Какие Картины Написал Репин

Илья Ефимович Репин – биография и картины

Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов. Все в нем – мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких, заплывших жиром, глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму, нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая крепкая рука, – обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов, от постов и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.

Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Восстановлен в 1962 году.

7 знаменитых картин 
Ильи Репина

7 знаменитых картин Ильи Репина

Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов.

А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали». » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Картина теперь писалась легко, вдохновенно.

"Иван Грозный" – явление в русской живописи необычайное". Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.

Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. И вот уже перед нами не царь, а отец. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Судьбы детей Репина сложились по-разному.

Репин продумывал композицию картины до мелочей. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13.

В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Убийство свершилось. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.

Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. В его взгляде осуждение и тревога. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Это работа, которую они делают по привычке из сезона в сезон, – чрезвычайно тяжелая изнурительная, забирающая здоровье, а, порой и жизнь, но позволяющая прокормить семью. Они жили в Пенатах в течение двух недель. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.

Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).

Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Но он мечтает о большем. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.

Впервые картина была показана на XII передвижной выставке. Мы горячо поздравили его и, выполняя высказанное им пожелание, я взял Пушкина и начал читать. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.

Каждый персонаж переживает что-то своё. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.

Илья Ефимович Репин 
– биография и картины 
 (1844- 1930)

Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)

Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Жил в Италии и Франции (1873–1876).

В эту минуту в комнату вошел Христос. Первый факт. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Широко известное и признанное произведение И. Е. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. С тех пор и началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина. Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом.

Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.

Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.

Они словно противопоставлены друг другу. Берег Волги. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.

Илья Репин: картины 
исторические, портреты, 
парадные полотна

Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна

Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Общение с прежними друзьями было только заочным. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.

В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». И это не скрывает Репин. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Евреинов и художник Ю. Анненков. В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.

Мне минутами становилось страшно». Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Репин считал сам эту картину красивой. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.

А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».

Лев Толстой на картинах 
Ильи Репина

Лев Толстой на картинах Ильи Репина

В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.

В Третьяковской галерее хранится эскиз, на котором «не ждали» девушку. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.

Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. На стене – фотографические портреты Шевченко и Некрасова, репродукция картины Карла Штейбена, посвященной Страстям Христовым и убитый народовольцами Александр II (портрет кисти Константина Маковского). Пятый факт.

Ей предрекали провал, но Репин мастерски сумел реализовать навязанное ему задание – заказ последовал от императора и вряд ли художник мог от него отказаться. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.

Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.

Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.

В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57.

«Отступничество» 
в картинах Ильи 
Репина

«Отступничество» в картинах Ильи Репина

Гоголевский Андрей мягко улыбается. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург.

К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. В «Московских ведомостях» вышла рецензия, заканчивавшаяся словами «жалкая гениальность, покупаемая ценой художественных ошибок, путем подыгрывания к любопытству публики, посредством «рабьего языка». Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.

  1. Картины Репина с названиями история создания, сюжет
  2. Персоны и личности (интересное о известных)
  3. Илья Репин: биография и факты из жизни
  4. Загадочный Репин — 10 интересных фактов

Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино. Репин встречал их по средам. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.

На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Она обучала грамоте не только своих чад, в ее доме собиралось более десяти ребятишек, которых женщина учила читать и писать. Все заняты.

  1. Все Картины Илья Репин по алфавиту
  2. Топограф иконописец, студент Академии художеств
  3. Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
  4. Картины Репина (фото) с названиями
  5. Путешествие по России: Самарская область
  6. «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
  7. «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)

Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Внимание художника тяготит их. На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ». Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.

Шесть лет потратил Репин, чтобы композиционно выстроить сюжет: практически сливающаяся с темнотой спина священника и освещенное лучами восходящего солнца лицо сидящего на постели революционера. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. В следующее мгновение будет всё: слезы вперемешку со смехом, объятия.

Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.

Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Она была закончена только в 1891 году. Репин присел к столу и тотчас принялся за рисование.

Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.

  1. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)
  2. «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
  3. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  4. Биография художника Ильи Репина
  5. Краткая характеристика творчества
  6. Поездка за границу и жизнь в Москве
  7. Известные произведения Репина Ильи Ефимовича

Портрет производит яркое и сильное впечатление. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».

В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.

Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. А вот его родные осознают возвращение дорогого человека именно сию секунду. Рядом шествует остальная городская знать: военный в мундире, купец с золотой цепью на животе и высокое духовенство.

Картины Репина с 
названиями история 
создания, сюжет

Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.

Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»). Возвращается в Россию летом 1876 года. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Знакомство писателя и художника произошло ещё в Петербурге81 позже они встретились в Париже. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.

Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году. Совсем иным стал окончательный вариант. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Казалось, она спит.

Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.

Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Отец ударил своего сына жезлом в висок. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.

И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.

Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.

С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.

В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.

От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Публике картина понравилась. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга.

Над письмом склонился предводитель казаков. Тогда Репин решает поступить в частную рисовальную школу, где преподавал И. Н. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.

Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.

По одной из версий, причиной путаницы в авторстве является соседство картин Соловьева с двумя подлинниками картин Репина в Сумском художественном музее. После поездки в зону эпидемии тифа в 1911 году молодая женщина начала страдать душевным недугом54. Какая фальшь. ». Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.

Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.

С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо более умиротворенным, человечным, живым.

В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».

Вот она вещь в уровень таланту. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».

Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.

Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Не случайно большинство портретов его работы поражают воплощенной в людях энергией и волей. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона.

В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ». Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину.

Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». я работал завороженный. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165.

Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.

Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Умер русский художник в Пенатах.

Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.

Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.

В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.

Л. Н. Толстого». Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. у которых ни на йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев. ». Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.

Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника.

Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Крамской. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.

Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. На территории России, Украины и Белоруссии сегодня существуют четыре музея-усадьбы Репина, самой известной из которых является усадьба Пенаты, в которой Репин прожил около трёх десятилетий. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Художник писал: "Искусство я люблю больше добродетели. Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6. В его глазах читается печаль, тоска. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.

Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Этюд получился превосходный. Сам художник говорил о военных поселенцах, как о людях презираемых, находящихся на положении рабов. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году.

Подробность шекспировского комизма. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.

Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».

Вероятно, это курсистка, попавшая за политическую деятельность в ссылку. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Много учился на написании портретов близких и друзей.

О картине появилось много статей в периодической печати. Мужа постоянно отправляли в далекие походы, а Татьяна Степановна, живя с детьми в военном поселении, чтобы прокормить семью, была вынуждена много трудиться на самых тяжелых и грязных работах. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.

Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Репин запечатлел момент написания письма. Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец.

В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.

Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Америка—Франция—Россия. Не ждали. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.

Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. Это он, вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор человека, готового к действию. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек – сановников Государственного Совета, во главе с царем и членами царствующего дома. Мастерство Репина в полной мере отражено в выборе момента – пикового, самого острого: сын, муж, отец вернулся и уже вошел в комнату испуганная впустившая его горничная и еще кто-то из прислуги стоят у двери и смотрят, как дальше будут развиваться события. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.

Репин дважды подавал прошения об отставке. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину "Крестный ход в Курской губернии". Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.

Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов.

К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Он идет прямо к матери.

Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву.

Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.

Стасов присылает ему все, что он просит. Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Поставленная перед художником задача была очень трудной. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану130.

На что получил насмешливое письмо. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства.

Силу человеческого духа увидели в картине современники. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания.

Комната небогатой интеллигентной семьи. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Пишет писарь, человек умный и на Сечи уважаемый, а сочиняют все – каждому хочется сказать свое слово.

О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.

О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.

В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.

В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).

Старуха-мать и жена революционера в черных траурных одеждах. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Близкий друг Репина критик Владимир Стасов говорил, что это «самое крупное, самое важное, самое абсолютное его создание». В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В те времена доля солдатской жены была нелегкой.

А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Имя Репина стало широко известным. Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор.

Третьяков»109. Репин никуда не делся. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.

Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.

По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. За окном летний день. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Вся центральная часть написана самим Репиным. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.

Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Работал весь день, не замечая времени. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.

В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. О чем эта история. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).

Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.

И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена. Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. К окончанию Академии Репин уже был достаточно известным художником, но отличался скромностью и отзывчивостью.

Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Глаза ясные и добрые. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.

Имя Репина стало широко известным. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.

Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую.

Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Она ушла из жизни в 1931 году55.

Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль.

В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа.

Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Вегетарианцем стал и сам Репин. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы.

Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.

Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским. Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход. Это хуже, чем преступление, это – ошибка. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны.

Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, – неизлечимо. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали.

Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ).

Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей37. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.

Крамской ввёл своего ученика в среду, где обсуждались новейшие этические и философские системы, социальные и экономические проблемы страны. Родом из семьи военного поселенца. Но эта картина скорее представляет собой вариации художника на тему современной жизни, нежели традиционную литературную иллюстрацию. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.

А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой – все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его искренним протестом против всякой лжи и фальши.

1887 год стал для И. Е. Репина переломным. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Интерьером для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года.

Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.

Портреты не оставляют сомнений в том, что ссылка имела политический подтекст. Пенаты были превращены в мемориальный музей. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.

Композитор старался не пропускать выставок Ильи Ефимовича тот, в свою очередь, бывал на премьерах его музыкальных произведений. Напротив на опрокинутой бочке широкоплечий казак – виден только затылок, а кажется, слышен его громовой хохот. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Так ли это – судить зрителям.

Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Однако в Советской России он оставался «своим». М. Бунакову.

Однако среди тысяч полотен и набросков великого художника такой картины у Репина попросту нет. "Я родился военным поселянином. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.

Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. художественный музей им. В конечном варианте оно одухотворённое.

Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов.

В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». К обоим Репин относился сочувственно. Не доносчик ли. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ).

Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. У меня в это время сидели режиссёр Н. Н. В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств.

Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.

Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.

Однако мальчику не повезло, так как отделение было вскоре закрыто. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». О картине появилось много статей в периодической печати. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.

м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.

Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Рассмотрим "ближний круг". Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.

Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Силу человеческого духа увидели в картине современники. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Особенно долго художник бился над образом вернувшегося, мучительно подбирая нужные интонации. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».

Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Зритель становится участником происходящего. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.

Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.

Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба». По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.

Центральная группа словно недовольна своей ролью. На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление. Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей.

Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.

Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Младшая дочь Репина Татьяна по окончании Бестужевских курсов преподавала в здравнёвской школе после смерти отца она с семьёй уехала во Францию скончалась в 1957 году55. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос.

Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.

Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Детство и юность Репина прошли на Украине и предание о вольных казаках, ответивших на предложение султана добровольно сдаться дерзким письмом, стало мощным творческим импульсом. Но, несмотря на тяжелую жизнь, мать И. Е. Репина, будучи образованной женщиной, смогла приобщить детей к книгам.

И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Репину это понравилось: он всегда любил работать в компании с другими художниками. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.

В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала.