Историческую Картину Репин Посвятил Вольному Казачеству

Эту историческую картину и репин посвятил вольному казачеству

Шустова, – названная «Иоанн Грозный у гроба убитого им сына», датируемая 1860-и годами – которых, кстати говоря, после написания данного полотна, Николай Семёнович не пережил – он скончался в Петербурге в начале февраля 1869 года, едва достигнув 30-летнего возраста. Газетчиков и симпатиков Репина помирил близкий друг художника, Корней Чуковский (сын Эммануила Соломоновича Левенсона и его прислуги, полтавской крестьянки Екатерины Осиповны Корнейчук, если кто не знает). Именно эти качества работ Эварницкого и представляли для Репина неоценимую прелесть. Желание учиться привело его в Петербург, где он поступил в академию искусств. Эта тема, что называется, мучила Илью Ефимовича всю жизнь.

Тут и кошевой атаман Серко, сдержанно улыбающийся в усы и обжигающий взглядом своих насмешливых, умных глаз и разразившийся громоподобным хохотом могучий, грубовато-прямодушный и властный «Тарас Бульба» и лукавый писарь, с ехидной старательностью нанизывающий на бумагу забористые выражения, которые подсказывает ему полуобнаженный казак-острослов и задумчиво улыбающийся молодой красавец «Андрей» и дюжий рубака-воин, серьезный и простодушный, как дитя и заливающийся тонким визгливым смехом живой, ехидный, смешливый дед и многие другие. И судьбы их сложились по-разному так, восемь из 14-ти впоследствии «включили реверс», вернулись на круги своя и впоследствии получили звание академика Императорской Академии художеств, с присвоением классного чина надворного советника.

Это одно из самых тиражируемых произведений классической русской живописи. Это делалось для того, чтобы некуда было спрятать карты.

После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Но, придя домой, взял лист белой бумаги, быстрыми и четкими штрихами набросал портрет приговоренного и подписал его: «Каракозов (по впечатлению), 1866 год».

«Казаки пишут письмо 
турецкому султану» 
 (Репин): история

«Казаки пишут письмо турецкому султану» (Репин): история одной картины

Это стремление заставляло Репина разомкнуть пространство своих исторических картин, сделав зрителя «очевидцем» изображенного. За год до своей смерти Пётр издал указ «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам». Так сложилось потому, что художник по несколько раз переписывал картины.

В начале ХХ века это «Общество», по непреложному закону мздовоздаяния, в свою очередь сотряс «бунт одиннадцати»: столько участников покинули его, выразив таким образом протест против его «политики» (В. Его широкий серый кафтан закрыл собой много ярких фигур в этой части полотна. «Представьте себе Грозного, с которого соскочил царь, соскочил Грозный, тиран, владыка, -- ничего этого нет, перед тобой выбитый из седла зверь, который под влиянием страшного удара на минуту стал человеком», -- передавал свое впечатление от картины писатель Гаршин, позировавший Репину для образа умирающего царевича.

Модест Петрович написал, что «увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места». Как-то в Академии художеств Репину была задана программа «Ангел истребляет первенцев египетских». Строганов, не жалевший на благое дело никаких собственных средств. Они свободные люди и в покровительстве иноземного монарха не нуждаются.

На время Репин перестал творить и впал в депрессию. А оставшиеся стали инициаторами образования «Артели художников», позже (в 1870 году) преобразованной в «Товарищество передвижных художественных выставок» (ТПХВ). живописи, скульптуры, архитектуры) академию». Люди вполне понимают цену своей шутки. А казаки поедут своей дорогой, не дожидаясь ответа.

эту историческую 
картину и репин 
посвятил вольному

эту историческую картину и репин посвятил вольному казачеству

Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. «Русский художник» Илья Репин происходил, на самом деле из чугуевских, что близ Харькова, кантонистов. Немалый интерес в этих воспоминаниях представляют также и отдельные эпизоды, дающие новые штрихи для характеристики интимного и общественно-политического облика Репина.

Картина «Запорожцы» создавалась на протяжении 80-х годов XIX века. Существует миф, что Дядя Гиляй изображал хохочущего толстяка в белой папахе. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

Выделяется на картине голый по пояс казак. Нестеров, А. Л. Резкими и выразительными штрихами рисует Гоголь героев Сечи. Рябушкин, И. П. Что повлечёт за собой неизбежное «с одной стороны», «с другой» Ограничимся, в данном случае, общей оценкой, данной им А. Н. Цербера (то ли десятского, то ли сотского), бдительно её охраняющего и уже замахнувшегося кнутом на нищего, пытавшегося сообразно случаю попросить у богачки копеечку. Однако «облачение» сына напоминает скорее нечто среднее между женским капотом и пеньюром, даже с кружевцами и рюшечками, а одежда отца – спецовку чернорабочего. И здесь, как и в картинах на темы современной жизни, Репин создает широкие эпические полотна с множеством ярко типических образов, взятых в своей неповторимой характерности («Запорожцы») ищет остродраматические ситуации, чтобы представить человека в момент наивысшего напряжения его страстей («Иван Грозный», «Царевна Софья»).

Вдохновение от исторического 
наследия предков

Вдохновение от исторического наследия предков

Немалую роль в их сближении сыграло и то, что Эварницкий принялся помогать Репину с большой охотой и действительно сделал для него все, что мог: позировал сам для центральной фигуры писаря, подыскивал для Репина живую натуру среди современников-украинцев, рассказывал ему исторические события тех лет, снабжал его документальными материалами, ознакомил его с коллекциями предметов запорожской старины и, наконец, предоставил в распоряжение Репина собственное собрание украинских древностей: тут были и жупаны и сапьянцi (сафьяновые сапоги) и люльки всех размеров и оружие и даже графин, выкопанный с горiлкою в могиле близ места бывшей Сечи (очевидно, этот самый графин и написан на картине перед писарем — Эварницким). С самого начала ХХ века Академия становится одним из самых демократичных учебных заведений (в качестве вольноприходящих слушателей в неё стали допускать крепостных). Картина всем знакома с детства. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Напротив, мы за популяризацию его творчества.

Вторая картина – суть развитие сюжета первой, будто бы служащей к ней эскизом. А с кстати вынырнувшим из чугуевского «Пятисобачьего переулка» Репиным сошлись всего на полутора тысячах (каковую сумму сам Репин посчитал «огромной»). Со временем увлечение переросло в страсть, работу и способ заработка. И до сих пор история создания прославленного творения Репина остается малоуясненной. Смеются и другие казаки. Мы свободно можем «войти» в интерьер кельи царевны Софьи: пустое пространство перед окном как будто специально оставлено для зрителя, подобно распахнутой двери.

Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Художник заинтересовался сюжетом и в 1880 году начал первую серию этюдов. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Письмо запорожцев турецкому султану будет дописано и отправлено адресату. Поиску подходящих натурщиков художник отдавал много времени и сил. Нестеров, С. А. Киселёв, Н. В. Ага, вот о них: «специально для работы над полотном по особому заказу были сшиты сапоги царевича, Ренин расписал их масляными красками», – сообщает источник. Но скорее всего – чепуха: куда вероятнее, что отправной точкой этой работы стала картина такого же, как и он, «передвижника» – Н. С. Замыкающие с двух сторон изображение казаки, стоящие спиной к зрителю, статичностью своих фигур упорядочивают сложное переплетение поз и ракурсов запорожцев, увлеченных сочинением письма.

Чтобы понять это достаточно сколь-нибудь внимательно и без эмоций, посмотреть на пресловутую картину «Иван Грозный». Сугубая брехня об «убиении» проистекает из самого что ни есть мутного источника: сочинения папского легата иезуита Антонио Поссевино, который таким образом решил отомстить Ивану Грозному за провал своей миссии: царь «переиграл» посланца Рима и в конце концов отверг притязания его патрона, папы Григория XIII об унии с католицизмом. Он смотрит, смотрит на струящуюся из носа кровь и запоминает цвет, направление струек. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.

Сообщества разночинцев можно отыскать везде, практически в любой сфере общественной жизни. Идея его создания принадлежит администрации города. По легенде, письмо было написано в 1676 году кошевым атаманом Иваном Серко «со всем кошем Запорожским» в ответ на ультиматум султана Османской империи Мехмеда (Мухаммеда) IV. Шишкин, Н. А. «Запорожцы» для Репина были не просто одной из картин, написанных па исторический сюжет, а имели гораздо большее значение. Со мною были две прекрасные излюбленные нами книжки Антоновича и Драгоманова— «История казачества в южнорусских песнях и былинах».

Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». А так оно вполне пойдёт. Так было и в Москве.

Художественная выразительность 
картины

Художественная выразительность картины

Но и в «общество передвижников», «отцами-основателями» которого являлись И. Н. Но это отнюдь не то узорочье, коим русские украшали кожи и ткани, чтобы «удивлять красотою наряда», а какой-то монголо-татарский секонд-хенд. «Вообще неспособным к исторической живописи», напомним, признавал его Владимир Стасов. Вот как сам художник рассказывает о возникновении ее замысла: «Как-то в Москве, в 1881 г., я слышал новую вещь Римского-Корсакова «Месть».

В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Кто-то предлагает назвать султана «старшим подсвинком его свиньи», кто-то называет его «кривым братом рогатого черта». В главных своих фигурах есть лишь одно обличение, несправедливое, сильное, преувеличенное. Он в полной мере проник в суть и смысл репинского творения и выступал за то, чтобы оно было снято с экспозиции в «Третьяковке». Со временем увлечение переросло в страсть, работу и способ заработка. А из Поссевино, в свою очередь, враньё об «убиении» царевича Ивана перекочевало в «труды» прочих сочинителей-иностранцев – того же Жака Маржерета (который, к его чести, писал осторожно: «Ходит слух), Исаака Массы (тоже, впрочем, выражавшегося обтекаемо: «Иван умертвил или потерял своего сына»), Генриха фон Штадена и прочих. И так далее.

Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие и из-за этого был проклят. В сложнейшей многофигурной композиции картины нет ни одного случайного элемента. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.

Вопрос: Эту историческую 
картину и репин 
посвятил вольному

Вопрос: Эту историческую картину и репин посвятил вольному казачеству

Все эти «лучшие образцы», с присовокуплением массы новых персонажей, добытых в каких-то лупанариях, ночлежках для нищих и домах скорби воплотились в «Крестном ходе в Курской губернии» – вершине, так сказать, творчества этого «православного художника». Малявин, М. В. Это было в 1881 г. Кровавое событие 1-го марта (день убийства народовольцами царя Александра II) всех взволновало. «Бунтовщиками» стали именно разночинцы: Александр Григорьев, сын «штуляра» иначе «титуляшки» – мелкого чиновника-разночинца имевшего IX класс по «Табелю о рангах», что не давало прав на дворянство Фирс Журавлёв, отец которого был портным потомок тихвинского мещанина Пётр Заболотский Иван Крамской, родившийся в бедной мещанской семье из той же мещанской, такой же маломочной, причём провинциальной (Кременчуг) семьи принятый на учёбу – Александр Литовченко Николай Петров – тоже сын мещанки, хотя и петербургской Алексей Корзухин из крепостных промывальщиков золота Александр Морозов, тоже из бывших крепостных Константин Маковский, сын обрусевшего поляка, служившего протоколистом в Дворянской опеке из канцеляристов же был и Михаил Песков из семьи мелкого помещика, бывшего военного происходил Николай Дмитриев, а из мелких же купцов – Николай Шустов.

«Вина» его лишь в том, что Он первый осознал непростую, божественную природу царской власти. Достаточно известными являются по крайней мере две его работы с одинаковым названием «Отказ от исповеди». Событие изображенное Репиным на картине о том, как казаки пишут письмо турецкому султану имело место в реальной истории.

  1. Картина Репина Запорожцы (казаки) пишут письмо турецкому султану
  2. Эту Историческую Картину Репин Посвятил Вольному Казачеству
  3. Илья Репин: биография и факты из жизни
  4. Последние заданные вопросы в категории История

В ней запечатлена удивительная мощь и выразительность репинской кисти. Заметим, что Александр Николаевич был одним из самых ярких представителей известнейшей художественной династии Бенуа его брат Леонтий (профессор архитектуры, ректор Академии Художеств) был последним, до её передачи в «Эрмитаж», частным владельцем знаменитой «Мадонны с цветком» («Мадонны Бенуа») кисти Леонардо да Винчи, жемчужины Эрмитажа. Барыньку-мироедку, с идиотским выражением лица, для показухи шествующую со своей иконой. Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери. Авторство злой стилистической конструкции, служащей здесь в качестве заголовка, принадлежит лучшим друзьям Репина – критику и историку искусств Владимиру Стасову, который именно так, «совершенно особенным выродком» назвал Илью Ефимовича в письме ко Льву Толстому, а «мальчишкой-маляром, прибежавшим в Петербург лет сорок, пятьдесят назад из Пятисобачьего переулка» и более того – «депутатом избранником, «представителем» всех Пятисобачьих переулков России» – Корней Чуковский. Прянишников, К. А. Люди вполне понимают цену своей шутки.

Картина Репина Запорожцы 
 (казаки) пишут письмо 
турецкому султану

С технической стороны картина написана бесподобно. По окончании в 1881 г. Харьковского университета он был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре русской истории (чтения курса по истории Украины тогда не допускалось). Репин подарил его Яворницкому. Но Гиляровский был много моложе, ему было чуть более 30 лет. Всё больше становилось пансионерских поездок за границу в Риме (опять-таки по примеру Франции имевшей здесь постоянное представительство в статусе академии), было учреждено специальное попечительство, ответственное за устройство быта командируемых.

И оба, что примечательно, сказали это с чувством восхищения. А. «Месть», часть вторая, стала катализатором той закваски, которая годами бродила в голове у Репина. Я вспомнил о царе Иване».

Смеются и другие казаки. Впоследствии его приобрёл император Александр Третий. Но, чтобы преодолеть расстояние между мгновенным карандашным наброском и гениальным полотном, Илье Ефимовичу пришлось много потрудиться. Об этом нам удалось разыскать драгоценное свидетельство Д. Н. Мамина-Сибиряка. В сложнейшей многофигурной композиции картины нет ни одного случайного элемента. Расположение персонажей лишено натуралистической случайности.

Произошло это, — как сообщает жена Эварницкого, — в 1887 г. (в публикуемых воспоминаниях дата начала знакомства не указана). Отсмеха он едва удерживается на ногах и, видимо, вот таким образом положил руку на плечоказака, сидящего за столом перед ним. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Красной и Горького по мотивам картины установлен барельеф. Но не думайте, что он взял какую-нибудь казенную сцену из прочитанного его тема была из живой жизни «лыцарей», как будто он был у них в сараях-лагерях и видел их жизнь во всех мелочах обихода. Вскоре «почувствовал, что здоровье стало ему изменять, а потому, полагая, что деревенский воздух и полное спокойствие помогут ему восстановить силы, отправился в деревню к отцу». В зависимости от степени духовной слепости смотрящего.

Полуобнаженный казак (то ли драматург Марк Кропивницкий, то ли педагог К. Белоновский) – это картежник, поскольку на Сечи был обычай снимать рубаху во время серьезной игры для того, чтобы не спрятать карты в рукаве. Во-первых потому, что «фактом» убиения царевича, который на самом деле места отнюдь не имел, последовательно и настойчиво утверждали в общественном сознании (а картины, согласитесь, сильнейший способ воздействия на «толпу») предельно искажённый образ христианнейшего, на самом деле, богобоязненного и отнюдь не склонного к тем «излишествам», которые ему приписывают, великого государя. В то время шла русско-турецкая война 1672—1681 годов и султан в письменной форме потребовал от Запорожской Сечи подчиниться ему, как это сделал правобережный гетман Пётр Дорошенко. Позже Яворницкий продал его П. М. Третьякову и сейчас он находится в Третьяковской галерее.

На этом была завершена более чем десятилетняя работа над шедевром. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. А уже упоминавшийся нами Александра Бенуа на рубеже XIX-XX веков, то есть сотню с лишним лет тому назад, оценивал Репина как художника, который «для истории ещё не готов» (и это уже после «Царевны Софьи», «Ивана Грозного» и других «знаковых» работ. ). К ней, тем не менее, тянутся, пытаются припасть «Вот придурки» – как бы посмеивается над смотрящими изобразитель этой сцены.

Они ему понравились, более того – «произвели впечатление». Старик от души хохочет. Художник Константин Маковский заломил за неё 25 тысяч рублей. Данный процесс начался ещё в 1871 году, когда он, новоиспечённый, 27-летний выпускник Академии художеств, взялся за написание «большого декоративного пятна» – картины «Собрание русских, польских и чешских», т. е. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Она служит красноречивейшим доказательством полного расцвета художественных сил у Репина. Он писал портреты иконы исторические и бытовые сцены.

Строгие вертикали пик и фигур поддерживают торжественный ритм монументального полотна. Все эти лица, как говорится, точно живые, точно рвутся с полотна. Об этом картина.

Но не думайте, что он взял какую-нибудь казенную сцену из прочитанного его тема была из живой жизни «лыцарей», как будто он был у них в сараях-лагерях и видел их жизнь во всех мелочах обихода. Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году. Темой своей магистерской диссертации Эварницкий взял Историю запорожских казаков. Точно то же самое видим мы и на картине «Иван Грозный», где «монстры» (и убивающий и убитый) проявляются именно из не вполне определенного полумрака: безошибочный приём, весьма сильно воздействующий на впечатлительного зрителя. А толчком к реализации замысла послужила, по словам самого Репина, упомянутая симфоническая сюита «Антар» Римского-Корсакова.

К моменту знакомства с Репиным Д. И. Эварницкий (1887 — 1940) сделал уже немало для изучения исторических судеб Запорожья. Но и он сохранился: смотрите, дескать, кто «вершил судьбы». Основной (можно сказать, классический) вариант картины был завершён в 1891 году. Бюджет её снова значительно увеличился. Благодаря чему на Западе и утвердилось за Грозным близкое, по их представлениях, прозвище «terrible» (страшный, ужасный, громадный, внушающий страх), что совершенно не соответствует русским представлениям (город Грозный, к примеру – это «Ужасный», что ли. ).

Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Существует миф, что Дядя Гиляй изображал хохочущего толстяка в белой папахе. Но Репину необходимо было заострить сам момент убийства, «произошедшего в одно мгновенье».

Старик от души хохочет. Здесь не место, вероятно, много распространяться на тему, что-де очень многие из современников находили внешность царевны Софьи весьма привлекательной, а иностранцы полагали её даже красивой (неужто вырождение Европы было заметным уже тогда. ). Среди людей, позировавших ему, были многие известные личности. Выделяется на картине голый по пояс казак.

И в этом отношении история у Репина – это как раз то, что проходит: частный случай, эпизод, смысл которого полностью исчерпывается тем, что в данный момент происходит перед глазами, не «длящийся процесс», а необратимый финал. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Они свободные люди и в покровительстве иноземного монарха не нуждаются. Картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» привлекает внимание своей красочностью, она так искрится положительной энергией, что иногда кажется, что на знаменитом полотне главным незримым персонажем является именно смех, хотя картина посвящена реальному историческому событию. Картина всем знакома с детства. Невзирая на яростные нападки на религию (а только так и можно истолковать его «Отказы от исповеди», «Крестные ходы», гадкие «воплощения» царевны Софьи, царя Ивана Грозного etc).

Опишу как-нибудь этот любопытный сеанс подробно. Написаны они очень выразительно и дерзко. В Краснодаре на пересечении ул. Трудился он над ней якобы три года полотно было выставлено для публики в 1883 году.

Мы видим лишь то, как интерпретировал эту сцену великий русский художник. Он специально отправлялся в Запорожье для натурных зарисовок. И одна из вершин в творчестве великого русского художника. Громадная картина целиком остается в памяти зрителя.

Остап, бесстрашно поднимающийся на плаху, Бовдюг, страстно призывающий к товариществу Мосий Шило, преодолевающий неимоверные препятствия, чтобы вернуться в родную Сечь Кукубенко, высказывающий перед смертью свою заветную мечту: «Пусть же после нас живут еще лучшие, чем мы», — этим людям свойственна одна общая черта: беззаветная преданность Сечи и Русской земле. Желание учиться привело его в Петербург, где он поступил в академию искусств. Достаточно показательно в этом плане может быть сравнение его «Протодиакона» и «Еврея на молитве», созданных в одном и том же периоде его творчества (1877 и 1875 годах соответственно). Однажды один из посетителей галереи, Абрам Балашов, не выдержав страшного зрелища, представленного Репиным, бросился к полотну и со словами «не надо крови, довольно смертей, довольно крови. » располосовал его ножом в нескольких местах.

Для этого пожилого казака с трубкой позировал профессор Александр Рубец. Эпизод, происшедший в связи с картиной «Иван Грозный» в галерее П. М. Третьякова, крайне показателен для реакции на нее зрителей. Репин» он в открытую заявил: «Возьмите «Крестный ход», эту оргию скотоподобия, свистопляску всего низменного, слезоточивого, мутного, что только есть в человеке, а какое благообразное идиллическое, почти благочестивое впечатление может она произвести на иного зрителя». Пятый факт. За своё спасение она выполнила три желания бродяги: дала ему возможность испытать сладость мести (II часть), сладость власти (III часть) и сладость любви (IV часть). Центральным персонажем картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» является атаман Сирко.

Автор композиции— скульптор Валерий Пчелин (Краснодар). Побирушку, которого палкой отгоняет вертухай-оберегатель, притом в обувке худшей, чем у нищего «На этой картине с большой яркостью передано живое народное чувство, религиозное благоговение к святыне», – было написано в путеводителе «времён СССР» Третьяковской галереи. По этой причине ни слова нет о картине в книге Далекое близкое. Серов и многих других.

Он им неинтересен. Творческий метод Репина не признавал других подходов, кроме как работу с натурой. Показацкой традиции казаки, прежде, чем играть в карты, должны были раздеваться допояса. Напомним, что в известной мере эскизами к данному монументальному холсту послужили предшествующие картины этого же художника: «Явленная икона» (1877 год) и «Крестный ход в дубовом лесу», созданная на год позже. Именно эта «действенность» – главная особенность репинских исторических композиций, когда исторический сюжет сведен к одной личности, одному мгновению, одному аффекту. Соединённый портрет толстух, несомненно, удался.

Сам А. Н. В своей работе «Документальный портрет Ивана Грозного» он отмечает: «Наше представление об образе Ивана Грозного по преимуществу навеяно произведениями художников XIX века». Мы видим лишь то, как интерпретировал эту сцену великий русский художник. Под верхнюю одежду надевался обычный наряд – сорочка, зипун и становой кафтан (спереди разрезанный, застегивающийся, расходящийся книзу, без воротника, с широкими рукавами, напоминающий архиерейский сакос)».

В Краснодаре на пересечении ул. Натурщиками Репину, как известно, служили многие известные люди того времени. Первый факт. Первый факт. А для скульпторов и художников, где, «как и во всём мире», главным почитался исторический жанр, министр народного просвещения Российской империи при императоре Николае Павловиче граф Сергей Семёнович Уваров (весьма просвещённый, кстати говоря, человек: он был учёным-антиковедом – специалистом по классической древности, знатоком Древних Греции и Рима, включая их историю, филологию, археологию и другие родственные дисциплины), организовал даже специальные лекции по археологии и древнерусскому искусству. Затаил. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.

и так далее. Голая голова казака в «Запорожцах» словно прорывает плоскость холста, оказываясь в пространстве зрителя. И, вероятно, о сладости мести (данная часть сюиты, напомним, в общем-то именно об этом). Для написания этой работы Репин подыскал тёток потолще да побезобразнее: мать Серова Валентину Бергман, писательницу Елену Бларамберг (псевдонимы Апрелева, Е. Ардов) и «некую портниху» имя которой осталось неизвестным.

Вокруг рокотала толпа. Компанию дополняли немцы Богдан Вениг (из семьи учителя музыки, органиста и скрипача лютеранской церкви в Ревеле), Карл Лемох – ребёнок московского преподавателя музыки немецкого происхождения Викентия Лемоха и Елизаветы Карловны Шильдбах и «примкнувший к ним» Василий Крейтан – из семьи скульптора и резчика немецкого происхождения Петра Крейтана. На ней, наверное, ктотоиз воинов в свое свободное время наигрывал мелодии и пел песни о родной Украине, охрабрости и свободолюбие ее народа, о стремлении к свободе его лучшихпредставителей — запорожских казаков. Картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» привлекаетвнимание своей красочностью, она так искрится положительной энергией, что иногдакажется, что на знаменитом полотне главным незримым персонажем является именносмех, хотя картина посвящена реальному историческому событию. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Но Репин стремился не столько усовершенствовать их, сколько наделить тем свойством «изменчивости», которое было присуще ему самому, заставить «жить» эти картины, меняться, как, например, сменяются кинематографические кадры. Толпа, в абсолютном большинстве своём и лиц не имеющая, вместо них – пятна, бредёт неведомо куда, предводительствуемая священником, весьма похожим на того самого протодиакона – который «плоть и кровь», «зев и рев бессмысленный» и даже горящая свеча в его руке выглядит подожжённой оглоблей.

Мы, безусловно, весьма далеки от мысли «запрещать» репинские поделки, как-то «изолировать» Илью Ефимовича от зрителей. Суриков, И. И. Он замкнулся в себе и начал работать над картиной «Чудотворная икона» (позже получившей название «Крестный ход в Курской губернии». После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. одежду, с белой шапкой на голове и с мечом на поясе.