Картина Человек Из Овощей
Портреты Арчимбольдо из реальных овощей и фруктов
Современники причисляли его, как и Содому, к маньеристам. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Достаточно потереть два огнива имитирующие нос и ухо фигуры, чтобы они вспыхнули искрами. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас.
И даже самое слабое дуновение ветра может привести к тому, что вся фигура начнет пылать. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины.
известная картина, на которой изображен мужчина из фруктов и овощей
Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Картины художника при жизни вызывали споры.
У нас есть истории для каждого из них, которые вы можете видеть в их выражениях лиц. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна».
15 малоизвестных фактов об удивительных портретах Джузеппе Арчимбольдо
Существует версия, что росписи в церкви св. Во всяком случае, поздние его полотна представляли что-то новое, абсолютно незнакомое. Некоторые историки искусства считают произведение портретом самого Максимилиана II. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы.
Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных, рыб, жемчужин, музыкальных и иных инструментов, книг ит. д. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. За «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» художник был пожалован почётным титулом пфальцграфа.
Необычные портреты из овощей и фруктов от Анны Токарской (8 фото)
В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года».
Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств. Фигура пожилого и усталого человека возникает из древесного пня (символ прочности и стабильности), проросшего узловатыми ветвями, переплетение которых создает форму императорской короны. Концепция этой картины отличается от других аллегорических изображений времен года и не является, в сущности, аллегорическимпортретом. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Обычная миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20.
Только позже она была перевернута, чтобы вызывать смех. Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. В 1592 году император присвоил художнику почётный придворный титул пфальцграфа — в Священной Римской империи XVI века этой чести удостоились всего три художника: Содома, Тициан и Арчимбольдо29.
По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28. Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585). Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года.
Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. Маньеризму присуща претенциозность. Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. С Рудольфом II его связывала личная дружба. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253.
Портреты из фруктов, цветов и овощей от Клауса Энрике Джерджеса
С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). В нем отсутствует гармония между духовной и телесной природой человека. В первом цикле времен года, в духе модной в то время натурфилософии, каждая картина соответствует определенному периоду жизни человека. Весна показывает нам его в самые юные годы, с лицом, полным свежих цветов Лето — как молодого человека, отсюда фрукты, которые созрели Осень (утраченная картина) изображает уже зрелого мужчину, а Зима представляет старца с редкой растрепанной бородой, со сморщенной и увядшей кожей.
Эти произведения настолько необычны, что вполне объясним вспыхнувший к ним интерес. Екатерины для витражей Миланского собора с этим заказом они были связаны до 1557 года — сохранилось более 150 счетов57. Но дело в том, что случайных предметов на полотнах нет. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. Самое большое количество картин под названием «Весна».
Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора.
Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. Так американский художник и кинорежиссерФилип Хаас (Philip Haas)в 2012 году создалхудожественную инсталляцию«Времена года», ставшая скульптурной переработкой цикла картин итальянского художника. Каждая из четырех скульптур, размером 4, 5 х 4 х 3 метра, состоит из разнообразных природных форм – цветы, плющ, мох, грибы, овощи, фрукты, деревья, кора, ветви, листья – вместе образующих портреты людей. Инсталляция «The Four Seasons» олицетворяла собой Зиму, Весну, Лето и Осень. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку.
С появлением сюрреализма его апологеты и теоретики обратили внимание на формальные эксперименты Арчимбольдо и в первой половине XX века ему наследию было посвящено много статей. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. Там есть еще эмблема Габсбургов — огниво.
Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Оба символа позволяют предположить, что зима — любимое время года императора. Публиковались и другие работы20.
Известно, что в 1551 году Джузеппе расписал пять гербов по заказу герцога Богемского Фердинанда — ещё до того, как он стал императором. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира. При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569). Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная.
Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года».
Крупнейшую выставку «смешных картин» Арчимбольдо собрали в Риме
Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22.
Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II. Согласно Мориджиа, Арчимбольдо вернулся на родину в 1588 году после четвертьвекового служения Габсбургам. Полотно входит в цикл «Профессии». Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США.
Свежие лица: художник создает портреты, объединяя творчество с овощами и фруктами
Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо».
Мы решили не рассказывать их, чтобы не портить зрителям удовольствие, — сказала Эмили. Плохо еще и то, что Арчимбольдо Джузеппе, картины которого сейчас насчитываются в количестве 20 штук, не оставил после ухода никаких личных свидетельств ни о себе, ни о своих полотнах. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Лица стилизованы эффект формы и светотени в пространстве создаётся весьма искусной компоновкой элементов.
Овощные картины Джузеппе Арчимбольдо и скульптуры Филипа Хааса
Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». Арчимбольдо Джузеппе, картины которого вызывали интерес у королевских особ, долгое время (около 25 лет) был придворным художником Габсбургов.
Дата рождения художника неизвестна. Также не много надо, чтобы от окружающих голову искр загорелись пропитанный серой фитиль трута и изображающая глаз небольшая свечка. Ещё в 1570 году император Максимилиан отрядил Арчимбольдо в Прагу — ко двору своего наследника Рудольфа, с которым у художника сложились и хорошие личные отношения. Фотограф Эмили Драйден (Emily Dryden) из Нью-Йорка и скульптор Захиде Пиетри (Zahyd Pietri) из Пуэрто-Рико запустили необычный фотопроект «Fresh Faces» (Свежие лица), в рамках которого они создали необычные портреты, объединяя в них творчество с фруктами и овощами.
Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи.
По словам создателей каждое фруктово-овощное лицо имеет имя и личность. Что это такое. Второй вариант был написан уже при Рудольфе. В этих мероприятиях принимали участие аристократы и прелаты, центральной фигурой действа всегда был монарх.
«Голова и корзина с фруктами», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины
На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II.
Зима. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Портрет библиотекаря состоит только из вещей имеющихся в читальном зале. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах.
Арчимбольдо, отталкиваясь от concetti, писал метафорически-фантастические картины, в высшей степени типичные для маньеристского искусства49. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана.
Вариантов «Времен года» было несколько. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов).
Вообще художнику очень повезло с покровителями. Интерес к нему вспыхнул после выхода в свет монографии искусствоведа К. Касати в 1885 году. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31. Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Он воспринимался друзьями как человек с универсальной эрудицией и очень развитым творческим гением.
Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. Даже оторопь берет. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной.
Знаменитые портреты из овощей и фруктов стали трехмерными
Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают.
На воинственное начало указывают и пушки. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Имеются еще три картины-перевертыша, цикл «Четыре элемента», «Сезоны» и сохранившиеся в самом большом количестве во всем наследии Арчимбольдо Джузеппе картины «Времена года», причем все сезоны нарисованы в нескольких вариантах.
Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. Сначала картина висела так, чтобы можно было видеть прежде всего натюрморт.
Невероятные картины Джузеппе Арчимбольдо
Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4.