Женщины В Стиле Рубенса

Ярким представителем фламандской школы живописи в стиле барокко является Петер Пауль Рубенс (1577 – 1640) – автор многочисленных картин с изображением женщин, которых позже потомки назовут рубенсовские женщины.

8 знаменитых девушек с рубенсовскими формами

Если отсчитывать стиль барокко от римских сооружений Ордена Иезуитов143, то исторически о своей принадлежности к этому стилю Рубенс объявил в 1620 году, когда принял заказ у иезуитов на оформление фасада и внутреннего убранства церкви св. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. Характерной особенностью его картин являются так называемые «рубенсовские» женщины — женщины, пышущие здоровьем и имеющие весьма характерные формы. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Он материально поддерживал Клаудио Монтеверди и вызволил из сумасшедшего дома Торквато Тассо.

27 мая 1640 года Рубенс составил завещание, а 30 мая его постиг приступ такой силы, что не выдержало сердце: незадолго до полудня художник скончался. Слева два путта играют с Пегасом, крылатой лошадью Персея. Картины Рубенса, взятые с собой, произвели впечатление и о художнике было доложено герцогу.

В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма136. Лишний вес был еще и показателем общественного положения дамы – если она «в теле», значит, живет в достатке и хорошо питается. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания221. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»130.

Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Катерину называют «бой-бабой», которая с легкостью сможет и «коня на скаку остановить» и в «горящую избу войти». Рубенс и себя не раз писал в ней. Бытовало мнение, что «мужчины не волки – на кости не бросаются. ».

Кто такие рубенсовские 
женщины: описание, 
картины и интересные

Кто такие рубенсовские женщины: описание, картины и интересные факты

Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». За восемь лет пребывания в Италии он написал портреты многих аристократов, включая самого первого его покровителя герцога Мантуанского. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. Тела не смуглые, как было принято в итальянском искусстве и не молочно-белые, как во фламандской традиции, а решены в розовой, янтарной и терракотовой гамме. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом.

Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти50.

Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 154. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». Рубенс и Иберти предстали перед премьер-министром герцогом Лерма, который принял представленные копии за оригиналы.

Женщины в картинах 
знаменитых зарубежных 
художников (более

Женщины в картинах знаменитых зарубежных художников (более 100 картин)

Картина была подписана обоими художниками105.

Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма».

Зная, как относится генуэзская аристократия к изысканности и роскоши, Рубенс с совершенным мастерством изображает богатый наряд маркизы – роскошное шелковое платье и золотую вышивку на нем, а также блестящее, переливающееся дорогое жемчужное ожерелье. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV176.

Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. В 1609 году Рубенс и Ян Брейгель исполнили портрет эрцгерцогской четы, причём Брейгель писал пейзаж на заднем плане. Они все разноцветные имеют разные оттенки.

Питер Пауль Рубенс: 
жизнь и творчество 
художника

Питер Пауль Рубенс: жизнь и творчество художника

Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались202.

Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. Рубенс рисовал ее античной богиней, библейской Мадонной, волшебной нимфой.

Женская красота 
в картинах Рубенса

Женская красота в картинах Рубенса

Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Здесь эти три обнаженные фигуры художник наполнил дивной жизненной силой. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Рубенс не использовал глухих теней, переходы между светом и тенью не резки, всё артистически обобщено и приведено в свето-цветовую гармонию. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса.

В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе.

Художник дважды был женат. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту19. Новая поездка в Париж оказалась неудачной.

Фигуру Анны называют феноменальной, а мужчины готовы весь мир положить к ее ногам. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита».

В прическе видна красная гвоздика, которая, как считали в то время, предохраняла от зла. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)220.

Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. Но сказать открыто – боялись: никто не хотел ссориться с Рубенсом. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей.

Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Даже в самых драматических картинах его чувства преобладают над рассудочностью, в них огромное жизнеутверждающее начало. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после.

28 июня, 435 лет 
назад, родился фламандский 
художник эпохи барокко

28 июня, 435 лет назад, родился фламандский художник эпохи барокко – Питер Пауль Рубенс

Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»9. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили.

Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Тело женщины не должно быть слишком худым или толстым.

Рубенс Питер, картины 
с описанием и биография 
 (на фото: Автопортрет)

Рубенс Питер, картины с описанием и биография (на фото: Автопортрет)

Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Из Рима Рубенс проехал к старшему брату в Верону, где изобразил себя с братом их коллегу Иоганна Вовериуса и учителя Юста Липсия, а также своего ученика Деодато дель Монте на фоне мантуанской реки Минчо.

Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Певица просто игнорирует нелестные замечания о своем весе и фигуре. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал138. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи.

Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства6.

Рубенс любил рисовать 
женщин с широкими 
бедрами

Рубенс любил рисовать женщин с широкими бедрами

Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. Рубенс всегда заключал с заказчиком договор, в котором оговаривалась желаемая сумма, размер картины и её сюжет. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела.

Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии29. Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). Однако его супруга спасла ему жизнь и добилась разрешения поселиться в маленьком городке Зиген.

Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»84. Он никогда не работал на пленэре и не воссоздавал некий конкретный ландшафт, вот таким образом его работы рассматриваются как обобщённый образ сельской Фландрии с её природной стихией и простыми радостями поселян. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти.

Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках51. Женщина должна быть круглая, нежная, гибкая – абсолютный контраст к грубой мужской фигуре. Она находится в Берлинской картинной галерее, Германия. Все это тайна велика есть.

По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Петра и Павла в Кирххайм-ин-Швабен, Германия. Глядя на одну из его обнаженных красавиц, восхищенный Гвидо Рени однажды сказал, что, должно быть, фламандец подмешивает настоящую кровь в свои краски – настолько изображенные тела полны жизниПодробнее о картине Рубенса «Шубка» – читайте здесь. Елена была второй женой Рубенса. И слава Богу. Катя, здравствуйте. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года69.

«Рубенсовские женщины» 
: созданные из молока 
и крови

«Рубенсовские женщины» : созданные из молока и крови

Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Ян Рубенс покаялся и вернулся в лоно католической церкви, после чего вновь смог практиковать как юрист. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. В этом тоже свой особенный смысл. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало.

Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. В мои времена женщины были слишком толстые». Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника.

О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». Молодая женщина была дочерью кондотьера Амброджо Спинолы.

Эротические, как и подобает быть всем «ню», но не пошлые, цельные, но не банальные, его обнаженные женские фигуры свидетельствуют о его сердцем прочувствованном, получаемом от жизни удовольствии. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Казалось бы — современные стандарты красоты диктуют знаменитостям (да и не только им) обладать точеной фигуркой.

Шедевры, выставленные 
в Эрмитаже

Шедевры, выставленные в Эрмитаже

Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. Только Тициан из его предшественников и Ренуар из преемников могли сравнится с ним в изображении женских форм115. В «классическом» рисунке Энгра есть терпкость и острота, придающие ему особый шарм.

В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. В этой двусветной зале шла работа над крупномасштабными заказами— в первую очередь для церквей86. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель.

Выбирая себе жену, мужчина обращал внимание на девушек пополнее, считалось, что у полного человека больше здоровья, следовательно, больше шансов выжить после тяжелой болезни и вообще он более крепок. После брака с Еленой художник начал рисовать с особым вдохновением. Но судьба распорядилась иначе. Драгоценные браслеты и кольца также подчеркивают статус и положение молодой пары.

Около полусотни картин ушли с молотка поодиночке за достаточно высокую цену, так, пейзаж с замком Стеен купил за 1200 флоринов старший сын художника Альберт. 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»68. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. Причины, по которым художник избрал торговую Геную, а не Рим, Флоренцию или Венецию, лежали на поверхности.

Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. 16 февраля того же года Рубенс представил духовенству модель. У вас есть натурщицы. В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр — см.

Самое интересное 
в виде мозаики

Самое интересное в виде мозаики

Обустройство дома по вкусам хозяина затянулось до 1616 года и потребовало немалых расходов. Елена была десятым ребёнком в семье и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника.

Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. Его цвет должен напоминать смесь оттенков лилии с розой. По браку Елена приходилась родственницей Изабеллы Брандт: её сестра Клара Брандт была замужем за Даниэлем Фоурменом Младшим (1592-1648), братом Елены. Но это не для Адель.

Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. А потом это все не носила или удивлялась – вроде взяла "стильную вещичку" за счёт принта или цвета, но блин опять барышня-крестьянка или хорошо одетая немка-спортсменка nА сейчас я прям чувствую себя женщиной. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов.

Особое отношение 
Рубенса к женщинам

Особое отношение Рубенса к женщинам

Он украсил дом классической скульптурой, надписями из романской литературы, а также каменной кладкой в стиле барокко. Останется ли Скулкина в своем новом теле или решит вернуть все на свои места, тем более, что друзья и родные всегда требовали «вернуть все как было, так как хорошего человека должно быть много. ». Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Глядя на одну из его обнаженных красавиц, восхищенный Гвидо Рени однажды сказал, что, должно быть, фламандец подмешивает настоящую кровь в свои краски – настолько изображенные тела полны жизниПодробнее о картине Рубенса «Шубка» – читайте здесь.

Комплекс полноты стал «популярен» среди женщин только с середины ХХ века. С присущим царственным особам величием она полна спокойствия. Еще не так давно полненькие женщины считались эталоном красоты. Осталось несколько полотен с изображением Альберта.

Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»214. Отпевание состоялось 2 июня. Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). О ней – в биографии Рубенса. С наслаждением писал местные пейзажи.

Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи122. Ее портрет, как предполагается, был заказан ее женихом в свадебном наряде.

Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Пышность Граций это олицетворение благодарности за земные блага.

Женские образы в 
живописи Питера 
Пауля Рубенса

Женские образы в живописи Питера Пауля Рубенса

Имение Стеен было оценено в 100 тысяч флоринов, половина его была завещана вдове, вторая половина— детям227. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко.

Воображение Рубенса увлекло его далеко за пределы реальности истории, заставляя создавать живой мир, в котором люди и звери сражаются друг с другом в стихийно возникшей схватке. Кружевной воздушный воротник и чепчик под желтой шляпкой завершают образ. А на подиуме такая одежда красиво драпируется и смотрится очень привлекательно, если повесить ее на высокую ходячую вешалку. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка.

Речь шла о «Воздвижении креста». Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. (Сейчас, кстати, мы уже знаем, что дела обстоят ровно наоборот и лишнему весу сопутствует целый букет заболеваний). Выбирая себе жену, мужчина обращал внимание на девушек пополнееПолучается, что Рубенс реалистично писал тех натурщиц, которые были доступны, а вовсе не воспевал женскую полноту нарочно.

Знаменитые рубенсовские 
женщины

Знаменитые рубенсовские женщины

По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. Не раз звезда Comedy Woman признавалась, что ей комфортно в своем теле и, что красота «это не торчащие кости, а женственные пропорции», а если она решится на похудение, то этот результат будет умеренным. Буду носить и кайфовать. Филипп Рубенс занял должность антверпенского эшевена, которую когда-то занимал его отец, но в семье постепенно смещались роли, первенство перешло к младшему из братьев. Женщины у Рубенса, как говорили, кажутся «созданными из молока и крови».

Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. "Энгр – стойкий приверженец классицистической доктрины, поклонник идеала «вечной красоты», художник довольно холодный, но по-своему замечательный. А первой – Изабелла Брандт.

Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Иногда, правда, Рубенс с помощниками только выполняли предварительную работу в студии. Холодная чистота стиля сочетается с чувственностью, затаённым эротизмом. За это ее осуждали все знатные лица консервативной Европы. Королева современной комедии обладает невероятной самоиронией.

Линия, застывшая между борьбой и готовностью сдаться. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма».

Так или иначе, отрицать факт аппетитных округлостей на теле Лопес пока никто не осмелился. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. Он хотел писать-старинному, а чувствовал по-современному.

Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. От Изабеллы словно исходит невидимый свет. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября.

Теперь этот образ получил живое воплощение – нежное, добродетельное, сияющее. С 1610 по 1620 год по заказу антверпенских помещиков Рубенс исполнил около десяти картин на охотничьи сюжеты, на считая картин со львами, религиозное изображение покровителя охотников св. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов.

К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях121. Елена была второй женой Рубенса. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз231.

Возвращение Дианы 
с охоты, 1615

Возвращение Дианы с охоты, 1615

В июле 1718 года церковь сгорела и от живописи художника не осталось и следа, за исключением немногих предварительных эскизов и набросков. По завещанию, серебро и драгоценности были поделены между вдовой и её пятью детьми и двумя сыновьями от первого брака. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной).

По К. Кларку, величие Рубенса-художника выражалось в том, что он понимал момент, когда можно отказаться от строгого канона классической формы120. Свободно владея латынью, он всю жизнь предпочитал читать книги на этом языке, причём не только римских классиков, но и латинские переводы древнегреческих писателей и философов, а также серьёзную моральную и философскую литературу своего времени, которая также издавалась на латинском языке. Представители семейства его отца— Яна Рубенса— были кожевниками, москательщиками и аптекарями, предки матери— урождённой Пейпелинкс— занимались ковроткачеством и торговлей4.

Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу228. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой.

В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. На заднем плане в окне виден пейзаж.

Комплекс рубенсовской 
женщины: неприятие 
«пышной красоты»

Комплекс рубенсовской женщины: неприятие «пышной красоты»

В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне192. в грудь. Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3536.

По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. Овальное, с правильными чертами лицо полно достоинства. Девушка привыкла к уважению и поклонению. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»36. – Рисовать дородных дам – большое удовольствие, – делился с учениками Рубенс.

Филипп Рубенс отмечал, что эрцгерцогская чета в буквальном смысле привязала его брата к себе золотыми цепями: Питеру Паулю была пожаловала золотая цепь с портретом эрцгерцога и его супруги стоимостью в 300 флоринов72. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко188. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Конечно, певица опровергает эту информацию. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Игнатия (ныне посвящённой св.

Известные картины 
Питера Пауля Рубенса

Известные картины Питера Пауля Рубенса

Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Это передано через одежду молодой пары. После продажи своей первой коллекции герцогу Бэкингему Рубенс успел накопить новое художественное собрание, отражённое в описи.

Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа. «Вознесение Девы Марии» или «Успение Пресвятой Богородицы» – картина Питера Пауля Рубенса, завершённая в 1626 году в качестве запрестольного образа для главного алтаря Собора Богоматери в Антверпене, где она хранится. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Предполагается, что на самом деле на полотне изображен образ в зрелом возрасте умершей в 1623-м дочери художника Клары Сирены.

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале74. Желающих работать в мастерской Рубенса оказалось так много, что в 1611 году он писал Жаку де Би, что многие желающие учиться у него соглашались ожидать вакансии по нескольку лет, а за два года пришлось отказать более чем сотне соискателей, в том числе родственникам самого Рубенса и Изабеллы Брант.

Судя по описаниям племянника— Филиппа Рубенса, Питер Пауль вёл в своём помпезном доме почти буржуазную жизнь. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Беру нечто новое, непривычное, но прям чувствую – моё.

Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»83.

Центр композиции ночного автопортрета образует триада лиц Воверия и братьев Рубенсов, тогда как профиль Липсия, сдвинутый к самому краю, служит как бы гением-хранителем всей группы, которой предстоит придерживаться стоической философии без учителя. Неужели она была настолько скромна. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Эта же комната служила и личным кабинетом. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. Сговор мировых брендов не понадобился. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна.

Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета».

Ее портрет, как предполагается, был заказан ее женихом в свадебном наряде. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Эта моложавая седовласая дама по меркам нынешнего времени излишне полна. Огромную часть его наследия итальянского периода составляли зарисовки и копии с античных и современных ему произведений искусства. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу200. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»102.

  • БЛОГ О ПОИСКЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО СТИЛЯ
  • Женщины Рубенса: Самые яркие рекламные кампании с моделями -
  • Женский портал о красоте и стройности
  • Галерея картинПитера Пауля Рубенса
  • Аллегория – Четыре Континента, 1615
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ РУБЕНСА

Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. В завещании было условие, что если кто-то из сыновей желал продолжить дело своего отца или одна из дочерей выйдет замуж за художника, тогда коллекция должна была сохраняться в целости и не подлежала продаже225.

Движение закручивающееся – это видно по теням в складках спины и под грудью. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Уже 26 января Рубенс представил заказчику центральную часть композиции, продемонстрировав своё умение оперативно исполнять поручения40. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов.

М. Лекуре с иронией писала: «Под кистью Питера Пауэла бегство в Египет приобретает черты деревенской жанровой сцены. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне».

Женщины у Рубенса, как говорили, кажутся «созданными из молока и крови». Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём10. Эротические, как и подобает быть всем «ню», но не пошлые, цельные, но не банальные, его обнаженные женские фигуры свидетельствуют о его сердцем прочувствованном, получаемом от жизни удовольствии. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»187. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»147148.

  • Галерея картин Питера Пауля Рубенса

Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет.

Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. Однако он вступил в интимную связь с высокопоставленной женщиной. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»22. В итоге — плюс 10 кг на весах, большая часть из которых ушла. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. А высокий кружевной воротник слегка приоткрывает пышную грудь.

Понятно, что на плоскую фигуру шить гораздо проще: меньше вытачек. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника.

БЛОГ О ПОИСКЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО 
СТИЛЯ

Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Но каждый из них по-своему претворил созданное великим мастером Фландрии. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью.

С каждым годом тренироваться бы становилось все тяжелее и тяжелее. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной.

Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Герцог Ришельё заказал ему две картины и решил вопрос с триумфальной галереей Генриха IV166. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён.

Филипп выводит юношу в красном, подвигает его к фигуре Фландрии, как бы говоря: «Вот, это ваш новый наместник» (the deputy). Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. В глазах Рубенса и его окружения античность была эпохой наивысшего расцвета цивилизации, с которой надо соразмеряться и подражать ей.

Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». Вожделенные «90-60-90» стали целью всех модниц мира, которые начали истязать себя диетами и разнообразными спортивными нагрузками.

По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии.

Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»231. В Италии, копируя образцы своих предшественников, он вёл записные книжки, в которых осмысливал законы анатомии и геометрии, вырабатывал основы собственной эстетики.

Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». Однако этот проект так и остался неосуществлённым183. Именно это время ознаменовалось активной популяризацией «идеала куклы Барби», то есть длинных стройных ног и тонкой талии. Подчиненное силе его воображения, такое слияние христианских и классических образов приводило в восторг и вдохновляло его современников. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню.

В распоряжение Рубенса предоставили всех городских ремесленников, включая каменщиков, маляров и штукатуров. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения223. Своеобразной особенностью Рубенса-личности и Рубенса-художника была его нелюбовь к портретам. Итало-фламандский стиль Вениуса был отмечен подражанием римским образцам, например, силуэты обводились линией контура. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»24.

Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто204. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском.

Маркиза совершенно спокойна. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»81.

Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»3) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Рубенсовские женщины являются к зрителю через идеальный образ Изабеллы.

В изображении Рубенса «Вознесение Девы Марии» хор ангелов поднимает её в спиралевидном движении к вспышке божественного света. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Лицо персонажа, однако, выглядит отдельным от всех остальных деталей картины и представлено абсолютно безэмоциональным. Все в страхе, а Иуда понимает, что речь идёт именно о нём.

Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером. В Национальной галерее искусств, Вашингтон, округ Колумбия, находится небольшая студийная версия с некоторыми отличиями. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Это верно в том случае, когда речь идет о пышности и богатстве красок, об изображении тяжеловесных фигур в стремительном движении, в моменты невероятного эмоционального напряжения. В переписке и документах упоминаются его картины, несколько работ было в доме его матери и она очень гордилась ими. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара.

Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу27. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. Религиозные войны, одна за другой, подрывали установившийся в Европе мир. Луки215. Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин.

Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов.

Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. Где резвость, где игра, где сладострастие.

Рядом – тоже обнажённая фигура несёт на подносе голову. Обращаю внимание на фактуры тел, сравню для удобства с Тремя Грациями. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти.

Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа65. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Женщина, стоящая на коленях, держит цветок, ссылаясь на лилии, которые чудесным образом заполнили пустой гроб.

Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко139. Античность и Рафаэль оставались его кумирами всю жизнь.

Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»234. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих109. Рубенс тщательно проработал детали своего костюма, особенно пурпуэн— род камзола с высоким воротником, коричневые чулки и туфли вместе с дорогим нарядом супруги композиция близка типичному барочному портрету. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна2.

Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»114. Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. Фигуру Анны называют феноменальной, а мужчины готовы весь мир положить к ее ногам. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни.

Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской149. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма».

«Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»95. Губерта, Диану на охоте и подобное.

15 сентября художник прибыл в Мадрид.

Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. В первую очередь это относилось к мировосприятию140. Не раз звезда Comedy Woman признавалась, что ей комфортно в своем теле и, что красота «это не торчащие кости, а женственные пропорции», а если она решится на похудение, то этот результат будет умеренным. Она может запросто посмеяться над собой и никогда не обижается на оскорбления, связанные с ее фигурой (да и какому нормальному человеку придет в голову обидеть этого «божьего одуванчика». ).

Другая версия висит на правом алтаре замковой церкви Св. На картине бросается в глаза внешнее сходство изображённых женщин: прямой нос, слегка выпуклые глаза, светлые волосы, пышность форм.

Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. Манжеты и ворот из кружев тщательно выписаны. Рубенс был скрытным во всём, что касалось его частной жизни, не сохранилась его переписка с женой, дети упоминались очень редко и только в контексте гуманитарных интересов. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году.

Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). По дороге он заглянул в свою мастерскую в Антверпене и захватил с собой шурина Хендрика Бранта. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером205. Но, как бы то ни было имя Рубенса — символ целой художественной эпохи.

Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах103. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть.

В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»191. Их отношения раскрылись и смертная казнь казалась неминуемой. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску152. Для этого следовало заключить англо-испанский договор, который также привёл бы к окружению Франции владениями или союзниками Испанского королевства175. Его зрительная память не уступала памяти на тексты.

Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю144. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Скромную гладкую прическу венчает диадема.

Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. В Дувре Рубенс столкнулся с неожиданной проблемой: к нему обратились молодые английские католики с просьбой помочь выехать во Фландрию: девушки хотели в монастырь, а юноши— в иезуитскую семинарию. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. Уже постаревший художник жаловался своим ученикам: «Вам повезло.

Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен101. Но у состарившегося Энгра он иссякает. Картины Рубенса почти на полвека предвосхитили широкое использование стиля «барокко» художниками в других европейских странах. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Впрочем, В. М. Лазарев в предисловии к русскому изданию писем Рубенса заявлял: «Ни Ватто, ни Буше, ни Ренуар не сумели дать более совершенных образцов живописи.

Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Резкие контрасты света и тени, теплые богатые краски.

О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая.

Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. С технической точки зрения в изображении Рубенсом «ню» почти невозможно отыскать изъян, хотя современные вкусы в отношении женской красоты значительно отличаются от вкусов и подходов художника. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием.

Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Слева контур тела – это почти прямая линия, справа изгибается и как будто то же льётся. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. Художник потребовал подготовить для него две комнаты в Люксембургском дворце и готовился представить картины в Париже. Возможно, это труды Сенеки.

13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ151617. своей почти осязаемой текстурой. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)213.

И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах.

11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен160. Рубенсовские женщины не только веселы и игривы, но чаще полны сдержанности и умиротворенности.

По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Глаза прямо и живо смотрят на зрителя, на губах играет сдержанная улыбка. Кроме того, он получал 3173 флорина государственной ренты из доходов от Брюссельского канала. После возвращения он ужинал с избранными друзьями.

Мир Рубенса был закрыт для всех остальных». Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. «Персей освобождает Андромеду» – картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса, выполненная в 1622 году. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Однако величина фигур угнетает динамику композиции.

Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». В нем в 1577 г. родился Питер Пауль. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Здесь также помещены фигуры богини Афины (или Минервы, это её римский эквивалент), она олицетворяет справедливую войну и мудрость.

Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Негативное отношение к женской изящности отразилось и в самом слове «худоба», ведь «худо» означает «плохо», а «худым человеком» ранее называли того, кто отличался слабым здоровьем либо не самой лучшей репутацией. Лекуре, «доходило до угодничества».

Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Я не попросить совета, а похвастаться покупками nЯ прям сама от себя в шоке.

И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский39. Елена появляется в жизни Рубенса в то время, когда он уже научился писать женщин. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее.

В его ню нет пошлости и вызова, его женщины сияют светом тонкой кожи, через которую светятся синеватые вены. Эрцгерцогиня изображена во весь рост. Женщины у Рубенса, как говорили, кажутся «созданными из молока и крови». «Охота на ведьм», поражающий воображение размах религиозного усердия, густо замешанного на слепом фанатизме и суеверии, превратили XVI и XVII века в настоящий кошмар -- по всей Европе тысячи людей, мужчин и женщин, заканчивали свою жизнь на кострах в наказание за то, что они якобы совершили преступления против человечества и природы.

В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. В сентябре 1626 года, 15 лет спустя, он закончил произведение. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет.

Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы».

В прическе видна красная гвоздика, которая, как считали в то время, предохраняла от зла. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. Кстати, жена Рубенса Изабелла Брант, по мерке XVII века, была худышкой. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе.

11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. Что же, посмотрим, как скоро певица приступит к исполнению своей задумки и осчастливит полненьких женщин. Стандарты красоты XVII века предполагали, что женщина должна быть, что называется, «кровь с молоком».

Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. В разгар приготовлений Рубенса отозвали в Мантую, но вмешался Шипионе Боргезе и художнику разрешили остаться до следующей весны. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию184.

Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо56. А я на психотерапевтов тратилась.

Это обошлось ещё в 7000 флоринов.

До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания201. Его «Источник», написанный им в 75-м возрасте имеет специфический привкус салонности: юное девичье тело, трактованное в полном соответствии с античным каноном, донельзя приглажено, лишено всякого разнообразия и безжизненно. " (2) стр. 414Жан Огюст Энгр, "Источник" 1820-1856, Париж, ЛуврЗдесь те же спокойные, плавные линии. На королевской аудиенции Филипп IV не выразил особенного восторга работами Рубенса, 28 сентября предстояло заседание королевского совета по вопросу, следует ли давать ход переговорам с англичанами. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). Однолюб по природе, Рубенс вёл в Италии и во вдовстве целомудренную жизнь, никогда не разменивался на мелкие интрижки и романы и, будучи темпераментным человеком, внешне был чрезвычайно выдержан.

Помимо портретов Энгр преуспевал в изображении обнажённой натуры. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Эту функцию у Рубенса исполняют доспехи, активное действие на заднем плане, представление портретируемого как бы на возвышенном пьедестале52.

Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). Считается, что женщинами на картине являются Мария Магдалина и две сестры Девы Марии.

Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти.

Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. В них начисто отсутствует мистика.

Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года158. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. Рубенс заботился о своих авторских правах. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом203. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена.

Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»174. Лувр, Париж.

Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены.

Останется ли Скулкина в своем новом теле или решит вернуть все на свои места, тем более, что друзья и родные всегда требовали «вернуть все как было, так как хорошего человека должно быть много. ». В частности, были убраны бойницы. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага.

Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. С технической точки зрения в изображении Рубенсом «ню» почти невозможно отыскать изъян, хотя современные вкусы в отношении женской красоты значительно отличаются от вкусов и подходов художника. Собор Богородицы в Антверпене объявил конкурс на Успенский алтарь в 1611 году.

Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. Рубенс не считается мастером психологического портрета. Ей комфортно в своем теле и меняться ради общественного мнения она не собирается.

Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»198. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб.

В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма15. Конечно, певица опровергает эту информацию.

Медленно тающие сантиметры на талии и бедрах приводили пышечек в восторг, однако, диета – вещь коварная: если подходить к ней без должной ответственности, то можно вместо исчезнувших пары сантиметров легко приобрести целый десяток До сих пор рубенсовские женщины пытаются бороться ЦЕЛЛЮЛИТОМ – с их кровным врагом – и вести активные бои против собственной же генетики, которая беспощадно наделила их пышными формами. (О других выразителях художественной жизни Фландрии XVII века — Йордансе и Снейдерсе, а также о других мастерах было рассказано выше. ) Хотя одновременно во Фландрии были другие выдающиеся художники, они все числятся как «круг Рубенса», «школа Рубенса», как планеты, вращающиеся вокруг солнца Рубенса. Вершиной стало представление художника при эрцгерцогском дворе, состоявшееся, судя по документам, 8 августа 1609 года. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью.

Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Ничего подобного прежде не мог добиться ни один художник. III. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера.

Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»232. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов.

Карлу Борромео). Но это не для Адель. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»38. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом197.

Но не будем о грустном. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»113.

Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Никаких следов его ранней графики не сохранилось18. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Каждый миллиметр их телесных несовершенств выписан с таким тщанием и любовью, что сомнений не остается: Рубенс действительно преклонялся перед таким типом красоты и считал его идеальным для изображения. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. Великие религиозные художники вовсе не обязательно были стойкими верующими.

Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической207. Елена позировала обнаженной как мужу, так и 20 его ученикам. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю75. галерея Медичи в Лувре).

Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»98. Однажды он написал знаменательные слова: «У каждого свой дар: мой талант таков, что как бы огромна ни была работа по количеству и разнообразию сюжетов, она еще ни разу не превзошла моих сил».

Это качество было свойственно Рубенсу как в жизни, так и в его портретном искусстве. Его духовное искусство начисто лишено духовности»112.

Как-то актриса призналась, что старается держать себя в форме, но никогда не станет издеваться над собой и худеть до изнеможения только чтобы быть похожей на «рядовую доску». В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Ее аристократическая осанка говорит о самоуважении. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи.

Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр222. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго.

За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену99. Брак был заключён с большой поспешностью.

.