Картина Боярыня Морозова Описание

Есть несколько элементов, передающих движение, которые замечательно видно, если внимательно изучать описание картины Василия Сурикова (Боярыня Морозова).

Описание картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»

События происходят в 17 веке. Увлеченный красочностью древнерусского быта, Суриков дает исключительные по звучности цветовые пятна -- голубое, желтое, малиновое, черное. Центральная фигура полотна, боярыня Морозова, будто раскалывает толпу на две части, притягивает взгляд фанатичным взором и всей своей позой демонстрирует неповиновение и протест. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше.

Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений. Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Ведь сколько времени я его искал.

Василий Суриков, 
Боярыня Морозова: 
описание картины,

Василий Суриков, Боярыня Морозова: описание картины интересные факты истории

Действие происходит на одной из московских улиц. И как вставил ее в картину- она всех победила. Без устали работал Суриков на натуре.

Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. На ее лице глубокая скорбь. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру. Не смею, - отвечал стрелец. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины.

Все на картине будто напряглось. По центру полотна изображена боярыня Морозова. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру.

Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Она почти не смотрит на боярыню. Это облик человека, прошедшего через огонь, воду и медные трубы и познавшего Высшую Волю и смирившегося перед ней. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение.

Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. На картине за боярыней Морозовой никто не идёт. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей.

Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью. В этот момент она подняла вверх руку и осенила себя крестным знамением, по-старообрядчески используя два пальца. Ощущается волнение толпы и тревожные разговоры. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. И отверженные тянутся душами к своей заступнице. Образы княгини Урусовой и стрельца – центр толпы в правой части, за ними идут несколько человек в темной одежде, потом – юная девушка и жизнерадостный подросток, а за рукой Морозовой – головы, слитые в общий фон.

Сочинение по картине 
Сурикова Боярыня 
Морозова 7 класс

Сочинение по картине Сурикова Боярыня Морозова 7 класс

Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон -- от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины.

(Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Картина вызывает восторг. Мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот и сочувствие посадских людей и «нищей братии» -- юродивого, повторяющего патетический жест Морозовой, странника, обнажившего голову и замершего в глубоком раздумье, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей.

«Боярыня Морозова» 
описание картины

«Боярыня Морозова» описание картины

Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. Поиски лица, которое бы стало ее лицом, велись долго – такого фанатично горящего взгляда, мертвенной бледности кожи и бескровных тонких губ не было ни у кого. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость.

Очень трудно ее лицо было найти. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. Боярыня Морозова противилась реформам патриарха Никона и поддерживала старообрядцев.

Описание картины 
Сурикова «Боярыня 
Морозова»

Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»

Боярыня должна быть казнена ибо восстала, по ее убеждению, за веру правую против никонианской веры. Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. Нравилось им, что я казак и не курю.

В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Слева выпустил на холст бегущего за санями мальчишку. По внешнему виду он походит на сумасшедшего. Юродивый – единственный человек в толпе, который открыто поддерживает боярыню (повторяет её жест). Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней.

Сочинение по картине 
Боярыня Морозова 
Сурикова 7 класс

Сочинение по картине Боярыня Морозова Сурикова 7 класс

Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая.

Тебя обдает холодом настоящей русской зимы, слышен хруст снега от саней и копыт лошади. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. Там в переулке всегда были глубокие сугробы и ухабы и розвальней много, - рассказывал он. - Я все за розвальнями ходил, смотрел, как они след оставляют, на раскатах особенно. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1.

Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Если вести речь о роли мистического в жизни Сурикова, то на это фундаментально-жуткое полотно его вдохновил черный ворон, бьющийся о снег. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. По лицам людей, пришедших посмотреть на боярыню, видно их отношение к происходящему. Его лица не видно. Толпа вокруг саней, везущих закованную в кандалы бунтарку, не безлика.

Так и моя бабушка говорила. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Вот юродивый в веригах, чье тело едва прикрыто лохмотьями. Но нет.

До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Это вызов новой церкви с ее предписаниями, вызов самому царю. Она призывает народ к борьбе и подвигу. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку.

Описание картины 
«Боярыня Морозова

Описание картины «Боярыня Морозова

Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Художественная композиция картины Сурикова строится на противопоставлениях. Называли себя староверами. Но Суриков мучается: Не то, не то. Там, в Преображенском, все меня знали. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя.

До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. В толпе терялось. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной.

На переднем плане мы видим женщину в русской народной одежде XVII века, полулежащую на санях-развальнях. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье.

Мелочность, праздность клубящейся жизни – и величие лика смерти, переходящей в бессмертие. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ.

На переднем плане картины в санях изображена женщина. Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Очень сильно и верно передал Суриков ощущение движения: кажется, что слышишь скрип полозьев от уходящих розвальней, в которых бунтарку везут на допрос, свист мальчика, бегущего за санями. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно.

Ее увозили в ссылку. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе.

Исключительный по силе образ Морозовой господствует в картине, но не затмевает собой народной толпы. Естественно, я говорю о староверах православных. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон.

Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. Женщины сочувствуют. Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. Это Феодосия Морозова. Рядом с санями, молитвенно сжав руки идет княгиня Евдокия Урусова, сестра Морозовой. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова.

Василий Суриков, 
картина «Боярыня 
Морозова»

Василий Суриков, картина «Боярыня Морозова»

Тоталитарная власть – и свободолюбие, духовная независимость, непокорность, сопротивление. Его бег поможет поехать дровням. На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза.

После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. С увлечением работал художник над пейзажем картины. Я видела ее в Третьяковской галерее и меня поразили ее масштабы.

Анализ картины Боярыня Морозова

Лицо ее представлено в виде строгого профиля. Вот пять женщин в правой части картины. (1) Феодосия Морозова.

Но суть дела ведь не в обряде, а в вере. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Так родилась идея образа боярыни Морозовой, чей эскиз был нарисован с женщины-старообрядки. Это был раскол из-за убеждений и веры. (8) Церковь.

Сообщение «Боярыня 
Морозова» по картине 
Сурикова

Сообщение «Боярыня Морозова» по картине Сурикова

Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. Судя по первым эскизам, Суриков поначалу собирался, в соответствии с источниками изобразить на заднем плане здания Кремля, но потом решил перенести место действия на обобщенную московскую улицу XVII века и сосредоточиться на разнородной толпе горожан. В рваном рубище, с грязной тряпкой на голове и с большим железным крестом на груди, юродивый благословляет двуперстным крестным знамением фанатичную страстотерпицу. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры.

Все лицо мелко было. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Но боярыня отказалась.

Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. До стрельца вы видите светлые тона одежд.

Описание картины 
Боярыня Морозова 
Сурикова: анализ,

Описание картины Боярыня Морозова Сурикова: анализ, материалы для сочинения

Человек, воплощённая личность, – и толпа, сгущаемая любопытством на заднем плане. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Дороги перед санями как таковой нет, она не видна, загорожена толпой, символизирующей тупик, отсутствие пути. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. Сразу даль открылась, улица стала бесконечной.

Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). На шапку накинут платок. В ту пору в русской церкви произошел раскол. Люди потянулись к ней взорами. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке.

Рукой она изображает два перста. Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не бывало. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли.

Образ женщины на 
картине, представляющей 
староверов

Образ женщины на картине, представляющей староверов

Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. Он может выражать лишь сострадание всем противоборствующим сторонам. Глаза ярко выражены и горят внутренним светом.

Юродивый, являя собой отребье человеческое, также страдает по вере своей. Поскольку старообрядчество – означает верность обряду. Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. Кроме этого слово обряд применительно к церкви чуждо староверам. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются.

Это Феодосия Морозова. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. Приглядел для работы соседний переулок. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Староверы беспоповцы (мои предки) слово старообрядцы не признавали.

Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. Впереди на коленях старая нищенка. (16) Икона «Богоматерь Умиление».

Из них лепится психологический объём, возводятся своды русского общества. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость.

Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Снова сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркое виденье живописца. Но смеялись немногие.

Описание картины 
Боярыня Морозова

Описание картины Боярыня Морозова

Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. Оно вошло в обиход уже в 18 веке. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Это сама героиня и юродивый. Склоняются многие, что староверы – правильнее.

Именно такими работами, как картина Боярыня Морозова, Суриков смог передать своим потомкам образец истинного, неподражаемого произведения, который еще многие годы будет радовать и восхищать многие поколения. В картине Сурикова Боярыня Морозова возле Урусовой, отодвигая толпу секирой, шагает стрелец. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях.

Работа над картиной: 
центральный образ

Работа над картиной: центральный образ

Все на картине будто напряглось. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. В. И. Суриков написал картину «Боярыня Морозова» в 1887 г. Он её написал, вспоминая детство, проведённое в Сибири, её сильные морозы, холод. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной.

Она сидит в розвальнях, на соломе. Толта здесь состоит из всевозможных характеров, которые можно часами изучать. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. Каменный храм построили в 1703 году. Ноги у нее скованы цепью. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются.

Это и отразил художник на картине. Картина ожила. Среди последних, как известно, было даже немало священников.

Я с нее написал этюд в садике в два часа. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и пошли. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи.

Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. Морозова -- источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы». Люди потянулись к ней взорами. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. Портретный этюд был написан всего за два часа.

Картина потрясающая. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. Ее глаза полны слез. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке.

Другие картины Василия 
Ивановича Сурикова

Другие картины Василия Ивановича Сурикова

Ты словно ощущаешь себя частью картины, словно находишься там, среди людей. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Она не хотела изменять старой вере.

Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Картина ожила.

В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положение в обществе. Мальчишки смеются – они ещё ничего не понимают им весело. Странник (справа, с посохом) снял шапку, выражая своё уважение и скорбь.

Описание картины 
Сурикова Боярыня 
Морозова

Описание картины Сурикова Боярыня Морозова