Импрессионизм Картины Дега
10 самых известных картин Эдгара Дега
Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками».
Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Очень редко использует Камиль Писсарро фрагментарную случайность композиции, предпочитая ей более законченное построение своих полотен (Въезд в деревню Вуазен, 1872, Музей Орсэ, Париж Вспаханная земля, 1874, ГММИ, Москва). Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов.
Художник-импрессионист Эдгар Дега: картины, скульптуры и биография
Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. Маслом по холсту написаны не все перечисленные в статье известные картины импрессионистов. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Книга называлась толи «Беседы о смысле жизни», толи «Время поисков и решений. В творчестве мастера нет ничего от экспромта.
Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Все здесь полно осмысленного движения. Для европейцев манера и стиль японских художников Хиросиге, Утамаро и Хокусай стали настоящим открытием. Композиция картины необычна — смысловой центр резко сдвинут влево, где доминирует фигура одетой в черное Лауры Беллели.
Еще в годы обучения в лицее он стал увлекаться живописью. Импрессионисты стали по-новому воспринимать дополнительные цвета — по принципу контраста. Этим как раз Дега отличался от импрессионистов. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа.
Но, на первый план у Дега всё равно выходит цвет. Наиболее «импрессионистическая» вещь Мане — «Бар Фоли-Бержер» (1881—1882). То есть, далеко не всё. Балет из оперной ложи.
7 лучших картин художника Эдгара Дега
Энгру, с учеником которого он потом работал в одной мастерской. После того, как юный художник, отказавшись от карьеры юриста, посетил Италию, увлеченность Ренессансом была неизбежна. Он боготворил Энгра. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей.
Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Основой процветания города была торговля хлопком. Все это как будто «подсмотрено в замочную скважину», говорил художник. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
Эдгар Дега – биография и картины художника
1. Дега в театре интересно всё. Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Он постоянный участник выставок импрессионистов, начиная с первой, в 1874 году. Танцовщиц он стремился запечатлеть не на сцене во всем блеске, а предпочитал показать их трудовые закулисные будни.
Но все его картины отличаются тем, что на них изображен миг, очень хрупкое мгновение. Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. Полотно, с которого следует начинать разговор про лучшие картины импрессионистов. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании.
Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Это ещё больше подчёркивает эффект моментального снимка. В настоящее время картина хранится в Музее искусств им.
Как видел импрессионизм автор известных Танцовщиц Эдгар Дега
2. Темой балета художник увлекся в 1870-е годы. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
Его работы как будто созданы спонтанно, молниеносно, но это обманчивое впечатление. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику».
Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Для того времени, «независимые» выставки были немыслимы – показать свои работы можно было только официально – через Салон. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма.
Лучшие картины импрессионистов с названиями и фото
Многие критики считают, что по гармонии цвета и композиции «Голубых танцовщиц» можно считать лучшей работой художника на данную тему. На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения». Голубые танцовщицы. Отсюда ощущение зыбкости и мерцания, образ мира почти ирреального.
Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». К сожалению, художнику судьбой был уготован короткий жизненный путь. Переехав в Париж, завел знакомство с К. Моне и О. Ренуаром. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи.
Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Пушкина, г. Москва.
С 1860-х по 1870-е годы художник часто бывает в кафе Гербуа, также иногда заглядывает в «Новые Афины». Мои первые искания цели жизни, которые осуществлялись с помощью книг. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы.
Неизвестные картины Эдгара Дега: бордели, заводские трубы и совсем не зефирные балерины
Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке. Мне нравится эта суровость». Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке.
Но все его картины отличаются тем, что на них изображен миг, очень хрупкое мгновение. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. А Дега лишь наблюдает за ними и запечатлевает один единственный кадр из их жизней.
Что считалось актуальным в то время. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. В это время она продолжала носить траур по своему отцу – его портрет висит позади Лауры. Его произведения ничего не воспевают. Правда, «хорошая книга стоит того, чтобы ее прочитали дважды».
Импрессионисты и постимпрессионисты – сайты с картинами в высоком разрешении
Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе. Она возвышается словно массивная темная пирамида. Иногда он прямо следует в композиции классически известным произведениям. Одна из них – это «Розовое платье», написанная в 1864 г. По всем признакам полотно можно отнести к раннему импрессионизму: колористические контрасты, внимание к цвету, солнечное освещение и остановленное мгновенье, то самое, что назвали «впечатлением».
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения.
Администрация была вынуждена поставить охранников вокруг нее. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Слова Сезанна о Моне: «Моне — это только глаз, но, Бог мой, какой глаз. » — можно отнести к импрессионизму в целом («Вид Темзы и парламента в Лондоне», 1871 «Бульвар Капуцинов в Париже», 1873 «Скалы в Бель-Иле», 1886). В этом особенность французской художественной школы — продвигаясь вперед, не отбрасывать завоевания предшествующих поколений, отсюда «классичность» как важное свойство национальной эстетики.
Леди импрессионизма: Мэри Кассат и Берта Моризо
Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Письмо можно назвать мягким, как у Энгра, однако по стилю полотна схожи с шедеврами Мане. Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году. Музей ДОрсе, Париж.
Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Тема танцовщиц была близка Дега. Некоторые выставки он помогал организовывать.
История импрессионизма для детей
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Речь идет о картине «Семья Белели» (1860—1862, Париж, Музей Орсэ). Импрессионисты испытали на себе все очарование изящной японской гравюры и живописи.
На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Голубые танцовщицы. Создание серий разноцветных танцовщиц – это то, что он видит в театре. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение.
- Картины — Дега, Эдгар-Жермен-Илер
- Импрессионисты в Москве: от Моне до Пикассо
- Эдгар Дега: жизнь и творчество художника
- Картины французских импрессионистов
- Художественный опыт как почва для формирования стиля
- «Он, как и я, очень любил рисовать»
- Удивительный парадокс, предварение современного кинематографа
- Использование пастели изменение стиля
В этом и заключается парадокс. Со временем Дега все чаще и чаще обращается к скульптуре, поскольку здесь он может больше полагаться на осязание, чем на почти утраченное зрение. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Все те же балерины и лошади, столь любимые Дега, подчас мгновенно превращались снова в груду мягкого воска – он редко был доволен собой и здесь. Он погиб в 28 лет на фронте во время франко-прусской войны.
Со временем стиль художника становится все более монументальным. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Интересные факты из жизни художника
- Огюст Ренуар: «Большие купальщицы»
- Эдгар Дега: «Голубые танцовщицы»
- Фредерик Базиль: «Розовое платье»
Картина становится отдельным кадром, фрагментом подвижного мира. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка.
За спиной прекрасной барменши отражается в зеркале зал, наполненный людьми. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте».
По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать.
- Альфред Сислей: «Лужайки весной»
- Самое интересное в виде мозаики
С 1860-х по 1870-е годы художник часто бывает в кафе Гербуа, также иногда заглядывает в «Новые Афины». Картины Дега регулярно демонстрируются на выставках художников-импрессионистов. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Переехав в Париж, завел знакомство с К. Моне и О. Ренуаром.
Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков.
Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника.
В его полотнах не было ничего непосредственного, он долго размышлял над каждой деталью и в этом он был схож с Пуссеном. В них нет психологической глубины, человек воспринимается художником как часть природы («Мадам Моне», 1872 «Девушка с веером», около 1881, портрет актрисы Комеди-Франсез Жанны Самари, 1877). Многие импрессионисты добавляли в свои творения изображения восточных гравюр, но Дега этого не делал никогда. (deliberation) – писал мастер. В качестве модели выступала одна из кузин художника Тереза де Хорс. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Таз для мытья. Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница.
В настоящее время картина принадлежит Музею Орсе в Париже. По его задумке именно вы, зритель, смотрите балет, а не он. Получив академическое образование, художник отрицал (denied) возможность передачи различных впечатлений в картине. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц.
Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. А. С. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов».
Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Всё, что я делаю – это результат размышлений.
«Семейство Беллели». Однако они ему были, без сомнения, близки, ведь они также отличались динамичностью. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты». Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом.
ГМИИ им. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. В 1866 году Сислей работает в Марлотте с Ренуаром, в 1867-м – в Онфлере с Базилем. Мне нравится эта суровость». Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Необычайная популярность балетных сценок, запечатленных Дега, легко объяснима, поскольку художник показывает нам мир грации и красоты, не впадая при этом в излишнюю сентиментальность.
А. С. Пушкина в Москве. Часто эти поздние работы интерпретируют как всего лишь результат старческих недугов художника, угнетенного прогрессирующей слепотой, ставшего нетерпимым, страдавшего от меланхолии и одиночества, превратившегося в антисемита под влиянием дела Дрейфуса. Женщины Ренуара одного ярко выраженного типа: у них свежая матовая кожа, розовые щеки, блестящие влажные глаза, легкие волосы с непокорной челкой над низким лбом, пухлые красные губы — тип парижской гризетки второй половины XIX в. Их очарование — в едва уловимых, зыбких оттенках настроения («Завтрак гребцов», 1881). Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
Он погиб в 28 лет на фронте во время франко-прусской войны. Администрация была вынуждена поставить охранников вокруг нее. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Всматриваясь в пастели Дега, с особенной ясностью осознаешь сущность новых завоеваний живописи.
А его женщины абсолютно расслаблены и не пытаются никому понравиться, а полностью заняты мытьем, расчесыванием и одеванием. В свое время интерес к «бытописательству» привел к тому, что групповые портреты являлись для Дега только предлогом изображать определенные ситуации, а изображаемые лица превращались в простых персонажей бытовых сцен. Впечатленный (не в лучшем смысле) работой Моне, название которой на оригинальном языке звучит как «Impression, soleil levant», журналист Луи Леруа впервые ввел в оборот термин «импрессионизм», обозначив им новое направление в живописи. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Любой другой художник изобразил бы лишь сцену с танцовщицами. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Эдгар Дега. «Голубые танцовщицы».
Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор. С 1860-х по 1870-е годы художник часто бывает в кафе Гербуа, также иногда заглядывает в «Новые Афины».
Художник подчеркивает различие характеров, душевных переживаний. Художник испытывал слабость к движению и хотел изображать только его. Они заняты своими делами, своими мыслями.
Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Желание рисовать начало проявляться у Дега уже в детстве. И, также как Энгр, Дега считал, что главное – это рисунок. Эта выставка стала судьбоносной для мира искусства.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника.
Дега никогда не имел никаких учеников, но многие художники, например, Поль Гоген, Жорж Сера, Анри Тулуз-Лотрек, признавали его влияние на своё искусство. У Дега были зелёные, оранжевые, жёлтые танцовщицы, но эти – лучшие. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Словно воочию видна атмосфера рутинного занятия, где кто-то устало оперся о стену, кто-то проверяет свою готовность, а у кого-то распустилась лента на корсаже.
И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». Они на нас не смотрят, а лишь поправляют свои платья перед началом выступления. Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Дега старался схватить и запомнить своим острым «внутренним взором» характерное и выразительное и, когда садился рисовать, умел передать самое главное, отбросив случайное.
Остальные выполнены пастелью. А. С. Пушкина в Москве. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Как говорилось выше, формат его картины продуман – это точный квадрат 68 X 68.
В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его.
Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками».
Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). К этому времени художник уже почти полностью ослеп, но вплоть до 1914 года его сухопарую фигуру можно было заметить на парижских улицах, по которым он ходил, нащупывая себе путь тростью.
Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Со временем стиль художника становится все более монументальным.
Впечатленный (не в лучшем смысле) работой Моне, название которой на оригинальном языке звучит как «Impression, soleil levant», журналист Луи Леруа впервые ввел в оборот термин «импрессионизм», обозначив им новое направление в живописи. Довольно ощутимая перемена в творчестве. Это ему явно удавалось.
Колорит большого холста выдержан в строгих черно-белых и голубых тонах. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. В это время она продолжала носить траур по своему отцу – его портрет висит позади Лауры. Но с пейзажами у него не сложилось. И форма картины у него квадратная, всё получается, как кадр.
Как лишнее доказательство того, что он уверен в своем таланте и спокоен за свою позицию, Дега замыкается в узком кругу близких друзей. С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения». Прекрасно написано лицо женщины, погруженной в грустные раздумья.
Хюттингер). Художника можно считать в некотором смысле пророком, так как он предварил появление современной фотографии и фильмов. Фигуры не позируют как на современных ему фотографиях и среднего качества салонных портретах. По другим источникам, долги были следствием неудачных сделок на американской бирже хлопка братьев Дега, получивших в наследство брокерскую контору своего дяди. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Фото выше позволяет понять, что представляет собой картина «Голубые танцовщицы». Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения.
В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». И так и должно быть. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена.
Дега любил писать танцовщиц балета в самых неожиданных ракурсах. Например, его герои не смотрят на зрителя (за исключением заказных портретов), чаще всего находясь в движении. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Для Дега, как и для других импрессионистов, «мгновенное» не было равнозначно «случайному», наоборот, эти два понятия представляли прямую противоположность ибо изображение мгновения у художника являлось результатом внимательности наблюдения, глубокого анализа и затем – максимального обобщения. Художника обвинили в аморальности, вульгарности. 1886 г. Бумага, пастель. Американский историк искусства Джордж Хеард Гамильтон писал об этих работах Дега: «Колорит его картин был последним и величайшим даром художника современному искусству.
К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». В творческих поисках Дега выступает как один из самых смелых и оригинальных художников своего времени. В ранней молодости Ренуар расписывал веера, шторы, был живописцем на фарфоровой фабрике и навсегда сохранил некоторую «плавкость», текучесть мазка. Однако отец художника видел будущий заработок сына в портретной живописи – богатые заказчики всегда будут приносить доход и Дега немало преуспел в этом жанре.
Что считалось актуальным в то время. В этом их сила и слабость. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. В тот период творчества, когда создавалась «Олимпия», Мане был увлечен японским искусством и вот таким образом намеренно отказался от проработки нюансов темного и светлого.
Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Она сидит на краешке стула, левая нога скрыта— приём мастера, которым он передает спонтанную непосредственность.
В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета.
Он много времени проводил в Лувре, копируя там работы старых мастеров, а с 1856 по 1859 год совершил поездку по Италии, где у него было множество родственников. И это уже шло от фотографии. В 1873году художник вернулся в Париж.
Почему. В «Голубых танцовщицах» он вовсе отрезал полголовы у одной из девушек. Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Как ему это удаётся. Маслом по холсту написаны не все перечисленные в статье известные картины импрессионистов. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Ведь, казалось, это то, что он искал для себя.
При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Мы наблюдаем за ними сверху, вот таким образом видим только их плечи и талии.
Еще в годы обучения в лицее он стал увлекаться живописью. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. 1884 г. Бумага, пастель. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине».
Эдгар Дега. Больше нет многообразия мелких деталей, а цвет и линия сливаются в одно. Не исключение и эта картина. Основой процветания города была торговля хлопком. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу».
1886, Париж, Музей Орсэ). У Сезанна картина несёт в себе всю непреложность миропорядка и выглядит полностью завершенным микрокосмом. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). В этот период Дега создает такие свои работы, как «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки».
Голубые танцовщицы – одна из многих работ мастера, но именно она оказалась шедевром. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Как сказал как-то художник на присвоенный титул живописца танцовщиц: «Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение».
Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». Ренуар однажды заметил, что, «если бы Дега умер в пятьдесят, его запомнили бы как отличного художника и не более того. Некоторые выставки он помогал организовывать. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать.
Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц.
Свою карьеру он начал как мастер реалистического портрета. Картины темные по колориту, суховаты по форме. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году.
Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865 года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Но только не Дега. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий.
Он жил один.
Дега сравнил известность Мане, завоеванную посредством «Олимпии» и мужество, с которым он принял критику, с историей жизни Гарибальди. Эти заведения нередко посещали также Мане и его товарищи. Эдгара Дега причисляют к импрессионистам. Мастера не редко упрекали за «вульгарность» его образов и тем. Живописцу очень повезло.
Первой значительной работой, подводящей итоги творческих поисков этого периода, стал для К. Моне Завтрак на траве (1865-1866), написанный им вслед за одноименной программной работой Э. Мане. Начиная с 90-х годов произведения Дега несут на себе отпечаток стареющего человека, чье тело, душа, моральный дух подверглись в последние двадцать семь лет жизни тяжким испытаниям. Такой срез был просто возмутителен, так не делалось. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков.
Как сказал как-то художник на присвоенный титул живописца танцовщиц: «Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение». Дега является одним из классиков импрессионизма. То есть, далеко не всё. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков.
Позы стоящих на портрете людей нетрадиционны и в целом полотно передает атмосферу крепких родственных связей, хотя на самом деле брак Лауры нельзя было назвать счастливым. Он рисует танцовщиц с разных ракурсов – то близко, то далеко. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Если не хватает полотна, то его нужно надставить. Но несмотря на увлечение импрессионизмом, он все же формирует свой собственный стиль. Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание.
А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. К этому времени Дега исполнилось 50 лет. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Последние качества особенно прослеживаются в его натюрмортах, которые он писал уже будучи недвижимым, прикованным к креслу: они исполнены с чувством глубокого осмысления классической традиции, поражают богатством колорита и благородством формы («Розы в хрустальном бокале», 1882—1883). Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Эта выставка стала судьбоносной для мира искусства.
Сайт посвящен одному из самых ярких художественных направлений в истории искусства XIX века, его зарождению и развитию. Академизм мало прельщал Дега с самого начала.
Он имел очень хорошую фотографическую память и мог заметить самые мелкие детали Парижа и потом перенести их на полотно. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Выполнена она пастелью на бумажном листе размером 65х65 см и принадлежит к позднему периоду творчества художника (1897 г. ). Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». В качестве модели выступала одна из кузин художника Тереза де Хорс.
А Дега именно так всё и оставляет. Так правдоподобно Дега передавал бешеный ритм жизни, характерный для его времени. Однако они ему были, без сомнения, близки, ведь они также отличались динамичностью. В отличие от других импрессионистов, Дега получил законченное образование в Академии.
Мастер встречался с ним, когда ещё был мальчишкой. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Живописцу очень повезло. Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). Все здесь полно осмысленного движения. Современная жизнь — вот главная тема художника, сближающая Дега с импрессионистами. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца.
С молодых лет Эдгару привили интерес к лидеру европейского академизма Ж. Д. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Чего-то им не хватало. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Картины Дега регулярно демонстрируются на выставках художников-импрессионистов.
Балет из оперной ложи. Последовательным импрессионистом не был и Эдгар Дега (1834—1917). Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей. Нельзя, однако, не заметить, что буквально на нескольких полотнах он предложил самостоятельное решение проблемы, которая оказалась не под силу другим, не сумевшим наполнить сюжет своими собственными образами. Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе).
Голубые танцовщицы, на мой взгляд, одна из самых прекрасных работ Дега. Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. На этом внушительном групповом портрете изображены тетушка Дега Лаура со своим мужем, бароном Дженнаро Беллели и двумя детьми.
После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Эти заведения нередко посещали также Мане и его товарищи. Согласитесь, неординарное композиционное решение.
Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Дега сравнил известность Мане, завоеванную посредством «Олимпии» и мужество, с которым он принял критику, с историей жизни Гарибальди. Таз для мытья. Будни балета, подчеркивает Дега, скучны, а танцовщицы некрасивы, жокеи устали, прачки и гладильщицы изнурены трудом, люди отчуждены друг от друга и бесконечно одиноки («Урок танцев», 1874, «Проездка скаковых лошадей», 1880, «У фотографа», «Танцовщицы на репетиции», «Голубые танцовщицы», 1897, «Гладильщицы», 1882, «Прачки», 1876—1878, «Абсент», 1876).
Однако его, пусть и немногочисленные, полотна по праву включают в список «Лучшие картины импрессионистов». На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». Эдгар Дега.
Ровно 183 года назад родился известный художник, один из самых ярких представителей импрессионизма Эдгар Дега. Дега в отличие от многих художников родился в состоятельной семье, приобщенной к искусству. Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Музей искусств Филадельфии, США.
Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Желание рисовать начало проявляться у Дега уже в детстве. Выполнена она пастелью на бумажном листе размером 65х65 см и принадлежит к позднему периоду творчества художника (1897 г. ). Некоторые его работы создают впечатление мгновенного снимка, однако на самом деле это ощущение является плодом долгой и кропотливой работы художника. В тот период творчества, когда создавалась «Олимпия», Мане был увлечен японским искусством и вот таким образом намеренно отказался от проработки нюансов темного и светлого. Бытовой жанр и ню в импрессионизме часто переплетались с пейзажем (особенно у Ренуара) фигуры людей, освещённые естественным светом, обычно изображались у открытого окна, в беседке и т. п. Для импрессионизма характерны смешение бытового жанра с портретом, тенденция к стиранию чётких границ между жанрами. Эдгар Дега считал весь мир своеобразной стихией, которой присущий динамизм, а испрессионисты черпали вдохновение из него.
Художник испытывал слабость к движению и хотел изображать только его. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Письмо Ренуара виртуозно. Дега — истинный сын XIX века, одним из главных художественных открытий которого было стремление запечатлеть мир в движении, в развитии (заметим, что это эпоха расцвета психологического романа).
Это, как уже было указано, может быть даже одна и та же балерина. Он также был известен как способный мимический актёр. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега.
Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Ренуар говорил, что это вообще характерно для многих творцов той эпохи. Она неоднократно повторялась в его творчестве. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Две балерины на картине Голубые танцовщицы не попали в кадр полностью.
С этого момента он уже окончательно прекратил работу. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега с кругу импрессионистов. Эти заведения нередко посещали также Мане и его товарищи. Балетную серию сменяет прекрасная серия, посвященная певичкам дешевых кафе и ресторанов. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв.
Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». В этот период Дега создает такие свои работы, как «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Но несмотря на увлечение импрессионизмом, он все же формирует свой собственный стиль. Ведь, казалось, это то, что он искал для себя. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж.
Работа над картиной непосредственно на открытом воздухе дала возможность воспроизводить природу во всей её трепетной реальной живости, тонко анализировать и запечатлевать её переходные состояния, улавливать малейшие изменения цвета, появляющиеся под воздействием вибрирующей и текучей световоздушной среды (органично объединяющей человека и природу), которая становится в Импрессионизме самостоятельным объектом изображения (главным образом в произведениях Моне). Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). Эти качества особенно пленяют в детских портретах Ренуара, которые он писал часто по заказу, выставляя (к огорчению верного юношеским идеалам Моне) в Салонах и которые имели неизменный успех на выставках и у заказчика («Мадемуазель Ирен», 1880 «Габриель с Жаном», 1895 портрет сына художника —Жана, 1898 «Клод Ренуар», около 1906). Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц.
Клод Моне написал его в 1872 году с натуры в старом порту французского Гавра. 3. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. В настоящее время картина принадлежит Музею Орсе в Париже. Небольшого роста, худощавый, одетый элегантно, но без всякого налета «богемности», Дега участвует в спорах, прямой до резкости, язвительный, сыплет остроумными парадоксами, его «словечки» разносятся по всему Парижу, при этом не терпит никакой шумихи вокруг своего имени, не дает интервью и «расправляется с репортерами, как терьер с крысами».
А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Голубые танцовщицы.