Христос В Эммаусе Рембрандт

Описание картины Рембрандта «Христос в Эммаусе»

Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Свет, падающий сверху слева, образует подобие нимба вокруг головы Христа. Рембрандт и Ливенс рисуют одних и тех же людей, пользуются общими натурщиками.

Этот офорт известен нам в восьми состояниях, но в любом из них он представляет самое строго построенное из графических произведений Рембрандта (в геометрическом смысле). Образ лишен статичности кажется, что он живет, меняется у нас на глазах. Рембрандт изобразил ее здесь в одежде Флоры, богини Весны. Стоит только представить себе, что протягиваешь кому-либо руки для сердечной встречи, как сейчас же почувствуешь, что обе руки простираются вперед подобным же образом.

Казнь распятия на кресте была самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Издавна он носит название "Лист в сто гульденов". Молодой художник продолжил обучение в Академии изящных искусств в Гааге, в двадцать пять лет он был удостоен звания мастера искусств.

А. С. Пушкина Концерт в Берлине). Есть несколько портретов отца Рембрандта, написанных одновременно Ливенсом и Рембрандтом. Последние были людьми разного склада и одаренности. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные студенты-медики не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу.

На этом величественном фоне толпа между нами и первым ярусом дворца кажется жуткой и невзрачной лестницы и галереи второго яруса так же наполнены множеством людей – это священники в их длинных восточных облачениях. А Марфа, бестактно перебивая их беседу, укоряет Марию. Побудьте здесь и бодрствуйте со мною". Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Черты буржуазной ограниченности выражены у Метсю сильнее, чем у его собратьев, но его лучшее произведение – Больной ребенок (Амстердам, Рейксмузей), будучи свободно от них, представляется подлинным шедевром по естественной правде образов и по мудрой простоте изобразительного решения.

Ужин в Эммаусе (Караваджо, 
Лондон)

Ужин в Эммаусе (Караваджо, Лондон)

Он просил за них сто гульденов. Считается, что переломным моментом в его жизни стало создание картины «Ночной дозор» (1642 г. ), не оправдавшей ожидания группы богатых заказчиков. Ее образ с той поры неоднократно возникает в искусстве Рембрандта (как и образ Титуса, его сына от Саскии).

Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Художник изображает редкие библейские сюжеты («Отречение апостола Петра», «Возвращение блудного сына»), семейные темы («Еврейская невеста»). Это означает, что в двойственной природе Христа (Бога и человека) побеждает духовное, Божеское начало. Особой грандиозности образа Рембрандт достигает в двух пейзажах, выполненных около 1650 г., – Пейзаже с руинами на горе (Кассель), монументальном ландшафте, полном трагического напряжения и Пейзаже с мельницей (Вашингтон), где простой мотив голландской природы исполнен высокого пафоса.

22:42). На это указывает также и посох в его руке. Это представитель Иерусалимского судилища, который присутствует здесь по обязанности при взятии тела казненного.

Не так легко определить и третьего изображенного на картине персонажа. Конечно, Рембрандт был там чужаком иногда его просто гнали со двора. Один из них держит крест, как знак того, что именно на кресте будет распят Спаситель. В картине «Урок анатомии доктора Тюлпа» (1632, Маурицхейс), принесшей ему большой успех, он новаторски решает проблему группового портрета, построив его на контрасте разнообразных реакций учеников и спокойствии центральной фигуры ученого-медика изъясняющего строение человеческого тела. В более раннем из них – роттердамском (1645, музей Бойманс-ван Бейнинген) с замечательной яркостью и какой-то поразительной откровенностью запечатлен облик молодого живописца, мятущегося, не чуждого резких порывов и крайностей, но в то же время наделенного незаурядной внутренней силой. Детей воспитывали и обучали французские гувернёр и гувернантка.

Он родился 3 мая 1889 года в Девентере в семье школьного учителя. Эта красивая молодая женщина была его музой и моделью на протяжении нескольких лет. Практически все крупные мастера этого времени не обошли ее стороной. После первой же выставки ван Меегерен снискал уважение местной знати. В "Положении во гроб", 1659-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), в огромном таинственном ночном пространстве, где все пронизано молчаливым единством и неподвижностью скорбных участников таинства, свет скрыт. И стоять будут вечно – время для них растянуто до бесконечности.

относятся лучшие создания Рембрандта в искусстве офорта. Этот жест вылеплен Рембрандтом из реального ощущения. К произведениям такого рода относятся Закат на реке (Эрмитаж), Коровы на берегу ручья (ГМИИ им. «Моление о чаше» Андреа Мантеньи обильно символами. С тоской и печалью сказал он им: "Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти. Человеческие фигуры здесь вполне подчинены тому, что происходит во Вселенной. Так было и с Плюшкиным.

годы, когда работал Жан Тассель. Это напоминает слова Христа о том, что он дверь и входящий через эту дверь спасётся.

Поздний Рембрандт характеризуется монументальностью композиций из крупных фигур («Аристотель с бюстом Гомера), многофигурностью композиций («Синдики», «Заговор Юлия Цивилиса»). Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). «Вакх» предлагает радости мира сего, развлечения ради развлечений. Как предполагают, причиной его переезда был крупный заказ гильдии амстердамских врачей на групповой портрет, получивший название «Урок анатомии доктора Тульпа» (ил. Так было и в случае с бесноватым. в своем большинстве уже не обладают прежней творческой мощью. Сюжет примыкает по своему содержанию к Noli me tangere («Не прикасайся ко мне» или «Явление Христа Марии Магдалине») (Ин.

Описание картины 
«Христос в Эммаусе»

Описание картины «Христос в Эммаусе»

Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин. Хочется спросить: неужели этот жалкий мужичок – ученик Христа. Пауль Поттер (1625 – 1654) изображает обычно пасущееся на лугах стадо коров либо ферму, около которой расположились коровы, лошади, козы, овцы и домашняя птица (Корова, смотрящаяся в воду, 1648, Гаага Коровы на пастбище, Гаага Ферма, Эрмитаж) иногда он пишет одно или несколько животных крупным планом на фоне пейзажа (Бык, 1647, Гаага Собака на цепи, Эрмитаж). На земле перед возвышением, где стоит Христос, на импровизированном ложе из прикрытой тряпьем соломы лежит обращенная к нам босыми ногами и пытающаяся привстать больная нищенка средних лет с обвязанной белой тряпкой головою.

В глубине трапеции, посередине, возвышается распятие. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей.

Резец гравера совершил чудеса. Лучшие из них- Автопортрет 1634 г. в Лувре и Портрет Саскии около 1634 г. в Касселе.

о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня. Но жизнь время от времени подвергает нас испытаниям, проверяет на прочность. «малые голландцы» (П.

Он пишет групповой портрет старейшин суконного цеха («Синдики», 1661-62, Государственный музей, Амстердам), добиваясь внешней простоты и эмоциональной непринужденности образа. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Именно в таком облачении Христос и Иаков.

В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность. В те же годы, когда им написана живописная серия "Святых семейств" (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов "Христос исцеляющий больных" (1642-1646-ой годы). Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Концерт», 1626 «Давид перед Саулом», 1627).

Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Эта женщина даже и не подозревала в своём соседе великого учёного. 1652), где облик художника полон простоты и вместе с тем высокого достоинства и луврский (1660), в котором мастер изобразил себя перед мольбертом с палитрой и кистями в руках, – в этом автопортрете беспощадная правдивость в передаче внешности дряхлеющего мастера соединяется с ярким воплощением его неугасающей творческой мощи. По одной из них, третьим персонажем сцены является сам Лука (т. Х), а по другой – апостол Петр (т. УН). Со временем он стал великим реформатором искусства гравюры (офорт, часто в сочетании с сухой иглой): виртуозно применяя повторные травления, создавая серийные оттиски, разнообразные по силе тона и штриха, добиваясь удивительной образной глубины содержания, он впервые (если не считать А. Дюрера) поставил печатную графику на один уровень с шедеврами живописи и литературы.

На месте Эм-мауса позднее был город Никополь. 21: 4). Изобразительная поверхность гравюры, как тонкая прозрачная пленка, перегораживает дорогу к высокому выходу в нескольких метрах от нас, в глубине справа. Все были потрясены красотой картины. Он пишет ряд картин на библейские темы в спокойных, теплых, красных и золотисто-коричневых оттенках («Святое семейство», «Давид и Ионафан»). Интересно, как менялось внутреннее содержание картин с этим сюжетом. Более свободно Рембрандт чувствует себя в автопортретах и в портретах своих близких.

Харменс ван Рейн 
Рембрандт ( )

Харменс ван Рейн Рембрандт ( )

Лукаво щурятся глаза, ласковая мимолетная улыбка появляется на устах. 8:26). Зрителю легко представить себя на месте персонажей картины.

Холм – символ высоты духа, а зелень холма символизирует бессмертие и рост духа святого в человеке. У Беллини действие происходит на рассвете, что символизирует конец темноты, в которой пребывало человечество до появления христианства. Их болезненные лица с выражением бессилия и упрямой надежды обращены к Христу, а одежды освещены таинственным, почти не дающим теней на земле светом.

Там, где он чувствовал себя менее связанным, он показал себя зорким наблюдателем в передаче индивидуального облика человека (Автопортрет, Гаага, Маурицхейс, Скрипач, Эрмитаж) там же, где он был скован условиями заказа и должен был дать портрет светского характера, свое преимущественное внимание он направляет на живописную сторону картины (Портрет дамы в ГМИИ им. И дом и хозяева и слуги были всегда чисты и опрятны. В течение двух дней Бредиус изучал картину и пришел к заключению, что «Христос в Эммаусе» – подлинное и притом первоклассное произведение раннего Вермера Делфтского: «Сюжет картины почти уникален для всего его творчества: в нем заключена такая глубина чувств, подобно которой нельзя найти ни в одной из его других картин. Отец прижимает сына к груди, прощая его.

Его восхищали работы замечательного живописца Яна ван дер Меера из Делфта или, как его называют, Вермера Делфтского. гал., 1634 Христос с учениками на пути в Эммаус, в луврск. На высоком полусухом дереве сидит пеликан – символ Бога Отца и жертвенной смерти Христа. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» (1632-33), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. " Иисус же, опять возопив громким голосом испустил дух.

«Христос в Эммаусе» 
ван Меегерена

«Христос в Эммаусе» ван Меегерена

В это же время в его трудах появились образы философов, праведников («Портрет ученого», «Иеремия» и пр. ). Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Если взглянуть на работы Тициана и Веронезе (обе в Лувре), то при всей яркости, своеобразии каждого из этих мастеров венецианского Возрождения, мы увидим удивительное внутреннее согласие художников в раскрытии смысла картины. Этот сюжет часто использовали художники и писатели. В ранние годы его искусство развивалось под воздействием фламандского мастера Адриана Браувера в произведениях этих лет преобладает резкий гротеск, сильное огрубление образов крестьян, граничащее с карикатурой, довольно условная характеристика реального окружения в колорите – холодные пестрые краски (Крестьяне в шинке, Дрезден). 22:44).

Могила милосерднее её, на могиле напишется: «Здесь погребён человек. » – но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости». Этот молчаливый диалог, поддержанный еще и теневым контрастом (Христос и сотник выделены более детальной штриховкой) и тем, что фигура коленопреклоненного римлянина помещена ниже ряда легионеров слева и учеников Христа справа, а фигура Христа – выше. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. С конца 1630-х и в течение 1640-х гг. Я – Иисус, которого ты гонишь.

К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Рембрандт создает абсолютно новый для европейского искусства тип Христа, свободный от элементов традиционной идеализации (если не считать сияющего нимба над головой), тип сжигаемого внутренним огнем аскета и мечтателя, олицетворение доброты и настойчивости. Художник показывает реакцию персонажей – волнение испуг, потрясение. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал. О жизни художника сохранилось очень мало сведений, неизвестно также имя его учителя. мог так измениться.

Но и Сам Христос, если следовать Писанию, был непримечателен внешне: «Нет в нем ни вида, ни величия, нет вида, который привлек бы нас к Нему, муж скорбей и изведавший болезни. » (Ис 53:2). А между тем доход в хозяйстве собирался по-прежнему и в прежнем размере.

Главным для него выступают идеи, созвучные с творчеством Пуссена, в которых высшей ценностью выступает одухотворенное рациональное начало, Божественный и одновременно Человечный порядок, царящий в мире и являющийся основой смысла и нравственности. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Разве не чудо, что из крохотного древесного семени, например, сосны, вырастает именно сосна. 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург «Симеон во храме», 1631, Маурицхейс, Гаага) уделяет особое внимание эмоционально-психологическим возможностям светотени. С неба Ему являются ангелы.

Таковы же «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660, Музей изобразительных искусств им. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Крупные, сильно вылепленные фигуры, плотно заполняющие почти все поле холста, редкая для Рембрандта четкая определенность в обрисовке персонажей, поразительный по своей драматической содержательности мотив освещения (заслоненная рукой служанки свеча усиливает впечатление внезапного разоблачения Петра), сложная игра отсветов пламени – таковы особенности художественно-живописного строя этой картины.

Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. И Христос и Марфа обращаются к ней. Обращал внимание на внутреннее состояние. Таков этапный для судеб исторической картины, драматически-напряженный «Заговор Юлия Цивилиса» (1661, сохранился в сильно обрезанном виде Национальный музей, Стокгольм) эта композиция на тему борьбы батавов против римской оккупации предназначалась для Амстердамской ратуши, но шокировала заказчиков своим новаторством и не была принята.

Христос в Эммаусе 
Рембрандт Хармес 
ван Рейн

Христос в Эммаусе Рембрандт Хармес ван Рейн

В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. В колорите главную роль обычно играет золотисто-коричневый общий тон. Из оставшихся двух один в удивлении приподнял салфетку (справа), другой, в центре, на одежде имеет раковину – знак странника или пилигрима, паломника. стала полуфигурная композиция крупным планом.

Другие были уверены, что оградили народ от опасного богохульника и соблазнителя. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Вот почему в композицию включена колонна, а персонажи задрапированы в античные одежды. 24:25). В живописи на библейские и мифологические темы законодателями вкуса становятся Герард де Лересс (1641 – 1711), мастер, тяготеющий к парадности французского академизма (Жертвоприношение, Эрмитаж) и Адриан ван дер Верф (1659 – 1722), в произведениях которого внешняя красивость и холодная вылощенность соединяются с фальшью и пустотой (Положение во гроб, 1703, Сарра вводит к Аврааму Агарь, 1696 обе в Эрмитаже). В картине Тинторетто лицом, объединяющим действие, является Мария.

Гости отметили, что, несмотря на видимую похожесть образов, – возраст, безбородость, некоторую женоподобность, – то, что предлагает юноша с картины «Вакх» кардинально отличается от предлагаемого Христом. Идейным центром картины является образ Цивилиса. Так как и на этом этапе своего творчества Терборх во многом сохранил свойственную ему большую свежесть и остроту зрительного восприятия, то в его картинах наряду со ставшими уже привычными для голландских жанристов типами действующих лиц встречаются персонажи, как бы выхваченные из жизни, данные без малейшего признака условности, например деревенский почтарь в эрмитажной картине того же названия (1550-е гг. ) или служанка в дрезденской картине Дама, моющая руки. В деталях пейзажа мы можем прочитать намеки на события, связанные с жизнью Христа.

Картина Караваджо 
«Трапеза в Эммаусе» 
и Рембрандта «Неверие

Картина Караваджо «Трапеза в Эммаусе» и Рембрандта «Неверие апостола Фомы» (краткое описание)

В ужасе от понимания предстоящих ему мучений и казни, он стремиться закрыть обеими руками свое склонившееся измученное, данное несколькими точными штрихами лицо. А. С. Пушкина. А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа.

Чтобы сделать свою гигантскую картину пригодной для продажи какому-нибудь частному лицу, сам художник вырезал из нее центральную часть с главными фигурами, придав ей современные размеры (1, 96 3, 09 м). Внизу, возле спящих учеников, мы видим птенцов пеликана. Его работы, выдержанные в серебристо-серой гамме с применением пятен красного, желтого, голубого, белого (в картинах Воувермана почти всегда имеется белая лошадь), хорошо написаны, но они лишены большого чувства. Но бытовая живопись голландцев имела и свои ограниченные стороны.

Ранее творчество 
Рембрандта — реферат

Ранее творчество Рембрандта — реферат

Усугубляется конфликт художника с бюргерским обществом. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Общественная сторона человеческого бытия оказалась вне поля зрения живописцев. Плющ, обвивающий камень справа от учеников, символизирует вечную жизнь и верность.

Ночь, упомянутая в легенде и со всей конкретностью рисующаяся воображению художника, окутывает мраком всю группу и с трудом позволяет разглядеть иные фигуры. Спаситель сказал: "Свершилось" (то есть исполнилось обетование Божие, совершено спасение человеческого рода). В последние годы жизни Рембрандта трагически складывается его личная судьба. Гоголя.

Затем следует полугодовое обучение в Амстердаме у известного живописца Питера Ластмана. Чрезвычайно показательно для метода позднего Рембрандта живописное решение этого полотна. Взгляду Горгоны была присуща магическая сила превращать все живое в камень. Требования жанра властно определяют и отношения мастеров к определенным темам. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. гульденов из них миллион достался художнику.

«Экскурсия по одной 
картине» пригласила 
всех на ужин в Эммаусе

«Экскурсия по одной картине» пригласила всех на ужин в Эммаусе

Еще более дивным произведением являются "Ученики в Эммаусе" (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров). Осенью 1669 года тихо, незаметно скончался величайший из мастеров голландской школы. Матфей рассказывает о явлении Христа Марии Магдалине. по заказу штатгальтера и особенно в Ослеплении Самсона (1636, Франкфурт-на-Майне). В центре площади находится памятник Рембрандту. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность.

К числу лучших произведений лейденского периода принадлежит картина «Христос и ученики в Эммаусе» (ил. Ее солнечно-золотистый плащ падает сзади, образуя мягкие воздушные складки. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Это римская лацерна, как ее понимал художник. Но это это только начало. Его картина – подлинная и увиденная участником события, горюющим и озабоченным человеком из толпы, окружившей крест.

Цены были то низкие, в два гульдена за картину, то поднимались до четырех тысяч гульденов (один гульден – примерно двадцать пять копеек). Один из популярных сюжетов в западноевропейской живописи. 20: 14-18) и посвящен событиям Воскресения Христова. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах действующих лиц написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.

Варварская галерея 
/ Рембрандт Харменс 
ван Рейн (1606-1669)

Варварская галерея / Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)

На картине Вермеера «Христос в доме Марфы и Марии» только три действующих лица.

Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Интересно остановиться на одеждах, в которые облачены персонажи. Рембрандт – поэт страдания и сострадания.

В 1623 году переехал в Амстердам, где учился у Питера Ластмана. Христос сказал им: «Душа моя скорбит смертельно побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф. В одних картинах этого времени еще слишком заметна зависимость от Ластмана, в других молодой художник, обращаясь к бытовому жанру испытывает воздействие утрехтских караваджистов (Меняла, 1627, Берлин), в третьих он более самостоятелен, но чрезмерно увлекается грубостью типов и мелодраматическими эффектами (Самсон и Далила, 1628, Берлин). А люди не воскресают.

Иисус Христос в 
живописи и графике

Иисус Христос в живописи и графике

Пот, подобно крови, стекает с него на землю. Критики начали ставить под сомнение подлинность его творческого таланта. Контуры второго и третьего ярусов образуют гигантский квадрат. В противоположность этим многочисленным группам, все пространство между фигурой Христа и правым краем офорта затенено и на черном фоне мы видим множество больных, увечных, калек и страждущих, бедняков и нищих. Это был ни с чем не сравнимый ужас.

В сходном плане решен и портрет Яна Сикса (1654, Амстердам, собр. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в дрезденском «Автопортрете с Саскией на коленях» (1636). Если у Рубенса обнаженное мертвое тело Христа сохраняет и мощную мускулатуру и благородные очертания, то у Рембрандта это – жалкий комочек материи, бессильно свисающий на руки старика-апостола.

впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. Более самостоятелен Гельдер в таких произведениях, как Руфь и Вооз (Вена), Авраам и три ангела (Роттердам), а также в портретах, среди которых выделяются своим сюжетным и композиционным построением автопортрет из Эрмитажа и Художник в мастерской (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт). Основа воздействия картины заключена не столько в характеристике отдельных действующих лиц (как раз здесь молодой художник обнаруживает еще свою слабость), сколько в наполняющем картину настроении эмоционального подъема. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

Высшей степени драматизма Рейсдаль достигает в картине Еврейское кладбище (два варианта – в Дрездене и Детройте), где из мрака выделяются белый искривленный ствол высохшего дерева и руины старого здания, а водный поток пробивает себе путь среди мраморных надгробий. Но так как человеческие чувства у Плюшкина развиты были очень слабо, да и не заботился он, целиком погружённый в хозяйство, о сохранении и совершенствовании своих душевных качеств, он не устоял перед невзгодами, со временем превратившись в «прореху на человечестве», так что Чичиков, увидев его, долго не мог определить, кто перед ним – мужик или баба, – наконец решив, что это ключница барина. С описанной нами группы из трех женщин между зрителем и Христом начинается шествие печальных фигур. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Вот в эту минуту, капризной, нежной, кокетливой и показал ее Рембрандт.

Похожие темы научных 
работ по искусству 
и искусствоведению

Похожие темы научных работ по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Яо Михаил,

На голове у нее пышный венок, в руках жезл, увенчанный цветам. И, однако, на склоне лет художник достигает вершины своих творческих возможностей. Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши. Все эти средства преследуют одно – максимальную выразительность образа, – будь то выполненный в технике прозрачного штриха Слепой Товий (1651), где так трогательно передано трагическое одиночество старца или почти целиком погруженное в глубочайший мрак Поклонение пастухов в хлеву, поразительное Принесение во храм (ок. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне.

И он стал проповедовать христианство в Малой Азии и Греции, Риме и Испании. События, происходившие после распятия Иисуса Христа, описываются у всех евангелистов. В литературе есть две трактовки. дом Рембрандта), который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства.

Однако пусть свершится не то, что я хочу, но то, что ты хочешь". Он заимствовал у мужа своей сестры некоторые элементы композиции и символики. Этот же атрибут встречается и в других композициях на этот сюжет, в частности, в работах Веронезе и братьев Ленен. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь.

Воскресение из мёртвых Иисуса Христа стало поворотным событием в судьбах апостолов. Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Это групповой портрет медиков, которые изображены вокруг анатомируемого тела.

Мощная фигура вождя батавов, увеличенная высокой тиарообразной шапкой, возвышается над остальными заговорщиками его грубо высеченное лицо с широко раскрытым единственным глазом, обрамленное красными волосами и бородой (Цивилис по обету выкрасил волосы в красный цвет до победы над римскими легионами), воспринимается как воплощение огромной несгибаемой силы. Дорофею, у которого Клеопа – это Симеон «Сродник» (или по-гречески Зеслосиод деспосин, т. е. К лучшим офортам этого времени относится Смерть Марии (1639) – многофигурная композиция, полная большого чувства скорби, предвосхищающая грандиозные по силе эмоционального звучания более поздние работы мастера. о банкротстве.

Это означает, что Мария всем сердцем приняла учение Христа. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. В известной Головке девочки (Гаага, Маурицхейс) теплая гамма уступила место холодному жемчужному тону преобладающими стали сочетания лимонно-желтого с синим.

Текст научной работы 
на тему ««Христос 
в Эммаусе» или «Путешествие

Текст научной работы на тему ««Христос в Эммаусе» или «Путешествие в Эммаус»»

Последовавшее за ними большое крупнофигурное полотно У сводни (1656, Дрезден, Картинная галерея) свидетельствует о новаторских возможностях Вермеера. Жюри делтфского конкурса живописи для студентов, покоренное традиционным голландским стилем и виртуозностью исполнения, единодушно присудило ему первую премию за акварель «Интерьер церкви Сен-Лоран». Художник с удовольствием писал ее портреты: «Автопортрет с Саскией на коленях», написанный во время медового месяца, портрет «Саския с цветком», созданный незадолго до ее смерти. К 1655-му году относятся оба варианта одного из последних офортов "Христос перед народом" или "Се человек", размеры которого (длина сорок пять, высота тридцать девять сантиметров) значительно превосходят все предыдущие гравюры мастера, уступая лишь "Трем крестам". Почти не имея заказов, в середине 50-х годов он терпит банкротство.

На картинах Рембранта из Эрмитажа училось не одно поколение русских художников. Другой ученик припадает ко Христу, преклоняя колени, сбивая на пути стул. В 1935 году ван Меегерен написал одного Франса Халса, одного Терборха, двух Вермеров.

Лучшим его произведением является известная Аллея в Миддельхарнисе (Лондон, Национальная галерея), в которой сходящиеся в перспективе два ряда тонких высоких деревьев стремительно увлекают взгляд зрителя в глубину. Скала бесплодна. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Во время ужина «Он был узнан ими в преломлении хлеба» (Лк.

Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Сам ван Меегерен не сомневался, что рано или поздно его гений будет признан. Он продает свое имущество и живет на окраине Амстердама в еврейском квартале. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Когда пришли в Эммаус, ученики пригласили Иисуса Христа с собой поужинать.

Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. И мы, против воли своей, заступаем место подлинных слушателей. Он в красном хитоне (символ крестных мук) стоит на коленях на зелёном холме. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля.

Однажды к апостолам привели бесноватого мальчика, прося исцелить его, но они не смогли излечить больного, зато это сделал Христос, а ученикам так объяснил их неудачу: «По неверию вашему ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда» и она перейдёт и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. Этот период творчества совпал с его личным банкротством. Только угроза обвинения в коллаборационизме заставила его «раскрыть карты». Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки.

Скорбно смотрит вниз знающий свою судьбу измученный Христос. В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске. Христос, преломив хлеб и благословив их, наконец был узнан, но тут же «стал невидим для них».

Сюжет прост. Служанки оправляют постель, хозяйка забавляется с собачкой или умывает руки, Терборх. И, однако, в офорте ощущается двойственность, противоречивость: будничная повествовательность в передаче образов ярко освещенных фарисеев и обывателей спорит с драматической насыщенностью эмоциональной атмосферы вокруг несчастных, больных и калек. В центре его творческих поисков появляется образ бедного Христа («Христос в Эммаусе», 1648, Лувр, Париж), («Святое Семейство», 1645, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. Судьба «Христа и грешницы» была решена. товки у Тасселя нет, его смысл несколько отличен. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень».

Подпишитесь на нашу 
почтовую рассылку

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку

Для чего ты меня оставил. Грозна, страшна грядущая впереди старость и ничего не отдаёт назад и обратно. Рембрандт выступает здесь как график космического, одушевляет и делает живыми неподвластные человеку могучие стихии.

замуж за Зеведея и ставшая матерью апостола Иакова Старшего и Иоанна Евангелиста). В его многофигурных композициях яркая характеристика образов соединяется с убедительной передачей их бытового окружения (В деревенском кабачке, 1660, Дрезден). Джованни Беллини отталкивался при создании своей картины «Моление о чаше» от разобранного выше произведения Андреа Мантеньи.

Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Эта аллегория указывает на добровольную жертву Христа ради спасения человечества, ради нравственного воскресения людей. Переезд Фабрициуса в 1550 г. в Дельфт открывает новый этап его творчества. 13: 31).

26), хранящуюся ныне в московском Музее изобразительных искусств. Переходя на центральную группу и акцентируя ее, свет вызывает множество оттенков. Фома не верил в воскресение Христа, пока не потрогал Его раны.

А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров). Для него телесное – враг духовного. Всё похоже на правду, всё может статься с человеком. Неотъемлемая особенность его рисунков – большая эмоциональная выразительность. Так называемый лейденский период творчества мастера продолжается до 1631 года.

Таким образом, он как бы заставлял время подняться из глубины картины на поверхность. Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью. Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины.

Воодушевление Эсфири и зловещая затаенность Амана выражены уже в колористической характеристике этих образов: излучающей свет Эсфири (ее красочный лейтмотив – горящий изнутри красный тон платья и сверкающее золото мантии) противопоставлен как бы окутанный зловещим облаком Аман (лейтмотив которого – сгущенный темно-красный тон). Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. По-видимому, он стоит на пороге смерти. 24:35), но в этот момент Христос стал невидимым. Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. На это Иисус ответил ему: «Ты поверил, так как увидел Меня блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. Бредиус опубликовал восторженную статью, посвященную неизвестному шедевру Вермера в солидном журнале «Берлингтон мэгэзин».

Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. Мост, соединяющий два берега, символизирует переход из одного мира в другой: от мира смертных и смерти к миру вечной жизни, бессмертия. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. Наряду с религиозной живописью важнейшим жанром для молодого Рембрандта становится портрет старательно изучая мимику, фиксируя в ту пору даже резкие, гротескные гримасы, он делает портретные образы (в том числе автопортреты, а также изображения родных и близких ему людей) постоянным аккомпанементом своих творческих исканий, придавая им тем самым беспрецедентную по искренности человечность.

Он расстилает на носилках, тянущихся к левому нижнему углу офорта, на первом плане, белую плащаницу. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров.

Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа. По случаю праздника наместник отпускал того из узников, которого выбирал народ. От Леонардо да Винчи, Рафаэля и Тициана на юге Европы до братьев Ван Эйк, Гольбейна, Рубенса и Ван Дейка на европейском севере как только ни изображали его, то в божественном, то в человеческом, то в преображенном виде.

Его образ полон глубокой внутренней значительности. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Гораздо более важен был вклад Фабрициуса в жанровую живопись.

Иисус Христос, «находясь в борении, прилежнее молился и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. Художник увлекается жанровыми мотивами особый интерес к социальным низам общества проявляется у него в многочисленных изображениях нищих, в повествовательной сцене Продавец крысиного яда (1632). Поверхностное восприятие элементов искусства барокко сильнее всего сказалось в некоторых картинах из цикла Страстей Христа (Мюнхен), выполненных Рембрандтом в 1636 – 1639 гг. Почему им так важно изображение такого сна. В композиционном построении своего гигантского полотна Рембрандт во многом использовал опыт монументальной живописи итальянского Ренессанса и прежде всего ватиканских Станц Рафаэля (как видно из эскизов, для композиционного построения Заговора Цивилиса характерны повышенная роль архитектуры, равновесие масс, симметричное расположение групп).

Наполненная прежде народом, левая часть офорта осталась почти пустой. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Над апостолами мы видим ветку вечнозелёного мирта. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Картина Караваджо «Трапеза в Эммаусе» – второе произведение художника на сюжет явления Христа. дв., 1657 и др. ). Из числа современников Рейсдаля наиболее крупным пейзажистом был Мейндерт Хоббема (1638 – 1709), автор полных спокойствия и мягкого лиризма картин изображающих уголки леса и водяные мельницы (Лес, Эрмитаж Мельница, Амстердам).

В 30 гг. Николас Мас (1634 – 1693), некогда ученик Рембрандта и автор интересных по замыслу, привлекательных по своей живописи жанровых картин, ныне имитируя ван Дейка изображает представителей голландского патрициата в формах барочного парадного портрета. Отец Рембрандта был владельцем нескольких домов, садовых участков и мельницы. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8.

развивается под знаком напряженных и зачастую противоречивых поисков значительного образа. В последние годы творческой деятельности Вермеера, когда его искусство оказалось затронутым общим упадком голландской живописи, его жанровые сцены приобрели оттенок поверхностного анекдотизма (Любовное письмо, Амстердам, Рейксмузей) у него появляется надуманная аллегорическая композиция (Аллегория веры, Нью-Йорк, Метрополитен-музей). В молодости он «был бережливым хозяином. 17:20).

Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). Библейско-евангельские сцены отмечены печатью трагизма — с телами и лицами, как бы самосветящимися на темном фоне («Ослепление Самсона», 1636, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне «Жертвоприношение Авраама», 1635, Эрмитаж «Снятие с креста», 1633-1634, варианты в Старой пинакотеке, Мюнхен и Эрмитаже). Человек в продолжение всей жизни видит вокруг себя одни и те же предметы окружающего мира, существующие по неизменным законам наблюдает одни и те же явления природы да и сама человеческая жизнь в основе своей протекает единообразно: человек рождается, растёт, учится, трудится, растит и воспитывает детей, старится и умирает. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Таким образом, одежда изображенных являет собой творческую переработку художником современных и древних элементов. О том, до какой степени снижения могут быть доведены некоторые изобразительные приемы Рембрандта, свидетельствуют произведения Геррита Доу (1613 – 1675), ученика Рембрандта в самые ранние, лейденские годы.

А над всем этим двувременьем высится крест с телом Христа. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Вокруг его головы художник написал сияние. Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе происходило великое знамение. Здесь видны особенности обоих стилей. В Девушке с письмом (Дрезден, Картинная галерея) и Офицере и смеющейся девушке (Нью-Йорк, музей Фрик)непосредственность видения, столь ярко проявившаяся в предшествующих полотнах, несколько отступает перед обобщающей тенденцией.

Верхняя часть гравюры закруглена, ее края образуют как бы арочный проем окна, через которое мы с изумлением и невольным страхом наблюдаем действие. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630).

На картине в центре Христос, благословляющий и преломляющий хлеб. В 1634 году Рембранд женился на Саскии. У подножия крепко спят трое Его любимых учеников.

Спаситель, склонившись к Марии, беседует с нею. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно столько выручил за него художник на аукционе. Он звал смерть как освобождение, но она не приходила. Христос в Эммаусе.

«Чудо явления стало чудом живописи», – писал искусствовед де Фрис. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Здесь прежде всего стоит упомянуть о написанной Рембрандтом в 1632 году картине «Урок анатомии доктора Тульпа». Здесь же подчеркивается естественность, человечность происходящего: лишь неяркий нимб над головой Иисуса и восторженный, устремленный ввысь взгляд указывают на Его божественность, которой, очевидно, не замечает мальчик-прислужник.

Разве не чудо рождение человека. Евангелие от Луки не называет его имени вообще. И Акрисий заточил свою единственную дочь Данаю в недоступную башню.

Дух оптимизма, рожденный эпохой буржуазного развития Голландии, не был чужд и Рембрандту. Жанровые элементы проникают у него и в библейские сюжеты (офорт Возвращение блудного сына 1636). Остаде достигает прекрасных результатов в выработанном им типе небольшой одно-фигурной композиции (иногда в таких картинах на фоне бегло намечены другие персонажи), например во Флейтисте (ГМИИ им.

С этого времени он теряет заказы, от него уходят ученики. 24: 13), что составляет около 20 км. Грациозно наклонив головку, она поворачивает к нам свое лицо. Работает над гравюрой «Христос исцеляющий больных» известный под названием «Лист за сто гульденов». А энергичный и деятельный брат его Иаков был казнён отсечением головы.

Образ Христа на картине «Ужин в Эммаусе» сравнивался с образом «Вакха» кисти Караваджо. А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: "Боже мой.

Колорит праздничный, по-особому нарядный (цветовая гамма здесь необычна для Рембрандта – общий тон построен на тонких оттенках розового и зеленого). Это указывает, что в учениках ещё много человеческих слабостей, которыми и объясняется их сон. Но при сравнении, например, картин «Моление о чаше» Андреа Мантеньи, Джованни Беллини, Альтдорфера и Эль Греко (вариант, находящийся в Испании, в церкви Санта Мария города Андухар) видно, как не похожи картины друг на друга, хотя изображено одно и то же событие, случившееся в одном и том же месте и с одними и теми же действующими лицами. Над ними нависает громада пышного, темного балдахина. К самым замечательным образцам рембрандтовского портретного искусства позднего периода должен быть отнесен портрет Брейнинга (1652, Кассель).

Другую руку он столь же усталым жестом положил на подлокотник невидимого нам сидения справа, готовый снова обратиться к сочинению положенной на импровизированный стол рукописи очередного послания. После распродажи в 1657-58 гг. Рембрандт отличается от других голландских живописцев широтой тематики: ему принадлежат высшие достижения почти во всех живописных жанрах – в картинах на библейские и мифологические сюжеты, в историческом жанре, в портрете, пейзаже и натюрморте (он не работал – если не считать нескольких ранних опытов – только в области жанровой картины). На картине он изображен слева. Всё сказанное Иисусом наводит их на глубокие размышления. Во время ужина «Он был узнан ими в преломлении хлеба» но в этот момент Христос стал невидимым.

Усложняется техника офорта добавляя к травленому штриху сухую иглу, мастер использует для достижения большей живописности шероховатости краев штриха (так называемые барбы), применяет различные способы травления, а также нанесения краски при печатании наконец, он вносит изменения в доски после получения готовых оттисков, в связи с чем многие офорты известны в нескольких состояниях. Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы. Тема Христа в Эммаусе была популярна в живописи вплоть до конца XVII столетия. Его жена постоянно приходила ко мне за сковородкой».

Габриэль Метсю (1629 – 1667) более склонен к повествованию иногда к анекдоту характеристики действующих лиц у него проще и бесхитростней. 17 века относится расцвет голландской пейзажной живописи. У Марка он также является Марии Магдалине изгоняя из нее предварительно семь бесов (Мр.

Наконец, умерла и младшая дочь. Образы его нередко грубоваты, его излюбленные герои – веселые собутыльники, подгулявшие бюргеры (Гуляки, Эрмитаж Веселое общество, Будапешт и ряд других полотен). Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. родственник Христа) и именно ему, по утверждению апостола, явился Христос. Тогда художник бросил вызов: если ему позволят работать в своей мастерской и обеспечат необходимыми материалами (а также морфием), он создаст нового Вермера. Его юное лицо явно контрастирует с загорелыми старческими лицами его учеников.

В эрмитажном Портрете старика в красном (ок. Так, Жертвоприношение Авраама (1635, Эрмитаж) обнаруживает следы сильного воздействия итальянского барокко, проявляющиеся в мелодраматической трактовке ситуации, в идеализации образов использовании эффектных ракурсов. Новый этап открывается эрмитажной картиной Прощание Давида с Ионафаном (1642, прежнее название -Примирение Давида с Авессаломом). Ни в одном живописном произведении трагическое мироощущение Рембрандта не оказывается выраженным в столь глубоко личном претворении и только в офорте, часто оказывавшемся своего рода творческой лабораторией художника, он позволял себе с такой безудержностью выразить свое настроение, свое ощущение одиночества, свою жажду сочувствия, которые овладевают им в середине пятидесятых годов после окончательного разрыва не только с торгашеским обществом, но и с официальными художественными кругами Амстердама. Сверкание факела, который просунут между освещенным им столбом и еще более ослепительным покрывалом, господствует над сценой. Чтобы близкие не могли спасти распятых, у крестов выставлялась вооруженная охрана.

Напротив, выполненное в том же году Похищение Ганимеда (Дрезден) построено на нарочитом снижении традиционного идеального образа воплощенное в монументализированных формах изображение некрасивого плачущего младенца, уносимого могучим орлом, производит почти пародийное впечатление. У третьего ангела – колонна, символ Страстей Господних. В образе Клеопы аллегорический современник живописца встречает воскресшее и вернувшееся навсегда рациональное начало.

Ученики, удивлённые его кажущимся неведением, рассказывают о событиях последних дней. Тинторетто резко противопоставил сестёр. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. У Эль Греко действие картины происходит также ночью, при луне.

Тематика его – быт состоятельного бюргерства, галантные пары за завтраком (Завтрак, ок. Так у Плюшкина «сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, хоть разводи на них капусту, мука в подвалах превратилась в камень и нужно было её рубить, к сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль». 1632--1642 годы--счастливое десятилетие в его жизни. Замученные ужасными болезнями и голодом, нищетой и бесправием, обреченные рабовладельцами на гибель, люди эти верят в свершение удивительного чуда.

Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора». И в глазах Плюшкина виден был ум, а речь его – говорит Гоголь – проникнута была «опытностию и познанием света». Когда пришли в Эммаус, ученики пригласили Иисуса Христа с собой.

Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. 16: 9). В сентябре 1945 года в доме на Кайзерхрахт под постоянным наблюдением полицейских ван Меегерен закончил свою последнюю картину под Вермера – «Молодой Христос, проповедующий во храме».

Глубина раскрытия образа, многоплановость психологической характеристики, умение выразить самые зыбкие и неуловимые душевные движения – все это особенно характерно для автопортретов Рембрандта, в которых, несмотря на их большое число (всего до нас дошло около ста автопортретов художника многие из них написаны в поздний период) изумляет бесконечное богатство психологических аспектов, умение уловить все новые и новые нюансы характера, мысли, чувства. Один апостол медленно привстает со стула, начиная узнавать Учителя. Клеопа же одет в одежды имеющие характерные для моды первой половины XVII века детали. Как свидетельствуют источники, картина Рембрандта приобрела очень широкую известность. Подобное ощущение человека как слабой некрасивой плоти и напряженно сосредоточенной в себе души воплощено в листе "Христос в Гефсиманском саду", 1653-ий год (длина двенадцать, высота девять сантиметров).

Число посетителей огромно. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и гравюры, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643). Но мы удивляемся не чуду, а тому, что там, где оно ожидается, шествие останавливается, в то время как никакого чуда не происходит. Как литератор он был известен не меньше, чем в качестве художника, а его изданное в Роттердаме в 1678 году «Введение в искусство живописи» выдвинуло Хогстратена в число первостепенных теоретиков XVII века (в отличие от Рембрандта, так и не посвятившего своей почти 30-летней истории преподавания ни одного трактата или статьи).

Так исчезло нагромождение подробностей из которых трудно было извлечь основной смысл. Это характеризует учеников Христа: они будут верны Его учению, обретут вечную жизнь. Библейские сюжеты Стен обычно также воплощает в бытовых формах. Яркий рассказ римского историка Тацита повествует о том, как Цивилис под предлогом пиршества собрал в священную рощу главных представителей своего племени и наибольших смельчаков из простого народа и призвал их к восстанию решение о восстании было скреплено взаимной клятвой. С ним были Пётр и братья Заведеевы – Иоанн и Иаков. Rembrandtplein) в честь великого художника.

Итак, я прикажу наказать его, а потом освобожу". У Вермеера нет резкого противопоставления Марфы и Марии, ведь недаром они сёстры. Он выделяется уже своими огромными размерами и монументальным размахом (Нынешние размеры картины 3, 87 5, 02 м. Первоначальные размеры были еще больше в 18 в. картина была обрезана со всех четырех сторон, что нарушило ее композиционную логику. ). Ван Меегерен не сомневался в своих творческих способностях.

Несколько своих «подлинных» Вермееров он продал Генриху Герингу, за что был арестован и отдан под суд как сотрудничавший с гитлеровцами преступник. На Христе и среднем персонаже (святой Иаков. ) поверх одежды имеется короткая накидка, закрывающая плечи и являющаяся дополнительным элементом, защищающим от дождя. Пожалуй, ни одно другое полотно Рембрандта не внушает столь возвышенных чувств. Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Внимание обеих сестёр приковано к Спасителю, Его слова и жест объединяют всё действие. И похоже это на правду. В 1660-е гг. В центре Христос, спокойно разъясняющий смысл Священного Писания.

муз., 1648: гравюра Христос исцеляет больных Поклонение волхвов, в букингемск. Мастер выполнил более 400 картин (не считая многочисленных несохранившихся произведений), а также 287 гравюр и тысячи рисунков. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Возле них три что-то грызущих кролика. Фигуры разбойников корчатся в агонии. Евангельское прошлое призвано здесь соединиться с окружающей художника действительностью.

Сумрачно-таинствен «Урок анатомии доктора Деймана» (или «Вторая анатомия», 1656 сохранился лишь фрагмент картины, Государственный музей, Амстердам). Его беспокоили лишь технические вопросы. Та же атмосфера психологического откровения царит в портретах, где фокусом интереса все чаще предстает лицо, либо лицо и руки, проступающие из мягкой светотени: портреты человека в золотом шлеме (около 1650, Картинная галерея, Берлин-Далем), Яна Сикса (1654, собрание Сикса, Амстердам), читающего Титуса (1656, Художественно-исторический музей, Вена). Для ее выражения в живописи художник выбрал тему их Евангелия. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Вместе с тем индивидуальность его творчества постепенно обеднялась.

И если люди за внешним видом окружающих вещей не умеют разглядеть их сокрытую сущность их тайну, то в отношениях их друг к другу ещё больше близорукости и легкомыслия. Главная задача обоих мастеров показать масштабность всего сущего.

Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Среди самых прославленных его офортов — так называемый «Лист в сто гульденов» («Христос исцеляющий больных», 1643-49), «Три дерева» (1643), «Три креста» (1653), так называемый «Фауст» (около 1652), «Христос в Эммаусе» (1654), «Се Человек» («Христос перед толпой», 1655). В Евангелии указывается, что Эммаус находился примерно в 60 стадиях от Иерусалима (Лк. 20:29). (Лк. В последний путь его провожала только дочь Корнелия. До 1660 года продолжалась работа над последним офортом Рембрандта, «Три креста» (не закончен).

Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб. Сон – символ духовной смерти. 24: 10) (Мария Магдалина, Иоанна, Мария Клеопова), а затем двум ученикам Христа, шедшим в Эммаус (Лк.

Тем не менее роль его в эволюции голландской живописи чрезвычайно значительна. Интимностью настроения, теплотой лирического чувства овеяна сложная по композиционным и пространственным приемам, мягкая по живописи Спящая девушка (Нью-Йорк, Метрополитен-музей). В 1654-ом году Рембрандт гравирует один из самых великолепных своих офортов – "Снятие с креста" (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), в чем-то схожий с написанной им за двадцать лет до того картиной из Эрмитажа, с которой мы уже знакомы.

И с неба сошёл к Нему ангел Господень, поднося Ему чашу, чтобы укрепить Его. Она соединяла физическую пытку с нравственным унижением. Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. Созданные в мастерской работы принесли художнику известность и благополучие.

Второй, лондонский автопортрет (1654, Национальная галерея), созданный в год трагической гибели художника, представляет его полным мужественной зрелости – это человек на пороге больших свершений. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов.

А. С. Пушкина, Москва), «Отречение Петра» (1660, Государственный музей, Амстердам), «Портрет супружеской четы» (так называемая «Еврейская невеста», около 1662, там же), «Возвращение Блудного сына» (около 1668-69, Эрмитаж), другие сюжетные картины и портреты этого периода, в том числе созданные в последний год жизни автопортреты — образ смеющегося Рембрандта (Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн) и автопортрет из лондонской Национальной галереи. В слабо освещённой комнате за столом находятся четверо просто одетых мужчин. Хорошим образцом нового стиля Остаде является Сельский концерт (Эрмитаж), где лишенная какой бы то ни было идеализации обрисовка облика некрасивых и бедно одетых крестьян, слушающих музыку, не препятствует выражению поэтического чувства. На ней тёмная одежда, она олицетворяет тёмные, враждебные всему духовному силы. Ведь, несмотря на проявление минутной слабости, Христос сказал Богу Отцу: «Не Моя воля, но Твоя да будет».

Эта высокая оценка в наибольшей мере относится к его поздним произведениям. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Этот выход задрапирован тяжелыми материями. Боже мой. Размышляя об этом сюжете, вполне уместно вспомнить Н. В. 20).

Наиболее отчетливого выражения пленеристические искания Фабрициуса достигли в одном из его самых своеобразных произведений – гаагском Щегленке (1654). Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы. Рембрандт поднимается до осознания непреходящей ценности человека. Вдали, на горизонте, то есть вдоль линии, пересекающей картину пополам по горизонтали, в ночной мгле вырисовываются укрепления и купола города.

Отчетливо различимы фигуры двух-трех десятков человек. Время между 1642 и 1650 гг. Лука рассказывает о том, что в первый день недели (воскресенье) «двое. Жертва Христа здесь трактуется как неотъемлемый атрибут Существования Жизни. К великолепным образцам жанровой живописи Терборха относится Бокал лимонада (Эрмитаж). Еще дальше идут в этом направлении Абрахам Темпель и Каспар Нетсхер.

Но здесь они одухотворены и ожиданием чуда и горячим сочувствием самого художника к их страданиям. Эта непосредственная апелляция к зрителю, который из свидетеля драмы превращается в ее невольного участника, не имеет аналогии в других рембрандтовских гравюрах и перекликается с последними живописными полотнами Рембрандта, преисполненными таким же трагизмом и просветленностью, внутренней растроганностью и человечностью (картина "Давид и Урия"). Сбылось обещание Христа о Воскресении, сбылись надежды и чаяния учеников, что Он – Мессия.

Одним из выдающихся произведений позднего периода является картина Иаков, благословляющий сыновей Иосифа (1656, Кассель). 1660), свободная, нарочито угловатая по композиционному построению, с серо-стальным общим тоном, с которым красиво сочетаются звучные пятна чистого цвета или составляющая ей своеобразную противоположность по своей элегантности, по строгой законченности композиционной структуры, по эффектам солнечного освещения Женщина, надевающая чулки (1663, Лондон, Бекингемский дворец). Испытав сильное влияние караваджизма, уже в ранних, небольших по формату вещах («Принесение во храм», ок.

С 1642 года в жизни Рембрандта начался сложный период, обусловленный личной трагедией (смерть Саскии) и ухудшением материального положения. Рейсдаль глубже других пейзажистов понял возможности света – свет играет в его картинах очень большую роль, определяя их эмоциональное звучание – умиротворенное чувство эрмитажного Морского берега, предгрозовое состояние Вида деревни Эгмонд, глубокое настроение Зимы (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт), мрачный трагизм Еврейского кладбища. Но есть и значительные отличия от картины Мантеньи. За картину «Христос и грешница» Геринг заплатил один миллион 650тыс.

Крестьяне обычно выглядят драчунами и забияками. гал. ), Портрет Саскии (в дрезд. Художник передал ему очередной шедевр Вермера – «Христос и грешница» с просьбой найти покупателя в Голландии. Но на самом деле действие на картине происходит днем. Наиболее распространенным жанром в голландской живописи 1640 – 1660-х гг.

Характерна в этом отношении работа «Аристотель перед бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1960 году его наследниками американскому музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов. В этой картине Рембрандт широко пользуется методом игры рефлексов. Оно подчёркивает духовный сон учеников. Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается. в Амстердаме) и Возвращение блудного сына (имп.

Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Поток людей кажется бесконечным. По скале от молящегося Богочеловека убегают кролики – символ робости и плотских похотей. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. Среди них была и картина «Христос в Эммаусе», которая в 1937 году специалистом по голландской живописи Бредиусом была признана подлинным произведением Вермеера Дельфтского.

Он пишет сцены быта состоятельных бюргеров и крестьянства, но главным образом из жизни мелкого бюргерства он не ограничивается эпизодами повседневного домашнего быта – у него очень много картин изображающих попойки в трактирах, празднества (например, Праздник бобового короля Кассель), маленьких детей в школе и многие другие разнообразные мотивы. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Введение во храм» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Локоть одного из учеников Христа, корзина с фруктами и рука другого ученика словно выступают за пространство картины и соединяют его с миром, где находится зритель, позволяя «войти» внутрь.

Он хочет создать не просто картину великого мастера XVII века он хочет, чтобы за этой картиной было признано решающее место в творчестве мастера. Если в картинах, посвященных истории Амана, результатом конфликта является непримиримое осуждение, как бы ни было тяжело оно для самих выносящих приговор, то о гуманной прощении и о глубоком раскаянии человека, совершившего горькую ошибку, повествует знаменитое произведение Рембрандта «Возвращение блудного сына» (ил. Успех был потрясающий. Цвет одежд Марии и Христа перекликается между собой. Огромную роль светотень играет и в композиции. Мажорные тона в его творчестве сменяются на более спокойные.

Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру. В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда. Пилат обращается к кому-то как бы поверх голов по-видимому, к нам.

Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. Освободившись, умерла через год. Большинство видят только внешность другого, не проникая в глубинную сущность его. В эту пору создаются многие из лучших автопортретов, а также замечательные пейзажи (Рембрандт писал их вплоть до 1654), где природа и деяния человеческих рук, природа и история сливаются в единую почвенно-землистую массу, согретую теплым сиянием и живущую своим мерным, величавым ритмом. Спящие ученики отделены от Христа спиленным мёртвым деревом.

Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя. Более свободной, легкой предстает живописная манера мастера, растут масштабы композиций. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни.

Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). 26:38). «Возвращение блудного сына» -- это как бы итог мудрых раздумий Рембрандта о мире и людях. В жертву ему была отдана дочь эфиопского царя Кефея, красавица Андромеда. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма.

По контрасту с ним образ Христа наполнен иными неземными смыслами, глубиной и силой. в эрмитажной Данае). В ответ незнакомец «начав от Моисея из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании». Вот таким образом Иисус и сказал им: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки. ».

Буквально весь мир подключается к безграничному восхищению картиной. Акцент на психологическом переживании события, которое Рембрандт хочет увидеть как бы глазами его участников, особенно ярко выражен в «Христе в Эммаусе». Слева от роскошно одетого Пилата, сжимающего в руках длинную пику, мы видим высокого полуобнаженного Христа с перекрещенными на животе и связанными руками. Однако слегка запрокинутая голова говорит о молитвенном взгляде, обращенном на Христа, а положение плеч – о перекрещенных на груди руках.

Рембрандт все чаще драматически укрупняет фигуры («Иаков, благословляющий сыновей Иосифа», 1656, Картинная галерея, Кассель), окутывая образы обаянием неизъяснимой тайны (как в так называемом «Польском всаднике» или «Путешествии Блудного сына», около 1655-57, собрание Фрик, Нью-Йорк). Спаситель возвращается не просто в жизнь, а приходит к каждому человеку. Монументальная героическая фреска «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена. Это символ ступеней её духовного роста, её стремления к познанию небесного, божественного.

«Даная», как и «Флора», относится к тому периоду творчества Рембрандта, когда мастера увлекала возможность передать в живописи красоту зримого мира. Он же сказал им: «Что вы так боязливы, маловерные. » (Мф. Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа).

Второй Клеопа – брат воспитателя Христа Иосифа (Иосифа Плотника) и муж Марии Клеоповой (по совпадению носившей то же имя, что и ее отец). Наиболее интересна среди них сложная и многоплановая по замыслу Мастерская живописца (Вена, Художественно-исторический музей), где Вермеер изобразил самого себя за работой над аллегорической композицией, а также две другие картины – Географ (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт) и Астроном (Париж, собрание Ротшильда), где, пожалуй, впервые в голландской жанровой живописи с такой степенью художественной убедительности были воплощены образы людей пытливой мысли и неустанных научных исканий. Но изменяется не только отношение окружающих к Рембрандту – изменяется и сам Рембрандт. Упадок сказывается во всех остальных жанрах. В 1660 году Рембрандт создает известную картину «Ассур, Аман и Эсфирь» (ил. Но кто из изображенных – Клеопа.

Юный Рембрандт не сразу находит свой круг образов и собственный живописный метод. К примеру, как добиться такого затвердения красок, которое было бы идентично нескольким векам их усыхания (а именно это затвердение ведет к образованию знаменитых кракелюр – трещин на картине). Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22.

Но Рембрандт вдруг делает в этом жанре нечто совершенно новое. Один ответ напрашивается сам собой: противопоставление молящегося Христа спящим апостолам необходимо по смыслу изображаемого события и наглядно выражает идею: «Дух бодр, плоть же немощна».

В этом методе живописного построения картины Рембрандту не было и нет равных (один лишь только итальянец Караваджо может соперничать с ним по мастерству использования светотени). Перед нами офорт "Изгнание торгующих из храма" (1635-ый год, длина семнадцать, высота четырнадцать сантиметров). К лучшим из них принадлежат Рыбные рынки в Лондонской Национальной галерее (1662), роттердамском музее Бойманс-ван Бейнинген и Рынок в порту в ГМИИ им. Жест его руки, благословляющий трапезу, напоминает о Тайной вечери.

Произведение написано Рембрандтом в год смерти. Но ему никто не поверил. Через полтора месяца после ареста он сделал сенсационное признание: «Христа и грешницу» написал не Вермер, а я, ван Меегерен». В церковнославянском издании «Апостола» приводится список 70 апостолов, авторство которого относят к мч. Несравненно сложнее и разнообразнее стали композиционные построения и эффекты освещения (особенно у Кальфа, у которого одни предметы выделены светом, а другие скрыты в полумраке, образуя причудливые контрасты) прежний единый коричневато-серый тон сменился изысканными красочными сочетаниями самых разнообразных оттенков.

Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас. Она были популярны в XVI и оставались таковыми еще и во второй четверти XVII, т. е. И когда он прозрел, он тотчас же принял Святое крещение.

А между тем чудо постоянно нас окружает. В 6-ой главе «Мёртвых душ» говорится о Плюшкине. Кажется, ничего не забыто, все продумано и проверено, предусмотрена каждая мелочь. Снятие с креста – распространенный сюжет в европейской живописи.

Веяние конца Вселенной. Иная живопись пользуется особенной любовью в Голландии. Друг и ученик Рембрандта Филипс Конинк (1619 – 1688) был автором больших полотен, в которых широкие равнинные ландшафты Голландии приобретают черты своеобразной монументальности (Пейзаж, Дрезден Вид в Гельдерланде, ГМИИ им. Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук.

Хилость и нужда проступают в каждой из этих разноосвещенных, медленно перемещающихся справа налево жалких живых статуй и каждая молит об исцелении от недуга. А. С. Пушкина). Так извилистая река может быть интерпретирована как Иордан, в которой был крещен Христос. Вершиной периода стал «Ночной дозор» (1642, Государственный музей, Амстердам). Потом усмирил бурю.

Самым широким по тематике и самым демократичным по духу своих произведений из рассматриваемых представителей бытового жанра был Ян Стен (1626/27 – 1679). Войдя в жизнь Рембрандта, обаятельная Саския входит и в его искусство. Распинали обычно разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Но Христос освещён ярким светом исходящим с небес.

На полотне Тассе-ля, естественно, предстает не реальная картина, а плод его воображения. Искусствоведы и критики объявили «Христа в Эммаусе» одним из лучших и наиболее совершенных творений Вермера, «великим произведением искусства, вырванным из забвения», «самым крупным произведением Вермера Делфтского» и даже «художественным открытием века». Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью. Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью.