Илья Глазунов Википедия
Картина глазунова вечная россия
Громыко. Издана повесть Достоевского «Белые ночи» с иллюстрациями Глазунова (М., «Художественная литература»). Работает вместе с Ниной Александровной Виноградовой-Бенуа над художественным оформлением оперы Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь» в Берлинской государственной опере, премьера которой проходит с большим успехом в начале октября (постановка – Борис Александрович Покровский). Пишет портрет литератора и юриста Сергея Карловича Вржосека, эскиз на историческую тему «Тревожная весть», этюд «Мать» для картины «Дороги войны». В декабре проходит премьера оперы (дирижер – Светланов).
Илья Глазунов возглавляет мастерскую портрета в Институте имени Сурикова. В декабре открывается выставка в Иркутске. Делает рисунки «Инженерный замок», «Петербург Петра I» и др. Летом получает предложение послать картину на международный художественный конкурс, организованный журналом «Всемирные студенческие новости» издающимся в Праге.
В Мошенском районе почтили память известного российского художника Ильи Глазунова
28 июля постановлением Совета Министров РСФСР учреждается Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПиК). 10 июня награждается орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени за выдающийся вклад в развитие отечественного изобразительного искусства, многолетнюю творческую и педагогическую деятельность.
В картине «Князь Игорь» под влиянием древнерусских шитых окладов применяет технику коллажа. Толстого.
29 мая награждается орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами. За работу «Юлиус Фучик (Поэт в тюрьме)» получает Гран-при. – Мне необходимо пережить внутреннюю музыку души того человека, портрет которого я пишу. Генплан был выставлен на обозрение в Манеже и раскритикован возмущенной общественностью. Зимой по заказу польского журнала «Докола свята» исполняет графический портрет итальянского певца Марио дель Монако.
В Великом Новгороде покажут лучший фильм Каннского кинофестиваля
Летом в Центральном доме работников искусств (ЦДРИ) проходит выставка работ студентов портретной мастерской Глазунова в Институте имени В. И. Сурикова. 21 мая в музее современного искусства «Kiasma» (Хельсинки) открывается выставка произведений художника, на которой представлено около 30 работ из частных коллекций: портреты, пейзажи, сюжетные произведения. На вступительных экзаменах пишет натурный этюд «Старик», получивший высокую оценку комиссии. Знакомится с итальянским критиком Паоло Риччи польским актером Збышеком Цибульским. Пишет целый ряд произведений, в которых отразились чувства творческого одиночества и непонимания: «Пророк», «Осень» и др.
В октябре журнал «Молодая гвардия» начинает публиковать автобиографическую повесть Глазунова под названием «Дорога к тебе. Делает зарисовки из крестьянской жизни, сочиняет композиции «1812 год (Отступление)», «Дубровский и Маша» и др.
Из записок художника», в которой излагает свои взгляды на предназначение художника. Жизни И. С. Городской цикл, в который входят такие картины, как Ленинградская весна, Город, Последний автобус, Ушла и другие цикл История России, которому художник посвятил более 20 лет (Олег с Игорем, Князь Игорь, Два князя, Русский Икар, Проводы войска, Канун, Андрей Рублев, Русская красавица, Мистерия XX века, Вечная Россия и др. ) третий цикл – это иллюстрации к произведениям Достоевского, Мельникова-Печерского, Никитина, Некрасова, Лескова, Островского, Лермонтова, Блока, Куприна и др. Фирмой «Мелодия» выпускается комплект пластинок «Дорога к тебе», где главы своей мемуарной повести исполняет сам автор.
В апреле проходит выставка в Саратове. Дубы». Вместе с Олегом Антоновичем Красовским участвует в создании зарубежного патриотического альманаха «Вече», начинающего издаваться в Германии. В мае присуждается премия Союза журналистов СССР «за серию рисунков о Чили».
- Илья Глазунов – биография, фото, картины, личная жизнь художника
- Биографии великих и известных людей
- Илья Глазунов: биография и некролог
- Илья Сергеевич Глазунов: биография
- Глазунов Илья Сергеевич доклад по историческим личностям, Упражнения и задачи из Культурология
- Напишите отзыв о статье Глазунов, Илья Сергеевич
11-летнего Глазунова эвакуируют на Большую землю. Летом пишет живописный портрет Патриарха Московского и Всея Руси Алексия I (Симанского) и других иерархов Русской Православной Церкви. 7 июля в «Литературной газете» появляется статья писателя Сергея Сергеевича Смирнова «Странная судьба одного таланта» в защиту Глазунова, последовательно отвергаемого руководством Союза художников СССР. Со второй половины лета проводит студенческую практику на строительстве Куйбышевской ГЭС. Задумывает большое полотно «Дороги войны». Выставка имеет большой успех и продлевается на несколько дней.
В ноябре выставка в клубе парфюмерной фабрики «Новая заря». Ему присудили звание профессора. Происходила она из известной всем любителям искусства семьи Бенуа. В октябрьском номере журнала «Творчество» появляется статья искусствоведа Александра Абрамовича Каменского «Сфинкс без загадки», в которой формулируются основные претензии к Глазунову со стороны советской критики.
Осенью в Москве проходят гастроли итальянского театра Ла Скала. Знакомится с лидером ультраправой партии Жан Мари ле Пеном и пишет его портрет. Заканчивает совместный с Александром Павловичем Поликарповым проект здания Музея в Палехе. Его портреты нравились и в Кремль отовсюду шли благодарственные письма. Также исполняет портреты американских актеров Элизабет Тейлор и Эдди Фишера.
6 и 9 августа ядерная бомбардировка японских городов Соединенными Штатами Америки. Олег с Игорем, Князь Игорь, Два князя, Русский Икар, Проводы войска, Канун (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы), Андрей Рублев, Русская красавица, Мистерия XX века, Вечная Россия и многие другие полотна воспевают трудную и героическую судьбу Древней Руси. А испанские журналисты писали, что "не надо даже ездить в Россию, все известно из работ Глазунова".
Незнакомка», «Санкт-Петербург.
- Отрывок, характеризующий Глазунов, Илья Сергеевич
- Илья Глазунов: последние новости
- Словари и энциклопедии на Академике
- Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
- Общественная деятельность Править
- Общественная деятельностьПравить
Пишет картину «Русский Икар». В Неаполе итальянский искусствовед Паоло Риччи выпускает монографию «Илья Глазунов». История России – красное пламя Революции и вера в будущее. Выходит папка репродукций «Дни и ночи Вьетнама» (М., Изобразительное искусство). для собрания сочинений писателя в шести томах, выходящего в библиотеке «Огонька», к поэме Николая Алексеевича Некрасова «Мороз, Красный нос».
Память о войне завсегда живет в душе художника. Осенью заканчивает живописное панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию», которое становится даром СССР ЮНЕСКО. В Манагуа по инициативе никарагуанского правительства проходит выставка Глазунова «Телеграммы из Никарагуа», которую посещает Ортега. 9 ноября 1967 награждается лаосским орденом Вишну. Создает при Советском комитете защиты мира секцию по охране памятников, на основе которой позднее возникнет Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) В июльском номере журнала «Москва» появляется сочувственная статья поэта и общественного деятеля Николая Семеновича Тихонова «Человек беспокойного таланта», посвященная Глазунову. Важный этап творчества художника – иллюстрация литературных произведений.
Создает картины «Апокалипсис. Получают известность первые значимые полотна автора – «Господин Великий Новгород», «Русская песня», «Град Китеж», цикл «Поле Куликово». Глазунова, он назван самым выдающимся художником ХХ века. Глазунова, воскрешающими дух знаменитых Русских сезонов в Париже имели большой фарт. Спас на Нерли», «Древняя Вологда» и др. 4 ноября в «Известиях» появляется статья Владимира Леонидовича Верникова «Экспортная гласность», в которой журналист жестко критикует позицию художника.
- ГЛАЗУНОВ Илья Сергеевич (1930-2017)
- Биография на тему Глазунов Илья Сергеевич
- На шестом Фестивале языков новгородцев научат говорить с царями
- Михайло Ломоносов «работал» в новгородском театре
- Марёвский музей хочет стать любимым
Пишет картины «Заратустра», «Озеро слез», «Окно», «Улица». Выходит поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» с иллюстрациями Глазунова. В середине ноября открывается выставка в Западном Берлине, в галерее «Дом Делёра», где представлено более 100 работ.
Там же в Этнографическом музее открывается выставка художника. Выходят альбомы «Илья Глазунов» (М., Изобразительное искусство) и «Образы Ф. М. Достоевского в иллюстрациях Ильи Глазунова» (М., Планета). Пишет пейзаж «Ростов Великий», «Натюрморт».
Лермонтова и иллюстрации к его поэме «Мцыри». 7 февраля в американской газете «New York Herald Tribune» публикуются заметки о выставке Глазунова собственного корреспондента из Москвы, озаглавленные «Социалистический реализм это или нет. ». 13 декабря награждается премией Фонда Андрея Первозванного «За веру и верность».
Особое место среди работ исторической тематики занял цикл Поле Куликово. И он должен быть похож иначе это не портрет. Портреты лично дарит своим моделям ввиду отказа Министерства культуры СССР представить эти произведения (находятся в музее театра Ла Скала) в качестве памятного подарка о гастролях. В мае в московском Центральном выставочном зале «Манеж» открывается выставка, на которой представлено более 400 произведений.
- В гостях у новгородцев побывал Токийский новый репертуарный театр
- Андрей Глазунов – Подборка вайнов 4
- Владимир Глазунов Ты веришь в Бога
Илья Глазунов возглавляет мастерскую портрета в Институте имени Сурикова. Четвертый цикл работ Глазунова составляют портреты современников. Художник представил 80 графических и живописных работ. Врубель, только реализм родит глубину и всесторонность. Входит в его организационный комитет.
Ситуация мало изменилась и тогда, когда его стали привечать сильные мира сего. В марте начинает композицию «Последний автобус». Знакомится с главным редактором газеты «Известия» Алексеем Ивановичем Аджубеем.
Широко известны его иллюстрации к романам Достоевского и лирике Блока. Происходит первый выпуск студентов Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества. Его картины одухотворены и никого не оставляют равнодушными. На ней экспонируется около 150 произведений живописи и графики.
Дает интервью испанской газете «ABC», в которой высказывает монархические взгляды и осуждает коммунизм, называет своим любимым историческим деятелем Петра Аркадьевича Столыпина. Пишет портрет Генерального секретаря ЮНЕСКО Амаду Махтара МБоу. Выставка работает до августа. Следуя методу русской национальной школы, Глазунов уже на раннем этапе своего творчества много внимания уделял подготовительной работе, этюдам, пластическому решению композиции.
Каждый портрет – экзамен для меня, я не имею права писать его безразлично. Каждый портрет – экзамен для меня, я не имею права писать его безразлично. Там впервые знакомится с экспозицией Третьяковской галереи, открывшейся после войны. Затем ее показывают на западе Финляндии, в городе Вааса. В октябре открывается выставка в Ленинграде. В августе творческая двухнедельная командировка по заданию редакции газеты «Правда» в Никарагуа, где он создает около шестидесяти произведений, составляющих серию «Никарагуанский дневник».
В сентябре – октябре выставка, включающая более 600 произведений, экспонируется в Центральном выставочном зале «Манеж» в Ленинграде. 3 декабря иск о клевете, поданный Глазуновым, был удовлетворен судом в Гамбурге. В феврале Московское областное управление культуры и областной комитет комсомола утверждают положение о клубе «Родина». 23 ноября в Центральном выставочном зале «Манеж» в Петербурге открываются две выставки – «Илья Глазунов» и «Новые имена русского реализма».
Слепой сеятель», «Гавань», «Ветер», «Нина с ландышами», портреты певца Иосифа Давыдовича Кобзона и Олега Антоновича Красовского. Вместе с единомышленниками создал альбом, посвященный «старой» Москве и отражающий утраты, понесённые в результате градостроительной деятельности коммунистического руководства.
Творческая история жизни мастера неразрывно связана с театром. Работает над иллюстрациями к стихам Александра Александровича Блока «Незнакомка», «Эллины» и др.
Вместе с единомышленниками создал альбом, посвящённый «старой» Москве и отражающий утраты, понесённые в результате градостроительной деятельности коммунистического руководства. В октябре – ноябре совершает при поддержке общества Ордена иезуитов «Чевилта Католика» поездку с группой студентов своей Академии в Италию. Заканчивает художественную школу и поступает на живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им.
Глазунова, он назван самым выдающимся художником ХХ века. Осенью снова посещает Стокгольм по приглашению шведского бизнесмена Акселя Юнсона. Художник всегда тяготеет к панораме, которая вызывает представление о немереных верстах русской земли. Знакомится с главным редактором журнала Анатолием Владимировичем Сафроновым. Осенью – выставка в Токио (Япония).
9 августа Советская Армия начинает Манчжурскую операцию против Японии. 25 февраля Никита Сергеевича Хрущев выступает с докладом «О культе личности и его последствиях» на закрытом заседании ЦК по окончании XX съезда КПСС. По приглашению молодежного журнала «Доокола свята» («Вокруг света») едет в Польскую народную республику, где летом проходят выставки художника в трех городах – Варшаве, Кракове и шахтерском городе Катовице. Получает мастерскую в башне дома «Моссельпрома» в Калашном переулке.
Выходит фильм о Глазунове «Художник и время» (режиссер – Павел Васильевич Русанов). 18 июля в Сантьяго открывается выставка работ по результатам поездки. В октябре выставка проходит в Центральном выставочном зале «Манеж» в Ленинграде.
Памяти жены», «Венецианское адажио», «Изгнание из рая», «За гуманитарной помощью», «А. С. Создавая свои исторические картины Борис Годунов (1967), Легенда о царевиче Димитрии (1968), Князь Олег и Игорь (1972), Иван Грозный (1974), Дмитрий Донской (1979), художник сочетал темперную живопись на доске с инкрустацией цветными стеклами, парчой, металлом, по-своему преломляя приемы древнерусского искусства. 26 апреля открывается выставка художника в римской галерее «La Nuova Pesa» («Новые весы») на via del Vantaggio.
Создает декорации к мюзиклу «Черная уздечка белой кобылицы» в Камерном еврейском музыкальном театре (текст на идиш – Хаим Бейдер, русский текст – Илья Рахмиэлевич Резник, музыка и постановка – Юрий Борисович Шерлинг). Деревня». Мэр Мадрида Терно Гальван говорил, что эти интерьеры станут украшением испанской столицы. Более 40 лет посвятил художник циклу "История России" и продолжает его.
В новых произведениях на темы русской истории использует технику коллажа, приемы, связанные с древнерусским искусством и народным примитивом: «Борис Годунов», «Легенда о царевиче Димитрии», «Царевич Димитрий», «Погост Нёнокса» и др. Летом выставка в Стокгольме (Швеция) в Мармур-халле, где экспонируется около 180 живописных и графических работ. Именно в таком духе велось обсуждение выставки в высших партийных инстанциях, которого удостоился дотоле неизвестный студент. Его имя присвоено одной из малых планет, а ЮНЕСКО удостоило его своей высшей награды – золотой медали за выдающийся вклад в мировую культуру. История России – красное полымя Революции и вера в перспектива.
В море красного цвета плывет в гробу и Сталин. На второй выставке зрителям представляются работы учеников Глазунова. Сурикова, в Красноярске и Минусинске. Художник представил 80 графических и живописных работ. В Кельне в гостинице «Интерконти» заканчивает задуманную в 1968 году картину «Мистерия XX века», которую осматривает премьер-министр Баварии и Генеральный секретарь партии Христианско-социальный союз Франц Йозеф Штраус. Скоро коллеги по институту призналиИлью Сергеевича Глазунова.
Работает над иллюстрациями к собранию сочинений Алексея Константиновича Толстого, выходящему в библиотеке «Огонька». Зимой совершает поездку в Таллин. Ввиду отвержения Ученым советом института картины «Дороги войны» в качестве дипломной работы представляет написанную по рекомендации Совета по старому эскизу картину «Рождение теленка», за которую получает посредственную оценку. Поток зрителей, желавших попасть на выставку, нарастал с каждым часом, а в день ее обсуждения властями была вызвана для укрощения страстей милиция, что впоследствии стало атрибутом и других выставок Глазунова.
И наоборот. Выходит первая в СССР монография о художнике, написанная И. В. Языковой (М., «Изобразительное искусство»). Но за ним оставили только работу над интерьерами. Пишет портрет писателя Владимира Алексеевича Солоухина.
В апреле в Одессе проходит премьера балета «Маскарад» на музыку Арама Ильича Хачатуряна с декорациями Глазунова и костюмами исполненными по эскизам Виноградовой-Бенуа. В январе – феврале проходит выставка в Хельсинки (Финляндия) в городском выставочном зале «Taidehalli». Этого не произошло. Сделав за два часа портреты, вызывавшие восторг, получает приглашение приехать в Рим. Летом посещает Плес и другие волжские города.
Идеальная ситуация – если при этом звучит классическая музыка: она создает расположение. Илья Сергеевич с единомышленниками создал большой альбом, показывающий былую Москву, несравненный эталон мирового градостроительного искусства и отражающий невосполнимые утраты, нанесенные столице, которой грозило превращение в безликий населенный пункт. Пишет живописные произведения «Канев», «Каневская девочка», «Девушка в розовом. Делает более двадцати графических портретов, в том числе дирижеров Герберта фон Караяна и Джанандреа Гаваццени, главного художника Николая (Никколо) Бенуа, певиц Габриэллы Тучи и Миреллы Френи, баса Николая Гяурова и других.
В мае принимается кандидатом в члены Союза художников. Пишет картины «Штурм града», «После битвы», «Портрет девушки с Волги», «Нина» и др. В квартире на Петроградской стороне, где живет Глазунов, умирают от голода родственники: дядя по матери китаист Константин Константинович Флуг (январь), отец Сергей Федорович Глазунов (январь), бабушка Елизавета Дмитриевна Флуг (февраль).
Исполняет его графический портрет. Создает портрет приехавшего в Москву итальянского драматурга Эдуарда де Филиппо, а также молодого поэта Андрея Андреевича Вознесенского для его первого сборника стихов «Мозаика». В конце декабря селится с женой в коммунальной квартире на улице Воровского (ныне – Поварская) в четырехметровой кладовке, принадлежащей испанскому скульптору Дионисио Гарсиа, где он хранил свои материалы.
В феврале через Владивосток вместе с писателем Сергеем Александровичем Высоцким уезжает в творческую командировку во Вьетнам в качестве специального корреспондента газеты «». Изданы альбомы «Задонщина» с иллюстрациями Глазунова (М., Художественная литература) и «Дар СССР ЮНЕСКО» (М., Планета). В гостинице «Москва» создает графический портрет мексиканского художника Давида Альфаро Сикейроса. Художник оставляет русскую природу в ее первозданной красоте. Получает премию журнала «Огонек» как художник-иллюстратор русской классики. Илья Глазунов возглавлял мастерскую портрета в Институте имени В. И. Сурикова.
Награждается орденом Трудового Красного Знамени. В ресторане» и др. В 1978 году начинает преподавательскую деятельность в Московском художественном институте.
Имя художника Глазунова иногда связывают с именем Ф. М. Многое написано с места событий. Медовый месяц молодожены проводят в Старой Ладоге. Пишу молча, – рассказывает Илья Сергеевич.
Исполняет эскизы и декорации. Мэр Мадрида Терно Гальван говорил, что эти интерьеры станут украшением испанской столицы. Пишет ряд произведений, проникнутых настроением тоски и одиночества: «Метро», «Клетка», «Осенние листья», «Одиночество», «Лестница (Автопортрет)» и др. Российский фонд Андрея Первозванного удостоил художника премии «За Веру и Верность». С конца 70-х годов мастер обращается к масштабным полотнам и создает всемирно известные эпические картины – «Мистерия ХХ века», «Вечная Россия», «Великий эксперимент», «Разгром храма в Пасхальную ночь». Копирует рисунки старых мастеров и «Афинскую школу» Рафаэля.
В сентябре Первым секретарем ЦК КПСС становится Никита Сергеевич Хрущев. Репина, он выразил свои впечатления военных лет в картине Дороги войны, полной истинного драматизма и правды жизни. Через пять дней по требованию Московского Союза художников выставка закрывается. Портретирует президента Чили Сальвадора Альенде. Портрет передается Вальдхайму в качестве дара от Советского правительства. И. С.
Пишет портрет президента Никарагуа Даниэля Ортеги, портреты «Балерина Бланко Гуардадо» и «Солдат». Идеальная обстановка— если при этом звучит классическая музыка: она создает настроение.
В1994 году в Манеже состоялась совместная выставка картин Глазунова и его учеников — первых выпускников Академии. Начинает работу над декорациями к первой постановке балета на музыку Арама Ильича Хачатуряна «Маскарад» в одесском Театре оперы и балета (балетмейстеры-постановщики – Наталья Ивановна Рыженко и Виктор Викторович Смирнов-Голованов). Основанием для проведения выставки послужило получение Глазуновым Гран-при на Всемирной выставке молодежи и студентов в Праге за созданный им образ заключенного в тюрьму писателя Юлиуса Фучика. В сентябре открывается выставка «Чили под знаменем Народного единства» в выставочном зале Союза художников СССР в Москве. Эскизы костюмов исполняет Нина Александровна Виноградова-Бенуа.
Выпущен альбом «Песнь о Чили» (М., Издательство агентства печати Новости). Этой работой художник занимался с таким же увлечением, как и живописью. Назначается художественным руководителем работ по реставрации Александровского и Андреевского парадных залов Большого Кремлевского дворца и оформлению интерьеров четырнадцатого (президентского) корпуса Кремля. 2 сентября – подписание акта о капитуляции Японии и окончание Второй мировой войны. Пишет полотна на историческую тему «Былина» и «Иван Грозный», а также «Портрет Иннокентия Смоктуновского с дочерью». В седьмой раз забаллотирован на выборах в Российскую Академию художеств. – Мне необходимо почувствовать внутреннюю музыку души того человека, портрет которого я пишу.
Летом проходит выставка в Севастопольском художественном музее. 20 октября в московском кинотеатре «Октябрь» проходит премьера документального фильма «Художник Илья Глазунов» (режиссер – Павел Васильевич Русанов). Знакомится с главным художником миланского театра Ла Скала Николаем (Никколо) Бенуа, родственником Нины Александровны Виноградовой-Бенуа, с художниками Ренато Гуттузо и Джорджо де Кирико.
И. Е. Репина возобновляет свою деятельность академический музей античных слепков. Накануне», «Христос воинствующий», «Весна. Теперь он получил возможность разъезжать по всему миру. К тому времени художник был уже известен во всем мире как замечательный мастер портрета.
Будь то Чили, Вьетнам, Франция, Италия или Россия (строительство Байкало-Амурской магистрали, города и села России). Создает полотна «Гимн героям» и «После спектакля», живописный портрет писателя Сергея Александровича Высоцкого и графический – кинорежиссера Сергея Федоровича Бондарчука. Создает портретные этюды заключенных, занятых на стройке.
Пишет картины «Суздаль», «Несение креста», «Райские птицы Древней Руси. Пишет этюды «Старик» и «Старик. Пишет полотна «Прощание», «Костры Октября», триптих «Внуки Гостомысла», «Ярославна», «Встреча Нового года», «Мать героя», «Автопортрет с семьей», «На колхозном складе», «Девочка с одуванчиком» и р. Назначен ректором основанной им Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества, которой передается историческое здание бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества по улице Мясницкой, 21. Его творчество продолжает вызывать столь же неоднозначное к себе отношение, как и прежде.
Этот импульс дал плоды в зрелую пору, когда сообща с супругой, тонким знатоком русского костюма, он создал потрясающее оформление к постановкам опер Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии Н. Римского-Корсакова в Большом театре, Князь Игорь А. Бородина и Пиковая дама П. Чайковского в Берлинской опере, к балету Маскарад А. Хачатуряна в Одесском оперном театре. 30 января рождение дочери Веры. Выходит повесть Федора Михайловича Достоевского «Неточка Незванова» с иллюстрациями Глазунова. В ноябре в Копенгагене проходит выставка Глазунова.
Пушкин. По желанию Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева пишет его портрет. Но за ним оставили только работу над интерьерами.
В марте назначается его директором. В ноябре выставка переезжает в Лиссабон (Португалия). 30 ноября присваивается звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Иогансона. Среди них «Балерина Бланка Гуардадо», «Солдат Максимо Санчес», «Вулкан», «Масая».
Выходит альбом «Чили глазами художника» (М., Изобразительное искусство). Вышли альбомы «Писатель и художник» (с текстом Владимира Алексеевича Солоухина) и «БАМ» (М., Изобразительное искусство). Создает жанровые портреты «Моя тетя Агнесса Константиновна Монтеверде» и «Портрет пианистки Марины Дранишниковой у рояля», картины «Улетел», «У самовара», эскиз «Джордано Бруно», а также рисунок соусом «Нина в шубке» – первый портрет будущей жены. Работает над иллюстрациями к роману Ивана Андреевича Гончарова «Обрыв» для собрания сочинений писателя в 8-ми томах, выходящего в издательстве «Художественная литература» (М., 1977-1980). Генплан был выставлен на обозрение в Манеже и раскритикован возмущенной общественностью. 9 мая – День победы над фашистской Германией.
Может быть из этой затеи Глазунова ничего бы и не вышло, но времена переменились и в 1986 году Горбачев подписал решение о создании академии. "Пишу молча, – рассказывает Илья Сергеевич. Зрители и авторы публикаций, приветствовавшие появление дерзкого таланта, отмечали его глубоко национальный характер, говорили о правде жизни и поэтическом видении, об открытии новых и свежести трактовки таких вечных тем, как любовь, об особой чуткости к темам трагического звучания и необыкновенной для возраста художника глубине проникновения в мир своих героев.
Портрет— документ человеческого духа, реальная форма гуманизма. И наоборот". Летнюю преддипломную практику проводит в Сибири, на родине В. И. Совершает поездку в Заволжье. Слушает его рассказы о Михаиле Александровиче Врубеле, Викторе Михайловиче Васнецове, Михаиле Васильевиче Нестерове и других «соборянах». Создает картину «Достоевский в Петербурге» и иллюстрации к романам писателя «Идиот» и «Бесы» – «Князь Мышкин», «Рогожин», «Настасья Филипповна», «Смерть Шатова», «Верховенский и Лямшин», которые в том же году приобретает Музей Достоевского в Москве. Летом выставка произведений художника экспонируется в Никосии (Кипр).
В октябре открывается выставка в Центральном выставочном зале «Манеж» в Ленинграде, в ноябре – в Западном Берлине. В апреле произведения художника экспонируются в Донецке. Летом и осенью до начала октября живет в Каневе на Украине. По заказу Государственного комитета по радио и телевещанию при Совете Министров СССР начинается съемка документального фильма о художнике (режиссеры Маргарита Вениаминовна Тюпкина и Дмитрий Дмитриевич Васильев), позднее уничтоженного за излишний драматизм, обилие церковной архитектуры и православный дух произведений на темы Древней Руси, Работает над иллюстрациями к стихотворениям Александра Александровича Блока «Осенняя любовь», «Голубой рыцарь», «Сирень», «В ресторане» и др. Выставки в Йошкар-Оле, Ярославле и Горьком.
На ней впервые показываются картины «Мистерия XX века», «Вечная Россия» и др., вызвавшие огромный зрительский интерес. Глазунов предложил ее в качестве дипломной работы. Глазунова посвящен документальный фильм «Черная вода, белая льдина». Журнал «Современник» публикует главы автобиографической книги «Россия распятая». 1 ноября властями закрывается клуб «Родина», существовавший с 1964 года. Первым его архитектурным проектом стал конкурсный проект музея народного искусства в Палехе, выполненный совместно с молодым архитектором Поликарповым в традициях новорусского стиля, раздавленного в годы революции натиском авангарда.
По просьбе посла Израиля создает графический портрет Анны Франк. Каждый портрет— экзамен для меня, я не имею права писать его безразлично. В связи с блестящим успехом, который художник имел в Италии, в середине июня с разрешения министра культуры Екатерины Алексеевны Фурцевой открывается выставка в служебном помещении Центрального выставочного зала в Москве (Манеж) со стороны Троицкой башни Кремля, где, в частности, экспонируется картина «Дороги войны».
В начале июня на Учредительном съезде ВООПиК избирается членом правления. Совместно с Ниной Александровной Виноградовой-Бенуа исполняет декорации и костюмы к опере Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама» для Государственной оперы в Берлине (режиссер-постановщик – Борис Александрович Покровский). Также делает графические портреты работниц Московской ткацкой фабрики 2 для журнала «Молодая гвардия». Постановки с декорациями, созданными по эскизам И. С. Награждается Серебряной медалью Всемирного Совета мира.
Портрет – документ человеческого духа, реальная форма гуманизма". Пишет портрет Юнсона и его жены.
С большим успехом премьера проходит 10 ноября в Биробиджане, а затем – в Москве. Весной проходит выставка в Лондоне (Англия) в Барбикан-центре. В январе также посещает Гамбург в связи с 880-летием города.
В каталоге выставки искусствовед Владимир Павлович Толстой подвергает резкой критике картину «Сумерки» за отличие от «подавляющего числа произведений советского отдела, проникнутых духом жизнеутверждения», как формой, так и настроением. Рисует в смешанной технике графический портрет певицы («Надя») из Государственной хоровой капеллы УССР «Думка». Создает триптих «Легенда о великом инквизиторе», картины «Юность Андрея Рублева», «Достоевский. По инициативе И. С. Пишу безмолвно, – рассказывает Илья Сергеевич. Имя художника Глазунова иной раз связывают с именем Ф. М.
У Кириллова монастыря». Из прочтения всего писателя из его книг Глазунов стремится воссоздать зримый образ Родины – таковой, каким он выкристаллизовался в душе писателя. Автопортрет с женой».
В Ленинграде в октябре по заданию журнала «Театр» делает графические портреты актеров Национального народного театра (Theatre National Populaire) из Франции – Марии Казарес, Моник Шометт, Даниэля Сорано и других, а несколько позднее – портрет главного режиссера Большого Драматического театра в Ленинграде Георгия Александровича Товстоногова. 27 мая выставку посещает Председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин. Также в течение года выставки художника экспонируются в Воронеже, Кирове, Казани, Нижнем Новгороде и Алма-Ате. Начинает работу над иллюстрациями к произведениям Александра Александровича Блока и серией «Ленинградская блокада», пишет цикл работ, посвященный теме любви: «Двое», «Сумерки» и др. В конце апреля получает последнее письмо от матери, а в начале мая узнает о ее смерти.
Будучи в Германии, дает интервью корреспонденту радиостанции «Свобода» Олегу Антоновичу Красовскому, в котором излагает свой взгляд на развитие искусства в XX веке. В июле проходит выставка в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве, на которой, помимо произведений Глазунова, экспонируются работы студентов его Академии. Творческая биография мастера неразрывно связана с театром. Ее результатом становится серия из 150 работ о сражающемся Вьетнаме, созданная за 23 дня. И он должен быть похож, по иному это не портрет. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» I, II, III и IV степени, Трудового Красного Знамени, преподобного Андрея Рублёва I степени Русской православной церкви, знаком отличия «За заслуги перед Москвой» и другими наградами.
Портрет – документ человеческого духа, реальная форма гуманизма. В преддверии работы над иллюстрациями к «Братьям Карамазовым» Федора Михайловича Достоевского посещает закрытую в 1918 году и разоренную Оптину пустынь. Осенью начинает посещать среднюю школу в соседнем селе Кабожа. Посещает древние города Индии и осматривает их достопримечательности.
За свою деятельность Илья Сергеевич Глазунов удостоен многих отечественных и международных наград, в том числе: орденом Трудового Красного Знамени (1985), орденом За заслуги перед Отечеством IV (1995), III (2000) и II (2005) степени, международным орденом Святого Константина Великого (1997), орденом преподобного Сергия Радонежского (1998), Золотым знаком (1975, высшей наградой Общества германо-советской дружбы), Серебряной медалью (1991, высшей наградой итальянского города Аквила), лаосским орденом Вишну, премией имени Джавахарлала Неру, португальским орденом Святого Михаила, Золотой медалью Пикассо (1999, награда ЮНЕСКО). По опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) назван «Самым выдающимся художником XX века». Создает эскиз «Русский Икар». Глазунова, воскрешающими дух знаменитых Русских сезонов в Париже имели огромный успех. Награждается орденом Преподобного Сергия Радонежского I степени. Заметки о некоторых вопросах современной живописи», в которой впервые обстоятельно и определенно разъясняет свою творческую позицию.
И только единственный, чем-то напоминающий своими чертами самого молодого художника, осмелился вознести приподнято голову и взирать на красоту тающих в небе облаков и кружащихся в вечернем закате птиц. С июля отдыхает в пионерском лагере в Сиверской под Ленинградом.
Творческая биография мастера неразрывно связана с театром. Создает полотна «Волна», «Радуга с видением», «Детство космонавта», портреты писателя Валентина Григорьевича Распутина, поэта Андрея Дмитриевича Дементьева, журналиста-международника Томаса Анатольевича Колесниченко. Посещает мастерскую Андрея Андреевича Мыльникова и пользуется его советами.
Волга – русская река», портреты главного редактора газеты «Московский комсомолец» Павла Николаевича Гусева и писателя Льва Ефимовича Колодного. Глазунов предложил ее в качестве дипломной работы. Присвоено звание члена-корреспондента Академии художеств Сан-Хорхе (Барселона). Много работает над этюдами.
Пишет два портрета шведского короля Карла XVI Густава. Пишу молча. 8 мая в аудитории Московского химико-технологического института имени Д. И. Менделеева проходит вечер, посвященный древнерусской культуре, на котором принимается решение о создании «Клуба любителей древнерусского искусства», получившего в дальнейшем название патриотического клуба «Родина». Первым секретарем ЦК становится Леонид Ильич Брежнев. В октябре с таким же успехом проходит выставка в Центральном выставочном зале «Манеж» в Ленинграде, а также в Одессе.
По воспоминаниям Станислава Куняева, Илья Глазунов перестал сотрудничать с «Нашим современником» и диаметрально изменил мнение о Вадиме Кожинове после публикации в журнале следующего заявления последнего: «Картины Ильи по-своему хороши и вот если бы их размножить и вывесить, как плакаты на железнодорожных станциях, эффект был бы великолепен. » и неосторожного замечания, что некоторые «работы художника последних лет — это китч», до этого момента Глазунов тепло отзывался о Кожинове и приглашал читать лекции в Суриковский институт. В октябре проходит выставка в Ялте, а в ноябре-декабре – в Новосибирске. Выставку открывает Альенде. Он поступил в среднюю художественную школу, ставшую впоследствии Институтом имени И. Е. Глазунов — народный художник СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии РФ за реставрацию Московского Кремля, академик Российской академии художеств, профессор, основатель и вплоть до своей кончины – ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, действительный член Академии менеджмента в образовании и культуре, почетный член Историко-патриотического объединения «Русское знамя».
При посещении Киево-Печерской лавры испытывает желание стать монахом. 3 октября в Вологодской областной картинной галерее открывается выставка «Россия Ильи Глазунова».
Лаврский старец отец Тихон отговаривает художника и благословляет на мирскую жизнь: «стать художником, чтобы бороться со злом в мире». Но нет будущего без прошлого.
По инициативе И. С. 9 июня награждается почетной грамотой правительства Москвы «за большой вклад в развитие отечественного изобразительного искусства, активную общественную деятельность и в связи с 75-летием со дня рождения». В декабре в Берлине художнику вручается «Золотой знак» – высшая награда Общества германо-советской дружбы. В связи с победой на Международном конкурсе студентов в конце января в Центральном доме работников искусств в Москве по инициативе Комитета молодежных организаций (КМО) и его руководителя Лена Вячеславовича Карпинского, при поддержке директора ЦДРИ Бориса Михайловича Филиппова, пианиста Якова Владимировича Флиера, членов правления художника-карикатуриста Бориса Ефимовича Ефимова, балерины Ольги Васильевны Лепешинской и других открывается первая персональная выставка Глазунова, где представлено около восьмидесяти произведений живописи и графики. Важный период творчества художника – иллюстрация литературных произведений. Выставку дважды посещает министр культуры Николай Александрович Михайлов. По предложению актрисы Тамары Федоровны Макаровой и режиссера Сергея Аполлинариевича Герасимова делает эскизы для фильма «Память сердца», который снимает Татьяна Михайловна Лиознова.
Художник представил 80 графических и живописных работ. Создает несколько жанровых произведений, в которых отношение художника к современной советской жизни обретает критически-гротесковый характер: «Во дворе», «Советские дети переходят улицу», «Советский праздник» и др. В преддверии 600-летия Куликовской битвы интенсивно работает над циклом «Поле Куликово», пишет полотна «Проводы войска», «Битва», «Хан Мамай», «Видение князей Бориса и Глеба», «Засадный полк» и другие.
Имя Ильи Глазунова присвоено одной из малых планет, а всемирная организация ЮНЕСКО удостоила его высшей награды — золотой медали «за выдающийся вклад в мировую культуру». В марте едет в Москву, чтобы увидеть похороны Иосифа Виссарионовича Сталина. Этот импульс дал плоды в зрелую пору, когда вместе с супругой, тонким знатоком русского костюма, он создал потрясающее оформление к постановкам опер Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии Н. Римского-Корсакова в Большом театре, Князь Игорь А. Бородина и Пиковая дама П. Чайковского в Берлинской опере, к балету Маскарад А. Хачатуряна в Одесском оперном театре. Сирин и Алконост», «Мегаполис», «Жар-птица», «Портрет настоятеля Сретенского монастыря архимандрита Тихона» и другие. В октябре начинаются занятия во Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества.
Остается один с умирающей матерью. Посещает Таллин, Москву, Киев. В полотнах «Князь Владимир Путивльский», «Ожидание», «Русская песня» и других дает свое осмысление древнерусского исторического и культурного наследия.
Получает почетную грамоту Советского комитета защиты мира. Продолжает работу над иллюстрациями к собранию сочинений Федора Михайловича Достоевского. На обратном пути из Чили останавливается в Нью-Йорке. В июле – августе творческая командировка-«ссылка» в Сибирь на строительство Байкало-Амурской магистрали. Четвертый цикл работ Глазунова составляют портреты современников. Там много работает на пленэре.
Более 20 лет посвятил художник циклу История России и продолжает его. Ее дядя, Н. А. Врубель, только реализм родит глубину и всесторонность. Пишет портрет М. Ю.
В академии ведется обучение по специальностям: "живопись", "скульптура", "реставрация и технология живописи", "архитектура", "история и теория изобразительного искусства", "охрана памятников истории и культуры". Они благодарят художника за сохранение русской национальной школы высокого реализма.
Он мастер самобытного творческого почерка, художник острый, с ярким напряженным колоритом. Пишет также портрет его супруги киноактрисы Хелле Виркнер Краг и портреты их детей. Продолжает работать над циклом «Поле Куликово». 29 августа в газете «Советская Россия» за подписью Глазунова и нескольких членов Комиссии по народному искусству Союза художников РСФСР публикуется письмо с призывом о создании Центрального музея народного творчества. Осенью открывается выставка в Гаване (Куба).
Работает над иллюстрациями к двухтомному собранию сочинений Ивана Саввича Никитина, выходящему в издательстве «Правда». 24 мая трагическая смерть Нины Александровны Виноградовой-Бенуа.
В журнале «Молодая гвардия» публикует дискуссионную статью «Клякса и образ. В сентябре отправляется в Рим по приглашению президента Италии Алессандро Пертини, чтобы написать его портрет (находится в Квиринальском дворце). Позднее там открывается выставка художника. И он должен быть похож иначе это не портрет. Пишет автобиографическую книгу «Дорога к тебе.
Удостаивается званием «Народный художник РСФСР». Война ещё не кончилась, когда Илья Глазунов вернулся в близкий Ленинград. Идеальная обстановка – если при этом звучит классическая музыка: она создает настроение. Происходила она из известной всем любителям искусства семьи Бенуа.
Становится фактическим организатором и руководителем этого клуба. При штурме дворца Ла-Монеда сгорает портрет Альенде.
Письмо девяти», в которой автор обвиняет художника в связях с этой организацией. В здании Института живописи, скульптуры и архитектуры им. 22 марта в газете «Известия» публикуется статья «Не хватит ли копья ломать. », подписанная видными учеными и писателями, в которой ставится вопрос об организации персональной выставки Глазунова в Москве, запрещаемой Союзом художником СССР. Четвертый цикл работ Глазунова составляют портреты современников.
Канев», «Канев. Пишет картины «Память детства. Последний лист» и др. Совершает поездку в Москву, где портретирует писателя Николая Павловича Анциферова, поэтессу Ксению Александровну Некрасову, актрису Людмилу Ивановну Касьянову, режиссера и литератора Лилию (Еликониду) Ефимовну Яхонтову (Попову), Николая Глазкова. Женитьба на Нине Александровне Виноградовой-Бенуа.
И он должен быть похож иначе это не портрет. 19 июня в газете «Вечерняя Москва» публикуется письмо в редакцию нескольких московских художников с протестом против открытия этой выставки. Ее дядя, Н. А.
Правда, он забывает, что те же классики часто восставали против академизма старой школы. В 1977 году, Илья Глазунов написал картину «Мистерия XX века», которая тоже была встречена неоднозначно.
Встречается с художниками Бернаром Бюффе и Юрием Павловичем Анненковым. Генплан был выставлен на обозрение в Манеже и раскритикован возмущенной общественностью. Постановки с декорациями, созданными по эскизам И. С. Выставляет эти произведения в Иркутске.
Память о войне всегда живет в душе художника. Продолжает работу над иллюстрациями к 12-томному собранию сочинений Федора Михайловича Достоевского, которое в том же году выходит в библиотеке «Огонька». Другие в его творчестве усматривали увлеченность западными веяниями, упадничество и пессимизм. Совершает поездку в Новгород и на Север России. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Создает картину «Дождь. Невиданный громадный успех, отозвавшийся волной публикаций в мировой прессе, возвещавшей о мощном ударе по социалистическому реализму, нанесенном молодым художником, поставил это событие в разряд исторических явлений. Четвертый цикл работ Глазунова составляют портреты современников. Много занимается рисованием.
12 марта в Центральном выставочном зале (Манеж) в Москве открывается выставка работ учеников и профессорско-преподавательского состава Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, приуроченная к 20-летию со дня основания Академии и включающая свыше тысячи произведений. Происходила она из известной всем любителям искусства семьи Бенуа. Весной проходит выставка произведений в Иваново. Летом совершает поездку в Великий Новгород, пишет картину «Спас Нередица». Пишет полотна «Возвращение блудного сына», «Русская Венера».
Пишет портрет руководителя кубинской революции Фиделя Кастро, который никогда не позировал для художников и сделал исключение только для Ильи Глазунова. Портрет – протокол человеческого духа, реальная форма гуманизма. По приглашению барона Ханса Хейнриха Тиссен-Борнемиссе живет в Лугано (Швейцария) на вилле Фаварита, где пишет двойной портрет барона и баронессы Кармен Тиссен-Борнемиссе.
Завершает полотно «Великий эксперимент». По воспоминаниям Станислава Куняева, Илья Глазунов перестал сотрудничать с «Нашим современником» и диаметрально изменил мнение о Вадиме Кожинове после публикации в журнале следующего заявления последнего: «Картины Ильи по-своему хороши и вот если бы их размножить и вывесить, как плакаты на железнодорожных станциях, эффект был бы великолепен. » и неосторожного замечания, что некоторые «работы художника последних лет— это китч», до этого момента Глазунов тепло отзывался о Кожинове и приглашал читать лекции в Суриковский институт.
Пишет эпические пейзажи «Русская земля» и «Облако. Выставку посетило сорок тысяч, рекордное для Финляндии число зрителей. Задумывает картину «Мистерия XX века».
Генплан был выставлен на обозрение в Манеже и раскритикован общественностью. Молодой художник решил эту тему смело и как снег на голову.
Пишет картины «Весна в городе», «Старый двор», «Мышеловка», «ХХ век. Глазунов потом отразит ее образ во многих женских лицах на своих картинах. Работает над иллюстрациями к произведениям Николая Семеновича Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник» и др. Он поступил в среднюю художественную школу, ставшую позже Институтом имени И. Е.
13 октября рождение сына Ивана. В июне открывается выставка в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве, на которой представлено свыше четырехсот работ. На открытии присутствует президент Урхо Кекконен, написавший предисловие к каталогу. Зимой по командировке ЦК ВЛКСМ посещает Рязань. Становится во главе кооперативного объединения «Град Китеж», призванного поощрять молодые художественные таланты.
Там же в марте – апреле экспонируется выставка произведений художника. Ленинградская блокада», «Волга», «Волки» и др. Осенью посещает Мадрид, где пишет портрет короля Испании Хуана Карлоса I. Выходит документальный фильм «Россия Ильи Глазунова» (режиссер – Нинель Дмитриевна Егорычева). В октябре открывается выставка в Хельсинки (Финляндия).
Продолжая пополнять собственную галерею, художник создал ряд портретов исторических персонажей – «Борис Годунов», «Легенда о царевиче Димитрии», «Князь Олег и Игорь», «Иван Грозный», «Дмитрий Донской». Летом работает на этюдах под Ленинградом, в Лавриках и Кавголово. Журнал «Шпигель» помещает статью «Юридический феномен». Глазунов предложил ее в качестве дипломной работы. Очевидно, в этом и заключается одна из причин сильного эмоционального воздействия пейзажейИльи Сергеевича Глазунова на современного зрителя. Часть произведений передается в дар России и ее древней столице – Москве. Пишет вариант-повторение уничтоженного дипломного полотна «Дороги войны».
Живет в таежном посёлке строителей, где за месяц с небольшим создает более двухсот работ, составивших серию «БАМ». Впервые приходит в редакцию журнала «Огонек», которая ему заказывает портрет писателя Федора Ивановича Панферова. Выход в ФРГ книги Джона Баррона «КГБ. Критическое отношение к современной советской жизни находит отражение в полотнах «В клетке (Горбун)» и «Лифтерша». Из записок художника». В сентябре совершает поездку на Русский Север, по результатам которой пишет серию работ: «Русский Север», «Стены Кирилло-Белозерского монастыря», «Золотая осень. В феврале в числе немногих присутствует на похоронах Василия Витальевича Шульгина на кладбище «Байгуши» во Владимире.
Находится там до октября. Работает художником-постановщиком оперы Николая Андреевича Римского-Косакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в Государственном Большом театре в Москве (режиссер-постановщик – Роман Иринархович Тихомиров). Память о войне всегда живет в душе художника.
Пишет несколько полотен на темы из древнерусской истории: «Князь Олег и Игорь», «Летописец», «Перун». Пишет картины «Автопортрет», «Русский романс», «Русь», «Христос и антихрист», «Больной. Но нет будущего без прошлого.
Выходят альбомы «Телеграммы из Никарагуа» (М., Издательство печати Новости) и «Художник и время: Илья Глазунов» (М., Советская Россия) с текстом Олега Васильевича Волкова, автора «Погружения во тьму» – знаменитой книги воспоминаний о 28-ми годах жизни в сталинских тюрьмах и лагерях. Важный этап творчества художника – иллюстрация литературных произведений. Следуя методу русской национальной школы, Глазунов уже на раннем этапе своего творчества полно внимания уделял подготовительной работе, этюдам, пластическому решению композиции.
Каждый портрет – экзамен для меня, я не имею права строчить его безразлично. 5 февраля происходит обсуждение выставки, на котором присутствует более тысячи человек. Пишет портрет посла Испании в СССР Хуана Антонио Самаранча и его супруги.
Делает эскиз с изображением моряков, врывающихся в штаб немцев, на конкурс «Отечественная война» и композицию по впечатлениям «Балетная школа» (акварель). Мэр Мадрида Терно Гальван говорил, что эти интерьеры станут украшением испанской столицы. "Олег с Игорем", "Князь Игорь", "Два князя", "Русский Икар", "Проводы войска", "Канун" (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы), "Андрей Рублев", "Русская красавица", "Мистерия XX века", "Вечная Россия" и многие другие полотна воспевают трудную и героическую судьбу Руси. Всех учащихся группы, в составе которой учится Глазунов, записывают в комсомол.
Зимой открывается выставка в Милане (Италия). Пишет картины «Господин Великий Новгород», «Деревня Кулига. В мае – июле творческая командировка в Чили от Агентства печати «Новости». Идеальная обстановка – если при этом звучит классическая музыка: она создает настроение.
В середине марта художнику вручается серебряная медаль города Аквила (Италия) за выдающиеся достижения в области наук и искусств. 27 мая в Центральном выставочном зале Москвы «Манеж» открывается выставка работ, посвященная 80-летнему юбилею художника, а также фотоэкспозиция «Художник и время», отражающая страницы его жизни. Ночь», «Телефонная будка». Громыко.
Но художник на этом не успокоился. Делает портреты делегатов Всемирного конгресса за разоружение, в том числе ученых Жолио Кюри и Джона Бернала, а также писателя Сергея Сергеевича Смирнова, композитора Арама Ильича Хачатуряна и других.
В июне – выставка в зале Союза художников на Кузнецком мосту, которая так и не открылась ввиду отказа художника снять картину «Мистерия XX века». 11 октября награждается орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени за выдающиеся заслуги в области отечественного изобразительного искусства и образования. 24 апреля в двух залах Тульского областного художественного музея открылась экспозиция 23 полотен Глазунова из цикла «Поле Куликово», переданных в дар Туле Министерством культуры РСФСР. Русь», «Северная твердыня», «Белозерск» и другие. Принят в Союз художников СССР по секции графики.
В газете «Известия» публикует 5 апреля статью «Что помнить, чем гордиться», в которой призывает по примеру Грузии создать в республиках СССР добровольные общества по охране и изучению памятников культуры. Под давлением партийных органов и Московского городского отделения ВООПиК закрывается созданный художником клуб «Родина», вместо которого возникает новый, чья деятельность сужается, фактически сводясь к реставрационным работам в Крутицком подворье.
В июне открывается выставка художника в парижской галерее «Мона Лиза» на rue de Varenne в Сен-Жермен-де-Пре. Пишет картину «Пророк», «Портрет господина Кима» и «Портрет Жени Ким». 22-23 февраля происходит совещание художников в ЦК КПСС, на котором, в частности, рассматривается случай с выставкой Глазунова. Илья Сергеевич с единомышленниками создал огромный альбом, показывающий былую Москву, несравненный образец мирового градостроительного искусства и отражающий невосполнимые утраты, нанесенные столице, которой грозило превращение в безликий населенный пункт. Работает над иллюстрациями к произведениям А. К. В мае открывается Русский музей.
Война еще не кончилась, когда Илья Глазунов вернулся в родной Ленинград. Работает над иллюстрациями к произведениям Александра Ивановича Куприна «Яма», «Поединок», «Брегет», «Жанета», «Молох» для собрания сочинений писателя в девяти томах, выходящего в библиотеке «Огонька».
Пишет картину «Русский Икар». В ноябре открывается выставка в Париже (Франция) в галерее на Елисейских полях. Каждый человек – вселенная, каждый необычайно интересен: и строитель и космонавт и знаменитая киноактриса и вьетнамская ополченка и шахтер и студент, работающий на БАМе. 11 сентября во время военного переворота гибнет Альенде.
Учится у Марии Яковлевны Перепелкиной. 6 июня присуждается звание «Народный художник СССР».
Олег с Игорем, Князь Игорь, Два князя, Русский Икар, Проводы войска, Канун (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы), Андрей Рублев, Русская красавица, Мистерия XX века, Вечная Россия и многие другие полотна воспевают трудную и героическую судьбу Древней Руси. И наоборот. Летом проходит выставка в городах Германской Демократической республики – Берлине (Altes museum) и Лейпциге. В июле открывается выставка во Дворце молодежи в Москве, сборы от которой передаются художником для благотворительных целей.
Мэр Москвы подписывает постановление о создании в Москве Картинной галереи Ильи Глазунова. Война еще не кончилась, когда Илья Глазунов вернулся в родной Ленинград. По командировке ЦК ВЛКСМ посещает Переяславль-Залесский. Готовит иллюстрации к 12-томному собранию сочинений Федора Михайловича Достоевского. Получает приглашение от директора Государственной Берлинской оперы Ганса Пишнера поработать над постановкой оперы «Князь Игорь» Александра Порфирьевича Бородина и подписывает с театром контракт. Пишет картины «Павловск», «На берегах Невы.
11 октября в Пекине в связи с 55-летней годовщиной установления дипломатических отношений между СССР и Китаем публике представляется полотно «Великий Китай». Более 20 лет посвятил художник циклу История России и продолжает его. Экспонируется более пятидесяти новых полотен, включая масштабное полотно «Раскулачивание», отражающее трагедию русского крестьянства.
В июне – июле проходит выставка в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве, посвященная 30-летию творческой деятельности художника. В картине «Два князя» и других обращается к теме древнерусской истории. Весной вместе с женой совершает поездку в Кижи. В Ленинграде трудится над большим дипломным полотном «Дороги войны», а также картинами «Андрей Рублев» и «Джордано Бруно».
Работает над иллюстрациями к произведениям Павла Ивановича Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах», «На горах», «Княжна Тараканова и принцесса Владимирская» и другим для шеститомного собрания сочинений писателя, выходящего в библиотеке «Огонька». Живет в Париже три месяца, становится свидетелем студенческих волнений. Первые иллюстрации к роману Достоевского «Идиот», Глазунов сделал еще в 1956 году, а позже иллюстрировал «Белые ночи», «Преступление и наказание», «Бесов», «Неточку Незванову», сделал несколько портретов самого писателя. Идею поддерживает скульптор Сергей Тимофеевич Коненков.
Создает проект оформления самолета президента России. Иогансона. У Петропавловской крепости», «Архангельское» для советского посольства в Мадриде.
Знакомится с историком Николаем Николаевичем Рутченко (псевдоним – Н. Рутыч), князем Николаем Васильевичем Вырубовым, Аркадием Петровичем Столыпиным и другими русскими эмигрантами, а также с Галиной Леонидовной Брежневой, приехавшей в Париж и посетившей выставку художника. Сам Глазунов исповедовал другой метод преподавания. Помог художнику бывший тогда министром культуры СССР П. Демичев.
ЮНЕСКО присуждает художнику за большой вклад в культуру и искусство «Золотой глаз Пикассо» (медаль имени Пикассо), которую 9 сентября вручает Генеральный директор организации Федерико Майор. Из Москвы отправляется в Киев. В Берлине проходит премьера оперы «Пиковая дама». Получает приглашение ЮНЕСКО для создания в штаб-квартире организации в Париже панно «Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию». Летом работает на этюдах под Лугой, в деревне Бетково.
Молодой художник решил эту тему смело и неожиданно. Заканчивает работу над полотном «Моя жизнь», пишет картины «Россия, проснись. », «Черный Белый дом», «Наш Санкт-Петербург. И. Е. Репина.