Караваджо Нарцисс
Картина Караваджо Нарцисс: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Нарцисс является картина итальянского композитора эпохи барокко Караваджо, окрашены около 1597-1599. Картина Караваджо Нарцисс: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Нарцисс – живопись итальянским владельцем Барокко Караваджо, нарисованным приблизительно 1597–1599. Нарцисс является картина итальянского композитора эпохи барокко Караваджо, окрашены около 1597-1599.
Караваджо воссоздал его образ на картине «Экстаз святого Франциска» (92, 5x127, 8), где запечатлено известное историческое событие имевшее место 17 сентября 1214 года. Приходится только диву даваться, каким образом этот шедевр, как и «Шулеры», пылившиеся веками в подвалах, вдруг оказался в американском захолустье. Оба персонажа рельефно выступают на переднем плане из ночного мрака. Эта картина, как признавал сам Караваджо, является «наиболее удавшимся ему куском живописи».
Затянувшиеся «смотрины» завершились осенью 1594 года — Караваджо отдал предпочтение кардиналу Франческо Мария Борбоне дель Монте (1549—1627). Приговоренные к смерти преступники в римских владениях приносили нарциссы в жертву фуриям (тем же греческим эриниям – богиням мщения) приговоренных увенчивали нарциссами, что производило определённое наркотическое действие и немного облегчало муки распятия на кресте. Так, шпага внизу сходится с пальмовой ветвью в вершине другого вписанного треугольника.
Его обнажённое колено почти упирается в раму картины. В этой аллегории делается предупреждение любому смельчаку, который вдруг вознамерится «зажечь свет», чтобы рассеять тьму. Так само собой получилось, что вскоре ему пришлось приступить к написанию картины «Музицирующие мальчики» (92x118, 5).
Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. Был ли виной тому разгневанный Юпитер, которому наскучило лицезреть сверху все эти колбы и реторты с кипящими в них дурно пахнущими препаратами, но вскоре на Севере Апеннинского полуострова действительно вспыхнула война между давними соперниками — Испанией и Францией.
- Микеланджело Меризи да Караваджо
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Сравнение образа Нарцисса в картинах Караваджо Микеланджело, Никола Пуссена, Карла Брюллова и Сальвадора Дали
- Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Нарцисс»
- Картины Микеланджело Мерази да Караваджо
- Караваджо, Призвание апостола Матфея
- Разведопрос: Александр Таиров о жизни и творчестве Караваджо
За моей спиной – пустота. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. И таким вопросом вправе задаться каждый, вглядываясь в фигуру лютниста. Караваджо понял, что его вольной жизни настал конец.
В луковицах нарциссов содержатся алкалоиды (растительные яды), которые могут вызывать расстройство пищеварительной системы, дерматиты, дрожь и сердечную аритмию. От него лучше держаться подальше». Идея увлекла Караваджо. Из тела божества Гиакинта (Гиацинта) из ревности погубленного богом ветра Зефиром, Аполлон вырастил цветок.
В записках моих я повествую о себе. Как однажды сказал Юнг: «Пока вы не осознаете сознание бессознательного, оно направит вашу жизнь и вы назовете ее судьбой». На лице музыканта грусть.
Позднее художник не раз вернётся к этой теме. Узнав, что об этом не может быть и речи, жена друга с радостью согласилась. Каждый персонаж этой космической феерии несёт предписанную ему смысловую нагрузку, представляя собой, согласно Парацельсу, важнейшую триаду алхимии, в которой Юпитер — это сера и воздух, Нептун — ртуть и вода, Плутон — соль и земля. Его палитра довольно скупа и главное внимание сконцентрировано на светотеневых переходах. Все детали, даже второстепенные, были удивительно осязаемыми и прорисовывались с максимальной тщательностью. То был медленный, глубинный, естественный процесс иод охраной страха.
Все предметы переднего плана залиты рассеянным и слегка золотистым светом, подчёркивающим звучание красок и позволяющим даже прочитать на раскрытой странице партитуры неожиданное послание анонимному адресату: «Voi sapete chio vi amo» (Вы знаете, что я люблю вас). Но Караваджо всегда был склонен к авантюрам и всякие запреты только распаляли его. Это неожиданное открытие способно потрясти любого, кто попадает в Сикстинскую капеллу, заставляя о многом задуматься в своей жизни. Её положение асимметрично относительно центра.
«Я тот, кто тщетно пытается обратиться в камень. Приобретя в антикварной лавке старый восточный щит из тополевой доски и натянув на него холст, Караваджо приступил к написанию «Головы Медузы» (60x55). Нечто подобное он уже старался передать в «Юноше, укушенном ящерицей», выразив боль на лице героя и инстинктивное движение его рук.
Люди устали от гнёта, находясь в постоянной зависимости от прихотей испанского монарха с его опостылевшими наместниками и жили ожиданием грядущих перемен. Их пересказом и (пере)интерпретациями занималось (и занимается) много всякого умного народа, не мне чета и во все эти дебри лезть в данный момент не очень хочется. В его картинах они черпали вдохновение для своих поэтических откровений.
Морская вода скована льдами». Согласно Овидию, в него были влюблены многие юноши и девушки, но он отвергал их. Именно вот таким образом слово «нарцисс» имеет тот же корень, что и слово наркоз.
Появились первые брачные договоры. А за душевную чёрствость такому человеку придётся дорого расплачиваться полным одиночеством.
А жизнь во дворце между тем шла своим чередом. На площади Навона и в прилегающих переулках, где издавна обосновалось ломбардское землячество, кипели нешуточные страсти и раздавались требования положить конец испанскому господству в Милане и оказать помощь французам. Тогда он решил повременить и осмотреться. Август сослал Овидия на край света – в ледяной край дикой Паррасии.
Это один из самых высокочтимых итальянских святых. Литературный критик 16-го века объяснил современные взгляды, что миф Нарсиссуса «ясно демонстрирует несчастный конец тех, кто любит их вещи слишком много».
Так как нарцисс зацветает в китайский Новый год, там он стал символом радости, удачи и счастливого брака (последнее характерно и для других стран Востока). В отличие от «Отдыха на пути в Египет» невозможно прочитать и установить авторство партитуры, которая раскрыта перед юным скрипачом. Приходится только диву даваться, каким образом этот шедевр, как и «Шулеры», пылившиеся веками в подвалах, вдруг оказался в американском захолустье. В частности, рассказывая об оптических эффектах интересовавших многих художников, автор приходит к парадоксальному заключению, заявляя, что «с помощью простого кружочка из бумаги можно увидеть так называемый сгусток (epitome) целого мира»33.
В них сильно влияние незабвенного наставника и старшего друга, с которым ему довелось повстречаться вновь. Старый приятель Шипионе Пульцоне по прозвищу Гаэтанец после написания по заказу иезуитов большой алтарной картины «Мадонна делла Страда» украсил там один из приделов фигурами ангелов, написанных им с натуры в полный рост. Таким и появился на свет «Нарцисс» (112x92). Правда, пришлось на время воздержаться от ночных прогулок, что особенно его тяготило.
Тёплый кремовый тон фона придаёт композиции пространственную глубину. То был медленный, глубинный, естественный процесс иод охраной страха. Но церковники узнали в ликующих ангелах хорошо знакомых им и многим прихожанам юнцов. И «психология – это мифология современности». Не выдержав напряжения затянувшейся паузы, запел щегол, дабы поддержать юношу, перебирающего в одиночестве струны лютни. Вскоре в одной из гостиных дворца состоялось для узкого круга доверенных лиц обсуждение пока не успевшей попасть в «Индекс запрещённых книг» работы «Философия, основанная на ощущениях», которую монах написал в развитие идей своего учителя Бернардино Телезия, натурфилософа и противника схоластического аристотелизма.
Сложная по композиции картина (300x180) должна была олицетворять три стихии — землю, воду и воздух. Как и Леонардо в своих рисунках-штудиях или в утраченной «Медузе», о которой можно судить благодаря рассказу Вазари, Караваджо тщится передать эмоциональное состояние и мимику лица в предсмертных муках, чудом избегая опасности впасть в изощрённую стилизацию, столь свойственную маньеристам или в чуждый ему экспрессионизм. Уже в самом этом названии звучит определённая двусмысленность. Всё остальное остаётся за скобками его новаторского искусства. Теперь он написал полуобнажённых «Музицирующих мальчиков» для личного пользования влиятельного кардинала и вот таким образом не был озабочен мыслью о том, что иезуиты с их острым чутьём на крамолу доберутся и до него.
В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. Уже упоминавшийся автор известного труда «Цицерон» Буркхардт язвительно заметил, что «Голова Медузы» — это всего лишь изображение «орущего парня, у которого вырывают зуб». Любовь genialis превращается в любовь соnjugalis. Дом братьев дель Монте считался центром либеральной мысли и антииспанских настроений. Кардинал, никак не ожидавший вновь увидеть у себя «Лютниста», хоть и был несказанно рад его возвращению, на сей раз воздержался от выражения особой благодарности. Ко времени написания картины, по мнению художника, «экспериментальная эпоха невероятных искажений, невообразимых кровавых осмосов, летающих разодранных внутренностей, волосатых скал и фантастических пейзажей завершилась новые образы обладают способностью к развитию и продуктивностью – качествами, присущими всякой системе». Наяды оплакивают его5. Отложив в сторону скрипку со смычком, он внимательно вчитывается в раскрытую партитуру.
Дабы история не повторилась, нужна была во что бы то ни стало новая Медуза. Он до последних дней хранил о Караваджо добрую память. Его прямой и прочный стебель сделал его в исламе эмблемой преданного служения и веры. Что, мол де, до существования стеклянных зеркал (которым всего или около 800 лет или – если включить полумифические источники – около 2 тысяч лет) существовали металлические зеркала (3 тысячи лет. ), а до них какие-то уж совсем полулегендарные отполированные обсидианы (4 тысячи. ). Он несколько раз попадал в тюрьму. Создавая «Музицирующих мальчиков», Караваджо явно играл с огнём в желании угодить кардиналу.
Любопытно другое. А что говорить о причёсанных волосах, стянутых на затылке бантом пёстрой лентой. Признавая яркий художественный дар и темперамент своего протеже, независимость суждений и дерзкий ум — «un cervello stravagantissimo», как он пояснял друзьям, умный дель Монте давно заметил, что на молодого художника дурно влияет любая похвала, оказываясь для него пагубной.
Вскоре объявились ещё два помощника постарше — Бартоломео Манфреди и Марио де Фьори. Кардинал, никак не ожидавший вновь увидеть у себя «Лютниста», хоть и был несказанно рад его возвращению, на сей раз воздержался от выражения особой благодарности. Вскоре он завершил работу. Под впечатлением разговоров о музыке, которые постоянно велись в римских салонах — да и сам он был к ней не глух, — Караваджо принялся писать по просьбе дель Монте «Лютниста» (94x119). Создавая «Музицирующих мальчиков», Караваджо явно играл с огнём в желании угодить кардиналу. В частности, рассказывая об оптических эффектах интересовавших многих художников, автор приходит к парадоксальному заключению, заявляя, что «с помощью простого кружочка из бумаги можно увидеть так называемый сгусток (epitome) целого мира»33.
Для полиции было вполне привычным делом задержание за ношение оружия гражданским лицом. Он недурно играл на клавесине и гитаре, обладал богатым собранием редких музыкальных инструментов и партитур. Эта картина под названием «Куртизанка Филлида» (66x53) погибла в апреле 1945 года при штурме Берлина. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью.
Караваджо уважил просьбу патрона и написал известный натюрморт «Корзина с фруктами» (31x47). Каждый думает только о себе. Именно от Марино художник впервые услышал об Овидии и его «Метаморфозах» итальянский перевод которых с помощью Гвидобальдо отыскал в дворцовой библиотеке. Положившись на память, которая начала его подводить, кардинал записал: «Обретшая славу корзина с правдоподобно изображёнными цветами (sic. ) написана Микеланджело да Караваджо, который имел широкую известность в Риме»48.
и это сближение, возможно, послужило одним из источников мифа. Так, шпага внизу сходится с пальмовой ветвью в вершине другого вписанного треугольника. В зрелом возрасте он написал картину «Христос изгоняющий из храма торговцев», которую одно время принимали за произведение Караваджо, настолько она близка ему по духу и манере исполнения с неизменным использованием светотеневых эффектов, тем паче что картина значилась в посмертно составленной описи художественных ценностей, принадлежавших главному коллекционеру картин мастера — маркизу Джустиньяни. Этот внутренний (уже почти психологический) самоконтроль выводит нас к теме subjectus и obsequens maritus. Он выполнял заказы на весьма престижные работы.
Караваджо воссоздал его образ на картине «Экстаз святого Франциска» (92, 5x127, 8), где запечатлено известное историческое событие имевшее место 17 сентября 1214 года. Правда, пришлось на время воздержаться от ночных прогулок, что особенно его тяготило.
Отвергнутые взывают к богам (в частности, к Немезиде), прося наказать Нарцисса («Пусть же полюбит он сам, но владеть да не сможет любимым. ») и та внимает их просьбам. Осмотревшись, Караваджо, к величайшему изумлению, увидел среди других картин, украшавших стены гостиной, «Шулеров», «Юношу, укушенного ящерицей» и «Отдых на пути в Египет», за которые ему были заплачены какие-то жалкие гроши обходительным синьором Валентино.
Стремление писать книги – это болезнь, близкая к безумию». Вероятно, это та самая шпага Караваджо, которая фигурирует в отчётах римской полиции с выгравированной на клинке надписью на латыни «Nec spe пес metu» — «Нет надежды, нет и страха». В этой аллегории делается предупреждение любому смельчаку, который вдруг вознамерится «зажечь свет», чтобы рассеять тьму. «Святая Екатерина Александрийская» (173x133) представляет собой продолжение попыток художника запечатлеть на холсте движение души. Это была личность яркая и артистичная.
Хотя две продольные стены Сикстинской капеллы украшены великолепными росписями Боттичелли, Синьорелли, Гирландайо, Перуджино и других славных мастеров, но расписанные Микеланджело плафон и алтарная стена подавили своей мощью и заглушили всё остальное. Широкой известностью он был обязан своим многочисленным комедиям, с успехом идущим на театральных подмостках, а главное — фундаментальному научному труду по оптике «Естественная магия», чьё последнее издание в 1589 году пользовалось невероятным успехом не только в университетской, но и художнической среде. Видимо, сознавая, сколь греховно его увлечение «белой магией», кардинал заказал любимому художнику обетную картину для своей домашней часовни, куда он время от времени заглядывал.
Считалось, что этот запах способен довести человека до сумасшествия. Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. Всё остальное остаётся за скобками его новаторского искусства. Этот миф возник, чтобы объяснить происхождение распространенного в Греции красивого, но холодного цветка.
Положение там несколько улучшилось и прежний испанский наместник был смещён. Работая над «Святой Екатериной», Караваджо проводил все вечера с очаровательной натурщицей, сопровождая её к друзьям или в театр — она была большой любительницей сценического искусства, признавшись однажды, что до замужества мечтала стать актрисой. На переднем плане он изобразил небольшой натюрморт со скрипкой и нотами. Записано верно с моих слов»47. Супружеская любовь – это миф, согласно которому покорность как следствие силы (obsequim как следствие virtus) становится психологической и религиозной (pietas и fides).
В Нарцисса были влюблены многие юноши и девушки, но он с пренебрежением отвергал их. Но не исключено и другое, если принять во внимание вкусы кардинала. Первое изображение юного помощника Караваджо появилось в романтически возвышенной картине «Давид и Голиаф» (110x91). Вскоре он завершил работу. Высокопоставленных гостей она принимала в роскошной спальне, устланной персидскими коврами, стены которой были обиты замшей и парчой, а посредине возвышалось широкое ложе под балдахином с четырьмя резными позолоченными колоннами, которое производило сильное впечатление на её похотливых гостей.
Нимфа Дафна, спасаясь от притязаний Аполлона, была превращена богами в лавр. Это первый созданный Караваджо пейзажный ноктюрн. Так император Марк Аврелий, последователь секты Эпикура, похвалялся в своих дневниках тем, что не притронулся к служанке по имени Бенедикта и даже к рабу (которого звали Теодотом), несмотря на снедавшее его желание. Имеется любопытное высказывание самого художника, на которое ссылается в одном из писем коллекционер Джустиньяни, ставший чуть ли не основным его заказчиком: «Караваджо говорил мне, что вкладывает столько же труда в хорошую картину с цветами, сколько в изображение человеческих фигур»42.
Главное здесь для художника — душевное состояние персонажа, порождённое восприятием звука перебираемых пальцами струн. Моё дело пока узкое, а именно использование поверхности воды как зеркало. И всё же наиболее близка к истине другая версия. Таким образом Караваджо оказался в кругу покровителей, связанных тесными узами родства. При этом он воздержался от приглашения коллег-священнослужителей, предпочитая, чтобы вечер носил сугубо светский характер.
Возможно, при первом же взгляде на картину своего протеже он с удивлением обнаружил в лютнисте изображение девушки, которое никак не сочеталось с полюбившимися ему «Музицирующими мальчиками». По одному из рассказов, Аминий, один из отвергнутых влюбленных, покончил с собой перед домом Нарцисса, прося божество о мести Его беспредельно полюбила нимфа Эхо, лишенная богиней Герой собственной речи и мнения (в наказание за болтливость), но она не могла привлечь к себе внимание Нарцисса, превратившись в бесплотный голос, способный только повторять чужие слова. Он прислушивается к издаваемым звукам, не следя за привычным движением рук. И хотя подобные документы не оформлялись официально их можно назвать первыми брачными контрактами Запада. Так император Марк Аврелий, последователь секты Эпикура, похвалялся в своих дневниках тем, что не притронулся к служанке по имени Бенедикта и даже к рабу (которого звали Теодотом), несмотря на снедавшее его желание. Белый нарцисс часто используют в Китае как аналог лилии.
Ему льстило появляться с ней в известных местах сборища художников, поэтов и музыкантов. Галилей пока ещё не произнёс свою историческую фразу «ерриг si muove» — «и всё-таки она вертится», перевернувшую былые представления людей о Земле. Но церковники узнали в ликующих ангелах хорошо знакомых им и многим прихожанам юнцов.
Действительно, картина вызвала недоброжелатели. Дель Монте было за сорок, происходил он из рода венецианских патрициев. Осмотревшись, Караваджо, к величайшему изумлению, увидел среди других картин, украшавших стены гостиной, «Шулеров», «Юношу, укушенного ящерицей» и «Отдых на пути в Египет», за которые ему были заплачены какие-то жалкие гроши обходительным синьором Валентино. Вот таким образом в его литературных высказываниях появляются призывы «поверить алгеброй гармонию». У неё был низкий грудной голос приятного тембра и Караваджо попросил её что-нибудь спеть, дабы спало напряжение и появилось выражение одухотворённости на лице, а не одно только желание выглядеть как можно эффектней, столь свойственное большинству женщин.
Надо признать, что это ему удалось. Теперь он написал полуобнажённых «Музицирующих мальчиков» для личного пользования влиятельного кардинала и вот таким образом не был озабочен мыслью о том, что иезуиты с их острым чутьём на крамолу доберутся и до него. Она вполне оправдывала своё редкое имя гордой дочери фракийского царя Сифона.
Признавая яркий художественный дар и темперамент своего протеже, независимость суждений и дерзкий ум — «un cervello stravagantissimo», как он пояснял друзьям, умный дель Монте давно заметил, что на молодого художника дурно влияет любая похвала, оказываясь для него пагубной. Это был любимый девиз римской черни в борьбе за выживание. Но на одном из листов партитуры чётко начертано латинизированное имя Gallus. Наркисс) – в греческой мифологии прекрасный юноша, сын беотийского речного бога Кефисса и нимфы Лириопы, которому в младенческом возрасте прорицатель Тиресий предсказал долгую жизнь, если он «никогда не увидит сам себя».
Каждый думает только о себе. Не случайно имя Нарцисс (Наркисс) происходит от глагола «narkao» (греч.
Генерал ордена иезуитов Клаудио Аквавива, местопребыванием которого и была церковь Джезу, выслушав сообщение своих соглядатаев и лично осмотрев капеллу Ангелов, приказал немедленно сбить «еретическую» фреску. Когда Караваджо показал законченную картину Марио, она не вызвала у него особого интереса. Тут же лежащие фрукты, скрипка со смычком и раскрытая партитура. Задержанный оказался ночью не только со шпагой, но и с непонятным предметом в чехле. Дабы украсить «уголок отдохновения», как называл его кардинал, он поручил своему художнику расписать потолок одной из зал, где проводились химические эксперименты. Всё писалось с натуры.
Вот таким образом у Караваджо центром мироздания выступает земная сфера со знаками зодиака. Нарцисс – сладкий, дурманящий аромат, безумие. Времена и вкусы меняются. Для него труд составлял смысл и основу жизни, чего не скажешь о его младшем брате.
О второй я должен умолчать 6». Широкой известностью он был обязан своим многочисленным комедиям, с успехом идущим на театральных подмостках, а главное — фундаментальному научному труду по оптике «Естественная магия», чьё последнее издание в 1589 году пользовалось невероятным успехом не только в университетской, но и художнической среде. Поводом послужило подозрительное обстоятельство. Отвергнутые взывают к богам (в частности, к Немезиде), прося наказать Нарцисса («Пусть же полюбит он сам, но владеть да не сможет любимым. ») и та внимает их просьбам. Памятуя о недавнем разговоре за завтраком у кардинала, он писал картину ради этого мига, который обычно не задерживается в памяти, а на холсте остаётся и продолжает жить своей жизнью.
За несчастную вступились все женщины, упросив богиню правосудия Немезиду покарать гордеца. Коленопреклонённая героиня изображена в момент перед казнью. Его выбор пал на почитаемый в Риме образ святой Екатерины. Оба брата дель Монте всячески поддерживали Галилея, когда у него возникли серьёзные проблемы с инквизицией. Это первое письменное свидетельство осознания самого себя. Сидя в мастерской, Караваджо задумался над новыми сюжетами в стремлении создать нечто необычное, чтобы вызвать к себе интерес не одних только частных коллекционеров, у которых его работы мало кто видит.
Судя по имени героя, миф о Нарциссе догреческого происхождения, народная этимология сблизила имя Нарцисс с греческим глаголом narkao («оказывать наркотическое воздействие, притуплять, одурманивать»).
«Я тот, кто тщетно пытается обратиться в камень. По одному из рассказов, Аминий, один из отвергнутых влюбленных, покончил с собой перед домом Нарцисса, прося божество о мести Его беспредельно полюбила нимфа Эхо, лишенная богиней Герой собственной речи и мнения (в наказание за болтливость), но она не могла привлечь к себе внимание Нарцисса, превратившись в бесплотный голос, способный только повторять чужие слова. Расписанный им свод алхимической лаборатории пронизан той неукротимой яростной энергией, которая способна вызвать гневные раскаты грома, предвестника приближающейся грозы.
Справа от него восседает юнец, показанный со спины. Кодекс хранился, как святыня, в специальном кожаном футляре под стеклом. Так же как не могли найти ее и у римлян. Поза и возраст Давида напоминают ранее написанного «Нарцисса» с той лишь разницей, что мысль героя здесь направлена к действию, а не наоборот, как у Нарцисса, который прежде совершил необдуманное действие, нагнувшись к воде, а уж затем подумал, сколь прекрасно отражение его лица и влюбился в себя. Говоря о Галилее в письме тосканскому герцогу от 31 мая 1611 года, дель Монте признаёт: «Если бы мы жили во времена античного Рима, уверен, что ему была бы воздвигнута статуя на Капитолии в честь признания его выдающихся заслуг»32.
Официальный Рим предпочёл остаться в стороне, но в городе нарастало напряжение. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Но не исключено и другое, если принять во внимание вкусы кардинала.
Были не забыты и кое-кто из художников, поэтов, музыкантов. Наступило осеннее ненастье, когда из-за проливных дождей нельзя выйти из дома. Смелые ракурсы мифологических персонажей впечатляют. За несчастную вступились все женщины, упросив богиню правосудия Немезиду покарать гордеца.
Их рисует тот, кто не может подняться над частностями и останавливается на несущественном, что легче изобразить, — всё это могут сделать только малодумающие люди. С его именем связано целое направление в итальянской поэзии, получившее наименование «маринизм». Эта картина под названием «Куртизанка Филлида» (66x53) погибла в апреле 1945 года при штурме Берлина.
Его прямой и прочный стебель сделал его в исламе эмблемой преданного служения и веры. Визит стал незабываемым потрясением, перевернувшим многие его былые представления о живописи.
Это льстило Караваджо, особенно когда кое-кто из них, словно читая его мысли, заявлял о верховенстве живописи над звуком и даже словом. Вскоре в одной из гостиных дворца состоялось для узкого круга доверенных лиц обсуждение пока не успевшей попасть в «Индекс запрещённых книг» работы «Философия, основанная на ощущениях», которую монах написал в развитие идей своего учителя Бернардино Телезия, натурфилософа и противника схоластического аристотелизма. Когда Караваджо показал законченную картину Марио, она не вызвала у него особого интереса. Тут же лежащие фрукты, скрипка со смычком и раскрытая партитура. С течением времени слово «нарцисс» стало синонимом слова «самовлюбленный».
«Никто доселе не видывал столь дальних краев. С непривычки Катерина держит шпагу неуверенно и немного кокетливо. Прекрасный, но холодный и гордый, он отвергает их любовь. Ему запали в душу услышанные однажды слова из «Наставлений» преподобного: «Где любовь и здравомыслие, там нет ни страха, ни невежества»38. Считалось, что этот запах способен довести человека до сумасшествия.
Официальный Рим предпочёл остаться в стороне, но в городе нарастало напряжение. Марино очень дорожил своим портретом кисти друга-художника и другим его подарком — картиной «Сусанна и старцы», на которой в первый и последний раз у Караваджо появилась обнажённая женская натура. Возможно, что Караваджо видел этот фресковый цикл воочию или был с ним знаком по литографиям. Лёгкий наклон головы и выражение глаз, смотрящих куда-то мимо зрителя, — всё говорит о том, что юноша ждёт ответа на своё робкое признание, находясь во власти мира музыки. Тиресий предсказал Нарциссу, что тот будет жить долго, если не увидит самого себя («Коль сам он себя не увидит»).
В круг его обширных интересов входили также химия и фармакология. Вскоре была сыграна весёлая свадьба. Впечатляет написанная в полный рост фигура лежащего святого с полузакрытыми глазами и головой между коленей крылатого ангела, напоминающего по типажу друга художника Марио. Она терпеливо позировала, оказавшись послушной натурщицей. Но всё эти недочёты восполняются прекрасно снятыми кадрами показа его картин.
К сожалению, не сохранились даже редкие его письма. Дом братьев дель Монте считался центром либеральной мысли и антииспанских настроений.
Дворец получил наименование палаццо Мадама и в настоящее время в нём размещается сенат Итальянской республики. Известно, что семейству Медичи принадлежал когда-то декоративный щит с изображённым на нём чудовищем, который расписал Леонардо да Винчи, о чём подробно повествует Вазари в своих «Жизнеописаниях». Караваджо, хорошо знавший нравы римской улицы и её обитателей изобразил когда-то на свой страх и риск одного из этих парней на картине «Юноша, укушенный ящерицей», вызвавшей восторг синьора Валентино и многих других коллекционеров.
Но на одном из листов партитуры чётко начертано латинизированное имя Gallus. Дейл Кушнер – автор романа «Условия любви». Вот почему «Корзину с фруктами» можно считать манифестом преданности художника натуре, гимном материальному миру.
Имеется любопытное высказывание самого художника, на которое ссылается в одном из писем коллекционер Джустиньяни, ставший чуть ли не основным его заказчиком: «Караваджо говорил мне, что вкладывает столько же труда в хорошую картину с цветами, сколько в изображение человеческих фигур»42. Вероятно, это та самая шпага Караваджо, которая фигурирует в отчётах римской полиции с выгравированной на клинке надписью на латыни «Nec spe пес metu» — «Нет надежды, нет и страха». Все персонажи пребывают в постоянном вращении вокруг земной сферы.
Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. Известно, что семейству Медичи принадлежал когда-то декоративный щит с изображённым на нём чудовищем, который расписал Леонардо да Винчи, о чём подробно повествует Вазари в своих «Жизнеописаниях». Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь. На переднем плане он изобразил небольшой натюрморт со скрипкой и нотами.
Например, Джованбаттиста Гварини, автор известной в ту пору поэмы «Верный пастух», посвятил циркулю эротическое стихотворение, в котором обе ножки диковинного инструмента уподобляются, как позже в стихах Джона Донна и других авторов, двум пылким влюблённым, которые охвачены одним только желанием — поскорее слиться в сладострастном порыве. Кардинал слыл полиглотом и меломаном. Однажды, весной 1598 года, с Караваджо произошёл курьёзный случай.
Позднее художник не раз вернётся к этой теме. Тайна осталась нераскрытой. Сексуальная мораль полностью перестала быть вопросом статуса.
Живопись передает впечатление задумчивой меланхолии: фигура Нарсиссуса заперта в кругу с его отражением, окруженным темнотой, так, чтобы единственная действительность была в этом самоотносительно петли. За кофе, бесшумно подаваемым юными пажами, завязался разговор о музыке. Здесь, как и в первой картине, всё дышит пронизывающим каждую деталь ожиданием. Пошли разговоры о том, что из-за сонета между художником и поэтом пробежала чёрная кошка. Караваджо дважды вернётся к этой теме, меняя акценты.
Известно, что после исчезновения работы Леонардо с изображением поверженной Медузы полновластные хозяева Флоренции Медичи были изгнаны восставшим народом из родного города в ноябре 1494 года. Глубоко новаторское истолкование мифа в его первооснове подверглось критике со стороны некоторых исследователей. Своему мадригалу Кампанелла предпослал следующую, как он выразился, «экспозицию», в которой говорится: «Поэт повествует о том, что мир погряз во тьме, когда безнаказанно вершится зло, а тем временем софисты и лицемеры своим словоблудием убаюкивают людей, страждущих в потёмках. Он начинал терять голову и пускаться во все тяжкие.
Он мечтал о своём зрителе, которому так много хотел сказать. Судя по имени героя, миф о Нарциссе догреческого происхождения, народная этимология сблизила имя Нарцисс с греческим глаголом narkao («оказывать наркотическое воздействие, притуплять, одурманивать»). и это сближение, возможно, послужило одним из источников мифа. Тем самым художнику удаётся добиться поразительной иллюзии — под воздействием его кисти выпуклый щит превращается в вогнутую поверхность, на которой отрубленная голова с искажённым от ужаса лицом вопит от боли источая потоки крови. Вместо этого он «уничтожен недостижимой любовью» и увядает у бассейна. Но в версии мифа Овидия Нарцисс не разгневается. И таким вопросом вправе задаться каждый, вглядываясь в фигуру лютниста.
Беда с этими гордыми сицилианцами, не понимающими шуток. К образу Филлиды художник ещё не раз вернётся, поскольку его привлекали натуры сильные и волевые, способные защитить своё достоинство и противостоять ударам судьбы. – одурманивать, ошеломлять).
Поражала страстность, с которой монах отстаивал правоту своих идей в спорах с оппонентами, бывая иногда непредсказуемым в резких высказываниях и странных поступках. Как выяснилось позднее, выбор оказался более чем удачным. Картина поразительна по построению. Картина вызвала восторг друзей и знакомых кардинала. Например, о «Корзине с фруктами» резко отозвался ярый сторонник классицизма и почитатель творчества своих земляков братьев Карраччи болонский литератор и историк граф Мальвазия, который писал: «Кому недоставало ума изображать дыни, арбузы и прочие фрукты.
Сложная по композиции картина (300x180) должна была олицетворять три стихии — землю, воду и воздух. Он задумчиво смотрит на зрителя отстранённым взглядом, потеряв всякую надежду, что кто-то откликнется на его призыв. Считается, что это один из миланских друзей Караваджо, навестивший его в Риме. Любопытно другое.
Свобода от этих трудов освобождает скрытую энергию, необходимую для оживления психики. Задержанный оказался ночью не только со шпагой, но и с непонятным предметом в чехле. «Пусть над этим ломают головы другие, ничего не смыслящие в живописи, — сказал он про себя, — а для меня всё давно уже ясно как Божий день».
Эта картина, как признавал сам Караваджо, является «наиболее удавшимся ему куском живописи». Его сестры, наяды, водяные нимфы, плачут и обрезают их волосы. Я силюсь не умереть в молчании. Но художник недолго оставался без помощника. У картины имеется второе, неверное название «Концерт», но как такового его здесь нет, поскольку инструменты молчат.
Поначалу она смутилась, думая, что придётся обнажаться перед художником. В отличие от «Отдыха на пути в Египет» невозможно прочитать и установить авторство партитуры, которая раскрыта перед юным скрипачом. Без труда были найдены нужные типажи среди придворных пажей и хористов, чьи фигуры занимают всю плоскость картины. Обиду он помнил и встретиться вновь с бывшим работодателем не имел никакой охоты.
Богемная жизнь влекла их обоих.
В самом деле, любой человек, оказавшийся перед «Страшным судом», видит, что он находится на уровне изображённой на алтарной стене преисподней и его рост никак не позволяет ему стать вровень с Чистилищем, на которое он вынужден смотреть снизу вверх, запрокинув голову. Её гордостью являлся «Урбинский кодекс 1270» Леонардо да Винчи с воззрениями мастера о перспективе и световоздушной среде. Записано верно с моих слов»47.
Цветок царства мертвых Гадеса – Плутона, эриний – богинь мщения. Первое изображение юного помощника Караваджо появилось в романтически возвышенной картине «Давид и Голиаф» (110x91). Сведения, получаемые из Милана, будоражили Рим. Поза и возраст Давида напоминают ранее написанного «Нарцисса» с той лишь разницей, что мысль героя здесь направлена к действию, а не наоборот, как у Нарцисса, который прежде совершил необдуманное действие, нагнувшись к воде, а уж затем подумал, сколь прекрасно отражение его лица и влюбился в себя. Нарцисс (греч.
Отложив в сторону скрипку со смычком, он внимательно вчитывается в раскрытую партитуру. Сдержанность, послушание означают почти пассивность. Там он проделал головокружительную карьеру, оказавшись при дворе Людовика XIII. Тот же Дзуккари воспротивился принятию обретшего известность Караваджо в члены Академии Святого Луки, сочтя его недостойным быть допущенным в этот священный ареопаг избранных.
«Две вещи сгубили меня – мои стихи и моя оплошность. Нечто подобное он уже старался передать в «Юноше, укушенном ящерицей», выразив боль на лице героя и инстинктивное движение его рук.
Вот таким образом в его литературных высказываниях появляются призывы «поверить алгеброй гармонию». Таким образом Караваджо оказался в кругу покровителей, связанных тесными узами родства.
Это был любимый девиз римской черни в борьбе за выживание. Уже упоминавшийся автор известного труда «Цицерон» Буркхардт язвительно заметил, что «Голова Медузы» — это всего лишь изображение «орущего парня, у которого вырывают зуб». Его вывел из состояния оцепенения и восторга подошедший кардинал.
Видимо, сознавая, сколь греховно его увлечение «белой магией», кардинал заказал любимому художнику обетную картину для своей домашней часовни, куда он время от времени заглядывал. Эта первая работа, написанная для дель Монте в его дворце. Вероятно именно он позировал для «Лютниста», чем и объяснимо наличие бросающихся в глаза женских черт у изображённого на картине типичного черноокого южанина с густыми дугообразными бровями и пухлыми губами43. Были не забыты и кое-кто из художников, поэтов, музыкантов. Читайте больше от Дейла в своем блоге.
Вскоре объявились ещё два помощника постарше — Бартоломео Манфреди и Марио де Фьори. Позднее тот же Марино составил подборку стихотворений, посвящённых отдельным картинам Караваджо — его сборник, увидевший свет в 1620 году, так и назван — «Галерея». К сожалению, обе работы были утеряны. На музыкальных вечерах и театральных представлениях, пользовавшихся в городе большой известностью, все женские партии исполнялись певцами-кастратами.
Вот почему «Корзину с фруктами» можно считать манифестом преданности художника натуре, гимном материальному миру. Стремление писать книги – это болезнь, близкая к безумию». Со временем картина «Нарцисс» была воспринята многими художниками как образец нового искусства с нетрадиционным взглядом на человека и на мир. Не замечая его присутствия, собеседники вели неспешный разговор.
Под впечатлением разговоров о музыке, которые постоянно велись в римских салонах — да и сам он был к ней не глух, — Караваджо принялся писать по просьбе дель Монте «Лютниста» (94x119). Дворец Мадама служил ему надёжной защитой от любых неожиданных неприятностей. Иными словами, он охраняет «ничто», он охраняет «не-жизнь» – стыдливо прикрытые чресла, тело, до такой степени отверженное, что оно стало мертвым и его навечно прибили гвоздями к кресту. Самая большая иконография – у древнегреческого Нарцисса: сказания «Метаморфозы» Овидия («Он сам собой любуется, окаменев от удивления.
Они не могли взять эту легенду у греков. Все персонажи пребывают в постоянном вращении вокруг земной сферы. Из тела божества Гиакинта (Гиацинта) из ревности погубленного богом ветра Зефиром, Аполлон вырастил цветок.
Ему запали в душу услышанные однажды слова из «Наставлений» преподобного: «Где любовь и здравомыслие, там нет ни страха, ни невежества»38. В зрелом возрасте он написал картину «Христос изгоняющий из храма торговцев», которую одно время принимали за произведение Караваджо, настолько она близка ему по духу и манере исполнения с неизменным использованием светотеневых эффектов, тем паче что картина значилась в посмертно составленной описи художественных ценностей, принадлежавших главному коллекционеру картин мастера — маркизу Джустиньяни. Энергичный Марино успел заставить громко заговорить о себе ходившей по рукам рукописью эротической поэмы «Адонис», о публикации которой не могло быть и речи. «Голова Медузы», как верный талисман, охраняла дом Медичи от всех напастей и никогда не покидала Флоренцию. Он прислушивается к издаваемым звукам, не следя за привычным движением рук. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Иными словами, он охраняет «ничто», он охраняет «не-жизнь» – стыдливо прикрытые чресла, тело, до такой степени отверженное, что оно стало мертвым и его навечно прибили гвоздями к кресту. С Аннуччей такого никогда не случалось — она всегда была естественна, как скромный полевой цветок. По поводу этого маленького шедевра было сломано немало полемических копий. Дабы история не повторилась, нужна была во что бы то ни стало новая Медуза.
Но всё эти недочёты восполняются прекрасно снятыми кадрами показа его картин. Профессор Джек Зипес известный автор и эксперт по сказкам и мифам, напоминает нам в «Сказке как миф, миф как сказку», что «мифы и сказки, похоже, знают то, чего мы не знаем Мы продолжаем возвращаться к ним за ответами». Ко времени написания картины, по мнению художника, «экспериментальная эпоха невероятных искажений, невообразимых кровавых осмосов, летающих разодранных внутренностей, волосатых скал и фантастических пейзажей завершилась новые образы обладают способностью к развитию и продуктивностью – качествами, присущими всякой системе». «Святая Екатерина Александрийская» (173x133) представляет собой продолжение попыток художника запечатлеть на холсте движение души.
Я её выдрал из какого-то старого журнала, обнаруженного в какой-то макулатурной пачке (был такой спорт, сбор макулатуры на книги) долгие годы была моим визуальным сокровищем. Оказалось, что написанные им ангелы как две капли воды похожи на парней, проводящих время на соседней площади Навона в ожидании клиентов, что породило немало двусмысленных намёков и разговоров среди паствы. Кстати, нарциссы увенчивали головы Парок – богинь судьбы. Вера в такой исход подогревала патриотические настроения итальянцев. Дворец Мадама служил ему надёжной защитой от любых неожиданных неприятностей.
Античные боги, христианские святые и мученики на его картинах становились реальными людьми, являющими собой ярко выраженную индивидуальность и демократическую простоту личности. Однажды, утомившись на охоте, Нарцисс склонился над источником, чтобы напиться. Например, Джованбаттиста Гварини, автор известной в ту пору поэмы «Верный пастух», посвятил циркулю эротическое стихотворение, в котором обе ножки диковинного инструмента уподобляются, как позже в стихах Джона Донна и других авторов, двум пылким влюблённым, которые охвачены одним только желанием — поскорее слиться в сладострастном порыве.
Чтобы не вызывать нареканий со стороны аскета-брата и чувствовать себя более раскованно, в ноябре 1596 года кардинал приобрёл для своих негласных увеселений и «научных» занятий алхимией небольшую виллу в парке Людовизи за воротами Порта-Пинчана, которая стала называться casino Del Monte. Многих римлян, успевших увидеть росписи и оценить красоту изображённых полунагих фигур, такое варварство повергло в шок, а опечаленный бедняга Пульцоне, не выдержав жестокой расправы над своим детищем, в которое было вложено столько любви и старания, вскоре умер от огорчения. Пошли разговоры о том, что из-за сонета между художником и поэтом пробежала чёрная кошка. На лице музыканта грусть.
Вне всякого сомнения, дель Монте был знаком с трудами английского философа Роджера Бэкона, который в своей книге «Зеркало алхимии» прямо советует: «Выбери вещество, содержащее чистую ртуть, смешанную по определённому правилу равномерно в должных пропорциях с серой. »46 В своих экспериментах кардинал следовал этой рекомендации и советам известного францисканского монаха и алхимика Джованни Бонавентуры. Цветок весны, символ смерти в юности, сна и возрождения. Не случайно имя Нарцисс (Наркисс) происходит от глагола «narkao» (греч. Дель Монте было за сорок, происходил он из рода венецианских патрициев.
Как знать. Этот внутренний (уже почти психологический) самоконтроль выводит нас к теме subjectus и obsequens maritus. На её матовой поверхности отражается, как и положено по тогдашним представлениям, вращающееся вокруг неё дневное светило.
Сексуальная мораль полностью перестала быть вопросом статуса. Работая над «Святой Екатериной», Караваджо проводил все вечера с очаровательной натурщицей, сопровождая её к друзьям или в театр — она была большой любительницей сценического искусства, признавшись однажды, что до замужества мечтала стать актрисой. Летом 1595 года из римского замка Сант-Анджело временно был выпущен на свободу Томмазо Кампанелла, ставший частым гостем дворца Мадама. Его вывел из состояния оцепенения и восторга подошедший кардинал.
По такому случаю дворцовым портным для него был пошит строгий камзол.