Известная Икона Андрея Рублева

Известный Режиссер Тарковский снял фильм Андрей Рублев, где представил свое видение жизненного пути художника и иконописца.

Семь знаменитых икон Андрея Рублева

«Их создателем, – писал о звенигородских иконах И. Э. Лицезреть иконы Звенигородского чина можно в Третьяковской галерее. Да, конечно и это Недаром ведь такая «Троица» явилась «памятью и похвалой» человеку, который принадлежал и во многом определял собой духовную и государственную жизнь светлой, героической эпохи, времени национального подъема Руси, ее воли к единству.

На ней изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. Палаты— образ домостроительства Господня.

Но обозначив Бога-Сына, они теряли в другом: пропадала единосущность Троицы. Наконец, гора— символ восхищения духа, то есть, духовного восхождения, которое осуществляет спасённое человечество через непосредственное действие третьей ипостаси Троицы— Духа Святого (в Библии гора есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали Завета, Преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение— на горе Елеонской4). В 1918 году под руководством Юрия Олсуфьева начинается новая реставрация иконы. 17 ноября 2008 года состоялось ещё одно расширенное реставрационное совещание в Государственной Третьяковской галерее, после которого 19 ноября старший научный сотрудник галереи Левон Нерсесян сообщил в своём блоге25 о просьбе патриарха Алексия II предоставить «Троицу» Троице-Сергиевской лавре на три дня для участия в церковном празднике летом 2009 года.

Это – дом, дерево и гора. Ибо образован силуэтами ангелов. Композиция словно подталкивает к мысли о возвращении всего сущего на круги своя. По его мнению, ошибка предшествующих исследователей в том, что они, вслед за известным историком А. В. Горским, считают, что Иван Грозный только «одел» золотой ризой уже имеющийся образ12. Округлены очерки наклоненных друг к другу фигур. Такжеи сбарочными иконостасами некоторых приусадебных храмов XVIII – XIX веков. Сретение по смыслу тесно граничит с Рождеством. В ней всё надмирно и всё духовно.

Известные и неизвестные 
иконы Андрея Рублёва

Известные и неизвестные иконы Андрея Рублёва

поновление икон. Летопись и житие преподобного донесли до нас главный завет преподобного Сергия: «Воззрением на Святую Троицу побеждай ненавистную рознь мира сего». Таким образом именно особая духовная ориентация православия XIV века (продолжавшая древние традиции христианской аскезы) подготовила и сделала возможным появление «Троицы» Андрея Рублёва. Это цвета Рая.

Так вот, один из исследователей пишет об этом окошечке следующее. Этот сюжет приобрёл особое значение для христианской Церкви после принятия на II Вселенском соборе (381 г. ) догмата о триединстве Божества и стал одним из самых ключевых в иконографии. Чем же привлекает «Троица», являющаяся ныне самым большим сокровищем Государственной Третьяковской галереи. Завораживает миниатюра ангела – символа евангелиста Матфея.

Никто, может быть, глубже не сказал о тайне Божественного Триединства так, как «сказал» Андрей Рублев. Не случайно бытовые подробности сюжета опущены. Работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками.

Андрей Рублев: биография 
и творчество иконописца

Андрей Рублев: биография и творчество иконописца

Андрея Рублева занимал образ Иисуса Христа и действительно рукой великого живописца созданы такие произведения, как «Спас Вседержитель», «Спас Нерукотворный», «Спас Златые власы», «Спас в силах». Лишь он сможет понять ее глубину и изобразить ее. Советский историк-источниковед В. А. Плугин выдвинул другую версию о жизненном пути иконы.

Такое соотношение разворота шеи и лица сообщает сразу ясно уловимое движение по направлению к человеку, который стоит перед иконой. В чем сердцевина дела Сергия. Ее история удивительна. Дуб стоит на своем месте до сих пор.

Он всецело доверился богословской мудрости и иконографическому совершенству «образца», который воспроизводил, повторив до мелочей едва ли не весь передний план византийских композиций: позы ангелов и склоненных между ними Авраама и его жены Сарры, салфетки на столе, которые русские иконописцы скоро перестали изображать. В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама» изложенный в XVIII главе библейской книги Бытия. Ангелы неподвижны, они в состоянии созерцания их взгляды устремлены в вечность. На заднем фоне – дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа). Одна из самых знаменитых работ Андрея Рублева икона Троица.

Чудесные явления: 
подборка самых известных 
икон на Руси

Чудесные явления: подборка самых известных икон на Руси

Единственными сотрудниками музея, выступавшими за предоставление иконы, были директор галереи и её главный хранитель, в то время как другие сотрудники, а также искусствоведы и учёные других учреждений выступили резко против и обвинили директора и хранителя в намерении совершить «должностное преступление»2, которое приведёт к утрате национального достояния. Крылья их соприкасаются легким волнообразным движением, как бы перетекают одно в другое. Духом через крестную жертву. Но в престоле на иконе их нет.

В 1840-х годах историк Н. Д. Иванчин-Писарев, посетивший Троице-Сергиев монастырь и видевший там рублевскую «Троицу», оставил в своих путевых заметках такую запись: «Поклонясь главной местной иконе святой Троицы, я долго стоял перед ней, дивясь живописанию Она являет в себе один из лучших и цельнейших памятников искусства ибо стиль рисунка и самого живописания кажет в ней цветущее время онаго. Он предложил им отдохнуть в тени дуба.

1427) последней работой Рублева. Всё творчество Андрея Рублёва пронизано светом. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы», – писали летописцы. Мне сложно зафиксировать какой-то конкретный момент «встречи». Особо поражает общая светозарность иконы.

Его и отмечали на сороковой день после рождественских торжеств. Одна только резьба подереву, витые завитушки такого иконостаса – уже отдельный шедевр, достойный восхищения. Есть только упоминание о заказчике (преподобный Никон Радонежский) и все. Осталось лишь имя, да и то знали его только любители древнерусского искусства. Тогда одного из них изображали в одеждах Христа.

В 1405 совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 с Даниилом Чёрным и др. Нопопробую объяснить, что имею ввиду. Время создания этого иконостаса точно не известно. Второе письменное упоминание о мастере датируется 1408 годом.

Интересно также и то, что посохи, которые держат Ангелы в руках, будут оставлены Аврааму и из них вырастет древо (благодаря Лоту, поливавшему их водой из Иордана). В конце 1408 года на Русь двинулось татарское полчище хана Едигея. Считают, что это идолопоклонство и так далее. В результате в 1931 году реставратором Кириковым был срезан мешающий схождению досок выступающий конец средней шпонки и уже в 1932 году, так как в течение всего года в обсуждении не было достигнуто никакого единогласия, было решено укрепить отстающий левкас с красочным слоем с лицевой стороны с помощью глютени (это воско-смоляная мастика) и также заполнить трещину с оборота мастичным составом, который должен послужить защитой боковых сторон разошедшихся досок от атмосферных воздействий, но при этом не смог бы его скрепить. Художника сыграл актер Анатолий Солоницын.

ниже) и его пришлось укреплять. Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам. В них Рублёв обобщил размышления своих современников о моральной ценности человека. Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг.

Кто писал эти иконы – Андрей Рублев или Даниил Черный – пока остается загадкой. С тех пор икона Божией Матери стала называться Владимирской. Всем известна икона Святой Троицы Андрея Рублева. И принесут немного воды и омоют ноги ваши и отдохните под сим деревом, А я принесу хлеба и вы подкрепите сердца ваши потом пойдите (в путь свой) так как вы идете мимо раба вашего.

Силуэт Иисуса вписан в круг, полукругом расположены апостолы. Лицезреть иконы Звенигородского чина можно в Третьяковской галерее. Они были обнаружены в 1919 году советскими реставраторами.

по: Красилин М. М. Иконопись идекоративно-прикладное искусство. Авраам встретил трех ангелов Господних, явившихся ему под видом усталых путников. Ученые предполагают, что такая драгоценная рукопись, как «Евангелие Хитрово», могла быть создана на средства великого князя или самого митрополита. Так увидел Святую Троицу Андрей Рублев. Позже Иван Грозный перенес икону в Троице-Сергиеву лавру и украсил богатым окладом.

Исихазм сильно повлиял на творчество Рублева. На иконе Андрея Рублева «Архангел Михаил» следуя из названия изображен сам Архангел Михаил, одетый в красные одежды с золотым. Иконный щит «Троицы», то есть основа, на которой написана икона, состоит из пяти досок шириной (слева направо— по тыльной стороне): первая— в верхней части— 29см, в нижней— 30, 5см вторая— соответственно 20, 2см и 19, 2см третья— 23, 3см и 26, 2см четвёртая— 26, 3см и 22, 4см пятая— 11, 7см и 12, 4см причём между третьей и четвёртой досками имеется вставка из двух планок. Как изобразить Троицу на иконе, не потеряв ни одно из этих понятий.

Вот таким образом явление трёх Ангелов Аврааму и вкушение ими агнца. Да, Рублев прост, как и автор первой храмовой иконы Троицкого иконостаса. Первое упоминание о ней датируется еще византийскими источниками, относящимися к IX веку. Это лицо зрелого человека в мерном развитии духовных и физических сил. Сияло на ней золото – образ вечного, несотворенного света (Сейчас золото утрачено и они кажутся белыми. ). В древнем житии преподобного Сергия Радонежского, составленном учеником его Епифанием, украшенном многочисленными миниатюрами (список XVI в. ), Андрей Рублев изображен в трех видах: сидящим на подмостках и пишущим на стене храма образ Нерукотворенного Спаса приходящим к новопостроенной в лавре каменной церкви и погребаемым лаврской братией. Наиболее крупные работы Андрея Рублева – иконы, а также фрески в соборе Успения во Владимире (1408).

Исследователи пишут о расчистке и реставрации Гурьянова, которую позже пришлось ликвидировать: «Собственно, реставрацией в современном научном понимание этого слова можно назвать (но и здесь не без некоторых оговорок) лишь раскрытие памятника, проведённое в 1918 году все предыдущие работы над Троицей, по сути, являлись лишь её поновлениями, не исключая и реставрации имевшей место в 1904—1905 годах под руководством В. П. Гурьянова. Куда нас зовет Господь. Но еще в 90-х гг. Храмовая гора или гора Мориа возвышалась над Иерусалимом именно там стоял Иерусалимский храм, место для которого Царь Давид приобрел у иевусея Аравны (Орны). Евангелие – это Благая Весть отом, что Бог вошел вмир людей, Сын Божий родился, «вочеловечился», жил слюдьми, был всеми видим, осязаем именно Он преодолел пропасть междуземным иНебесным. Рублев четкой, уверенно очерченной линией обозначил глаза, верхние веки и брови. Изображения представляют собой не разрозненные полотна, а единое целое. Сейчас от росписей в соборах сохранились только фрагменты, а из икон дошли лишь три.

Вот таким образом это окошечко как бы передает Божий вопрос: «А что ты ответишь на жертву любви Христовой. » Мне очень нравится это толкование. Известно лишь, что годы его жизни совпали с трудным периодом русской истории. В документах тех времен упоминается много разных иконописцев. Об этом выдающемся произведении, где наиболее отчетливо видны не только манера, но и миросозерцание великого художника, написано, пожалуй, больше, чем о всех других праздничных изображениях из Благовещенского собора. Композиционным центром иконы является чаша. Рукопись выделяется безупречностью выполнения.

Как образ, не совершивший 
ни одного чуда, 
стал самой главной

Как образ, не совершивший ни одного чуда, стал самой главной русской иконой

Они сказали: сделай так, как говоришь. Конечно, церковная реформа XVII века вызвала врусском обществе довольно противоречивые чувства имногими была встречена вштыки, хотя собственно прямого отношения киконописи она не имела. Подробности жизненного пути Андрея Рублева почти неизвестны. В то время злобствующие еретики уничтожали по приказу властей святые иконы Богородицы.

Сам факт ее написания – подвиг. Не сумев взять Москву, татары сожгли множество городов и в том числе Троицкий монастырь. Наконец, ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зеленого цвета. Полное описание всех выщерблин, трещин и недостатков красочного слоя иконы опубликовано в статье Малькова в «Музее» и занимает 3 страницы22.

Но если не «поднимать планку» так высоко, то мы увидим перед собой икону, написанную достаточно умелой рукой и, главное, согретую искренним чувством, теплой молитвой к человеку, открывшему людям, то великое, чего они до него не знали, — значение в их жизни Троицы. Икона скреплена двумя встречными шпонками и также первая и вторая доски скреплены двумя «ласточками». Пока иконописцы работали во Владимире, на Москву двинулось войско татарского хана Едигея. Мы же помним, когда была создана эта икона – в годы татаро-монгольского ига, «размирия», как тогда писали летописцы, когда ненависть царила между людьми, князья предавали и убивали друг друга. В Москве икону встретили 8 сентября. Неслучайна колористическая гамма, сияющая нежным теплым светом.

Как все просто и ясно. На рубеже XIX—XX веков русская иконопись как искусство была «открыта» представителями отечественной культуры, которые обнаружили, что по качеству это художественное направление не уступает лучшим мировым течениям. Во втором сообщении 1408 г. говорится о том, что мастера Даниил Черный и Андрей Рублёв отправлены расписывать Успенский собор во Владимире: «Того же лета мая в 25 начата подписывати церковь каменую великую съборную святая Богородица иже в Владимире повеленьем князя великаго, а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев».

Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Символичный образ евангелиста Матфея чаще других приписывают именно Рублеву. В иконе всё внимание сосредоточено на безмолвном общении троих ангелов. (Хотя вот об этом-то чудесном свете, о смысле его, а главное, о происхождении, природе и размышляли, спорили и не пришли к единому мнению исследователи в дальнейшем). 1399) Благовещенского собора Московского Кремля, часть миниатюр Евангелия Хитрово. А что такое Рай. белокаменный.

Он с большим рвением принимается за восстановление и украшение монастыря. Это прозрение значения праздника в образах самой природы – черта национальная, русская.

Самая известная 
икона Андрея Рублёва 
называется

Самая известная икона Андрея Рублёва называется

«Изображение ветхозаветной Троицы стало рассматриваться как демонстрация единства трёх Лиц, равнозначности и единосущия и одновременно разницы их ипостасей. Тело учителя перед их взором вдруг осиялось необыкновенным светом. Дни еще короткие. Только нерадивый слуга, который зарыл деньги в землю, вернул лишь то, что получил. Эта работа мастера – наиболее прославленная из владимирских.

Его иконы наполнены глубоким философским смыслом, лаконичны и при этом очень красивы. Но перед нами не иллюстрация Бога. Духа и за спиной центрального Ангела-Сына, рождённого в мир и распятого в нём на древе. Я читала стихотворения, которые были посвящены этом образу.

На этой иконе, как в богословском трактате, раскрывается то, что святые отцы называли «Троица во Единице» – один Бог в трех Лицах или Ипостасях. Древо — древо жизни вечной, даруемой Св. Не буду спорить, возможно, мое восприятие исубъективно.

Игумен Никон еще при жизни своей хотел не только видеть храм украшенным, но и написанной икону, которая должна была стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому». Сохранились даже иконы, где он изображается среди других лаврских святых. Мягко вьются линии орнаментов, напоминающие стебли трав, формы листьев, цветов. Второй иконой «Звенигородского чина» стал образ Архангела Михаила. Возможно, в эти трудные для Руси времена Андрей Рублев спасался в Андрониковом монастыре.

Знаменитая икона 
Андрея Рублёва

Знаменитая икона Андрея Рублёва

Сохранилась поздняя копия с его утраченной иконы, так называемая «Затьмацкая Троица». Это стало интересовать людей уже в Новое время. Вспомните, например, праздничные сюжеты любого древнерусского иконостаса. И на престоле посередине стоит чаша – символ Евхаристии, Жертвы Христа.

Сосредотачивая внимание на круговой теме в иконе, говорит о Троице животворящей. Гора Мориа (Храмовая гора) – обнесённая высокими стенами прямоугольная площадь, возвышающаяся над остальными частями Старого города Иерусалима высотой 774 м над уровнем моря. Явление Аврааму троих ангелов – символ единосущного и триипостасного Бога (Святой Троицы). На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа). – Конечно есть. Что же нового внес в образ Спасителя Андрей Рублев.

Эксперты усомнились 
в авторстве одних 
из самых известных

Эксперты усомнились в авторстве одних из самых известных икон Андрея Рублева

Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли» (Книга Бытие 18:2). Следы иконописца теряются, о нем не слышно два десятилетия. Рублёв написал главную икону монастыря – знаменитую «Троицу».

Выполненная в византийской традиции, картина Второго пришествия Христа переосмыслена. Эта церковь была возведена около 1426-1427 гг. Правда, в пышную эпоху Екатерины Второй ветхий иконостас оказался не соответствующим текущей моде и его перенесли из собора в село Васильевское (теперь – Ивановской области).

Троице, по-видимому, умер Даниил, похороненный в Троице-Сергиевом монастыре. Грабарь же однозначно заявляет о том, что произведение выполнено великим мастером: «Здесь все от Рублева – холодный голубоватый общий тон, характер рисунка, черты лица, с типичной для Рублева легкой горбинкой носа изящные руки, прекрасный силуэт всей композиции, ритм линий и гармония красок». Икона не раз являла миру свои чудеса. Первым необходимо упомянуть преподобного Сергия Радонежского, который ко времени написания иконы уже почил. Икона написана приблизительно в 1410-е годы. Это отличает его работы от экспрессивного Феофана Грека. мне подарили книгу одного протестантского немецкого пастора, который, увидев «Троицу» изменил свое отношение к иконам.

Загадка иконописца 
Андрея Рублева

Загадка иконописца Андрея Рублева

142 х 114 см. Второй иконой «Звенигородского чина» стал образ Архангела Михаила. 9 октября 1944 года— издан приказ о реэвакуации. Хотя, в отличие, например, от Владимирской или Казанской икон, она не пользовалась огромным почитанием верующих, не совершала чудес— не была «чудотворной»L 4, не мироточила и не стала источником большого числа списков, тем не менее, она пользовалась определённой репутацией— главным образом, благодаря тому, что полагали, что этот образ был тем самым, на который указывал «Стоглав», поскольку ни о каких других заказанных Рублёву «Троицах» известно не было. Золотой отблеск этого света положил Андрей и на крылья ангелов, которые знаменуют их свойство – «самодвижное и простирательное и земным непричастное». Икона изображает трех сидящих за столом ангелов. Точнее – это идея о горячем заступничестве святых перед Христом за весь род человеческий.

При этом, что очень важно, незримый круг в «Троице» не статичен. В нежных ликах ангелов ясно ощущается высокая нравственная сила, способность полагать жизнь «за други своя». По-видимому, к тому же времени относится и исполненный Рублёвым настоящий памятник книжного искусства – «Евангелие Хитрово». А именно: вместо обычного для византийцев двучленного пейзажного плана (палаты и деревьев) он изобразил трехчленный, введя в дополнение к мамврийскому дубу и жилищу Авраама горку.

17 мая 1945 года— «Троица» вновь выставлена в открывшихся после ремонта залах Третьяковской галереи. Иконы Рублева наполнены спокойствием, ясностью и гармонией. Но наивный стереотип «европоцентризма» уже в исследованиях того времени постепенно начал преодолеваться искусствоведы заостряют внимание на тех сторонах «Троицы», где можно усмотреть общие древнерусской и итальянской живописи свойства, объяснимые их единым происхождением из византийского искусства, которое сохранило некоторые античные приемы. мастерами – Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Было даже сказание XVII века о великих святых-иконописцах, где упоминается его имя. Вспомнят, что сделал Сергий, в честь которого она написана, для своих современников: и отшельническая жизнь и монастырское общежительство – пример общего, «вкупе» бытия и труды его по примирению русских князей и благословение на решительную битву.

  • Иконы преподобного Андрея Рублева
  • Икона преподобного Андрея Рублева
  • Икона и картина: памяти святого Андрея Рублева
  • Художественная студия НАТХНЕННЯ
  • Андрей Рублев: последние новости
  • Андрей Рублев: биография и творчество (кратко)
  • Детство, отрочество, монашество

Традиционно считается, что фигура среднего ангела изображает Иисуса Христа, его правая рука со сложенными перстами символизирует безусловную покорность воле Отца. Икона «Троица» – одна из самых таинственных. Предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного — прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных». C. IV–V.

Здесь, при храме, живет пророчица Анна. Точно также ииконы подстать самому иконостасу: высокохудожественные изображения человеческих фигур (библейских персонажей) со множеством отвлекающих деталей. В число его последователей, служителей этой идеи много лет назад вошел и Рублев.

Единство трёх ипостасей Святой Троицы является совершенным прообразом всякого единения и любви— «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21). На нем, на мистическом его переживании и была основана Троице-Сергиева лавра. Люди ахнули и к иконе устремилась армия паломников. Так в давние времена звалась большая мера серебряных монет, значительное состояние.

  1. Росписи Владимирского Успенского собора
  2. Особенности в изображении ликов Святых
  3. Творчество Андрея Рублёва – вершина русской и мировой живописи
  4. Высокий Коммунитаризм как Русская идея
  5. Музеи, памятники и фильмы, названные в честь Андрея Рублёва
  6. Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес

Кто-то может быть вспомнит Даниила Черного, с которым Рублев работал во Владимире. История создания величайшей иконы человечества примерно такова. Сколько иконописцев пытались повторить чудный образ.

() Не вызывает никакого сомнения то, что реставраторами иконы была сознательно усилена, по сути, вся её графически-линейная структура— с грубым форсированием ими контуров фигур, одежд, нимбов и даже с явным вмешательством в святая святых— в область личного письма, где недочищенные до конца и, вероятно, слабо сохранившиеся авторские описи ликов и рисунок их черт (уже достаточно схематично воспроизведённые позднейшими поновлениями XVI—XIX веков) были буквально помяты и поглощены жёсткой графикой В. П. Гурьянова и его помощников»22. Не случайно оно расположено слева от правого Ангела — Св. Троицы.

  1. Для продолжения чтения вам необходимо зарегистрироваться
  2. Курсы для взрослых и детей, уроки рисования и живописи, мастер-классы, лекции по истории искусств

Дни проходили за днями. Сколько людей со времен преподобного Андрея застывало в восхищении перед этой иконой. Когда они явились в дом вдовы, та упросила их оставить ей образ за вознаграждение. Есть на иконе и еще одна интересная деталь.

Иконы преподобного 
Андрея Рублева

«Звенигородский чин» – это часть иконостаса, созданного для одного из звенигородских храмов. Тихо и уединенно работал Андрей. Скорее всего икона со временем бы погибла, если бы не случай. Однако, когда я стала заниматься именно богословием иконы, а меня всегда интересовала не только художественная сторона, но и богословский смысл сокрытый в образе, то «Троица» была, конечно, в центре моего внимания. Законы земного тяготения не властвуют в этой композиции. Юное "отроча" ждет позор, поругание, крестная мука. И. Э. Грабарь осторожно датировал «Троицу» 1408—1425 годами, Ю. А. Лебедева— 1422—1423, В. И. Антонова— 1420—1427 годами.

Третья икона – «Апостол Павел» – выполнена в манере, отличной от рублевской, вот таким образом ряд исследователей считают, что этот лик бы создан другим мастером, – например, многолетним сподвижником Рублева – Даниилом Черным. Минимально, но гуляет. Н. Пунин). Некоторые иконописцы (после Рублева) писали у среднего ангела крестчатый нимб, как на иконах Спасителя.

В к. XIV – н. XV в. Рублев создал свой шедевр – икону Троица (находится в Государственной Третьяковской галерее, на сюжет "гостеприимство Авраама". «Он возвел очи свои и взглянул и вот, три мужа стоят против него. Больших размеров задумана икона. Рублевский Страшный суд более милосерден, он дает надежду на избавление. Все три фигуры легко вписаны в мысленный круг – все той же «безначальности и бесконечности».

Эта трещина была зафиксирована ещё после расчистки иконы Гурьяновым в 1905 (есть фотография, где эта трещина присутствует). Наложен уже на рогожного плетения паволоку необыкновенно плотный, тонкий левкас. Икона через свое художественное совершенство открывает нам Эдем. "Особенно хорошо "Преображение", выдержанное в холодной серебристой гамме. Он «списывал» — что в средневековом искусстве не только не осуждалось, но, напротив, всячески поощрялось. Интерес кдревнерусским иконам ифрескам, отождествляемым с«византийской живописью», воспринимался тогда как проявление дурного тона: «Стоит только завести разговор овизантийской живописи итотчас убольшого числа слушателей неизменно появится улыбка пренебрежения иирония.

Лик Спаса дышит силой и покоем. Тогда в музее была выставлена копия «Троицы». – Средневековые документы об этом почти не говорят. Возник интерес и к «Троице» из Лавры. Оклад закрывал ангелов вплоть до 1904 года.

Последующее развитие искусствоведения показало несостоятельность и ненаучность мнений о зависимости русской иконописи от «образцов готических и итальянских, во всяком случае – венецианских форм» (Н. Один из современных нам исследователей средневековой культуры пишет: «Сделав много ценного в области анализа художественных приемов Рублева, большинство авторов начала XX столетия обнаруживали свою несостоятельность всякий раз, когда они пытались истолковать внутренний смысл произведения, его образное содержание Они превратили «Троицу» в произведение, лишенное какого-либо конкретного сюжета, созданное вне исторической среды и вне определенной художественной традиции» (И. Исследователи установили, что Рублёв написал для собора одну из лучших своих икон – «Преображение». Когда он задумал свой фильм «Андрей Рублев», то признавался, что у него были очень расплывчатые представления о нем. Это бытие Святой Троицы, Бога.

Именно рублёвская икона, как считают учёные, соответствовала этим представлениям. Стояла бы всю жизни и смотрела на Него. Бесспорны лишь два сообщения, фигурирующие в летописях под 1405 и 1408 годами. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок.

Это название рукопись получила по имени боярина, которому она принадлежала в XVII веке. Известно, что протестанты в целом относятся к иконам очень отрицательно.

В каждой сцене события происходят на фоне одного или двух элементов такого пейзажа. А до этого «Троица» Рублева, по моему мнению, находилась в иконостасе Успенского собора на Городке в Звенигороде. Работой Андрея Рублева называют фреску «Преображение», где легко узнается «рублевская» палитра. Иво время молитвы, скажу честно, лучше наних не смотреть, чтобыне отвлекаться.

Он виден не чувственными, а «разумными» очами, мысленным взором. В ней всё над мирно и всё духовно. Смена лошадей также ни к чему не привела.

Есть еще один очень интересный случай. Скала — образ духовного восхождения и Голгофы. Светоносность «Троицы» настолько разительна, что иные иконы экспозиции Третьяковской галереи кажутся темными и красно-коричневыми. Это подвиг мучеников, преподобных, святителей – всех святых. И сейчас он узнаёт, ясно чувствует, что миг этот настал.

Большинство исследователей согласны, что кисти мастера принадлежит «Владимирская Богоматерь». — Тифлис, 1856. В 20 веке эти иконы реставрировали, часть из них вошла в собрание Государственного Русского музея в Петербурге, другую часть поместили в Государственную Третьяковскую галерею в Москве. Таинственный свет повсюду. В 1931 году проблема обнажилась. Неслучайно оно расположено слева отправого Ангела— Св. Мы мало знаем о нем.

– Если быть точнее в 1988 году, на Поместном Соборе в связи с тысячелетием Крещения Руси. Мягкие оттенки здесь гармонично сочетаются со стройной четкостью линий. Отсюда и просторечное название празднику – "яблочный" спас. Он кажется удивительно близким, лик его светел и кроток. Исследователи будущего назовут потом «Троицу» Андрея Рублева «призывом к национальному единству русского народа».

Во время Куликовской битвы в 1380 году Рублёв уже входил в княжескую артель мастеров, которая переходила из города в город и занималась строительством и украшением церквей. К ранним творениям Андрея Рублева относят иллюстрации к «Евангелию Хитрову». Но это не простой праздник. Вскоре после завершения работ в Св. Эта тишина присутствует и в колорите – неярком, спокойном и в округлостях фигур и в гармонии линий, похожих на тихую мелодию.

В 1422 году на Руси наступил страшный голод. Тогда там работала очень хорошая реставрационная бригада под руководством Игоря Эммануиловича Грабаря. Тогда икона находилась в доме благочестивой вдовы, которая жила неподалеку от города Никеи (сегодня это Турция).

Троицкий иконостас – уникален. «Строгановский иконописный подлинник», свод правил дляиконописцев конца XVI века, прямо называет Андрея Рублева преподобным. Все это — указания на первое лицо Святой Троицы.

Именно в эти страшные дни преподобный Сергий и поставил Святую Троицу во главу угла, как образ любви, которой только и можно победить вражду этого мира. То, что «Троицу» причисляют к величайшим шедеврам мирового искусства не случайно. Эта икона принадлежит к Звенигородскому чину. дар художника" (В. И. Лазарев). Он находится в центре, над ангелом, символизирующим Христа.

Там она находится и до сих пор. Древо— древо жизни вечной, даруемой Св. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу3.

Из всего монументального замысла Рублёва сохранились только поясные изображения «Спаса», «Архангела Михаила» и «Апостола Павла». По воле Бога от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся все народы земли». Так вот обычно люди, глядя на этот образ, спрашивают: «А что это за окошечко. » Оно не случайно.

Русь, чего-то тебе захотелося немецких поступов иобычаев. ». Обратите внимание на левого ангела. Колорит поздних икон более сумрачен в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Легкий, как будто цветочный, запах. Духа изаспиной центрального Ангела-Сына, рождённого вмир ираспятого внём надреве. Сейчас, когда он отполирован, поверхность кажется мраморной.

Икона Рублева изнутри сияет легким и ровным светом. Значит жизнь он вел молитвенную. Эта датировка опирается на информацию о годах строительства соборов. Кто-то утверждал, что перед Авраамом тогда явилась Святая Троицы. Главная его идея – Божий суд, который в православной среде именуют Страшным. Композиционно ангелы вписаны в круг, краски их одеяний дополняют и перекликаются одна с другой.

Осень подает свои первые знаки. Расчистка была необходима, так как иконы традиционно покрывались олифой. С икон Андрея Рублёва струится атмосфера тихого созерцания, благости. Когда Гурьянов, сняв три слоя напластований, последний из которых был выполнен в палехской манере, открыл авторский слой (как выяснилось при повторной реставрации в 1919 году, в некоторых местах он до него не дошёл) и сам реставратор и очевидцы его открытия испытали настоящее потрясение.

Перемещение иконы в Лавру, её пребывание в течение трёх дней в микроклимате собора, среди свечей, ладана и верующих, а потом транспортировка обратно в галерею, по мнению музейных специалистов, могло уничтожить её2. С Джотто и Дуччо сравнивал «Троицу» Д. В. Айналов18, Н. П. Сычев и позднее Н. Н. Пунин19 с Пьеро делла Франческа— В. Н. Лазарев20, хотя их мнение, скорее надо отнести к высочайшему качеству живописи, а не прямо толковать как версию о том, что икона создавалась под влиянием итальянцев. Константинопольская иконография там едва начала подвергаться переосмыслению.

Седьмой десяток жизни – время подводить итоги, собирать самые зрелые плоды опыта и умения. И чарующей красотой цветовой гаммы, где драгоценным сапфиром сияет голубец. А в келье на скамье прислоненная к стене стоит начатая «Троица». Работы по реставрации «Троицы» продолжились при советской власти: к счастью, большевики понимали ценность этого произведения искусства.

Третья икона — «Апостол Павел» — выполнена в манере, отличной от рублевской, вот таким образом ряд исследователей считают, что этот лик бы создан другим мастером, — например, многолетним сподвижником Рублева – Даниилом Черным. В иконе нет активного действия и движения— фигуры полны неподвижного созерцания, а их взгляды устремлены в вечность. В «Троице», согласно богословским представлениям, три ангела символизируют единство, согласие.

Только соотнося попамяти расположение икон страдиционными иконостасами, примерно догадываешься: справа от царских врат – Спаситель, слева – Богородица, насамих вратах – Благовещение (видимо, Архангел Гавриил иДева Мария), ауж вычислить, что засвятые изображены ивовсе сложно (только еслиэта икона подписана). Уважаемый и широко известный, еще при жизни названный «преподобным», через какое-то время он был забыт потомками, а многие творения его оказались утраченными. Андрей Рублев тоже отдал дань подражанию византийским образцам. Это все-таки больше картины. И движение это так мощно и неодолимо, что вовлекает в свою орбиту и неодушевленные предметы, заставляя изгибаться не только дерево, но и гору.

И это тоже знак: «Венцы обкружным очертанием яко круг ни начала, ниже конца имать, так и Бог безначален и бесконечен». Феофана Грека все знают – он, между прочим, работал вместе с Андреем Рублевым в Благовещенском соборе. Три ангела – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух – вписаны художником в треугольник и круг. Но начинались приготовления к весенним полевым и иным работам.

Не сразу и вспомнишь, что же это такое – талант. Каждый из ангелов держит в руке жезл — в ознаменование божественной власти. Дерево, темпера.

Троицкий монастырь уничтожили, а в 1410 году татары напали на Владимир, разорив Успенский собор. Время пожинать плоды годовых трудов на земле. Завершили начатый тогда процесс только в 1918 году, к сожалению, когда Лавру уже закрыли. Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. Дело кончилось тогда правительственным постановлением, опубликованным в «Российской газете», согласно которому «Троица» была навсегда объявлена принадлежащей Третьяковской галерее. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Сейчас он инок Андрей, призван создать икону «в память и похвалу» основателю первого на Руси Троицкого монастыря. Он разлит во всем творении, просвещает тихо и почти невидимо людей и землю и растения.

мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Они созерцают свет внутри себя. Для его росписи игумен Никон пригласил Андрея Рублева. От первоначального названия картины – «Страсти по Андрею» – отказались. На Руси в первые дни февраля (сейчас это 15 февраля), по старой народной примете, после ветреных метельных дней усиливался мороз.

Всем. Во время замены икону для сохранения покрывали олифой, которая делала краски более яркими. Духом через крестную жертву. Над усыпальницей Сергия Радонежского вместо сгоревшего деревянного появился храм из камня. Может быть, он даже брал какой-то обет, перед тем как приступить к написанию «Троицы», но точно мы ничего утверждать не можем.

Синее небо, еще летнее, но веет от него предосенним холодком. Икона наполнялась, расцветала красками. Он несет мир и спасение людям. Стремясь раскрыть догматическое учение о Святой Троице, Рублёв отказался от традиционных повествовательных деталей, которые обычно включались в изображения «Гостеприимства Авраама». Есть притча о талантах. Мы не видим лучей, от которых укрылись апостолы.

Намерение передать «Троицу» Рублёва епархии впервые возникло у Бориса Николаевича Ельцина. Что это за ответ такой.

Знаете, когда водишь экскурсию по Третьяковской галерее ее кульминацией становится рублевский зал, сердце которого – «Троица». Последние слова были истинно пророческими.

На месте деревянного храма возводится в 1423-1424 гг. Несмотря напестроту красок, атакже пышность форм изображенных библейских персонажей исвятых иконостасы ифрески этой эпохи почему-то не вызывают душевной теплоты, покоя имолитвенного настроя. Это образ одинаковой у всех лиц Троицы власти и силы: «Действенное, самовластное и сильное». Вес иконы 27, 3кг. Кроме того исследователи не знают, как разновременные слои живописи поведут себя при малейшем изменении каких-то условий, насколько разрушительными могут оказаться любые изменения температурно-влажностного режима.

Праздник "Сретение" был известен уже в IV веке. Скала— образ духовного восхождения иГолгофы. Дом – это палаты Авраама, дерево – Мамврийский дуб, а гора – гора Мориа. Это раскрытие было начато по инициативе и велось по заданию Комиссии по раскрытию древней живописи в России, в состав которой входили такие видные деятели отечественной культуры, как И. Э. Грабарь, А. И. Анисимов, А. В. Грищенко, К. К. Романов и Комиссии по охране памятников искусства Троице-Сергиевой лавры (Ю. А. Олсуфьев, П. А. Флоренский, П. Н. Каптерев). Не случайно бытовые подробности сюжета опущены. «Нас поражает, – писал он в статье «Андрей Рублев», опубликованной во втором номере журнала «Аполлон» за 1915 год, – выразительность и непосредственность замысла, язык самой живописи, живая сила вдохновения, а при наличности таких условий нет никаких причин отрицать наличие гения, создавшего эту икону.

Композиционным центром иконы является чаша. И в этом смысле икона – важный артефакт, который противостоит тьме эпохи. Но его теплая, простодушная классическая палитра, его любовь к локальным, несмешанным цветам, заполняющим крупные плоскости, к упрощенным и тяжеловатым формам «аксессуаров» выдают в нем отечественного художника, воспитанного в достаточно патриархальных традициях. С именем Рублева связывают создание иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Е. Данилова). Иконы ведь бывают разные: есть очень замкнутые, к которым трудно подступиться, а есть иконы, которые, наоборот, привлекают: Рублев написал икону «Звенигородский Спас» – от него невозможно оторваться.

– Конечно. Это «собеседование Ангелов», которые прислушиваются друг другу, сидят за одним столом вокруг чаши, которую благословляет Ангел посредине Каждый жест, поворот головы, каждая деталь выверена, предельно глубока. ". На смену старому, ветхому приходит мир новый, завет иной. Фрески Страшного суда Рублев с Черным разместили в западной части храма, на его сводах.

Интересно также ито, что посохи, которые держат Ангелы вруках, будут оставлены Аврааму иизних вырастет древо (благодаря Лоту, поливавшему ихводой изИордана). До него изображали в основном «гостеприимство Авраама» – сюжет 18-й главы книги Бытия, когда к Аврааму в дом пришли три Ангела. Корзины, чистые холщовые узелки с отборными, лучшими плодами.

Именно рублёвская икона соответствовала этим представлениям. Дошедшие до нас исторические свидетельства о жизни и творчестве Андрея Рублёва крайне бедны хронологическими данными и во многом противоречат друг другу. XIV – н. XV в. ) иконы – Владимирская Богоматерь (ок. Там, где хоронили людей имевших особые заслуги перед Церковью. Этот образ отсылает нас к Ангелам Святой Троицы и не только своим смирением, но и визуальным сходством – длинная, гибкая, чуть вытянутая шея, шапка густых кудрей, склоненная голова. Она предсказывает необыкновенную судьбу новорожденному.

Монахам лавры всегда было понятно, что он святой. Его лик обращен к молящемуся, глаза смотрят на него в упор. В конце 1940-х в Спасо-Андрониковом монастыре появился заповедник. «личного письма»— лиц и рук), а также расчищать.

Миниатюры к «Евангелию Хитрову» перекликаются с византийской традицией, но святые Андрея Рублева отличаются от изображений греков неким духовным спокойствием, углубленностью в духовную жизнь и отрешенностью от внешнего. Они сидят за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. Об этом дереве мы читаем на первых страницах Библии (оно растет в Эдемском саду) и на последних ее страницах, когда видим его в Новом Иерусалиме. Пережитое, все, чем одарила жизнь, воплощалось теперь, приумноженное талантом и трудом.

Мол, «икона – это идол». И как выразительны лики его ангелов. В центре на престоле – Иисус с открытым Евангелием в руках. «Троица» с момента своего создания была любимейшей иконой древнерусских художников, служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным голубцом и зеленью. Однако именно Андрей Рублев был избран для написания такой важной иконы.

Другие богословы говорили о явлении Бога в сопровождении двух ангелов. Но не прошло и полувека после Куликовской битвы, в которой соединенные русские силы разбили орду Мамая, как московская Русь оказалась на пороге кровавой феодальной усобицы. Он осознал, что это не идол, что за иконами действительно скрывается иная реальность. Этот сюжет приобрёл особое значение для христианской Церкви после принятия на II Вселенском соборе (381 г. ) догмата о триединстве Божества и стал одним из самых ключевых в иконографии. Местами еще присутствовалрозоватый оттенок, а на одеждах проступала зелень.

Мастер искал и одновременно отстаивал само свое право на поиск. Просто посмотрите на икону: сидят три Ангела. Государственная Третьяковская галерея (Москва)На иконе изображены три ангела.

Войско разрушило Серпухов, Переславль, Нижний Новгород и Ростов, подошло к Москве. Есть и менее известные имена: Исайя Гречин, Прохор с Городца. Информация, опубликованная Нерсесяном имела большой общественный резонанс и вызвала множество публикаций в СМИ. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. Сейчас он приемлет на руки.

Вместо тёмных, «дымных» тонов тёмно-оливкового вохрения ликов и сдержанной, суровой коричнево-красной гаммы одежд, столь привычной глазу знатока древнерусской иконописи того времени, перед поражёнными зрителями открылись яркие солнечные краски, прозрачные, поистине «райские» одежды ангелов, сразу же напомнившие итальянские фрески и иконы XIV, в особенности— первой половины XV века8. Человек не просто даже верующий, а богослов, пастор, стоящий глубоко на своей позиции, после встречи с «Троицей» изменился. C 1997 года ежегодно на праздник Троицы икона («очень бережно, на руках»— по словам хранительницы) переносится в храм-музей при ГТГ, где ей обеспечен надлежащий музейный температурно-влажностный режим, где икона находится в специальной витрине. Больше ничего об этой иконе не сказано, но кое-что мы можем косвенно реконструировать. Работами руководил иконописец и реставратор Василий Гурьянов. Сколько нежности, открытости и благородства в их чертах.

Слегка начинает пожухать, желтеть трава. Ведь это был «идеальный пейзаж», фон, на котором развертывалось действо и ветхозаветной и евангельской, да и всей последующей человеческой истории. Я думаю, что Андрей Рублев мог так мыслить. Художник нарисовал миниатюры евангелистов и их символы. Только какое это имеет отношение клитургической жизни имолитве. И они ели».

Он долго стоял, созерцая ее. Важно упомянуть, что по причине упоминания в «Стоглаве» имя Рублёва как иконописца (как бы его «канонизации» как художника) было весьма почитаемо среди верующих и вот таким образом ему приписывались многие иконы. Грабарь же однозначно заявляет о том, что произведение выполнено великим мастером: «Здесь все от Рублева – холодный голубоватый общий тон, характер рисунка, черты лица, с типичной для Рублева легкой горбинкой носа изящные руки, прекрасный силуэт всей композиции, ритм линий и гармония красок». Затем в 1600 году Борис Годунов поменял оклад на новый, еще более роскошный.

На столе у них стоит чаша с головой тельца. «Тое же весны почаша подписывати церковь каменую святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту иже ныне стоит, а мастеры бяху Феофан иконник Грьчин да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончаша ю». Икона представляет собой доску вертикального формата. Эти работы Рублёва относятся к 1425 – 1427 годам. В руках каждого из них он изобразил посохи странников. Если внимательно посмотреть на престол, можно увидеть в нем окошечко. Одни ученые считают, что именно в это время (около 1411 года) Андрей Рублев и создал свое лучшее произведение — «Троицу», которая в те времена имела значение особое. Сам праздник строгий, в его песнопениях нарастает настроение покаяния. Мамврийский дуб – то самое дерево, под которым Авраам встретил Господа.

Русская икона вXVIII – начале XX веков // Христианство вискусстве). Над ними в воздухе, озаренная божественным светом и окруженная воинством небесным, стояла «Лучезарная Жена». И вдруг – «когда б вы знали из какого сора растут стихи. » То есть из какой страшной грязи, глубочайшей человеческой трагедии вырастают великие произведения искусства. В начале XX века икону решили отреставрировать.

Неслучайно бытовые подробности сюжета опущены. Он стал первым художником, который был канонизирован христианской церковью. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал (ей): поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.

В 1904 году он расчистил маленький фрагмент изображения одежды на «Троице» и все увидели удивительный, пронзительный голубой цвет Рублева. На основе имеющихся в нём записей, а также, вероятно и своих личных наблюдений Ю. А. Олсуфьевым значительно позднее, уже в 1925 году, был составлен сводный «Протокол 1»22 (все эти документы сохранились в архиве ГТГ и были опубликованы в статье Малькова в «Музее»22). Безусловно, они имеют большую художественную иматериальную ценность.

Восстановление Троице-Сергиева монастыря началось в 1422 году. Потеряв своего друга, Рублёв вернулся в Андроников монастырь, где выполнил свою «конечную» (то есть последнюю) работу. Эта композиция во многом близка к счастливо уцелевшей в бурях столетий знаменитой иконе.

Ранним, уже холодным утром спешил народ на освящение первых поспевших яблок. Ангелы сидят на фоне необычного пейзажа. Исходя из повествования этой главы, становится ясно, что Аврааму явился сам Бог. В 1966 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Андреем Тарковским снята кинодрама «Андрей Рублев».

Доски склеены («сбиты») и к тому же соединены шпонками— своего рода клиньями. Вот таким образом нет смысла искать в произведении троицкого иконописца отклонений от иконографической традиции, отражающих его собственные духовные искания. Она может почесться славою древнего русского искусства». Было очень много местночтимых, о которых в одном городе знали, а в другом нет. Понятно, что Тарковский не собирался создавать реальный исторический образ Рублева. Но «Троица» – это золотая середина гармонии и совершенства. Например известно, что Рублев был монахом. Нельзя, конечно, не вспомнить Тарковского.

У Рублева осталась лишь суть Троицы — три ангела, молчаливо беседующих друг с другом. По фону, на полях, нимбах и вокруг чаши заделанные следы от гвоздей оклада. Но вместе с тем ангелы не одинаковы: у них разные позы, разные одеяния. 1409, Успенский собор, Владимир), Спас в силах (1408), часть икон праздничного чина (Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Воскрешение Лазаря, Преображение, Вход в Иерусалим – все ок.

Рублев был из плеяды учеников преподобного Сергия. Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух. Такими же золотыми сделал Андрей нимбы и венцы вокруг голов ангелов.

Сразу должна предупредить – о «Троице» написано невероятное количество литературы, в которой представлены самые разнообразные комментарии и интерпретации. Первым, кто ещё до раскрытия иконы выдвинул версию, что «Троица» была написана «итальянским художником», оказался Д. А. Ровинский, чьё мнение «было сразу потушено запиской митрополита Филарета и снова, на основании предания, образ был отнесен к числу произведений Рублёва, продолжая служить одним из главных памятников при изучении манеры этого иконописца».

Вот таким образом явление трёх Ангелов Аврааму и вкушение ими агнца. Свою собственную смерть. Несколько раз оклад снимали, а икону обновляли. Почему же Церковь не торопилась с его канонизацией. Это ипостась Святого Духа именуемого животворящим.

Только это простота гения. Стояла глубокая зима. Осуждалось же «самомыслие», дозволение на которое получали лишь «заморские» да самые почитаемые мастера. Средневековые хроники и документы той эпохи крайне скупы на такую информацию. В популярных изданиях до сих пор рассказывают легенду о том, как игумен Никон, ученик Сергия, «повелел» Андрею Рублеву написать эту икону для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря.

В нем говорится о начале росписи Андреем Рублевым и Даниилом Черным Владимирской церкви. Такую сложную тему могли доверить только такому человеку, который конгениален ей. К этому периоду относится третье упоминание о мастере.

Дуб мамврийский символизирует древо жизни и напоминает о крестной смерти Спасителя и Его воскресении (в центре). Вероятно, ее фрески были написаны в 1428-1430 гг. Хотя нет единства ни среди святых отцов, ни среди иконописцев в толковании этого сюжета. «Жесты ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы»4. Правда, другие утверждают, что «Троица» была написана в 1420-е годы, когда (как указывалось выше) в монастыре был воздвигнут белокаменный Троицкий собор. Игумен Никон (ставший после Сергия Радонежского настоятелем Троице-Сергиевого монастыря) очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью. Однако, взгляд Ангела более резок. В любом престоле, который находится в алтаре храма, всегда есть мощи святых.

Тогда экспертом Центральных Государственных Реставрационных Мастерских Олсуфьевым был предложен метод по устранению этого расхождения: икона была перенесена в специальное помещение, где искусственно поддерживалась достаточно высокая влажность (порядка 70) и где доски под постоянным наблюдением и постоянным записыванием динамики этого схождения за полтора месяца практически сошлись. Единосущность на его иконе передана тем, что фигуры ангелов написаны абсолютно однотипными и все они наделены равным достоинством. Центральную часть Владимирского иконостаса, который составляют иконы, написанные Андреем Рублевым, занимает Деисус («моление» в переводе с греческого). Вней всё надмирно ивсё духовно.

И там ученикам дано было увидеть странное, загадочное. Настоятелем монастыря был игумен Никон. Зелень листвы серебрится под ветром. Быть может, Рублев знал уже те отчеканенные в одну-единственную строку слова, которые несколько позже попали на книжные страницы «Да воззрением на святую Троицу побеждается страх ненавистной розни мира сего» Ненавистная рознь мира и как противостояние ей мысль: в самом замысле бытия, заложено единство, которое достигается любовью и готовностью жертвы «за други своя». Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре троих таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Цит. Мария и Иосиф приносят сорокадневного Иисуса в храм. К тому моменту Русь стала центром исихазма — духовной практики, созданной греческим святителем Григорием Паламой.

Считают, что художник писал фигуры апостола Петра и архангела Михаила. Поправок немного, уже по первоначальному этому рисунку даже и весьма искушенный в художестве человек, загляни он в тот день к Андрею, увидел бы нечто хорошо понятное, но все же необыкновенное, досель невиданное. В мае 2007 года— «Троицу» вывозят в здание Третьяковки на Крымском Валу на выставку «Европа— Россия— Европа». Иконоборцы древности иих менее образованные последователи всовременном протестантском мире (атем более сектанты, кпримеру «Свидетели Иеговы»), ссылаясь набиблейский запрет изображать Бога, обвиняют Православие видолопоклонничестве. Андрей Рублёв «Троица».

Но Андрей Рублев лично для меня эту тайну приоткрыл. Однако и художественный аспект этой иконы – невероятно высокий. Такое увидишь не на каждой иконе. Снова встречается «рублевский» круг, в центре которого шагающий крылатый юноша. «Памятником, созданным необычайно высокой творческой волей» назвал рублевскую «Троицу» глубокий знаток искусства Н. Н. Пунин. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Справка: Андрей Рублев – один из самых загадочных людей своего времени.

Великий иконописец был канонизирован Церковью в лике преподобных. Ангелы как бы парят в воздухе, на одеждах их, как бы «дымом писанных», ложатся отблески небесной голубизны. Подобная путаница в определении корней искусства Рублева возникла оттого, что способ анализа произведений у обращавшихся к «Троице» ученых был внеисторичен, формы живописи рассматривались и сравнивались в отрыве от мировоззрения, системы идей их породивших. В том виде, в каком мы сейчас видим «Троицу», она не была в Троице-Сергиевой Лавре начиная по крайней мере с 1600 года (до первой записи), а скорее всего и раньше. Ему минуло уже к тому времени шестьдесят.

Многие считали это явление как проявление божества в Иисусе Христе. Смиренный инок, он всю жизнь свою посвятил созданию фресок и икон на религиозные сюжеты. То было время радостное и одновременно горькое, пора блистательных побед и жестоких поражений. Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Не к духовному комфорту, а туда, где будет единство человека и Бога.

Вспомним, что и основатель монастыря, Сергий Радонежский и его преемники поддерживали объединительную политику московских князей их борьбу с монголо-татарским игом. Чуть-чуть поблескивает стертое старое золото на темном от времени левкасе. Тихое, располагающее к раздумьям время. Палаты — образ домостроительства Господня.

Кое-где на этом первоначальном рисунке видны следы поправок. На самом деле Андрей Рублев всегда был почитаем как святой в Троице-Сергиевой лавре.