К Ночи Картина Врубель

В созданной в 1900 году картине «к ночи», Врубель проявил свой редчайший дар колориста. Купить картину или постер "К ночи", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Эта картина Врубеля изображает ночное в глухих, ржаво-красных тонах.

Описание картины Михаила Врубеля «К ночи»

В это время Врубель возвращается к демонической теме и пишет свою картину Демон поверженный (1902), которая считается одним из самых поразительных памятников его магического театра. Попадаешь в какой-то потусторонний мир, но при этом осязаемо понимаешь, что всё ещё в поле, да и лошади рядом. Бенуа писал: Каждое утро.

Прозрачные кристаллы складываются в небывалые купы цветов, а те, в свою очередь, напоминают по контурам мощные крылья прекрасного существа. Это стало его первой крупной монументальной работой. Шехтелем (Полет Фауста и Мефистофеля). Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» и портрет поэта Брюсова.

Картина "К ночи" – симфония тревоги, той тревоги, которую Врубель подмечал не однажды, выражая её в глазах Анны Карениной, богоматери из "Надгробного плача", Демона, Валькирии, пророка и в автопортретах. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Он мог мастерски справиться с любой работой, считая ее вызовом своему мастерству: написать картину, расписать блюдо изваять скульптуру, придумать различные ни на что не похожие орнаменты и виньетки, сочинить театральный занавес. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля1.

В эту пору Врубель много работает над портретами. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. Там был написан ряд знаменитых произведений Врубеля. Еще в 1885 году, сразу после возвращения из Венеции, Врубель так описывал своего «Демона» отцу «Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том Дух властный и величавый».

Демоны: как Врубеля 
свели в могилу его 
собственные картины

Демоны: как Врубеля свели в могилу его собственные картины

Художник обладал прекрасной зрительной памятью. Природа, кажется, только обретает свои очертания, формы и краски зыбки и изменчивы. Летом 1896 года в Нижнем Новгороде состоялась Всероссийская промышленная и сельскохозяйственная выставка, на которой Врубель по заказу С. И. Мамонтова, курировавшего художественно-оформительские работы на выставке, создал два панно — Принцесса Греза (по Э. Ростану) и Микула Селянинович. Но сценическая условность преображена натиском врубелевской кисти, претворена в сказочную. Одним из последних произведений художника является портрет В. Брюсова. Это дьявол делает с моими картинами. пришлись на период его болезни.

Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего3. Это преимущественно люди, близкие художнику. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине "Царевна-Лебедь" (1900, ГТГ). Врубель писал из Киева, что, увы, «на творчество рассчитывать нельзя», что для него работа с натуры – «средство прокормления». После премьеры оперы «Гензель и Гретель» Забела привезла Врубеля в дом Ге, где она тогда жила.

Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. Для Московской частной оперы С. И. И вновь превратятся в обычных животных. Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по-другому. Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева в Москву. Позднее, в 1899 г., Врубель написал панно (незавершенное) «Демон летящий», а в 1902 г. — «Демон поверженный» (ГТГ). Как и все искусство художника, его портретная живопись остро психологична. Как и другие евангельские сказания, сюжет Сошествия имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией.

Врубель Михаил Александрович 
 (1856 – 1910)

Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)

Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный» (1902). В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу. Позднее, в 1899 г., Врубель написал панно (незавершенное) «Демон летящий», а в 1902 г. — «Демон поверженный» (ГТГ). Времена обострения психического расстройства сменяются у художника спокойными периодами.

В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Скорбь и тревога – вот два мотива, уловленных Врубелем и выраженных в цветовой гармонии. Не все из них согласились.

Михаил Александрович 
Врубель (1856—1910)

Михаил Александрович Врубель (1856—1910)

Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты Арцыбушева и Мамонтова (оба 1897). Болезнь Михаила Александровича загадочна. Во втором браке у отца родилось трое детей, один из которых умер в детстве. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Мамонтова он пишет декорации к операм «Царская невеста», «Моцарт и Сальери», «Сказке о царе Салтане». Но он постоянно и неутомимо всматривался.

С самого рождения мальчик болел и через два года умер. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Его вывернутое изломанное тело — метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Художник до тонкостей изучал строение и переплетение ветвей, стеблей и соцветий кристаллики льда, образующие узоры на стеклах игру света и тени и отражал свои знания и чувства в своих произведениях: киевские цветочные этюды (1886 — 1887) Белая акация, Белый ирис, Орхидея панно Богатырь (1898), Одиллия (1894), Сирень (1901), Кампанулы, Раковины и Жемчужина (1904), Тени лагун (1905) и т. д.

Один их моих любимых 
художников-Михаил 
Врубель

Один их моих любимых художников-Михаил Врубель

Редчайший дар колориста проявил Михаил Александрович в своей картине «К ночи», созданной в 1900 году. Ничего демонического во Врубеле не было и все же, почему именно Демон. Работоспособность его удивительна. Демон. Безмолвие сумерек нарушают только печальный крик ночной птицы, да храп коней. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери.

Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Врубель видел то одну, то другую черту своего божества, то сразу и ту и другую и в погоне за этим неуловимым он стал быстро продвигаться к пропасти». Цвет в картинах Врубеля — это окрашенный свет, пронизывающий изнутри грани кристаллической формы. Неверный свет заката трансформирует реальность, делает ее зыбкой и многозначительной. «Верится, что Князь мира позировал ему, — говорил Александр Бенуа.

Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон.

Но в глазах продолжает гореть огонь гнева и протеста. Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы». Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Портрет Н. И. Забелы-Врубель (1905) натюрморты Натюрморт.

Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. В своей трактовке образа Демона он значительно отступает от литературного прототипа, ослабляя настроения бунта, гордыни, презрения к миру и выделяя лирическое начало образа: для него Демон — «дух страдающий, но не злобный». Сама мысль создать нечто демоническое, возникла еще в Киеве. "Царевна-Лебедь". Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было.

Сочинение по картине 
Врубеля «К ночи»

Сочинение по картине Врубеля «К ночи»

Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа. В 1880 году Михаил становится студентом Академии художеств. В нем нет примирения и в душе собираются силы для нового восстания. Синими искрами загораются стекла пенсне. Врубель страстно любил музыку.

Ее сестра «заметила, что Надя как-то особенно моложава и интересна и сообразила, что это от атмосферы влюбленности, которой ее окружал Врубель». Багровые цветы чертополоха, рыжий конь — все будто несет следы ушедшего солнца. Михаил Александрович в невероятном нервном исступлении работал над этой картиной. Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь. Брюсов вспоминал эти сеансы в больнице. Позднее Врубель создал ряд акварельных эскизов на темы «Воскресение» и «Надгробный плач» для росписей Владимирского собора в Киеве, оставшихся неосуществленными.

Подсвечник, графин, стакан. художник исполнил серию иллюстраций к произведениям М. Ю. Лермонтова, в том числе к поэме «Демон». Реализм был не важен для него. И кажется, ему это удалось.

Ночной колорит живописных ноктюрнов Врубеля Сирень (1900) и Пан, связанных единством мифологического сюжета, картины К ночи и Царевна-Лебедь перекликается с поздними произведениями Ге. Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. Именно так написана картина «Демон» (1890, ГТГ1). Неаполитанская ночь, выполненным Врубелем для Русской частной оперы.

Сочинение по картине 
Врубеля К ночи

Сочинение по картине Врубеля К ночи

Лицо пастуха не разглядеть, поскольку он стоит спиной к ценителям искусства. Но не рога пастуха сообщают этим произведениям очарование сказки — сама их живописная концепция фантастична, само соотношение фигур и пейзажа. Он говорил, что в основе всякой красоты — форма, которая создана природой вовек.

величавый. Врубель ответил: Если бы вы знали, сколько я работал с натуры. Эту картину Врубель написал вслед за «Сиренью» – на у же известном нам хуторе Н. Ге в Черниговской губернии. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен.

Византийская традиция насыщается здесь острым, трагически-напряженным психологизмом нового времени. На глазах зрителя совершается чудо превращения морского прибоя в крылья Царевны-Лебедь. В 1906 художник ослеп. Константин Коровин рассказывал: как-то летом они с Врубелем пошли купаться и Коровин увидел у приятеля на груди большие белые полосы, как шрамы.

Воссоединением души и природы, как бы выступает сказочный пастух, который похож на бородатого лешего. Влияние его искусства было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства 20 века. Художник стремился потрясти зрителя изображением безмерной скорби и страдания. Круг портретируемых довольно узок. Почему-то на протяжении всей своей творческой жизни Врубель возвращался к этому образу.

Любопытно, что в процессе работы над картиной Врубель пользовался фотографиями лошадей, специально для этого сделанными. Рисовать Врубель начал рано.

художник исполнил серию иллюстраций к произведениям М. Ю. Лермонтова, в том числе к поэме «Демон». Он не следовал анатомической правильности. В 1890—1891 гг. И так же, как в Пане грусть, так в картине к К ночи тревога объективизирована в художественный образ и при всей исключительной оригинальности трактовки поднята над утлой ладьей личных переживаний. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал.

Картинки и картины 
художников мира

Картинки и картины художников мира

Все политические и культурные события конца XIX — начала XX вв. Вся цветовая композиция приведена в единство. Образ пастуха расплывчат, он сливается с пейзажем степи, как возникающий из его недр. Но о «прокормлении» он меньше всего думал.

— Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. «Мы трое, – сообщает Врубель, – единственные, понимающие серьезную акварель в Академии». Но Врубель верил в свой дар, он писал «Мания, что непременно скажу что-то новое, не оставляет меня». публика могла видеть, как Врубель дописывал свою картину. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910.

Художник Ковальский однажды спросил у Врубеля, как это ему удается писать по впечатлению, так хорошо помня формы и цвета. Поразительна пластическая лепка лица и рук.

Сочинение-описание картины Врубеля «К ночи»

Мачеха художника, Елизавета Христиановна (урожденная Вессель), была серьезной пианисткой и ее занятия музыкой способствовали духовному развитию маленького Врубеля. Впервые экспонировалось полотно под названием «Лошади». Плоть врубелевских персонажей, как в известной арии варяжского гостя, от скал тех каменных, от минералов и металлов, от растительного царства. Он выходит из больницы, живет в Петербурге, пишет и рисует.

Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Для него работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей.

В киевский период оформляется индивидуальный стиль Врубеля. Он создал Сошествие Святого Духа на апостолов на хорах этой церкви и эскизы неосуществлённой росписи Владимирского собора (четыре варианта композиции Надгробный плач). Д. и М. И. Арцыбушевых, а также Саввы Мамонтова, все три 1897 все работы – в Третьяковской галерее). В 1890—1891 гг. Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». Ведь в ночи всякое померещиться может.

Она — носительница души Декоративно все и только декоративно. Художнику удалось передать такой переход из одного мира в другой. Не только это единит картину со сказкой, вся ее концепция фантастична. Врубель одухотворяет природу, превращает ее в своего учителя и наставника.

Цвет понимается Врубелем как своеобразная иллюминация, окрашенный свет, пронизывающий грани кристаллической формы. Посмотрите на спину пастуха в ночном – она словно слиток меди. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Это произведение принесло художнику славу декадента.

Картина К ночи – 
Врубель Михаил

Картина К ночи – Врубель Михаил

Врубель пытался как можно более полно объять демоническую тему, воплощая её в скульптуре, графике и живописи (к сожалению, ранние опыты не сохранились). Вогнутость и неровность спины, слегка навеивает страх. Мать Врубеля умерла, когда мальчику было три года. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея).

Об этом напоминает и спина пастуха, она похожа на слиток меди. Запечатлен процесс, а не результат мироздания. Когда Врубелю исполнилось семь лет, его отец женился во второй раз. Модернизм особенно свойственен некоторым панно Врубеля (триптих Фауст для дома А. В. Морозова в Москве, 1856 Утро, 1897).

Это козлоногое существо с цевницей в руке – бог природы, но природы северной. В моменты просветления Врубелем были созданы его последние графические шедевры, к которым относятся зарисовки с натуры сцен в интерьерах лечебницы и за окном: Обдумывает ход (игра в шахматы), Кровать из цикла Бессонница, Дерево у забора (1903-04) графические портреты: портрет Ф. А. Усольцева (1904) После концерта. Его торс могуч, словно выкован из меди. Веет прохладой от темных просторов древней скифской степи, где гуляет ветер. Но земля, кони, одинокая фигура будто напоены жаром ушедшего дня. Сын священника, он хорошо понимал, за что берется.

Речь шла об Эмилии Праховой. И свою картину художник сначала назвал Сатир. В конце девяностых годов он работает художником в театре. Вот наверно это и хотел передать Мастер.

28 июля 1896 года в Швейцарии состоялась свадьба Забелы и Врубеля. Именно так написана картина «Демон» (1890, ГТГ). Но с 1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. Между тем, Врубель был чрезвычайно наблюдательным, на этой основе и появлялась фантастическая мистика природы. Первая дошедшая до нас на эту тему картина Демон (сидящий) (1890). Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли).

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Как-то за одну ночь он делает стофигурную (. ) композицию «Орфей в аду». На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал — не то.

За четыре года до своей смерти Врубель ослеп. Но творчество художника выходит за рамки модерна и символизма. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались». У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»3. Все девяностые годы Врубеля занимала тема Демона и зла.

Критики утверждали: «декадентское уродство». В 1900-е гг. Был в нем большой талант, а в душе бушевали большие страсти. Все это сближало его со стилем модерн, вызов которого был принят художником. Они лишены покоя, обладают собственной энергией.

В своей трактовке образа Демона он значительно отступает от литературного прототипа, ослабляя настроения бунта, гордыни, презрения к миру и выделяя лирическое начало образа: для него Демон — «дух страдающий, но не злобный». Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Врубель очень редко придает человеческим силуэтам эластичность и мягкость кожных покровов.

Портрет старушки 
Кнорре за вязанием

Портрет старушки Кнорре за вязанием

В картине художник отказывается от конкретных реалий места и времени. Отношение к мальчику во вновь образовавшейся семье было замечательным. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. В классе П. П. Чистякова Врубель занимается с 1882 года. В 1899 он пишет «Демона летящего». Благодаря женитьбе на Н. И. Забеле, Врубель оказался в родстве с семейством Н. Н. Ге (сестра Надежды Ивановны была замужем за сыном Н. Н. Ге). После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию.

Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Сквозь жесткие черные волосы цыгана-пастуха, виднеются рога. «Принцесса Грёза» — вечная мечта художников о прекрасном. Он стремился создать сложную одушевленную картину мира, соединяя в своих произведениях мир человеческих чувств и мир природы (Пан, 1899, К ночи, 1900, Сирень, 1900). Многие люди узнают в картинах Врубеля виды природы, которые видят каждый день. И, наконец, появился последний, «Демон поверженный» — в нем уже лишь злоба и холод.

  1. Певица Надежда Забела-Врубель (1868 – 1913)
  2. Последние номеранаших изданийв вашем планшете

Средств к жизни почти никаких». Его персонажи больше от растительного царства, от скал, минералов и металлов. Скорбь и тревога – вот два мотива, уловленных Врубелем и выраженных в цветовой гармонии. Тема последнего Демона – титанический протест и трагическая гибель. Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала. Он редко делал этюды, а тем более не писал свои картины с натуры.

Певица Надежда Забела-Врубель 
 (1868 – 1913)

В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду.

Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Эта картина, по сути, сценический портрет его жены, Забелы надежды Ивановны. Потом это легко запоминается и легко исполняется.

В 1896 году на одной из репетиций оперы Хумпердинка «Гензель и Гретель» в Панаевском театре в Петербурге Врубель впервые услышал ее пение. Знобит от его взгляда. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Он стремится заглянуть в самую глубину души, постичь сокровенные мысли и чувства. Конечно, Врубель писал не просто портрет.

Необычайная красота и присутствующая мистика приковывают к себе взгляды. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Это еще один опыт чуткого прислушивания к «голосам» природы в творчестве художника. Врубеля больше всего привлекает в изображаемом им человеке его внутренний мир. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он творил».

Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Федорова. Перламутровый колорит картины словно порожден музыкой. Врубель выступал в роли архитектора и мастера прикладного искусства — создал проект фасада дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве (1891), а для ворот дома Мамонтова в Москве — декоративную скульптуру Маска льва.

Двенадцать сидящих апостолов расположены полукругом, так что композиция вписывается в архитектурную форму свода. Академическое жюри работы Врубеля не приняло. Глубокий смысл заложен всего в двух словах.

Например, пойти в поле и посмотреть на пастухов, которые в сумерках кажутся обычными людьми, но с приходом ночи, слушая их рассказы, забываешь, с кем рядом находишься. Очевидцы рассказывали, что на хуторе Ге (где Врубель проводил почти каждое лето) по вечерам всем обществом ходили на ближний курган смотреть закат – и узнавали фоны сказочных картин Врубеля, восхищались, как верно переданы у него эффекты вечернего неба. Жена художника, Н. Завела, называла его – «Степь», – как бы отмечая источник вдохновения Врубеля. Врубель был приглашен расписывать иконостас Кирилловской церкви в Киеве (1884-85). На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии.

Как будто откликаясь на беззвучный зов лесного хозяина, медленно выползает из-за горизонта месяц, голубым сиянием вспыхивает поверхность речки и маленький голубой цветок. Сильное, грозное произведение. Данный образ заставляет задаться вопросом: кто же изображен перед нами. Отчизна пращуров. Достаточно просто повнимательнее присмотреться к вещам.

Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. На небе виднеется луна, приближается ночь. И «Микула Селянинович» — сила земли русской. Но это все тот же Пан. Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году «юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы.

О портрете Арцыбушева говорит Баркова «Портрет прекрасен не только глубокой психологической характеристикой личности человека, но и живописными достоинствами. Врубель потом говорил, что, «если бы она ему отказала, он лишил бы себя жизни». В московский период художник пишет портреты С. И. Мамонтова и К. Д. Арцыбушева.

Цвет в картинах Врубеля — это окрашенный свет, пронизывающий изнутри грани кристаллической формы. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Он все мои картины исказил». Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец – Саввочка. В киевский период оформляется индивидуальный стиль Врубеля. Приближается ночь. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Временами здоровье позволяло ему возвращаться к работе, однако болезнь прогрессировала. Во всех картинах Врубеля природа одухотворена, а люди сотворены из одинакового с ней вещества. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи».