Художник 18 Века Иван Никитин
Иван Никитин: жизнь и творчество художника
Брак этот, однако, был несчастлив. В 1732 арестован по обвинению в антиправительственном заговоре. Холст, масло. И. Я. Вишняков (1699-1761) явился учеником и преемником А. Матвеева на посту главы Живописной команды.
Никитина считают основоположником русского портретного жанра. Примером может служить портрет Я. Ф. Тургенева (1694 ил. Если в портрете донского казака, героя Семилетней войны атамана Ф. И. Краснощекова (1761) художник отдает дань парсунной живописи (плоскостность, застылость поз, узорочье), то в других полотнах он гораздо глубже трактует человека. Иван Никитин. Портрет не закончен.
Братья Никитины – русские художники века
Из Италии И. Н. Никитин действительно вернулся мастером. «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)— в сущности, большой этюд исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный. Иван Никитин. Учился в Москве, по всей видимости, при Оружейной Палате. Иван Никитин.
В глазах блики, которые делают их живыми. Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим. Позже наставником Романа стал Иоганн Готфрид Дангауер (Таннауэр) – немецкий художник, портретист, миниатюрист, придворный художник Петра I. Возвратившись в Россию после учёбы в Италии, Роман Никитин участвовал в украшении живописью триумфальных ворот в Москве, воздвигнутых по случаю заключения Ништадтского мира, занимался церковной живописью. Известны несколько художников с таким же именем и работавших в те же годы.
Последний ставил Никитина очень высоко и издавна покровительствовал ему. Образ подкупает простотой, необычной для искусства начала 18-го столетия. Имеются в виду "Полтавская баталия" (1727, не сохранилась) и картина, утверждающая преемственность славы русского оружия, – "Куликовская битва" (ГРМ). Быстро завоевывает авторитет при дворе.
90, 9 x 73, 4 cм. Попались мне навстречу Беклемишев и художник Иван. Рядом с Никитиным в Оружейной палате работали замечательные парсунщики того времени.
28-м сентября 1714 года датирован подписанный Никитиным портрет царевны Прасковьи Ивановны, племянницы Петра IПортрет царевны Прасковьи Ивановны, племянницы Петра I. 1714Холст, масло, 88 x 67Государственный Русский музей (ГРМ). Портрет прост по композиции. Никитини является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. 1731Холст, масло, 158 х 145Государственный Русский музей" (ГРМ). Художник создал образ энергичного государственного деятеля, человека эпохи Петра.
Великолепно удалось художнику и колористическое решение полотна. «Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как образ мужественного человека, который выдвинулся не в силу родовитости, а благодаря неустанному труду и способностям. Вскоре после смерти Петра I, в связи с переменами в политической обстановке, в мировоззрении Никитина происходят серьезные изменения. Родился в Москве в семье священника. Взгляды подобного рода были весьма распространенными в то время и в духе их двоюродный брат Никитина, расстрига Осип Решилов, в иночестве Иосия, составил «Житие Феофана», полное соблазнительных подробностей и обвинений его в ереси. Кто изображен на нем неясно.
Он суров и мужествен. Он небрежно одет, внешне не ухожен, волосы всклокочены. Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Это также ранняя работа художника, выполненная по возвращении из Италии.
Любимый художник Петра Великого
После возвращения становится придворным художником. Попались мне на встречу Беклемишев и художник Иван. О выдающемся мастерстве и одаренности Ивана Яковлевича Вишнякова можно судить по портретам К. и Н. Тишининых (1755) и особенно Сарры Фермор (1749 ил. Уже в ту пору Петр гордился своим доморощенным художником-портретистом.
В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. 39) интересен выразительной характеристикой модели. 34). Чернышева, А. И. Ушакова, барона С. Г. Строгонова, П. Л. Полуботка и др.
- Иван Никитин – первый русский портретист
- Иван Никитич Никитин (около 1788 – 1741)
- Портрет напольного гетмана, Иван Никитич Никитин
- Картины — Никитин, Иван Никитич
- Словари и энциклопедии на Академике
- Напишите отзыв о статье Никитин, Иван Никитич
- Отрывок, характеризующий Никитин, Иван Никитич
Сын священника, он пел в патриаршем хоре, однако, позже оказался преподавателем математики в «Артиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии). Это не было случайным в творчестве художника. Так, например, до сих пор неизвестно, у кого он учился.
Пет. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. Всклокоченные седоватые волосы. «Портрет напольного гетмана» (20-е годы) – полная противоположность портрету Головкина.
- Коллекция Государственного Русского музея
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Если в 1816 г. Петр много хвалился перед прусским королем искусством Никитина, считая его «добрым мастером» еще до его путешествия за границу, то по возвращении из Италии Н. должен был обладать еще большим мастерством. Дряблость старческой шеи. Жена скоро разлюбила Н. и даже изменила ему. Вместе с братом Романом он был арестован в 1732 г. по делу о распространении пасквилей на архиепископа Феофана Прокоповича, очень влиятельного человека того времени – члена Синода, проповедника, государственного деятеля, писателя и публициста, поэта, философа, сподвижника Петра I. Но многие считали его жутким человеком, чуть ли не в традициях инквизиции.
Отличаясь большой природной восприимчивостью и способностями, Н. пленился художественными образцами и стал заниматься живописью, сперва рисуя с гравюр, а потом изображая с натуры знакомые лица. 36). Иван Никитин передал не только внешнее сходство, но и настроение Елизаветы. Царь решает отправить Никитина на учебу в Италию. Из других предметов особенного внимания заслуживают собрание монет и библиотека.
Матвеев много работал в области монументально-декоративной живописи. Где он получил первые познания в живописи, в точности неизвестно, но нужно думать, что, будучи вхож, как певчий, в Кремлевские палаты, он имел возможность видеть образцы искусства голландского живописца Корнелиуса Брюейна (который в 1703 г. писал портреты царя Ивана Алексеевича и царицы Прасковьи Феодоровны). После возвращения становится придворным художником. Его творчество явилось вершиной русской живописи первой половины XVIII века. Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц.
Ранние портреты Никитина позволили Петру I распознать дарование художника. Встретив в пути Никитина, ехавшего вместе с русским послом в Италии, П. И. Беклемишевым, к месту назначения, Петр 19 апреля 1716 г. писал жене из Экестоля в Берлин: «Катеринушка, друг мой, здравствуй. Это, несомненно, одно из лучших живописных полотен середины века.
Так что последствия критики Прокоповича для братьев Никитиных были весьма печальны: 5 лет они томились в Петропавловской крепости, после этого их били кнутом и сослали в Тобольск пожизненно. Только в 1741 г. братья получили разрешение вернуться в Москву. Никитину абсолютно чужда лесть, обычная для парадных портретов. К лучшим произведениям художника относятся парные портреты К. А. Хрипунова иностранной коллегии переводчика и его жены (1757) – людей незнатного происхождения.
Автопортрет с женой (1729 (. ) ил. Холст, масло. Высочайшие поручения во время службы Н. при дворе Екатерины I в 1726 г. давали ему обширную практику. 54 х 43см. Но именно в этом изображении мастер парадного портрета проявляет себя мастером человеческой души.
Биографии некоторых из них, например, живописца Партикулярной верфи Ивана Никитича Никитина и гравера Ивана Никитича Никитина, причудливо переплелись с биографией персонных дел мастера Ивана Никитича Никитина. Этот образ полон обаяния. Димитрия Солунского, у Тверских ворот в Белом городе. В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя. Головкина (1720).
По возвращении в столицу Антропов был назначен на должность главного художника Синода. 12 верш. В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Скончался по дороге в Москву. Его творческая биография полна загадок.
Его мужественное лицо задублено ветром и солнцем. Свет искусственно падающий сверху слева, ярко выделяет лицо и фигуру. В его осанке – чувство собственного достоинства. В 1727 г. Н. женился и переехал с молодой женой в Москву. Портрет статс-дамы А. М. Измайловой (1759 ил. Человек изображен без парика и парадного костюма.
Учился в Петербурге у И. Г. Таннауера, для дальнейшего обучения был послан Петром I в числе 20 человек в Венецию и Флоренцию, где учился у Т. Реди (1716 – 1719). Вместе с ним был отправлен и брат Роман. После возвращения становится придворным художником.
Полнота – свидетельство физического нездоровья, скрыта под розово-золотистой мантией. Увлекался изобразительным искусством, о чем стало известно Петру I. Никитина направили стипендиатом (за счет государства) в Италию, где он обучался в академиях художеств.
Необычна его биография. Они стали главными учителями Ивана Никитина. 31/2 вершка, а по сторонам его семь икон.
Сначала Никитин был учителем «цифири», т. е. арифметики и рисования в Московской артиллерийской школе, а потом состоял при Оружейной Палате. Выехал в 1742 году и скончался по дороге. Всю жизнь Никитин был верен идеалам петровских времен. Здесь-то и заметил его Петр. Из сделанной в 1741 г. капитан-поручиком Сырейщиковым описи вещам, хранившимся в московском доме Ивана Никитина, видно, что в то время существовали еще следующие произведения любимого Петром художника: две картины, писанные на полотне и изображавшие «Распятие Господне», сюжет, за который Н. принимался не раз, незадолго до своего ареста, под влиянием удручавших обстоятельств жизни 12 кусков шпалер двоякого формата с орнаментами зеленых тонов, «по желтой земле, с поталью» тщательно написанное на полотне «Распятие», высотой 1 арш. Кто именно изображён на полотне – не вполне ясно, называются различные имена. В 1716 – 1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан, в числе двадцати человек, учиться в Италии, в Венеции и Флоренции.
Отец его, Никита Дементьевич, был священником в Москве при церкви во имя св. Сын московского священника, брат Р. Н. Никитина, получил разностороннее образование. На синем бархате одеяла вспыхнул холодный, странный свет. В 1742 помилован указом императрицы Анны Леопольдовны. Елизавета вернула его, но по дороге из ссылки Никитин умер.
В ранних (до 1716 г. ) работах художника ощутима связь с парсунами — русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Семейные неудачи сделали Н. еще более сосредоточенным, замкнутым и мрачным. Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Привезенный на подводах в Тобольск, Никитин был оставлен там на собственном иждивении. Художник еще не умеет передавать воздушное пространство, вот таким образом фон плотный. Кроме того, Петр хотел, чтобы у него был свой русский портретист. Все учатся на государственную пенсию. Таким был Иван Петрович Аргунов.
После пяти лет предварительного заключения в Петропавловской Крепости был бит плетьми и сослан в Тобольск пожизненно. А. П. Антропов (1716-1795). По возвращении работал в Петербурге, персонных дел мастер.
Годы и испытания наложили печать на его лицо. Впрочем, его специальностью была живопись портретная: во всех счетах, хранящихся в кабинете Петра Великого, он именуется «двора Его Величества персонных дел мастером» из чего можно заключить, что по возвращении в 1720 г. в Россию Н. был сделан придворным живописцем. Ткани, одежды, украшения второстепенны, самое главное – лицо. Парик – по моде того времени. Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С. Г. Строганова (1726). Лишь светлеет, выделяясь, лоб, нетронутый загаром под прикрывавшей его в походах шапкой. Граф Гаврила Иванович Головкин – вице-канцлер, сподвижник Петра I, хитрый и ловкий дипломат. У Головкина умный проницательный взгляд, твердая волевая складка губ. За это время им написан ряд портретов и, между прочим, портреты Императора Петра Великого (на смертном одре), находящийся в Имп.
Придворным живописцем Никитин состоял до 1732 года. Вернувшись из-за рубежа, он возглавил русскую реалистическую художественную школу. Она обладала волевым, настойчивым характером, несмотря на слабое здоровье.
Отданный в обучение Г. Грооту, он овладел принципами построения парадного портрета. Прасковья Иоанновна (1694-1731) – младшая дочь царя Ивана VI Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны, племянница Петра I. Жила с матерью в селе Измайлово под Москвой, затем имела свои дворы в Москве и Петербурге. Он раскрывает внутренний мир своей модели, наделяя его поэтическим содержанием. Исполненная величественной сдержанности поза и парадное облачение — коричневый камзол с золотым позументом, Андреевский орден и польский орден Белого орла, роскошный парик — придают портрету особую торжественность. И. П. Аргунов (1729-1802) – крепостной графов Шереметевых – представитель очень талантливой семьи архитекторов и художников.
В 1737 вместе с братом Романом отправлен в Тобольск. Никитин запечатлел момент перелома от жизни к смерти.
В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. В начале 30-х годов он пишет портрет Прасковьи Федоровны, вдовы брата Петра I Ивана Алексеевича (Загорский историко-краеведческий музей). Иван Никитин становится его учеником. Следствие длилось более пяти лет.
Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)Портрет дочери Петра I, Елизаветы (1709-1761), будущей императрицы – самое раннее из известных полотен художника. Затем, вернувшись в Петербург, – портрет Петра I. Задумчиво глядят с портрета черные глаза младшей сестры Петра – Натальи Алексеевны, («Портрет Натальи Алексеевны» 1714) одной из самых образованных женщин того времени. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. Портрет канцлера Г. И.
Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени. Холст, масло. и шириной 1 арш. После возвращения становится придворным художником. Постепенно портрет начинал все глубже воссоздавать внутреннее содержание человека. Иван Никитин родился в Москве в семье священника, служившего в Измайлове. Никитин сближается с московской старорусской оппозицией.
В нём ощущается ещё некоторая скованность в изображении фигуры, плоскостность в трактовке костюма и фона (следы парсуны), но уже и умение передать живой образ девочки. В течение 5 лет находился под следствием в одиночной камере Петропавловской крепости. Растрелли. В Италии и Флоренции братья Никитины учатся у Томмазо Реди. По словам Я. Я. Штелина, «из сего российского ученика произошел искуснейший исторический художник, коего работы и поныне еще находятся в разных российских церквах в С. -Петербурге». Портрет царевны Прасковьи Иоанновны (племянницы Петра I, 1714).
Биограф его, П. Н. Петров, полагает, что Никитин в Сибири, где портретная живопись была в большом почете, не мог сидеть без работы и высказывает, между прочим, предположение, что в купеческих домах и многих церквах Тобольска можно найти картины кисти этого художника. Наиболее значителен не только в творчестве самого Никитина, но и вообще в русской портретной живописи первой половины XVIII века так называемый Портрет напольного гетмана (1720-е гг. ил. 3-го сентября 1721 г. в Юрнале Петра Великого отмечено, что «на Котлине острову, пред литоргиею, писал Его Величества персону художник Иван Никитин». Однако перед отъездом Никитин выполняет пробный заказ Петра. Он построен на сочетании звучных розовых и синих тонов. В портрете прекрасно передано достоинство русской женщины из простонародья.
Процесс H. в Тайной Канцелярии был закончен в декабре 1736 года, но доклад о нем быть утвержден Анной Иоанновной только 5-го ноября 1737 г. Ивана Никитина признали государственным преступником, приговорили «бить плетьми и послать в Сибирь на житье вечно за караулом». Кроме того, опытные художники (в том числе и Матвеев) обучали здесь молодежь, впоследствии творчески ярко проявившую себя. Умер не ранее 1742 года по дороге из Тобольска в Москву, возвращаясь из ссылки. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. А. М. Матвеев (1701-1739) приобрел профессиональные знания в Голландии и Фландрии. В 1716-1720 гг.
Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. Один из его братьев (Иродион) стал священником, а другой (Роман) – художником. Учился гравировальному делу в Москве при Оружейной Палате у голландца А. Шхонебека. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. В её образе нет кокетства, а есть осознание себя и своих возможностей. Но и в эти тяжелые годы Никитин не оставляет творчества. При этом, вероятно, благодаря заступничеству Ушакова, дом Никитина и пожитки были оставлены ему «на пропитание».
Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г. В правление Анны Иоанновны примкнул к оппозиции и был сослан в Сибирь, в Тобольск. Военные победы России отражены в батальных полотнах, приписываемых Никитину. (1725) Застыли вокруг шеи Петра складки на рубашке. Отличаясь любознательностью, Н. выучился «счетной мудрости», стал разуметь латынь и, сверх того, пристрастился к живописи. II) – небольшая картина, выразительная по образному и колористическому решению. Этот портрет – собственный голос Никитина, где сила, скорбь, слезы – все настоящее.
Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. Ему же П. Н. Петров приписывает изображение Ермака, отмечая в нем характерные для Никитина «густые колеры с красноватыми, глубокими тенями», фантастичность наряда и правильное положение теней, отличающее западноевропейское письмо от северного и восточного, а также и портреты Макарова, Черкасова, Румянцева, подходящие к ним по колориту. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. Но Иван Никитин скончался в 1742 г. по дороге во время возвращения.
Пристален взгляд умных воспаленных глаз из-под седых бровей. В 1716-20 гг. Это одно из первых самостоятельных произведений молодого живописца. Главное желание Никитина, чтобы человек на его портрете был живым и незаурядным. Петр заточил гетмана в Петропавловскую крепость, где тот и погиб.
В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. Художником изображен пожилой, как бы уставший от долгих трудов человек. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого.
Он создал многочисленные портреты Шереметевых и людей их круга. Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е). Тяжелые, покрасневшие веки. Во Флоренции Беклемишев просил владетеля Тосканы принять Никитина и др. И. Н. Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии.
Роман Никитич Никитин – младший брат художника Ивана Никитича Никитина. Мастер старается избежать условности и статичности, придать фигуре движение. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям.
Здесь еще заметна парсунная статичность, неумение передать световоздушную среду. 88 x 67, 5 см. Портрет Елизаветы Петровны ребенком (1712-1713). Выехал в 1742 году и скончался по дороге. Впадины измятой подушки исчезли в бесконечности.
В 1716 году среди двадцати человек. 1720-еХолст, масло, 76 x 60Государственный Русский музей" (1720-е, ГРМ). Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. Неотвязная дума лежит на лице, недоуменно изогнута бровь, воспалены глаза. Иван и Роман оказались в Тобольске. В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Царевне Прасковье Иоанновне 19 лет.
.