Художник Верещагин Василий Васильевич
Василий Васильевич Верещагин (1842—1904)— выдающийся русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов. Василий Васильевич Верещагин (1842—1904)— русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов. Василий Васильевич Верещагин (1842—1904) — русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов. Умер великий русский художник Василий Васильевич Верещагин по-настоящему геройски.
Василий Васильевич Верещагин— выдающийся русский живописец и литератор, один из самых известных художников-баталистов. Василий Васильевич Верещагин – один из крупнейших русских художников-реалистов.
Василий Верещагин – художник батальных сцен
В 1903 году Верещагин уехал в недолгое путешествие по Японии, результатом которого стали картины «На мосту», «Прогулка в лодке», «Японка» и другие. В жизни Верещагина начался период возвращения души к истокам. музей русского искусства, Киев), Побежденные. Государственные музеи покупать их не собирались.
Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой. Весной 1866-го вернулся на родину, завершив обучение.
И вновь он на Кавказе и в Париже На родной реке Шексне. Столько дворцов. В России она экспонировалась дважды в Петербурге и Москве. музей Революции) и Подавление индийского восстания англичанами (около 1884, местонахождение неизвестно). Эта картина связана с обороной Самарканды.
Отступление, бегство» и другие. Она стала провокационной, что возмутило правительство. В 1877 г., едва началась русско-турецкая война, Верещагин оказался добровольцем на фронте. К числу лучших этюдов относятся: Буддийский храм в Дарджилинге (1874 — 1875), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875), Мавзолей Тадж-Махал (1874 — 1876).
Лишь две одинокие фигуры возвышаются на этом мертвом поле – военный и священник, помахивающий кадилом, совершающий последний обряд над убитыми. Особенно впечатляет полотно Побежденные. Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать. В Индии написано много, около ста пятидесяти, пейзажей, жанровых сцен, портретов. Подобно отцу проявил храбрость, был ранен и награжден Георгиевским крестом. Однако, в официальных кругах его обвинили в «антипатриотических настроениях». Его, как и прочих «воздушных» эстетов, любивших рисовать «аполлонов и арлекинов», такая правда искусства, такие «тяжелые кошмары горячки» не могли не шокировать.
Он тут же едет во Францию и поступает в Парижскую Академию изящных искусств. С семи лет он воспитывался вдали от семьи. Сложно переживала этот период вся семья Верещагиных. Война как явление стабильное и постоянное очень страшна. Под Плевной», «После атаки. Значительную часть своей жизни В. В. Верещагин провел в путешествиях: побывал во многих уголках России, Европы, Ближнего Востока, Японии, Индии, США, Филиппин, Кубы.
Василий Верещагин: жизнь и творчество художника
Два полотна: «Победители» и «Побежденные. Выжженная солнцем земля, безоблачное небо. Зато другие картины балканской серии – «Перед атакой», «Атака», «Транспорт раненых» и особенно триптих «На Шипке все спокойно» – отразили мужество и самоотверженность русских солдат. Грандиозность этой трагедии войны подчеркивается тем, что все это огромное по своим размерам полотно (179, 7 Х 300, 4) занято наполовину хмурым небом, наполовину равниной, покрытой мертвыми телами. Он встречается с искусством крестьян, видит старинные деревянные церкви.
Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. В начале 1890-х он посещает родные места – едет в Вологду и её окрестности. Пусто и мертво там, где прошла война. Летом 1868 года он чуть не погиб в Самарканде – тогда русский гарнизон крепости, насчитывающий всего шестьсот штыков, оказался лицом к лицу с сорокатысячной армией восставших «аборигенов». Эта историческая эпопея составлена из двадцати картин, но она осталась незаконченной.
О знаменитости:русский художник
На раме полотна имеется надпись: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим». В своих картинах Верещагин проклинал изуверство рабовладельческого Востока, но уже, как видно по эпиграфу, предвидел грядущее варварство «цивилизованных» наций. Но художник до конца остался верен своим взглядам, принципам и убеждениям. Война завершилась Портсмутским миром, подписанным 23 августа (5 сентября) 1905 года и зафиксировавшим уступку Россией южной части Сахалина и своих арендных прав на Ляодунский полуостров и Южно-Маньчжурскую железную дорогу. Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900).
«Пусть войдут», «Смертельно раненый» и «Апофеоз войны» – самое известное произведение Василия Верещагина. Но поиски командующего флотом вице-адмирала С. О. Макарова результатов не принесли он погиб вместе с 10 штабными офицерами, включая начальника штаба контр-адмирала М. П. Моласа, 17 или 18 корабельными офицерами, 620 или 652 матросами (данные о числе погибших в разных источниках отличаются). Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: Атака (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), После атаки (1881, ГТГ).
- Литературно-исторические заметки юного техника
- Художник Василий Верещагин: биография, творчество и фото
- Художник Василий Васильевич Верещагин (152 фото)
- Верещагин Василий Васильевич (1842 – 1904)
Первые 17 работ посвящены основным эпизодам вторжения Наполеона в Россию. Цитадель» – в эпизоде обороны Москвы 1941-го года. В июне 1877 года он получает тяжёлое ранение: В. В. Верещагин попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае. 2-го сентября войска Наполеона вступили в Москву, а на другой день, 3-го, сам император, переночевав в Дорогомиловском предместьи, въехал в Белокаменную и расположился со своей главной квартирой в Кремль. Вторая картина была навеяна расправой самодержавия с революционерами-народовольцами 3 апреля 1881 года.
В качестве эпилога к «туркестанской» серии Верещагин написал произведение «Апофеоз войны» (1871, ГТГ). Сохранился «Послужной список (Аттестат) В. В. Лежащие люди буквально сливаются с выгоревшей травой и низкорослым кустарником.
- Художник Василий Верещагин: биография, творчество, фото
- Верещагин Василий ВасильевичКартины и биография
- Художник Верещагин Василий Васильевич, картины с описанием – батальная историческая и жанровая живопись
- Художник Василий Васильевич Верещагин
- Памяти воина и живописца Василия Верещагина
- Василий Васильевич Верещагин ( )
- Верещагин Василий Васильевич: картины, биография
Два полотна – «Победители» и «Побежденные. Не удивительно, так как сильная личность всегда приковывает внимание. Он уделяет гораздо большее внимание, чем прежде, портретной психологической задаче.
Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. Верещагин участвует в некоторых сражениях и в июне1877 г. получает тяжёлое ранение: он попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае. К картине Верещагина 1877 года «Побежденные.
он выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге. Под Плевной, Атака (не окончена), После атаки. Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), В. является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет сюжеты только из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны. Всё это окончательно убедило В. В. Верещагина в его «избранности» как художника. Однако Академию он не закончил. Порядки в закрытом учебном заведении были ненавистны Верещагину. Картина «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» исполнена в 1874-76 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
- Верещагин Василий Васильевич 1842–1904
- Василий Верещагин: жизнь и творчество
- Верещагин Василий Васильевич (1842-1904)
- Художник Верещагин Василий Васильевич
- Василий Васильевич Верещагин в мастерской своего дома
- Верещагин Василий Васильевич: 1 комментарий
- Добавить комментарий Отменить ответ
Этого было мало. В последнем отношении особенно характерным по контрасту с Верещагиным представляется портрет Жерара «Наполеон в императорском одеянии» или еще более знаменитое полотно кисти Давида «Коронация Наполеона» – момент, когда он возлагает венец на голову своей супруги императрицы Жозефины. Никто не выразил желания ее приобрести. Вот таким образом и характер у него сформировался нелегкий. Больше всего он боялся потери независимости, не искал поддержки власть имущих.
Пришлось сделать операцию, после чего он быстро пошел на поправку. После Туркестана Верещагин понял, что он должен сказать правду о войне, «сознательно решился дать другим взглянуть на отвратительные подробности войны, подробности, незнаемые и упускаемые из вида».
- Известные произведения Верещагина Василия Васильевича
- Словари и энциклопедии на Академике
- Литература и источники информации
Среди них: В Успенском соборе (1887 — 1895), Пожар (1896 — 1897), Сквозь пожар (1899 — 1900), Расстрел в Кремле (1897 — 1898) и другие. Никто не мог понять, откуда ведётся огонь, так как не было видно даже порохового дыма. За бой при Шипке его представили к высокой награде— «Золотой шпаге». Впоследствии «Балканская серия» Верещагина составила около 30-ти картин.
В Туркестанской серии он пишет ослепительное солнце Средней Азии, но видит и темные, дикие стороны восточной жизни, то, что именует «азиатским варварством» и что вызывает в нем негодование и протест. Она создавалась в Париже в 1878-1879 годах (отдельные полотна написаны позднее) на основе этюдов и коллекции подлинных предметов, привезенных из Болгарии. В «балканскую» серию входит около тридцати картин.
Оно производит на него глубокое впечатление. Художник доверился ловкому организатору и все картины, конечно, бесследно исчезли. Как только картина появилась на выставке, о ней заговорили по всей России. Однако батальный жанр был не единственным в широком диапазоне его работ. Верещагин никогда не писал по заказу – ни за какие деньги и ни по какой просьбе. Картина написана в 1871 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Многих абсолютно естественно коробил весь «американизм» его выставок, все его бесцеремонное самодовольство. Сорок этюдов, написанных под пулями и гранатами, были вероломно похищены. Однако, Академия назначила юному дарованию стипендию.
Мы живем в цивилизации войны. Кутузов решил спокойно оставаться здесь в ожидании дальнейших событий, вполне уверенный, что «французская армия развалится сама собой». Панихида» – были навеяны кровопролитными боями под Телишем. Хмурое осеннее небо свинцовыми тучами нависло над безмолвным полем. 24 апреля император Александр II подписал манифест о войне с Турцией. Здесь он занялся серией исторических полотен на тему войны 1812 года: «Наполеон I на Бородинских высотах», «Не замай – дай подойти», «На большой дороге.
Это бездействие тех, кто должен был руководить боем, художник подчеркнул специально. Очевидец катастрофы «Петропавловска» капитан Н. М. Яковлев, чудом спасшийся во время взрыва, рассказывал, что до последнего момента видел Верещагина с альбомом, куда он заносил открывавшуюся его взору морскую панораму. Впереди всех, спокойно всматриваясь в лесную чащу, стоит высокий старик с топором в опущенной руке. В них, кажется, навсегда застыл предсмертный ужас испытанный людьми. Художник для зрителя совершил открытие неведомого. Его главный принцип: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим и так, как сам нахожу это нужным». Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет».
Василий Верещагин показал высшую степень проявления войны. В батальных картинах Верещагина публицистически остро, с жестким реализмом раскрывается изнанка войны. В Индии было создано около ста пятидесяти этюдов. Никакие сыскные службы так и не смогли их найти. Колорит приведен к необходимому единству то сумрачно-осенних, то пасмурно-зимних тонов.
Более двадцати полотен создано им на эту тему. Значительна работа художника над созданием Трилогии казней: Распятие на кресте во время владычества римлян, Казнь заговорщиков в России (1884 — 1885) и Подавление индийского восстания англичанами (около 1884). Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. С 1858 по 1859 года он побывал в Дании, Франции, Англии, плавая на разных кораблях, в том числе на фрегате «Камчатка».
Не проявил ли он в этом, как гуманист, поистине высокое человеческое достоинство. В картине С оружием в руках — расстрелять (1887 — 1895) запечатлена расправа с партизанами, попавшими в плен к французам. Душевное страдание и ужас обессилили его. В результате у Верещагина возник серьёзный конфликт с его непосредственным начальством. Его воображение было взволновано не столько эпизодами «великих» сражений, сколько кровопролитием, нищетой и страданием, приносимыми войной.
Художник прибегает к широкой, несколько декоративной трактовке пейзажа, стремясь создать обобщенный эпический образ русской природы. Большое место в серии заняла тема народной партизанской войны с захватчиками. Возвратившись в Европу, он в 1885 – 88 гг. Позднее Верещагин привозил из всех своих путешествий не только этюды, но рукописи.
В 1891 году Верещагин и Андреевская поселяются в Москве. В 1858 году Верещагин начал посещать рисовальную школу петербургского Общества поощрения художеств. Все просто смотрят и бездействуют. Его отец – Василий Васильевич Верещагин (старший) – на протяжении продолжительного периода был уездным предводителем дворянства мать – Анна Николаевна Жеребцова – происходила родом из дворян Тверской губернии. В Балканскую серию входит около тридцати картин.
Но она была вовремя остановлена. Как сказал Тургенев, Верещагин показывает «психологическую сторону» войны. Индийское путешествие длилось два года. Подражательное академическое искусство было ему не по душе. В этом грандиозном сражении был убит брат Верещагина Сергей, а второй брат Алекспндр тяжело ранен. Зимние месяцы 1878 года художник провёл с отрядом М. Д. Скобелева в Балканских горах. Смертельно раненный. Весною 1874 года в Петербурге Верещагин выставлял свои туркестанские работы.
Назовем несколько картин, входивших в палестинскую серию Верещагина: «Святое семейство», «Воскресение», «Пророчество» и другие. При этом художник ничего не привносит «от себя». Он был против коллективных форм творчества, не хотел связывать себя какими-либо обязательствами в искусстве, тем более – принимать чей-либо устав или программу. Ещё в 1914 году, к 10-й годовщине гибели В. В.
А Наполеон был такою личностью. И это привело в шок его современников. Интересно, чтобы они сказали, не просто поглядев верещагинские жуткие картины с отрубленными головами – «После удачи» или «Торжествуют», но побывав на азиатских войнах. Какие прихоти пригрезятся ему.
Это единственная принятая Верещагиным государственная награда.
В тот же день состоялся исторический бой крейсера «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» против японской эскадры близ Чемульпо. «Врата Тамерлана» – картина великой красоты и силы на ней изображен вход во дворец среднеазиатского владыки. Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу. Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима. Среди героев Шипки ходила присказка: «На парад назади, а как дело – впереди».
В 1873 году Василий Верещагин закончил свою «туркестанскую» серию. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. Эти слова являются названием картины (1887 — 1895). Основу его творчества составило желание рисовать настоящую жизнь, давать ей оценку. Он работал над бытовой исторической, портретной и пейзажной живописью. Успех был неимоверным.
А летом 1894 года проплыл с семьей на барке по Северной Двине в Белое море, к Соловкам. Но вскоре после возвращения художника в Москву начинается русско-японская война. Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения. Картину «Смертельно раненный» В. Верещагин написал в 1873 году, находится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Известен он был также как писатель-публицист.
Третьяковым – это было последнее его приобретение у Верещагина. Однако он иначе не мыслил своего творчества. Он пожертвовал своей жизнью ради своего призвания художника. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. Первоначально картина называлась «Торжество Тамерлана», т. к. Он часто призывал природу участвовать в его картинах. Граф Сегюр пишет: «ночью его приближенные слышали его стоны и крики он громко признавался, что бедственное положение его солдат разрывает его сердце на части и, что, не смотря на это, он не может спасти их иначе, чем продолжительным пребыванием в каком-нибудь месте но где же остановиться им, не имеющим ни военных, ни съестных припасов, ни оружия. ».
Две отправные точки, приводящая к абсолютно различным результатам. Тогда Третьяковка, пожалуй, впервые в истории, собрала все работы мастера из фондов отечественных музеев. Панихида – навеяны кровопролитными боями под Телишем. Но этот «комикс» – история в картинках – так и остался незаконченным.
Верещагин задумал отобразить историю захвата Индии англичанами. Таким образом художник выразил свое отношение к любым военным действиям. Что это значитъ. В 1867 году он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения.
В марте 1874 года персональная выставка Верещагина открылась в Петербурге. Тогда и начался исконно-русский период в творчестве выдающегося мастера, о котором великий художник И. Н. Крамской после первого знакомства с его произведениями отозвался так: «Верещагин не просто только художник, а нечто большее». За полотно «Побеждённые. Отдельные картины оказались в музеях и частных коллекциях за рубежом.
И везде, где бы он ни находился, он писал свои замечательные полотна. Это были его собственные слова.
Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник. Тотчас взорвались торпедный погреб и паровые котлы броненосца. Человека, принципиально отказывавшегося от наград и званий. Не раз он отказывался от наград, в прочем, как и от звания профессора Академии художеств.
Начались трудные годы жизни. Верещагина среди них не было. Василий Васильевич Верещагин Не следует путать В. В. Верещагина с художником Василием Петровичем Верещагиным, немало потрудившимся на ниве исторической и религиозной живописи, но, как его брат Петр Петрович Верещагин, тоже художник (оба происходили из рода иконописцев, да еще и брат у них был художником, Митрофан), не достигших высот и славы баталиста Верещагина, о котором в траурной речи знаменитый художник Репин сказал: «Верещагин – личность колоссальная, это действительно богатырь. Художественный мир Верещагина со временем не тускнеет.
Не замай, дай подойти, — словно говорит он. Это обстоятельство в корне изменило планы художника. В конце войны был представлен к «Золотой шпаге», но от награды отказался, поскольку «слишком много видел в те дни и перечувствовал для того, чтобы по достоинству оценить всю "мишуру" славы человеческой». Но в отличии от своих братьев, которые сделали карьеру на военном поприще, Василий Васильевич после небольшого периода службы бросил военное дело и поступил в Петербургскую Академию художеств. В 1897 году приобрёл имение на Черноморском побережье, близ Сухума.
Литературное наследие Верещагина в основном представлено путевыми очерками, дневниками («Очерк путешествия в Гималаи», «На Северной Двине. 27 июня главные силы переправились через Дунай и вошли в Болгарию. «Наполеон в императорском одеянии», Наполеон Жерара и Давида — это громкое величие, покоющееся на безчисленном ряде подвигов, это торжество великого человека, сумевшего из полного ничтожества из тьмы безвестности, взойти на царственный престол, это 1804-й год — предвестник еще больших побед, заря неслыханного могущества. Два полотна – Победители и Побежденные. Путешествие по церквям»), военными мемуарами («На войне в Азии и Европе»), а также повестями («Детство и отрочество», «Иллюстрированные биографии нескольких незамечательных русских людей»). Война знаменовала собой освобождение «братьев-славян» он турецкого ига.
Уже в июне 1877 года Верещагин был тяжело ранен в бою и отправлен в госпиталь в Бухаресте. Но художник, пройдя всю войну боевым офицером, оказался по-прежнему верен своим принципам «вредоносности титулов и знаков отличия». Слева с кадилом в руке изображён полковой священник, читающий молитву. В 80-х годах Верещагин, вернувшись в Париж, работал над картинами Балканской серии.
Разверстые челюсти и пустые глазницы внушают страх. Это скифы. ». Они слетаются к трапезе, увлечённо выискивают на почти голых черепах остатки мяса. Участвовал в некоторых сражениях.
Вскоре о нём заговорила вся Европа. У дверей мечети (Дервиши) В 9 лет Василий поступил в морской кадетский корпус. Публика особенное внимание обратила на «После удачи», «После неудачи», «Опиумоеды», а также на фотографию с картины, уничтоженной самим художником «Бача со своими поклонниками».
На этом полотне изображена груда человеческих черепов, над которой кружат птицы. И все это идет параллельно с работами на тему войны 12-го года. В нескольких картинах показано отступление и разгром французской армии: В Гродно — пробиваться или отступать, На этапе — дурные вести из Франции (1887 — 1895), Ночной привал великой армии (1896 — 1897).
Но произведение по содержанию значительнее конкретного исторического эпизода. Когда его пленила женственность Лидии Васильевны. Полотно «Побеждённые.
Верещагин, вместе с братьями, участвовал в балканской войне. И «Наполеон в зимнем одеянии» — это начало конца, это спуск в бездну, сперва медленный, но с возможными надеждами, наконец головокружительный и без тени малейших надежд. И это не удивительно. Кстати, картины Верещагина нередко сопровождались подписями и пространными комментариями, что давало повод критикам заметить, что «подписи у господина Верещагина часто бывают интереснее картин». Все годы в корпусе Василий учился отлично.
Искусствоведы утверждают, что знаменитый Тамерлан – «автор» такого четкого и ясного символа изнанки войны. Верещагин неожиданно принимает решение ехать на Дальний Восток к местам боевых действий. В семь лет был определён в Александровский малолетний корпус в Царском Селе.
Кроме того, его семья в России тоже осталась без средств. Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал.
И это была, в полном смысле слова, смерть на боевом посту. Мы много знаем о войнах.
Верещагина не поняли и не оценили современники, считая произведения художника лишь данью нигилизму «шестидесятников». Академия дала Верещагину очень многое, но его не удовлетворяли навязываемые там консервативные каноны классицизма. Когда Верещагину стали поступать предложения о покупке «туркестанских» полотен от частных лиц, он крайне самоуверенно заявил, что продаст либо всю серию целиком, либо не продаст вообще. Вернувшись оттуда, Василий Верещагин написал картину «Под Плевной», которая поражала своей статичностью: слева – затянутое дымом поле боя, справа – царь и великий князь в креслах, а позади них – свита. Находясь на флагманском корабле «Петропавловск», он вместе с адмиралом С. О. Макаровым погиб 31 марта 1904 года от взрыва японских мин.
В 1874 — 1876, 1882 — 1883 годах Верещагин совершил две поездки в Индию для изучения жизни, природы и быта страны. Во время одной из схваток за ворота цитадели был смертельно ранен солдат. Художник, график, публицист. Она состоит из отдельных групп произведений, своего рода подсерий, «коротеньких поэм», как назвал бы их сам художник.
На этот раз судьба не была к нему благосклонной, смерть застала его на боевом посту – на корабле «Петропавловск», когда он вновь изучал войну изнутри, стремясь поведать о ней правду людям. Но это было настоящим выходом из огня да в полымя. У художника был явный литературный или, скорее, публицистический дар.
В 1874-1876, 1882-1883 годах Верещагин совершил две поездки в Индию для изучения жизни, природы и быта страны. Семья Верещагиных перебралась жить под Москву, в Нижние Котлы, где художник выстроил большой дом с просторной мастерской. И вот все растаяло исчезло, как дым. Сам художник делил ее на две части.
Он сразу превратился в официальный памятник знаменитому художнику. Четыре работы из этой серии куплены в 1896 г. П. М. Из-за этого толки о картине шли самые разные. Произошло это так. В 1880 и 1883 годах эта серия была выставлена в Петербурге. Ташкент» (1869-70, ГТГ), «Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде» (1870, ГТГ), «У крепостной стены. «Пусть войдут» (1871, ГТГ), «Двери Тимура (Тамерлана)» (1872, ГТГ), «Продажа ребёнка-невольника» (1872, ГТГ) и др.
Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. В 1850 году он поступает в петербургский Кадетский корпус, а в 1860 году заканчивает его в чине гардемарина. Солдаты Верещагина, – писал В. В. Стасов, – это все тот же народ, только. Но, вопреки всему этому, Верещагин поглощён планами будущих путешествий, захвачен «вечными исканиями» и гоним «вечным недовольством». Россия оказалась непобедима. Полотно, которое писал художник, по собственным словам, «буквально со слезами на глазах», документально точно отражает результаты сражения под Телишем (1877 год).
Как художник-баталист Верещагин посвятил жизнь изображению «ужасов войны», самых отвратительных ее сцен. Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. Эти полотна, действительно, нелегко дались Верещагину. В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену. Все это одеяние, эта теплая шапка, эта широкая шуба, этот высоко поднятый воротник, свидетельствуют о немощи человека, который испугался холода они просто не идут Наполеону. Дети должны расти на родине.
Он мечтал поездить и по России, однако его возмущали полицейские порядки и суровый паспортный режим. Изображен двор самаркандской крепости. В своих картинах из Нового Завета он решительно порывает всякую связь с традицией религиозной живописи. Спустя пару месяцев бухарцы попытались отбить Самарканд, занятый небольшим гарнизоном.
На ней изображена груда черепов, находящихся в пустыне. В 9 часов 34 минуты утра, броненосец «Петропавловск» наткнулся на японские мины. На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию.
Картины Верещагина объединены в тематические серии: «Туркестанская» (1871-1874), «Индийская» (1874-1876, начало 1880-х), «Балканская» (1877-1878 и 1880-е), на тему Отечественной войны 1812 года (1887-1904) и др. В 1889 году он уехал в Нью-Йорк, чтобы представить свои картины заокеанской публике. Вот что писал эстет А. Н. Бенуа, художник, предпочитавший уходить от страшной действительности в грезы и «высокое». Какое невероятное решение.
В то время художник много работает над психологическими портретами. Деревня Нижние котлы. Василий Васильевич Верещагин представил на выставке и другую серию под общим названием «Варвары», которую составили картины «Высматривают», «Нападают врасплох», «Представляют трофеи», где бухарский эмир переворачивает носком сапога отрубленную голову, «Торжествуют». И всё было именно так, как показал в своём произведении Верещагин. В Париже его учителем был известный французский художник Жан-Леон Жером. Вот где открылось буйство красок, цвета.
Родители отказали ему в помощи, но он остался непреклонным в своем решении. К ней он обращается постоянно, меняя замыслы и исполнение. Во время возвращения в Порт-Артур после боевого похода он стоял на мостике броненосца «Петропавловск» с альбомом в руках и делал очередной набросок., — писал художник.
Известие о войне застало В. В. Верещагина в Париже. Вот тут-то и понадобились ему деньги. Преодолев все трудности, он окончил корпус первым учеником. В то время в Западном Китае войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), поднявших знамя восстания в провинции Шеньси ещё семь лет назад.
Родители, конечно, возражали против такого пути и лишили его материальной поддержки. Надо полагать, что поездка на Святую землю мистически-духовным образом повлияла на внутренний мир Верещагина, слывшего личностью эгоцентрической, самодостаточной, однажды назвавшего себя «человеком экспромтов» и утверждавшего: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим и так, как сам нахожу это нужным». Из всех картин туркестанской серии особо выделяется картина под названием «Апофеоз войны», написанная в период с 1870 по 1871 годы и которая хранится в Третьяковской галерее. К тому моменту отношения художника с Елизаветой Кирилловной были на грани разрыва.
В засаде крестьяне ожидают врага. Русско-японская война 1904—1905 годов велась за контроль над Маньчжурией, Кореей и портами Порт-Артур и Дальний. Эти призраки были солдаты Великой армии.
Когда же наступил день, разбушевавшаяся пламенная стихия приблизилась к самому Кремлю. Он должен был стать военным или дипломатом. Тут и был написан «Мавзолей Тадж-Махал в Агре». Авторский «эпиграф» к картине «Апофеоз войны» звучит так: «Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим».
Но самое большое впечатление произвели произведения, посвященные войне. В этой войне принимал участие и его младший брат – Сергей Верещагин. Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки. С риском для жизни, зимой, он поднимается в горы. В апреле 1874 года художник отправился в Индию.
Скобелев под Шипкой», триптих «На Шипке все спокойно» и др. Собственно батальных сцен на этих картинах почти нет. носящий мундир и ружье. Старший брат художника Николай считается «отцом вологодского масла».
Верещагина, в городе Николаеве был открыт Художественный музей имени В. В. Верещагина. Наибольшую популярность среди них получили «Шипка-Шейново», более известное как «Скобелев под Шипкой», а также триптих «На Шипке все спокойно». Только 9 августа на дороге к Габрову было ранено и убито 40 человек. Уже в самых ранних полотнах художник выступил с протестом против захватнических войн, с обличением тех, по чьей вине гибли люди. Он строит себе Москве дом имеющий вид русской избы.
В них изумляло все – и сюжеты и новый живописный язык. Сразу после этого он поступил в Академию художеств. Будет ли он молчалив или, как всегда, зануден и косноязычен.
Броненосец наткнулся на мины, расставленные японцами.
После смерти художника часть его полотен приобрел Русский музей в Петербурге. Глядя на лучшие полотна этой серии – «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-76, ГТГ) или «Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх» (1875) – современный зритель может скептически хмыкнуть: вот, мол, как человек без «полароида» маялся Однако никакая современная фотография не в состоянии передать атмосферу горных пейзажей Гималаев, своеобычность красок, отобразить уникальное прошлое и экзотическое настоящее Индии в 70-ые годы XIX века. Художник также посетил Кубу и Филиппины, создал ещё ряд замечательных произведений «госпитальной» серии, навеянной американо-филиппинской войной. Начались военные действия, ознаменовавшие собой начало русско-японской войны.
музей искусств Узбекской ССР), Узбекская женщина в Ташкенте (1873, ГТГ) и многие другие. продаваемость его картин. Новый Прометей, он слишком многого хотел. Финансовое положение художника оставалось неустойчивым на протяжении всей его жизни и очень беспокоило его. На раме картины есть надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Появились дети, Верещагин обзавёлся домом с огромной мастерской, с адресом: Москва.
Это и неудивительно, поскольку культура Индии разительным образом отличается от привычного Западного мира. «Апофеоз войны» написан Верещагиным на фоне мёртвой природы. Несмотря ни на что, война привела русскую армию к стенам Константинополя.
В ночь на 9 февраля (27 января) японский флот без объявления войны напал на русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура, были серьезно повреждены броненосцы «Ретвизан», «Цесаревич» и крейсер «Паллада». Верещагин вернулся в Россию с крупной суммой денег и новой женой.
Жизнь Верещагина полна авантюр. В 1860 после успешного окончания Морского корпуса (был первым по успеваемости на курсе) В. В. Верещагин имел большие перспективы. В 1863 г. он отправляется на Кавказ для самостоятельной работы на натуре. Всех ошеломил неожиданный подход к теме. В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах. Знаменитым символом балканской серии стала картина «Апофеоз войны» (1870 – 1871) изображающая груду черепов в пустыне на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».
В последствии здесь похоронили и самого Шах-Джахана. Перед нами зловещая картина казни – расстрел из пушек. На раме картины была сделана художником надпись, которая гласит: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Там, где-то далеко, на краю поля показался Наполеон, совершавший объезд места битвы. Однако, ему хотелось чего-то нового, необычного и при первой возможности он отправился в путешествие на Кавказ, где стал рисоватьна свободе. Аскетичный в быту, «делать» деньги, а тем более тратить их с пользой, он абсолютно не умел.
В 1919 году выехал из Москвы, затем эмигрировал в Чехию. Однако батальные работы Верещагина, благодаря отзыву Александра II, уже снискали себе славу «антипатриотичных» и «антихудожественных». В балканскую серию вошли трагические полотна («Побежденные. Отец исполнил свою угрозу и отказал сыну в помощи. Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже.
Страна, разоренная на пути следования к Москве, тяжко мстила за свое разорение теперь на возвратной дороге. Путешественника наблюдательного, побывавшего в Китае, Америке, Индии, Средней Азии, Японии, создавшего массу шедевров из которых публика только Апофеоз войны знает, да и то не так, как нужно. В 1867 году В. В. Верещагин отправился в Туркестан, художник пробыл там всего год, но успел сделать массу зарисовок и этюдов к будущим полотнам получившим в последствии название Туркестанская серия, самой известной картиной которой стала картина Апофес войны, на раме полотна имеется надпись: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим». Вернувшись из Туркестана, В. В. Верещагин в 1871 году поселяется в Мюнхене, где продолжает работать над туркестанскими сюжетами. Панихида» написана русским художником в 1878-79 годах и хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Она стала мастерской, в которой писал Верещагин Василий Васильевич картины. Это одна из самых известных картин балканской серии. Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены. Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах. На многих из них видны следы от сабельных ударов.
В этом грандиозном сражении сложили свои головы многие русские солдаты и офицеры. На улицах Новой Кульджи (Хой-Юань-Чен) и Чугучака лежали горы пепла и груды человеческих костей. Верещагин Василий Васильевич глубоко заинтересуется Индией и он посетит ее повторно в 1882-1883 г. Он живет и в крупных городах – в Бомбее, Агре, Дели. Но художник твёрдо стоял на своём: «Я пишу войну так, как она есть».
В 1977 году началась русско-турецкая война и художник отправился на Балканы, чтобы принять участие в военных действиях и создать новую серию картин о войне. Пройдет еще минута – другая и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами. Он стал вольноприходящим учеником Рисовальной школы Общества поощрения художников. О конкретных причинах развода с Е. К. В записках, состоявшего в Тверском ополчении, князя А. А. Шаховскаго, под заглавием «Первые дни в сожженной Москве», можно прочитать во всех подробностях, что представляла собою после ухода французов вся Москва вообще и в частности Успенский собор.
Когда на горизонте показались главные силы неприятельского флота. Результатом путешествия по Индии для Верещагина становится «индийская» серия — с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии. Русские тогда потеряли 1300 человек.
Панихида» — навеяны кровопролитными боями под Телишем. Сын Верещагиных Василий (1892–1981) в 1911 году поступил на юридический факультет Московского университета.
Главными чертами Верещагина всегда были самоотверженность и непреклонность в борьбе за высокие эстетические и гражданские идеалы. Вооружились чем попало. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Тогда совет академии определил исключить Верещагина из списка ее членов. В 1874 году он отправляется в Индию, где проведет два года и посетит Тибет.
Индийских картин всего 32, а болгарских – 13. А три картины посвящены партизанской войне. Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов. Василий Васильевич Верещагин – один из крупнейших русских художников-реалистов. Верещагин Василий Васильевич (фото которого представлено выше) во многих своих циклах работ отразил это страшное явление.
Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус. Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги. При этом он не принимал впоследствии любые другие звания и награды (в частности, в 1874 публично отказался от высшего для художников отличия – звания профессора Академии художеств, а во время русско-турецкой войны отказался от награждения Золотой шпагой).
Перевязочный пункт под Плевной, Турецкий лазарет. Панихида» (1878-79, ГТГ) стало самым пронзительным в творчестве Верещагина и потрясло как русскую, так и зарубежную публику. Художник и потом еще не раз выезжал в Туркестан набираться впечатлений и рисовать. Мысли о продолжении учёбы и получении диплома Академии были оставлены навсегда.
Дважды, в 1887–1888 и 1894 гг., посещал Русский Север. За свою жизнь Верещагин объездил практически все страны мира. По всему бескрайнему заснеженному полю виднеются в самых неожиданных позах убитые. Среди наиболее известных картин Верещагина – «Смертельно раненый», «Нападают врасплох», «Подавление индийского восстания англичанами», «Перед атакой», «После атаки.
Из 650-ти членов экипажа удалось спасти лишь около 60-ти. Верещагин с горечью рисовал развалины местных городов. Каждое цветовое пятнышко словно отражает часть имперского тамерлановского космоса, частицу построенного им и подчиненного ему мира, со своими красотой и ужасом. Его память прочно удерживала малейшие подробности виденного и позволяла возвращаться к ним спустя много лет. Но художника это уже мало интересовало.
За сорок дней выставку посетило более двухсот тысяч человек, успех превзошел все ожидания. ВерещагинаВасилия Васильевича среди них не оказалось. Наступило 6-е сентября.
Панихида»), героические («Шипка-Шейново. Врата Тамерлана Помню, что выставка Верещагина, которого автор этих строк по глупости молодых лет считал «простым» баталистом, году в 1989-м, в Москве, на Крымском валу, буквально взорвала русскую общественность. Картины Балканской серии: отличаются суровой простотой и сдержанностью цветового решения. Десять полотен рассказывают о зимнем периоде войны, завершившимся победой на Шипке.
Через полтора года юноша едет в Париж, поступает в Академию художеств и с перерывами учится там три года (1864 – 1866). Также, наравне с туркестанской серией, необходимо выделить балканскую серию картин. С. О. Макаров называл художнику вражеские корабли, а тот быстро набрасывал их силуэты. Чуть позже дунганский мятеж охватил и Кульджинский край.
Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня. До самой своей смерти он выплачивал Елизавете Кирилловне деньги (возможно, на содержание их общего ребёнка), хотя в письмах оставленная супруга ссылалась на то, что деньги ей нужны для ухода за своими престарелыми родителями. Солдаты Верещагина, — писал В. В. Стасов, — это все тот же народ, только. За Серпуховской заставой.
«Петропавловск», который японцы выманили на минное поле, быстро затонул, разломившись надвое, поскольку во время взрыва сдетонировал боезапас.
Картины Победители (1878-1879, Гос. Отправляясь в Туркестан, Верещагин представлял войну в духе батальных картин, но увидел людские страдания, жестокость, «варварство», проявляемые с обеих сторон. А между тем давно ли. В 1902 году картина «Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот» была готова. Не случайно в картине парадный объезд войск показан на втором плане, вдалеке на фоне высоких гор, где маленькими фигурками выделяются ряды солдат, а весь ближний, передний план усеян мертвыми солдатскими телами.
Но однажды на выставке Балканских картин появился священник, который с горестным видом поведал присутствующим, что именно он после боёв под Телишем проводил такую панихиду. Однако и здесь повторилась та же история: Верещагину быстро наскучило «набивать руку» в копировании памятников античности. На этой войне художник и погиб. Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки. В конце 1880-х годов он меняет концепцию.
Апофеоз войны – суровое осуждение войн, несущих гибель и несчастье. После этого художественное сообщество России уже не могло игнорировать талантливого «дилетанта-недоучку». До 8 июня гарнизон оборонял деревянные ворота, пока не подоспели солдаты К. Кауфмана. У Шипкинской эпопеи печальный эпилог. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время.
Он нередко ссорился и разрывал отношения даже с близкими ему людьми. С Верещагиным познакомился знаменитый критик, один из идеологов «передвижничества» В. В. Стасов, который уговаривал Верещагина примкнуть к Товариществу и выставить на очередной выставке несколько своих работ, но свободолюбивый Василий Васильевич отказался.
Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она была выставлена бесплатно. Он вторично едет в Индию (1882- 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883-1884).
И «Апофеоз войны» – громадная груда черепов. В апреле 1868 года бухарский эмир объявил России священную войну. Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых – «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей». Пертовка Череповецкого уезда. Под Плевной» и «После атаки. У Василия Васильевича из-за этих событий случилось серьёзное нервное расстройство, но ни на врачей, ни на обратную дорогу домой не было денег. Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами. Известен как художник-баталист, художник-путешественник.
Однако художественный язык Верещагина, мечтавшего «написать Священную историю в земной правде», некоторым современникам показался святотатством и выставленная в 1885 году в Вене, эта серия произвела шокирующее впечатление на публику, а в России ее показ даже был запрещен. В 1887 году Верещагин приступил к работе над серией 1812 год (завершена в 1900 году).
Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет». Настигнутый вражеской пулей, схватившись за грудь, он побежал в круговую по площадке, крича: «Ой, братцы, убили, ой, убили. Пожалуй, это была единственная в его жизни награда, которую художник не отказался принять. В виду толков и обвинений в тенденциозности, В. снял с выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции: «Окружили – преследуют», «Забытый» и «Вошли».
Он принимал участие в завоевании Средней Азии, в русско-турецкой (1877-1878) и русско-японской (1904-1905) войнах. А здесь, в Москве, вместо всяких льстивых приветствий только гул и треск страшного пожара. Его задача – достичь адекватности между тем, что он пишет и тем, что предстаёт его внутреннему взору, не допустить «двоедушия», между реальностью, как она живет в его памяти и живописным изображением.
Давно ли по этой самой дороге они шли вперед, окрыленные надеждами и уповая на головокружительный успех. Эта серия была впервые выставлена в Москве и Петербурге в 1895 -1896 годах. Неожиданно художник увлекается историей российского зодчества.
Данные черты характера позволили ему создать значительное число работ. И Верещагин тут же ринулся в гущу событий: уже в качестве военного картографа, он добровольно направляется в Самарканд., – писал художник. Поездка проходила вполне удачно, о чем Верещагин сообщал в письме жене 30-го марта. В этом бою, за проявленную храбрость, Верещагин получил Георгиевский крест 4-й степени. Поставьте рядом с этими картинами портрет Верещагина и что же вы увидите.
Скобелев под Шипкой» и триптих «На Шипке всё спокойно». Через полторы минуты «Петропавловск» затонул в водах Желтого моря. Брат Верещагина Сергей был убит, Александр тяжело ранен. Французы отступали по разоренной местности.
Выдающийся русский художник Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) родился в Череповце Новгородской губернии в семье помещика средней руки. И глубоко прав был В. В. Стасов, написавший: «Обращать все внимание только на одни военные картины Верещагина – огромная ошибка, огромное заблуждение и односторонность. Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. В 1890 году Верещагин вновь женился – на двадцатитрёхлетней Лидии Васильевне Андреевской.
Перевязочный пункт под Плевной» (обе 1881 год, ГТГ). Благодаря С. О. Макарову, художник вновь в качестве штабного офицера попал на флот, ходил на военных судах, зарисовывал с натуры морские сражения. 31 марта (13 апреля) 1904 года броненосцы «Петропавловск», «Полтава», «Победа», «Пересвет» и другие русские суда атаковали эскадру японских крейсеров. Это они сами.
В 1863 году русский художник уехал на Кавказ, где много рисовал, рисовал с натуры. Да и финансовые дела Василия Верещагина были не особенно хороши. Панихида» – навеяны кровопролитными боями под Телишем. Он бросает всё и мчится в Россию.
Его вновь обвиняли в клевете на русскую армию, в антипатриотических настроениях, а некоторые «бывалые» офицеры, просидевшие всю войну по штабам, заявляли в лицо художнику, что «такого просто не может быть». Авторитет Верещагина – деятельного «борца с войной» – у мировой общественности таков, что в 1901 году его кандидатура выдвинута на соискание первой Нобелевской премии мира. Особенно точно эта идея воссоздана с впечатляющей силой в картине «Двери Тамерлана», она переносит в Среднюю Азию, «в эту отжившую и неподвижную цивилизацию, что напишите книг сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина». Его интересовала настоящая жизнь, с её яркими красками и необычайными явлениями.
Так появляется серия этюдов изображающих деревянные церкви Севера. Выставки картин Верещагина имели огромный успех. В связи с этим он уехал в Осло, где устроил свою выставку.
Ведь именно он приказывал обезглавливать всех поверженных и оставлять на месте брани такие победные «курганы». За ним, сняв фуражку, стоит рядовой. На картине мы видим оставшиеся от города руины, обмелевшие колодцы. Тысячи французов избивались или забирались в плен. Крупные хлопья белого снега покрыли ветви сосен.
Верещагин был наделен удивительной, по его выражению, «прямо страшной памятью прошлого». Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара— Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей. Верещагин сверххудожник, как и сверхчеловек». Тишина царит в крепости, но тишина обманчивая, напряженная, готовая каждую минуту разразиться боем. музей русского искусства, Киев), Батареи на Шипке (Гос. И вот началось поддержание в Москве порядка.
И появляются этюды с изображением русского деревянного зодчества. Удалось спасти 80 человек, включая командира корабля капитана 1-го ранга Н. М. Яковлева, а также начальника военно-морского отдела штаба командующего флотом на Тихом океане контр-адмирала великого князя Кирилла Владимировича (двоюродного брата императора Николая II великий князь скончался в 1938 году от болезни ног – следствия ранений, полученных в 1904-м). Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал.
Эту картину заключает соответствующий эпиграф: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Две картины – «Победители» и «Побежденные. Перевязочный пункт под Плевной, «Турецкий лазарет». С началом русско-японской войны В. В. Верещагин выехал на фронт и погиб 31 марта 1904 у берегов Порт-Артура при взрыве броненосца «Петропавловск» (вместе с ним погибли более 600 человек, в том числе командующий флотом в Тихом океане, вице-адмирал С. О. Макаров). И в 1879 и 1880 гг. Что за люди. ГТГ), Опиумоеды (Гос.
Какие-то бугры и кочки, как легкая рябь по морю, взрыли землю.
Большинство широко известных и признанных в мире произведений В. В. Погибло более 600 человек, среди которых были сам начальник эскадры Тихого океана вице-адмирал С. О. Макаров и художник Василий Васильевич Верещагин, которого знал весь мирВ феврале 1905 года японцы заставили отступить русскую армию в генеральном сражении при Мукдене, а 14 (27) мая 1905 — 15 (28) мая 1905 года в Цусимском сражении нанесли поражение русской эскадре. Дальше он прибавляет: «гвардия решительно всем овладела, отодвинула чинов армии и жила в полном довольстве, так как после пожара, вернувшись на развалины домов, гвардейцы рылись в подвалах, в которых жители припрятали всякого рода предметы и вот гвардейцы устроили себе лавочки и открыли для армии торговлю чем только можно».
Кончилась война, кончились испытания, трудности, впереди родной дом, встреча с близкими.
В начале первой мировой войны он ушел добровольцем на фронт, где и пробыл до конца военных действий (на правах вольноопределяющегося). Приближается враг. Василий Васильевич открылся не просто «смысловиком», пишущим трагизм войны и мужество русского солдата, но и отменным живописцем, предвосхитившим русский импрессионизм, к коему относился критично, полагая себя консервативным носителем русской реалистической школы. Колориты восточных тюрбанов и халатов, этот «Тадж-Махал», гигантские «Врата Тамерлана» («Двери Тимура»), у которых простой смертный должен был чувствовать себя ничтожеством перед величием тирана – вызывали буквально стон у позднесоветской публики.
Вся простота русского человека и величие его души, не показная, а истинная отвага раскрылись Верещагину именно в такую минуту смертельной опасности, томительного бездействия, напряженного ожидания. По служебным делам штатскому картографу Верещагину часто приходилось бывать в различных областях Туркестана. Что принесет очередное его появление пред народом. Две противоборствующие группировки того времени – Товарищество «передвижников» и приверженцы «академизма» – буквально рвали художника на части. Рос мальчик в отцовском имении на приволье.
Более двадцати полотен создано им на эту тему. Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник.
Василий Васильевич Верещагин прославил на весь мир свою страну и свою малую родину – Череповец. В 1867 году Верещагин, прикомандированный в чине прапорщика (с позволением носить гражданское платье и не стеснять себя военной дисциплиной) к командующему Туркестанским военным округом генералу К. Кауфману, уехал в Среднюю Азию. Георгия 4 – го класса, делает зарисовки. Нам ничего неизвестно, как поступали с французскими солдатами, уличенными в поджоге, грабеже или другом деянии, плохо совмещающемся с понятием о воинской чести вероятно, смотрели сквозь пальцы и самое большее, если капрал давал хорошего «раза» по затылку. Он посещает Пинегу, Северную Двину, Белое море, Соловки.
В семье Верещагиных родились двенадцать детей из которых выжили семь (шестеро сыновей и одна дочь). Он участвует в сражениях и получает тяжелое ранение – шальная пуля попала в бедро, а неправильное лечение привело к гангрене.
Если сейчас спросить случайного прохожего, с чем ассоциируется фамилия Верещагин, то наиболее вероятен, пожалуй, такой ответ: с героем фильма «Белое солнце пустыни» (в прекрасном исполнении артиста Павла Луспекаева), запомнившимся зрителю поеданием черной икры ложками, колоритной внешностью, а также фразами-афоризмами: «Мне за державу обидно. », «Посмотрим, какой он, твой Сухов», «Таможня дает добро» и «Вот что, ребята, пулемета я вам не дам. » Однако для людей, более сведущих и образованных, фамилия Верещагина связывается с батальными полотнами и, прежде всего, с грандиозно-символичной картиной «Апофеоз войны», выставленной, как и некоторые другие шедевры художника, в Третьяковской галерее. Ну, ничего не меняется, хоть и больше 100 лет прошло.
Воспоминания (1894) большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981). И, как ни странно, на протяжении веков победители и завоеватели интересуют людей. Вот и здесь изображены выжженная степь и сухие деревья. Почти все туркестанские картины Верещагина написаны в Мюнхене.
В начале марта русскую эскадру в Порт-Артуре возглавил прославленный русский флотоводец и путущественник вице-адмирал С. О. Макаров, с которым В. В. Верешагина связывала старая дружба. В начале 1890-х Верещагин побывал в родных местах на Вологодчине. Этот истинный скромный героизм и стойкость русского солдата составляют главное содержание картины. Вторая картина была навеяна расправой самодержавия с революционерами-народовольцами 3 апреля 1881 года.
Вдруг палуба содрогнулась от взрыва. Однако диапазон творчества Верещагина был значительно шире батальной тематики. Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Ионы, не осталось ни лоскута металла или ткани.
Вопреки расхожему мнению о нём, как о человеке, который «умеет обделывать свои дела», Василий Васильевич к деньгам и материальным благам вообще относился равнодушно. В полотнах, связанных с русской стариной, Православием, Верещагин не уступает Васнецову. Благодаря высокому уровню произведений самого В. В. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин.
«Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». В 1868 году в составе русского гарнизона он оборонял Самаркандскую крепость от войск бухарского эмира и был награжден за храбрость и мужество Георгиевским крестом. Он стал приверженцем критического реализма. Не меньше, чем бытовые темы, художника интересовали военные баталии, среди которых живут и трудятся простые люди.
Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. Картина «Побеждённые. Впрочем, через три года учеба в Академии наскучила ему. Художник работает Ярославле, Ростове, Костроме, глубоко погружаясь в русскую старину. В марте 1863 года Александр II утвердил решение о соединении Сибирской и Оренбургской укрепленных линий. А 31-го марта 1904 года броненосец «Петропавловск», на котором находился художник, подорвался на подводной мине и мгновенно затонул.
Ещё в юности проявился жёсткий характер Верещагина. музей искусств Узбекской ССР), Продажа ребенка-невольника (1872, ГТГ), Самаркандский зиндан (Гос. Скобелев под Шипкой») и сатирические (триптих «На Шипке все спокойно»). «Да здравствует император. » несется в воздух, крик восторга прорезывает тишину, воцарившуюся после того, как смолк гром пушек, крик торжества, преданности, готовности завтра же снова ринуться в кровавую сечу, несется в вечернем воздух, достигая до слуха великого императора. Для Верещагина это не безликая масса, не «пушечное мясо», а православные касатики, «солдатушки-ребятушки», отдающие жизнь за веру, царя и Отечество, добровольно приносящие свои жизни в жертву «за други своя». Есть в природе человека нечто, способствующее возникновению войны.
Отец, узнав об этом, лишает сына средств на существование. Написал воспоминания об отце. музей русского искусства, Киев) На Шипке все спокойно (1878-1879, местонахождение неизвестно), Шипка-Шейново (1878-1879, ГТГ). Фишер биографы Верещагина точных сведений не имеют, а потому умалчивают. Писать «на продажу» Верещагин никогда не стремился. Все было новым, ярким и технически и сюжетно.
Василий Верещагин и сам раненый в это время, тяжело переживал смерть брата. Но радость победы испытывают не все. Его первое произведение «Из рассказов крестьянина-охотника» было написано еще в юности в подражание «Запискам охотника» Тургенева. Сын небогатого помещика был определен волею родителей, помимо его собственного желания, в Царскосельский малолетний кадетский корпус, а затем продолжил образование в петербургском Морском кадетском корпусе (1853 – 1860).
Это сопоставимо с тем, что сделал в литературе Толстой. Один из европейских критиков заметил, что в этой картине «есть что-то, уподобляющееся видению Иезекииля». Наполеон, узнав о том, что Кремль остался в полной сохранности, решил возвратиться туда.
Вместе со своими братьями он был определён в военно-учебное заведение. Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству. Большая часть работ уже была приобретена для галереи Третьякова в Москве. Всегда тщеславный, резкий, нетерпимый к любой критике, он к тому времени сильно изменился. Серия начинается сценой Бородинского сражения, которому Верещагин посвятил два полотна: Наполеон на Бородинских высотах (1897) и Конец Бородинского боя (1899 — 1900).
Но вот смерть неожиданно настигла солдата. Я не знаю, – писал И. Н. Крамской о Верещагине, – есть ли в настоящее время художник ему равный не только у нас, но и за границей. Родился будущий художник в 1842 году в городе Череповец. Получил домашние образование. За два года он написал тридцать картин, отражающих основные эпизоды войны.
Эти храмы их внутреннее убранство, ритуальные танцы, торговцы на улицах – все иное. Здесь на нас смотрит уже абсолютно другое лицо. Верещагин один из первых художников, кто возвысил свой голос против захватнических войн. – Несмотря на интерес его полотен, сам автор во сто раз поучительнее». Эта серия становится с определенного времени, примерно с 1897 года, главенствующей темой. И Верещагин выписал из Москвы пианистку, ставшую в последствии его женой.
Дружным Ура. Возникает тяжелый, гнтущий образ смерти, гибели, которую несет с собой война народу. Он погиб и его тело не успели вынести с поля битвы. Ужасно. Перевязочный пункт под Плевной», триптих «На Шипке все спокойно», «Апофеоз войны» (на раме которой была сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим») и др.
К числу лучших относятся Буддийский храм в Дарджилинге (1874-1875), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875), Мавзолей Тадж Махал (1874-1876). Панихида по убитым (1878-1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем – здесь по вине высочайших особ был уничтожен почти Целый полк егерей.
Более того: на арену истории он выступил как личность, отмеченная трагическим перстом рока. Серьёзно увлёкся Верещагин уроками рисования в кадетском корпусе. отзываются на его приветствия солдаты, бросая вверх фуражки. носящий мундир и ружье. Дорога простреливалась, а один из её участков получил название «райской долины», так как всякий, остановившийся там, отправлялся к праотцам. Наполеон, вынужденный спасаться из Кремля, покинул его пешком, направляясь к Арбату.
Василий Васильевич Верещагин — великий русский художник. Затем он поехал в Париж, так как считал, что ему не хватает технической базы. И действительно для французов уже наступали черные дни. Он решил отойти от классицизма. Проучившись три года, художник заявил о том, что в Академии занимаются «чепухой».
Ее посетили тысячи людей и каждый день у дверей выстраивались огромные очереди. В. В. Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце. Его можно резюмировать кратко все для себя — ничего для других. Вся та парадная, увлекательная обстановка, которую человечество измыслило для прикрытия пагубнейшего из своих деяний, чужда кисти г. Верещагина перед вами голая действительность». Художник погиб во время Русско-Японской войны при подрыве на мине эскадренного броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура, находясь на котором Верещагин занимался набросками для картин.
Тогда прапорщику Верещагину как военному человеку прямо приказали снять «порочащие воинскую честь» полотна. Он вторично едет в Индию (1882 — 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883 — 1884). Сам художник делил ее на две части. Александр III по поводу картин русско-турецкой войны сказал об их авторе: «Либо Верещагин скотина или абсолютно помешанный человек».
Рисунки типов и сцен, вывезенные им с Кавказа, были впоследствии напечатаны во французских журналах «Le Tour de Monde» и в русском «Всемирном Путешественнике» некоторые из них были на академической выставке 1867 г. Они имеют значение лишь этнографическое. Только вороны ещё живы в этом краю мёртвых. Однако, его бунтарский характер восставал против классических традиций в живописи. В одном из писем П. М. Третьякову, высоко ценившему талант художника, Верещагин писал: «Передо мною, как перед художником, война и ее я бью, сколько у меня есть сил сильны ли, действенны ли мои удары – это другой вопрос, вопрос моего таланта, но я бью с размаха и без пощады». С другой стороны прямо против Кремля разлилось огненное море по всему Замоскворечью.
Наполеон оказался побежденным. В 1884 г. Верещагин отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды. Мира в действительности на Земле никогда не было. Так появились картины: Нищие в Самарканде (1870, . Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука. На картине не ощущается никакого движения.
Досчатые надгробия могил московских архипастырей были обнажены». Это, в первую очередь, полотна, посвященные трагическому третьему штурму Плевны – «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой.
Долгое время он жил за границей, пока в 1891 не поселился с семьей под Москвой в Нижних Котлах (в настоящее время – район Нагорный Южного административного округа столицы), где по его собственному проекту был построен дом-мастерская. За роялем, по его замыслу, должна была сидеть исполнительница в национальном костюме. После этой поездки им были написаны картины на евангельские сюжеты. Вся коллекция состоит из 121 нумера. Хивинцы бежали, а за свой подвиг Верещагин получил орден Св. Георгия IV степени.
Среди величавых заснеженных гор, среди торжественного молчания суровой природы совершает парадный объезд войск главнокомандующий Скобелев со своей свитой. Василий Верещагин выезжает на русский север.
В апреле 1877 года началась Русско-турецкая война. К числу лучших этюдов относятся: Буддийский храм в Дарджилинге (1874-1875, ГТГ), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875, ГТГ), Мавзолей Тадж-Махал (1874-1876, ГТГ). В 1842 году 14 (26) октября в городе Череповце в семье помещика родился Верещагин Василий Васильевич, который являлся великим русским художником, мастером батальных картин.
Скобелев под Шипкой и триптих На Шипке все спокойно. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). Его пейзажи полны мира и покоя, вошедших в его душу.
В то время как французская армия расположилась в Москве и ее окрестностях, русская сосредоточилась в лагере при Тарутине в Калужской губернии, отстоящем от Москвы на 166 верст. На картинах Верещагина война была показана такой, какова она есть на самом деле.
Начались трудные годы жизни. Все они были переколоты штыками. Десять картин отражают зимний период войны, завершившийся победой на Шипке самыми популярными из этих полотен являются «Шипка-Шейново. Генерал-лейтенант К. П. Кауфман решил опередить неприятеля. Верещагин считал, что обучение оторвано от жизненных реалий общества.