Иван Никитин Портрет
Иван Никитич Никитин (около 1690, Москва— не ранее 1742)— русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века. Иван Никитич Никитин (около 1680— не ранее 1742)— русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века. Иван Никитич Никитин (около 1690, Москва – не ранее 1742) – русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века. Иван Никитич Никитин (около 1690 — не ранее 1742) — русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века.
Иван Никитин считается основателем русской портретной школы XVIII в. С уверенностью Роману Никитину приписывают только два портрета: Григория Дмитриевича Строганова и его супруги, баронессы Марии Яковлевны (Вассы) Строгановой, относящиеся примерно к 1724 г. Возможно им созданы портреты всей семьи Строгановых, но они не сохранились.
Иван Никитин – первый русский портретист
По возвращении работал в Петербурге, персонных дел мастер. Этот образ полон обаяния. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. В 1732 арестован по обвинению в антиправительственном заговоре. В 1737 вместе с братом Романом отправлен в Тобольск.
Он избавился от недостатков рисунка и условностей ранних работ, но сохранил главные свои особенности: общий реализм живописи и прямоту психологических характеристик, довольно темный и насыщенный колорит, в котором преобладают теплые оттенки. Головкина (1720). Необычна его биография. Всю жизнь Никитин был верен идеалам петровских времен. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Это также ранняя работа художника, выполненная по возвращении из Италии. Скончался по дороге в Москву. Образ подкупает простотой, необычной для искусства начала 18-го столетия.
- Иван Никитин: жизнь и творчество художника
- Картины — Никитин, Иван Никитич
- Портрет напольного гетмана, Иван Никитич Никитин
- Иван Никитич Никитин (около 1788 – 1741)
- Братья Никитины – русские художники века
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Словари и энциклопедии на Академике
- Коллекция Государственного Русского музея
- Любимый художник Петра Великого
Иван Никитин. Но именно в этом изображении мастер парадного портрета проявляет себя мастером человеческой души. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Царевне Прасковье Иоанновне 19 лет. Небольшой круглый портрет (Русский музей) выделяется как необычной композицией (голова заполняет значительную часть круга), так и энергией самого образа. Увлекался изобразительным искусством, о чем стало известно Петру I. Никитина направили стипендиатом (за счет государства) в Италию, где он обучался в академиях художеств.
В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. Учился в Петербурге у И. Г. Таннауера, для дальнейшего обучения был послан Петром I в числе 20 человек в Венецию и Флоренцию, где учился у Т. Реди (1716 – 1719). Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)Портрет дочери Петра I, Елизаветы (1709-1761), будущей императрицы – самое раннее из известных полотен художника.
Потом Учился в Петербурге у И. Г. Танауэра, для дальнейшего обучения был послан Петром I в Италию (1716-1719). Прасковья Иоанновна (1694-1731) – младшая дочь царя Ивана VI Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны, племянница Петра I. Жила с матерью в селе Измайлово под Москвой, затем имела свои дворы в Москве и Петербурге. В 1742 помилован указом императрицы Анны Леопольдовны. В правление Анны Иоанновны примкнул к оппозиции и был сослан в Сибирь, в Тобольск. Художник создал образ энергичного государственного деятеля, человека эпохи Петра. Вместе с ним был отправлен и брат Роман.
Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. Соответственно этому возросли и техническое совершенство и умение живописно передавать реальный мир. Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц. Портрет внешне крайне прост. Его творчество явилось вершиной русской живописи первой половины XVIII века. Холст, масло.
К 1731 году относится большая подписная работа Никитина Родословное древо русских царей (ГРМ). Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени. Из Италии И. Н. Никитин действительно вернулся мастером.
Но главное – от этих портретов остается ощущение какой-то особенной реалистической убедительности и психологической достоверности. После возвращения становится придворным художником.
88 x 67, 5 см. Никитину абсолютно чужда лесть, обычная для парадных портретов. Никитина считают основоположником русского портретного жанра. В его осанке – чувство собственного достоинства. Холст, масло.
Один из его братьев (Иродион) стал священником, а другой (Роман) – художником. Учился гравировальному делу в Москве при Оружейной Палате у голландца А. Шхонебека. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. В ту эпоху не было принято писать императоров «лицом к лицу» со зрителем. Никитину абсолютно чужда лесть, обычная для парадных портретов.
Позже наставником Романа стал Иоганн Готфрид Дангауер (Таннауэр) – немецкий художник, портретист, миниатюрист, придворный художник Петра I. Возвратившись в Россию после учёбы в Италии, Роман Никитин участвовал в украшении живописью триумфальных ворот в Москве, воздвигнутых по случаю заключения Ништадтского мира, занимался церковной живописью. И. Н. Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. Иван Никитин родился в Москве в семье священника, служившего в Измайлове. Следствие длилось более пяти лет. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
В 1716-20 гг. Елизавета вернула его, но по дороге из ссылки Никитин умер.
После возвращения становится придворным художником. Портреты впечатляют психологической достоверностью, реалистической убедительностью. Это не было случайным в творчестве художника. В Италии и Флоренции братья Никитины учатся у Томмазо Реди.
Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е). Кто именно изображён на полотне – не вполне ясно, называются различные имена. Роман Никитич Никитин – младший брат художника Ивана Никитича Никитина. «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)— в сущности, большой этюд исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный.
Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С. Г. Строганова (1726). Сын священника, он пел в патриаршем хоре, однако, позже оказался преподавателем математики в «Артиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии). Его мужественное лицо задублено ветром и солнцем.
Все учатся на государственную пенсию. Позднее, в 1721 году, в «Юрнале» Петра I было записано, что «На Котлине Острову, пред литургиею, писал его величества персону художник Иван Никитин». Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера. 54 х 43см. Лишь светлеет, выделяясь, лоб, нетронутый загаром под прикрывавшей его в походах шапкой. Даже в начале заграничной поездки, 30 апреля 1716 года, как сообщает походный журнал царя, его «половинную персону писал Иван Никитин». Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя.
Попались мне навстречу Беклемишев и художник Иван. В Тобольске Роман Никитин продолжал заниматься живописью. После вступления на престол императрицы Елизаветы Петровны Роман Никитин был возвращён в придворные художники, ему было поручено написать образа для новой церкви в Московском Златоустовском монастыре. Роман Никитич Никитин умер в конце 1753 или в начале 1754 г. В ранних (до 1716 г. ) работах художника ощутима связь с парсунами — русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Имеются в виду Полтавская баталия (1727, не сохранилась) и картина, утверждающая преемственность славы русского оружия, – Куликовская битва (ГРМ). 90, 9 x 73, 4 cм. Иван Никитин.
В начале 30-х годов он пишет портрет Прасковьи Федоровны, вдовы брата Петра I Ивана Алексеевича (Загорский историко-краеведческий музей). «Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как образ мужественного человека, который выдвинулся не в силу родовитости, а благодаря неустанному труду и способностям. В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции.
Родился в семье московского священника. Холст, масло. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера.
Вероятно, он умер где-то на пути к ней. В нём ощущается ещё некоторая скованность в изображении фигуры, плоскостность в трактовке костюма и фона (следы парсуны), но уже и умение передать живой образ девочки. Портрет канцлера Г. И. Ранние портреты Никитина позволили Петру I распознать дарование художника. Иван и Роман оказались в Тобольске. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера.
В царствование Екатерины I он поселился в Москве, где его брат, вернувшийся из-за границы несколько позже, занимался, главным образом, церковной живописью. В ранних (до 1716 г. ) работах художника ощутима связь с парсунами – русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям. В 1716-1720 гг. Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Она обладала волевым, настойчивым характером, несмотря на слабое здоровье.
Военные победы России отражены в батальных полотнах, приписываемых Никитину. Иван Никитин передал не только внешнее сходство, но и настроение Елизаветы. В её образе нет кокетства, а есть осознание себя и своих возможностей.
Иван Никитин становится его учеником. Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим. Уже в ранних портретах Никитин отходит от условных приемов парсуны, стремится точно передать характерные черты модели («Цесаревна Анна Петровна», «Царевна Наталья Алексеевна» – оба до 1716). Никитин сближается с московской старорусской оппозицией. Но и в эти тяжелые годы Никитин не оставляет творчества.
Иван Никитин. Но Иван Никитин скончался в 1742 г. по дороге во время возвращения. Вернувшись из-за рубежа, он возглавил русскую реалистическую художественную школу. В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра.
Никитин неоднократно писал самого Петра. Портрет царевны Прасковьи Иоанновны (племянницы Петра I, 1714). Парик – по моде того времени.
Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г. Сын московского священника, брат Р. Н. Никитина, получил разностороннее образование.
В течение 5 лет находился под следствием в одиночной камере Петропавловской крепости. Портрет Елизаветы Петровны ребенком (1712-1713).