Художник Дейнеко
Октябрьский переворот, захлестнувший страну, не мог не оказать влияния на биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого отражали самые яркие аспекты новой, социалистической жизни. 1932 год открывает новый этап в биографии художника Дейнека Александра Александровича. Дейнека Александр Александрович (1899 – 1969) – советский художник, который прославлял светлый завтрашний день.
Художник Александр Дейнека создает эпопею о защите Севастополя. Дейнека Александр Александрович (1899 — 1969) — живописец, график, художник монументально-декоративного искусства и скульптор. Художник Александр Дейнека создает эпопею о защите Севастополя. Дейнека был художником, пронзенным чувством молодости. Дейнека Александр Александрович (1899 – 1969) – советский художник, который прославлял светлый завтрашний день.
Александр Дейнека относится к числу художников, безусловно, признанных и публикой и критикой и арт-рынком. 5 июня 1969 г. в залах Академии художеств открылась персональная выставка художника, а 12 июня 1969 г. Александр Дейнека скончался. С 1919 г. по 1920 г. Дейнека находился в Красной армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и в качестве художника передвижного красноармейского театра выезжал на фронт.
Александр Дейнека относится к числу художников, безусловно, признанных и публикой и критикой и арт-рынком. Сегодня мы вспоминаем биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого прославили Курский край на весь мир. Картина советского художника Александра Дейнеки «За занавеской» продана на лондонском аукционе MacDougalls за 2 миллиона 248 тысяч фунтов— без малого 3, 5млн долларов5. Живописец, график и скульптор, народный художник СССР Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 г. в Курске, в семье железнодорожного рабочего. Александр Александрович Дейнека (20 мая 1899, Курск, Российская империя — 12 июня 1969, Москва, СССР) — советский живописец, график и скульптор, педагог, действительный член Академии художеств СССР (1947), народный художник СССР (1963).
В 1924 г. состоялась первая выставка Александра Дейнеки, в которой он участвовал в составе Группы трех (в группу входили также Андрей Гончаров и Юрий Пименов) работы художника также были представлены на Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства.
Дейнека Александр – художник монументального стиля
Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. В 1928-29 гг. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и смерть", 1922). Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах ("Тоска по изящной жизни", 1927). Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки.
Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет.
Русские художники – ДЕЙНЕКА Александр Александрович
В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. носивший название "Безбожник у станка" (т. к.
Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда.
Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Однако работа художника в "Безбожнике" и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. В такой же манере, сдержанной по колориту и лаконичной, но полной внутренней динамики, пишет Дейнека в 1928 г. картину «Оборона Петрограда», запечатлевшую героические события гражданской войны и непреклонное мужество защитников Петрограда, полных решимости отстоять завоевания революции.
- Дейнека, Александр Александрович
- Дейнека Александр Александрович (1899-1969)
- Дейнека Александр АлександровичКартины и биография
- АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА: ХУДОЖНИК ВО ВРЕМЕНИ
- Дейнека Александр Александрович
Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим. А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме.
Как писал художник позднее, она изначально отстала от времени. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». Мерно и стройно шагает отряд. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться.
Фаворского (1919-1923). В начале 1950-х гг. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса. Предельная обобщенность образов превращает их в символы.
Он обычно набрасывал отдельные позы, делал схематические зарисовки местности. Но сколько бы искусство ни раскрывало прошлого и не забегало в будущее, оно принадлежит своему времени и если искусство несет в себе устойчивые, непреходящие идеи, оно будет всегда живое. Он посвятил этой теме несколько своих полотен, одно из которых — «Мать» (1932). Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». С 1932 участник выставок.
Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Но и в этом сказывался талант Дейнеки, способность найти для искомой задачи нужное решение. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность.
- АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕЙНЕКА
- Александр Александрович Дейнека биография
- Художник Александр Дейнека (1899–1969)
- Творчество Александра Александровича Дейнеки
- Биография Александра Дейнеки: детство и юность
- Самый плодотворный период в творчестве Дейнеки
- Военные и послевоенные годы Александра Дейнеки
В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). «Бывает, вас охватывает задор, прилив энергии, мышцы пружинятся, по телу проходит холодок бодрости. Его картины находятся во многих собраниях и музеях, его стиль часто используется в рекламе, дизайнерских проектах. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника.
Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). Очень распространены мотивы боли и крика. Училась в Училище барона Штиглица (1916-1918), во ВХУТЕМАСе у И. Машкова, Н. Н. В творческой биографии А. А. Дейнеки, к сожалению, не по его вине были и спады и мрачные дни.
- Все Картины Александр Дейнека по алфавиту
- Направление, стиль и тематика произведений
- Лирика на полотнах этого периода
- Годы Великой Отечественной войны
- Словари и энциклопедии на Академике
- Западноевропейская и антикварная живопись
Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Дейнека вспоминает: Сквозь вьюгу, снег, который сечёт лицо и рвёт с плеч плащ-палатки, мчался танк с людьми на нём, в масле, копоти, обледенелыми, с обожженными морозом лицами и заснеженными бровями и ресницами.
Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней современности, какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты.
Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью.
Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа. И вот однажды утром, когда он делал утреннюю гимнастику в боксерских трусах, к нему пришел проверяющий из комитета по устройству выставки и увидел кристально белый холст.
За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). Но зритель чувствует всю трудность и серьезность положения не только благодаря введенному Дейнекой мотиву раненых, но еще в большей степени благодаря нарастающему мужественному ритму марша уходящих на фронт бойцов и выражению строгой сосредоточенности и подтянутости, которые видны в их лицах. Принцип выражения преобладает над изображением.
- Декоративно-прикладное искусство
- Бесплатно получать новые статьи на свою почту
- Описание картины Александра Дейнеки "Лыжники" (1950)
- Описание картины Александра Дейнеки «Раздолье»
- Описание картины Александра Дейнеки «На стройке новых цехов»
путь зигзагообразный, путь колебаний. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как "Никитка – первый русский летун" (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора". Предки его, по всей вероятности, происходили из среды малороссийских крестьян. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история.
Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Дейнека действительно был большим мастером. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Это Спящий мальчик с васильками, Полдень (обе – 1932), Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки (обе – 1933).
Образы девушек, бегущих реки вверх по крутому склону, – одно из самых изящных и привлекательных воплощений молодости и красоты в творчестве Дейнеки. Предки его, по всей вероятности, происходили из среды малороссийских крестьян. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов.
Эскизы их были восторженно приняты, но от изготовления самих панно почему-то отказались. Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз. В 1919-1920 гг.
- Описание мозаики Александра Дейнека «Хорошее утро»
- Описание картины Александра Дейнека «Текстильщицы»
- Описание картины Александра Дейнека «Сгоревшая деревня»
- Описание картины Александра Дейнека «Эстафета»
- Описание картины Александра Дейнека «Мать»
- Описание картины Александра Дейнека «Окраина Москвы»
- Описание картины Александра Дейнека «Будущие летчики»
Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Художественное пространство полотен предельно насыщается, при этом силуэты фигур всегда изображаются резкими, четкими линиями, доминируют чистые тона. «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». «Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин.
Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Занявшись плакатом, художник предложил новую интерпретацию известного жанра. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей — «Будущие летчики» (1938, Государственная Третьяковская галерея).
Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожного рабочего. И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная.
Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. Естественно и органично в его творчество входит тема материнства. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933).
Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи.
К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Таким видит город Дейнека Александр. За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Александр Александрович Дейнека родился в старинном городе Курске. После Февральской революции занятия в училище прекратились.
В передаче и глубоко трагического (Наемник интервентов) и светлого, радостного, личного (На балконе, Девочка у окна. Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника. Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал).
Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств.
В 1943 г. состоялась совместная выставка О. Дейнеко и Н. Трошина в Москве. Проработка лица соседствует с едва намеченной кистью руки. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. Художник много работает в области монументально-декоративного искусства. Важной страницей в его жизни стало оформление станций Московского метрополитена.
«Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. Именно от негоАлександр Дейнека воспринял умение работать с линией и использовать цветовые контрасты.
И художник вновь справляется с вызовом. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. За комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро», «Хоккеисты» Дейнека в 1964 г. был удостоен Ленинской премии. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент.
У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию. Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью».
Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. Окончив ВХУТЕМАС, художник отправляется в командировку, которая послужит ему богатым материалом для творчества в двадцатые годы в шахтёрский Донбасс. Ноябрь 1941 года (1941).
Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. С задачей он, впрочем, все равно справился. Крутящийся мяч неправильной формы с «намотанными» мазками практически осязаем. Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык».
Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени.
Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе.
Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937). Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929). К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Дружественная ОСТу критика отмечала искренность и свежесть формальных исканий Дейнеки, остроту и актуальность его творческих задач. Рыбачки, 1956, Москва военная, В Севастополе, 1959), продолжает заниматься украшением залов.
Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Полетико. В 1944 году он создал наполненную оптимизмом картину «Раздолье». внесено в энциклопедию Графика русских художников от А до Я (М., 2002 г. ).
Я знал Дейнеку много лет и очень близко., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника. Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года.
И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). «Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3. Но враг не пройдет. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.
Была членом Объединения работников революционного плаката (1931-1932). Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Такие картины, как Донбасс (1947), На просторах подмосковных строек (1949), Тракторист, В Севастополе, У моря. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957).
Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам Через полюс в Америку Г. Байдукова и Наша авиация И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Его авангардный стиль эволюционировал в сторону соцреализма, но его работы от этого не стали менее искренними. Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века.
В нем, правда, тоже пробыл недолго. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг.
В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. Тема авиации занимала Дейнеку и ранее, но в Крыму художнику удалось посмотреть на мир из кабины самолета. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). В 1924 году художник съездил в Донбасс. С 1919 по 1920 Дейнека служил в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.
Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. 2009–2011». Трошиным).
Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника. Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим.
Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944). Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). По рекомендации своих тамошних наставников в 1915-1917 гг.
В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Дома тревожно притихли. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях».
Влияние Владимира Андреевича на будущее творчество Александра очевидно – достаточно взглянуть на ряд полотен Фаворского 20-30-х гг. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников».
Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938).
Строг и суров ритм картины. Большой популярностью пользовались тогда теоретические концепции представителя формальной школы искусствознания Адольфа Гильдебрандта. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. носивший название Безбожник у станка (т. к. Предметом изображения в произведениях Дейнеки становятся люди труда, спортсмены.
На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины «У моря» и «В Донбассе» (обе 1956 г. ). Фон дан скупой линией отдаленного города.
Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). Это качество особенно впечатляюще развернулось в севастопольских и заграничных работах Дейнеки. Упомянутая выставка, проходившая в Москве, в действительности повлияла на творчество членов ОСТа, в том числе и Дейнеки. Рыбачки (все – 1956), такие мозаики, как Парашютист (1957), Красногвардеец, Доярка (обе – 1962), такие рисунки, как Обнаженная девушка (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. У финиша", 1927). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).
Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Художник делает и пейзажные зарисовки, как, например, «Ночной пейзаж». Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Но заканчивал всегда в помещении, причем, как вспоминают современники, мог нарисовать за день несколько картин.
Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика.
Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х. Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. В суровом, строгом ритме фигур рабочих идущих на защиту Петрограда, в непреклонной воле и убежденной силе этих людей заключено мощное дыхание революционной действительности.
С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933). В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г.
В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» С (1928). Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. В суровых, непреклонных лицах, в крепко сжатых кулаках, в тяжелой поступи людей выражена уверенность стойко и непоколебимо защищать достижения революции. Но была и противная сторона.
Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой группы трех (вместе с Ю. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938). С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты Пафос советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемаса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс.
Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа. Мазки, лепящие объем перемежаются с совершенно плоскими участками одежды и местами, где просвечивается подмалевок – «небо». ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля.
Ноябрь 1941». (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование).
И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Учился в Харьковском художественном училище. Но картина не была одинокой удачей. У финиша, 1927).
В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Аналогичная история повторилась и через двадцать лет, когда Дейнека оформлял павильон на выставке в Брюсселе. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника.
По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя.
Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. Периодически Дейнека работал и в книжной иллюстрации: в конце 1920-х и в 1930-е годы оформил около десятка книг для детей и взрослых.
Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Фигура футболиста написана неанатомично просто, на грани фигуративности.
Даже облака порой приобретали какую-то особую геометрическую упорядоченность. Художник решил в них очень сложную задачу — создал у зрителя иллюзию открытого пространства. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Но картина не была одинокой удачей.
Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Дейнеку самого тянуло больше к графике, нежели к размашистой, пастозной живописи под импрессионистов или символистов и не только из-за творческих предпочтений. От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942). Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9.
Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи. Ему заказали три панно для здания Наркомзема в Москве. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Этому помогают и естественная асимметричная композиция и сдержанная простота колористического строя и выбор моделей. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна.
Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Первые смальтовые композиции на станции «Маяковская» были в основном посвящены спортивной проблематике. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности.
Строг и суров ритм картины. Их получилось около 300. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым).
Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Причем картины всегда были посвящены определенным темам. Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича. Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934).
За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941). Картина «Окраина Москвы. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры.
Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль. «Вход» в композицию происходит слева-направо вдоль правой руки футболиста.
Революционные события увлекли восемнадцатилетнего юношу, у которого не было никаких причин —религиозных, семейных, материальных, — чтобы противиться переменам. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934).
На годы Великой Отечественной войны приходится один из самых высоких подъемов в творчестве Дейнеки. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Такова замечательная акварель Тюильри (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке.
", "Китай на пути освобождения от империализма", "Механизируем Донбасс. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально.
Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен «Перед спуском в шахту» и «На стройке новых цехов». Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках.
Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР.
В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе. Фигура получилась формально очень статичной, но с огромной скрытой смысловой динамикой. Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов.
Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным. Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Они выглядели ярко и даже казались рельефными. Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек.
Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность.
На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Где остальные мозаики — неизвестно. В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже.
Александр по мобилизации служит в Красной Армии, участвует в обороне родного Курска от белых войск, но не забывает о своём призвании – руководит художественной студией при Курском политуправлении и "Окнами РОСТА" в Курске, выезжает на фронт в качестве художника агитационного театра. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь.
Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10.
Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. И все. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).
Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923). Многочисленные акварельные иллюстрации к ним отражают первозданное величие бесконечных льдов Севера или просторов заснеженного Подмосковья. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).
С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели.
Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Они занесены снегом. Набережная Сены, Париж. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено).
Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль». Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг. Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа».
По возращении в СССР из заграничного турне Дейнека, вдохновленный монументальными работами мастеров Возрождения, с большим энтузиазмом берется за заказы на плафоны, панно и мозаики. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью.
Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Полетико. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны.
Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая».
Обнаженные на картинах Дейнеки— это почти всегда сильные, крепкие, пышущие здоровьем юноши и девушки, похожие на античных богов или олимпийских героев. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Во Вхутемасе он читал «теорию композиции». он получает художественное образование в Харьковском художественном училище.
В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. А панно было отмечено золотой медалью выставки. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год).
Ноябрь 1941». Вслед за плакатами появились уже в 1931 году прекрасные картины и акварели, очень разные по темам и душевному наполнению, но одинаково говорящие о неуклонно складывающемся большом и зрелом мастерстве. В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей.
Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. Купреянова, В. А. Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии.
роман «Мастер и Маргарита» Булгакова). Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию.
Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Он не показывает непосредственно боя с противником. Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «Эстафета по кольцу Б» (1947), «У моря.
Но при эпически монументальном строе картины ее герои – реальные живые люди, с разным обликом и характером, объединенные настроением и действием. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Художественный образ предельно величав и обобщен.
В 1940 году он вновь обратился к мозаике и сделал несколько панно для станции метро «Павелецкая», но установлены они не были из-за начала войны. Фон дан скупой линией отдаленного города. Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова. К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры.
На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык».
В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Автор ряда детских книг и иллюстраций к ним (совместно с Н. С. Исследования, книги, выставки. Он оформляет книги, пробует свои силы в плакате.
Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Таков трогательный и нежный Негритянский концерт (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века.
Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – Оборона Петрограда Дейнеки (1927). Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа.
Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Выстраивая архитектонику своих произведений на теоретической основе, а не эмпирически и не в подражание каким-то классическим образцам, он был редким явлением среди советских художников. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927). Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух.
Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. В 1919-1920 гг. Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки. По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая».
Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Но враг не пройдет. В литературе об искусстве творчество художника приобрело черты если не сакральности, то какого-то совершенного совершенства. Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе.
Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина Безработные в Берлине (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге Огонь А. Барбюса (1934). Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города.
2009–2011». Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень.
Так же «монтажно» в строго отведенном месте подвешен мяч. Картина «Окраина Москвы. В 1946 г. – персональная выставка художницы.
Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь. Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра.
Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Происходит кристаллизация режима. «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм». Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц.
Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. Первая работа оказалась неудачной: задуманная в так называемом «большом стиле», с обилием знамен и показной радостью, она оказалась напыщенной и неубедительной. Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима.
Дейнека даже сам удивлялся тому, как много он успевал. Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция.
В кафе, Париж. В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника.
Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов»., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Байдуков "Через полюс в Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940). В картине практически нет никаких примет быта. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке.
Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Первой значительной работой становится Окраина Москвы. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Для создания этой композиционной мозаики автор использовал монтажное построение.
Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись.
Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Но с монументальной живописьюАлександру Дейнеке долго не везло. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС».
Другое новое направление, за которое Дейнека смело берётся в конце двадцатых – рисунки в детских книгах и журналах. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). Его персонажи в ряде случаев лишаются нарочитой угловатости, свойственной конструктивистам такие картины Дейнеки, как «Купающиеся девушки», «Портрет девушки с книгой» (1934), «Будущие летчики» (1938), вызывают чувство умиротворения, покоя.
С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Для создания нового художественного языка была применена старая классическая схема или вернее канон египетского рельефа: фараон изображается больше обычных людей и построек, голова в профиль, туловище – в фас, ноги в профиль.
Поколение, травмированное бойней мировой войны, воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Он родился в Курске, в семье железнодорожного рабочего. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы.
А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина Мать (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Дейнека сотрудничает с детским журналом Искорка, сопровождает своими иллюстрациями книги Агнии Барто, Николая Асеева.
Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Картина «Окраина Москвы.
На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека.
Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи.
Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. «Весь путь ОСТ –.
В эпохе Возрождения Дейнеке очень импонировало то, как умело ее представители умели подчинять искусство архитектурным задачам. Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см. На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ».
Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Имя Дейнеко О. К. Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были.
Самое простое— обратиться на форум AI: экспертного заключения, понятно, не получите, но полный набор аргументов за и против почти гарантирован. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью.
Эта работа, которая производит впечатление и сегодня, несомненно, результат долгих раздумий и поисков художника. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено).