Иллюстрации К Божественной Комедии Данте Боттичелли
Иллюстрации Боттичелли к «Божественной комедии» Данте (1480-1500)
Многое зависит от перевода и, безусловно, от иллюстраций, карт и диаграмм. Волны подземных потоков разбегаются в легком колыхании. Этому способствует новая организация книжного пространства. И надписи идентифицируют здесь действующих лиц, а не отвлеченные понятия. Он создал своего рода топографию Ада. Это – язык обостренно индивидуального перевода «Комедии».
Боттичелли отказывается здесь от традиционной передачи повествовательной линии «Комедии» – метода из которого он исходил в истолковании предшествующих кантик. всемогущая экспрессивность линий есть главная сила боттичеллевских комментариев к «Божественной Комедии». При этом для графического стиля иллюстраций характерна дуалистичность. Пинский отмечает, что в данном этюде наиболее развернуто изложена мандельштамовская «концепция поэтического» и определяет этюд как «своего рода ars poetica О. Мандельштама».
Божественная комедия в живописи
Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте были разбиты на несколько частей, каждая из которых имеет свою довольно бурную историю. В литературных трудах наиболее популярной является работа О. Мандельштама о «Божественной комедии» — «Разговор о Данте». Эти работы не только редко выставляются, но и нечасто покидают стены немецкого музея, что делает их предстоящее появление в Лондоне незабываемым событием. Он сделал несколько рисунков иллюстрирующих великое произведение последнего – «Божественную Комедию».
И если путь, как и в «Комедии», «измеряется» движением поэтов, отвечая средневековому принципу развития пространства через посредство движения, то одновременно это путь, который как бы содержит однородную внутреннюю меру, обусловленную ренессансным понятием целостности. Геоцентрическая космогония, присутствующая в поэме, соответствует учению Аристотеля-Птолемея о семи небесных сферах (Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна) и восьмой сфере неподвижных звезд. Вот таким образом Боттичелли сначала работал серебряной иглой, выдавливая рисунок. С вершины мрачной серой скалы им открывается вид на многочисленные нагромождения угрюмых ущелий, среди которых мчится нескончаемой вереницей толпа страдающих грешников. В связи с этим художник преисполнился глубокомыслия и стал увлекаться чтением Данте.
Топография Ада: карты загробного мира Данте от эпохи Возрождения до наших дней
Даже связанные со средневековым символизмом надписи под пламенями душ, где сама неровность почерка отражает чувство художника, – даже эта деталь выступает в рисунках знаком личного, поэтической персонификацией (Р XXIV–XXVI). «Божественная комедия» является философско-художественным обобщением достижений культуры и литературы средневековья и одновременно вмещает в себе ощутимые признаки периода, предвещавшего эпоху Возрождения. В неоплатонической символике Земной Рай сливался с садами Венеры. Построение картин отличается целостностью, за которой чувствуется представление о законах перспективы.
Ученый утверждал, что боттичеллевские «мысленные образы замышлялись на языке линии», столь естественно передававшей их внешние проявления. В отличие от них, язык, на который переводит картины Данте этот художник, – индивидуален. Так что в данных интерпретациях и их восприятии читателем того времени повествовательное содержание «Комедии» определенно связывается с изобразительным и притом на повествовательное содержание начинают накладывать собственные понятия о сюжетной занимательности.
Новый оттенок графической интерпретации Боттичелли очевиден также при сопоставлении с более ранними рисунками к «Комедии». В первых листах еще используются элементы рассказа. Они вызывают в воображении сопоставления, ассоциации, вплетенные в эти картины. Мол, в его «карте» указан способ «реализовать» некую модифицированную версию преисподней здесь и сейчас.
«Ад» Боттичелли – картина-иллюстрация к «Божественной Комедии»
Со смелой фантазией трактует он сцены стремительного ритма. В числе последних и вмёрзший в лед Люцифер, который терзает в трёх своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Марка Юния Брута и Кассия – предателей Иисуса и Цезаря соответственно). Чуткая вибрация линий создает впечатление мерцающих огней. У Данте в «Божественной комедии» мера греха соответствует мере глубины и закрытости, мера святости – степени возвышенности и открытости. В нем отражена внутренняя раздвоенность, свойственная эстетическому идеалу художника с конца 1480 г., когда он приходит к несоединимости сенсуалистических и спиритуалистических тенденций. Алессандро Боттичелли – один из величайших художников Италии.
Однако именно этот цветной рисунок на пергаменте известен более других, так как представляет собой своеобразную «адову карту». По мнению А. Вентури, «Боттичелли – самый утонченный поэт линии»: «острая выразительность, . Графический язык обладает здесь в особенности редкой возможностью зримо воплотить то, что проявляется в словесной форме.
Выразительность его несравненно многообразна и открыта к передаче своеобразно воспринятых образов «Комедии» в их бесчисленной последовательности. «Ад» Боттичелли иллюстрировал вместе с другими частями этого произведения – «Раем» и «Чистилищем». В самом деле, рисунки явственно обращены к содержанию «Комедии», но вместе с тем переводят его в совсем иной образный строй, – в сравнении с Дантовой пластичностью и драматизмом графические образы мастера подвижны и легки. Он различим в экспрессивности мимики и движений. «Ад» Боттичелли иллюстрировал вместе с другими частями этого произведения – «Раем» и «Чистилищем».
Пространство указано в своей трехмерности, – сцены развернуты в глубину или из глубины. Венера и три грации символизируют земную любовь и три степени душевной склонности влюбленных. В нем заключена не только крайне драматическая, выразительная направленность, но и противоположная ей – декоративная, смягчающая, поскольку картины Данте запечатлены «в виде прелестных арабесок». Идея загробного путешествия является данью средневековой книжной традиции, которая получила широкое распространение как в Западной Европе, так и в восточно-христианском мире («Плавание Брана сына Фебала», «Видение Макария Египетского», «Хождение отца Агапия в Рай» и др. ).
В клерикальной литературе «видение» — дидактическое произведение, для которого характерно изображение вмешательства высшей силы в решение человеком земных проблем. В эстетически бедных образах содержание объясняется для людей невысоких знаний. «Мы стремимся к величайшей вершине Олимпа и живем в самой глубокой пропасти, – говорит Фичино, – тут нас держит множество препятствий, здесь нас соблазняют обольщения лугов».
Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте
Ближе к Данте Боттичелли подходит в иллюстрировании «Чистилища», чьи образы более открыты его внутреннему миру. Мелькают знакомые силуэты, образы, встречающиеся уже когда-то. Восхождение связывается в «Рае» со все большим расширением внутреннего видения, постижением новых, бесконечных небесных пространств. Алессандро очень прославился своими работами и был приглашен Папой в Рим. Так выглядит Ад. Традиционные элементы полностью подчиняются авторскому замыслу.
Художник, например, не выделяет из толпы осужденных гордого флорентийца Фаринату дельи Уберти, трагического Уголино или Ясона, который у Данте такой «большой» и полон «величества былого» (А X, XXXIII, XVIII). Только когда художник был удовлетворен эскизом, он обводил контуры чернилами. Например, картина «Весна» 1478 г. повествует о трагической любви Джулиано Медичи и Симонетты Виспуччи, образы которых ассоциируются с изображениями Меркурия и нимфы, похищаемой Зефиром (смертью). Довольно отчетливо показаны фигуры «Комедии».
Избранные художником средства иллюстрирования – емки. Концепция о Боттичелли – «великом импровизаторе пером» – наметилась в труде Г. Хорна. Лотман считает, что интересный пример неравномерности структурной организации текста — иллюстрации Боттичелли к «Божественно комедии» Данте. Наконец, средневековый прием непрерывного иллюстрирования вносит в трактовку «Комедии» в гравюрах эффект последовательного развития событий.
В библиотеке Федериго, одной из крупнейших по тому времени, царил подлинный культ книги. Эта ледяная бездна носит название Коцит. Круги Ада, описанные флорентийским визионером, сужаются.
И Дантов «тенистый и живой» лес («Чистилище» XXVIII, 2) претворен художником в прозрачную, несколько меланхолическую гармонию образов «Весны», но еще более хрупкую и ускользающую. Вводя различные положения персонажей (например, обращенность жеста, поворот фигуры), мастер подразумевает их связь со зрительной удаленностью объектов в пространстве. Пластическая масштабность фигур «Ада» также в целом чужда иллюстрациям, обнаруживающим в иных мотивах чувство пластического (кентавры – А XII, XIII гиганты – А XXXI).
Автор послесловия к первому советскому изданию Л. Е. Изображения приобретают ясную обозримость (стремление к которой заметно уже в рисунках к «Чистилищу» – начиная с Ч IV)–содержание сосредоточено в лаконичной композиции. Рисунки выдержаны в «реалистической» (применительно к эпохе Возрождения) манере. Художник откликается на пространственные импульсы, заключенные в «Комедии».
Он отмечает малейший поворот ситуации, дифференцируя подчас в своей динамичной трактовке действия, связанные Единством места и почти одновременные (две головы на одном теле, две фигуры персонажа в едином эпизоде – см. : А VIII, XXI, XXXII Ч X, XIII, XIX). Рисунки мастера соприкасаются с текстом «Комедии» подчас настолько тесно, что, хотя было бы произвольным говорить о сознательной передаче им метафор и сравнений, картины Данте воссозданы в них в образной полнозначности. И текст находит в рисунках свою параллель. Но главное, что наполняет язык рисунков, – тяготение к лирической теме даже там, где она едва уловима у Данте. Вот таким образом она постоянно и активно поддерживала Байрона (см.
Божественная комедия: рисунки Боттичелли в Лондоне
Пламени душ возникают из трепещущих орнаментальных завитков. Помимо акварельных рисунков, сюрреалист создал ряд гравюр на дереве. Она была создана художником в качестве иллюстрации к «Божественной Комедии» своего великого соотечественника.
текст Байрона «Пророчество Данте»). – «Чистилище» XIII, 25–32 XIV, 130–139. Неуловимое и необъяснимое «нечто» — «поэтическая материя», которая, по признанию Мандельштама, «не имеет голоса.
Иллюстрации к «Божественной комедии»
Идея загробного путешествия является данью средневековой книжной традиции, которая получила широкое распространение как в Западной Европе, так и в восточно-христианском мире («Плавание Брана сына Фебала», «Видение Макария Египетского», «Хождение отца Агапия в Рай» и др. ). Художник воспроизводит образы «Комедии» с ощущением их внутренней выразительности. Видений, открывающихся на вершине пути, мастер не передал. «Пророчество Данте» — одно из прекраснейших произведений политического характера, написанных Байроном. Ее полное название «Бездна ада».
Трудно не поддаться очарованию концепции японского исследователя. Последнее основывалось на связи представлений о любви с темой времен года, жизни и смерти. И однако же, язык этих гравюр представляет собой язык обновленного, популярного прочтения «Комедии». Использовались такие произведения для формирования христианского мировоззрения. Но при этом традиционные элементы настолько видоизменены художником, что позволили широко отобразить зрительно-пространственные мотивы «Комедии».
Однако были у него и мрачные картины на религиозную тематику. Последний – из выполненных – лист иллюстрирует полет над Эмпиреем (Р XXX). Вероятно также, не без влияния драматических событий во Флоренции для художника приобретают остро индивидуальный смысл строки «Чистилища» – XII, 88– 99, откуда фантазия его извлекает мотив обнимающихся ангела и Данте – предвестие темы любви и добра, торжествующих над злом. Чтение «Божественной комедии» Данте Алигьери, поэмы, богатой отсылками к флорентийской политике 14-го века и средневековой католической теологии, может показаться непростым занятием.
Так выглядит Ад. Данте нарисован с двумя лицами, чтобы показать, что он обернулся назад, приняв души нарушителей обета за их отражения (Р III). Сравнение графических композиций Боттичелли с теми, где раскраска (очевидно, сделанная другой рукой) упростила контуры, показывает, насколько зрительная впечатляемость иллюстраций обязана именно линии – бесконечно подвижной, чутко отвечающей внутреннему строю образов.
Изображения райского сада и Весны, облаченной в орнаментированный хитон, напоминают готические вердюрные мотивы, восходящие к французским гобеленам «миль флёр», в то время как другие персонажи пронизаны атмосферой античной пластики. В прозрачных, порывистых рисунках заключено своеобразное соответствие поэзии этой кантики.
В эссе «Разговор о Данте», перенасыщенном отсылками к музыке, среди прочих есть и характеристика восприятия великого итальянского поэта немецким историком культуры: «Шпенглер, посвятивший Данту превосходные страницы, все же увидел его из ложи немецкой бург-оперы и, когда он говорит: «Дант», сплошь и рядом нужно понимать — «Вагнер» в мюнхенской постановке. – Ч XIII, XIV). Среди специально отобранных рисунков можно будет увидеть иллюстративные описания грешников, с которыми средневековый «путешественник» Данте и древнеримский поэт Вергилий встречались глазами в сферах Чистилища и Ада — образы ростовщиков, представителей продажного духовенства, колдунов и прорицателей.
В этой связи особенно интересны те положения исследователей, которые связывают высокие иллюстративные качества работы Боттичелли с ее графическим стилем. Чтобы передать Дантовы видения, художник использовал «бесконечные возможности» «рисования быстрого движения»: «он переводил в быстро движущиеся линии, выражающие быстро сменяющиеся чувства», «драматические ситуации» «Комедии». Однако миниатюры кодекса развивают иной аспект нового изобразительного языка.
«Бездна Ада», Сандро Боттичелли — описание картины
Используя традиционный для средневековой литературы жанр «видений» (хождение человека по мукам загробного мира), Данте и в этом выходит за границы жанровой специфики. Данте преодолел традиционную проблематику и поэтику этого жанра. Как говорится у автора, чем глубже ад, тем уже круг, тем страшней сотворенный грех. Его идиллический мир наполняется у Боттичелли перекрестными ассоциациями.
Можно сказать, что в Урбинском кодексе эсхатологические видения Данте были интерпретированы как своего рода «вымысел поэтического воображения». Алессандро очень прославился своими работами и был приглашен Папой в Рим. Геоцентрическая космогония, присутствующая в поэме, соответствует учению Аристотеля-Птолемея о семи небесных сферах (Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна) и восьмой сфере «неподвижных звезд». В связи с этим художник преисполнился глубокомыслия и стал увлекаться чтением Данте. На титульном листе изображена схема кругов ада.
Ибо в иллюстрациях легче увидеть не собственно реальность Ада «Комедии», но образ страстей души. Напряженная экспрессия рисунков наводит на мысль, что поэзия «Чистилища» преломлена здесь сквозь неоплатоническую идею о тяготении души из оков земных страстей к сверхчувственной красоте. Он может передать даже атмосферу невидимого присутствия (см. Главная же сила воздействия рисунков – во внушаемости образов «Рая», чьи формы «дематериализуются» в светомузыку. Последнее положение проявляется в одухотворении небесных сфер и отождествлении различных планет со степенями христианских добродетелей (Венера – любвеобильные, Солнце – мудрецы, Марс – воители за веру).
Иллюстрации к божественной комедии Данте Алигьери
Изображены среди эфирного простора (Р XXVII), в окружении ангельского воинства (Р XXVIII, XXIX). Она была создана художником в качестве иллюстрации к «Божественной Комедии» своего великого соотечественника.
Оно относится к периоду пребывания поэта в Равенне и его увлечения (в близкой ему семье Гамба) идеями освобождения и объединения Италии. С наибольшей последовательностью подобные суждения будут проведены А. Вентури и Ю. Ясиро. Боттичелли изобразил Ад в виде воронки. Такое понятие о целом представлено в начале кодекса в виде подробного стереометрического макета Ада (выполнен неизвестным миниатюристом).
Орнаментально-тектоническая рама замыкает их в качестве более удаленных изображений. Он сделал несколько рисунков иллюстрирующих великое произведение последнего – «Божественную Комедию». А изображая кентавров, он реализует преимущественно ассоциацию с эллинистическими образами, заключенную в строках Данте («Ад» XII, 55–57). Первая часть, состоявшая из иллюстраций для I, VIII, IX, X, XII, XIII, XV песен «Ада», была найдена в библиотеке Ватикана.
«Густота» упорядоченностей в разных местах рисунка различна. Его заинтересовал самый ужасный сюжет в христианской теологии – Ад.
Иллюстрации к «Божественной комедии» Боттичелли
Принцип подобного построения позволил бы концентрированно охарактеризовать пластическую выразительность ситуаций – действенную взаимосвязь фигур. Наличие в них множества действенных и эмоциональных положений показывает, что повествовательная линия «Комедии» прочитана с известной долей занимательной фабульности. Разговору Данте и Беатриче о причинах различных свойств небесных сфер придана некоторая наглядность благодаря схематическому изображению небесных кругов (Р II).
Интересно, что эта карта, созданная живописцем, стала весьма популярной в двадцатом веке. Боттичелли принадлежал к числу сочувствовавших Савонароле. Правда, с другой стороны, художник обычно не использует и чисто религиозных символов «Рая».
В это время он не работал за деньги и, таким образом, обеднел еще больше. Алессандро Боттичелли – один из величайших художников Италии. Линия выступает в разнообразных функциях: в декоративной изобразительной линия – язык, на который переведено содержание «Комедии» наконец, она отражает в рисунках мир чувств художника, эту подчас едва уловимую гамму переживаний. Приблизительно так можно охарактеризовать историю создания этого рисунка. Мотив, очевидно, обусловлен также иконографическими типами, варьируемыми в ранних иллюстрациях к «Комедии» и соответствует ренессансному, в частности неоплатоническому, образу мироздания. Но вот — неожиданный жест, мимолетная улыбка, луч света.
Он упирается в центр земли, где заточен Люцифер. Самые страшные преступники, по мнению Данте – это предатели. Предположительно их должно быть около 100, до нас дошло 92 манускрипта из них полностью раскрашено четыре.
Изобразительный компонент, соединенный с тончайшей экспрессией, здесь существен. Таковы ангел, шагающий через Стикс («Ад» IX) прорыв в глубину, создаваемый фигурой скачущего кентавра («Ад» XIII) полет демонов («Ад» XXI, XXII). Иллюстратор проходит и мимо сцен, где отразились чувства политического гнева или нравственной неприязни Данте (см. : Данте и Бокко дельи Абати Данте обращается к папе Николаю III – А XXXIII, XIX). Им соответствует иная, чем в ранних миниатюрах, композиционная конфигурация.
Однако были у него и мрачные картины на религиозную тематику. Вот таким образом преисподняя его представляет собой своеобразную воронку, поставленную на кончик. Серия создавалась в период между 1951–1959 годами. Идея загробного путешествия является данью средневековой книжнои традиции, которая получила широкое распространение как в Западнои Европе, так и в восточно-христианском мире (Плавание Брана сына Фебала, Видение Макария Египетского, Хождение отца Агапия в Рай и др. ). Вместе с тем, средневековый принцип духовной иерархии не только предполагает дополнение античного космоса девятым небом с «неподвижным двигателем» и Эмпиреем, но также принцип объединения макро- и микрокосмоса. В это время он не работал за деньги и, таким образом, обеднел еще больше.
Если сопоставить с миниатюрами Гульельмо Джиральди гравюры ранних тиражных выпусков «Комедии»: издания 1481 г. (Флоренция) 1487 г. (Брешия) 1491 г., май, ноябрь, 1493 г., 1497 г. (Венеция), то эти начальные опыты гравировального искусства кажутся безусловно архаичными в своей технической неловкости использовании циклического построения и надписей. Это род иллюстрирования, которое отвергал просвещенный ренессансный читатель, как, например, владелец Урбинского кодекса. Ее полное название «Бездна ада». В одной из них перед нами предстают две скорбные, суровые фигуры, закутанные в плащи. Они передают эпизоды «Комедии» в их зримо-живописной привлекательности. Иллюстрирование «Комедии» Федериго заказал одному из самых видных феррарских миниатюристов того времени – Гульельмо Джиральди, с помощниками.
Упавший на лицо и поэтический мир героя становится иным. Наконец, мрачный пейзаж Ада претворен мастером в изысканный линейный узор. Они изображены в открытом пространстве, над которым вращаются концентрические гирлянды огней (P XXIII – XXVI). Его заинтересовал самый ужасный сюжет в христианской теологии – Ад. Наконец, тема круга может быть связана с символизацией души.
В своей острой, тончайшей чувствительности он передает образы изобильной фантазии. В высокой оценке эстетических или иллюстративных качеств миниатюр единодушны авторы различных поколений. Эти 92 рисунка находились в сборнике из коллекции манускриптов Кристины Шведской (Christine of Sweden).
Перевод слова на язык изобразительности приобретает характер индивидуальный и углубленный в рисунках к «Комедии», выполненных Сандро Боттичелли между 1492–1498 гг.
8 произведений искусства, которые воспели Ад
Как бы лучащиеся в легкой вибрации, они отражают звучание света. Введение в рисунки мотива круга естественно объяснить дантовской космографией. Можно допустить, что художник смотрел на Дантовы картины сквозь призму этих понятий. Именно так и трактует образы из «Божественной комедии» Боттичелли.
Движение его пера стремительно легко, гибко и экспрессивно. Последнее положение проявляется в одухотворении небесных сфер и отождествлении различных планет со степенями христианских добродетелей (Венера – любвеобильные, Солнце – мудрецы, Марс – воители за веру). Эта ледяная бездна носит название Коцит. Однако отношение к античному наследию у Боттичелли иное, нежели чем у художников начала XV века: Боттичелли не столько подражает античному искусству, сколько создает на его основе особую «светскую мифологию» (Арган Дж. ), позволяющую говорить о современности на языке античной аллегории. Большинство же – это эскизы. Уступы и пропасти напоминают нагромождение прозрачных кристаллов.
Каковы же конкретные формы этой графической интерпретации каждой из кантик. К примеру, картина Весна 1478 г. повествует о трагической любви Джулиано Медичи и Симонетты Виспуччи, образы которых ассоциируются с изображениями Меркурия и нимфы, похищаемой Зефиром (смертью). В книге японского автора Ясиро развиваются следующие идеи.
Интересно, что эта карта, созданная живописцем, стала весьма популярной в двадцатом веке. «Божественная Комедия», проиллюстрированная художниками Возрождения – это произведение, зазвучавшее на языке ренессансных понятий. Приблизительно так можно охарактеризовать историю создания этого рисунка. Геоцентрическая космогония, присутствующая в поэме, соответствует учению Аристотеля-Птолемея о семи небесных сферах (Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна) и восьмой сфере «неподвижных звезд».
Он акцентирует повествовательно-изобразительное содержание. 1. 1. Образы «Божественной комедии», отраженные в поэзии и литературе. Как и в других современных им иллюстрациях к «Комедии», аллегорическое содержание здесь не является больше преобладающим изобразительное же – утверждает себя как язык, с помощью которого раскрывается смысл. При этом главный акцент в претворении смысла «Комедии» переносится на изобразительность. Трехмерность передана соединением нескольких графических планов и фигурами, данными в ракурсно-пространственном положении.
Однако именно этот цветной рисунок на пергаменте известен более других, так как представляет собой своеобразную «адову карту». При этом в понятие «античность» входил широкий спектр культурных явлений, включающий не только собственно античные памятники, но раннехристианское и романское искусство, византийские традиции.
Иллюстрации Боттичелли к "Божественной комедии" Данте
Отталкиваясь от циклического типа изображения (возможно, от варианта его в кватрочентистских кассони), Боттичелли своеобразно передает ведущий мотив действия, следуя шаг за шагом за Данте и Вергилием в их странствии. Впечатление светового потока («Рай» XXX, 61–69) воссоздается здесь с чудесной простотой: две тонкие линии, проведенные в даль островатый декоративный узор цветов порхающие среди них путти. Последнее положение проявляется в одухотворении небесных сфер и отождествлении различных планет со степенями христианских добродетелей (Венера – любвеобильные, Солнце – мудрецы, Марс – воители за веру). То есть в нарисованном с отчетливостью видели то, что описано в поэме и, возможно, мастерство иллюстратора в передаче зрительной достоверности ее образов воспринималось при этом несколько преувеличенно, в духе такого суждения о миниатюре, как, например: «Вы побежали бы от злого льва в сосновый лес и дрожали перед косматым кабаном на нарисованных горах» Видение и чтение сближалось здесь в том аспекте, что зримый образ снова обращал внимание к поэтическому слову, которое в свою очередь дополняло изображение. Вместе с тем, средневековый принцип духовной иерархии не только предполагает дополнение античного космоса девятым небом с «неподвижным двигателем» и Эмпиреем, но также принцип объединения макро- и микро-космоса. Различие образного строя иллюстраций и «Божественной Комедии» объясняется несовпадением творческих черт поэта и его интерпретатора.
Мол, в его «карте» указан способ «реализовать» некую модифицированную версию преисподней здесь и сейчас. Он создал своего рода топографию Ада. Сохранились не все страницы. Путь поэтов, то сложный, то прямой, непрерывно тянется от рисунка к рисунку. Но прежде всего со словом сближается экспрессивная суть иллюстраций, где за отражением зримого плана «Комедии» как бы всплывают поэтические интонации ее строк.
Эти две — особенно скорбные — тени привлекают особое внимание Данте. Смысл «Комедии» сплетается с неоплатоновской темой Рая: представлением о высшем мире проявления сверхчувственной красоты, где душа, свободная от телесного плена, поднимается через созерцание ступеней божественной эманации к изначальному и конечному Единству. Личностный характер подхода Боттичелли к иллюстрированию «Комедии» достигает наивысшей степени на этом заключительном этапе работы. Но затем, начиная с пятого рисунка, художник дает лишь суммарное представление о песни. Быстрый бег линий выявляет формы, движение, пространство, организует композицию., не пишет красками и не изъясняется словами». Боттичелли трактует с живой, забавной фантазией грозных дьяволов преисподней. Из нее вытекают потоки, попадающие в пятый круг – болота Стигии, где наказываются гневные люди.