Художник Шаляпин
Одаренность Шаляпина-художника исключительно сильно проявилась в создании образа Мефистофеля, одновременно отвлеченно-философского и народно-сказочного. Борис Фёдорович Шаляпин (22 сентября (5 октября) 1904 (1904-10-05), Москва – 18 мая 1979, Нью-Йорк) – русский художник, живописец и скульптор. Сегодня Картина Кустодиева Портрет Шаляпина исполненная художником дважды, первая в 1921 году находится в Париже, вторая картина 1922 года красуется в Русском музее в Петербурге. Чем значительнее была личность художника, самобытнее его дарование, тем многообразнее были его связи с Шаляпиным, сильнее и плодотворнее взаимное творческое влияние. Рисунки Шаляпина, сделанные в процессе подготовки ролей, а также запечатлевшие образы, созданные им на сцене, относятся к числу наиболее ценных произведений Шаляпина-художника.
Борис Фёдорович Шаляпин (22сентября (5октября) 1904 (1904-10-05), Москва— 18 мая 1979, Нью-Йорк)— русский художник, живописец и скульптор. Со словами известной писательницы перекликается высказывание художника М. В. Нестерова, который считал что лучшие, прославленные создания Шаляпина «приближались, возвышались до Сурикова были также трагичны и не менее историчны». Борис Фёдорович Шаляпин (22сентября (5октября) 1904 (1904-10-05), Москва— 18мая 1979, Нью-Йорк)— русский художник, живописец и скульптор. Шаляпин общался почти со всеми наиболее значительными мастерами русского искусства его времени, поэтому в 1902 г. писатель Леонид Андреев в статье о Шаляпине обратился к художникам с призывом запечатлеть образ гениального певца. Картина художника Бориса Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина» была создана в 1921 году в Петрограде— так назывался город в течение 18 августа 1914 —26 января 1924, до того носивший название Санкт-Петербург, а после того Ленинград, потом снова Санкт-Петербург.
В1927г., вовремя гастролей Шаляпина влондонском Ковент-Гардене, молодой художник открыл вфойе театра первую свою выставку издесяти работ. Коненков сообщил в своей статье очень интересный факт: «Однажды Шаляпин сказал нам, художникам, что он рожден быть скульптором. Уже современникам Шаляпин был известен не только как артист, но и как график, скульптор, живописец, художник-гример. Борис Шаляпин – художник, скульптор и известный иллюстратор, работавший на издание Time и создавший более 400 обложек этого журнала.
Картина Кустодиева Портрет Шаляпина, была выполнена автором в 1921 г. и несомненно считается одной из самых наилучших работ художника. Всю творческую жизнь рядом с Шаляпиным шли художники. Мощь и величие личности Ф. И. Шаляпина вызывали интерес не только у современников певца, но и у художников следующих поколений. В автопортрете в роли Бориса Годунова проявилась незаурядная одаренность Шаляпина как художника-психолога. Борис, к 1930-м набиравший силы художник, в среде эмиграции был известен сначала как создатель яркой галереи портретов отца: большинство из них— Федор Шаляпин в различных ролях.
Шаляпин создавал такие художественные полотна на сцене, что не каждый художник мог их повторить.
Шаляпин о художниках и композиторах
Каждая линия предельно точно выявляет форму. Важна ваша песня, в которой вы поете лесную или садовую тропинку». Каждая встреча с новым художником не проходила бесследно для Шаляпина.
Точностью передачи натуры отмечен и портретный набросок Римского-Корсакова. Борис Шаляпин, третий ребенок Федора Ивановича, родился в Москве 22 сентября 1904 года. Один из них – «Портрет Ф. И. Шаляпина» 1905 года, находящийся в Третьяковской галерее.
Вы знаете, как я к Вам отношусь, как преклоняюсь перед Вашим гением. Когда Борис уехал в Европу, Василий Почиталов намеревался уехать вслед за другом, но не успел: уже опустился «железный занавес». Наиболее живая часть натюрморта – букет цветов, написанный более плотно (пастозно), чем остальная часть картины. Даже во время отдыха на даче. Он стремился познать самого себя -- свое тело, свое лицо, -- то из чего он «рисует, лепит и живописует» на сцене. Портрет немногословен.
Теляковский сыграл большую роль в судьбе Шаляпина. Его лицо выражает душевную гармонию и спокойствие. Сложно коротко рассказать о всех известных и малоизвестных портретах Ф. И. Шаляпина. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. И здесь Шаляпин-художник всегда помогал Шаляпину -- драматическому артисту и певцу. Хоть с 14 лет и работал Шаляпин в земской управе Казанского уезда писарем, все свободное время он отдавал театру, выходя на сцену в статистах.
Кого бы он ни изображал -- организатора «Русских сезонов» в Париже С. П. Дягилева, театрального администратора Барского с его глуповатой физиономией человека, претендующего на светскую обворожительность или неизвестных нам лиц, присутствовавших в 1919 г. на заседании дирекции Мариинского театра, Шаляпин остается верен себе: несколькими точными и быстрыми штрихами передается не только сходство, но выявляется самое основное, определяющее в характере человека. В этих рисунках Шаляпин исходит прежде всего из обличительных, антиклерикальных тенденций, пронизывающих комедию Бомарше, но несколько приглушенных «сладкозвучной» музыкой Россини. В отличие от оперных «императорских» театров — Мариинского в Петербурге и Большого в Москве, преимущественно с итальянским репертуаром, театр Мамонтова обратился к произведениям русских композиторов и начал их активную пропаганду. Написав портрет, Коровин продал его коллекционеру М. И.
О жизни и творчестве выдающихся художников
XX век (СПб., 2001), энциклопедия «Шедевры русского портрета», авт. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Писал портреты, пейзажи, жанровые композиции на русские темы, этюды обнаженной натуры. Это портреты артиста в жизни. Это не человек идейной борьбы и творческого порыва. Выступая в роли Еремки, он расписал даже валенки.
Ко времени создания портрета Шаляпина в Виши Коровин уже написал портреты Морозова, Любатович, Чигарова и другие был написан портрет Шаляпина совместно с Серовым (1904 г. ), портрет Шаляпина 1905 года. Я ведь себя-то наизусть знаю, пожалуй и с закрытыми глазами нарисую». Оно заметно в гротескной трактовке грима доктора Марфуриуса — персонажа комедии Мольера «Брак поневоле», поставленной в Художественном театре.
На первом месте в трактовке Шаляпина была психологическая драма талантливой личности, у которой «душа скорбит». Мир искусства словно только и ждал молодое дарование. несмотря на то, что они адаптировались в культуре принявших их стран, как дети Шаляпина, они продолжали вращаться в американских и европейских общинах Зарубежной России2. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой.
- Художник Борис Шаляпин в отчем доме
- Федор Шаляпин: дом для петербургской семьи и рисунки
- Портрет Шаляпина (картина Кустодиева)
- Художественное творчество Федора Шаляпина
- Константин Коровин: портреты Фёдора Шаляпина
Петербург. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Альбом «Александр Головин», авт. -сост. Однако автопортреты Шаляпина в жизни и ролях не исчерпывают его художественного наследия. «Чем полнее внешний.
Морозову на память». Художник вспоминал, что портрет был написан им с большим напряжением всего за одну ночь. Потомки поставили их имена рядом: «В русском искусстве Шаляпин -- эпоха, как Пушкин», -- писал Горький. Я, действительно, был огорчен, но ни о каком третейском суде я не помышлял». И все они, кроме одного, начиная с самого раннего, летние, напоенные солнцем и светом.
- Рецензии на книгу «Художник Борис Шаляпин»
- Из церковного хора к Мариинскому театру
- Портреты кисти Шаляпина Бориса Федоровича
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Словари и энциклопедии на Академике
- Краткое описание Портрет Шаляпина
Для своего времени это явилось замечательным новшеством. И. Шаляпину Б. Кустодиев 1921».
Какая силища, какая мощь.
- Константин Алексеевич Коровин (1861-1939)
- 75 лет со дня кончины Фёдора Шаляпина
Создал портреты С. В. Рахманинова (1929), К. Фаррера (1930), Т. Руффо в роли Гамлета (1930), К. А. Коровина (1933), П. П. Трубецкого (1933), серию карандашных набросков с М. А. Чехова в различных ролях (1932). Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет.
Тот смеется: «Ты что у меня слизываешь». Репин, который называл Абрамцево «идеалом для жизни и творчества», писал здесь этюды для «Крестного хода в Курской губернии» Нестеров исполнил пейзаж для картины «Видение отрока Варфоломея» Серов создал серию пейзажей и портретов и среди них «Девушку с персиками» Врубель, работая в абрамцевской гончарной мастерской, лепил и расписывал майоликовые скульптуры у Васнецова в Абрамцеве возник замысел «Аленушки», тут же он сделал пейзажи для этой картины и для «Ивана-царевича на сером волке», эскизы для постановки «Снегурочки», начал «Богатырей». Над его работами – «мазней», смеялись известна карикатура В. Боровкова «Художник К. Коровин пишет сапогом картину» (1902). Так, в Борисе Годунове грим изменялся в каждой картине и зрители видели, как «страдания и макбетовские муки разъедают человека», как появлялись и углублялись морщины, как седина серебрила волосы и бороду.
Ключевский очень подчеркнул одиночество Годунова». Таков в его изображении Федор Шаляпин. Коровин уехал на юг Франции в Виши лечиться, позже приехал туда же Шаляпин. Самый «музыкальный» из рисунков Шаляпина -- автопортрет в роли Досифея. Естественно, что такая личность привлекала внимание многих художников. Он больше всего известен как автор обложек журнала Time, который оформлял с 1942 по 1970 годы. Также работал в мастерских К. А. Коровина и Д. К. Степанова.
Художники мамонтовского оперного театра составляли ядро кружка, который вошел в историю русской культуры под названием «Абрамцевского». Он изобразил характерный эпизод: в квартире Коровина, может быть, в день его именин, собрались приятели живописца — артисты, художники, объединенные любовью к искусству, рыбной ловле, охоте. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. В его картинах зритель с первого взгляда узнает типично русские черты, однако это не та Русь, которая встает с полотен художников-передвижников. Внешний образ в целом, а затем в характерных деталях.
Этот «грим» произвел сильное впечатление». Одет он был в утреннюю одежду. е. на языке изобразительного искусства) -- ответил: «Могу немножко, Александр Николаевич, но главным образом про себя самого. В Отрадном К. Коровин пишет портрет Ф. И. Шаляпина (ГТГ).
Иогансон, столь ценивший учителя, пишет: «Он обещал поразительно много и, в конце концов, не оправдал ожиданий» 1. Но наиболее известен хранящийся в Третьяковской галерее «Портрет Ф. И. Шаляпина» 1905 года, также в графическом исполнении. Действительно, Федор Иванович Шаляпин и в халате производил величественное впечатление. В 1913 г. в журнале «Аргус» были помещены два шаржа на Шаляпина.
Проездом находится в Ярославле. В них Дон-Базилио представлен до пояса в фас, в профиль и отдельно крупно дано его лицо. Шаляпин открыл новый этап в искусстве грима. История создания автопортрета может быть восстановлена довольно точно. В нем нет уже ни тени смешного.
Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника. И. Пружан, В. Князева (М., 1980), «Портрет в русской живописи», авт.
Шаляпин совершил путешествие в Гизе, где дважды (днем и ночью) осматривал пирамиду Хеопса и гигантского Сфинкса. Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом.
Любовь Коровина изображать «все, что вижу», без четко компоновки, верность натуре, давала повод некоторым современникам называть его натуралистом. Вообразить, это значит -- вдруг увидеть. В этом слиянии содержания и формы он решающую роль предоставлял воображению.
Лошадь, на которой я выезжал, была по моим указаниям «загримирована», я попросил художника оттенить у нее ребра и все кости. Несмотря на то, что за окном плотная стена зелени, неба не видно – пространство ощущается. Дух произведения будет проявлен им с тонким совершенством, а если нужны задержание или пауза, то будет это иота в иотуКогда Рахманинов сидит за фортепиано и аккомпанирует, то приходится говорить: «не я пою, а мы поем». Приехав в Париж, он сразу отправляется в Лувр.
Через четыре года Головин пишет второго шаляпинского Мефистофеля в опере А. Бойто (1909 г. ). Среди них — обложки с портретами Джаварахлала Неру (24 августа 1942), Андрея Жданова (9 декабря 1946), принцессы Маргарет (13 июня 1949), Гарри Трумэна (23 апреля 1951), Марлона Брандо в роли Наполеона (11 октября 1954), Николая Булганина (25 июля 1955), Мерилин Монро (14 мая), Ричарда Никсона (5 ноября 1956), Мартина Лютера Кинга (18 февраля 1957), Александра Несмеянова (12 июня 1958), римского папы Иоанна XXIII (10 ноября 1958), Бориса Пастернака (15 декабря 1958), Никиты Хрущёва (28 сентября 1959), Юрия Гагарина (21 апреля 1961), Телониуса Монка (29 февраля 1964), Ареты Франклин (28 июня 1968), Голды Меир (1969) и многих других. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Лучшие из сохранившихся автопортретов Шаляпина относятся к 1918 -- 1921 гг.
Таковы его шаржи 1907 г. с немецким орденом. Это большой деревянный двухэтажный дом в стиле «русский модерн».
Создал портреты многих заметных представителей музыкального и литературно-художественного мира — артистов труппы Ballet Russe de Monte-Carlo — Т. Тумановой, И. Вершининой, В. Немчиновой, Д. Ростова дирижеров С. А. Кусевицкого и А. Тосканини скрипачей Я. Хейфица и Ф. Крейслера композиторов С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского пианистов А. Браиловского, В. Горовица, Вэна Клайберна, Б. Джаниса балерин Г. С. Улановой, М. М. Плисецкой, Н. И. Бессмертновой писателей Т. Драйзера, А. Труайя авиаконструктора И. И. Сикорского поэта Е. А. Евтушенко. Он является автором обширной «Шаляпинианы», разнообразной по содержанию и глубоко эмоциональной, в которую входят рисунки, скульптурные произведения и портреты изображающие Ф. И. Шаляпина в жизни и на сцене. образ сольется с духовным образом.
На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. Художники мамонтовского театра зачастую были и постановщиками спектаклей. И даже ученик Коровина – Б. В.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «настоящий Кустодиев— это русская ярмарка, пестрядина, глазастые ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями».
Репин сыграл большую роль в подготовке любимой партии Шаляпина: Ивана Грозного в опере «Псковитянка». Спустя много лет Шаляпин вспоминал: «Трудная это была задача для меня в то время, для актера, то есть пластического изображения типа, да еще такого, как Иван Грозный, всего прочитанного в книгах было недостаточно и вот где я воскликнул великое спасибо Илье Ефимовичу Репину. Огромное полотно заполняет грозная фигура духа зла. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей. Чувствуется, что он наслаждается жизнью, светлым днём, солнцем, своей силой и здоровьем. В этом небольшом рисунке он выразил свое преклонение перед «духовным гигантом».
Я увидел его Грозного с сыном в Третьяковской галерее. В 1916 г. Шаляпин решил испробовать свои силы как художник-портретист. Одновременно Шаляпин прикупил еще участок земли с лесом. По подсчетам специалистов, существует более 300 различных изображений Ф. И. Шаляпина. В 22 года Федор Шаляпин дебютировал в Мариинском театре, пел Мефистофеля в опере «Фауст» Гуно. Особенно понравилась ему статуя Хефрена из зеленого диорита.
«Ни на что на земле непохожий. И он расстался с ним осенью 1896 г., пробыв на его сцене около года. Ключевского, знатока Русской Смуты и времени Годунова. В 1942–1970 рисовал портреты для обложек журнала «Time» выполнил более 550 обложек из которых 414 были опубликованы.
Шаляпин едет на дачу Ключевского, знакомится с ним. Шаляпин общался с Н. Римским-Корсаковым, Ц. Кюи, А. Гречаниновым. Много огорчений доставляло ему непонимание публики, критиков. Между артистами установились приятельские отношения. Повторяю, — сила изображения действия разительная». для Бориса стал главным. Глаза прикрыты, а брови горестно сведены к переносице. Венцом летописи жизни и творчества Ф. И. Шаляпина стал портрет, написанный Б. М. Кустодиевым.
Серов изобразил открытое лицо певца. Но посмотрели бы вы этого удивительнаго «сухого» человека, когда он с Константином Коровиным и со мною в деревне направляется на рыбную ловлю. В конце ХХ века великому русскому оперному певцу вернули звание народного артиста. Об этих шаржах упоминалось в одной из петербургских газет: «Кто не знает Исайку Дворищина.
Чертам своего лица Шаляпин придал необычайную напыщенность и важность, якобы вызванную «высочайшей наградой». Это были те мастера, которых Шаляпин справедливо называл наставниками в искусстве, считая, что у них ему «выпало счастье многому научиться». В нью-йоркской консерватории преподавала дочь Шаляпина, Лидия. Многие художники и скульпторы запечатлели его в своих произведениях.
Он был первым подлинным художником-гримером в полном смысле этого слова. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Треволнения жизни не отразились на его спокойном, гладком лице.
Шаляпин «гримировал» и аксессуары. Его сопровождали девять из десяти его детей1. М. В. И в дополнение к созданному образу— модная в те годы трость.
Красными чернилами свободно и смело дан абрис лица. Он также не ищет психологической составляющей портрета, что было свойственно В. Серову.
Коровин ценился далеко не всегда. Впервые это проявилось в 1896 г., когда Шаляпин готовил партию Грозного в «Псковитянке» Римского-Корсакова. Когда по ходу действия в «Дон-Кихоте» потребовалось вывести на сцену лошадь, то, по указанию Шаляпина, ее «загримировали».
Запомнился мне, между прочим, курьезный случай. Рисункам Шаляпина присуще еще одно редкое качество-- они «музыкальны». Сразу же после выступления на листах блокнота Шаляпин набросал два автопортрета. Молодой летний бас собирал своим исполнением полный зал. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры.
В. Калмыкова (М., 2010) и другие. Его вкус по собственному признанию, был «крайне примитивен» представления о задачах и назначении искусства весьма туманны. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Пародируя картину Федотова «Свежий кавалер», артист нарисовал себя в халате. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям.
Обладал Шаляпин и литературным даром. 1918 г. Ф. Шаляпин. Взгляд их непреклонен, как и вера Досифея в древние заветы уходящей Руси.
Судьба детей из первой семьи Ф. И. Шаляпина сложилась следующим образом: Лидия, после завершения актерской карьеры в Европе, поселилась в Нью-Йорке и открыла певческую студию Татьяна, проведя все военные годы в Европе (ее муж-еврей был убит нацистами), работала многие годы на Голосе Америки, затем вместе с третьим мужем владела магазином европейской еды в Нью-Йорке, а после переехала в Италию Федор-младший, киноактер, гастролировал между Лос-Анджелесом и Римом, снимался в Голливуде, в основном в эпизодических ролях в 1940-х г., однако позже имел успех в кинематографической карьере в Италии и, в конце концов, в Голливуде, принимая участие в фильмах The Name of the Rose (1986) и Moonstruck (1987). отворилась правая дверь и к нам вышел молодой великан-славянин. Это особенное восприятие красоты мира, желание изображать прекрасное, а бытовое сделать красивым через живопись. Унылый длинный нос нависает над таким же выступающим вперед острым подбородком. Свое видение образа Шаляпин немедленно доверял бумаге.
Многие художники, графики и скульпторы встречались с артистом, лепили и рисовали его в ролях и в жизни. Да и комната кажется небольшой и Шаляпину в ней тесновато.
Он должен был решить их, чтобы выйти на путь сценической правды. Второй портрет исполнен карандашом. Творчеству и биографии художника посвящен настоящий богато иллюстрированный альбом.
Шарж Шаляпина отмечен уверенностью и лаконизмом. Автопортрет как бы подводит итог самым прекрасным и светлым годам жизни Шаляпина. Дворищина. Может быть, это впечатление усиливается потому, что он был сделан гримировальными красками в артистической уборной Мариинского театра в настоящее время он является единственным сохранившимся многоцветным рисунком певца. Извини за беспокойство.
Это красочно иллюстрированные альбомы «Театральный портрет конца XIX-начала XX века», авт. Ни одного лишнего штриха. тем он будет совершеннее. В конце вечера, как дорогому гостю, художники подарили артисту пейзаж И. Е. Крачковского «Ницца». Так, он исполнил рисунки, запечатлевшие почти всех действующих лиц «Бориса Годунова».
Брал большую кисть и мазал, набирая много краски». Редкая выносливость, поразительное терпение. На пальце— перстень.
Во втором наброске голова Рангони дана в небольшом повороте. Восторженный прием публики вызывали и оперные арии и камерные произведения и романсы. Там Шаляпин познакомился и с Мамонтовым, который заинтересовался им и посвятил немало часов беседам с «Феденькой», поразившим Савву Ивановича неиссякаемой любознательностью, восприимчивостью и художественной одаренностью. И в доме Шаляпина художники были самыми частыми гостями. Спустя год Савва Мамонтов пригласил молодого певца в Московскую частную оперу. Автопортрет с первого взгляда привлекает простотой и почти классической строгостью исполнения.
Артист М. Вакарин, которому довелось видеть постановки мамонтовской оперы, пишет: «. Артист узнает, что не столь далеко от Ратухина, «в пределах Ярославской губернии», находится дача известного историка Вас. Перед нами Шаляпин зрелой творческой поры.
В Русском музее хранится один из первых графических портретов, выполненный В. Серовым в 1897 г., где Шаляпин в роли Грозного из оперы «Псковитянка». Стоит, как вылитый, по несколько часов». Под впечатлением их рассказа Шаляпин и набросал портрет Репина. Вслед за датой -- «С. Уверенностью, величием и даже торжественностью веет от всей его фигуры.
Главная ценность картины – ее живописность. Композитор посвятил Федору Шаляпину романсы «Ты знал его» на стихи Федора Тютчева и «Судьба» по стихотворению Алексея Апухтина. Нестеров считал, что К. Коровин «срывает «цветы удовольствия», «работает, как бы играючи». Длинные худые руки с цепкими пальцами смиренно сложены. Отдельные автошаржи Шаляпина воспринимаются почти как политические карикатуры. Создание убедительной «оболочки образа», с первого взгляда заставляющей зрителя поверить в его достоверность, занимало в творчестве Шаляпина исключительно важное место. Авторская надпись точно определяет момент его появления: «Орехово.
В Ратухине Шаляпин обдумывает «Бориса Годунова» ищет пути и подходы к образу. Постоянной мишенью шаляпинского юмора были «господа чиновники» императорских театров. Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. Ф. И. Шаляпин очень дорожил этим портретом: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве», – говорил Федор Иванович. Любой из шаляпинских портретных набросков -- маленькое психологическое исследование. а. Считаю себя счастливцем жить вместе в одно время с дорогим Ильей Ефимовичем и принадлежать к его эпохе» («Нива», 1914, 29, с. 574).
Своеобразна и манера исполнения этого наброска. Они загромождают образ». У Коровина несет идею живопись – идею света, жизни, добра. Учился в мастерской В. И. Шухаева в Петрограде (1919), затем в Москве: в 1-х и 2-х Государственных свободных художественных мастерских (1920–1923) у Д. Н. Кардовского, А. Е. Архипова, Ф. И. Захарова на скульптурном отделении Вхутемаса (1923–1925).
К счастью, Рахманинов силой воли скоро преодолел юношеский кризис из «гамлетовскаго» периода вышел окрепшим для новой работы, написал много симфонических поэм, романсов, фортепианных вещей и проч. «Отравленные» театром, мы увлечены были не самой заутреней, а странным ея «мизансценом». Возможно, художник экспериментировал прямо на холсте, накладывая один цвет за другим. В то же время певец сблизился с Сергеем Рахманиновым. Работа над портретом Шаляпина всегда являлась для художников значительным моментом в их творческой биографии и оставляла неизгладимый след на всю жизнь.
как Вам угодно». Как композитор Рахманинов воплощение простоты, ясности и искренности». Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен. «Этюдник – вечный его спутник во всех прогулках и путешествиях, неотъемлемая принадлежность его существования» Коровин всегда и везде писал с натуры.
Среди композиторов самым большим его другом был С. Рахманинов.
«Я хотел в этом портрете дать один из самых лучших театральных образов Шаляпина», – говорил художник. — Федор Шаляпин-младший, актер, Татьяна, по мужу Чернова (точнее— Чернофф, это, кстати, название известной в Нью-Йорке продовольственной фирмы, к которой не стеснялись обращаться президенты). Писал музыку и рвал, неудовлетворенный. Помните, я так долго позировал и старался делать «приятное» лицо. В 1927, во время гастролей Ф. И. Шаляпина в лондонском Ковент-Гарден открыл в фойе театре первую персональную выставку (из 10 работ). Репин и передвижники были недовольны Коровиным, так как он не создавал ничего серьезного идейного, только «этюдики».
Хотя эпизод убийства не входил в играемую мною роль, однако душа Грозного (несмотря на все зверства им творимые), как мне именно и хотелось, представлена была душой человеческой, т. е. под толщею деспотизма и зверства, там где-то, далеко-далеко в глубине, я увидел теплющуюся искру любви и доброты. Еще более разительно влияние Шаляпина сказалось на эскизах Бенуа 1915 г. для постановки «Моцарта и Сальери». Впрочем, в то время самому артисту больше нравились картины тщательно и гладко выписанные изображавшие «натурально и аппетитно» предметы и пейзажи, чем полотна Врубеля, необычные по композиции и непривычные по живописи. Но для этого у Шаляпина не хватало еще необходимых знаний.
Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Посещал мастерскую С. Т. Конёнкова.
Перед репетицией он набрасывал углем замышляемый образ в разных позах». Пел Шаляпин с детства — красивым дискантом. М. И. Глинки. Иван Грозный в «Псковитянке» Римского-Корсакова, Досифей в «Хованщине» и Годунов в опере «Борис Годунов» Мусоргского.
Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Среди изображений Дон-Кихота выделяется одно опубликованное в 1910 г. в журнале «Рампа и жизнь». Пастернак в картине «Вечер у Коровина». Будь добр, окажи мне услугу: я играю в феврале месяце Дон-Кихота. В 1935 вместе с отцом переехал в США, где приобрел известность как портретист. Исайка является в буквальном смысле телохранителем Федора Ивановича.
Гриму Шаляпина был свойствен предельный лаконизм. Борис Федорович скончался в 1979 году от неожиданного для всех, скоротечного рака. Сурово сдвинуты его брови, властно сомкнуты губы, глаза устремлены в одну точку. Рутинная обстановка, царившая в императорском Мариинском театре, угнетала Шаляпина. Возвращаясь в Ярославль из Рыбинска на пароходе «Самолет», Шаляпин, очарованный красотой Романово-Борисоглебска, сходит на берег и проводит в Романове вместе с Теляковским и Коровиным несколько часов, восхищается набережной, волжскими пейзажами, поет в саду городского училища, а затем в ближнем поле свои любимые русские песни.
Отсюда большое число автопортретов. Увидеть хорошо, ловко, правдиво. «Протокольная правда, — говорил Левитан, — никому не нужна. Один из этих рисунков он снабдил подписью: «Это я после свидания с императором Вильгельмом перед отъездом в Америку». 3. Е. А. Панкратова (Л., 1973), «Русский портрет конца XIX-начала XX века», авт.
Но самый известный из театральных портретов кисти Головина конечно же «Борис Годунов», написанный в 1912 году. Услышав скромный ответ: «У вас всегда много знакомых, вы заняты, неловко беспокоить», Шаляпин возразил: «Вы художник идите прямо, докладов для художников не требуется». Так оно и было в действительности. Столь же радушно он звал неизвестного начинающего скульптора провести летние каникулы у него на даче, а пейзажиста Рылова — прийти к нему на дружеский обед — «абсолютно запросто, будут все свои народы: друзья-художники». В 1970-е гг.
Он делал рисунок углем моего портрета. И дал ему ус, -- смешной, положим, но явно претендующий украсить лицо именно испанского рыцаря. В 1975 году он был весьма тронут фактом, что его персональная выставка в Москве оказалась столь популярна, что очередь из желающих ее посетить растянулась на целый квартал. Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина. На левой стороне груди прикреплен крест и написано «немецкий орден», а на правой -- орден в виде кукиша с надписью «русский орден».
Один из них исполнил художник И. Гранди, другой сам Шаляпин. Перед Вами два портрета Шаляпина: один написан самим артистом, другой -- художником Дени. Коровин приводит забавную подробность о живописных «опытах» Шаляпина. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой.
Успех настолько грандиозный, что современники шутили: «В Москве есть три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас — Федор Шаляпин». Вероятно, желая смягчить впечатление от слишком глубокого прочтения натуры, Шаляпин подписал: «Кажется -- это Юрий Беляев. Другой написан в 1911 году на французском курорте Виши и хранится в Русском музее.
В более крупном наброске Рангони представлен в фас. Его Портрет художника И. Я. По словам художника, Шаляпин «удивительно умеет позировать. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Разговаривая с нами, он то снова возвращается к столу и доделывает контур, то опять начинает маршировать по комнате». «Люблю граммофонные записи.
Множество театральных портретов Бориса Шаляпина были вдохновлены оперными образами его отца среди наиболее знаменитых набросков – Федор Иванович в роли Бориса Годунова (1930, 1931, 1932, 1950), Дон Кихота (1932), а также Мельника из Русалки (1931, 1932), князя Галицкого из Князя Игоря (1930) и Дон Базилио из Севильского цирюльника (1933). Чтобы создать правильный «внешний образ», Шаляпин добивался полного его слияния с «духовным образом». Имение В. А. Теляковского Отрадное, куда Шаляпин вместе с К. Коровиным любил наезжать в гости, находилось в сельце Рыково-Отрадное Романово-Борисоглебского уезда (по разысканиям краеведа И. Лебедева), тесно примыкало к с. Шашково, что находится на левом берегу Волги, напротив Песочного. «Одним великим художником стало больше», — писал о Шаляпине музыкальный критик Владимир Стасов. А. И. Куинджи, куда приходили не только «куинджисты», но и передвижники4.
Бродский, анализируя путь своего художественного развития, отмечал: «Очень много для понимания искусства дало мне пение Шаляпина, которого я часто слушал». Один из них -- профильный. В Нижнем Мамонтов показал молодому певцу два декоративных панно Врубеля: «Микула Селянинович» с изображением эпизода из былины о Вольге и Микуле и «Принцесса Грёза» на сюжет драмы Э. Ростана, навеянной французской легендой XIII в. Панно Врубеля не находились в художественном отделе выставки, а помещались за ее пределами в наскоро сколоченном тесовом бараке.
И. М. Гофман (М., 1981). Но до конца жизни так и не принял иностранное гражданство. Шаляпин, 7 января 1917 г. рассказывал, как изображает его в Петрограде худ. Но «скоро я заметил, — писал Шаляпин, — что картины, признанные жюри, надоели мне, а исключенный Врубель нравится все больше». Где бы ни пел Федор Иванович, вокруг собирались толпы поклонников и слушателей.
Шаляпину понравилась эта мысль. В 1920-1923г. г. Годы оставили свой след и на лице царя.
Недаром Федор Шаляпин говорил:. В подобный же треугольник можно вписать и саму фигуру Шаляпина. Но конечно и воздух и свет в картине создала не композиция, а колорит. Коровин писал портрет Шаляпина, уже пройдя большой творческий путь, найдя свой стиль, утвердив за собой право широкого «коровинского» письма. Медленно перебирает послушные струны гитары Павел Тучков. Далее были портреты Шаляпина в роли Демона (1906 г. ) в одноименной опере, Олоферна (1908 г. ) в «Юдифи».
Вершина шаляпинских автопортретов -- рисунок, подаренный художнику Остроухову в 1921 г. «Милому моему Ильюше, -- гласит подпись, -- от любящего плохого художника».
Позже он вспоминал, что подолгу изучал в Третьяковской галерее картину Шварца «Иван Грозный у тела сына», полотно Репина «Иван Грозный и сын его Иван», статую Антокольского «Иван Грозный» искал нужные ему картины в частных собраниях, где и познакомился с портретным этюдом Васнецова «Грозный». Л. А. Ефремова (М., 2005), «Портрет в России. Здесь уловлен переход от выражения смирения к откровенной жестокости.
Закончив работу, он предложил мне погулять. В газетных и журнальных заметках по этому поводу сообщалось, что «появление певца вызвало бурю восторга, особенно после исполнения им нескольких романсов». Достоинством и мудростью светится одухотворенное лицо Шаляпина. Яковлев» и приобщил рисунок к своей коллекции. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов.
В рисунке нет ничего недосказанного. Вазочка с фруктами сливается с фоновым пейзажем в окне. У него аскетическое лицо.
Коненкова на Красной Пресне. Он гримировал для каждой роли не только лицо и шею, но руки и, если было необходимо, тело. Коровин по-своему выявляет в человеке духовное начало. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Шаляпин-художник прежде всего оставался артистом.
Оставив богатейшее наследие, на родину Федор Шаляпин не вернулся. Увидеть этот портрет можно в альбоме «Валентин Серов» (М., 2008). Стены в свободных от картин местах были испещрены замечательными рисунками углем.
Между тем живопись тоже влекла Шаляпина. О рисунках к опере Бойто «Мефистофель» мы можем судить только по одному листу.
Он бы в ней совсем задыхался, если бы не двери в сад. Об этом единодушно говорили известные мастера и скромные труженики искусства. Чиновники». Это образ высокой трагедии -- образ умирающего Дон-Кихота. Исайка увековечен с Шаляпиным на одной фотографии. На портрете надпись: «Ф. Работы А. Головина, посвященные Ф. И. Шаляпину, хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее-квартире И. Бродского (Санкт-Петербург), Театральном музее.
Артист сопроводил рисунок иронической надписью: «Люблю чертей. Созданный им «стильный грим» (шаляпинский термин) обладал всегда характерными чертами времени и страны. В глазах «рыцаря правды» безмолвный упрек тем, кто смеялся над ним сожаление к людям, примирившимся с эгоизмом, стяжательством и неспособным понять величие человеческой самоотверженности и доброты. Что этот глагол может звучать и в краске и в линии и в жесте — как в речи.
Остаток своей творческой жизни Борис Федорович провел в Нью-Йорке и в штате Коннектикут. Художники создавали удивительные декорации, которые подчеркивали яркие сценические образы.
Самая знаменитая среди них – шаляпинская серия балетных портретов, сделанная в течение 1940–41 гг., когда в Нью-Йорке выступали Ballet Russe de Monte Carlo и Colonel de Basils Ballet Russe, в тот короткий период, когда обе труппы представлял один импресарио – Сол Юрок. Через несколько дней он пригласил Гинцбурга и тот был поражен достигнутыми результатами: бюст был очень похож и хорош по лепке. Об этих веселых картинах напоминает рисунок «Черт».
Великий артист всячески подчеркивал свое расположение к ним. Пресса сразу объявила, что Шаляпин намерен привлечь Коровина к третейскому суду, так как портрет продан без его разрешения, на что сам Шаляпин отвечал: «К Коровину мои дружеские отношения такие же, как и прежде. В январе 1908 г. Шаляпин встретился со знаменитым итальянским певцом Энрико Карузо, с которым познакомился за семь лет до этого в Милане, где они вместе пели в опере Бойто «Мефистофель». В Абрамцеве были задуманы и выполнены многие замечательные произведения. Шаляпин из рассказа Мамонтова узнал, что их отвергли члены академического жюри. Скульптор Гинцбург посоветовал ему заняться лепкой и сделать скульптурный автопортрет.
Федор Иванович не раз рисовал на него карикатуры». Мне, действительно, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне. Даже во время разговора Шаляпин имел привычку рисовать собеседника.
Иногда рисунки создавались Шаляпиным в своеобразных турнирах с художниками. Шарж Гранди не отличается оригинальностью. Выражение лица, позу, жест». Широта общения Шаляпина с различными художественными кругами поистине удивительна.
В столовой за обедом иногда чертил обгоревшей спичкой прямо на скатерти». «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента», — говорил Шаляпин. Продолжил обучение в Академии Ф. Коларосси у Ш. Герена. Вы бы подумали, глядя на него, что ему неохота разговаривать с людьми.
Здесь же были созданы и шесть портретов Шаляпина в ролях. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Дни, когда Федор Иванович позировал художнику, были незабываемыми для Головина. Абсолютно подавленный я ушел из галереи.
Потом я вдруг стал его видеть реже. Его основным талантом художника (и одной из главных причин, почему он был так успешен в Time) была способность изображать духовный мир или идеи героя. Музыка Мусоргского звучит в этом автопортрете, появившемся на стене театра 30 ноября 1911 г. Плавная линия четко очерчивает силуэт. Отдельно и, вместе с тем, в едином строе картины, скомпонован натюрморт.
Многих друзей молодости, свидетелей бурного творческого взлета, уже нет. В его облике явственно проступают черты идущие от шаляпинского Дон-Базилио.
Какой это сердечный весельчак и как значительно-остроумно каждое его замечание. С 1896 – 1899 создал множество партий: Сусанин («Жизнь за царя»), Борис и Варлаам («Борис Годунов»), Досифей («Хованщина»), Грозный («Псковитянка»), Сальери («Моцарт и Сальери»), Варяжский гость («Садко») и др.
В 1894 г. Фёдор Шаляпин был принят в труппу Мариинского театра в Петербурге. Особенно близок Шаляпину был Константин Коровин. Как я счастлив был узнать от Ирины Федоровны, что Вы помните меня и любите. Лучшие портреты К. Коровина появляются в 1900- годы.
Толстому о Ф. И. Шаляпине: «. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. И все же и талант скульптора, как и талант художника, служил лишь обрамлением удивительного голоса. Но неукротим дух Грозного. Изменяя грим на протяжении спектакля, он подчеркивал внутреннее развитие образа. Да, пожалуй, с виду он такой.
По пути в Египет Шаляпин останавливается в Афинах, где детально знакомится с архитектурой Пропилеев, Эрехтейона, Парфенона, храма Зевса Олимпийского и театра Диониса. Терещенко, чем огорчил Шаляпина. Альбом «Константин Коровин» (М., 2001). Композиция важна, но ее во главу угла ставили передвижники, так как у них она несла идею. Коровин, говоря о любви артиста к живописи, вспоминал: «Когда приходил ко мне в декоративную мастерскую, то просил меня: «Дай мне хоть собаку пописать». Тем более значительна была роль тех, кто общался с артистом в течение многих лет. Его матерью была итальянская балерина Иола Торнаги, первая жена певца.
Неоднократно бывал Шаляпин на «пятницах» Общества им. Цикл портретов, созданный А. Я. Головиным, является повествованием о творчестве артиста. На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом.
Созданы основные оперные партии, прожита большая жизнь. Шаляпин хорошо посажен, поза его удобна, но, создается впечатление, будто он сидит на диване, а не на непрочной, кажущейся детской под его широкой фигурой, табуретке (или стуле). В 10 лет Федя впервые побывал в театре и мечтал о музыке.
М. А. Бихтер, аккомпанировавший Шаляпину, вспоминал об одной из домашних репетиций: «. Летние месяцы 1923 провел в Париже. Здесь фигура духа также дышит жуткой, сверхчеловеческой мощью. «Вива, Энрико. » -- подписал он под изображением коренастого плотного человека с широким энергичным лицом, короткими усиками и быстрыми черными глазами. Скульптор Я. А. Троупянский писал о частных встречах с Федором Ивановичем на «четвергах» в доме И. И. Бродского.
К нему существовал этюд, написанный в одно время с портретом. впрочем. Отобраны лишь самые существенные черты, раскрывающие внутреннюю сущность изображенного.
Последний рисунок, сделанный Шаляпиным в 1913 г., заслуживает пристального внимания. И он рисовал, рисовал много. Посещая мастерскую художника, он часами старательно писал масляными красками чертей, «как-то особенно заворачивая у них хвосты». Одним из первых, кто увидел новое произведение, оказался Гиляровский.
На ногах знаменитого певца— явно концертные туфли. Художники любили изображать Шаляпина задрапированным в свободный плащ или одетым в летнюю рубашку с открытыми руками и шеей и даже обнажённым, чтобы показать удивительную пластичность его фигуры. Но прежде чем он брался за карандаш, чтобы зафиксировать свое видение образа, шел длительный процесс постижения существа роли. Живы — дай Бог им здоровья, долгих лет. Детство провел в Москве.
С Рахманиновым за дирижерским пультом, певец может быть абсолютно спокоен. Этот глубокий человек с напряженной духовной жизнью переживал какой то духовный кризис. Перестал показываться на людях. Валентин Серов казался суровым, угрюмым и молчаливым. Концерт.
В интервью о премьере «Дон-Кихота» в Монте-Карло Шаляпин рассказал: «При первом моем выезде на лошади, публика, пораженная моим гримом, вся встала и устроила мне овацию. Хвалебные отзывы слышны крайне редко. Описывая игру артиста в «Псковитянке», Нестеров отмечал: «Грим его напоминает грозного царя, каким его представил себе Виктор Васнецов, в том великолепном этюде, что послужил ему потом для картины.
Слишком много деталей вредно. Первый из них – в роли Мефистофеля в опере Гуно (1905 г. ). Он несется, как вестник божий, Настигая нас вновь и вновь», – писала Анна Ахматова о голосе Шаляпина.
Одну из таких встреч запечатлел в 1912 г. Л. О. Их лощеные фигуры он увековечил в одном из неоконченных шаржей.