Художник Сватовство Майора

Описание картины Сватовство майора было разъяснено самим художником, даже выпущено в стихотворной форме. Несмотря на острый юмор, с которым художник написал своих персонажей, картина Федотова «Сватовство майора» не передает атмосферы злобности и насмешки. Картина «Сватовство майора» является наиболее известным полотном русского художника Павла Андреевича Федотова.

Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр

В то время, пока майор браво разглаживает свои усы, в комнате царит настоящая суета. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. Возникнет (или не возникнет) новая семья. Наверняка, это и есть невеста, которую сватают майору. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте.

Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя.

История одного шедевра: 
«Сватовство майора» 
Федотова

История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова

Вошедшая сваха сообщает о приехавшем на смотрины женихе. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Чего только не сделаешь ради очередной удачной сделки. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства».

С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта.

В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. А там, если помните, никакого туалета. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице».

Фигура купца, которая в первом варианте была расположена на фоне круглой печки, во второй версии находится на более светлом фоне прямоугольной печки и воспринимается чуть более приближенной к переднему плану. Рассказов его нельзя было слушать без особенного чувства: так отдаленно казалось время, к которому они относились, так изумительны оказывались лица и герои им упоминаемые. Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство. В ней борются противоречивые чувства.

Картина Сватовство 
майора: описание 
картины

Картина Сватовство майора: описание картины

Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее.

/ Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Типичность персонажей иреалистичность обстановки заставляли публику хохотать доколик. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Волнительная и радостная, предвкушающая много эмоций атмосфера царит в доме купца. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319.

В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха».

Сватовство майора, 
Павел Андреевич 
Федотов, 1848

Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848

Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. В частности, Федотов много работал над образом купца, долго и тщательно подыскивая, как изобразить суетливый жест его рук в попытке справиться с непривычным сюртуком.

Своих же персонажей, по отзывам близких людей художника, он любил. Не аристократический (мира аристократов выросший в Замоскворечье художник изнутри знать не мог), а именно купеческий. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Естественно, что о каких-либо чувствах речь здесь и не идет.

Ведь он жених. Возможно, переживает, чтобы всё сладилось – подкручивает свои гусарские усы. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака».

стоили. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. Все присутствующие ждали этого события. На комоде стоят хрустальные жирандоли, а на стуле— поднос с бутылкой шампанского и бокалами. Еще не вошёл в залу. Федотов вводит нас в купеческий дом.

Подобные браки случались тогда повсеместно. Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село. Все не столь однозначно с Купцом. Сваха одета в нарядную парчовую кацавейку и тёмную юбку, на голове у неё повязан тёмный платок в мелкий цветочек. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол.

– В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники. Продолжатся (или не продолжатся) две династии – военная и купеческая. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности».

Сватовство майора 
и шутовство художника

Сватовство майора и шутовство художника

Спокойна во всей этой кутерьме только умывающаяся кошка. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5.

Художника Павла Федотова настолько занимала судьба майора, что он, сидя как-то у знакомых, набросал продолжение картины — визит новобрачных к старикам-родителям, заключающим в свои объятия зятя-майора и его жену. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12.

Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Откуда лента здесь взялась.

По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58.

Он пока не видит того, что происходит в комнате, где разворачивается основное действие и ожидает приглашения войти38. ассигнациями в месяц». После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». / По-старинному— в сизом платочке.

КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Жених тоже выделен, благодаря тому, что художник изобразил его находящемся в хорошо освещенной комнате. Ведь на столе наготовлены разные угощения. На полу— кошка, «намывающая» гостей28.

Описание картины 
«Сватовство майора»

Описание картины «Сватовство майора»

/ Никогда с ними я не бывала». По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино».

И мундир надел с эполетами, а мог бы ведь по-простому, по-граждански – сюртук. Видимо, в псалтырь. Она пытается убежать перед приходом своего жениха, но мать вынуждает ее остаться в комнате. Вероятно она, как и всё в этом доме, куплена в лавке, но при этом с комичным пиететом вложена межу страниц священной книги. Ведь они не виновны в падении нравов современности. — стыд какой.

И зачем. Это излюбленный приём Павла Федотова.

«Особенности национальной женитьбы» в середине XIXвека. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. А росписи на потолке. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора.

«Сватовство майора» 
картина Павла Федотова

«Сватовство майора» картина Павла Федотова

По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465.

В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. На полотне изображён интерьер богатого купеческого дома, который открыт зрителю, словно пространство театральной сцены26.

О знаменитой картине 
Сватовство майора

О знаменитой картине Сватовство майора

Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом. / Ой, стыд какой.

В ту пору, будучи офицером, Федотов получал жалование 300 руб. Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55.

Бытовой жанр существовал и до Федотова, но художники акцентировали внимание на жизни крестьян, а быт купечества и дворян реже становился объектом их внимания. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Он первый отправляется встретить своего будущего родственника и поприветствовать его. Подобные браки случались тогда повсеместно. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46.

Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. Служанки шушукаются.

А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Полотно Сватовство майора принесло отставному лейб-гвардии капитану Павлу Федотову (1815-1852), не имеющему официального художественного образования, звание академика живописи. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17.

Георгиевская лента и Сватовство майора

Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. А сама невеста, как и ее мать, разряжена во все самое красивое и модное. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3.

Именно благодаря этой произведению ему было назначено почетное звание академика. 58, 375, 4. Такое жеманство явно не поощряет взглядом кухарка, что зашла с пирогом в комнату. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Вот-вот состоится (или не состоится) свадебный сговор.

Помогите описать 
картину Сватовство 
майора

Помогите описать картину Сватовство майора

По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи. Ах, уж эта кулебяка.

Кроме одного. чужой. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. А седобородый батюшка-купец. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Вот таким образом стиль Федотова называли «комическим реализмом». Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века.

Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. Как пишет Э. Кузнецов, П. Федотов «предполагал делать картину «сложную», со многими персонажами, охваченными единым действием. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». Постепенно сюжет сложился. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены».

Майор был счастлив вбраке ииронии полотна непонял. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Возможно, лента тут служит указанием на доблестное участие члена семейства – отца или деда ополченцем/партизаном в войне с Наполеоном (. ). Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу». Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента.

5. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. Кроме одного. Жених уже стоит в дверях при полном параде. Дом, несомненно, богатый – одна люстра чего стоит.

Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. Ж-4521)8910.

Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. Но награждения лиц, не имевших чина и права получить армейскую награду, были очень редки. А переливчатые ткани на платьях. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором.

Ему нужно деньги, которые он и получит у своего тестя-купца. Подобных вопросов возникает множество. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. А невесту – в неискренности чувств, если будущий брак сулит ей дворянство. Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха.

/ Нет, в светлицу уйду. »46. Ярчайшим образцом творчества стала картина Федотова «Сватовство майора», созданная в 1848 году. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. Скорее всего, ее слово в семье и является главным в решении любого вопроса. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года.

Женщинам брак давал всё, на что они вообще могли тогда рассчитывать: положение в обществе, секс и деторождение, доход и занятие домохозяйки. Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное. Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов. Вечные брачные архетипы с поправкой на старомосковский колорит.

Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3. Но нервы девушки не выдерживают и она бросается к выходу, чтобы убежать.

При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37.

"Сватовство майора" 
и шутовство художника

"Сватовство майора" и шутовство художника

Мы видим на картине Федотова высшую точку этой напряженной неопределённости и то, как каждый из акторов (действующих лиц) её переживает. Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния. Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи.

Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. Родительница, схватив ее за платье, пытается остановить. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36.

Вот, кстати и он – в смежной комнате. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора.

Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Не напрасно с таким упорством перетаскивал из мира реального в свой вымышленный мир все, что любил и обожал.

Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». А картины.

Описание картины 
Сватовство майора

Описание картины Сватовство майора