Художник Алексей Саврасов
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897)— выдающийся русский художник-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников, учитель Исаака Левитана. Судьба Алексея Кондратьевича Саврасова удивительна и драматична, он был учителем Исаака Левитана, но его часто называют «художником одной картины», последние годы он провел в нищете забытье. Алексей Николаевич Саврасов — художник, выдающийся пейзажист, основоположник символистского пейзажа настроения в русской живописи. В 1862 году по приглашению союза любителей искусства, Алексей Саврасов посещает открывшуюсявыставку художников в Лондоне и заодно побывал в других европейских странах изучая искусство заграничных художников и удивляя их своим мастерством.
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897)— русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, автор ставшего архетипическим и культовым пейзажа «Грачи прилетели». Саврасов Алексей Кондратьевич (1830–1897)- выдающийся русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, основоположник символистского пейзажа настроения в русской живописи. Природа, так щедро одарившая с ранних лет эту талантливую и самобытную личность, потребовала взамен довольно высокую цену, которую известный русский художник-передвижник Алексей Кондратьевич Саврасов исправно выплачивал до своего последнего вздоха.
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897)— русский художник-пейзажист, один из членов-учредителейТоварищества передвижников, автор хрестоматийного пейзажа «Грачи прилетели».
Алексей Саврасов: биография и творчество художника
В это же период семейство лишается казенной квартиры. Критики считают, что Саврасов написал только один шедевр «Грачи прилетели» и что во время болезни его работы были мрачны и неудачны. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров). Предшественником Саврасова в изображении русского пейзажа можно считать А. Г. Детские годы Алексея прошли в основном в заповедных уголках Замоскворечья.
Тяжелая мрачная туча сама похожа на жизнь художника, в ожидании грозы. Картина поражала удивительным оптимизмом. При том, что пейзажная мастерская Саврасова представляла собой свободнейшее учреждение всей школы и учитель не связывал воспитанников ни жесткими требованиями, ни строгой дисциплиной, ученики горячо любили уроки этого огромного человека с мягким печальным взглядом карих глаз, похожего то ли на крестьянина, то ли на доброго доктора, то ли на бога (таким его запомнил Константин Коровин).
Заметную роль играл Саврасов и в сосредоточившем в 1860-е годы наиболее живые культурные силы Москвы Обществе любителей художеств (МОЛХ), секретарем которого был ставший ему не только родственником, но и близким задушевным другом искусствовед Карл Герц. Все более конкретным, бытовым становилось и восприятие природы. После этого он создаёт самое большое своё полотно «Печерский монастырь под Нижним Новгородом». В 1850 году Саврасов закончил училище и получил звание художника.
Он быстро стал лучшим учеником пейзажного класса, которым руководил К. И. Рабус. Сказалась, очевидно, душевная усталость впечатлительного художника, болезненно ощущавшего разрыв между поэтическими стремлениями и действительностью, так часто тягостной. И тут жизнь начинает рушиться буквально на глазах. Художник возвращается на родину переполненный впечатлениями и замыслами. Хорошая профессиональная подготовка сочеталась в его классе с серьезным отношением к своим занятиям вообще.
Здесь нет ни борьбы стихий, ни поражающих контрастов освещения. Вид на Кремль», «Проселок». – О. И. ).
История гениального, но невезучего художника Саврасова
Только в девяностых годах эстетическая концепция, вносящая в пейзажную живопись лирическое переживание природы, будет в полной мере представлена в работах учеников Саврасова. Близка Радуге по образному смыслу и картина У ворот монастыря (1875, ГРМ). — М: Изобразительное искусство 1987. Примером таких работ может явиться Радуга и У ворот монастыря. Уже в 19-летнем возрасте он был художником, которого знали в кругах петербургской интеллигенции и даже называли «надеждой русского искусства». Отдельно следует упомянуть такие работы: Радуга, Зимний пейзаж.
Он вывел пейзажную живопись из разряда второстепенного на должную художественную высоту. Полотно купил для своего собрания Павел Третьяков за внушительную сумму — 600 рублей (около 900 тысяч рублей в современном эквиваленте). Они еще не покрылись листвой.
Влечение к искусству пробудилось рано, но путь в большое искусство оказался нелегким. Картина Грачи прилетели способствовала успеху Первой передвижной выставки. Простой, почти убогий мотив. Окрестности Ярославля» (1874).
«Половодье» (1868) – это великолепная картина пробуждающейся природы, которая «сквозь сон встречает утро года». Становление художника происходило очень быстро. Художника притягивает ранняя весна. В поисках новых принципов пейзажа он много работал в окрестностях Москвы: Сокольники, Фили, Кунцево, Мазилово, Строгино, Братцево выезжал в серные губернии России, в Поволжье.
Умер художник Алексей Кондратьевич Саврасов
— Там красота неизъяснимая. Мастерская передача света и цвета, объемной пространственности, особое умение Алексея Кондратьевича выразить простыми, казалось бы, средствами радостное и пронзительное ощущение трепетания весеннего воздуха ярко проявились в его знаменитой картине «Грачи прилетели». К большому сожалению именно это полотно, ставшее одной из главных вершин творчества художника, вызвавшее целую бурю хвалебных откликов, заслонило в глазах публики другие талантливые произведения мастера. Савинов А. Н. Н. Современник так описывал эту работу, ныне находящуюся в частной коллекции во Франции: Картина эта довольно обширных размеров (более сажени в ширину). Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине. В московской академии царил демократический дух. Работая совместно с Пукиревым над учебником рисования для МУЖВ (издан в 1869 году), он ввел в него и подробное изображение изб, деревень, какие обязательны для художника изучающего русский пейзаж.
Имя Саврасова известным сделала другая его работа, выполненная в 1851 году: «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» — по точному замечанию Н. А. Рамазанова, художник «передал момент чрезвычайно верно и жизненно. Коровина, И. И. Особым чувством меры и вкусом отличается написанный на основе подмосковных впечатлений Пейзаж с рекой и рыбаком (1859, Государственный художественный музей Латвии, Рига) – один из лучших в творчестве Саврасова и во всей русской живописи того времени. Именно эта романтическая черта присутствует в таких работах, как Старые сосны (1854), Сосны (из Гусарева) (1850-е годы), Старый дуб у обрыва над рекой (1857). я не могу не выразить уверенность в том, что художник даже за эти. М. : Издательство «Советская энциклопедия», 1986г.
Тает снег, сменяется сезон. Боже, какая, бывало, разнообразная, разнохарактерная толпа собиралась в стенах Училища.
Алексей Саврасов и Иван Шишкин, великие художники
Болото (1870, ГТГ), Закат над болотом (1871, ГРМ). Под впечатлением личной трагедии (смерть дочери в 1871 г. ) Саврасов создает одно из самых драматических своих полотен Могилы над Волгой (1874, частное собрание). В конце 70-х годов художник тяжко заболевает, в творчестве его заметны черты упадка. Все чаще пейзажисты обращаются к изображению преимущественно сельской среднерусской полосы, стремятся правдиво передать красоту родной земли. Много работает Саврасов в окрестностях Москвы: Вид в селе Кунцево (1855, ГТГ), Вечерний пейзаж (1861, Гос. Какой мох. Влечение к искусству пробудилось рано: к двенадцати годам Алексей самоучкой уже научился неплохо владеть кистью и писал гуашью и акварелью пейзажи с изображениями модных в то время романтических мотивов, вроде Извержения Везувия или Бури на море (в духе Айвазовского), охотно раскупавшиеся по дешевой цене торговцами с Никольской улицы и у Ильинских ворот.
Дорожная слякоть и грязь неузнаваемо преобразились. Возможно, картина символизирует и путь, который каждый из нас должен пройти. Алексей Саврасов получил предложение отправиться для написания видов с натуры в загородную резиденцию великой княгини Марии Николаевны, бывшей президентом Академии художеств. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М. : Издательство «Искусство», 1962.
Она приобрела полотно Саврасова «Степь с чумаками вечером» для своей личной коллекции. По возвращении в Россию он поселился в Москве, а с 1844 года по инициативе игравшего видную роль в художественной жизни Москвы Михаила Орлова (некогда близкого к декабристам) начал преподавать в МУЖВ, сумев плодотворно применить достижения западноевропейской культуры соответственно особенностям русской живописи и став учителем ряда замечательных пейзажистов. В ней весна – северная, русская, ранняя весна. В 1858 году он стал руководителем пейзажного класса училища живописи и ваяния.
Саврасов любит рисовать ночную Москву, без дневной суеты (Соборная площадь в Московском Кремле ночью). Стволы дубов в Останкине высохли. Художник продолжает писать скромные пейзажи – «Дворик. В браке родилось четыре дочери и один сын.
Светославского, М. В.
Шишкина и Н. В. К сожалению, до нас дошло совсем немного его работ конца 1850-х – начала 1860-х годов. Вдали виднеется белая церквушка, как символ защиты от надвигающейся тьмы. Через пару лет он вновь поступил в то же училище и получил художественное образование. Было тяжело, даже на еду не хватало.
Биография художника Алексея Кондратьевича Саврасова
В этот период появились его картины: самая знаменитая — «Грачи прилетели» (1871), «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) и «Радуга» (1875), «Просёлок» (1873), «Могила на Волге. Нужна романтика. Очень любил это произведение и Исаак Левитан, писавший: Возьмите. На момент рождения сына, Саврасовы (тогда еще Соврасовы), проживали в Гончарной слободе на Швивой горке, а вообще, в зависимости от того как шла торговля, семья часто переезжала и проживала на Якиманке, на Пятницкой улице, некоторое время и у Калужской заставы. Касаткина, А. П.
Художник пользовался разными техниками и приемами. Этот смысл замечательно передан в одном из саврасовских шедевров – картине Радуга (1875, ГРМ). Правда, они нередко окрашены в невеселые, драматические, сумеречные тона.
Картины художника Алексей Кондратьевич Саврасов
Саврасов. — 271 с. В 1844 году Алексей Саврасов поступает в Московское училище живописи и ваяния. В юношеских произведениях Саврасова – Вид Москвы с Воробьевых гор (1848, ГТГ), Вид Кремля в ненастную погоду (1851, ГТГ) – сказалось внешнее влияние романтизма. Но выживает только одна из дочерей –Евгения.
Весна. Именно тут настроение — как особое созерцательное пространство, в котором идет диалог картины со зрителем, — окончательно превратилось в необходимый и достаточно самоценный компонент образа, что метко зафиксировал И. Н. Крамской, заметив (в письме Ф. А. Васильеву, 1871) о других пейзажах на выставке: все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах. художественный музей Латвийской ССР), Сельский вид (1867, ГТГ). Весной 1862 года по предложению Общества любителей художеств А. К. Саврасов выехал за границу, посетил Всемирную художественную выставку в Лондоне, побывал в Копенгагене, Берлине, Дрездене, Лейпциге, Париже, Мюнхене, прожил два месяца в горной Швейцарии. Пришли болезни, ухудшилось зрение. Маковского и А. М.
Малышку похоронят на высоком волжском берегу – Саврасов делает рисунок на память. Впервые очутившись в «северной Пальмире», Алексей был поражен строгой красотой Петербурга, ландшафтом побережья Финского залива. То в луже на размытой дождем дороге заблестит пробившийся сквозь тучи луч солнца (Проселок, 1873, ГТГ), то в ночной тишине среди унылых равнин отразится в топком болоте таинственный золотистый свет луны (Лунная ночь.
струны, которая могла бы обращаться в песню. Он реже выставлялся, работал все более неровно. Огороды (1883, Пермская гос. Мертвящее влияние оказали и постоянно недоброжелательное отношение академического начальства, непонимание сокровенных качеств искусства Саврасова многими критиками – ведь даже Владимир Стасов увидел в картине Грачи прилетели (высоко, впрочем им оцененной) холод, зиму, мутный белый блеск. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы – быть ливню и грозе.
В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно. Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей. Видный скульптор и критик, преподаватель МУЖВ Николай Рамазанов справедливо писал о них в журнале Москвитянин: Пейзажи г. Саврасова.
Мне кажется, что это не так. Но все они (по большей части исполненные под Москвой, близ Архангельского и Мазилова) свидетельствуют о поисках новой меры приближения к реальному быту природы. Если нет любви к природе, то не надо быть художником, не надо.
«Надежда русского искусства»: детство и юность будущего художника
Он много и упорно работал в окрестностях родного города исследовал с кистью и карандашом в руках свои любимые Сокольники и Фили, Кунцево и Мазилово, Строгино и Братцево (подобные работы дают уникальный материал по иконографии некогда живописных, а ныне застроенных районов Москвы). В начале XIX века художники искали романтические идеалы, считали изображение быта крестьян недостойным «высокого» искусства. тт.
Доходило до того, что отдельные критики высказывали удивление, как, мол, этакому «неумехе» удалось написать одну такую «порядочную картину». Но скромный, застенчивый Саврасов, не терпящий вообще похвал, только хмурился и молчал. Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе.
Удивительно мелодичный по рисунку, тонкий и богатый по цветовому строю, он полон как бы хрустальной тишины, проникнут чувством покоя и красоты бытия. Коровина и К. С.
Популярность картин художника Алексея Саврасова
По сравнению с предыдущим поколением ее менее волновали общественные противоречия. Этот взгляд оправдался на нем самом. И тут жизнь начинает рушиться буквально на глазах. В это же период семейство лишается казенной квартиры. В самом выборе сюжетов ярко сказался проникновенный лиризм мировосприятия Саврасова.
Их образно-эмоциональный строй поистине многообразен. Алексей Кондратьевич Саврасов родился 12 (24) мая 1830 года в Москве в семье небогатого торговца-галантерейщика, жившего в Гончарной слободе на Швивой горке и был крещен в приходе церкви великомученика Никиты, что за Яузою. Все в картине строго и точно, все свидетельствует о спокойной ясности. Колорит, если так можно выразиться, дождливый. Это характерный для средней полосы России пейзаж: равнина, небольшие холмы изогнутые речки, деревеньки на горизонте., проданные за несколько сот рублей, были оплачены ему несколькими десятками рублей, что известно и самому художнику и на что он даже и не жалуется, по-видимому, почти примирившись со своей тяжелой долей.
Жизнь и творчество художника Алексея Саврасова, Краткое описание
На луговине перед домом лежит собака, гуляют куры, на крышу избы взлетел рыжий петух. Да, да. В перерисовках гуашью с журнальных картинок опытный глаз профессора Рабуса усмотрел очевидные способности юноши, которого зачислили в «гипсовый головной класс» приготовительного отделения, а вскоре перевели в пейзажный. но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя. Дала трещину, а затем и вовсе распалась когда-то счастливая семейная жизнь.
На луговине перед домом лежит собака, гуляют куры, на крышу избы взлетел рыжий петух. Ухудшилось зрение художника. Пукирева, И. И. Событие произошло 12 (24) мая 1830 года в Москве и чрезвычайно обрадовало отца, надеявшегося, что его занятие торговлей обрело продолжателя и со временем, Алексей приобщится к торговому делу.
- Художник Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 — 1897)
- Алексей Кондратьевич Саврасов, биография и картины
- Алексей Кондратьевич Саврасов ( )
- Саврасов Алексей Кондратьевич (1830 – 1897)
- Алексей Саврасов – родоначальник реалистического пейзажа в России
- Алексей Саврасов — душа, вложенная в пейзажи
- Саврасов Алексей Кондратьевич ( )
Кое-как смирившись внешне, мастер начинает работу над своим главным произведением – «Грачи прилетели». Наверное, даже когда он закрывал глаза, они стояли перед его мысленным взором. В 1850 году Саврасов закончил учебу и получил звание художника. Художник воспитал много учеников, которые разлетелись из-под его крыла. Нестерова, Уфа). Чувствуется, что Саврасов, как и лучшие русские писатели-реалисты, отнюдь не только стремится к натуральности изображений, но и хранит внутреннюю связь с возвышенными идеалами искусства прошлых веков.
Один из них, умиротворенный, отличающийся точностью и красотой передачи предвечернего освещения, Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами (ГТГ) наглядно свидетельствует о близости Саврасову традиций Венецианова и его учеников, создававших произведения тихие и беспорывные, как русская природа (Гоголь о деревенских стихотворениях Пушкина). Окрестности Ярославля» (1874). Смотришь на картину и можно услышать оживлённое карканье грачей. Он стал реже выставляться, часто болел, у него ухудшилось зрение. Саврасов умел писать самые, на первый взгляд, «неказистые» виды с добротой и любовью, преображая простые деревенские дома в сказочные, таинственные, уютные обители.
Увлеченный сложностью и красотой передаваемого момента, Саврасов по-новому использует доступные ему приемы живописи. А в творчестве Алексея Кондратьевича наметился серьезный спад. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. Березки чуть-чуть не затопил паводок. К тому же на общем уровне его творчества негативно сказалось ухудшение зрения (к 1889 году художник, по его собственным словам, часами не видел форму предметов). Уж в Сокольниках фиалки цветут.
Их имена и работы стали значительными вехами в русской живописи (К. М. В. Но настоящую славу ему принесла скромная картина «Грачи прилетели». Великая княгиня Мария Николаевна (президент Академии художеств) приобрела его картину Степь с чумаками вечером (Государственное музейное объединение Художественная культура Русского Севера, Архангельск) и предложила отправиться для написания видов с натуры в ее загородную резиденцию Сергиевка, находившуюся между Петергофом и Ораниенбаумом.
- Биографии великих и известных людей
- Художник о таинственной красоте женщины
- Между романтической традицией и реализмом
- Поэтические пейзажи Алексея Саврасова
- Семья и живопись в жизни Саврасова
- Пейзажист Алексей Саврасов: биография и творчество
- Все Картины Алексей Саврасов по алфавиту
Венецианова. Тяжелый недуг одолевает жену. Особенно благоприятна для освоения родной природы была атмосфера культурной жизни Москвы, этой большой деревни где с конца XVIII века жили традиции карамзинского сочувствования с природою, где с особым вниманием и любовью изучали русскую почву, быт народа.
Художник просто сломлен этой чередой смертей. Весна. Рабус. В пейзаже Разлив Волги под Ярославлем (1871, ГРМ) спокойная мощь русской природы, разливы рек, подобные морям. В одних произведениях природа предстает обновленной, ликующей – Проселок (1873, ГТГ), Радуга (1875, ГРМ), в других – взволнованной, поэтически приподнятой – Вечер. и 4 доп.
- Словари и энциклопедии на Академике
- Гений одной картины: трагическая судьба родноначальника русского пейзажа
- Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)
- О знаменитости:Художник-передвижник
- Картины Алексея Кондратьевича Саврасова
- ХУДОЖНИК АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ САВРАСОВ КАРТИНЫ И БИОГРАФИЯ
Последующие годы ознаменованы созданием лучших его произведений. — Да, да. Нестерова и многих других живописцев, ваятелей и архитекторов связаны с этим училищем. Саврасов признан как мастер русского лирического пейзажа. Кондратий Соврасов (в XIX веке фамилию писали через о) мечтал войти в купеческое сословие иметь собственный большой дом и хотел, чтобы сын продолжил его дело. Но более всего привлекают его внимание стволы, сучья, ветви деревьев. Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3-х томах. Из родной Москвы и удаляться никуда не пришлось в поисках дремучего леса.
Биографии. картину Могила на Волге. Спокойные линии берега, плавный силуэт купы деревьев, мягкий солнечный свет, озаряющий подмосковную долину.
И в то же время работа настолько человечна, что невольно вспоминаются слова Чехова о способности Левитана (любимого ученика Саврасова) написать деревню, серенькую, жалконькую, затерянную, . но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя. Теплый огонек средь зимнего, студеного вечера – это как первый ландыш, живой и нежный. В необычно свободной для того времени живописной манере и в то же время очень бережно и точно воссозданы здесь и общее ощущение прелести мягкой, пасмурной предвесенней оттепели и оживленность птиц, довольно и весело копошащихся на рыхлом повлажневшем снегу среди серых изб и заборчиков. В год окончания училища летом 1854 года Саврасов выполнил две картины, которые показал на осенней выставке в Академии художеств: «Вид в окрестностях Ораниенбаума», в которой создан гимн величавой и суровой природе русского Севера и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые 24-летнему Саврасову было присвоено звание академика — первая из них в 1858 году была приобретена П. М. Третьяковым. Прежде всего, это полотна 1870-1871-х годов, на которых великая река является (как и в народных песнях и в творчестве многих русских писателей и поэтов) как бы олицетворением убогой и обильной, забитой и всесильной Руси. К этапным произведениям этого времени относится картина Пейзаж с избушкой (1866).
- КАРТИНЫ АЛЕКСЕЯ КОНДРАТЬЕВИЧА САВРАСОВА
Перелет птиц (1874, Одесская картинная галерея). В 70-е годы в произведениях Саврасова все более ощущается печаль, тревога, а то и острая тоска: Лунная ночь. В эпоху реформ Саврасов стал одной из центральных фигур художественной жизни Москвы. Все эти художники в свое время тоже противопоставляли демократический дух своего искусства холодным красивостям академического пейзажа, с небывалой простотой, свободой и непосредственностью изображая родные равнины и леса, стога в полях и бедные хижины в связи с трудом и судьбой истомленного человека (Милле). Малышку похоронят на высоком волжском берегу – Саврасов делает рисунок на память.
Саврасов получает известность и уважение собратьев по цеху. Еще тянет от земли прохладой, а воздух, наполнивший картину, уже прогрелся. Зима (1870-е, ГТГ). Одна умерла в детском возрасте отскарлатины, другая умерла новорождённой в Ярославле (1871), две другие— Вера (род.
Поселившись с семьей в 1870 году в Ярославле, некоторое время все наслаждались наступившим покоем, но уже в феврале 1871-го, очередная смерть (вторая по счету) забирает новорожденную дочь. Это видно и по изображениям церквей, храмов., отмечал у него прежде всего небывалый ранее в русском изобразительном искусстве подход к природе с тончайшей глубоко-мелодической (ощущение непрерывности течения и взаимопроникновения всех образующих пейзаж компонентов) чуткостью. Он реже выставлялся, работал все более неровно. Подобные отзывы больно задевали чуткую и ранимую душу художника. Его способности привлекли внимание августейших особ. К сожалению, до нас дошло совсем немного его работ конца 1850-х – начала 1860-х годов. Нет выше наслаждения созерцания природы.
Сегодня многие его картины изучаются в школьной программе (например, картина Грачи прилетели). В картине «Вид на Кремль в ненастную погоду» соборы и колокольня Ивана Великого кажутся белой сказкой. Он входил в состав учредителей и был членом правления. Саврасовы возвращаются в Россию, у них рождается ещё две девочки и мальчик.
Важной вехой в жизни художника был 1854 год. Очевидна и близость между этой работой и монументальной элегией Левитана Над вечным покоем (1894). Природа вечно дышит. В этот период появились его картины: самая знаменитая— «Грачи прилетели» (1871), «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) и «Радуга» (1875), «Просёлок» (1873), «Могила на Волге.
Перова и В. В. Одной из лучшей работы московских пейзажей считают картину Сухарева башня, написанную в 1872 году. Настроение нужно. Город Кимры на Волге».
Словно обретя в работе над волжскими пейзажами и Грачами. Можно просто написать, что хочется, — хорошо только написать. То бодро и жизнеутверждающе, то с каким-то щемящим грустным чувством воссоздает он это переживание соприкосновения человеческой души и жизни природы, когда оттенки цвета травы, ритм стволов и ветвей, тон неба становятся и оттенками чувств и мыслей, сопрягаются в целое и человек ощущает свою причастность к сокровенным поющим силам природы (Борис Асафьев), к тому, что поэт определял как натянутые струны между небом и землей. Этот смысл замечательно передан в одном из саврасовских шедевров – картине Радуга (1875, ГРМ).
В то же время, подробно фиксируя многообразные формы трав и деревьев, добиваясь портретной достоверности изображений уголков Подмосковья, Саврасов не утрачивает теплоты и поэтичности мировосприятия (Летний пейзаж с дубами, 1859 Летний пейзаж с мельницей, 1859 Пейзаж с дубами и пастушком, 1860, все – ГТГ). Лавочники охотно скупали его романтические пейзажи. Примером служит работа «Пейзаж с рекой и рыбаками». Саврасов пишет и панорамные работы – «Печорский монастырь под Нижним Новгородом», «Разлив Волги под Ярославлем», «Оттепель. «Вид на окрестности Ораниенбаума» стал поворотным в творческой судьбе художника.
Видеть красоту надо, понять, любить. На горизонте расположена узкая светлая песчаная коса. Тем же светом пронизаны, напоены нежные блеклые краски неба. По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс, UABBestiary, 2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия Мастера мировой живописиСПб, ОООСЗКЭО, 2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал Русская живопись от А до Я, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. На заднем плане Саврасов пишет деревья, вдалеке синее море.
Не только собственно пейзажи, но и исторические картины и портреты нередко несли в себе боль о разладе между красотой русской земли и горем, которым она полнится, утверждали образы людей, способных слиться с природой, почувствовать себя частицей восторга и блаженства земного (выражение из рассказа Перова Милентьич-птицелов). Его мастерская, по воспоминаниям современников, «была свободнейшей из всей школы». Но и в поздний период появляются подлинно поэтические произведения и среди них – Рожь (1881, ГТГ), Зимний пейзаж (частное собрание), Северная деревня, Весна. Простой, почти убогий мотив. В 1849 году, еще являясь студентом, Саврасов совершил путешествие на юг России.
И в то же время приближающаяся гроза передана верно и жизненно. Но все они (по большей части исполненные под Москвой, близ Архангельского и Мазилова) свидетельствуют о поисках новой меры приближения к реальному быту природы. КартинаЛосиный остров относится ко времени расцвета творчества художника. И все-таки до конца дней он создавал и новые замечательные произведения.
Он проживет еще многие годы, но судьба его будет трагична и беспросветна. Левитана, Н. А. Она была сразу высоко оценена многими художниками. Через два года Саврасов пишет еще одну, ставшую знаменитой картину – «Проселок». художественная галерея). Нелегкими оказались для художника последние десятилетия. В декабре 1870 года А. К. Саврасов вместе с женой едет на Волгу.
Саврасов был прекрасным рисовальщиком. Но новатором в этой области, не ставящим столь хитроумные задачи, был, несомненно, А. К. Болото, 1870, Серпуховской историко-художественный музей), то широкий окоем весеннего половодья принимает в себя золото и лазурь яркого утра и тянущиеся к солнцу ветви берез отражаются в голубой воде (Весна, 1870-е, ГТГ). Сепия озаряет предметы золотистым светом. То в луже на размытой дождем дороге заблестит пробившийся сквозь тучи луч солнца, то в ночной тишине среди унылых равнин отразится в топком болоте таинственный золотистый свет луны, то широкий окоем весеннего половодья принимает в себя золото и лазурь яркого утра и тянущиеся к солнцу ветви берез отражаются в голубой воде (Весна, 1870-е, ГТГ). Позже к этому приему придет Мауриц Эшер, который исследовал симметрию и бесконечность. Такая двойственность для него весьма характерна.
Подчас оно оборачивается жестоким наказанием, глубочайшей жизненной трагедией. Речка, когда невольно следишь за ее течением, впадает в озеро или в более крупную реку. Ему пришлось постигать секреты «живописания», оттачивать мастерство. Детство будущего художника прошло в живописных местах Замоскворечья. В этот же период Алексей Саврасов написал «Разлив Волги под Ярославлем», «Волга под Юрьевцем», «Весна. Пришли болезни, ухудшилось зрение. Их образно-эмоциональный строй поистине многообразен.
главным образом относились к пейзажу как к красивому сочетанию линий и предметов. художественный музей Латвийской ССР). В 1844 году Саврасов поступил в Московское училище живописи и ваяния.
Своим появлением на свет А. К. Это расцвет творчества Саврасова. К лучшим московским пейзажам XIX века относится и картина Сухарева башня (1872, Государственный Исторический музей, Москва), написанная Саврасовым к двухсотлетию со дня рождения Петра I. Остроконечное здание ныне разрушенного памятника истории и архитектуры изображено Саврасовым ранней весной. Сохранилось много журнальных рисунков, особенно созданных в последние годы жизни. По большей части это виды чудного приволья, открытых пространств, расстилающихся под высоким, ясным, золотистым у горизонта небом (Степь днем, ГРМ Украинский вид, ГТГ). К концу 1870-х годов в творчестве Саврасова наметился некоторый спад.
Она освещена пропадающим солнцем и хорошо видна издалека. Уж распустился дуб. Искомое художником единство рисунка и живописи, состояния природы и строя чувств и при этом удивительная естественность и непосредственность выражения были достигнуты в картине в полной мере. Его картины многообразны по передаче состояния природы, диапазону чувств.
Она писалась художником в мастерской в течение довольно длительного времени. Постепенно художник приходит к более спокойным, гармонически-ясным по композиции и колориту решениям, например (Пейзаж с рекой и рыбаком, 1859). Особенно усугубился трагизм положения Саврасова после 1882 года, когда он вскоре после смерти прикрывавшего его Перова был уволен из училища и, лишенный казенной квартиры, житейски неустроенный, оказался в стороне от художественной жизни. От этой поездки осталось множество интересных зарисовок. Пейзаж (оба 1880-ые годы), Сосны на берегу озера (1880-ые — 1890-ые годы) и Оттепель (1887 год) исполненные сложной техникой живописного рисунка. Многие произведения Саврасова можно подолгу с удовольствием рассматривать.
Способность молодого художника бережно и вдумчиво осваивать традиции предшественников-романтиков и в то же время развивать их в направлении к большей естественности, безыскусности, реалистичности ярко проявилась и в работах следующего, 1851 года Перед грозой, В усадьбе (частное собрание, Москва) и особенно Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду (ГТГ), перекликающихся с грозовыми пейзажами Максима Воробьева, которому подчеркнутые эффекты контрастного освещения, ветра, ломающего деревья и т. д. помогали выражать драматические, бурные, несколько абстрактные чувствования. Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса. В одних из этих работ просторы полноводной реки, заволжские дали, увиденные словно с высоты птичьего полета, призывают зрителя проникнуться вольным духом, чувством полноты жизненных сил (Разлив Волги под Ярославлем, 1871, ГРМ Печерский монастырь на Волге под Нижним Новгородом, 1871, Нижегородский государственный художественный музей). Обиженный Саврасов оставляет Москву и переезжает в Ярославль. Иней (1870-ые годы), Вечер.
Но вскоре ему пришлось прервать учебу: отец не одобрял такого увлечения сына, хотел, чтоб тот стал его помошником в купеческом деле, да к тому же мать тяжело заболела. Молодого художника вскоре начали называть «надеждой русского искусства». Картины.
В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно. Белила вспыхивают яркими солнечными зайчиками. Тем не менее не стоит (как это иногда делают) преувеличивать степень падения художника. Картина «Зимняя ночь» тому пример. И откуда только у нас не было учеников. Этюд», «Аллея». В 1870-е годы Саврасов много преподает в родном Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Поле с воронами, Сумерки. Любовь к живописи проявилась в нем рано – в двенадцать лет он легко копировал гуашью романтические пейзажи известных художников. Всегда поет и песнь ее торжественна. В эпоху реформ Саврасов стал одной из центральных фигур художественной жизни Москвы. Информационный портал: Художники-передвижники.
– писал И. И. Левитан. Из-за этого юноша был вынужден переселиться из родительского дома к художнику А. Зыкову. П. Петров // Русское искусство. Дышится легко и свободно. Менялись философские основы и историко-художественные ориентиры творчества.
Саврасов вновь использует старый прием –сообщает большую протяженность первому плану с помощью уходящей вдаль дороги. В этом направлении шла и литература: поздний Пушкин, Гоголь (друг Рабуса), Аксаков, молодой Тургенев. И в то же время работа настолько человечна, что невольно вспоминаются слова Чехова о способности Левитана (любимого ученика Саврасова) написать деревню, серенькую, жалконькую, затерянную, .
1861) и Евгения (род. 1867). В следующем году был выполнен один из лучших пейзажей Саврасова: «Пейзаж с рекой и рыбаком». Казалось, она написана совсем легко, на едином дыхании. За полотно «Вид в окрестностях Ораниенбаума» Саврасов в возрасте 24 лет получил звание академика. Саврасовы возвращаются в Россию, у них рождается ещё две девочки и мальчик. В 1844 году Алексей поступает в Московское училище живописи и ваяния (МУЖВ), которое совсем не было похоже на чопорную, холодно-официальную, далекую от реальной жизни, людских страстей и забот Петербургскую императорскую академию художеств, пребывавшую под постоянным строго-недремлющим оком самого самодержца всероссийского.
LiveПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласLiveСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииМузеиПерсоныХудожникПерсонаАлексей СаврасовГоды жизни: 24 мая 1830 — 08 октября 1897Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникАлексей Саврасов увлекался живописью с детства. Преподаватель Московского училища живописи и ваяния Николай Рамазанов писал о его пейзажах в журнале «Москвитянин»: «Дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу». В иных красота природы омрачается неизбывной памятью о рабской доле народа и в музыке работ Саврасова слышится протяжный стон бурлацкой ватаги, тянущей барку (Бабья лямка, 1871, частное собрание, Москва Бурлаки на Волге, 1871, ГТГ) сгущается над Волгой мгла грозового неба (Волга, 1870-е, ГТГ). Волжские просторы произвели на него огромное впечатление. Такова элегическая картина Могила на Волге (1874, Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул).
Его европейские пейзажи (Вид в Швейцарских Альпах, 1862, ГТГ Озеро в горах Швейцари, 1866, ГРМ) обнаруживают пристальное внимание к западным образцам и в то же время выгодно отличаются от многих модных в то время изображений величественных горных ландшафтов в духе Калама отсутствием шаблонной патетики, достоверностью, спокойной и внимательной манерой письма. Воздух весенний, легкий, прозрачный и ясно видны высокая каменная церквушка с шатровой колокольней и широкие просторы полей с рекой вдалеке. Какая простота. Но путь в большое искусство оказался нелегким. Интересно, что при подготовке картины (написанной за два года до появления репинских Бурлаков на Волге) Саврасов пользовался помощью Перова, которому в свою очередь помогал советами, а может быть и кистью при написании пейзажей в картинах Птицелов (1870) и Охотники на привале (1871).
— С. 53. Саврасов ее посвятил 200-летию со дня рождения Петра 1. Село Волынское, Рожь, Весна. К началу 1870-х годов уже появились замечательные полотна других пейзажистов-реалистов: лесного богатыря Ивана Шишкина импульсивного Федора Васильева, внимательного Михаила Клодта, талантливого ученика Рабуса и Саврасова Льва Каменева, молодого светописца Архипа Куинджи.
На осенней выставке в Академии художеств (6 октября 1854 г. ) привлекли внимание две его картины: Вид в окрестностях Ораниенбаума и Морской берег в окрестностях Ораниенбаума, за которые художнику присваивается звание академика. Обе картины значительно отличаются от его прежних работ. Добровольский О. М. Саврасов — М. : Молодая гвардия, 1983. А вдали все чисто, но и там уже ощущается приход ветра и дождя. Болото, 1870). Вот чьи-то следы на снегу, вот нежная веточка, торчащая из снега, трогательные серо-голубые облака смотрят свысока на бревенчатые крыши домиков.
В этот период появились его картины: самая знаменитая — «Грачи прилетели» (1871), «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) и «Радуга» (1875), «Просёлок» (1873), «Могила на Волге. Он умер в больнице для бедных. Это самая известная картина Саврасова, как на родине, так и за рубежом. К этому периоду относятся — Сельский вид (1867), Плоты (1868), Зимняя ночь (1869).
Здесь прорисованы не только деревья и вода, но даже воздух и дух весеннего настроения. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы — быть ливню». Картину тут же, с выставки, приобрел Третьяков для своей галереи. В 1848 году Саврасов смог продолжить обучение в училище благодаря помощи некторым друзьям.
Родился в семье московского купца третьей гильдии. К огорчению отца, у подрастающего сына напрочь отсутствовало стремление связывать свою жизнь с торговлей и в лавке он трудился с большой неохотой, а когда выдавалась свободная минута, посвящал ее любимому занятию – рисованию. На рисунке бесконечная даль, снег, свежая могилка и маленький чёрный крест. Огороды). Отмечая эту удачу, один из современников писал об умении художника поэтично перенесть на полотно знакомый каждому из нас клочок природы из окрестностей Москвы. В конце 1876 года брак распался. В училище заговорили об успехах начинающего художника, в работах которого пробивалось «свое».
И тем, не менее, значение Саврасова в истории русской живописи велико. С небольшого косогора к речке спускается нежно зазеленевшая березовая роща. Его ученик Константин Коровин в своих воспоминаниях описывал Саврасова как человека «абсолютно особой кротости», доброго, умного, который «никогда не сердился и не спорил».
В 1848 году был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Картины. К сожалению он пристрастился к вину. Критики благосклонный к молодому художнику, а в 1854 году журнал «Москвитянин» назовет Алексея Саврасова «первым среди пейзажистов». Великолепна цветовая насыщенность холста, богат живописный тон. Чтобы заниматься любимым делом, Саврасову пришлось выдержать жёсткое сопротивление отца, который, напрочь отрицая смысл каких бы то ни было «художеств», спровадил Алексея вместе с картинами жить на чердак собственного дома. — Т. 2.
Художник просто сломлен этой чередой смертей. В его сторону обращена одинокая женская фигура. Менялись философские основы и историко-художественные ориентиры творчества. Постепенно, А. К. Саврасов все больше выезжает в провинцию, особенно в Поволжье. Знаменитый В. Г.
Тот же Померанцев свидетельствовал: При всем том, ознакомившись с последними работами А. К. Он ведет пейзажный класс. Посмотрите на картину «Распутица», она был написана на склоне лет художника, но в ней столько жизни и тепла сердечного, когда идешь по зимней дороге, вокруг бело и согревает лишь огонь, огонь сердца, духа человеческого. Исполненные там картины Морской берег в окрестностях Ораниенбаума (1854, частное собрание, Санкт-Петербург) и Вид в окрестностях Ораниенбаума (1854, ГТГ) оказались настолько удачными, что осенью того же года Совет Академии присвоил за них 24-летнему художнику звание академика. Надо у природы учиться. Несколько работ, написанных им во время поездки, были экспонированы на выставке 1853 года. Приветливые многоцветные радуги омытые дождем, сияющие на солнце заливные луга плакучие ивы, склонившиеся у заросших прудов утренние и вечерние зори покрытые пушистым инеем, очарованные зимние леса скромные деревенские околицы стаи перелетных птиц над сжатыми полями – таковы любимые сюжеты художника, мечтавшего о светлом и одухотворенном согласии человека и природы.
Имя Карла Ивановича Рабуса ныне известно немногим. Все поздравляли художника с творческой удачей. За эти работы он получает от Академии художеств звание неклассного художника.
Поля по контрасту с темной землей залиты золотсто-жемчужным светом. Судить об этом мы можем по дошедшему до нас полотну Вид в Швейцарских Альпах из Интерлакена (1862). Но выживает только одна из дочерей – Евгения. Окрестности Ярославля» (1874)f. Алексей Саврасов был выгнан из училища и из казенной квартиры. Приземистые старые ветлы пропитались густыми красно-коричневыми красками. Саврасова, .
В жизни его появляется гражданская жена Евдокия Михайловна Моргунова и общие дети. И это было его главным несчастьем.
Перелет птиц (1874) и исполненный, вероятно, в связи с этой работой небольшой пейзаж Закат. В 1857 году в жизни Саврасова произошли важные изменения. Дала трещину, а затем и вовсе распалась когда-то счастливая семейная жизнь.
Все это по-своему отразилось и в творчестве, преподавательской и общественной деятельности Саврасова. Васнецова, С. А. С начала 1870-х годов в творчество Саврасова вошли новые темы и образы. Рябушкина, С. И. Окрестности Ярославля» (1874).
В этот период появились его картины: самая знаменитая— «Грачи прилетели» (1871), «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871)d, «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) и «Радуга» (1875)e, «Просёлок» (1873), «Могила на Волге. В эти же годы в творчестве Саврасова начинает наблюдаться некоторый кризис и спад. До Саврасова. Поэзия обыденной жизни. Критики благосклонный к молодому художнику, а в 1854 году журнал «Москвитянин» назовет Алексея Саврасова «первым среди пейзажистов». — Т. 1.
Саврасов постепенно отходит от первоначальных романтических традиций, где деревья пишутся с пышными кронами, где стоят огромные валуны, поросшие невысокой травкой, а весь тон картины темен и только слегка проблескивает нежная голубизна неба, покрытого тучами, – «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854). В 1871 году появляется сама картина Грачи прилетели на выставке Товарищества передвижных художественных выставок (Саврасов был одним из ее учредителей). То, что нам кажется сейчас естественным, было завоевано в упорной и длительной борьбе.
Без такой опоры он оказался по большей части отрезанным от культурной жизни. На переднем плане пасечник, ульи и вишни в цвету (не только одни японцы видят красоту цветущей вишни), в то время как сами ветви деревьев еще обнажены.
Английские и немецкие мастера привлекли внимание художника стремлением к правде и самостоятельности. Наиболее значительным произведением Саврасова 60-х годов была картина Лосиный остров (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств. Прилетевшие грачи принялись вить гнезда. В самом выборе сюжетов ярко сказался проникновенный лиризм мировосприятия Саврасова. — М. : Терра, 2001.
В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи. Последовало время частых перездов по гостиницам и номерам. Снег долго лежит на полях, коченеют на ветру деревья и вдруг все наполняется легким трепетом жизни, радостным гомоном птиц. Романтика бессмертна. Зима», «Весна. Картина «Лосиный остров» была удостоена первой премии на выставке Московского Общества любителей художеств.
Ещё в ранней юности у будущего художника обнаружились способности к живописи. Полевого В. М.
На 1-й Передвижной выставке его картина «Грачи прилетели» была замечена сразу. Кроме этого, Саврасов активно преподает в училище, вдохновляя и подавая пример своим ученикам (Михаил Нестеров, Константин и Сергей Коровины, Исаак Левитан и др. ). Этюдная работа над Грачами шла в марте, в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии.
Среди работ восьмидесятых годов следует назвать такие произведения, как: Ночка (1883), Лунная ночь над озером (1885), Вечер. А еще через год Совет Московского художественного общества счел его мастерство достаточно зрелым для завершения обучения и получения звания художника, присвоенного Саврасову за Вид Московского Кремля при лунном освещении (1850, частное собрание, Москва) и Камень в лесу у Разлива (1850, ГТГ). Алексей Саврасов был успешным учеником: во время творческой поездки по Украине он создал полотна, за которые художественные критики стали называть его «надеждой русского искусства». В 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. — 692 с., «Популярная художественная энциклопедия» Под ред.
Это был серьезный удар для Алексея Саврасова. Изящно и прихотливо изогнуты стволы и ветви, тянущиеся к небу. Одна за другой появляются картины Волга под Юрьевцем (1871, местонахождение неизвестно), Разлив Волги под Ярославлем (1871, ГРМ) и, наконец, Грачи прилетели (1871, ГТГ), появившаяся на Первой передвижной выставке, восторженно принятая всеми. Пейзаж Грачи прилетели есть лучший и он, действительно прекрасный, хотя тут и Боголюбов и барон Клодт и И. И. (Шишкин. — 40 726 стр., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, А. А. Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах.
Отец мечтал приобщить сына к «коммерческим делам», однако Алексей, еще будучи ребенком, увлекся рисованием. И кто мог подумать, что таким идеалом для художника может стать сама действительность. Их прихотливые изгибы, когда они тянутся к солнцу их переплетения. В 1867 году Саврасов создал полотно «Сельский вид». И удачно женится.
От него вынуждена была уйти жена с дочерьми, а в 1882 году за этот же порок он был уволен из училища. Обиженный Саврасов оставляет Москву и переезжает в Ярославль. Окончил Училище Саврасов в 1854 году.
Судьба народа, его история и современная жизнь постигались русскими реалистами в теснейшей связи с естественной средой, а лучше сказать – полями и лесами, морями и реками, дремучими лесами и березовыми рощами – всей живой жизнью бескрайних пространств сельской России. В то время в училище пришла молодежь, которой оказались особенно близкими лирические устремления и живописные искания их учителя. На рисунке бесконечная даль, снег, свежая могилка и маленький чёрный крест. В целом раннее творчество Саврасова (Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду, 1851 Вид в окрестностях Ораниенбаума, 1854) пребывает целиком в рамках романтизма, с его любовью к сильным эффектам атмосферической жизни, к резким кулисным контрастам переднего и заднего планов.
Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне. Не случайно изображение простого, знакомого типичнейшего для России ландшафта и из года в год повторяющегося состояния природы было воспринято чуткими современниками как нечто абсолютно новое, как откровение. 1830 – 1897 гг. Саврасов – крупнейший русский пейзажист.
СПб. : Императорское Русское Историческое Общество, 1916год. Показательно, что даже известный русский критик и искусствовед А. Н. Бенуа назвал Саврасова художником-неумехой, который каким-то чудом умудрился написать одну порядочную картину (Грачи прилетели). передал момент чрезвычайно верно и жизненно.
Он продал свои рисунки и внес плату за первые месяцы обучения. Становление художника происходило очень быстро. Так постепенно преодолевал Саврасов каноны, по которым обычно принято было писать пейзажи.
А в контраст этому горит маленький, но теплый свет из окошка избы. Молодому художнику на тот момент было всего 19 лет. С картины веет свежестью и ароматом просыпающейся жизни. Карл Рабус умер и Саврасов стал руководить пейзажным классом вместо него. К лучшим московским пейзажам XIX века относится и картина Сухарева башня (1872, Государственный Исторический музей, Москва), написанная Саврасовым к двухсотлетию со дня рождения Петра I. К концу 1870-х годов в творчестве Саврасова наметился некоторый спад.
Мотив. Неврева, В. Е. Она не являлась непосредственным видом с натуры. Юный Саврасов оказался на рубеже этих двух художественных школ: романтизма и реализма. Ему еще удавалось порой создавать замечательные картины, но чаще это были поверхностные произведения «на скорую руку» ради заработка.
«Саврасов создал русский пейзаж и эта его заслуга никогда не будет забыла в области русского художества», -сказал о художнике Левитан. Алексей Кондратьевич Саврасов родился в 1830 году в семье московского купца. Все созданное после этой картины только подтверждает, что творчество Саврасова вступило в новый этап своего развития с новыми поисками и задачами, которые наиболее ярко проявились в картине Грачи прилетели (1871). Ступайте в природу, — говорил он нам.
Работы Саврасова теперь только изредка появляются на передвижных выставках. Осенью 1857 года 27 летний Алексей Саврасов женился на 31 летней Софье Карловне Герц (1826—1895)— сестре учившегося вместе с ним художника Константина Герца, а также сестре известного в то время археолога и историка искусства Карла Герца.