История Автопортретов Ван Гога
13 автопортретов Ван Гога – Заметки искусствоеда
Критики, защищавшие молодое искусство, как и художники, размышляли о проблемах портрета. В них Ван Гог последний раз обращается к собственному лику. Как и во всякой отдельной человеческой жизни и в его жизни многое зависело от случайностей, от стечения обстоятельств.
краски более спокойные, не такие яркие, как на картине 1887г. Естъ среди автопортретов 1887 года один, в желтой соломенной шляпе, на синем фоне, где художник напоминает мечтательного пастуха или странника. Темно-зеленая куртка и шапка с куском меха заключают лицо в прерывающееся полукольцо.
Преломление биографии художника в его автопортрете на примере автопортретов Винсента Ван Гога 1887 и 1890 годов
Портретист, замечал О. Мирбо в 1885 году, «интерпретирует человеческое лицо, показывает в нем следы нравственных привычек индивидуальной психологии». Ван Гог с трубкой в зубах. Это был подарок, посланный Гогену в обмен на его автопортрет.
Глаза – две черные, буквально просверленные точки, смотрит прямо на зрителя. Ощущение несогласованности цветов соответствует эмоциональному состоянию живописца. Физически он очень окреп.
И у того и у другого картины становятся депрессивными, более тяжелыми, оба создают по автопортрету «отверженный». ван Гог, М. А. Оглядываясь назад, на пройденный французским портретом XIX века путь, нельзя не признать, что автопортреты и портреты художников дают очень много исследователю французской культуры XIX столетия. Затем они получили развитие у Одилона Редона (1840--1916).
Чуткий к талантам Писсарро был поражен голландскими полотнами Ван Гога, в частности «Едоками картофеля». С затаенной мечтой о братстве художников, которое возникнет где-нибудь на юге, вдали от мучительного Парижа, с воображаемой «моделью» такого братства у японцев, Ван Гог в начале 1888 года отправился в Арль. Было много факторов, способствующих случившемуся. Произведение искусства должно быть мистическим, то есть ирреальным». Голубоватые и зеленоватые завихряющиеся, словно бы шевелящиеся мазки делают его подвижным. Но нежная белизна повязки, голубизна глаз, спокойный склад губ вносят иную ноту. Женские портреты с детьми обычно называют «Материнство», одиночные портреты -- «Мечтательность», «Меланхолия», «Размышление», что подсказывается самим характером образного строя.
Винсент Ван Гог написал три серии автопортретов. «Личность, как собирательное ценностное понятие, на котором основывалась в течение многих веков европейская культура, вытесняется индивидуализмом». Винсент прочитал свою первую проповедь. Эта причина и субъективные пессимистические настроения приводят художника к болезни (психическому расстройству). Он выделяется среди других работ цикла тем, что он не камерный, а картинный.
Чудится как бы нечто «русское» в этом лице: может быть, таким можно представить себе князя Мышкина, героя Достоевского. Смысл – человек изображенный на портрете, несёт в мир Божественный свет. Ковер вручался как ценный подарок секретарше коллекционера. Ван Гог очень бережно сохранил ее композицию изменив в ней самую малость.
- Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой
- Самостоятельная работа: автопортреты Винсента Ван Гога
- Все автопортреты Винсента Ван Гога
- Отрезанное ухо Ван Гога: с чем остался художник после скандала с Гогеном
- Автопортреты – 1886-1890 Ван Гог – картины
- Картина-убийца: мистическая загадка автопортрета Ван Гога
Что заставило его соседей подумать, что он сумасшедший. Портрет художника, выполненный им самим (большей частью при помощи одного или нескольких зеркал) называется автопортретом. Из полумрака выплывают неясно обозначенные пятна лиц.
Фон портрета утратил организованность. Создавая радостные картины, он не выражал себя сегодняшнего, а собирал жатву с ранее посеянного, воскрешая далекие впечатления и состояния духа, пережитые в юности. Термин «импрессионист» Ван Гог употреблял, конечно, в значении «непризнанный», «отвергнутый». По цветовому решению этот автопортрет более всего близок «Ночному кафе»: сочетание красного, оранжевого и зеленого, к которому Ван Гог прибегал для выражения драматизма и жестокости кольца дыма из трубки кажутся физическим выражением боли. Во всех его произведениях находится созвучие внутреннему напряжению художника, порой становившемуся невыносимым. Открывались Салоны Марсова поля, Елисейских полей.
Никогда даже внешне облик художника не сближался настолько с обликом простолюдина, которому чужда любая внешняя репрезентативность. Изображение себя художником известно уже в античном (Фидий) и средневековом (скульпторы 14 в. -- новгородец Аврам и П. Парлерж в Чехии) искусстве. Его интерес к Евангелию рос и он загорелся идеей проповедовать. Это положило начало развитию экспрессонисткому и фовистскому движениям в искусстве. Казалось, портрет перестал «гневаться», поскольку промышленник постоянно возил картину за собой по миру, экспонировал на выставках по всей Америке. В такой устремленности проявились не только личные склонности. На автопортрете, написанном в конце лета 1887 года (Амстердам, музей Ван Гога), голова художника, словно ореолом, окружена целым сонмом продолговатых голубых мазков, чередующихся с небольшими красновато-рыжими вкраплениями.
- Описание картины Винсента Ван Гога «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой»
- Ван Гог — Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой
- Автопортреты в творчестве постимпрессинистов – Ван Гог
- Хронология жизни Ван Гога (на фото: Автопортрет)
- Самое интересное в виде мозаики
- Картина-убийца: мистическая загадка автопортрета Ван Гога: 2 комментария
- Картины, проданные за огромные деньги
В первый цикл его автопортретов входит шесть работ (Ван Гог практически всегда писал серию автопортретов). В творчестве Гогена проблема автопортрета выходит за рамки собственно портретного жанра. Художники писали друг друга (Ван Гог--Гогена, Тулуз-Лотрек -- Ван Гога, Гоген -- Бернара и т. д. ), но еще чаще постимпрессионисты писали автопортреты.
Зелено-голубые тона фона и одежды распространяются на лицо. В Сен-Реми он мог писать пейзажи с натуры, но не людей. На редкость спокойны, мягки и гармоничны «Ветка цветущего миндаля», «Ирисы», «Белые розы», написанные за два месяца до самоубийства.
дымится. Все, что не побуждает к мысли, никчемно. Ван Гог писал преимущественно очень пастозно, порой его полотна выглядят как рельефы, вылепленные краской, ощущается ритм движений кисти, наносящей мазки сам этот ритм и расположение мазков в сильной степени определяют настроение вещи. На последнем из парижских автопортретов, сделанном, вероятно, уже перед отъездом, мы видим художника за мольбертом, с палитрой и кистью, в том полном решимости и воли собранном, сконцентрированном состоянии, которое он называл «единоборством с холстом». Лицо, затененное или освещенное интенсивным светом.
- Загадка самой известной картины Кустодиева
- Неизвестный Рембрандт: 5 самых больших загадок великого мастера
- 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»
- 10 фильмов, вдохновленных произведениями искусства
- 10 великолепных идей, проданных за копейки
- Неизвестные факты об известных художниках
Ван Гог впитывает уроки импрессионизма и пуантилизма, увлекается японской гравюрой. Арльский же цикл автопортретов не столь велик, как парижский. И наконец, концентрируют эту неяркую, выцветшую голубизну глаза. Спустя время ее удалось найти в одной из нью-йоркских галерей. В прогрессивном реалистическом искусстве 20 в. (К. Кольвиц, Д. Ривера, Р. Гуттузо) и в том числе в советском искусстве (С. Т.
В облике нет внешней респектабельности интеллигентности, которые были заметны ранее. Винсент прочитал свою первую проповедь. Открыт лоб, не видно волос. В этих мазках есть колючая ершистость, которую видел в себе и любил подчеркивать Ван Гог.
- Фотокамера 6600 оснащена поворотным сенсорным экраном, который понимает жесты и адаптером -
- Записки оператора обо всем и ни о чем
Ван Гог не скрывает своего увечья – бинт, придерживающий кусок ваты у уха. Одежда напоминает одежду пастора. Нет резкости и былой перенапряженности в этом автопортрете. Одежда напоминает одежду пастора.
Трагический и тернистый жизненный путь Ван Гога отражается в его автопортретах. Те же цвета, слегка набирая силу, переходят на одежду, превращая фигуру в частицу беспокойного окружающего пространства. Каррьер начал с работ, написанных в традициях реализма (например, «Портрет матери», 1876, частное собрание), правда, несколько суховатого, протокольного. Они особо выделяли как некую положительную черту его первозданность, примитивность.
Он словно бы и не слышит приветствия повстречавшейся крестьянки. Нельзя не заметить обилия автопортретов у Ван Гога, Гогена и Сезанна. Художник чувствует себя теперь увереннее, чем год назад.
Но и в это Ван Гог терял веру, так как видел, что «работа не окупается» – не окупается ни в денежном, ни в широком моральном отношении: общество не интересуется трудом художников. Что привело Ван Гога к тому, что он записался в психиатрическую больницу. Ван Гог представлен спокойно попыхивающим трубкой, зажатой во рту. Явно вспоминая Курбе, Гоген пишет в 1889 году полотно «Здравствуйте, господин Гоген. » (Прага, Национальная галерея).
Проходили международные выставки. Как разновидность портретного жанра А. сложился в 16 в. : в искусстве Высокого Возрождения (Рафаэль, А. Дюрер) он выражает возросшее общественное значение художника, его самоутверждение, в искусстве Маньеризма -- замкнутость, неустойчивость внутреннего мира мастера, порожденную кризисом ренессансных идеалов наконец, крупнейшие художники Позднего Возрождения (Тициан, Тинторетто) раскрывают зрителю драматическую судьбу творческой личности, отстаивающей свою духовную независимость.
У него были преданные друзья. Трагический и тернистый жизненный путь Ван Гога отражается в его автопортретах. В такой устремленности проявились не только личные склонности.
В тенях кожа приобретает сиреневый или зеленовато-серый оттенок. можно предположить, что В. Г.
Ван Гог впитывает уроки импрессионизма и пуантилизма, увлекается японской гравюрой. Изредка эти силы пробивались на поверхность (одним из таких моментов, в частности, является открытие «Салона независимых» в 1884 г. ), повергая в ужас именитых критиков, преуспевающих художников, завсегдатаев Салонов. Несколько раз Ван Гог вспоминает слова Делакруа о том, что он «обрел живопись, когда потерял зубы и стал страдать одышкой». Пушкина есть картина из этой серии – «Прогулка заключенных», написанная по гравюре Доре. В Музее изобразительных искусств имени А. С.
«Когда я выйду отсюда, – пишет он брату в это время, – я вновь побреду своей дорогой вскоре начнется весна и я опять примусь за цветущие сады». Среди прочих произведений во всех экспозициях далеко не последнее место занимали портреты. Контрастов нет, голубоватые, золотистые краски. Друзья с энтузиазмом обсуждают идею создания «Южной мастерской» — сообщества художников, задуманного Винсентом. Сходны так же закаты их творчества. Никакого движения, почти полная монохромность, цвет заменен серо-черными валерами.
Фигура активно заполняет пространство холста, приобретает масштабность. Ощущение несогласованности цветов соответствует эмоциональному состоянию живописца. Так воплощались трагические образы окружающей реальности. Ван Гог перед мольбертом или без него.
1890г). Б. Шарден, Дж. Заканчивается второй цикл «Автопортретом перед мольбертом» (1888, Амстердам, музей Ван Гога).
Жгущий взгляд. Винсент выписался из больницы с заключением врача: «Излечен». Они отвергали пассивную фиксацию и ратовали за творческую переработку натуры. Он писал картины. Фон – заложена византийская традиция (проявляется сильнее, чем в автопортрете.
Это, как правило, небольшие темные по живописи холсты. Портрет жены Рулена (иначе называемый «Колыбельная») был задуман как образ-воспоминание, сохраняющийся в глубинах памяти взрослых, усталых, огрубевших людей, – воспоминание о бабушке, няньке облик «папаши Танги», скромного торговца картинами, бескорыстно поддерживавшего молодых художников, у Ван Гога ассоциировался с представлением о каком-то маленьком японском божке, покровителе искусства. Символизм в изобразительном искусстве Франции не стал целостным течением ибо «основополагающие индивидуалистические принципы этого течения, уход в сферу субъективных чувствований, в призрачный мир туманных грез или смутные глубины подсознания уже заранее предполагали произвольность стилистики».
Гога этот наиболее эмпиричен, меньше всего отрывается от натуры, не стилизует и не утрирует. 1887г. А. С. Пушкина), «Автопортрет с желтым Христом» (1890, Париж, частное собрание), «Автопортрет» (1889, Вашингтон, Национальная галерея), «Автопортрет с палитрой» (1891, Нью-Йорк, частное собрание). Следующим владельцем картины сталФрик.
Термин «импрессионист» Ван Гог употреблял, конечно, в значении «непризнанный», «отвергнутый». Цвета темные – фиолетовый, багрово-красный – традиционно мифические цвета.
Второй цикл автопортретов датируется концом 1887 – началом 1888 года. Художник представляет себя спокойно попыхивающим трубкой. Следующим владельцем картины стал Фрик. Когда он вручил ей сверток, пропитанный кровью, то попросил «заботливо охранять этот предмет». Он был создан после ссоры художника с Гогеном, который гостил в Арле. Художники итальянского Раннего Возрождения (Мазаччо, Доменико Гирландайо, Боттичелли) часто вводили свои изображения в сюжетные религиозные композиции.
Коненков, М. С. Он любил «море и рыбаков, поля и крестьян, шахты и углекопов», любил «человека в деревянных башмаках» и не выносил «людей в лакированных ботинках». Фактически, самые известные работы Ван Гога были созданы в стенах психиатрической больницы: «Ирисы», «Звездная ночь» и «Пшеничное поле с кипарисами». В одних только парижских портретах, по времени близких друг другу, Ван Гог изображает себя то в суровом и грубом «крестьянском» обличье, отяжеляя черты лица, меняя пропорции, то с тонким нервным лицом интеллигента, то в виде чуть ли не каторжника.
И все же в этом портрете нет ни радости выздоровления, ни уверенности в будущем. Сезанн все чаще и чаще предпочитал Парижу Экс и наконец прочно обосновался там.
Когда он говорил, что ему «хотелось бы писать мужчин и женщин так, чтобы вкладывать в них что-то от вечности, символом которой был некогда нимб, от вечности, которую мы ищем теперь в сиянии, в вибрации самого колорита», это не следует понимать так, будто он хотел писать каких-то ангелов. У зуава он находит «лоб быка и глаза тигра», в портрете доктора Рея есть нечто кошачье, в «Едоках картофеля» – обезьяноподобное. Он просил за картину тысячу франков, Амбруаз назвал полотно мазней и выгнал нищего вон.
Сезанн), его внутренней духовной экспрессии (В. В этом было веяние времени, неосознанная попытка спасти себя и свое искусство. Гоген уезжал в Бретань, в Арль, а затем отправился в Полинезию. Живя в Нюэнене, он написал пятьдесят (а возможно и больше) портретов местных крестьян – замечательная галерея, представляющая как бы единый многоликий портрет целого сословия. Можно подумать, что Ван Гог возвращает нас к романтической театрализации образа.
Обратимся к группе автопортретов, создававшихся в то же время, что и автопортреты Ван Гога: «Отверженный» (1888, Амстердам, музей Ван Гога), «Автопортрет» (1888, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Так воплощались трагические образы окружающей реальности. Он просил за картину тысячу франков, Амбруаз назвал полотно мазней и выгнал нищего вон. Волосы не такие яркие, тоже как бы сливаются.
В отличие от предыдущих, камерных, этот портрет картинный. В письме к брату Ван Гог повторил то же самое, но добавил, что это образ некоего «импрессиониста вообще». Они выделяли как положительную черту его первозданность и примитивность. Второй цикл автопортретов создавался летом и осенью 1887 года (два автопортрета были исполнены в начале 1888 г. ).
Исследователи творчества Ван Гога, рассматривающие его автопортреты, нередко пользуются термином «романтическая деромантизация образа». Он беспощаден к себе, всеми доступными ему средствами художник показывает, что он лишь один из многих, маленький, скромный человек.
Зная, что картина украшает зал в домебарона-миллионера, Амбруаз без тени сомнения назвал подделкой холст, который однажды под рождество принес в его лавку бродяга. 1887г. Не контактирующий с окружающим, художник находит прибежище в самом себе.
Эта психологическая напряжённость находит развитие в Автопортрете – исповеди 17 в., где нередко раскрываются социальный облик художника, его отношение к миру и обществу, его полная достоинства позиция борца за свои убеждения (Н. Но это только предлог, чтобы создать концентрированное изображение – символа отверженного художника. В сопроводительном письме Ван Гог замечал: «Утрируя свою личность, я стремился придать ей характер бонзы, простодушного почитателя вечного Будды». Человек слышащий, брутальный что ли. Под «импрессионистами вообще» он понимает, конечно, не тех, кого он называл «импрессионистами Большого бульвара», – Моне, Ренуара и других, – к ним он никогда себя не причислял и, вероятно, даже не группу «импрессионистов Малого бульвара», относительно близких ему художников, включая Сёра, Гогена, Бернара, Лотрека.
Существенно здесь прежде всего то, что он изображает «не себя, а импрессиониста вообще». В руке, крепко держащей кисть и палитру, есть сила. Тут он написал трагические «пустые стулья», покинутые стулья – свой и Гогена, которые тоже являются своеобразными символическими портретами, а затем последовал первый приступ зловещей болезни Ван Гога: в припадке безумия он отрезал себе ухо.
Ван Гог обращается к восточной философии. Комментарием могли бы быть его слова, сказанные значительно раньше: «Многие художники боятся пустого холста, но пустой холст сам боится настоящего страстного художника, который дерзает, который раз и навсегда поборол гипноз этих слов: Ты ничего не умеешь.
Почему они подали заявление в полицию, чтобы его выселили из города. Первый цикл автопортретов Ван Гога включает шесть работ (показательно, что художник писал почти всегда не один автопортрет, а целую серию). Художники интерпретируют свой образ как новый тип современного отверженного художника. Художник отождествляет себя со свечой – от него исходят потоки света.
Глаза смотрят не прямо на зрителя, а поверх него, взгляд скользящий. На более ранней из этих работ сохранилась надпись: «Моему другу Гогену». Художники интерпретируют свой образ как новый тип современного отверженного художника.
Он писал: «Как ни печально сознавать, что ты стоишь вне реальной жизни – в том смысле, что лучше создавать в живой плоти, чем в красках и гипсе мы все-таки чувствуем, что живем, когда вспоминаем, что у нас есть друзья, стоящие, как и мы, вне реальной жизни». Эта последняя надежда вызвала у него новый прилив бодрости и энергии. Ван Гог отправил эту картину Полю Гогену в обмен на его портрет («Отверженный»).
Есть сильная духовная напряженность, выходящая за пределы индивидуальной психологии, выражаемая и контрастами цвета и изгибами линий, фактурой. Почти всюду нас встречает пристальный, до крайности напряженный взгляд из-под сдвинутых бровей, но он воспринимается различно. Это может быть настроение тишины, покоя это может быть замкнутость, отрешенность. Отцы французского символизма мало занимались портретом, хотя в редких случаях, когда обращались к нему, они создавали произведения серьезные и одухотворенные, как, например, «Портрет жены» (1882, Париж, Лувр) Редона. Но волевое усилие не в состоянии скрыть застывшую во взгляде тоску.
Написан в усовершенствованной им же самим импрессионисткой манере – вместо множества мелких точек накладывает на холст краску густыми ритмичными мазками (проявляется слабо). Иногда это взгляд исполненный глубокого и мягкого сострадания иногда – собранной решимости иногда – взгляд обороняющегося, загнанного и угрюмого существа, «человека, который никогда не смеется» иногда – одержимого иногда – одичавшего. Поколение постимпрессионистов также размышляло с кистью в руке на эту тему. Он уже без шляпы, лоб открыт, видно волосы. «Автопортрет перед мольбертом» (1888) заканчивает второй цикл автопортретов Ван Гога. Картина написана в стиле реализма.
Несколькими строками выше критик сетовал на то, что Салоны заполнены портретами, в которых нет характеров, нет личностей. Из арльского цикла стоит отметить три работы: «Поклонник Будды», «Автопортрет» и «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой». Первое место в таком подходе к образу, бесспорно, принадлежит Ван Гогу. Врубель). Автопортреты 18 в. (Ж. Настоящая метаморфоза происходит с цветовым решением.
«Художник должен передать в человеке, чей образ он создает на полотне и индивидуально присущие ему черты и отпечаток времени и национальность и нечто всечеловеческое», -- утверждал Г. Жеффруа в 1897 году. Он написал свои собственные версии работ других художников, которые ему нравились. В этом было веяние времени, быть может, неосознанная попытка спасти себя и свое искусство.
Гоген уезжал в Бретань, в Арль, а затем отправился в Полинезию. Со времён Ван Гога мало, что изменилось в мире, в этом современность и актуальность творчества великого художника. И в Сен-Реми и потом в Овере Ван Гог писал вещи удивительно светлые.
Голова, отодвинутая в глубину или приближенная к первому плану. Казалось, портрет перестал «гневаться», поскольку промышленник постоянно возил картину за собой по миру, экспонировал на выставках по всей Америке. Глаза – две черные, буквально просверленные точки, смотрит прямо на зрителя. Светлеет колорит и свободнее становится манера письма.
Обращаясь к изучению творчества постимпрессионистов, прежде всего, замечаешь их поразительную непохожесть, яркую самобытность каждой индивидуальности -- обстоятельство, внушавшее чувство обескураживающей растерянности мелким художникам, тянувшимся то к одному, то к другому из «маяков». Их черты размыты, призрачны, туманны, а формы фигур лишены материальности. И самое худшее в портрете -- это не дать почувствовать человека при изображении его лица». Фон сливается с человеком, как бы исходит от него.
Это портрет художника, выполненный им самим. Гоген суров, сосредоточен.
В самом деле, Ван Гог предстает перед зрителем без какого-либо ореола исключительности. Зыбок, неуловим окружающий художника мир, в такой же мере, как и его сознание. В его лице можно угадать черты самого художника. Это положило начало развитию экспрессионистскому и фовистскому движениям в искусстве. Приехавший в Париж Ван Гог вскоре переехал в Арль.
25 октября 1888 года в гости к Ван Гогу в Арль приезжает Поль Гоген. И с печальным юмором добавлял: «Но я никак не предполагал, что он сделает и то и другое». Он писал сады, парки и коридоры психиатрической больницы. В портретах Ван Гога нет «психологизма» в привычном, традиционном понимании. Так же можно отметить некоторое влияние Гогена, так как оба художника работали вместе.
1890г. Такие «некрасивости» или даже уродливости никак не означали для Ван Гога чего-то отрицательного: наследник старых голландцев, поклонник и знаток Рембрандта, он вслед за ним предпочитал некрасивые лица гладкой и невыразительной миловидности. За год с небольшим взрослый человек, если он не перенес какой-то катастрофы, мало меняется. Драматической теме «Художник» и посвящен цикл автопортретов. На следующий день к торговцу картинами пожаловал полицейский, он сообщил ему пренеприятную новость, что бродяга от отчаянья бросился в Сену, выкрикнув напоследок имя Воллара.
Вспоминает изречение: «Любовь к искусству убивает подлинную любовь». Но автопортрет, сделанный по выходе из больницы, – «Человек с перевязанным ухом» – является, может быть, самым лучшим и принадлежит к шедеврам художника. Казалось, уж на этот раз все пройдет гладко, однако по нелепейшему стечению обстоятельств не подозревавшая ни о чем секретарша выбросила картон с холостом Ван Гога, приняв его за упаковочную бумагу.
На автопортрете «Поклонник Будды» заметна надпись «Моему другу Гогену». Окружающий художника мир зыбок и неуловим, также как и его сознание. Он понял это, сопоставляя свои работы и свои методы с тем, как работают другие. Приехавший в Париж Ван Гог вскоре устремился вон из столицы, в Арль. Пространственно художник отделен от нее изгородью, преграждающей ему путь. Ранее, работая в Голландии, в труднейших условиях и в одиночестве, Ван Гог никогда не терял бодрости и веры в высокую миссию художника, теперь он был к этому близок.
Скорее всего, Ван Гог подразумевал вообще современного художника с его типической судьбой изгоя, отверженного, «часового на забытом посту». Сарьян, П. П. Они еще более оттеняют бескровность губ и землистую бледность кожи. Еще в 1885 году художник писал брату: «Я предпочитаю писать глаза людей, а не соборы Человеческая душа гораздо интереснее». Его живописная исповедь трагична и практически беспросветна.
Почти не изменился внешне и Ван Гог, зато воспринимает он себя уже иначе.
В фетровой или соломенной шляпе или вовсе простоволосый, художник не позирует, а изображает себя таким, какой он есть. Но в ассоциации «художник – монах» таилась и некая надежда для Ван Гога – он надеялся, что художники, не понимаемые и не поддерживаемые обществом, могут по крайней мере понимать и поддерживать друг друга и сплотиться в братский союз. На рубеже 19 и 20 вв. Это был подарок, посланный Гогену в обмен на его автопортрет. Традиционное погрудное изображение достаточно устойчиво.
В сопроводительном письме Ван Гог замечал: «Утрируя свою личность, я стремился придать ей характер бонзы, простодушного почитателя вечного Будды». Однако наиболее важное место занимали автопортреты в творчестве Винсента Ван Гога (1853 – 1890). Первое место в таком подходе к образу, бесспорно, принадлежит Ван Гогу. Думается, что под Этими словами Редона могли бы подписаться все крупные портретисты. Эта причина и субъективные пессимистические настроения приводят художника к болезни (психическому расстройству).
Ван Гог больше не видит в себе интеллигентности и внешней респектабельности. Самый известный автопортрет Ван Гога – это «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой». Художник старается уверить себя и окружающих, что его болезнь отступила.
Второй цикл автопортретов создавался летом и осенью 1887 года (два автопортрета были исполнены в начале 1888 г. ). Почти не изменился внешне и Ван Гог, зато воспринимает он себя уже иначе. Позднее Писсарро говорил своему сыну: «Я заранее знал, что Ван Гог либо сойдет с ума, либо оставит всех нас далеко позади». Он написан в зеленовато-серых тонах, напоминающих о «Прогулке заключенных».
Или, наконец, художники. У Ван Гога это рыжеватый человек, бредущий тяжелым неверным шагом. В письме к брату Ван Гог повторил то же самое, но добавил, что это образ некоего «импрессиониста вообще». В письмах художник нередко пользуется словом «преувеличение», в частности когда говорит о портрете: «преувеличение личности» с помощью рисунка и -- особенно -- цвета». Это общность не индивидуальных стилей, почерков (хотя и здесь встречаются сходные моменты).
Светлеет колорит и свободнее становится манера письма. Первая – та, что Ван Гог именно при переезде сначала в Антверпен (где он прожил недолго, всего месяца два), а затем в Париж, окончательно убедился, что он художник сложившийся, состоявшийся. На более ранней из этих работ сохранилась надпись: «Моему другу Гогену». А поколение «импрессионистов» обречено быть монахами в замкнутом монастыре искусства, отделенном от большой жизни невидимой, но непроницаемой стеной. Фон нейтральный ничто не отвлекает от образа человека.
Взгляд, резкий на других автопортретах, здесь смягчается. Что касается сторонников «чистого искусства», приверженцев иррационализма и интуитивизма, число которых множилось с каждым годом, то они избегали обсуждения проблем портрета, поскольку именно портретный жанр всегда был особенно тесно связан с передачей реальной, конкретной индивидуальности. Ван Гог писал портреты других пациентов и тех, кто о нем заботился. Голубой цвет переходит на одежду, почти не теряя интенсивности, однако мазок становится длиннее, спокойнее. Портрет отражал эту ситуацию трагически остро. Открыт лоб, не видно волос.
Жгущий взгляд. Крупные художники 19 в. (Ж. Автопортретный цикл 1887 года -- шаг вперед на пути такого «преувеличения личности», которое у художника всегда основано на изучении натуры и помогает раскрыть внутреннюю сущность модели.
Содержание портрета соответствует словам, адресованным брату: «Я, как и раньше, полон надежд, но испытываю слабость и на душе у меня тревожно». В следующем десятилетии стиль его существенно изменился. Первый цикл автопортретов Ван Гога включает шесть работ (показательно, что художник писал почти всегда не один автопортрет, а целую серию). Любовь к природе, любовь к женщине, здоровье, силы, желание иметь домашний очаг, семью, детей, которое прежде было таким сильным у Ван Гога, – все это исчезает, уходя в картины, энергия жизни превращается в энергию живописи, в холст и краски.
Обстоятельства произошедшего до сих пор неизвестны, однако некоторые исследователи считают, что подобная крайность в поведении была, скорее всего, следствием чрезмерного употребления абсента. Лицо более бледное, является источником этих синусоидных линий. Они ломали привычные нормы и стандарты в искусстве.
Смысл – человек изображенный на портрете, несёт в мир Божественный свет. Человек слышащий, брутальный что ли.