Художник Никитин 18 Век
Иван Никитин: жизнь и творчество художника
Юный художник неловко примостился замольбертом ивнимательно всматривается всвою модель– очаровательную девочку вбелом чепце, которую увещевает посидеть неподвижно ее строгая матушка (илислужанка). О его жизни мы не знаем практически ничего, кроме происхождения из крепостных крестьян (возможно, князя Потемкина) и того, что свои лучшие произведения он написал в семидесятые годы. Это позволило художнику приобрести участок земли за 14 000 рублей, построить на нем двухэтажный каменный дом, стать членом Английского клуба и заслужить раздраженное замечание современника: «Рокотов за славою стал спесив и важен». При Петре I появились и первые частные коллекции живописи. Фоном дляэтой сцены служит уголок парка сморскими просторами.
Лучшие достижения русской живописи и в конце века были по-прежнему связаны с портретом. Крестьянская проблема в России всегда стояла остро. Андромаха обречена на вдовство.
Становление русской живописи: портрет века
Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. Посцене плавно движется нарядный конь спрекрасной всадницей. Первые русские натюрморты принадлежат кисти нескольких мастеров, в том числе анонимных.
Получив престол путем узурпации (был отстранен и заключен в крепость малолетний император Иоанн Антонович), она решительно взялась наводить в государстве порядок. Он воплотил представление своего времени о женской прелести. Разумеется, речь не идет о каком-то влиянии или заимствовании. Нежная ихрупкая, она напоминает фарфоровую статуэтку. Очевидно, отсюда проистекает обаяние, которым наделено для современного зрителя изображение десятилетней Сарры Фермор (1749). Императрица Елизавета Петровна создала первые картинные галереи при дворе.
Русский портрет Х века Иван Никитич Никитин
В это время происходит смена поколений, появляются новые мастера. Для них существовал свой канон. /Ивсердце ее больше добродетели, / Чем красоты вее лице». Когда его карьера в Академии художеств не задалась, он в 1766 – 1767 годах переехал в Москву и родовитая знать старой столицы составила обширную клиентуру художника. А Катя Хованская станет привлекать к себе всеобщее внимание, станет женой поэта Нелединского- Мелецкого и первой исполнительницей песен, написанных ее мужем.
Воблике модели тонко передан мир изменчивых чувств– полуулыбка губ игрустное выражение глаз, скепсис ичувственное довольство. В1716году он отправил учиться заграницу первых пенсионеров (т. е. Лишь светлеет, выделяясь, лоб, нетронутый загаром под прикрывавшей его в походах шапкой. Русское же искусство XVII столетия находилось еще во власти традиции и канона.
Белоснежные кружева красного платья эффектно оттеняют смуглую кожу ее детского лица исверкающие, устремленные назрителя карие глаза-«таракашки», какназывала их ее благодетельница.
Он по-прежнему воплощение силы духа и неукротимой энергии. Имя изображенного человека неизвестно. Напортрете изображена любимая воспитанница графов Шереметьевых. Перед нами — иная художественная система, предназначенная для духовного искусства. 39) интересен выразительной характеристикой модели. Она создана как будто на одном дыхании.
Классическая теория искусства невысоко ценит портрет. Его всегда отличали наблюдательность, живое любопытство, жадное стремление к знаниям.
Теперь портрет отчетливо расслаивается на парадный и приватный. 36). Быстро стал знаменит, получал много заказов. В них спокойная задумчивость. Матвеев много работал в области монументально-декоративной живописи. Вотличие отработ прославленного француза вобразах Вишнякова нет подвижности рококо: изображение человеческого тела плоское исхематичное, краски яркие извучные, близкие киконописной традиции.
выше). Своеволен изгиб мягких губ, чуть прищурены глаза. Впрочем, нам сейчас важно другое.
Вернувшись из-за рубежа, он возглавил русскую реалистическую художественную школу. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. Характер каждой прочитывается точно, одну не спутаешь с другой. Быстро завоевывает авторитет при дворе. В книге «История русского искусства» Игорь Грабарь писал: «С уверенностью можно сказать лишь то, что одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета». Немолодое лицо с несколько огрубелыми чертами дышит умом и благородством.
«Картина эпохи»: век в русской живописи
Композиция картины построена поакадемическим принципам. Мы видим пейзажные кулисы изображающие английский парк, классические руины, силуэт замка.
В Италии и Флоренции братья Никитины учатся у Томмазо Реди. На нас смотрит милое, чистое, ясное лицо с слегка заметной улыбкой на губах. В его осанке – чувство собственного достоинства. Всю жизнь Никитин был верен идеалам петровских времен.
Надпись наподрамнике гласит, что наследник княжеского рода Федор Николаевич Голицын (1751–1827) был написан «на девятом году своего возраста». Портрет, несомненно, связан с сентиментализмом. В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. После смерти Петра I в России начались сложные времена.
В самом деле, параллели очевидны. На губах насмешливая и горькая улыбка. Вопрос очень сложный историки еще не дали на него ответа. Некоторые черты изобразительного языка Антропов воспринял у итальянского живописца П. Ротари, произведения которого он многократно копировал.
Только обелиск назаднем плане свидетельствует, что перед нами значительная особа. Многие качества его портретов роднят их спарсуной XVIIвека: застылость, торжественность предстояния, фронтальный разворот фигуры кзрителю, глухой фон («Портрет статс-дамы А. М. Измайловой», «Портрет статс-дамы М. А. Румянцевой» идр. ). Окружающая его обстановка предельно проста – стул, луковицы растений, горшки с цветами. Существовал ли какой-то иной путь. Будучи поклонницей французских просветителей, она, дабы не допустить расшатывания основ государства (с началом революции во Франции эта задача стала особенно актуальной. ), преследовала вольномыслие и беспощадно подавляла крестьянские бунты. Большинство этих росписей не сохранилось, так как сооружения, где они находились, были разрушены или перестроены.
Братья Никитины – русские художники века
около 1690 – ум. Создается впечатление чего-то хрупкого, как цветок.
Причем работы великолепные. В 1732 арестован по обвинению в антиправительственном заговоре. И. Я. Вишняков (1699-1761) явился учеником и преемником А. Матвеева на посту главы Живописной команды. Петр заточил гетмана в Петропавловскую крепость, где тот и погиб. Важен был точный рисунок.
- Иван Никитин – первый русский портретист
- Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
- Картины — Никитин, Иван Никитич
- РУССКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ВЕКА
- Иван Никитич Никитин (около 1788 – 1741)
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. По характеру это был опытный царедворец, хитрый и изворотливый, настоящий интриган. Этот образ полон обаяния. Дряблость старческой шеи.
Новиков был незаурядной личностью. Отец Никитина – московский священник, служивший в загородной резиденции Петра I – Измайлово. Стремился к абсолютному владению техникой, точному знанию анатомии и перспективы. Щукин (1762—1828).
И впоследствии, обучая молодых художников в Академии, он не переставал учиться сам. Напортрете изображен Сергей Григорьевич Строганов (1707–1756)– 19-летний юноша, будущий действительный камергер, генерал-лейтенант, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, владелец прекрасной картинной галереи. Сын священника, он первоначально пел в патриаршем хоре, однако позднее оказался преподавателем математики в «Антиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии). Не это ли потрясение в конце концов и бросило его в кровавую бурю революционной Франции.
Он во многом носил еще, если так можно выразиться, этнографический характер: российское дворянство (образованное общество XVIII века было, как известно, почти исключительно дворянским) знакомилось с практически неведомой ему стороной жизни. Такие картины, как «Крестьянский обед», «Сговор» и особенно «Празднество свадебного договора», позволяют поставить его в ряд с лучшими художниками его времени. Они придают всей фигуре воздушность. Портрет не закончен. Возможно, это Алексей Григорьевич Бобринский, внебрачный сын ЕкатериныII иГригория Орлова, аможет, первая жена Н. Е. Струйского (портрет происходит изРузаевки, пензенского имения Струйских). Прасковья Иоанновна (1694-1731) – младшая дочь царя Ивана VI Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны, племянница Петра I. Жила с матерью в селе Измайлово под Москвой, затем имела свои дворы в Москве и Петербурге. Но к концу века в русском искусстве укрепляется осознание того, что, во-первых изображение природы ценно само по себе, а во-вторых, что через него можно выразить самые сложные человеческие настроения. Принято считать, что, даже если изображенная не была крестьянкой, то она могла быть или кормилицей, взятой в барский дом или дворовой горничной.
Живопись становится почти монохромной. Исполненная величественной сдержанности поза и парадное облачение — коричневый камзол с золотым позументом, Андреевский орден и польский орден Белого орла, роскошный парик — придают портрету особую торжественность. Они пленяют другим: аристократическим изяществом, великолепием живописи, нарядной прелестью красок иноткой «исторической пикантности» (А. Бенуа). Роман Никитич Никитин – младший брат художника Ивана Никитича Никитина. Его считают одним из основателей русской портретной школы.
Молчанова репрезентирует интеллектуальное начало. Его мировоззрение формировалось ватмосфере увлечения идеями Ж. Ж. Руссо, вкоторых превозносились мир чувств иединение свечно прекрасной, «безгрешной» природой. Вобразе канцлера Гавриила Ивановича Головкина (1660–1734) Никитин сумел передать обобщенный образ человека Петровской эпохи, когда достоинство человеческой личности определялось прежде всего государственной службой.
Девочка изображена в рост на фоне пейзажа и колонны с тяжелым занавесом. Какое многообразие характеров и настроений. Он был влюблен в русскую историю и сюжеты для своих картин черпал из нее. Один из его братьев (Иродион) стал священником, а другой (Роман) – художником. Учился гравировальному делу в Москве при Оружейной Палате у голландца А. Шхонебека. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. Его мужественное лицо задублено ветром и солнцем.
Очевидно, он успел увидеть и оценить оборотную сторону грандиозных свершений. Он изображен вбарочном легком полуповороте, снебрежно наброшенным плащом поверх «романтических» рыцарских лат. На портрете она исполняет роль в пьесе «Служанка – госпожа».
В 1768 году Лосенко написал две «академические фигуры в величину ординарного человека» — штудии обнаженного тела, условно поименованные «Каин» и «Авель», а через год — картину «Зевс и Фетида». Ни в коем случае. Молодые обменивались кольцами идарили друг другу небольшие подарки.
- Коллекция Государственного Русского музея
- Словари и энциклопедии на Академике
- Европейские пенсионеры и иностранные учителя
- Академия художеств и первые картинные галереи
После возвращения становится придворным художником. Среди первых живописцев, уехавших за границу в 1715 году, были Иван Никитин и Андрей Матвеев.
Образ подкупает простотой, необычной для искусства начала 18-го столетия. Вздымающиеся пышные складки рукавов ее платья подобны цветочным бутонам. Первый варьирует характерный для Европы XVIII и начала XIX века тип дворянского портрета. Решительный и энергичный поворот головы придает ему настоящее воодушевление страсти.
То, что очень быстро начал развиваться именно жанр портрета, неудивительно. Коллективным героем произведений Кипренского стало поколение 1812 года. Его кисти принадлежат блестящие парадные портреты князя Куракина (1801—1802), Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена (1800) и др. Лепка форм и объемность напоминают сходство со скульптурой, а сама фигура кажется построенной по законам греческого ордера.
Архитектор жестом указывает на лежащий перед ним план Академии. Исторический жанр воплощал идеи классицизма. Прокофий Акинфиевич Демидов (1710–1786)– старший сын уральского горнозаводчика А. Н. Демидова, внарушение традиций большого парадного портрета представлен вдомашнем шелковом халате вобразе садовника, указывающего наоранжерейные цветы. х– 1730.
Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. За границей русские художники погружались в европейскую культурную среду. Родился Боровиковский на Украине, живописи учился у отца. Семьи договаривались обудущей свадьбе.
Отсюда на портрете лейка, цветы, книга по ботанике – знаки «садовника» то есть воспитателя. де Велли). Рука Рогнеды бессильно свесилась вниз.
Автопортрет с женой (1729 (. ) ил. Приходит новое поколение мастеров, с новыми идеями и представлениями о том, каким должен быть портрет. Нарочитой роскошью блещет изображение «бриллиантового князя» Куракина (1801 – 1802), прозванного так за любовь к драгоценностям и показной пышности.
Художник создал образ энергичного государственного деятеля, человека эпохи Петра. Наконец, одним из виднейших мастеров этого периода следует считать Н. И. «Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как образ мужественного человека, который выдвинулся не в силу родовитости, а благодаря неустанному труду и способностям. Эта картина имела длинное название вдухе эпохи классицизма: «Композиция, представляющая великого князя Владимира Святославовича пред Рогнедою, дочерью Рогнольда, князя Полоцкого, попобеждении сего князя запротивный отказ требованного Владимиром супружества соною».
Есть предположение, что в Париже и что на ней изображена французская семья. «Портрет напольного гетмана» (20-е годы) – полная противоположность портрету Головкина.
Ткань производит абсолютно достоверное впечатление. Начало XVIIIвека ознаменовалось реформами петровского времени. Это — близость внутренняя. Для него характерны лаконичность, немногочисленность деталей (каждая из которых становится особенно значимой, прибавляя что-то к характеристике модели), как правило — глухой темный фон.
Становление его манеры граничит с воздействием итальянца Ротари, чьи девичьи «головки» принято считать пикантными безделушками рококо. Конец 1720. Выдающимся мастером второй половины XVIIIвека был выходец сУкраины Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822), долгое время руководивший портретным классом вАкадемии художеств. Боровский же изображен уже довольно живым и одушевленным героем. Постепенно портрет начинал все глубже воссоздавать внутреннее содержание человека. Поглубине психологической характеристики этот портрет опередил свое время. Шувалова». Картина Лосенко стала первой попыткой создания исторического полотна в России. Эта работа стала последним произведением художника впортретном жанре.
Боровиковский создал тип женского сентиментального портрета. На фоне мягкие зеленые купы деревьев, легкие нарядные облака. Рассказ о бытовой живописи XVIII века будет неполным, если мы не упомянем о чудесной картине И. Фирсова «Юный художник» — одной из первых, относящихся к этому жанру. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. Иронический смысл портрета — конечно, не просто в погружении модели в домашнюю обстановку: такой прием, не раз встречавшийся в портретной живописи XVIII века, только добавил бы картине искренности и тепла. Иван Никитин.
Одной из первых европейских держав. Массивный, шитый золотом кокошник подчеркивает красоту открытого лба. Портрет написан в приглушенной серебристо-голубой гамме.
В течение 5 лет находился под следствием в одиночной камере Петропавловской крепости. В XVII веке мастера Оружейной палаты и другие изографы создали гибрид иконы и портрета – парсуну (от слова «персона», которое в первой половине XVIII заменяло в России слово «портрет»). Темно-розовый цветок удачно дополняет эти цвета. О жизни Федора Степановича Рокотова мы знаем не так уж много. После возвращения становится придворным художником. Демидов действительно увлекался ботаникой, выращивал редкие растения (настоле лежат очень дорогие потем временам луковицы тюльпанов ираскрытая научная книга).
Первый план затенен, второй план – сам портретируемый, третий – дальний. Судьба первого русского художника оказалась трагической. В этом портрете как нельзя лучше запечатлен почти эфемерный, воздушный 18 век, лучше всего выраженный звуками менуэта. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера.
В 1804 году им был написан один из первых очерков по русскому искусству — «Краткое историческое известие о некоторых Российских художниках». Примером может служить портрет Я. Ф. Тургенева (1694 ил. Художник нескрывает физического недостатка модели– легкой косины его глаз, ноумело «отвлекает» внимание зрителя виртуозно, тонко написанными деталями его одежды: мерцанием золоченого шитья, мягкостью красновато-коричневого бархата кафтана, гармоничным колористическим сочетанием синей ленты ордена Андрея Первозванного икрасной ордена св. Ничто впортрете ненапоминает оневысоком социальном статусе моделей.
Вотличие отаскетичных, строгих, наполненных пафосом государственного служения портретов Никитина, работы Матвеева выглядят мягче ипоэтичнее («Автопортрет сженой»), пленяют живописной свободой вдухе лучших голландских мастеров («Портрет ПетраI»). При этом он воспринимается как корона. 34). Ясная логика классицизма казалась в то время глотком свежего воздуха на фоне декоративной вычурности и перегруженности аллегориями поздних барокко и рококо, в духе которых работали тогда приглашенные в Россию иностранные художники (например, С. Торелли и Ф. Фонтенбассо). Сегодня мы больше ценим те произведения русского портрета XVIII века, в которых условный образ кажется утратившим цельность, а декорум (баланс идеального и реального в портрете) нарушен в пользу правдоподобия. 1754). В правление Анны Иоановны он примкнул к оппозиционным кругам и поплатился сибирской ссылкой, возвращаясь из которой (при воцарении Елизаветы Петровны) умер в дороге.
Повыражению одного изисториков искусства, люди наего портретах смотрят назрителя словно изтаинственной глубины старинных, потемневших зеркал. Алексей Петрович Антропов (1716–1795) вышел изсреды мастеров Оружейной палаты. Расцвет этого жанра начинается в сороковые годы. Великолепно удалось художнику и колористическое решение полотна. Екатерине понравились росписи временного дворца, сделанные Боровиковским.
Такие похожие и такие разные. Хозяйка дома пользовалась всеобщей любовью. С девяностых годов его взгляды на пейзажную живопись меняются, становясь во многом новаторскими. Краски прозрачны и почти невесомы. Спорна дата его рождения: 1732 или 1735 год а может и 1736 (умер художник в 1808 году).
Центром композиции является лицо с печально глядящими на зрителя большими глазами. Зарождается русский национальный театр, поинициативе М. Ломоносова вМоскве открывается Университет, ав1757году– «Академия трех знатнейших художеств». Майкова» 1765 г. ГТГ.
Этот портрет можно отнести кполупарадным. Портрет прост по композиции. Поясная фигура императора превосходно вписана вовал. Он любил пышность, его дом напоминал дворец в миниатюре, наряды поражали роскошью. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)Портрет дочери Петра I, Елизаветы (1709-1761), будущей императрицы – самое раннее из известных полотен художника. Художник виртуозно передает живой инепосредственный образ маленькой калмычки. Демидов увлекался идеями Жан-Жака Руссо, просветительскими иллюзиями насчет воспитания.
Демидов жертвовал на Воспитательный дом большие суммы. Но Иван Никитин скончался в 1742 г. по дороге во время возвращения. О незаурядном таланте свидетельствуют уже его юношеские работы: «Смеющийся крестьянин», «Крестьянин со стаканом в руке» и особенно — поэтический портрет крепостной танцовщицы шереметевского театра Татьяны Шлыковой-Гранатовой, написанный, когда художнику было около восемнадцати лет. Акимов (1754—1814) создал еще ряд картин, в основном на мифологические темы (например, «Самосожжение Геркулеса»), долго преподавал в Академии, одно время возглавлял ее. Сэтой картины начался интерес исторического академического жанра ксюжетам изрусской истории. Все учатся на государственную пенсию.
Головкина, воплощающего образ государственного деятеля. Иван Никитич Никитин (ок. Кокоринов представлен в рабочем кабинете как государственный деятель. Кто изображен на нем неясно. Впортретах Боровиковского очаровывает «фарфоровая» гамма холодноватых красок, плавная изысканность линий, мягкость ирасплывчатость мазка. Она чиста и целомудренна.
Посетитель Русского музея, переходящий из экспозиции иконописи в зал Петра I испытывает ощущения, похожие на те, что в фильме «Матрица» пережил Нео, принявший из рук Морфеуса красную таблетку. Она обладала волевым, настойчивым характером, несмотря на слабое здоровье. Это признанный шедевр Боровиковского. Боровиковский писал императрицу загод доее смерти. Впортрете чувствуется особое, задушевное отношение художника кмодели. Грозно нависают над Гектором каменные сфинксы – символ неумолимой судьбы. Например, в картине «Призвание Михаила Федоровича на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800) он разрабатывает актуальную во все времена тему власти как долга и бремени.
Но прежде всего Боровиковский — мастер женского камерного, точнее, домашнего портрета. Впортрете архитектора, директора петербургской Императорской Академии художеств Александра Филипповича Кокоринова (1726–1772) Левицкий отразил идеал просвещенного вельможи эпохи русского классицизма. А вот еще одна прекрасная картина, написанная все в том же 1773 году. Художник вглядывается в лица этих людей пристально и заинтересованно, подмечая малейшие особенности внешности и характера иногда откровенно любуясь их красотой, прежде всего внутренней (это особенно заметно в портретах Хрипуновой и неизвестной крестьянки в русском костюме).
Его фигура написана со знанием анатомии. Свет искусственно падающий сверху слева, ярко выделяет лицо и фигуру. Портрет царевны Прасковьи Иоанновны (племянницы Петра I, 1714). Именно нищих изображает Ерменёв в разных вариантах и ракурсах, в своеобразной монументально-гротесковой манере.
Имя Боровиковского в русском портретном искусстве рубежа столетий отнюдь не одиноко. Выехал в 1742 году и скончался по дороге. С наибольшей полнотой эти тенденции выразились в творчестве В. Л. Особенно важно лицо портретируемого.
Она торжественно шествует нафоне эффектно развевающейся завесы, бросая цветы мака (символ забвения, покоя) нажертвенный алтарь взнак того, что она жертвует покоем ради интересов своих подданных. Он умел «зажечь» вглазах женщин искорку лукавой иронии («Портрет В. Е. Новосильцевой»), легкой грусти ихрупкого обаяния («Портрет А. П. Струйской»). Из портретного атрибута он превращается здесь в знак основанного на научном эксперименте передового знания.
О выдающемся мастерстве и одаренности Ивана Яковлевича Вишнякова можно судить по портретам К. и Н. Тишининых (1755) и особенно Сарры Фермор (1749 ил. Отсюда и притягательность таких изображений, где лишенное внешней красивости лицо словно бы выступает залогом правдивой передачи характера: таковы антроповские портреты статс-дамы Анастасии Измайловой (1759) или Анны Бутурлиной (1763). Семь полотен серии «Смолянки», написанные в 1772 – 1776 годах изображают девятерых воспитанниц Смольного института благородных девиц разных «возрастов» (периодов обучения). Вэту эпоху происходит подъем национальных художественных сил. По бокам он украшен розовыми цветочками.
Лопухиной, Е. Н. Они стали главными учителями Ивана Никитина. Характерный пример – супруги Лобановы-Ростовские кисти Ивана Аргунова (1750 и 1754). А. М. Матвеев (1701-1739) приобрел профессиональные знания в Голландии и Фландрии. Главное событие проходит на втором плане.
Учившийся в Италии петровский пенсионер Иван Никитин – первый русский мастер, «забывший» про парсуну. Свет ровный, рассеянный. Его томные, мечтательные глаза устремлены назрителя. Какпишет выдающийся критик А. Эфрос, Антропов «не смеет, да инехочет смеяться надэтим слоем румян, который обязателен даже налицах знатных старух, надтяжеловесностью их нарядов иукрашений, он даже убежден, что барам так инадо рядиться, ноон неиспытывает нихолопьего трепета перед знатностью, ниуслужливой потребности льстить богатству». Иван Никитин передал не только внешнее сходство, но и настроение Елизаветы.
Полнота – свидетельство физического нездоровья, скрыта под розово-золотистой мантией. Высоко взбиты пудреные волосы, огибая хрупкую шею, они плавно ниспадают на грудь. Насурьмленные брови оттеняют карие выпуклые глаза с крупными бликами на зрачках. Кроме того, Петр хотел, чтобы у него был свой русский портретист. Портрет середины столетия – это по большей части изображение не личности, а статуса.
Царь решает отправить Никитина на учебу в Италию. Всередине XVIIIвека вдомах знати было принято держать слуг ишутов экзотической, неславянской внешности.
Первый историограф русского искусства XVIII века Якоб Штелин свидетельствует, что еще в Петербурге художник был «столь искусен и знаменит, что не мог один справиться со всеми заказанными ему работами Он имел у себя в своей квартире около 50 портретов, очень похожих, на них ничего не было закончено, кроме головы». Учился в Петербурге у И. Г. Таннауера, для дальнейшего обучения был послан Петром I в числе 20 человек в Венецию и Флоренцию, где учился у Т. Реди (1716 – 1719). Портрет не понравился Екатерине, но, скорее всего, подсказал Пушкину мизансцену встречи Маши Мироновой с императрицей в «Капитанской дочке». Это мастерство производит большое впечатление в картине девятнадцатилетнего Акимова «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев», написанной под большим влиянием учителя, но на профессиональном уровне вполне зрелого художника. Румянцевой, А. К.
Говоря о портрете, нужно напомнить несколько вещей. На некрасивом, но очень выразительном лице девушки играет насмешливая улыбка. Вторая половина XVIII века — время высокого взлета русского портретного искусства. Необыкновенной энергией веет отэтого образа.
Талант Никитина виден уже в самых ранних работах, например в портрете любимой сестры Петра I – Натальи Алексеевны (1714), выступавшей в качестве покровительницы зародившегося на Руси придворного театра. Цвета переходят в цвета, удивительно тонки лессировки.
Иван Никитин родился в Москве в семье священника, служившего в Измайлове. 90, 9 x 73, 4 cм. Если согласиться с этой общепринятой сегодня идентификацией, то перед нами не просто первый известный автопортрет русского живописца.
И, подобно «Смолянкам» Левицкого, дает и нам почувствовать тот легкий, пьянящий воздух, которым дышала Россия XVIII века. Портрет русского просветителя, журналиста, книгоиздателя Николая Ивановича Новикова (1744–1818) непохож надругие камерные образы Левицкого. Очень ярким и своеобразным портретистом был ученик Левицкого С. С. Задник сцены – фон картины – торжественный амфитеатр античности. Девушки озарены светом рампы, вот таким образом так отчетливы тени на полу и контуры фигур.
Выписаны они так тщательно, что создается иллюзия реальности, недаром эту разновидность натюрморта искусствоведы называют «обманками». Пояркой индивидуальности дарования выпускник Академии художеств Федор Степанович Рокотов (1735 (. ) –1808) непохож нинакого изсвоих современников. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого.
Человек изображен без парика и парадного костюма. Если в портрете донского казака, героя Семилетней войны атамана Ф. И. Краснощекова (1761) художник отдает дань парсунной живописи (плоскостность, застылость поз, узорочье), то в других полотнах он гораздо глубже трактует человека. Сын и ученик знаменитого крепостного портретиста, Николай Аргунов и сам был крепостным до сорока пяти лет.
В 18 веке было создано немало портретов военных. Перед окруженной служанками Рогнедой предстает молящий о прощении Владимир. Правда, во многих произведениях Боровиковского «причастность природе» персонажа приобретает характер клише, свидетельствующего о том, что чувствительность и естественность превратились в моду. Антропов, пособственному признанию, особенно любил писать лица пожилых людей, вкоторых он небоялся подчеркнуть признаки прожитой жизни, молодые же лица казались ему невыразительно-кукольными.
Строгий профиль сидящей наполу служанки напоминает античные барельефы. Он создал многочисленные портреты Шереметевых и людей их круга. Эта ничтожность личности так ярко видна в портрете (при том, что он просто переполнен драпировками, орденами, горностаевыми мантиями и прочими атрибутами пышности и власти), что незадачливого императора становится, честно говоря, жалко.
Шидловской, Е. А. В подавляющем большинстве случаев героями портретов становились представители высших общественных слоев. Аргунов учился у Гроота и по повелению императрицы сам наставлял живописи «спавших с голоса» певчих, среди которых был будущий исторический художник Антон Лосенко. В камерных же портретах кисти Аргунова именно эта характеристика выходит на первый план. Некоторые исследователи полагают, что это автопортрет художника. Державина, Д. П.
Рокотов – первый в России мастер эмоционального портрета. Блестящим завершением первого периода творчества художника стал «Портрет поэта В. И. Каждый из карандашных портретов молодых «ветеранов» также в некоторой степени подчинен какому-либо портретному клише, но вместе они демонстрируют небывалую графическую свободу и разнообразие формальных решений: поворотов тела, наклонов головы, жестов, взглядов.
Но европеизация изобразительных форм началась раньше. Контуры на портретах Антропова жестко обведены. На его примере мы можем составить представление о положении востребованного живописца.
В 1860 году Рокотова приняли в Академию художеств. С другой стороны, эта рамка пасторального портрета позволяла включать в число персонажей крепостных.
Такая одежда передает торжественность момента. Она возникает, как прелестное видение в тающей дымке. Белый, розовый и голубой преобладают. Этот голштинский принц был избран бездетной Елизаветой в преемники только из-за родства (он являлся ее племянником, внуком Петра I), а не из-за личных качеств, увы — ничтожных. Каждый портрет — самостоятельное произведение, у каждой смолянки — свой характер. Соответствующее место этот жанр занимает и в академической иерархии. Он был крепостным в течение всей своей жизни. В Тобольске Роман Никитин продолжал заниматься живописью. После вступления на престол императрицы Елизаветы Петровны Роман Никитин был возвращён в придворные художники, ему было поручено написать образа для новой церкви в Московском Златоустовском монастыре. Роман Никитич Никитин умер в конце 1753 или в начале 1754 г. В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции.
Облаченные вмодные платья, они демонстрируют нежную привязанность друг кдругу иутонченную чувствительность, что было вдухе идеалов эпохи сентиментализма, которая уравняла всех вправах «на чувства». Два хрупких деревца сродни хрупкому образу девочки. Растрелли. Тоненькая темноглазая девочка в напудренном парике и пышном платье из негнущегося атласа застыла на фоне драпировок и колонн.
Никитин прошел обучение в Италии и, вернувшись в Россию, работал при царском дворе. Парадный портрет — во многом порождение стилистики барокко (это направление, зародившееся в XVI веке, господствовало тогда в России) с его тяжеловесной пышностью и мрачноватым величием. Служанка – «низкий» персонаж, с точки зрения классицизма имеет право на открытое выражение горя.
Эти портреты отличаются беспрецедентной в русском искусстве раскованностью «поведения» персонажей. Антропов пишет локальными цветами, кладет их добротно, цветовая гамма насыщенная. Цветовая гамма – от зеленовато-серых до красновато-коричневых.
Иван Никитин становится его учеником. Твердая воля и сдержанный порыв – вот что воспевает Боровиковский в данном портрете. Среди наиболее значительных можно выделить Георга Христофа Гроота (1716–1749). Искусство этого времени обладало ярким, жизнеутверждающим характером. Наобороте цинковой пластины (этот материал Боровиковский часто применял вкачестве основы длясвоих работ) есть надпись овозрасте девушек: «Лизынька на17году, Дашинька на16-м».
Лучшие работы Рокотова созданы вовторой, московский, период его творчества. Ученик Каравакка Иван Яковлевич Вишняков (1699–1761) первым стал изображать людей непримечательных: детей, представителей нестоличного дворянства. Хрущова, лихо подбоченившись игриво касается подбородка своей подружки.
Пять лет провел в крепости, затем, в 1737 году, бит плетьми и сослан в Сибирь. Однако художникам удавалось сохранять черты, присущие русскому искусству. Карл Брюллов конструировал собственный образ по лекалам «старого мастера» и вместе с тем воссоздавал на русской почве великолепие вандейковского парадного портрета с его симфонической роскошью колорита («Всадница», 1831 портрет сестер Шишмарёвых, 1839). Быстро завоевывает авторитет при дворе. Он построен на сочетании звучных розовых и синих тонов.
Позже наставником Романа стал Иоганн Готфрид Дангауер (Таннауэр) – немецкий художник, портретист, миниатюрист, придворный художник Петра I. Возвратившись в Россию после учёбы в Италии, Роман Никитин участвовал в украшении живописью триумфальных ворот в Москве, воздвигнутых по случаю заключения Ништадтского мира, занимался церковной живописью. Одежда Рогнеды более близка к русскому платью. Портрет, заказанный Рокотову послучаю коронационных торжеств, непохож наподобные предшествующие портреты других живописцев: императрица ЕкатериныII представлена сидящей вкресле, словно повернувшись кневидимому собеседнику. Царевна воспитывала, правда безуспешно, царевича Алексея, писала пьесы, занималась режиссурой, всячески способствовала появлению в России европейского театра. Сын московского священника, брат Р. Н. Никитина, получил разностороннее образование.
Тяжелые, покрасневшие веки. Это один изсамых необычных парадных портретов русских императоров. Одевалась напрогулки она действительно довольно просто. Он созвучен появившейся в том же 1783 году оде Державина «Фелица».
Мастер старается избежать условности и статичности, придать фигуре движение. 88 x 67, 5 см. Ее можно было бы назвать «Нищие».
Екатерина мечтала видеть себя вобразе «просвещенной императрицы», вот таким образом идеалы гражданской доблести иславы, отраженные впортретах эпохи классицизма, были ей близки. Художник еще не умеет передавать воздушное пространство, вот таким образом фон плотный. Это, конечно же, влияние классицистических традиций.
В этих работах он впервые заявил себя художником классицистского направления. Ее партнерша, Хованская, застенчиво смотрит на «кавалера», ее растерянность читается в неловком повороте головы, в том, как беспомощно лежит на сияющем атласе юбки ее рука. Но главное у Шибанова — лица. Судьбы этих людей часто складывались трагически. Холст, масло.
Но все вместе они образуют замечательное смысловое и стилевое единство и с не меньшим упоением, чем лица, художник выписывает их наряды, мастерски передавая особенности тканей: шелка и атласа, бархата, кружев и парчи. Обе девушки славились уменьем танцевать их способности воспел Державин встихотворении «Другу». Она передавалась, в частности, литературными произведениями, которые описывали воображаемую коммуникацию с портретом: поэтические «собеседования» с ним истории о влюбленности в портреты, а в эпоху романтизма – страшные рассказы об оживающих изображениях. Темный чепец наполовину скрывает пудреную причес- ку. В конце XVIII века, например, считалось, что «в портретном роде всегда делается только одна фигура и по большей части в одинаковом положении Не можно сей род сравнять с историческим».
Портрет статс-дамы А. М. Измайловой (1759 ил. Это полотно производит сильное впечатление.
Цвет бантика является камертоном, то есть направляющим цветом портрета. Анастасия Михайловна Измайлова (1703–1761) была ближайшей подругой идальней родственницей императрицы Елизаветы Петровны. В 1742 помилован указом императрицы Анны Леопольдовны. После недолгого правления Анны Леопольдовны, племянницы Анны Иоановны, врезультате дворцового переворота напрестол взошла новая императрица– «дщерь Петрова» Елизавета Петровна. Но именно в этом изображении мастер парадного портрета проявляет себя мастером человеческой души. Она демонстрирует гравюру спортретом своей недавно умершей хозяйки Варвары Алексеевны.
Тех, кто получал знания за государственный счет, называли пенсионерами (от слова «пенсион» — содержание на время обучения). В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. Память об этих архаических функциях сопутствовала портрету и тогда, когда он стал одним из жанров живописи и скульптуры Нового времени.
«И крестьянки любить умеют», – писал Карамзин. Россия поволе ПетраI стремительно шагнула изСредневековья вновое время.
Среди современников он прославился своими чудачествами, ЕкатеринаII называла его «дерзким болтуном». Портреты супругов Бутурлиных, А. М. Парсуной (от искаженного «персона») условно называли портрет, в котором наряду с традиционными иконописными чертами стали появляться и более реалистичные мотивы. При всей узнаваемости персонажей перед зрителем прежде всего «благородный вельможа» и «любезная красавица», положение которых раз и навсегда зафиксировано форменным мундиром, горностаевой мантией и платьем с серебряным шитьем. И. П. Аргунов (1729-1802) – крепостной графов Шереметевых – представитель очень талантливой семьи архитекторов и художников. Таковы, например, «Лизынька и Дашинька» (1794) – дворовые девушки покровительствовавшего живописцу Львова, почти неотличимые внешне от молодых дворянок.
В этом ряду стоят и портреты четы Хрипуновых кисти Аргунова (1757). Этот двойной портрет– первое вистории русского искусства светское изображение супружеской пары. По возвращении работал в Петербурге, персонных дел мастер. Такое отношение очень заметно в известном портрете Петра кисти Никитина.
Витоге получился эффект «исторического прозрения»: кажется, что эта нелепая фигура случайно иненадолго попала винтерьер симператорскими регалиями. В них – как, например, в портрете врача Леруа работы Жака Луи Давида (1783) – важен не статус, а деятельность героя, не благообразие облика, а честно предъявляемый характер. II) – небольшая картина, выразительная по образному и колористическому решению. Людей стали ценить непородовитости, аполичным заслугам. Учился он у И. Б. Вмоделях подчеркивается сановитость, дородность втщательной выписанности художником роскошных аксессуаров чувствуется особая любовь этого времени квсевозможным «источникам убора икрасы»– цветам, лентам, кружевам, драгоценностям.
Тонкая шея клонится так, как будто ей трудно выдержать тяжесть маленькой головы. Поза его выражает достоинство иважность, тело какбы распластано наплоскости холста. Это, несомненно, одно из лучших живописных полотен середины века. Головкина (1720).
Работа художника становилась профессией. «Напольный гетман» отличается той же способностью дать психологически точную характеристику, демонстрирует умение пользоваться приемами светотени для лепки объема. Всклокоченные седоватые волосы. Кроме того, опытные художники (в том числе и Матвеев) обучали здесь молодежь, впоследствии творчески ярко проявившую себя. В 1737 вместе с братом Романом отправлен в Тобольск.
Это один из первых в России портретов зодчего. В системе жанров Академии исторической живописи отводилось первое место. В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. Полотна собирали Александр Меншиков, Борис Шереметев, князья Голицыны.
Он открывает красоту в реальных ландшафтах. Иван Никитин. е годы врусской истории В. Ключевский назвал эпохой дворцовых переворотов. Цветные рефлексы отсутствуют.
Вся картина наполнена мягким сиянием, переливами жемчужно-розоватых тонов. Во взгляде их отражены живость и насмешливость характера. Полотно, обнаруживая техническую неумелость автора (особенно бросается в глаза деревянная жесткость складок бархатной мантии), вместе с тем правдиво передает облик царевны, какой ее знали близкие люди, – дебелой, стареющей. Печально окончилась творческая жизнь Ивана Никитина.
В нём ощущается ещё некоторая скованность в изображении фигуры, плоскостность в трактовке костюма и фона (следы парсуны), но уже и умение передать живой образ девочки. Модель изображается на фоне пейзажа или интерьера, но непременно на первом плане, часто в полный рост, как бы подавляя своим величием окружающее пространство. Начиная с Луи Каравака, Ивана Никитина или Георга Гроота создание портретов было одной из главных задач придворных живописцев. Портрет исполнен по всем законам парадного портрета 18 века. В ранней юности он пел в придворном хоре, оттуда попал в ученики к Аргунову.
Это настоящий персонаж эпохи Просвещения. Анны. Мария Алексеевна Дьякова (1755–1807) словно улыбается своим тайным девичьим грезам. 54 х 43см. Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе.
Анна Петровна (1708–1728)– старшая дочь ПетраI иЕкатериныI. Маленьким размером иизяществом его портреты похожи надекоративные панно эпохи рококо («Конный портрет императрицы Елизаветы Петровны сарапчонком»). (1725) Застыли вокруг шеи Петра складки на рубашке.
Здесь-то и заметил его Петр. Впрочем, последнее не суть важно. Его молодая супруга держит в руках раскрытую книгу и со спокойным достоинством глядит на нас (по данным исповедных книг, Феодосии Хрипуновой вряд ли больше двадцати лет: персонажи портретов XVIII века часто выглядят старше своего возраста). Неотвязная дума лежит на лице, недоуменно изогнута бровь, воспалены глаза.
Аргунова (1729—1802) связана особая страница в истории русского искусства. Впортрете статс-дамы Марии Андреевны Румянцевой (1699–1788), матери будущего полководца П. А. Румянцева-Задунайского, прежде всего подчеркнута значительность социального статуса модели: полы ее накидки нарочито раздвинуты, чтобы явить нагрудный бриллиантовый знак императрицы Елизаветы Петровны. Лицо умершего, тревожно освещенное пламенем свечей (оставшихся «за кадром» картины), выписано строго реалистично и вместе с тем исполнено подлинного величия. Исход ситуации уже предрешен. В них обязательно говорится, что портрет «как живой», он «дышит», ему не хватает только дара речи и т. п. Как правило, описываемые поэтами картины были плодом их воображения.
Портрет становится более интимным. В том же 1773 году Левицкий получил большой заказ от Екатерины II. Действие происходит на фоне античных колонн, слева стоит античная ваза. Пишет виды знаменитых парков в окрестностях Петербурга — Гатчины, Павловска, Петергофа: «Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова» (1796), «Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля» (1799—1801). После возвращения становится придворным художником.
Исследователи называют это «спрессованностью» развития русской культуры XVIIIвека. Лицо, залитое светом, выступает на темном фоне. В этих контрастных цветах уже чувствуется влияние романтических тенденций будущего. Всю жизнь оставаясь крепостным художником, Аргунов часто исполнял портреты своего хозяина– Петра Борисовича Шереметева (1713–1788), владельца усадьбы «Останкино». Однако перед отъездом Никитин выполняет пробный заказ Петра.
Исегодня среди специалистов ведутся споры, кто изображен наэтом портрете. Портрет демонстрирует характерное дляживописи Вишнякова сочетание русской средневековой традиции (скованность позы, неумелое написание рук, условность пейзажного задника) свиртуозным идущим от«нового времени» умением писать полные трепетных чувств лица ипревосходно передавать фактуру тканей. Примером для себя она избрала Петра I (по ее повелению ему был воздвигнут знаменитый памятник на петербургской Дворцовой площади). Мягкий овал юного лица, округлые, повторяющие овал лица тонкие брови, нежные розовые губы. На постаменте скульптуры вырезан профиль Солона – афинского законодателя. Совсем иначе работал над этой темой И. Ерменёв (1746 — после 1789), акварелист и график, сын конюха, окончивший Академию художеств и известный тем, что участвовал во взятии Бастилии 14 июля 1789 года. На портрете ему уже 63 года.
Но чувственный телесный покой сатира – лишь оборотная сторона его животной натуры и Кипренский великолепно пользуется этой памятью прототипа (одновременно знаковой и пластической), создавая образ героя, пребывающего в расслабленном покое, но способного распрямиться, подобно пружине. Арсеньевой, сестер Гагариных, крестьянки Христиньи (последний замечателен еще и тем, что для Боровиковского важна не «этнографичность» образа крепостной крестьянки, а, как и в портретах дворянских девушек, внутренний мир). Еще один пример — парадный портрет императора Петра III. В её образе нет кокетства, а есть осознание себя и своих возможностей.
Эту «театрализацию жизни» прекрасно выразил стиль барокко– пышный, велеречивый, мажорно-красочный. Никитина считают основоположником русского портретного жанра. Он словно говорит: «Перед тобой благородный человек. А также — сам Петербург (например, «Вид на Большую Невку и дачу Строгановых», 1804), в изображении которого главным для него остается природа, а архитектурные сооружения воспринимаются как ее часть.
В дальнейшем И. А. В 1770 году он выставил в Академии картину «Владимир и Рогнеда». Впадины измятой подушки исчезли в бесконечности. Составленное им первое в России пособие по пластической анатомии — «Изъяснение краткой пропорции человека для пользы юношества, упражняющегося в рисовании» — также использовалось в Академии в течение нескольких десятилетий.
Императрица в лавровом венке и гражданской короне, жертвуя своим покоем, сжигает маки на стоящем под статуей Фемиды алтаре с надписью «для общего блага». Выехал в 1742 году и скончался по дороге. Главное желание Никитина, чтобы человек на его портрете был живым и незаурядным. Была ли в том необходимость. Затем, вернувшись в Петербург, – портрет Петра I. Задумчиво глядят с портрета черные глаза младшей сестры Петра – Натальи Алексеевны, («Портрет Натальи Алексеевны» 1714) одной из самых образованных женщин того времени.
Весь портрет наполнен удивительным трепетом. А живое лицо, смеющиеся глаза, улыбка объясняют, что все это – только игра. Есть что-то хрупко недолговечное во всем этом портрете.
И, конечно искусство. Отданный в обучение Г. Грооту, он овладел принципами построения парадного портрета. Яркие психологические характеристики даны и в камерных портретах — Г. Р. Художники, до этого писавшие иконы, стали обращаться к человеку и его внутреннему миру. Портреты Левицкого поразительно разнообразны. Ее явно болезненная полнота усугубляется землистым цветом кожи (вскоре, в 1716 году, она умерла от водянки).
Эта непринужденность героев вместе с демонстративной легкостью исполнения выступают зримым воплощением внутреннего «самостояния» поколения – небывалого до той поры в русской истории ощущения свободы. С основанием Академии художеств в 1757 году ситуация стала меняться. На синем бархате одеяла вспыхнул холодный, странный свет. Вотрешенном, застылом лице Измайловой есть нечто отсредневековой парсуны. Лампи-старшего и, возможно, у Левицкого.
Находясь за границей (в шестидесятых годах он дважды побывал в Париже, потом в Риме), Лосенко вел «Журнал примеченных мною знатных работ живописи и скульптуры», где тщательно анализировал свои впечатления от работ великих европейских мастеров — Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, Пуссена изучал памятники античности, определяя собственную дорогу в искусстве. Измайловой, М. А. После возвращения становится придворным художником. Особенно это заметно в виртуозно исполненных женских портретах, следующих идеалу юной «природной» красоты и калькирующих позы и атрибуты модели. Долгое время считалось, что этот портрет написан голландским художником Карелом де Моором. С именем И. П.
В 1716-1720 гг. Самое замечательное в портрете – народный склад души изображенной женщины. Лишь вконце ХХ века было доказано, что эта работа принадлежит кисти Матвеева. Вобразе дородной, круглолицей, густо нарумяненной Измайловой отражается идеал красоты той эпохи– триумф «природного» начала, физического здоровья. Издавая популярные сатирические журналы («Трутень» идр. ), он имел смелость обличать современные нравы идаже намекал напороки самой императрицы.
Искусно вписанные в интерьер, они тем не менее вполне воспринимаются и отдельно. Кокоринов указывает напроект нового здания Академии художеств какодин изего авторов. Художником изображен пожилой, как бы уставший от долгих трудов человек. Перемены затронули и изобразительное искусство: русские художники познакомились с зарубежными «коллегами» иностранцы стали работать при дворе. Теперь же в основу образования художника был положен проверенный поколениями целостный метод.
Другой «пенсионер» петровского времени– Андрей Матвеевич Матвеев (1701/1704–1739) пользовался покровительством супруги Петра ЕкатериныI. В нем рождалось осознание того, что это и есть русский народ. Шедевры русской живописи XVIIIвека, пометкому замечанию барона Н. Врангеля, «словно старинные флаконы, еще пахнущие прежними благовониями, благоухают ушедшей красотой». Екатерина II собрала достойную коллекцию западноевропейского искусства.
Так утверждались идеи гражданственности и патриотизма. Особенно после разрушительной пугачевской войны. Когда и где написана картина. Среди лучших портретов Каравакка– двойной портрет царевича Петра Алексеевича (будущего императора ПетраII) ицаревны Натальи Алексеевны вдетском возрасте ввиде Аполлона иДианы, выполненный влучших традициях западноевропейского барокко. Одна эпоха, сходные исторические процессы Люди, живущие в разных концах Европы, часто обнаруживают в себе гораздо больше общего, чем почему-то принято считать.
Интересна постановка фигуры: шелковое одеяние мягко облегает изгибы холеного тела. Подобно ряду полотен Гойи, оно показывает, что великолепие живописи становится одним из последних доводов в пользу величия аристократии: сами модели уже не всегда способны выдержать тот пафос, который диктуется жанром. Портрет Елизаветы Петровны ребенком (1712-1713).
Когда-то она вызвала к жизни шедевры Феофана Грека и Андрея Рублева. Ювелир Позье, много работавший придворе Елизаветы Петровны, писал: «Все женщины вРоссии, какогобы они нибыли звания, начиная императрицей икончая крестьянкой, румянятся, полагая, что клицу иметь красныя щеки». В основе ее сюжета — события далекого X века, описанные в «Повести временных лет». Все это, конечно, не от недостатка таланта. Природа как проекция душевных переживаний – характерная черта культуры сентиментализма, говорящая о том, что внутренний мир человека становится безусловной ценностью. На архитекторе шитый золотом камзол и отороченный мехом кафтан. Это не просто интерьер, это своеобразный «портрет без модели» (впрочем, Шувалова мы все-таки видим: на стене кабинета висит его портрет работы Ж. -Л.
Он даже Екатерину II написал в образе «казанской помещицы», гуляющей по саду в теплом салопе. Иногда эти картины заставляют вспомнить о парсунах: в них (как и в произведениях Вишнякова) подчас не хватает воздуха и динамизма неизменно точной внешней характеристике моделей не всегда сопутствует внутренняя. Елизавета вернула его, но по дороге из ссылки Никитин умер. Холст, масло. По возвращении в столицу Антропов был назначен на должность главного художника Синода. Сын священника, он пел в патриаршем хоре, однако, позже оказался преподавателем математики в «Артиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии).
Известности достиг рано: в конце пятидесятых годов, когда ему было еще далеко до тридцати, ему поручили исполнить парадный портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III). Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени. От портрета пришла задача – облик человека в его социальной роли. До 1776 года продолжалась его работа над «Смолянками» — серией портретов воспитанниц Смольного института, той самой, что навсегда прославила бы его имя, даже если б он не написал ничего другого. В портрете прекрасно передано достоинство русской женщины из простонародья.
Это портрет известного заводчика П. А.
К лучшим произведениям художника относятся парные портреты К. А. Хрипунова иностранной коллегии переводчика и его жены (1757) – людей незнатного происхождения. Демидов как бы актер, наряженный в домашнее, но очень дорогое одеяние. На обороте одной из них указано, что она представляет «суздальской провинции крестьян» и писалась «в той же провинции, в селе Татарове». В XVIII веке в корне изменилось само отношение к живописи.
Светская живопись того времени — это портреты-парсуны (от латинского слова «persona»), которые очень напоминают иконописные лики. Рядом с Никитиным в Оружейной палате работали замечательные парсунщики того времени. Этому способствует пейзаж с тонко прописанными деревцами на фоне розовато-голубых далей. На Хрущовой темно-серый шелковый камзол, украшенный золотым галуном. Стоит присмотреться к тому, как Рокотов пишет глаза: в таких вещах, как знаменитый портрет Александры Струйской (1772), зрачок написан сплавленными мазками близких цветов с ярким бликом, – взор теряет ясность, но приобретает глубину.
Портрет, в котором соблюдены и согласованы необходимые условности изображения (поза, костюм, антураж и атрибуты), автоматически удостоверит высокий социальный статус своего персонажа. История русского портрета XVIII века – это картина визуального самосознания нации, развернутый во времени процесс обретения русским человеком «лица». В XVIII столетии — его называли «веком портретов» — появилось множество вариантов этого жанра: роскошный парадный, автопортрет и изображение на одном полотне сразу двоих людей. Он обучил своих детей грамоте и не возражал, чтобы его сын самостоятельно учился рисовать, копируя гравюры. И абсолютно все изменилось при Екатерине II: «музеи» живописи теперь контролировали на государственном уровне.
С портрета смотрит немолодое обрюзгшее лицо с тонкими язвительными губами и ярким румянцем на щеках. Таковы портреты О. К. Особенно ему удавались женские образы. Особенно удавались художнику тонкие ипроникновенные детские образы («Портрет Сары Элеоноры Фермор», «Портрет князя Ф. Н. Голицына вдетстве» идр. ). Отсюда проснувшийся интерес к крестьянскому быту, костюму, обрядам и традициям.
Девушки танцуют исполняют театральные роли, но два замыкающих серию изображения «старшекурсниц» Глафиры Алымовой и Екатерины Молчановой словно подводят итог, воплощая две ипостаси просвещенной женщины. Козьма Хрипунов, пожилой мужчина с массивным носом, сжимает в руках лист сложенной бумаги и, словно оторвавшись от чтения, останавливает зрителя острым взглядом. Особую роль в развитии отечественной исторической живописи сыграл Г. И. Художественные принципы Лосенко определились к концу шестидесятых годов. Аргунова (1771 — после 1829). Другая линия, так называемая «россика», – это творчество иностранцев, которые трудились вРоссии напротяжении всего XVIIIвека.
Его десюдепорты — это, как правило, пейзажи. Торжествует печальная атмосфера прощания. Таким был Иван Петрович Аргунов. Трощинского, генерала Ф. А.
Пожилой мужчина безпарика, внебрежно расстегнутом кафтане погружен всвои затаенные переживания– его взор обращен неназрителя, а«вглубь себя». Ранние работы еще содержат следы парсуны, бывшей единственным стилем портрета в России в XVII веке. Рокотов и Левицкий. Кто именно изображён на полотне – не вполне ясно, называются различные имена. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. Несколько иначе рассматривал свою задачу Суходольский.
Его творчество явилось вершиной русской живописи первой половины XVIII века. Она облачена во«взрослое» декольтированное платье ипышный высокий парик помоде этого времени итолько пухлое детское личико, которому художник попытался придать выражение серьезности изначительности, выдает юный возраст цесаревны– напортрете ей около восьми лет. Кто хоть раз видел созданные ими портреты, навсегда останется под их очарованием. Перед нами «блестящий кавалер», один изсамых желанных женихов своего времени, непременный участник ассамблей. Фигурки читающих людей мы можем увидеть и на панно Суходольского (например, «Прогулка», ок.
Произведения Владимира Боровиковского, ученика и земляка Левицкого, наглядно показывают, что сентименталистские ценности в последние десятилетия XVIII века стали основой репрезентации частного человека. Этот портрет – собственный голос Никитина, где сила, скорбь, слезы – все настоящее. В этот период чувствуется влияние рококо. Боровиковского (1757— 1825) — одного из лучших мастеров портретного жанра в русском искусстве. В глазах блики, которые делают их живыми.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Портрет человека творческой профессии сам по себе мог символически повышать его статус. Портрет канцлера Г. И. Господствует излюбленная в народном искусстве гамма цветов: белый, золотистый, красный. Парик – по моде того времени.
Таковы были «птенцы гнезда Петрова» — от Меншикова до Абрама Ганнибала — азартные и талантливые люди самого разного происхождения, благодаря которым российский корабль смог одолеть штормовое море радикальных реформ. Художник старается «обелить» святого князя Владимира– его красноречивая «театральная» поза ижест прижатой кгруди руки полны раскаяния. Таков Боровский – сподвижник Суворова истинный сын своего века. Самые известные полотна Антропова созданы в пятидесятые-шестидесятые годы. Демидова. Внутренняя политика Екатерины была решительной и жесткой.
Смысл картины – изображение торжества силы воли и духа над чисто человеческими страстями. До сих пор неизвестно, кто же изображен на этом прославленном портрете. С именами Рокотова и Левицкого впервые в России Нового времени связывается представление о строго индивидуальной манере, которая словно подчиняет себе модели: теперь можно смело говорить о даме, «сошедшей с полотна Рокотова», о кавалере «с потрета Левицкого». Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Царевне Прасковье Иоанновне 19 лет. Про такие глаза народная поговорка гласит, что они — зеркало души".
Скончался по дороге в Москву. Она уверенно исполняет мужскую роль. Нарышкиной, М. И. Ткани, одежды, украшения второстепенны, самое главное – лицо. Характерный для «эпохи чувствительности» гибрид представляет собой изображение Екатерины II в Царском Селе (см.
С этого времени и на весь наступающий век портрет станет синонимом русской живописи. Его преемники, поглощенные борьбой за власть, были мало озабочены судьбами государства и его талантливых подданных. Показательно сопоставление «формального» портрета полковника Евграфа Давыдова (1809) и серии графических портретов участников Отечественной войны 1812 – 1814 годов (Алексея Ланского, Михаила Ланского, Алексея Томилова, Ефима Чаплица, Петра Оленина и других, все – 1813). Костюмы Владимира иРогнеды больше похожи натеатральный антураж, чем наподлинные одежды изображаемой эпохи.
Необычна его биография. Он непренебрегал костюмированными аллегорическими портретами («Портрет П. А. Демидова», большая серия «смолянок»), нопривсей условности композиции, непременных драгоценных «сословных» аксессуарах люди напортретах Левицкого выглядят поразительно живыми иправдивыми. Любимец Павла Первого изображен в парадной одежде, в горделивой позе, в торжественной обстановке. Постаринному обряду жених приезжал насмотрины ксвоей избраннице. Его портреты часто отмечены особым правдоподобием, лицо трактуется подчеркнуто рельефно, узнаваемость превалирует над идеализацией.
Портрет поражает явной «непарадностью» облика. Затем он стал профессором Академии, а с 1771 года ее директором до конца своих дней. Действительно, ПетрIII правил всего полгода ибыл свергнут спрестола собственной супругой– будущей императрицей ЕкатеринойII. А. П. Антропов (1716-1795). А. Бенуа восклицал: «Какая умная, тонкая, поэтичная эта вещь, полная живописной прелести, какудивительно смела порисунку (поабсолютно вермееровской перспективе) икакхарактерна. ». Затем был направлен в Академию.
Краски становились более яркими, а сюжеты — более светскими. Она блестит, переливается, податлива. Семинарист, ученик Феофана Прокоповича, впоследствии государственный деятель и ученый, он создал несколько своеобразных и по-своему очень привлекательных живописных работ. Он происходил из крепостных крестьян, но неизвестно, у кого будущий художник учился. Никитин запечатлел момент перелома от жизни к смерти.
Иван Никитин. «Владимир и Рогнеда» 1770 г. Эта картина принесла художнику звание академика. Художник, бережно взяв юную супругу заруку, словно выводит ее наассамблею, кгостям. Портрет отражает и транслирует стандарты социального поведения. Этот мастер, которому сам Петр даровал мастерскую наАдмиралтейской стороне, оставил нам превосходные поживописи, достоверные портреты первого русского императора иего ближайшего окружения («Портрет государственного канцлера графа Г. И. Головкина», «Портрет царевны Натальи Алексеевны» идр. ).
Но — сдаваться. В правление Анны Иоанновны примкнул к оппозиции и был сослан в Сибирь, в Тобольск. Эта «ушедшая красота» редко настраивает зрителя напечаль имеланхолию. Он составил пособие по рисунку для учащихся Академии, сам блестяще рисовал. Портретный класс в Академии был основан в 1767 году.
Они абсолютно живые. Среди них наиболее известно имя Григория Теплова. На рукавах и у выреза платья – жемчужные украшения. Холст, масло. Это самая старшая из смолянок. Цветы вэтом хороводе имеют символический смысл.
Во-первых, он уже существовал в русской живописи (в отличие от большинства других жанров, которым только предстояло появиться). Государственная Третьяковская галерея (Москва)Это также ранняя работа художника, выполненная по возвращении из Италии. Данный портрет исполненный австрийцем Преннером, придворным художником, много работавшем прирусском дворе, называют «плакатом елизаветинской эпохи», внем выразилось все самое сущностное, что было свойственно этому времени: любовь квеселой театрализации жизни, барочная пышность ипростонародная простота. Увлекался изобразительным искусством, о чем стало известно Петру I. Никитина направили стипендиатом (за счет государства) в Италию, где он обучался в академиях художеств. Это один из первых признаков нового для России процесса: изобразительное искусство перестает обслуживать утилитарные потребности элиты (репрезентация политических и личных амбиций, украшение жизни, визуализация знания и т. п. ) и постепенно становится важным элементом национальной культуры, организуя диалог между различными частями общества. В основе сюжета – шестая глава «Илиады» Гомера, в которой рассказывается, как Гектор прощается перед поединком с Ахиллом со своей женой и сыном Астианаксом. Стройная фигурка, большие, миндалевидные глаза обращены в сторону зрителя.
Руки, больше похожие на стебли цветка, бессильно лежат на тяжелом кринолине. Через несколько лет он стал известным архитектором имолодые были прощены. Шереметева и умерла в молодости, вскоре после рождения сына. 1741). Он небрежно одет, внешне не ухожен, волосы всклокочены. С этой картиной и ее автором связано несколько загадок.
Поза Давыдова не просто демонстрирует отрешенную непринужденность, она иконографически облагораживает персонажа, поскольку восходит к знаменитому «Отдыхающему сатиру» Праксителя: совершенство классической статуи гарантирует достоинство героя полотна. Портреты занимали важное место на академических выставках и позволяли художнику сделать полноценную карьеру – стать «назначенным» (то есть членом-корреспондентом) или даже академиком. Они плоскостны, статичны, лишены светотени, неточно передают внешность портретируемых (известных авторам, как правило, понаслышке). Воины удерживают коней, они напоминают Гектору о его долге, он уже решился. Императрица представлена вобразе жрицы вхраме богини Правосудия– Минервы.
Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825) был также выходцем сУкраины, дружил сЛевицким, работал вПетербурге, носАкадемией художеств связан небыл. Человек на портрете уже не молод в его взгляде и упрямо сжатых губах сквозит горечь. В творчестве этого выходца из семьи украинского священника, окончившего петербургскую Академию художеств, русская живопись впервые вышла на европейский уровень. Рогнеда стоически-пассивно принимает извинения. Угрюмов (1764—1823).
И художник отправился в Петербург — совершенствоваться в живописи. Безусловно, он очень хорошо знал ту жизнь, которую изображал в своих картинах. Филипповой, В. А. Фигурка уверенно встала в балетную позу, ручка изящно приподнимает кружевной передничек, розовые ленты украшают соломенную шляпку «пастушки» – все создает ощущение кукольной фарфоровости.
Боровского.