Историческая Картина Репина Посвященная Вольному Казачеству

«Казаки пишут письмо турецкому султану» (Репин): история одной картины

И оба, что примечательно, сказали это с чувством восхищения. Темой своей магистерской диссертации Эварницкий взял Историю запорожских казаков. Для Екатерины Второй, видевшей себя просвещённой абсолютистской государыней, Запорожье было «вредным скопищем всякого сброда». Побирушку, которого палкой отгоняет вертухай-оберегатель, притом в обувке худшей, чем у нищего «На этой картине с большой яркостью передано живое народное чувство, религиозное благоговение к святыне», – было написано в путеводителе «времён СССР» Третьяковской галереи. Они свободные люди и в покровительстве иноземного монарха не нуждаются.

Так было и в Москве. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Старик от души хохочет.

Эту историческую 
картину и репин 
посвятил вольному

Эту историческую картину и репин посвятил вольному казачеству

Написаны они очень выразительно и дерзко. Собственно, в1923году в «Красном перце» была напечатана карикатура «Большевики пишут ответ Керзону». Затаил.

«Вина» его лишь в том, что Он первый осознал непростую, божественную природу царской власти. Вот как сам художник рассказывает о возникновении ее замысла: «Как-то в Москве, в 1881 г., я слышал новую вещь Римского-Корсакова «Месть». И до сих пор история создания прославленного творения Репина остается малоуясненной. По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо более одухотворенным, человечным, живым. Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности.

Картина всем знакома с детства. Это стремление заставляло Репина разомкнуть пространство своих исторических картин, сделав зрителя «очевидцем» изображенного. Эта тема, что называется, мучила Илью Ефимовича всю жизнь. и так далее. Смеются и другие казаки.

На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Всё больше становилось пансионерских поездок за границу в Риме (опять-таки по примеру Франции имевшей здесь постоянное представительство в статусе академии), было учреждено специальное попечительство, ответственное за устройство быта командируемых. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Его широкий серый кафтан закрыл собой много ярких фигур в этой части полотна. Заметим, что Александр Николаевич был одним из самых ярких представителей известнейшей художественной династии Бенуа его брат Леонтий (профессор архитектуры, ректор Академии Художеств) был последним, до её передачи в «Эрмитаж», частным владельцем знаменитой «Мадонны с цветком» («Мадонны Бенуа») кисти Леонардо да Винчи, жемчужины Эрмитажа. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Прянишников, К. А. Люди вполне понимают цену своей шутки.

Полотно Репина прекрасно вписывалось и вовторую и втретью интерпретационную логику. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Нестеров, А. Л. Резкими и выразительными штрихами рисует Гоголь героев Сечи. Достаточно известными являются по крайней мере две его работы с одинаковым названием «Отказ от исповеди». Он им неинтересен.

За год до своей смерти Пётр издал указ «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам». Компанию дополняли немцы Богдан Вениг (из семьи учителя музыки, органиста и скрипача лютеранской церкви в Ревеле), Карл Лемох – ребёнок московского преподавателя музыки немецкого происхождения Викентия Лемоха и Елизаветы Карловны Шильдбах и «примкнувший к ним» Василий Крейтан – из семьи скульптора и резчика немецкого происхождения Петра Крейтана. На пересечении ул. Но не думайте, что он взял какую-нибудь казенную сцену из прочитанного его тема была из живой жизни «лыцарей», как будто он был у них в сараях-лагерях и видел их жизнь во всех мелочах обихода.

Кто-то предлагает назвать султана «старшим подсвинком его свиньи», кто-то называет его «кривым братом рогатого черта». В Краснодаре на пересечении ул. «Более достоверная» версия так и небыла завершена, сегодня она находится вХарьковском художественном музее.

Всоветский марксистско-ленинский нарратив «Письмо» вписывалось ещё лучше. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Здесь не место, вероятно, много распространяться на тему, что-де очень многие из современников находили внешность царевны Софьи весьма привлекательной, а иностранцы полагали её даже красивой (неужто вырождение Европы было заметным уже тогда. ). Именно эта «действенность» – главная особенность репинских исторических композиций, когда исторический сюжет сведен к одной личности, одному мгновению, одному аффекту. И теперь, хотя бы 1 000 000 корреспондентов «Тimеs» разносили меня в пух и прах, я остался бы при всем своем я глубоко убежден, что теперь в этой картине не надо ни прибавлять, ни убавлять ни одного штриха».

Пятый факт. Изучебников имарок онпреспокойно перепрыгнул вфильм «Вбой идут одни старики», получив там дополнительную патриотическую легитимизацию. Однажды один из посетителей галереи, Абрам Балашов, не выдержав страшного зрелища, представленного Репиным, бросился к полотну и со словами «не надо крови, довольно смертей, довольно крови. » располосовал его ножом в нескольких местах. Мы видим лишь то, как интерпретировал эту сцену великий русский художник. Эпизод, происшедший в связи с картиной «Иван Грозный» в галерее П. М. Третьякова, крайне показателен для реакции на нее зрителей.

Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. И здесь, как и в картинах на темы современной жизни, Репин создает широкие эпические полотна с множеством ярко типических образов, взятых в своей неповторимой характерности («Запорожцы») ищет остродраматические ситуации, чтобы представить человека в момент наивысшего напряжения его страстей («Иван Грозный», «Царевна Софья»). Достаточно показательно в этом плане может быть сравнение его «Протодиакона» и «Еврея на молитве», созданных в одном и том же периоде его творчества (1877 и 1875 годах соответственно). В Краснодаре на пересечении ул.

Первый факт. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Но и в «общество передвижников», «отцами-основателями» которого являлись И. Н. Но это отнюдь не то узорочье, коим русские украшали кожи и ткани, чтобы «удивлять красотою наряда», а какой-то монголо-татарский секонд-хенд.

Версия жепервая, «менее достоверная», была закончена в1891году. Вторая картина – суть развитие сюжета первой, будто бы служащей к ней эскизом. Он в полной мере проник в суть и смысл репинского творения и выступал за то, чтобы оно было снято с экспозиции в «Третьяковке». После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Чтобы понять это достаточно сколь-нибудь внимательно и без эмоций, посмотреть на пресловутую картину «Иван Грозный».

История создания 
картины Запорожцы 
пишут письмо турецкому

История создания картины Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Художник Константин Маковский заломил за неё 25 тысяч рублей. Они ему понравились, более того – «произвели впечатление». Но Гиляровский был много моложе, ему было чуть более 30 лет.

Если вманифесте оликвидации российскими войсками Запорожской Сечи 1775года Екатерина Вторая провозглашала «истребление самого названия» запорожцев как «оскорбляющего Наше Императорское Величие», тоуже кзакату XIXвека имя сие, освящённое, среди прочих, повестями Гоголя, невызывало имперского раздражения. А так оно вполне пойдёт. В сложнейшей многофигурной композиции картины нет ни одного случайного элемента. В начале ХХ века это «Общество», по непреложному закону мздовоздаяния, в свою очередь сотряс «бунт одиннадцати»: столько участников покинули его, выразив таким образом протест против его «политики» (В.

Сам А. Н. В своей работе «Документальный портрет Ивана Грозного» он отмечает: «Наше представление об образе Ивана Грозного по преимуществу навеяно произведениями художников XIX века». Сам факт императорской покупки представляется чрезвычайно любопытным. Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Ибрагима I, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться. Среди людей, позировавших ему, были многие известные личности. Люди вполне понимают цену своей шутки.

Какую картину Репин 
посвятил вольному 
казачеству а) Бурлаки

Какую картину Репин посвятил вольному казачеству а) Бурлаки на Волге:в)Возвращение с войны:с)Заседан

«Бунтовщиками» стали именно разночинцы: Александр Григорьев, сын «штуляра» иначе «титуляшки» – мелкого чиновника-разночинца имевшего IX класс по «Табелю о рангах», что не давало прав на дворянство Фирс Журавлёв, отец которого был портным потомок тихвинского мещанина Пётр Заболотский Иван Крамской, родившийся в бедной мещанской семье из той же мещанской, такой же маломочной, причём провинциальной (Кременчуг) семьи принятый на учёбу – Александр Литовченко Николай Петров – тоже сын мещанки, хотя и петербургской Алексей Корзухин из крепостных промывальщиков золота Александр Морозов, тоже из бывших крепостных Константин Маковский, сын обрусевшего поляка, служившего протоколистом в Дворянской опеке из канцеляристов же был и Михаил Песков из семьи мелкого помещика, бывшего военного происходил Николай Дмитриев, а из мелких же купцов – Николай Шустов. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.

Немалую роль в их сближении сыграло и то, что Эварницкий принялся помогать Репину с большой охотой и действительно сделал для него все, что мог: позировал сам для центральной фигуры писаря, подыскивал для Репина живую натуру среди современников-украинцев, рассказывал ему исторические события тех лет, снабжал его документальными материалами, ознакомил его с коллекциями предметов запорожской старины и, наконец, предоставил в распоряжение Репина собственное собрание украинских древностей: тут были и жупаны и сапьянцi (сафьяновые сапоги) и люльки всех размеров и оружие и даже графин, выкопанный с горiлкою в могиле близ места бывшей Сечи (очевидно, этот самый графин и написан на картине перед писарем — Эварницким). Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Я вспомнил о царе Иване».

Сугубая брехня об «убиении» проистекает из самого что ни есть мутного источника: сочинения папского легата иезуита Антонио Поссевино, который таким образом решил отомстить Ивану Грозному за провал своей миссии: царь «переиграл» посланца Рима и в конце концов отверг притязания его патрона, папы Григория XIII об унии с католицизмом. Первый факт. Серов и многих других. Со мною были две прекрасные излюбленные нами книжки Антоновича и Драгоманова— «История казачества в южнорусских песнях и былинах». Трудился он над ней якобы три года полотно было выставлено для публики в 1883 году.

Зато первоисточник Репина прекрасно там функционировал– и вшкольных учебниках и напочтовых марках. Барыньку-мироедку, с идиотским выражением лица, для показухи шествующую со своей иконой. Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году. Строгие вертикали пик и фигур поддерживают торжественный ритм монументального полотна.

И судьбы их сложились по-разному так, восемь из 14-ти впоследствии «включили реверс», вернулись на круги своя и впоследствии получили звание академика Императорской Академии художеств, с присвоением классного чина надворного советника. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Для этого пожилого казака с трубкой позировал профессор Александр Рубец. Все эти «лучшие образцы», с присовокуплением массы новых персонажей, добытых в каких-то лупанариях, ночлежках для нищих и домах скорби воплотились в «Крестном ходе в Курской губернии» – вершине, так сказать, творчества этого «православного художника». – писал Репин А. С. Суворину.

Существует миф, что Дядя Гиляй изображал хохочущего толстяка в белой папахе. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Во-первых потому, что «фактом» убиения царевича, который на самом деле места отнюдь не имел, последовательно и настойчиво утверждали в общественном сознании (а картины, согласитесь, сильнейший способ воздействия на «толпу») предельно искажённый образ христианнейшего, на самом деле, богобоязненного и отнюдь не склонного к тем «излишествам», которые ему приписывают, великого государя. Голая голова казака в «Запорожцах» словно прорывает плоскость холста, оказываясь в пространстве зрителя. Выделяется на картине голый по пояс казак.

А толчком к реализации замысла послужила, по словам самого Репина, упомянутая симфоническая сюита «Антар» Римского-Корсакова. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. А из Поссевино, в свою очередь, враньё об «убиении» царевича Ивана перекочевало в «труды» прочих сочинителей-иностранцев – того же Жака Маржерета (который, к его чести, писал осторожно: «Ходит слух), Исаака Массы (тоже, впрочем, выражавшегося обтекаемо: «Иван умертвил или потерял своего сына»), Генриха фон Штадена и прочих. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Но таково было решение художника, этим серым пятном он решил уравновесить общую композицию.

Самая знаменитая 
казачья картина

Самая знаменитая казачья картина

Со временем увлечение переросло в страсть, работу и способ заработка. К ней, тем не менее, тянутся, пытаются припасть «Вот придурки» – как бы посмеивается над смотрящими изобразитель этой сцены. Для многих просвещённых русских людей, опять же, под влиянием Гоголя (кстати, вынужденного переписать «Тараса Бульбу» таким образом, что «малороссийский» патриотизм уступил втексте место «общерусскому»), запорожские казаки были частью большой русской истории, вкоторой особо охотно подчёркивались антипольские иантитурецкие коннотации. А оставшиеся стали инициаторами образования «Артели художников», позже (в 1870 году) преобразованной в «Товарищество передвижных художественных выставок» (ТПХВ). Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.

Впоследствии его приобрёл император Александр Третий. Он специально отправлялся в Запорожье для натурных зарисовок. В главных своих фигурах есть лишь одно обличение, несправедливое, сильное, преувеличенное. Бюджет её снова значительно увеличился. Модест Петрович написал, что «увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места». Позже Яворницкий продал его П. М. Третьякову и сейчас он находится в Третьяковской галерее. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.

Вдохновение от исторического 
наследия предков

Вдохновение от исторического наследия предков

За своё спасение она выполнила три желания бродяги: дала ему возможность испытать сладость мести (II часть), сладость власти (III часть) и сладость любви (IV часть). Именно эти качества работ Эварницкого и представляли для Репина неоценимую прелесть. Остап, бесстрашно поднимающийся на плаху, Бовдюг, страстно призывающий к товариществу Мосий Шило, преодолевающий неимоверные препятствия, чтобы вернуться в родную Сечь Кукубенко, высказывающий перед смертью свою заветную мечту: «Пусть же после нас живут еще лучшие, чем мы», — этим людям свойственна одна общая черта: беззаветная преданность Сечи и Русской земле. В сложнейшей многофигурной композиции картины нет ни одного случайного элемента. А казаки поедут своей дорогой, не дожидаясь ответа. Об этом картина.

Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Соединённый портрет толстух, несомненно, удался. Но, придя домой, взял лист белой бумаги, быстрыми и четкими штрихами набросал портрет приговоренного и подписал его: «Каракозов (по впечатлению), 1866 год».

Художественная выразительность картины

Картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» привлекает внимание своей красочностью, она так искрится положительной энергией, что иногда кажется, что на знаменитом полотне главным незримым персонажем является именно смех, хотя картина посвящена реальному историческому событию. Картина всем знакома с детства. Расположение персонажей лишено натуралистической случайности.

Существует миф, что Дядя Гиляй изображал хохочущего толстяка в белой папахе. Они свободные люди и в покровительстве иноземного монарха не нуждаются. И одна из вершин в творчестве великого русского художника. Полуобнаженный казак (то ли драматург Марк Кропивницкий, то ли педагог К. Белоновский) – это картежник, поскольку на Сечи был обычай снимать рубаху во время серьезной игры для того, чтобы не спрятать карты в рукаве.

Этот мужчина слыл в городе колдуном. Он писал портреты иконы исторические и бытовые сцены. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Пятый факт.

  1. Илья Репин: жизнь и творчество художника
  2. Илья Репин: биография и факты из жизни
  3. Кому из казаков разрешалось носить длинные чубы и для чего они были нужны бесстрашным воинам
  4. Запорожцы пишут письмо турецкому султану – Легкость и тяжесть
  5. Картина Репина Запорожцы (казаки) пишут письмо турецкому султану

А уже упоминавшийся нами Александра Бенуа на рубеже XIX-XX веков, то есть сотню с лишним лет тому назад, оценивал Репина как художника, который «для истории ещё не готов» (и это уже после «Царевны Софьи», «Ивана Грозного» и других «знаковых» работ. ). Натурщиками Репину, как известно, служили многие известные люди того времени. «Если бы Вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины. И, вероятно, о сладости мести (данная часть сюиты, напомним, в общем-то именно об этом). Нестеров, С. А. Киселёв, Н. В. Ага, вот о них: «специально для работы над полотном по особому заказу были сшиты сапоги царевича, Ренин расписал их масляными красками», – сообщает источник. Репин подарил его Яворницкому.

На время Репин перестал творить и впал в депрессию. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Суриков, И. И. Он замкнулся в себе и начал работать над картиной «Чудотворная икона» (позже получившей название «Крестный ход в Курской губернии». Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».

  • Эту Историческую Картину Репин Посвятил Вольному Казачеству
  • Мы пишем вам Картина Репина и ее подражания
  • Интересные факты из жизни художника
  • Зачем козаку нужен был чуб-оселедец и серьга в ухе
  • Казачество на полотнах русских художников-классиков
  • Запорожские казаки в живописи Сергея Васильковского (1854-1917)

Со временем увлечение переросло в страсть, работу и способ заработка. Рябушкин, И. П. Что повлечёт за собой неизбежное «с одной стороны», «с другой» Ограничимся, в данном случае, общей оценкой, данной им А. Н. Цербера (то ли десятского, то ли сотского), бдительно её охраняющего и уже замахнувшегося кнутом на нищего, пытавшегося сообразно случаю попросить у богачки копеечку. Красной и Горького по мотивам картины установлен барельеф. Толпа, в абсолютном большинстве своём и лиц не имеющая, вместо них – пятна, бредёт неведомо куда, предводительствуемая священником, весьма похожим на того самого протодиакона – который «плоть и кровь», «зев и рев бессмысленный» и даже горящая свеча в его руке выглядит подожжённой оглоблей. «Русский художник» Илья Репин происходил, на самом деле из чугуевских, что близ Харькова, кантонистов. И в этом отношении история у Репина – это как раз то, что проходит: частный случай, эпизод, смысл которого полностью исчерпывается тем, что в данный момент происходит перед глазами, не «длящийся процесс», а необратимый финал.

Репин» он в открытую заявил: «Возьмите «Крестный ход», эту оргию скотоподобия, свистопляску всего низменного, слезоточивого, мутного, что только есть в человеке, а какое благообразное идиллическое, почти благочестивое впечатление может она произвести на иного зрителя». Авторство злой стилистической конструкции, служащей здесь в качестве заголовка, принадлежит лучшим друзьям Репина – критику и историку искусств Владимиру Стасову, который именно так, «совершенно особенным выродком» назвал Илью Ефимовича в письме ко Льву Толстому, а «мальчишкой-маляром, прибежавшим в Петербург лет сорок, пятьдесят назад из Пятисобачьего переулка» и более того – «депутатом избранником, «представителем» всех Пятисобачьих переулков России» – Корней Чуковский. Скорее наоборот, оно казалось забавным напоминанием обимперском разнообразии, поддерживало приятный антитурецкий сентимент идаже согласовывалось сидеей «большой русской нации». Желание учиться привело его в Петербург, где он поступил в академию искусств. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.

  • Казаки в творчестве Рубо Франца Алексеевича
  • Казаки в живописи Юзефа Брандта
  • Казацкая вольница на полотнах Андрея Ляха
  • Самое интересное в виде мозаики
  • О жизни и творчестве выдающихся художников

С самого начала ХХ века Академия становится одним из самых демократичных учебных заведений (в качестве вольноприходящих слушателей в неё стали допускать крепостных). Сообщества разночинцев можно отыскать везде, практически в любой сфере общественной жизни.

Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Ктому жесам Маркс в «Хронологических выписках» сочувственно упоминал о «козацкой республике». По окончании в 1881 г. Харьковского университета он был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре русской истории (чтения курса по истории Украины тогда не допускалось). Памятник открыт в2008 г., через 120 лет после посещения Репиным Кубани. Автором композицииявляется скульпторВалерий Пчелин (Краснодар).

Он смотрит, смотрит на струящуюся из носа кровь и запоминает цвет, направление струек. Благодаря чему на Западе и утвердилось за Грозным близкое, по их представлениях, прозвище «terrible» (страшный, ужасный, громадный, внушающий страх), что совершенно не соответствует русским представлениям (город Грозный, к примеру – это «Ужасный», что ли. ). Напомним, что в известной мере эскизами к данному монументальному холсту послужили предшествующие картины этого же художника: «Явленная икона» (1877 год) и «Крестный ход в дубовом лесу», созданная на год позже. Видимо, втом числе ивот таким образом, Репину для его полотна охотно позировали нетолько коллеги-художники, но игенерал Михаил Драгомиров (образ Серко). Вокруг рокотала толпа. Произошло это, — как сообщает жена Эварницкого, — в 1887 г. (в публикуемых воспоминаниях дата начала знакомства не указана).

  • Последние заданные вопросы в категории История

Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Под верхнюю одежду надевался обычный наряд – сорочка, зипун и становой кафтан (спереди разрезанный, застегивающийся, расходящийся книзу, без воротника, с широкими рукавами, напоминающий архиерейский сакос)».

Илья Репин: жизнь 
и творчество художника

Как-то в Академии художеств Репину была задана программа «Ангел истребляет первенцев египетских». Картина «Запорожцы» создавалась на протяжении 80-х годов XIX века. Репинский писарь написан сДмитрия Эварницкого (Яворницкого) историка запорожского казачества, которого нераз упрекали в «недостаточной» научности его изысканий, но, пожалуй, никто немог быупрекнуть вотсутствии стремления вжиться вказачество, воспроизвести казачество вмелочах (например, водворе домика Яворницкого, заведовавшего краеведческим музеем вЕкатеринославе, было свое, пусть иочень небольшое, Дикое поле– клочок нетронутой землепашеством степи, служившей когда-топространством «казацкого промысла»). Но скорее всего – чепуха: куда вероятнее, что отправной точкой этой работы стала картина такого же, как и он, «передвижника» – Н. С. Замыкающие с двух сторон изображение казаки, стоящие спиной к зрителю, статичностью своих фигур упорядочивают сложное переплетение поз и ракурсов запорожцев, увлеченных сочинением письма. Опишу как-нибудь этот любопытный сеанс подробно. Напротив, мы за популяризацию его творчества.

Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». И так далее. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. На этом была завершена более чем десятилетняя работа над шедевром. С технической стороны картина написана бесподобно. Все эти лица, как говорится, точно живые, точно рвутся с полотна.

Желание учиться привело его в Петербург, где он поступил в академию искусств. Точно то же самое видим мы и на картине «Иван Грозный», где «монстры» (и убивающий и убитый) проявляются именно из не вполне определенного полумрака: безошибочный приём, весьма сильно воздействующий на впечатлительного зрителя. Так сложилось потому, что художник по несколько раз переписывал картины. «Представьте себе Грозного, с которого соскочил царь, соскочил Грозный, тиран, владыка, -- ничего этого нет, перед тобой выбитый из седла зверь, который под влиянием страшного удара на минуту стал человеком», -- передавал свое впечатление от картины писатель Гаршин, позировавший Репину для образа умирающего царевича. Но Репин стремился не столько усовершенствовать их, сколько наделить тем свойством «изменчивости», которое было присуще ему самому, заставить «жить» эти картины, меняться, как, например, сменяются кинематографические кадры.

Алегенда обэгалитарности запорожского сообщества будто воспроизведена втом, что нахолсте предстали «наравных» иколлекционер Василий Тарновский иего кучер (образ казака Голоты). Она служит красноречивейшим доказательством полного расцвета художественных сил у Репина.

Громадная картина целиком остается в памяти зрителя. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Но не думайте, что он взял какую-нибудь казенную сцену из прочитанного его тема была из живой жизни «лыцарей», как будто он был у них в сараях-лагерях и видел их жизнь во всех мелочах обихода. По легенде, письмо было написано в 1676 году кошевым атаманом Иваном Серко «со всем кошем Запорожским» в ответ на ультиматум султана Османской империи Мехмеда (Мухаммеда) IV. Центральным персонажем картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» является атаман Сирко. Первый факт.

А. «Месть», часть вторая, стала катализатором той закваски, которая годами бродила в голове у Репина. В ней запечатлена удивительная мощь и выразительность репинской кисти. живописи, скульптуры, архитектуры) академию». Письмо запорожцев турецкому султану будет дописано и отправлено адресату. Шустова, – названная «Иоанн Грозный у гроба убитого им сына», датируемая 1860-и годами – которых, кстати говоря, после написания данного полотна, Николай Семёнович не пережил – он скончался в Петербурге в начале февраля 1869 года, едва достигнув 30-летнего возраста.

Мы, безусловно, весьма далеки от мысли «запрещать» репинские поделки, как-то «изолировать» Илью Ефимовича от зрителей. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. Однако «облачение» сына напоминает скорее нечто среднее между женским капотом и пеньюром, даже с кружевцами и рюшечками, а одежда отца – спецовку чернорабочего. Мы свободно можем «войти» в интерьер кельи царевны Софьи: пустое пространство перед окном как будто специально оставлено для зрителя, подобно распахнутой двери. Но Репину необходимо было заострить сам момент убийства, «произошедшего в одно мгновенье». Вскоре «почувствовал, что здоровье стало ему изменять, а потому, полагая, что деревенский воздух и полное спокойствие помогут ему восстановить силы, отправился в деревню к отцу».

Малявин, М. В. Это было в 1881 г. Кровавое событие 1-го марта (день убийства народовольцами царя Александра II) всех взволновало. Для написания этой работы Репин подыскал тёток потолще да побезобразнее: мать Серова Валентину Бергман, писательницу Елену Бларамберг (псевдонимы Апрелева, Е. Ардов) и «некую портниху» имя которой осталось неизвестным. Данный процесс начался ещё в 1871 году, когда он, новоиспечённый, 27-летний выпускник Академии художеств, взялся за написание «большого декоративного пятна» – картины «Собрание русских, польских и чешских», т. е. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Илья Репин начал писать в1880году, под впечатлением отколоритной легенды обантиосманской выходке сечевиков воглаве сИваном Серко. Газетчиков и симпатиков Репина помирил близкий друг художника, Корней Чуковский (сын Эммануила Соломоновича Левенсона и его прислуги, полтавской крестьянки Екатерины Осиповны Корнейчук, если кто не знает). Творческий метод Репина не признавал других подходов, кроме как работу с натурой. Но и он сохранился: смотрите, дескать, кто «вершил судьбы». Кстати, лубочный «Тарас Бульба» Владимира Бортко показал возможность имперско-общерусского прочтения иГоголя иРепина уже впостсоветской ситуации.

Это одно из самых тиражируемых произведений классической русской живописи. Строганов, не жалевший на благое дело никаких собственных средств. Мы видим лишь то, как интерпретировал эту сцену великий русский художник.

Об этом нам удалось разыскать драгоценное свидетельство Д. Н. Мамина-Сибиряка. По этой причине ни слова нет о картине в книге Далекое близкое. В зависимости от степени духовной слепости смотрящего.

Автор композиции— скульптор Валерий Пчелин (Краснодар). Основной (можно сказать, классический) вариант картины был завершён в 1891 году. Невзирая на яростные нападки на религию (а только так и можно истолковать его «Отказы от исповеди», «Крестные ходы», гадкие «воплощения» царевны Софьи, царя Ивана Грозного etc). К моменту знакомства с Репиным Д. И. Эварницкий (1887 — 1940) сделал уже немало для изучения исторических судеб Запорожья. Художник заинтересовался сюжетом и в 1880 году начал первую серию этюдов. Вэтом контексте неудивительно, что Остап Бендер обратил внимание именно наэту картину Репину ипредлагал её актуализировать вформате «Большевики пишут письмо Чемберлену».

Шишкин, Н. А. «Запорожцы» для Репина были не просто одной из картин, написанных па исторический сюжет, а имели гораздо большее значение. Идея его создания принадлежит администрации города. Я отворачивался от этой картины, прятал ее.

А с кстати вынырнувшим из чугуевского «Пятисобачьего переулка» Репиным сошлись всего на полутора тысячах (каковую сумму сам Репин посчитал «огромной»). Тут и кошевой атаман Серко, сдержанно улыбающийся в усы и обжигающий взглядом своих насмешливых, умных глаз и разразившийся громоподобным хохотом могучий, грубовато-прямодушный и властный «Тарас Бульба» и лукавый писарь, с ехидной старательностью нанизывающий на бумагу забористые выражения, которые подсказывает ему полуобнаженный казак-острослов и задумчиво улыбающийся молодой красавец «Андрей» и дюжий рубака-воин, серьезный и простодушный, как дитя и заливающийся тонким визгливым смехом живой, ехидный, смешливый дед и многие другие. – Чего только тут не было. Поиску подходящих натурщиков художник отдавал много времени и сил.

«Вообще неспособным к исторической живописи», напомним, признавал его Владимир Стасов. А для скульпторов и художников, где, «как и во всём мире», главным почитался исторический жанр, министр народного просвещения Российской империи при императоре Николае Павловиче граф Сергей Семёнович Уваров (весьма просвещённый, кстати говоря, человек: он был учёным-антиковедом – специалистом по классической древности, знатоком Древних Греции и Рима, включая их историю, филологию, археологию и другие родственные дисциплины), организовал даже специальные лекции по археологии и древнерусскому искусству.