Художник Арчимбольдо Джузеппе Картины
«Смешные картины» Джузеппе Арчимбольдо (1527 — 1593)
В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали.
Всё славит обильный урожай. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Данный стиль поощрялся императорами-заказчиками и даже служил предметом для подражания. Маньеризму присуща претенциозность. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века. В 1591 художник написал два своих самых прославленных полотна — «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа) — и послал их императору в Прагу тот не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику титул пфальцграфа. Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27.
Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. В полотне «Лето» торжествуют яркие краски, здесь царствуют груши, золотистые колосья пшеницы. Известно, что в 1577 он дважды повторил «Времена года». Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма.
Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце.
При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569). Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости.
Сначала картина висела так, чтобы можно было видеть прежде всего натюрморт. Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подделок под его стиль. В «Земле» шкура льва Геракла и шкура барана также истолковываются как символы Габсбургов (лев намекает на Богемское королевство). Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Искусство Арчимбольдо нагло и сатирично.
В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31.
Джузеппе Арчимбольдо, биография и картины
Его дедушка был архиепископом, отец — художником. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста.
Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»). Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы – павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали.
К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело. Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года.
За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи рейнских гильдеров. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи рейнских гильдеров. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств.
Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года. Фамилия Арчимбольдо – южногерманского происхождения. Максимилиан II, по характеристике историка Т. Грановского, «принадлежал к числу тех благородных умов и характеров, которые не часто встречаются в век, волнуемый религиозными страстями и фанатизмом». Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Существует версия, что росписи в церкви св. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Он играет со зрителем, создает оптические иллюзии, чтобы ввести в заблуждение.
Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. Люди на них были как бы собраны из различных вещей из-за чего их часто называют вакханалией природы.
Невероятные картины Джузеппе Арчимбольдо
Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». На воинственное начало указывают и пушки. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж.
Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Предполагают, что, увидев рукописи и рисунки Леонардо (а такая возможность у Арчимбольдо была), молодой художник навсегда сохранил в памяти гениальные наброски удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. На воинственное начало указывают и пушки. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. Сохранились альбомы с эскизами (изображения костюмов, процессий и балов) художника, подаренные им Рудольфу II.
С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Дата рождения художника неизвестна. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9.
Плохо еще и то, что Арчимбольдо Джузеппе, картины которого сейчас насчитываются в количестве 20 штук, не оставил после ухода никаких личных свидетельств ни о себе, ни о своих полотнах. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. Им была основана одна из первых кунсткамер – предшественница современных музеев. Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико.
Интерес к нему вспыхнул после выхода в свет монографии искусствоведа К. Касати в 1885 году. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде». Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу – императора Максимилиана. Он родился в Милане в 1527 году.
Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде». Что это такое. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt). Какое расхождение с имперской статью героя и какое мужество для той эпохи. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде.
Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года».
Крупнейшую выставку «смешных картин» Арчимбольдо собрали в Риме
Картины художника при жизни вызывали споры. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Такого рода представления являлись и элементом имперской пропаганды, демонстрируя прочность положения государства и величие монархии.
Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»). Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Обычная миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию.
Арчимбольдо Джузеппе: картины-вымыслы
И даже самое слабое дуновение ветра может привести к тому, что вся фигура начнет пылать. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана.
По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Мифология, близкая сердцу Арчимбольдо, тоже «мага» метаморфоз. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt). Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. В созданных им символических портретах-аллегориях в единый художественный образ сплетаются «представители» фауны (цикл «Стихии»), флоры (цикл «Времена года»), а также различные предметы: горшки, кастрюли, рабочие инструменты, даже книги. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана.
Сохранились альбомы с эскизами (изображения костюмов, процессий и балов) художника, подаренные им Рудольфу II. Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. Во всяком случае, поздние его полотна представляли что-то новое, абсолютно незнакомое.
Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит ХХ веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. В 1591 художник написал два своих самых прославленных полотна — «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа) — и послал их императору в Прагу тот не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику титул пфальцграфа.
Овощные картины Джузеппе Арчимбольдо и скульптуры Филипа Хааса
Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году.
Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Наравне с отцом он оказал значительное влияние на воспитание Джузеппе и пробудил в нем интерес к наукам, философии. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде.
Иллюзии в картинах Джузеппе Арчимбольдо
В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Вероятно именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана.
Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года».
Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Краски нежные, как на утренней заре под первыми лучами солнца. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Император Рудольф II в 1580 году пожаловал Арчимбольдо дворянство. С Рудольфом II его связывала личная дружба.
Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Арчимбольдо Джузеппе, картины которого вызывали интерес у королевских особ, долгое время (около 25 лет) был придворным художником Габсбургов.
Зимние пейзажи выдающихся художников
По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна».
Он имел вкус к искусству, особенно живописи интересовался и науками, особенно оккультными. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей). Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии.
Искусство Арчимбольдо нагло и сатирично. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди.
По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году). Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. О них упоминали в Трактате об искусстве живописи Джованни Паоло Ломаццо (1584) и Грегорио Команини (1591) в издании Фиджино или О цели живописи.
Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены. Париж, Лувр Состоял на службе у Габсбургов в Австрии и Богемии (1562—1587) сначала — при имперском дворе Фердинанда I в Вене — как портретист-копировщик, затем, когда императором Священной Римской империи становится Максимилиан II (1564), Арчимбольдо — художник при дворе. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году.
Портрет библиотекаря состоит только из вещей имеющихся в читальном зале. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо.
Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie – театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. В период его правления творчество художника было наиболее плодотворным: знаменитый цикл «Четыре стихии» («Вода» и «Огонь» находятся в Музее искусств в Вене, местонахождение «Земли» и «Воздуха» не установлено), несколько повторений серии «Времена года» (один из вариантов 1573 был приобретен Лувром), «Адвокат», «Повар», «Официантка» (две последние картины, а также множество других, написанных в этот период, утеряны). Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля».
Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением. В период его правления творчество художника было наиболее плодотворным: знаменитый цикл «Четыре стихии» («Вода» и «Огонь» находятся в Музее искусств в Вене, местонахождение «Земли» и «Воздуха» не установлено), несколько повторений серии «Времена года» (один из вариантов 1573 был приобретен Лувром), «Адвокат», «Повар», «Официантка» (две последние картины, а также множество других, написанных в этот период, утеряны). Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. Данный стиль поощрялся императорами-заказчиками и даже служил предметом для подражания. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана.
С Рудольфом II его связывала личная дружба. В ноябре 1586 года он был удостоен пожалования в 1500 флоринов, что составляло его четырёхкратный годовой оклад. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Художник развлекается.
Фигура пожилого и усталого человека возникает из древесного пня (символ прочности и стабильности), проросшего узловатыми ветвями, переплетение которых создает форму императорской короны. Концепция этой картины отличается от других аллегорических изображений времен года и не является, в сущности, аллегорическимпортретом. Император Рудольф II в 1580 году пожаловал Арчимбольдо дворянство. Там есть еще эмблема Габсбургов — огниво. В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных, рыб, жемчужин, музыкальных и иных инструментов, книг ит. д.
Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Современники причисляли его, как и Содому, к маньеристам. Какое расхождение с имперской статью героя и какое мужество для той эпохи. В третьем акте рыцари выходили за барьер и атаковали друг друга самым разнообразным оружием. Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи.
Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма.
Сложно сказать, где и у кого он учился. Арчимбольдо родился в эпоху позднего Ренессанса и его первые работы написаны в традиционной ренессансной манере. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Фамилия Арчимбольдо – южногерманского происхождения.
Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать». С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов).
В 1575 – 1576 годах ему было пожаловано 65 гульденов и 75 талеров за живописные работы для покоев императора и для двора саксонского курфюрста. Зима. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt). Портрет библиотекаря состоит только из вещей имеющихся в читальном зале.
Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки).
В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Исследователь предполагает, что цикл был представлен императору уже после возвращения художника из Милана, примерно в начале нового, 1569 года. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось.
Необычайные картины Арчимбольдо
По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Только позже она была перевернута, чтобы вызывать смех. В полотне «Осень» тема среднего возраста, где осенние плоды освещены заходящим солнцем. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник.
Эти произведения настолько необычны, что вполне объясним вспыхнувший к ним интерес. Вода. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника. Животные, накладываясь и переплетаясь создают необычный, как будто сошедший с ведьминской книги, образ.
Он изобретает карикатуру. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо.
После смерти Арчимбольдо и его покровителя — императора Рудольфа — наследие художника быстро забылось, многие произведения были утрачены. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Живописью в этот период художник занимался, видимо, немного.
- Вакханалия природы в полотнах Джузеппе Арчимбольдо
- Краткая биография Джузеппе Арчимбольдо
- То, что время пощадило, то, что память сберегла
- Недостаточно средств на аккаунте
- 15 малоизвестных фактов об удивительных портретах Джузеппе Арчимбольдо
- Средневековый сюрреалист Джузеппе Арчимбольдо
- Художник Джузеппе Арчимбольдо ( )
- Портретные натюрморты от Джузеппе Арчимбольдо
С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей). Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи.
Дата рождения художника неизвестна. А каково качество исполнения — настолько мастерски выписаны эти портреты натюрморты, в духе лучших мастеров эпохи Возрождения. Его кора подобна коже, ветви – волосам.
Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах.
- Арчимбольдо Джузеппе: праздничное меню века
- АРЧИМБОЛЬДО – ПРЕДТЕЧА СЮРРЕАЛИЗМА
- Арчимбольди ДжузеппеКартины и биография
- Художник Джузеппе Арчимбольдо Картины
- живопись фото архитектура анимация
Год спустя Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни». Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Им была основана одна из первых кунсткамер – предшественница современных музеев. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи.
Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. В первом цикле времен года, в духе модной в то время натурфилософии, каждая картина соответствует определенному периоду жизни человека. Весна показывает нам его в самые юные годы, с лицом, полным свежих цветов Лето — как молодого человека, отсюда фрукты, которые созрели Осень (утраченная картина) изображает уже зрелого мужчину, а Зима представляет старца с редкой растрепанной бородой, со сморщенной и увядшей кожей. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов – огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии.
- Картины — Арчимбольди, Джузеппе
- Все Картины Джузеппе Арчимбольдо по алфавиту
- Как я нашла хорошую и недорогую кухонную вытяжку (Рассказ домохозяйки)
- Самое интересное в виде мозаики
- Подземный мир в пустынных скалах Нью-Мехико
Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году). По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры». Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо.
Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку.
Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи.
- Словари и энциклопедии на Академике
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
- Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
- Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
- 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
- Самые красивые города в вечернем освещении
- Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. При дворе императора работали такие знаменитые ученые, как Тихо Браге и Иоганн Кеплер. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо.
Это было продолжение позднего Средневековья – искусство, воплощающее идеи. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. С появлением сюрреализма его апологеты и теоретики обратили внимание на формальные эксперименты Арчимбольдо и в первой половине XX века ему наследию было посвящено много статей. Также вполне вероятно его пребывание на родине в 1581 году, поскольку в одной из записей городского архива от 17 марта упоминается, что тогда его сыну Бенедетто ещё не исполнилось 18 лет36. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55. Имеются еще три картины-перевертыша, цикл «Четыре элемента», «Сезоны» и сохранившиеся в самом большом количестве во всем наследии Арчимбольдо Джузеппе картины «Времена года», причем все сезоны нарисованы в нескольких вариантах. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе.
- Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
- Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
- Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
- : музыка, которую можно увидеть
- Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
В начале 1550-х гг. На воинственное начало указывают и пушки. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма.
В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному». На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Так в 2012 году в лондонском музее изобразительного искусства — Dulwich Picture Gallery экспонировалась серия скульптур Четыре сезона.
Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо. Существует версия, что росписи в церкви св. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. В Праге он был декоратором и постановщиком праздничных представлений. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную.
Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Если смотреть вблизи, это нагромождение фруктов и овощей.
- Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
- Занимательный мир Галины Старостиной
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Император привлек его к расширению своей коллекции, влившейся впоследствии в уникальное собрание 16 в. — «Кабинет искусств и всевозможных редкостей» Рудольфа II. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства. Произведения Арчимбольдо восхищали своей оригинальностью современников. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20.
Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо.
Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». При дворе императора работали такие знаменитые ученые, как Тихо Браге и Иоганн Кеплер. Дакоста Кауфман подчёркивал тесную связь картин Арчимбольдо и его эскизов костюмов для торжественных процессий, которые представляли собой аллегории императорской власти и гармонии, которую несёт миру благодетельность Габсбургов. Вариантов «Времен года» было несколько.
Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание. Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико.
Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года. Создал несколько портретов членов императорской семьи, первый вариант серии «Времена года» («Лето» и «Зима» находятся в Музее искусств в Вене, «Весна» — в мадридской академии «Сан-Фернандо», «Осень» утеряна). Интересна деятельность Арчимбольдо как «Мастера Празднеств». Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо. Произведения Арчимбольдо восхищали своей оригинальностью современников.
На воинственное начало указывают и пушки. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года. Самое большое количество картин под названием «Весна». Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея).
Публиковались и другие работы20. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее. Согласно Мориджиа, Арчимбольдо вернулся на родину в 1588 году после четвертьвекового служения Габсбургам.
Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». В литературе XVII – XVIII веков он не упоминался вовсе. Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов.
Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника.
На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. До нас дошло 17 станковых картин, принадлежащих кисти художника. По мнению Хоке, в эпоху Ренессанса художник должен был являться в первую очередь талантливым ремесленником, умело имитирующим природу, поскольку понятие прекрасного основывалось на её изучении. И сразу же после смерти мастера в 1593 году Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы наводнил поток неумелых стилизаций под Арчимбольдо. Вообще художнику очень повезло с покровителями.
По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. В «Воздухе» орел и павлин являются символами империи и Австрийского императорского дома. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы – павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали.
Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры». Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде». Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному». Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4.
Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. В нем отсутствует гармония между духовной и телесной природой человека.
Он изобретает карикатуру. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана.
Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14.
Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей). Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ – «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. С восхищением писали современники и о его рисунках, подаренных Рудольфу II (тетрадь со 150 рисунками хранится во Флоренции в галерее Уффици) и об оригинальной формы лютне, придуманной Арчимбольдо для Кунсткамеры Рудольфа II. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14.
Второй вариант был написан уже при Рудольфе. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному».
Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. Сюрреалисты спасли Арчимбольдо от полного забвения и даровали ему посмертное членство в своем клубе. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. Инженер, естествоиспытатель, астролог, устроитель Кунсткамеры, он лично занимался пополнениями королевских коллекций. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года».
Дата рождения художника неизвестна. Среди его друзей были: будущий биограф – инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» – основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини – профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569).
Арчимбольдо, отталкиваясь от concetti, писал метафорически-фантастические картины, в высшей степени типичные для маньеристского искусства49. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман.
К сожалению из его росписей в Миланском соборе сохранилось совсем немного — цикл витражей, посвященных Святой Екатерине, выполненных в традиционном духе. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма.
Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Среди его друзей были: будущий биограф – инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» – основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини – профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо.
Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства. В полотне «Весна» раскрывается тема рассвета, юности. В «Огне» художник надевает на шею персонажа цепь ордена Золотого руна, украшенную кремнями (намек на рыцарский орден, основанный Габсбургами. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Оно вытекает из множества заключенных в них символов и намеков на династию Габсбургов.
На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха.
Весна. Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. Он играет со зрителем, создает оптические иллюзии, чтобы ввести в заблуждение. проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. При этом 12 августа 1587 года датировано распоряжение Рудольфа II о награждении художника 1500 флоринами за длительную службу царствующему дому37. Оба символа позволяют предположить, что зима — любимое время года императора.
Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов.
Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо. Полотно входит в цикл «Профессии». Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США.
Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ – «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов – огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами.
Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. Во всяком случае, поздние его полотна представляли что-то новое, совершенно незнакомое. Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. Даже оторопь берет. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман.
Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов).
По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны. В нем отсутствует гармония между духовной и телесной природой человека. Достаточно потереть два огнива имитирующие нос и ухо фигуры, чтобы они вспыхнули искрами.
Публиковались и другие работы. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. В трудах Т. Дакосты Кауфмана проводится последовательно серьёзная интерпретация наследия Арчимбольдо в контексте культуры XVI века. Наконец, в «Воде» аллюзия на империю скрыта в коралловой ветви, напоминающей корону, в драгоценных камнях серег и в жемчужном ожерелье.
Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Цикл «Стихии» («Вода», «Воздух», «Огонь», «Земля») имеет политическое значение. Тема картины «Зима» выражена в образе старика, кутающегося в сплетённую из соломы накидку. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников – Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»).
В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Публиковались и другие работы. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Интерес к нему вспыхнул после выхода в свет монографии искусствоведа К. Касати в 1885 году. В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени.
Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Публиковались и другие работы. Стоит отдалиться – и видишь лицо. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов.
Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». В 22 года Арчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор. Отсутствуют и данные, чему именно обязан художник своим приглашением к императорскому двору и высокому положению. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году).
Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. О них упоминали в Трактате об искусстве живописи Джованни Паоло Ломаццо (1584) и Грегорио Команини (1591) в издании Фиджино или О цели живописи. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года. Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная.
Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. В 22 года Арчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста.
Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14.
По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»).
Некоторые историки искусства считают произведение портретом самого Максимилиана II. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее. Существует версия, что росписи в церкви св. По словам Сальвадора Дали, Джузеппе Арчимбольдо явился предтечей сюрреализма. За «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» художник был пожалован почётным титулом пфальцграфа.
По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры». Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. С восхищением писали современники и о его рисунках, подаренных Рудольфу II (тетрадь со 150 рисунками хранится во Флоренции в галерее Уффици) и об оригинальной формы лютне, придуманной Арчимбольдо для Кунсткамеры Рудольфа II. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца».
Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце.
Но дело в том, что случайных предметов на полотнах нет. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»). Это должно было оказать влияние на становление молодого художника. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц.
Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Дата рождения художника неизвестна. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста.
Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Даже оторопь берет. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца».
Начиная с 1562 года жизнь и творческая биография Арчимбольдо достаточно хорошо документированы, особенно благодаря венским Архиву австрийских исторических документов и императорскому архиву. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»). Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости.