Иеронима Босха

Иероним Босх– один из самыхзагадочныххудожников, о котором известно крайне мало, но работы которого продолжают будоражить воображение. Художниками были дед Босха – Ян ван Акен и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Эта возможность находить собственные ответы на загадки мастера – лучший дар Иеронима Босха потомкам.

Ерун Антонисон ван Акен (Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (Jheronimus Bosch) — удивительный и самобытный нидерландский живописец, творчество которого до сих пор не оставляет равнодушным никого, кто хотя бы вскользь с ним знаком. Другие считают, что с годами Иероним Босх пришел к убеждению, что вся земная жизнь, это не что иное, как дорога в ад. Его работы продолжают исследовать, но, мне кажется, загадки Иеронима Босхавряд ли будут разгаданы, по крайней мене в ближайшеевремя.

Иероним Босх. Иероним Босх, который пользовался большой популярностью у людей искусства XVI-XVII веков, был совершенно забыт в XVIII веке и снова стал востребованным лишь в XX столетии, в эпоху появления экспрессионизма и сюрреализма. В честь 500-летия с дня смерти Иеронима Босха в 2016 году в Нидерландах запущен проект, который носит международный статус— «Босх 500».

Характерно и то, что Иероним Босх не подписывал и не датировал свои произведения. Предположительно на создание триптиха Босха вдохновила «Книга высшей правды» нидерландского мистика Яна ван Рёйсбрука, в котором отшельники Антоний, Иероним и Эгидий воплощают три степени восхождения к высшей правде. Иероним Босх – выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры.

Есть все основания считать, что Иероним Босх никогда не был владельцем какой-либо недвижимости. Тогда он, желая начать собственное дело и обособиться от фамилии Акен, взял псевдоним Хиеронимус-живописец по фамилии Босх, что происходит от названия его родного города. Картины Иеронима Босхадо сих пор остаются загадкой для искусствоведов. Иероним Босх – самый загадочный художник всех времён и народов.

Как и основная масса художников эпохи Возрождения Иероним Босх брал сюжеты из окружающей его действительности и выражал их через образы и символы средневековых традиций, через близкий ему язык иносказаний. Иероним Босх (Ерун Антонисон ван Акен) — выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Однако про творчество Иеронима Босха можно рассказывать и рассуждать, разглядывая все мельчайшие нюансы и детали его картин, бесконечно долго.

Одной из первых выдающихся работ Иеронима Босха была роспись створок алтаря в соборе Святого Иоанна. Иероним Босх – один из самых великих и загадочных художников Северного Возрождения. До сих пор знатоки жизни и творчества Иеронима Босха не могут прийти к единому мнению относительно того, что же художник имел ввиду, создавая всю эту фантасмагорию. С большой долей достоверности авторство Иеронима Босха было установлено лишь в отношении девяти рисунков.

Ерун Антонисон ван Акен, более известный как Иероним Босх, – нидерландский художник эпохи Возрождения, который соединил в своих картинах фантастические, фольклорные, философские и сатирические мотивы. Вероятно, в этой кузнице живописи Иероним Босх и получил первые творческие уроки. Иероним Босх, настоящее имя Ерун Антонисон ван Акен (Jeroen Anthoniszoon van Aken), родился около 1450 года в Хертогенбосе (Брабант).

В честь 500-летия с дня смерти Иеронима Босха в 2016 году в Нидерландах запущен проект, который носит международный статус— «Босх 500». До нас дошли только некоторыекартины Иеронима Босха с названиями, которые говорят сами за себя. Одной из интересных работ Иеронима Босха считается картина «Сад земных наслаждений».

Иероним Босх (нидерл. Jeroen (Hieronymus или Jheronimus) Bosch наст. Одно из важнейших произведений Иеронима Босха, полон злых насмешек над священнослужителями. При всем безумии художественных замыслов Иероним Босх не был одинок. Это произведение раннего периода творчества Иеронима Босха. На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Босх Иероним.

Иероним Босх творил в технике а ля прима (от ит.

Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. В середине –почти затерянный между ними светлый и кроткий лик страждущего Христа.

Это единство закономерно и естественно. Просто идти в Черный вигвам можно разными тропами. Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.

  • Иероним Босх: когда видения становятся реальностью
  • Иероним Босх: жизнь и творчество художника
  • 10 кинорежиссёров, которые продолжили дело Иеронима Босха
  • Босх ИеронимКартины и биография
  • Загадочные картины Иеронима Босха (9 фото)
  • Биография Иеронима Босха, перечень картин

Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия. Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. В триптихе Искушение св. Босх превратилискусствов зеркало современного мира.

Круглое отверстие в основании – знак Солнца. Исследования материала привели к неожиданному результату: фрагмент камня, помещенный под микроскоп, начал слабо светиться, а температура его поверхности внезапно возросла на три с лишним градуса. Антония, в Лиссабонском музее (Босх не раз возвращался к этой теме), можно долго стоять, упиваясь созерцанием каждой фигуры, а их здесь несчетное множество.

  • Краткая биография Иеронима Босха
  • Иероним Босх: возвращение через 500 лет
  • Скрытые символы и загадки триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»
  • Документальные фильмы о Босхе Править
  • Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  • Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  • Зимние пейзажи выдающихся художников

Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой.

В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти. С большим трудом можно обнаружить фигуру св. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики.

  • 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  • Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  • Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
  • Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
  • Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»

Патинира, напротив, привлекал космический масштаб происходящего— в своих панорамных картинах идя вослед Босху, он воплощал фантастические и грандиозные пейзажи. Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и соответственно носит название «Творение» или «Земной Рай». Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации.

Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Создавая культ планетарного масштаба, стоит обзавестись респектабельными источниками вдохновения — в самом деле, не говорить же Лукасу, что на создание «Звездных войн» его вдохновило «Маппет-шоу». На первый взгляд кажется, что картины созданы религиозным человеком для устрашения грешников.

  1. Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  2. 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
  3. Самые красивые города в вечернем освещении
  4. Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии

Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Но на худом лице горят завороженные глаза – они прикованы к чему-то невидимому нами. Алтарь «Сад земных наслаждений» – самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия – Luxuria.

Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Кто-то идет по следам мастера, даже не подозревая об этом. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.

  1. Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
  2. Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
  3. Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
  4. : музыка, которую можно увидеть
  5. Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
  6. Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
  7. Мистический художник Иероним Босх
  8. Художественные произведения Босха

Недаром лучшие из кинокритиков норовят разобрать «Хэллбоя» в контексте манихейской ереси, а, например, «Лабиринт фавна» — как метафору взаимоотношений ребенка с миром религиозных запретов. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален. Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.

На поверхность картины буквально «налеплена» куча уродливых зверских физиономий. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным.

Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. Они вынуждены перерождаться в человеческих телах. Иероним Босх – великий нидерландский художник. Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи – декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д. Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха.

Там Иероним прожил всю свою жизнь – насколько известно, он никогда никуда не уезжал. Антония, окруженного колдунами, которые, вероятно, служат черную мессу. Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки.

В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов.

Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей.

Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Вот, собственно и всё. Вид у стражи торжествующий.

  • Шок-контент под увеличительным стеклом
  • Подражатели и нынешние последователи
  • Переделки картин от юных умельцев
  • Картины Иеронима Босха включая и те, что когда-либо приписывались ему
  • Графика – рисунки Иеронима Босха включая и те, что когда-либо приписывались ему
  • Напишите отзыв о статье Босх, Иероним
  • Отрывок, характеризующий Босх, Иероним

Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя». Справа в шатре сидят любовники. И только ваше дело, что вы будете искать среди этого паноптикума— смысл жизни или средство скоротать вечерок. Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года).

В фильмографии американца Байера — всего один полнометражный фильм: ремейк «Кошмара на улице Вязов», который неловко сравнивать не то что со средневековой живописью, но даже с оригинальным фильмом про Фредди Крюгера. Художниками были дед, двое дядей и два брата Иеронима. Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». А сзади него жизнь, покидаемая им. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей.

вХертогенбосе (Брабант). В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание. Видимо их следует искать в духовном состоянии общества, в котором он жил. Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника.

Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Создания Дали повинуются метаморфическому закону, который всё делает принадлежащим единой реальности первозданного хаоса, вот таким образом в атмосфере его картин господствуют абсурд и тайна. А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» – история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. Впрочем, не будем забывать о том, что Лукас был в первую очередь ловким промоутером.

Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью. Босх вырос в семье потомственных художников. Вопреки устоявшемуся мнению, Босх был противником алхимии и оккультизма.

Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии». Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию.

Сюда же можно отнести картину «Блудный сын». Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Подобный человек, благочестивый донатор, лицо которого по своей одухотворенности походит на лик Христа изображен Босхом в «Распятии».

В них тоже тесновато от тиар и нимбов, рогов и копыт. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь). Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан.

Ерун ван Акен родился около 1450года в Хертогенбосе (Брабант). Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Однако каждый человек стремился забрать себе всё. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.

По его словам, однажды увидев триптих «Искушение святого Антония» в Брюсселе, он испытал «синдром Стендаля», превратился в «собаку Павлова от искусства» и теперь всякий раз при упоминании Иеронима Босха роняет восторженные слюни. В основе Итальянского Возрождения – утверждение ценности земного мира и человека, «венца всех творений природы». Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. Его техника называется алла прима. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.

Иероним Босх: когда 
видения становятся 
реальностью

К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. 1500, Мадрид, Прадо). Они пьют вино. Таким образом Босх отдал должное человеческой глупости и жадности для пояснения своей мысли он изобразил на первом плане аллегории семи смертных грехов.

Ему противостоят мощные силы зла. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.

В этой связи он назван живописцем, а значит, уже тогда он был свободным мастером. И одним из самых прочных мостов, связавших искусство авангарда с живописью Босха, стала магия алхимии— их общий неисчерпаемый источник образов. Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха.

Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.

Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. «Видения Святого Антония» является правым крылом алтаря «Искушение Святого Антония» Когда Святой Антоний жил отшельником в пустыне, его преследовала самая обольстительная из всех искусительниц. Для Босха образ Христа – олицетворение милосердия, чистоты душевной, терпения и простоты. Обнаженная женщина под импровизированным шатром – грех вожделения и прелюбодеяния.

Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. В 1977 году захоронение вскрыли археологи и выяснилось, что внутри пусто. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх. И больше ничего доподлинно неизвестно о жизни этого Мастера. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую.

Кроме своего увлечения живописью, он занимался алхимией, спиритизмом, астрологией, оккультными науками, употреблял галлюциногены. Присутствие падающего в обморок персонажа не разъясняет противоречий сложной иконографии картины. Лицо разбойника на переднем плане слева полно отчаяния. Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Живопись Иеронима Босха совсем не похожа на творчество других художников того времени, таких как Ян ван Эйк или Рогир ван дер Вейден. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе.

Кисти Босха принадлежат несколько триптихов. Но что бы ни создавал Босх, он никогда не бывает ни тривиальным, ни грубым. То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья.

Еще известно, что художник вступил в Братство Богоматери – религиозное общество в Хертогенбосе, состоящее как из монахов, так и мирян, занимающееся благотворительностью и просвещением. Согласно документам, «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступил в Братство Богоматери в I486 году, а годом позже стал его почетным членом. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях – (в собраниях Прадо и Эскориала).

Его техника называется алла прима. Падение авторитета папства, крушение тысячелетней Византии, глубокий кризис Германской империи сопровождались социальными потрясениями, распространением ересей и, наконец, новой и самой сильной вспышкой ожиданий Конца света, приуроченного к 1550 году. Французский постановщик Кристоф Ган, главным образом известный, благодаря экранизации культовой компьютерной игры «Сайлент Хилл», сумел воссоздать на большом экране натурально босховский ад. Держа на голове блюдо с мясным пирогом и ничего из-за этого не видя, ещё один персонаж подплывает к берегу.

Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. За прошедшие пять веков многозначность символики Босха позволяла исследователям его творчества и почитателям отнести художника к самым разным религиозным и философским направлениям.

Легенда о мессе Св. Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. Тот же «Синий бархат» неслучайно начинается с отрезанного уха — ключевого образа в творчестве Босха. В Аду, вследствие неблагоприятного влияния планеты, души грешников подвергаются пыткам на лютне, арфе и органиструме.

Правая внешняя створка «Несение креста». Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе».

А вот клип Until it Sleeps, который Байер снял для группы Metallica, — это очевидный оммаж Босху: за пять минут Байер умудрился процитировать «Сад земных наслаждений», «Воз сена» и приписываемую Босху работу «Се человек». Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто.

Там, вероятно и родился около 1450 года. судя по всему, обжора – безостановочно изрыгать съеденные лакомства. Дель Торо, как и Босх, нередко становится жертвой смелых зрительских трактовок.

Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Лишь семь творений Босха подписаны. и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть присутствие его работ в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Лишь в самом конце XVI века впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 году это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи и только Босх – таким, каков он изнутри.

Из творчества художника сохранилось с два десятка картин и дюжина рисунков2. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала). Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Сад земных наслаждений (1504, Прадо) – самое большое (2, 13, 9 м) и самое загадочное из творений Босха. Мать его была дочерью портного.

Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность.

В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем. Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками.

А отнюдь не из страсти к алхимии и оккультизму, которые ему приписывали позже. Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. Однако Фелипе де Гевара придерживался того мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. На боковых створках триптиха помещены изображения Ада и Рая. Значительное количество символов Босха являются алхимическими.

Они отображают эту реальность как живое проявление, ее тайную жизнь, движущие силы, крайнюю степень упадка и разложения», – писал исследователь Босха Барнс, живший в ХХ веке. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство».

К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра.

Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени. В эти годы в братстве состояли 353 члена, что свидетельствует о его влиятельности. Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св. Меня зовут Лубберт Дас». Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности.

Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн – леность, Марс – гнев, Венера – сластолюбие и т. д. ). Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы.

Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево.

Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. в боковом пределе) братства.

В Европе разразилась настоящая паника: люди запасались продовольствием, кто-то переселялся подальше в горы, а кто-то срочно спешил проматывать состояния. Макс Эрнст и Сальвадор Далим объявили себя его наследниками. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде.

К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Тем не менее, автор «Звездных войн» говорил в интервью, что некоторых инопланетных существ он придумал под влиянием картин Босха (в частности он упоминал Джаббу Хатта). Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену.

Дьяволица является святому обнаженной, стыдливо прикрывая ладонью лобок. Картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: «Мир – это стог сена: каждый хватает сколько может». «В конечном счёте, всё обернётся hooi» – так звучал припев песни того времени. Сейчас, как и 100 лет назад, он продолжает оставаться одной из самых загадочных и странных фигур в мировом искусстве.

Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Левая внешняя створка «Взятие Иисуса под стражу в Гефсиманском саду».

Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.

В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией.

Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету.

Это особенно видно по изображению преисподней. Ни одна из этих работ не сохранилась. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим.

Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. То, что Питер Брейгель Старший (ок. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи.

Антонии, которого католическая церковь прославляет за торжество над всеми искушениями. На рубеже Средних веков и Возрождения представления о мире расширяются и усложняются. Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен.

Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание надемонический характер его «странных образов». А дело было в избыточности и непонятности многих символов.

Это увлечение длилось несколько десятилетий. Созданные с большим мастерством и достоверностью, они являются такими же «действующими лицами» его композиций, как и персонажи. Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги. В первую очередь мексиканца дель Торо роднит с Босхом страсть к многофигурным композициям. Босх — давняя обсессия Терри Гиллиама.

Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Ему следуют как святые, так и некоторые обычные люди.

«Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» – Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. В конце жизни он получал заказы от бургундского двора, что говорит о его признании современниками. На первый взгляд центральная часть представляет едва ли не единственную в творчестве Босха идиллию. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.

Сатира – одна из сторон живописи Босха. Ее исполняет хор проклятых душ во главе с регентом – монстром с рыбьей мордой. Едва ли вы перепутаете кадр Линча с фрагментом какого-нибудь триптиха Босха. По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам.

Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Считается, что дьявол помогает колдунам лететь до места бесовского сборища. Следующий забавный пример – философ, публицист 60-ых Норман Оливер Браун, который соединил теории анального эротизма Фрейда с доктриной Мартина Лютера оправдания верой, проиллюстрировал свою работу Садом земных наслаждений.

Они лишены новаций, какие Босх охотно вводил в ранние свои работы. Поздние произведения Босха в большей степени обращены к теме одиночества. Контраст между образами Христа и злого человечества является главной темой серии Страсти Господни, в которой особое место занимает картина Несение креста (Гент, Музей изящных искусств). Среди самых загадочных источников была алхимия — полутайная деятельность, нацеленная на превращение неблагородных металлов в золото и серебро, а кроме того, на создание жизни в лаборатории, чем явно граничила с ересью. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.

Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Его техника называется алла прима. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины.

Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Ерун ван Акен родился около 1450 года в Хертогенбосе (Брабант).

Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. В Эдемском саду грехопадение человека началось с Евы и с осознания сексуальной привлекательности, когда Адам и Ева узнали, что они наги.

Кто-то заимствует у него «букву». Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника.

Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. Останки его были захоронены в приделе храма Святого Иоанна, который он некогда расписывал. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».

Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. Пылали костры инквизиции. Точная дата рождения Босха неизвестна. Джорджа Лукаса трудно заподозрить в любви к средневековой живописи. То, что Питер Брейгель Старший (ок.

Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. В центре композиции поднимается Источник Жизни – высокое. Оплачиваемых астрологов стали содержать не только государи, но и многие городские общины. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также братьями лебедя, ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица.

Уютная открыточная одноэтажная Америка из-за опрятных фасадов которой вдруг начинает переть инфернальная жуть, — его излюбленная натура. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516года. К примеру, весь задний план на триптихе «Искушение святого Антония» занимают летящие на шабаш ведьмы, а полотно «Страшный суд» запечатлело несколько эпизодов черной мессы. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений – мир, растленный любострастием. Иоанна, бесследно исчезли.

Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы – «основами морализирующей философии». Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия.

воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья». Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка).

«Как будто Норманн Роквелл встречается с Иеронимом Босхом», — сказал однажды о фильме «Синий бархат» один из звукорежиссеров Дэвида Линча. Так, в одном из соборов Хертогенбоса, расписанных Босхом, сохранилась загадочная фреска: толпы праведников и грешников, простерши руки ввысь, наблюдают стремительно надвигающийся на них зеленый конус с ярким белым шаром света внутри.

Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. На эту тему было создано немало картин, отличающихся большой силой художественного воздействия, но ни один художник ни до, ни после Босха не обладал такой творческой энергией и способностью воплощать пугающее неведомое в столь фантастические образы. В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им.

При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Она звучит в «Триумфах» Петрарки, «Корабле дураков» Бранта, стихах Эсташа Дешана и Франсуа Вийона, проповедях монаха Савонаролы. Сильно вытянутый вертикальный формат и диагональное построение композиции придают картине сходство с алтарной створкой. Обнаженная женщина, являющаяся из-за занавеса, который отдергивает жаба, согласно «Житиям отцов», оказывается бесом, принявшим облик царицы.

Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Необычайно выразителен жест монаха исповедующего осужденного на казнь разбойника. Одни считали его кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои образы из глубин подсознания. Параллельно с чисто ремесленными подражателями, не претендовавшими на оригинальность, как, например, Ян Мандейн или Ян Велленс де Кок, работали и другие мастера, создававшие под впечатлением картин Босха собственные интересные композиции.

Предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской, которая выполняла самые разнообразные заказы – в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Кроме того, это что-то вроде культурной индульгенции фанатам эпопеи.

Его творчество исходит из его консервативного богословия, которого он придерживался. Это блудный сын, уходящий в отчий дом. Нидерланды и Италия в XV веке определяли пути развития западноевропейского искусства, но пути эти были различны: Италия стремилась к разрыву с традициями Средневековья, Нидерланды предпочитали путь эволюционных преобразований. Легко узнать сексуальные символы: мужские – это все заостренные предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские – все, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий еще и на ислам, а значит, на ересь). Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка).

С сочинениями этого автора Босх, несомненно, был знаком – Братство Общей Жизни располагало богатой библиотекой, где хранились также труды Фомы Аквинского, Святого Амвросия, Блаженного Августина. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Когда створки закрыты, взору зрителей предстает пейзаж с фигуркой путника.

Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери. И до сих пор мир на его картинах не поддаётся никаким объяснениям и теориям. А вот фигура на первом плане слева в Восхождении на Голгофу и голова человека дерева яйца в триптихе Сад наслаждений (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.

Его фильмы, как и полотна Босха, слегка страдают от перенаселения. Лишь 7 творений Босха подписаны. В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы». Лицо женщины отражается в зеркале, прилепленном к ягодицам другого, зеленого демона, – таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни.

Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Антихрист совершит все возможные виды поддельных чудес, соединит в своих руках все сокровища мира и щедрой раздачей уравняет людей в богатстве, результатом чего будет ужасающий разврат во всемирном царстве Антихриста. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3.

То, что Питер Брейгель Старший (ок. Сюжет религиозный. На переднем плане, между Адамом и Евой, стоит Христос. Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями. На картине» изображены странные птицы: весьма реалистичные, но невероятных, гигантских размеров существа, на фоне которых роятся крошечные обнаженные человечки.

Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Братья ежегодно собирались на пиршество – «лебединые трапезы», где основным блюдом было жаркое из этой птицы. Эта снайперская формулировка подойдет ко многим фильма Линча.

Еще одна тайна связана с могилой художника. Типичная черта искусства позднего Средневековья – смешение священного с мирским. Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св.

Положительный настрой, который несет образ донатора, поддержан полным благодати и гармонии пейзажем. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Но разве тут дело в св.

По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. У Терри Гиллиама (режиссера «12 обезьян», «Бразилии», «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», участника знаменитой комик-группы «Монти Пайтон») много общего с Иеронимом Босхом.

Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана». Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр. Кто-то — дух.

Иоанна. Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка). В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). Связь между ними более глубинная, поверхностным взглядом ее не разглядеть.

Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики.

Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста Видение Тундала, У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнаженную женщину с жабой на груди обнимает черный демон с ослиными ушами. Его техника называется алла прима.

Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек. Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом – небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена – одного из четырех главных городов герцогства Брабант. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св.

Только природа остается чистой, бесконечной. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры.

В родном городе Босха, голландском Хертогенбосе, открыт центр творчества Босха, в котором представлены копии всех его произведений. Впервые упоминание о Иерониме, как члене религиозного «Братства Богородицы» встречается в 1480 году, впоследствии он стал главой этого братства. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. В нидерландской народной песне (около 1470 г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо.

Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Тех, кто видел это в детстве, уже не испугать поделками вроде «Кошмара на улице Вязов»: не пытаясь походить на полотна мастера визуально, эта «Халиф-аист» эксплуатирует самые жуткие элементы обязательной босховской программы. Из всех средневековых описаний Ада в «Видениях Тунгдала» они наиболее изобретательны.

Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит». Словом, Дэвид Линч — верный последователь Иеронима. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Лишь семь творений Босха подписаны. Таинственное действо вокруг стола символизирует грех разгульной жизни.

Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён.

Иероним Босх (Иеронимус Антонисзон ван Акен, 1460 – 1516) – выдающийся нидерландский художник, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» – другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. В ту переломную эпоху, которую знаменовало Возрождение, даже римские папы стали прибегать к услугам «практической астрологии». По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера.

Св. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Из пяти сыновей Яна по крайней мере трое, в том числе отец Иеронима Антонис (он умер ок.

Лишь семь творений Босха подписаны. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых.

Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня».

В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи» : смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. В то время, когда итальянские гуманисты писали трактаты о достоинстве и благородстве человека, нидерландский гуманист Эразм Роттердамский издал трактат «Похвала Глупости», где выразил присущий человеку Северной Европы более трезвый взгляд на мир. Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным. Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, – эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок.

И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945). Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Одно из доказательство тому – очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх1 (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Лишь семь творений Босха подписаны.

Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Босх – был личностью весьма интересной. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 г. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi» – «сено» и «ничто»). Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». «Артхив» вспомнил 10 режиссеров, в чьих фильмах Босх присутствует как минимум на правах музы. Что ж, Босх, конечно, знал толк в гигантских жабах.

На кострах погибли Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно и другие выдающиеся люди. Они считали все материальное проявлением зла. Значительное количество символов Босха являются алхимическими.

Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. На них изображены сцены Страстей Христовых. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок).

На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист – прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла. Зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары – это символы ада и смерти. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Ясно было, что это пародия на что-то из событий времён жизни Босха, но что именно зашифровано там— непонятно, в силу отдалённости от нас событий и иного менталитета, воспитания и культуры тогдашних зрителей, да и автора тоже. 1478 года), стали художниками. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.

Пока Иуда торопливо покидает Гефсиманский сад с тридцатью серебряниками, храмовая стража и слуги первосвященника набрасываются на Иисуса так же яростно, как демоны на святого Антония на левом крыле триптиха. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора.

Достоверные факты скупы. Его техника называетсяалла прима. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Иоанна, – основала группа светских и духовных лиц в 1318 году. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя — Иеронимус Антонисзон ван Акен.

Творчество Босха очень нетипично для европейской живописи XV века. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е.

Это и «Иоанн Креститель» и «Святой Иероним во время молитвы», в которых творчество великого художника сумело отразить всю сложность и весь трагизм духовного бытия переломного времени, в которое ему довелось жить. От венского «Несения креста» к гентскому (Босх неоднократно возвращался к этому сюжету) образы врагов Христа радикально меняются: из людей из плоти и крови, наделенных портретными чертами, они превращаются в разнузданную демоническую силу, оскалившуюся клыками множества лиц. Св.

Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов взолото и серебро с помощью воображаемого вещества – «философского камня». В изобразительном искусстве – фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, гравюре – излюбленными сюжетами становятся такие, как «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать».

Природа выступает у Босха в двух качествах: это либо фантастический пейзаж, либо вполне конкретный. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда.

Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Около 1450 года в Хертогенбосе в семье художников, родился Йероен ванн Акен (Босх). История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.

По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. Багрово-парной кошмар «Сайлент Хилла» щедро присыпан пеплом и типичными для Босха символами — крестами, ключами и т. п. По городу бродит жуткий пирамидоголовый жнец (нужно ли напоминать, насколько любимы были Босхом всякие пирамиды, конусы и треугольники. ) и, кажется, если приглядеться, на лезвии его чудовищного тесака обнаружится столь характерное для Босха клеймо «М».

По мнению немецкого культуролога и искусствоведа Ханса Бельтинга, облик «Сада земных наслаждений», выполненного в традиционной для церквей форме складного триптиха-ретабля, находился в вопиющем противоречии с содержанием исполненным весьма откровенного эротизма и оккультизма, что усиливало его эмоционально-просветительское воздействие. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».

Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Это было последнее произведение Босха. Символы меняют значение в зависимости от контекста.

«Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам. Иероним Босх был современником великих мастеров итальянского Возрождения – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля однако творчество нидерландского художника совсем не затронуто влиянием итальянского искусства ни в области идейного содержания, ни в решении художественных задач. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Сцены этой картины расположены по кругу, вот таким образом у исследователей возникло предположение, что она была настольной. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.

В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин). Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Эти жанры не утратили своей, господствующей роли, однако постепенно в сферу живописи стали исподволь проникать новые темы и мотивы. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока.

Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть крупных алтарных образов Босха и беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается ее ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом, отсутствием теней, ярким, насыщенным колоритом. Босх хорошо усвоил важнейшую истину: изобразить добро отнюдь не просто. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха.

Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Но исследователи пришли к выводу, что в полотнах, которые автор, кстати, никогда почему-то не подписывал, скрыт намного более глубокий смысл. Обличительная направленность картины оказывает сильнейшее воздействие на зрителя. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Спорна центральная часть.

«Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений». Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Есть подозрение, что он просто решил добрать за счет Босха солидности. Творчество Босха загадочно.

Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки: на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Часть из них стала демонами. Данную работу очень высоко оценил будущий король Кастилии Филипп Красивый.

Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Особенно хороши босховские фоны с изображением пейзажей и архитектурных сооружений. В многоплановом творчестве Питера Брейгеля Старшего обе тенденции, развиваясь параллельно, представлены в равной степени, являя синтез нового философского обобщения. 12:1). Это увлечение длилось несколько десятилетий.

Он идет в детских ходунках, на голове у него прикреплена вертушка. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале.

Да и о том, что совы — не то, чем кажутся, Босх знал за 500 лет до сериала «Твин Пикс». Хлеб и кувшин на столе являются также кощунственным указанием на евхаристические символы (при этом из горлышка кувшина торчит свиная нога).

Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста. Босх обращается к композициям с небольшим числом персонажей, представленных в виде поясных фигур, что открывало перед ним возможность сосредоточиться на психологической характеристике действующих лиц. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника.

Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества. – так писал о ней Р. Б. Климов. Антония (1505, Лиссабон, Национальный музей старинного искусства) изображен мир мерцающих на фоне неба призрачных видений и отвратительных созданий, ползающих среди мрачных развалин. Она происходила из богатой и знатной семьи, обладала значительным личным состоянием и передала мужу право им распоряжаться. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось.

Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника» (pictor insignis). Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. «Перед картинами Босха, особенно перед большой его композицией изображающей св.

Композиция «Несение креста» с особой силой обнаруживает дар Босха живописать человеческие страсти. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. Коллеги-художники ценили его мастерство колорита.

Эта победа – главная тема правой створки триптиха. Колдуны, алхимия, рептилоиды, звероподобные фрики, мертвое дерево, тьма. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал.

Чуть выше изображены люди, как мошкара слетающиеся на свет фонаря на противоположной стороне обреченный вечной погибели висит в ушке дверного ключа. Сюжет не нуждается в пояснениях. Меня зовут Лубберт Дас». Порой астрологические предсказания становились сенсациями. Самый ранний из них, вероятно, Воз сена (ок.

«Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда». Ерун ван Акен родился около 1453г. Даже персональная выставка его фоторабот (по большей части состоявшая из обнаженной женской натуры) называлась «Диптихи и триптихи». Теперь никто не упрекнет их в инфантильности и легкомыслии. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов.

В его центральной части изображен большой воз сена, окруженный множеством людей самых разнообразных профессий. Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Внешние створки триптиха «Искушение Святого Антония» выполнены в технике гризайли.

И все же лучше судить о Босхе по его работам. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Рождался новый мир, который утверждал то, что еще недавно считалось грехом и подвергалось осуждению.