Грез Жан Батист Избалованное Дитя
Выставка одной картины из собрания Государственного Эрмитажа – Жан-Батист Грёз «Балованное дитя»
Но Грёзу было не суждено перекинуть мостик из одного века в другой. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию. — вопрошал философ Дидро. «Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). В конце XVIII – начале XIX вв. Животные должны пойти в поле, а мальчик должен провести свою первую борозду. Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона.
Мотив ребенка играющего с собачкой, встречается в целом ряде живописных работах Греза, начиная с «Отца семейства, читающего Библию своим детям» 1755 года. Екатерина II приобрела в 1766 году по совету Д. Дидро знаменитого «Паралитика». его жена. Юсупов состоял с Жаном-Батистом Грёзом в регулярной переписке. Главная тема творчества Греза — это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач.
Художник пишет «морализирующие» полотна по законам академизма, поднимая их до ранга исторического жанра, становясь своего рода историческим живописцем современного быта. Сейчас трудно поверить, что у картин Грёза плакали, но это было в действительности. Таким художником стал Жак Луи Давид. Они рогами упираются в пейзаж, протыкая крестьянина, стоящего перед ними. Художник был очень моден и популярен в своё время. Он писал эти «морализирующие» полотна по законам академизма, поднимая их до ранга исторического жанра, становясь своего рода историческим живописцем современной реальности. Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»). В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер.
В 1762 году знаменитый философ эпохи Просвещения Жан Жак Руссо опубликовал в форме романа педагогический трактат «Эмиль или О воспитании», который получил широкое признание не только во Франции, но и за ее пределами. Художник пишет нравственные картины – Деревенсая невеста, Балованное дитя и др. Например, волы по отношению к всему действу. Но для художника очень важно выписать все морали, связанные с этими персонажами.
прежде всего, не вполне ясен замысел полотна. Для живописного стиля Жан-Батист Грёз типичны гладкая, вялая и монотонная манера письма и маловыразительный колорит с преобладанием коричневых, оливковых и серых тонов. Важно учесть, что Жан-Батист Грёработал не только и не столько для дворянства. Надо сказать, что Грёз пережил рамки XVIII века и эта работа была создана уже в XIX веке. И абсолютно понятно, почему главные герои и главное действие в правой части картины, а левая часть – не важна.
Это было веяние времени, распространившееся по всей Европе. Здесь выставляется иконопись мастеров московской школы и русской провинции XVIIXX веков, где основное внимание уделено произведениям местного уральского письма так называемой Невьянской иконе. Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности. Созданные Грезом сцены повседневной жизни часто заключают в себе нравоучительный смысл.
В Музее ИЗО представят картину Жана-Батиста Грёза «Балованное дитя»
Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность. «Слово воспитание сегодня у всех на устах, писал французский обозреватель, произошло открытие детства, этот отрезок жизни долгое время считался лишь переходным этапом к зрелости, не заслуживающим большого внимания». Он посвящен радостям домашней жизни и семейной идиллии. Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х.
Две женские «головки» украшали дом М. И. Чайковского, брата композитора. «Деревенская помолвка» произвела подлинную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр». 1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Описание картины «Балованное дитя»
В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. А с 10 по 12 октября для музейных специалистов и заинтересованных судьбой искусства в межвоенное время пройдет Всероссийская научная конференция «Музей между гражданской и Великой отечественной войной: Судьба людей, коллекций, зданий» из цикла «Музей и война». Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций. Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. В настоящее время считается одним из самых знаменитых художников мирового значения.
Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности. В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг. Его картины были очень популярны во Франции XVIII века и заслужили высокую оценку философов-моралистов, например Дидро.
В музей – без поводка / Жан-Батист Грёз "Балованное дитя"
После возвращения на родину в 1757 году Грез много и плодотворно работал и регулярно, вплоть до 1769 года, выставлялся в парижском Салоне. В 1782 году парижскую мастерскую Греза посетили граф и графиня Северные (будущий император Павел I и его супруга) и заказали ему картину («Вдова и ее кюре» – 1786, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» — вершина европейского сентиментализма. Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез – с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика). Однако в 1755-1761 гг. Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества).
В своих жанровых картинах (Паралитик или Плоды хорошего воспитания, 1763, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Грёз прославлял добродетели третьего сословия, что поначалу вызвало энергичную поддержку философа Дидро. Его усталые широко раскрытые глаза и мутный взгляд намекают на беспорядочный образ жизни. В этой части картины композиция совсем не проработана так, как она проработана на первом плане. Люди 3-го сословия подолгу стояли у полотен, обсуждая их.
В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» — Париж, частное собр. Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность. В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности. Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера. Не случайно художественные критики утверждали, что по его картинам можно писать романы.
В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «. А то, что с этим не граничит становится не важным и второстепенным. Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша». Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Грез по-прежнему экспонировал картины на свои излюбленные темы. Но на картине волы не могут никуда пойти.
Выставка «Балованное дитя» Жана-Батиста Грёза»
Его картины находятся в крупнейших музеях мира. Кто же, собственно избалован, песик или ребенок. ». Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг. Суровее всех к картине отнесся главный критик Салонов Дени Дидро: «.
После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого живописца Людовика XV Ж. Б. М. Пьера была приобретена Людовиком XVI. Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (четкая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персонажей). Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр. ). Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. Грёз очень любил литературные пояснения к своим картинам.
Грёз, Жан-Батист – Балованное дитя
Работам художника Жана Батиста Грёза свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом идеализация натуры, порой довольно известная слащавость (особенно в многочисленных изображениях детских и женских головок).