. Они высказываются и сейчас, когда автор «Граждан Кале» давно стал одним из классиков новейшей скульптуры.

Один поднял руку, подобно оратору. В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений. Роден смело ввел в монументальную скульптуру начала психологического анализа, показав, что они могут действовать не только в станковом, «камерном» портрете, но и в многофигурной группе, предназначенной для городской площади. Немецкий поэт Райнер Мария Рильке, опубликовавший небольшую книгу — этюд о Родене, называет в числе дальних предшественников Родена средневекового скульптора Клауса Слютера, родом из Нидерландов, создавшего среди прочих своих работ замечательные фигуры пророков так называемого «Моисеева фонтана» во дворе монастыря в Дижоне, портретные статуи герцога Филиппа Смелого и других исторических лиц на портале церкви того же монастыря.

Лев Толстой – голый. Боюсь, загремел бы в каталажку. Количество фигур возрастало, причем он их переделывал или уничтожал без устали. Это помогло ему уловить живую мимику Гюго, что было бы невозможно при позировании.

Тогда, в 1346 году английский король Эдуард III осадил французскую крепость Кале и по прошествии времени предложил городу, уже измученному голодом, в обмен на снятие осады, выдать ему на казнь шесть самых знатных горожан. Основанием для такой характеристики служили некоторые формальные особенности многих работ Родена — неясность очертаний, приблизительность и внешняя «незавершенность» тех или других форм, «воздушность» моделировки, создающая нюансные переходы от одной фактуры к другой или же от пластически обработанного материала к нетронутой массе камня. Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу — полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли.

Он был сыном простого служащего, учился сперва в церковной школе, затем – в средней. Для французов после разгрома во франко-прусской войне это было важно. Шаг за шагом ему удалось, наконец, создать фигуры персонажей, высота которых, по условиям контракта, должна была составлять два метра, то есть несколько больше человеческого роста. В ожидании лучших времен Роден поместил «Граждан Кале» в арендованную им бывшую конюшню на улице Сен-Жак и они находились там в течение семи лет.

Некоторые критики и публика, поначалу крайне удивленная, были покорены. Они были предназначены для скульпторов, выполнявших заказы исключительных размеров. Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. И для Родена это было важно.

Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить «Портрет матери» со статуей «Мать». В 1884 году его семья вернулась в родную деревню Отавицу (Далмация) Мештрович рос в крестьянской семье, где народные традиции были особенно крепки. Этих шестерых казнят, но больше жертв не будет.

Сперва кажется, будто Роден всего-навсего объединил их. Бальзака поначалу Роден хотел сделать голым. В начале Столетней войны англичане весьма успешно продвигались вглубь Франции. Нет, у Родена был абсолютно новый подход к композиционному решению. Так, Эли Фор прямо говорит о «досадном стремлении Родена уходить за пределы пластики, гнаться за символами». К Бальзаку это относится в большей мере.

Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью. В это же время он вдохновенно создавал небольшие произведения, отличающиеся исключительной чувственностью: «Вечная весна», «Дафнис и Хлоя», «Помона», «Психея» и, наконец, знаменитый «Поцелуй». Городские власти заплатили скульптору лишь небольшой аванс. Он также выступил в поддержку проекта Родена.

И он принял все сто и сделал из них шесть. Он изваял их нагими, каждого порознь, во всей откровенности зябнущих тел. Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания.

В портретном жанре скульптор ставит иные задачи. Даже страх голодной смерти вряд ли заставил бы их сдаться.

Казалось, он был в бреду. Но ведь это просто-напросто академия навязывает мне здесь свои догмы. Осужденные на смерть сняли с себя одежду и обувь, оставшись в длинных сорочках каждый повязал на шею веревку (символ рабства и позора), а потом все они двинулись через уже открытые ворота во вражеский лагерь, к временной резиденции Эдуарда III. Прошло всего 10 лет с ее начала, завершилась же она в 1453 году. Он покидает город и идет вниз, в лагерь.

Многого оставляет желать с точки зрения элегантности и силуэт. Картины Давида были для него живой художественной реальностью, сегодняшним днем искусства, хотя «Марсельеза» создавалась в тупору, когда, по словам Маркса, давно уже «исчезли допотопные гиганты и с ними вся воскресшая из мертвых римская старина». Он работал без устали, не позволяя себе ни минуты передышки. Он мог взять и написать за парижского палача Сансона его мемуары.

«Марсельеза» Рюда была одним из последних произведений монументального искусства, наполненным отзвуками Великой революции XVIII века. На его письмах будет указан адрес: Университетская улица, дом 183.

«Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. Эта группа не имеет своего фронтального фасада, она требует многих точек обозрения. Из стен домов вырастают лица и тела.

Памятник не предполагал изображения душевных переживаний запечатленного. Они были слишком разными и по рельефу и по пропорциям. А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели.

И Роден сделал Бальзака не то в халате, не то в доминиканской рясе. Бюст Виктора Гюго Родену пришлось выполнять в довольно сложных условиях. Это требование было исполнено.

«Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. Группа «Граждане Кале», предназначенная для определенной площади определенного города, по существу, безразлична к своему архитектурному окружению, к ансамблю. 12 мастерских окружали огромный двор, заполненный глыбами необработанного или обтесанного мрамора. На самом деле Роден приходил сюда лишь для тайных свиданий. Никто не смог бы увековечить его образ лучше, чем Роден.

Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным». Но попытка взять ключевую крепость Кале провалилась – город оказал упорное сопротивление. Пустая болтовня в кафе не привлекала его.

Первой привлекает внимание фигура Эсташа де Сен-Пьера в центре скульптурной группы. Импрессионисты пытались, по словам Дюранти, воспроизвести освещение пленэра «путем разложения солнечного света на составные части и воссоздания его посредством общей гармонии цветов спектра, которые они щедро использовали в своих полотнах». 70 Роден стремился создать на поверхности скульптуры мельчайшие рельефы, улавливающие вибрацию света. Его первые наброски карандашом общего вида «Врат ада» были явно навеяны отдельными фрагментами дверей, созданных Лоренцо Гиберти52 для баптистерия53 во Флоренции.

Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции. Сохранить достоинство в поражении. Заказ на «Врата ада» привел скульптора в необычайное возбуждение. Денежный кризис.

Они должны сами искать заказчика. Таким был Шарль Деспио, 65 почти каждый день в течение пятнадцати лет, до самой смерти исправлявший своего «Аполлона», причем вносимые изменения были неуловимы для постороннего глаза. Даже противники Родена выразили ему свое восхищение. Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. Однако оно соответствовало сути произведения.

Он набрасывал эскизы карандашом в один прием или торопливо писал акварельными красками. Работы мастера являются «пограничными» между классицизмом (в данное понятие мы включаем различные направления этого стиля) и модерном. Что прежде всего поражает в Бальзаке. Разгромные статьи против Родена напечатали и некоторые столичные газеты.

Он ощущал в себе силы, вот таким образом был уверен в своем предназначении. Он собирал их. Ведь именно эта сторона творчества Родена вызывала (и продолжает вызывать) со стороны ряда его критиков упреки в «литературности» и «символизме». Роден был убежден, что создатель поэтического цикла «Легенды веков», гений поэзии должен быть предстать обнаженным.

Под «символами» здесь разумеется «внепластическая», то есть сюжетная, основа многих работ скульптора — как раз то, что импрессионизм обычно старался исключить из самой сферы художественного. Скульптор был возмущен разрушением прекрасного образца архитектуры XVIII века. Но затем он понял, что ошибался.

Развивая тему материнства, почти одновременно с этой монументальной работой Мештрович создает «Портрет матери» (1909). Сейчас здесь Музей Родена. Я послал одну из фигур на выставку в Брюссель, где она имела большой успех. Чтобы понять – почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года. И не случайно в пору культа «камерности», нарочитой, подчас искусственной интимности, приглушенных полутонов и полуголосов, в пору, когда даже самые большие художники болели «боязнью пространства», страхом перед гулом улицы, перед толпами зрителей, перед аудиторией масс, Роден требовал для своих скульптур места в городе, под открытым небом, добивался (и добился. ) установки своего «Мыслителя» на парижской площади перед Пантеоном.

Такой скульптурой (вернее, скульптурной группой) является творение Родена «Граждане Кале». Героизм получает здесь истолкование, незнакомое монументальному искусству прошлого. В «Гражданах Кале» люди примерно одного поколения, спаянные общим приговором судьбы, живут абсолютно обособленной душевной жизнью, каждый по-своему переживая свою участь. Сейчас я переживаю денежный кризис, что не позволяет мне внести больше».

Полное представление о произведении можно получить, только обойдя его кругом. Мэр Кале, взявший на себя всю ответственность, начал беспокоиться. Скульпторам гораздо труднее продавать свои работы, чем художникам. Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. Надо сказать, что помимо знаменитого «Мыслителя» Роден создал множество скульптур, среди которых «Человек со сломанным носом», «Юность», «Мать и дитя», «Венера и Амур», «Бронзовый век», «Три тени», «Материнская нежность», «Иоанн Креститель» и многие другие.

Мощь, борцовская сила. Так как стоит он не раненый, а убитый. Семья бы возражала. Однако Огюст обладал поразительным упорством и терпением. Роден явно испытывал потребность в том, чтобы быть перегруженным работой.

Но вот третья пара (братья Виссан), олицетворяющая более действенный героизм. Им не нравилось также, что скульптор изобразил одежду «со слишком тяжелыми складками из грубой ткани, тогда как, согласно истории, на них была легкая одежда». Осенью 1346 года войска английского короля Эдуарда III взяли в осаду портовый город Кале на севере Франции (пролив Па-де-Кале). Ту же эксцентричность архитектурного декора Роден перенес в свои скульптуры. Они вышли из ворот крепости в рубище, с веревками на шее, протягивая ключи от города.

В этот предсмертный час они находят силы и нужные слова для убеждения и ободрения. В этом случае английский монарх обещал помиловать остальных горожан, но этих шестерых ожидала жестокая казнь. Чтобы понять — почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года. Так возник памятник всем шестерым.

И рядом с мощью и откровенностью – лихость. Бронзовая копия первого варианта памятника стоит в атриуме. Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей. Не только «Граждане Кале» — монумент, предназначенный для городской площади, — но и многие чисто станковые работы Родена рассчитаны на открытое небо, на воздух, пронизанный солнечными лучами или наполненный ровным светом дня. Помог Родену писатель Роже Маркс.

Речь пойдет об Огюсте Родене (1840 – 1917). В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений. Ах так.

Родену заказали памятник. Вот почему творения Родена выглядят так эффектно на пленэре. Впаяли бы кощунство и надругательство. В отличие от героев «Марсельезы» фигуры Родена разобщены между собой —между ними нет никаких внешних материальных связей: ни общего цоколя, ни общего фона-стены, ни непосредственной пластической близости. Его творчество очень интересовало Родена.

Он сосредоточил все свое внимание на моменте ухода. Тема самопожертвования и мужества глубоко взволновала его и он предложил муниципалитету свой вариант — увековечить не одного, а всех участников достопамятного события, показать борьбу между чувством долга и страхом смерти в душе каждого из них.

Варианты множились, вскоре их число достигло дюжины. В июле 1885 года скульптор отправляет свой второй и окончательный вариант (в треть величины) в Кале. Они выдержали почти годовую осаду. Разгромные статьи против Родена напечатали и некоторые столичные газеты.

В «Гражданах Кале» сказалось новое понимание одного из главных средств скульптурной выразительности — жеста. Мы уже упоминали, что он трудился одновременно над своим неисчерпаемым творением — порталом «Врата ада» и над памятником «Граждане Кале». Соотечественники решают помочь ему получить образование. Фоном для «Граждан Кале» служит только воздух, только свободное пространство, читаемое в просветах между фигурами, в прорывах, образуемых движениями рук, поворотами голов, одеяниями.

Шесть человек всплыли перед Роденом и ни один не походил на другого только у двух братьев, быть может имелось некоторое сходство. Но каждый из них по-своему принял решение и по-своему жил в этот последний час, почтив его своей душой, выстрадав его своим телом, привязанным к жизни. Англичане просили мастера об этом небезосновательно. И в том и в другом случае скульптура кажется живой, она словно сама излучает свет. Еще в течение нескольких лет семья Родена будет испытывать материальные затруднения. О ней писали газеты, монографии, чтобы посмотреть на нее, люди ехали (и едут до сих пор) в Кале не только со всей Франции, но и со всего мира: каждый хочет постоять в той толпе на торговой площади, через которую идут герои. Роден лишил эту тему ее обязательного в прошлом «классического» скульптурного выражения и это был не просто переход от одного пластического стиля к другому, а следствие нового понимания самой основы скульптуры — образа героического человека.

И хотя он высоко оценивал своего предшественника, «могучего Рюда», как назвал он автора «Марсельезы», пластический язык последнего был для Родена давно умершей латынью. Никто не ведал, что войну так назовут. Над фигурой «человека с поднятой рукой» скульптор работал, по-видимому, особенно много. С трудом несет он ключ — символ капитуляции, как тяжелый груз.

Его «Боснией верхом на коне» (1898) обратил на себя внимание местных жителей. Но при этом каждый остается «обыкновенным человеком», охваченным присущими человеку сомнениями, страданиями, горькими раздумьями. Оба преодолели страх смерти, примирились со своей участью. Скульпторы обычно воздерживались от участия в подобных мероприятиях.

Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу — полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли. На площади снова запала страшная тишина, хотя люди не расходились. Попытки французов прорвать блокаду провалились.

Он уже был известным художником, признанным не только во Франции. «Автор мог бы нарушить монотонность и сухость внешних линий, меняя размеры своих персонажей», — заявили члены комитета. Герои «Марсельезы» — добровольцы 1792 года, выступающие в поход, объединены не столько общностью судьбы, сколько единством воли, единством переживаний и чувств. В конце концов проект был принят.

Эта картина должна быть выставлена в Лувре. Но эти слабые духом, напоминающие «Тени» из «Адских врат», — лишь психологический фон, выделяющий мотив героики.