И.е.репин Картины

Илья Ефимович Репин – биография и картины

Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". На одном из вечеров было зачитано письмо XVII века, написанное запорожскими казаками турецкому султану Мохаммеду IV. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. — И. Г. ) посидеть мне смирно. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. По своему огромному, прямо таки из ряда вон выходящему таланту, картины Ильи Репина достойны занять одно из самых заметных мест в истории не только русской, но и мировой живописи. С 1913 – академик.

Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.

7 знаменитых картин 
Ильи Репина

7 знаменитых картин Ильи Репина

Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте.

Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-1898), где затем преподавал (1898-1901). Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.

В 1872 году, прослышав об интересном материале, привезённом выпускником Академии художеств с Волги, Третьяков прибыл в петербургскую мастерскую Ильи Ефимовича и, представившись, долго и сосредоточенно изучал развешанные вдоль стен этюды. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.

Действительный. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.

К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. В его взгляде осуждение и тревога. Портрет производит яркое и сильное впечатление. -— И. Г. ), они много смеялись».

Этюд получился превосходный. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Учился в Петербургской Академии художеств (1894 – 1896) у, посещал мастерскую П. П. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).

Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. К тому же и погода благоприятствовала работе. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).

Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Рисунок уверенный, лепка твердая. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Она была закончена только в 1891 году.

Внимание художника тяготит их. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.

Илья Репин: картины 
исторические, портреты, 
парадные полотна

Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна

Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Судя по отчётам финских надзорных служб, коллеги должны были уговорить Репина переехать на родину.

Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Действительный член Академии художеств с 1903. Арестованного пропагандиста окружили у столба в избе, где он оказался лицом к лицу со своими врагами. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.

Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.

Илья Ефимович Репин 
– биография и картины 
 (1844- 1930)

Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)

Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.

— Да это превосходно. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Публике картина понравилась.

При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Работал в плакате и в книжной графике. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.

Этот мужчина слыл в городе колдуном. А свеча становилась ниже и тени менялись. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Гости Мамонтова, слушавшие ответ казаков, буквально покатывались со смеху – так ловко издевательства смешивались в нем с озорством.

В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Ежедневно почтальон приносил художнику много конвертов на каждое из писем Илья Ефимович отвечал сам— порой на это уходило несколько часов. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.

Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.

Репин Илья Ефимович, 
– жанровая живопись, 
мифологические картины,

Репин Илья Ефимович, – жанровая живопись, мифологические картины, портретная и историческая живопись в стиле реализм

Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.

О чем эта история. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».

«Отступничество» 
в картинах Ильи 
Репина

«Отступничество» в картинах Ильи Репина

Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Под влиянием Крамского, наряду с выполнением обязательных академических заданий на мифологические и исторические темы, Репин много писал и на сюжеты из окружающей жизни. Пожалуй, никто другой не раскрыл в художественных образах столь глубоко и полно современную ему жизнь России во всей ее сложности и противоречивости и при этом был бы равен Репину по совершенству своей живописной техники, мастерству колориста и рисовальщика.

Учился в Высшем. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».

И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Они ждут от иконы исцеления от тяжелого недуга, от беспросветной материальной нужды, свершения надежд и чаяний. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.

  1. Илья Репин: биография и факты из жизни
  2. Картины Репина с названиями история создания, сюжет
  3. Загадочный Репин — 10 интересных фактов
  4. Персоны и личности (интересное о известных)
  5. Топограф иконописец, студент Академии художеств

Они словно противопоставлены друг другу. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.

Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.

  • Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
  • Все Картины Илья Репин по алфавиту
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Картины Репина (фото) с названиями
  • «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
  • «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)

— сказал Крамской. Л. Н. Толстого». В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Казалось, она спит. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.

Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Это он, вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор человека, готового к действию.

В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Он заклятый враг турецкого султана, не раз доходил до самого Царьграда и такого пускал туда дыму, что султану чихалось, точно он понюхал табаку с тертым стеклом. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. Написан портрет вдохновенно. Общение с прежними друзьями было только заочным.

  1. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)
  2. «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
  3. Биография художника Ильи Репина
  4. Краткая характеристика творчества

В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.

Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Среди его учеников Малявин Малявин Филипп Андреевич Известный русский художник и график. Тут же Репин набросал карандашный эскиз, который позже стал основой для знаменитой картины. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.

  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Жизнь и творчество художника Ильи Репина, описание
  • Поездка за границу и жизнь в Москве
  • Картины художника с отдельным описанием и названиями

Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. В его глазах читается печаль, тоска.

Илья Репин: биография 
и факты из жизни

В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Во внешнем "круге" особенно заметны две фигуры: хохочущий казак в красном жупане и мрачный запорожец с повязкой на голове.

В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Берег Волги. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.

Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.

Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.

Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Это вы сами.

м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Комната небогатой интеллигентной семьи. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Царевна стоит у окна, откинувшись назад, с распущенными волосами, скрестив руки на груди, побежденная, но непокоренная. Стасов присылает ему все, что он просит.

Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Работал весь день, не замечая времени. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Переехав в 1900 году в имение Пенаты, Репин вынужден был вести более замкнутый образ жизни.

Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.

Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Но за всем этим очень яственно видны чистые, как родниковая вода, печальные, все понимающие глаза приковывают внимание его высокий, открытый лоб, по-детски нежные, доверчивые губы. В шестнадцать лет юноша покинул и мастерскую и родительский дом: ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город11.

Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Америка—Франция—Россия.

Глаза ясные и добрые. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Третьяков»109.

Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время и именно в той позе, которой требовала композиция картины. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.

Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. А, может Впрочем, у каждого может быть свой ответ и своя трактовка этого непридуманного сюжета, в основу которого художник положил собирательный образ русских революционеров. Репину исполнилось семьдесят лет и он пришёл ко мне на дачу с полудня, чтобы спрятаться от тех делегаций, которые, как он знал из газет, должны были явиться к нему с поздравлениями. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». За окном летний день.

Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.

Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.

Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.

С 1894 года по 1907 занимает должность руководителя мастерской в художественной Академии, а в 1901 году получает большой заказ от правительства. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.

Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13.

Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.

Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.

К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Рядом шествует остальная городская знать: военный в мундире, купец с золотой цепью на животе и высокое духовенство. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.

В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Третьяков. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.

Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Каждый персонаж переживает что-то своё. Пятый факт.

Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.

Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа— человека грубого и приземлённого. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Все действующие лица, за исключением Николая Рубинштейна, по необходимости писались с гравюр или с фотографий и тем самым для автора закрывалась возможность проявить самое драгоценное свойство своего дарования — чувство жизненной правды. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.

Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.

Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки.

Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).

Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.

Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.

Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.

В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.

Поставленная перед художником задача была очень трудной. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. В эту минуту в комнату вошел Христос.

Центральная группа словно недовольна своей ролью. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Рассмотрим "ближний круг". Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.

Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Убийство свершилось. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.

За ними – толпа церковников и мещан, во главе которых над пустым киотом из-под чудотворной иконы со смиренным благоговением склонились две женщины. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея.

После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Вера Ильинична, прослужив некоторое время в Александринском театре, перебралась к отцу в Пенаты. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.

Репин забыл о конкурсе, об Академии. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Так ли это – судить зрителям. Труд — вот что определяет и украшает человека. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.

Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.

Тронька подарил краски Илье и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни. О непримиримости двух мировоззрений: одного – прогрессивного, гонимого, почти растоптанного, но не сломленного, другого – заскорузлого, костного, меркантильного, утратившего истинность. После этой беседы Репин написал второе прошение, сдал квартиру, полученную от Академии и уехал к Толстому в Ясную Поляну163. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.

Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».

Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери. Репин встречал их по средам.

Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».

Репин дважды подавал прошения об отставке. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.

Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Много учился на написании портретов близких и друзей.

Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).

Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.

Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.

Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Все заняты. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике.

Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.

Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. М. Бунакову. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика.

Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Она ушла из жизни в 1931 году55. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.

Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».

Имя Репина стало широко известным. Вегетарианцем стал и сам Репин. Евреинов и художник Ю. Анненков.

Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.

В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Репин считал сам эту картину красивой. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.

Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Другой академией для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.

Первый сеанс прошёл успешно, однако на следующий день посыльный принёс записку о том, что начатый вариант был забракован Полиной Виардо82. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.

Он идет прямо к матери. У меня в это время сидели режиссёр Н. Н. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.

В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году.

В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.

Спустя десятилетия мнение изменилось: по словам заведующей музеем-усадьбой Татьяны Бородиной, дочь художника содержала мастерскую в том виде, какой она была при жизни Репина вещи и документы Ильи Ефимовича остались в доме234. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Картина теперь писалась легко, вдохновенно. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.

Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме., Остроумова-Лебедева. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.

В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея.

О картине появилось много статей в периодической печати. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Вся центральная часть написана самим Репиным. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.

Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.

По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Когда картина была окончена и выставлена для обозрения в Мариинском дворце, огромное большинство посетителей приняло ее как некое беспристрастное, объективное изображение торжественного заседания Государственного совета. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.

Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Не доносчик ли. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. К обоим Репин относился сочувственно. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.

Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.

К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.

То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Чисто русское лицо, скорее мужика, чем барина-аристократа, некрасивое, с неправильными чертами, но очень значительное, умное подтянутая пропорционалная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество и свободная естественность хорошо воспитанного человека, – такова характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого. Тут больше любви к делу, — пояснил он. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.

Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Репин никуда не делся. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.

Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Анненков, коренной обитатель Куоккалы, примостился у него за спиной и стал зарисовывать Репина. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.

Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. И вот уже перед нами не царь, а отец. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. Первый факт.

Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Это был только сырой, черновой материал, который в дальнейшем переплавлялся, перерабатывался до неузнаваемости в творческой лаборатории живописца.

Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.

В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Уже ранние работы Малявина – портреты крестьян приобретал для своей галереи П. М.

Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Напротив на опрокинутой бочке широкоплечий казак – виден только затылок, а кажется, слышен его громовой хохот. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Так, ученик Репина Гавриил Горелов утверждал, что накануне отставки в академической чайной, где любили собираться мастер и его воспитанники, прозошёл неприятный диалог между Ильёй Ефимовичем и Константином Лепиловым, выразившим недовольство тем, что многие начинающие художники, придя в Академию, разочаровываются в своём выборе161.

«Как. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. А вот Ларька в розовой драной рубахе – нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.

Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников.

Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Репин присел к столу и тотчас принялся за рисование.

Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Возвращается в Россию летом 1876 года. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин.

По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.

Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.

Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.

Это лучше всех ваших академических работ., Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.

Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.

Репину это понравилось: он всегда любил работать в компании с другими художниками. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.

.