Картина Джузеппе Арчимбольдо Лето
Рудольф II был восхищен картиной и шестидесятичетырехлетний Джузеппе Арчимбольдо был возведен в титул пфальцграфа.
«Лето», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины
Он родился в Милане. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо. Расцвет творческой деятельности Арчимбольдо начался с поступление на службу к Габсбургам.
Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Эти трансформации стали источником вдохновения и предметом подражания для Сальвадора Дали. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира. Существует версия, что росписи в церкви св.
Невероятные картины Джузеппе Арчимбольдо
Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы. Разнообразные цветы, которые осветили первые лучи солнца, раскрываются навстречу ему. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди.
Юное лицо Весны как будто соткано из нежных цветов. Наконец, в «Воде» аллюзия на империю скрыта в коралловой ветви, напоминающей корону, в драгоценных камнях серег и в жемчужном ожерелье. На воинственное начало указывают и пушки. Автора картины звали Джузеппе Арчимбольдо (вариант — Арчимбольди), родился он в Милане в 1527 году. Образ этот зашифрован, каждая его деталь связана с необычной личностью Рудольфа. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года».
За «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» художник был пожалован почётным титулом пфальцграфа. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. — Розы на них становятся цветами зла, а овощи — сатанинскими символами. Но, постепенно Вы понимаете, что это человек, который просто растворился в своей работе.
На картину художника Джузеппе Арчимбольдо Лето
В полотне «Весна» раскрывается тема рассвета, юности. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. Предметы изображенные «малыми голландцами» на натюрмортах, часто представляли собой аллегорию, а картины имели символический смысл. Первый вариант серии «Времена года» относится к 1563 г. Из этих четырех картин Музей истории искусств в Вене обладает двумя — «Лето» и «Зима».
Личной концепцией художника, руководствуясь которой он создал свой образ мира, был вкус к «натуральной тайне». Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4. Известно, что в 1577 он дважды повторил «Времена года». Дата рождения художника неизвестна.
Известны два его изобретения, зафиксированные в мемуарах современников, — «Перспективная лютня» и «Цветовой клавикорд». Эти произведения настолько необычны, что вполне объясним вспыхнувший к ним интерес. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51.
Может, потому, что лица эти часто гротескны, может, потому, что, по словам Ж. Ф. Гийу, возникает ощущение «словно при виде пожираемой червями падали: роение, кишение жизни, питающейся распадом другой жизни». Его дедушка был архиепископом, отец — художником. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31. Еще современники сравнивали его с Фаустом и Просперо, героем последней пьесы В. Шекспира «Буря». В Древнем Риме Вертумн считался также покровителем торговли.
Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо. Публиковались и другие работы. «Сложносочиненная» эмблемно-герметическая конструкция, спрятанная в живых, реальных предметах, необычайно адекватна складывающемуся в Праге вкусу с его любовью к маске и курьезу, выдумке и неожиданности, а также высочайшей техничности исполнения.
Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. В этой картине Джузеппе Арчимбольдо предвосхищает идею Новалиса (1772 – 1801 гг. ) : Все поэтически созданное должно быть живым индивидом.
Овощные картины Джузеппе Арчимбольдо и скульптуры Филипа Хааса
Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. Имеются еще три картины-перевертыша, цикл «Четыре элемента», «Сезоны» и сохранившиеся в самом большом количестве во всем наследии Арчимбольдо Джузеппе картины «Времена года», причем все сезоны нарисованы в нескольких вариантах. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана.
И только после того как шведский коллекционер Олаф Гранберг в 1911 г. в Стокгольме опубликовал «Генеральную опись сокровищ искусств в Швеции», картины мастера получили известность. Первую серию фантастических портретов-коллажей художник выполнил для Максимилиана II в 1563 г., это были «Времена года». Данный стиль поощрялся императорами-заказчиками и даже служил предметом для подражания. «Арчимбольдески» уже в XVII в. наводнили Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы. Самое большое количество картин под названием «Весна». Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27.
Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов – огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами. Именно служба при дворе Рудольфа II (с 1570, когда Арчимбольдо был отправлен к пражскому двору для постановки сложного театрального представления, до 1587 года, когда он вернулся обратно в родной Милан) стала наиболее ярким периодом в творчестве художника. — Снимите капюшон, любезный, чтобы я мог увидеть, кто бросает мне такие обвинения. Вероятно именно Арчимбольдо выполнил эскизы для всех 7 гобеленов в Комо, включая изображение Смерти, — это доказывается простым сравнением стиля.
Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо.
На картину Джузеппе Арчимбольдо Лето
Зима. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах.
Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Первый фигурирует в инвентарной описи Градчанского замка за 1621 год, второй — в «Мантуанском диалоге» Грегорио Команини, одного из ближайших друзей художника. Второй вариант был написан уже при Рудольфе. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник.
Причудливые иллюзии в картинах 16-го века художника Джузеппе Арчимбольдо
Сохранилось мало его работ: обычно160— это портреты по грудь, в профиль, реже160— в фас. Так американский художник и кинорежиссерФилип Хаас (Philip Haas)в 2012 году создалхудожественную инсталляцию«Времена года», ставшая скульптурной переработкой цикла картин итальянского художника. Каждая из четырех скульптур, размером 4, 5 х 4 х 3 метра, состоит из разнообразных природных форм – цветы, плющ, мох, грибы, овощи, фрукты, деревья, кора, ветви, листья – вместе образующих портреты людей. Инсталляция «The Four Seasons» олицетворяла собой Зиму, Весну, Лето и Осень. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Лишь поэт, художник может выразить дух природы, ее внутренний разум. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. В полотне «Осень» тема среднего возраста, где осенние плоды освещены заходящим солнцем. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14.
По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены. И художник это выразил в портретах. Но главное здесь заключено не в передаче возраста. Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22.
В течение многих десятилетий Джузеппебыл хорошо известен и любим элитой общества. Ряд искусствоведов также утверждают, что стиль миланских работ Арчимбольдо отражает влияние Гауденцио Феррари10. Если смотреть в определенном положении на другую картину – можно увидеть натюрморт, состоящий из репы, редиски, лука, осота, грибов, каштанов и различных орехов, но стоит развернуть его на 180 градусов, как он превращается в аллегорический портрет человека, глаза которого «состоят» соответственно из грецкого и лесного ореха. Известно, что существовал (ныне его местонахождение неизвестно) автопортрет Арчимбольдо, написанный маслом в 1570 году, — единственный, если не считать рисунка пером, хранящегося в Национальной галерее Праги. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде. Среди этих замечательных ученых Арчимбольдо занимал не последнее место.
УхудожникаБьяджо Арчимбольдо в1526 годув городе Милане (Италия) родился сын – Джузеппе Арчимбольдо, который праславился своими аллегорическими картинами и стал основателемманьеризма. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную.
По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Упоминая об Александре Македонском как о высоком покровителе живописцев древности, он не преминул заметить: «Но кто требует новых примеров, тот должен, коли для него это возможно, отправиться к императору Римской империи РудольфуII — величайшему из современных нам ценителей живописи». Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Картин Джузеппе Арчимбольдо дошло до нас чрезвычайно мало. Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать». Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник.
Иллюзии в картинах Джузеппе Арчимбольдо
Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей именуемых «арчимбольдесками». Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха.
КартиныАрчимбольдо могут казаться шутливыми, гротескными, но благодаря тому, что флора и фауна выписана вплоть до мельчайших деталей, его работами восхищаются на протяжении столетий. В его работах усматривают предвосхищение сюрреализма, не случайно Сальвадор Дали черпал в них вдохновение. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода.
Арчимбольдо Джузеппе, картины которого вызывали интерес у королевских особ, долгое время (около 25 лет) был придворным художником Габсбургов. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее. В полотне «Осень» тема среднего возраста, где осенние плоды освещены заходящим солнцем.
Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. АРЧИМБО769ЛЬДО (Arcimboldo) Джузеппе (1527, Милан — 11 июля 1593, там же) итальянский художник. Всё славит обильный урожай. «Вертумн» был особенно оценён обществом и в особенности самим Рудольфом. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Изобретательностью сочетаний предметов Арчимбольдо напоминает Иеронима Босха, но если у Босха каждая деталь — символ и для точного «прочтения» его картин нужно хорошо владеть средневековой эмблематикой, то у Арчимбольдо картина представляет собой виртуозно исполненный коллаж.
В картине «Лето» (1573, Лувр) развита тема знойного летнего полдня, символизирующего молодость. Портрет Рудольфа-Вертумна в образе загадочного бога садов, природы и изменчивости бога перемен как бы объединяет и продолжает обе эти серии (1591). Почему.
Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. На автопортрете (в одной из французских монографий воспроизведен его черно-белый вариант) лицо философа, мыслителя, человека громадного интеллекта. Позже эти собрания стали основой знаменитого музея-кунсткамеры РудольфаII. Творческое наследие Арчимбольдо плохо идентифицировано, особенно это касается ранних его работ и картин в традиционном стиле. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года».
Описание картины Джузеппе Арчимбольдо «Флора»
Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Только позже она была перевернута, чтобы вызывать смех. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства. Это латинская надпись: «Guseppe Arcimboldo.
Даже оторопь берет. При этом 12 августа 1587 года датировано распоряжение Рудольфа II о награждении художника 1500 флоринами за длительную службу царствующему дому37. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Полотно входит в цикл «Профессии». Весна показывает нам его в самые юные годы, с лицом, полным свежих цветов Лето — как молодого человека, отсюда фрукты, которые созрели Осень (утраченная картина) изображает уже зрелого мужчину, а Зима представляет старца с редкой растрепанной бородой, со сморщенной и увядшей кожей.
Уже после смерти Рудольфа гениальный астроном Иоганн Кеплер, один из виднейших деятелей Пражской школы, в своей работе «Рудольфовы таблицы», подводящей итоги многолетним астрономическим исследованиям, ставил Рудольфа в один ряд с Юлием Цезарем и Альфонсо Мудрым, которые всегда сознавали высокую роль всеобщего просвещения и значение индивидуального образования, постоянно содействовали развитию науки, объединяли вокруг себя знаменитых ученых и художников. Картины художника при жизни вызывали споры. Всего сохранилось около 20 его картин, однако утрачено намного больше, судя по упоминаниям современников и в документах. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. Неимоверно удивившись, Джузеппе направился к зеленщикам. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж.
С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). В период его правления творчество художника было наиболее плодотворным: знаменитый цикл «Четыре стихии» («Вода» и «Огонь» находятся в Музее искусств в Вене, местонахождение «Земли» и «Воздуха» не установлено), несколько повторений серии «Времена года» (один из вариантов 1573 был приобретен Лувром), «Адвокат», «Повар», «Официант» (две последние картины, а также множество других, написанных в этот период, утеряны). Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. Там есть еще эмблема Габсбургов — огниво. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Некоторые историки искусства считают произведение портретом самого Максимилиана II.
Вода. Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. На праздничной процессии 1571 года император предстал именно в костюме Зимы, что также намекало на его роль владыки всего мира. Это было продолжение позднего Средневековья – искусство, воплощающее идеи. Сначала картина висела так, чтобы можно было видеть прежде всего натюрморт.
Другие картины Джузеппе Арчимбольдо
Природа это одновременно бесконечное растение, бесконечное животное и бесконечный камень. В своем главном сочинении «О тайной философии» (1510) Агриппа пишет: «Имеются всего четыре стихии или элемента, то есть четыре основания для всех телесных вещей. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году). Его кора подобна коже, ветви – волосам. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году.
Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Цвет здесь «знойный», насыщенный, «летний». Загадочна живопись этого художника и загадочна его жизнь.
В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман. Команини превосходно уловил поэзию «Флоры», соотнесенность отдельного с целым и проявление целого в отдельном. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма.
Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. Он создавал для них яркую, нарядную сценографию.
РудольфII, собравший в Праге, согласно преданию, несколько десятков алхимиков, не столько мечтал о получении «алхимического золота», сколько испытывал потребность сотрудничать с силами «астрального» мира. Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей именуемых «арчимбольдесками». Такого рода представления являлись и элементом имперской пропаганды, демонстрируя прочность положения государства и величие монархии. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции».
Необычайные картины Арчимбольдо
Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Джузеппе, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. Маньеризм — всегда искусствовысокой игры. Недаром он стал героем пражских мифов, повествующих о его общении с духами. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи.
В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. Итальянский художник периода маньеризма. Из них образуется всё, но образуется не путем смешения. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Портрет библиотекаря состоит только из вещей имеющихся в читальном зале.
Краски нежные, как на утренней заре под первыми лучами солнца. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников – Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»). Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Дата рождения художника неизвестна. Император Рудольф II в 1580 году пожаловал Арчимбольдо дворянство. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51.
На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»). Фамилия Арчимбольдо – южногерманского происхождения. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. На воинственное начало указывают и пушки. Главная обязанность Арчимбольдо, помимо писания королевских портретов, состояла в приведении в порядок и украшении знаменитого «Кабинета», включающего необозримую коллекцию произведений искусства и редкостей или «курьезов», как их тогда именовали.
Урок-практикум «ученики джузеппе арчимбольдо»
Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». В своей работе О тайной философии (1510 г. ) Агриппа пишет: Есть всего четыре элемента или стихии, т. е. четыре основания для всех телесных вещей.
В полотне «Лето» торжествуют яркие краски, здесь царствуют груши, золотистые колосья пшеницы. С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. Сын Луини, однако, общался с Джузеппе Арчимбольдо и показывал ему альбомы и записи Леонардо, оставшиеся в семье. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. В своей знаменитой «Книге художников» (1604) Карел ван Мандер восторженно отзывается о безупречном вкусе императора, его глубоком понимании живописи и благородстве по отношению к людям искусства. При дворе РудольфаII, как и во всей Европе, была особенно популярна магическая теория знаменитого немецкого ученого Агриппы Неттесгеймского (1486–1535), построенная на той мысли, что как высшее влияет на низшее, так и обратно — всё низшее влияет на высшее, только в меньшей степени. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии.
По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28. Уже в 1563 году из под его кисти миру начинают являться знаменитые аллегории времён года. «Арчимбольдески» уже в XVII в. наводнили Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы. И это есть принципы и начало всех тел их свойств и их чудесных действий. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. (Giuseppe Arcimboldo), (1527-1593) известен как художник-иллюзионист — автор удивительных портретов, составленных из обилия всего растущего и цветущего на земле. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6.
Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Лето – женское лицо, составленное из колосьев, фруктов и овощей, а Зима – лицо старика. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Всё славит обильный урожай. Изобретательностью сочетаний предметов Арчимбольдо напоминает Иеронима Босха, но если у Босха каждая деталь — символ и для точного «прочтения» его картин нужно хорошо владеть средневековой эмблематикой, то у Арчимбольдо картина представляет собой виртуозно исполненный коллаж.
С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Это всё равно, полагаю ли я универсум в себе или себя в универсуме. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. При дворе Рудольфа II, который особенно любил его живописные работы, Арчимбольдо также занимался закупкой произведений искусства (его стараниями в Прагу попали произведения Дюрера и Брейгеля) и разнообразных редкостей и диковинок для императорской кунсткамеры. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie – театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века.
В 1570 году его оправляют в Прагу, ко двору наследника Максимилиана II Рудольфу. Характерно, что и Максимилиан II и Рудольф II заказывали художнику авторские повторения его знаменитых циклов для того, чтобы дарить их своим политическим оппонентам и союзникам. В полотне «Весна» раскрывается тема рассвета, юности. Несмотря на очевидную фантастичность эти коллажи словно имеют свой характер — глядя на название картины понимаешь насколько точен и характерен образ. На полотнах «Лето» (на воротнике вплетена подпись художника, а на рукаве имеется дата) и «Осень» (последняя изображена в виде Вакха, с головой, увенчанной виноградными гроздьями и листьями) — композиции из фруктов и овощей, на портрете «Весна» — цветочная композиция, «Зима» — ветвистое дерево с кислым лимоном.
- Вакханалия природы в полотнах Джузеппе Арчимбольдо
- Краткая биография Джузеппе Арчимбольдо
- Портретные натюрморты от Джузеппе Арчимбольдо
- Средневековый сюрреалист Джузеппе Арчимбольдо
- 15 малоизвестных фактов об удивительных портретах Джузеппе Арчимбольдо
- Времена года Джузеппе Арчимбольдо
- Картина Лето Джузеппе Арчимбольдо (1527-1593)
Вообще художнику очень повезло с покровителями. Однако история натюрморта ведет свое начало от античности. Хочется подчеркнуть, что картины Арчимбольдо не являются «шутками, выдумками, предназначенными для кабинета редкостей», как утверждает Ч. Стерлинг, крупнейший специалист в области испанского и фламандского натюрморта XVII в. Если говорить о «натюрмортах» Арчимбольдо, то, помимо громадного, покоряющего мастерства и блестящей виртуозности, они всегда «одушевлены», что объясняется натурфилософскими идеями, заложенными в них.
Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Гармония, с которой плоды и животные сочетаются в изображении человеческих голов, символизирует гармонию империи под благим правлением Габсбургов. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо».
Например, «Огонь», он же Марс, т. е. Фигура пожилого и усталого человека возникает из древесного пня (символ прочности и стабильности), проросшего узловатыми ветвями, переплетение которых создает форму императорской короны. Посмотрите на эту картину. В начале 1550-х гг. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Адам Арчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26.
В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Это суть огонь, земля, вода и воздух. Перед вами картоны для витражей этого собора подготовленные Арчимбольдо (совместно с отцом).
Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи (Бернардино Луини), у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Активно участвовал в придворной жизни Европы в роли портретиста и декоратора празднеств (Вена, Париж и Прага при дворе короля Рудольфа II). В литературе XVII – XVIII веков он не упоминался вовсе. Живописи, вероятно, начинал учиться у отца, который сам был художником.
- ЛЕТО ПО КАРТИНЕ ДЖУЗЕППЕ АРЧИМБОЛЬДО
- Картины — Арчимбольди, Джузеппе
- Арчимбольди ДжузеппеКартины и биография
- Описание Картины Лето Джузеппе Арчимбольдо
Это суть земля, воздух, огонь и вода. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. Круг его обязанностей был очень широк: он оформлял разнообразные торжества (от театрализованных представлений до дворцовых празднеств), занимался инженерными разработками изобретал различные механизмы.
Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать». В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». В сочетании с гармоничными, природными тонами и полутонами портреты будят воображение. Портрет императора Максимилиана с семьей Максимилиан II, по характеристике историка Т. Грановского, «принадлежал к числу тех благородных умов и характеров, которые не часто встречаются в век, волнуемый религиозными страстями и фанатизмом». В 1570 Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет — смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу.
Вплетённая в круговорот этих символическихобозначений, персона императора Максимилиана из серии Времена годав её аллегорическом истолковании (в облике зимы, таящей в недрахсвоих золотые плоды будущего лета, в соответствии с представлениемо том, что зима — голова года, как считали римляне) утверждаетидею постоянства и высшей, природной естественности императорскойвласти, священной империи Габсбургов. Б. Гейгер рассматривал творчество художника как инверсию, когда в красоте видится уродство или наоборот, поскольку безобразие превышает собой красоту, развлекая царственного заказчика45. Первую серию фантастических портретов-коллажей художник выполнил для Максимилиана II в 1563 г., это были Времена года. Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II. С одной стороны поражает символическая точность художника, настолько метко он отобразил дух каждого времени года.
- Джузеппе Арчимбольдо или Натурфилософия в красках
- Рабочие моменты Джузеппе Арчимбольдо
- Разносторонность интересов художника
- Аллегория в портретной живописи
При дворе Рудольфа II, который особенно любил его живописные работы, Арчимбольдо также занимался закупкой произведений искусства (его стараниями в Прагу попали произведения Дюрера и Брейгеля) и разнообразных редкостей и диковинок для императорской кунсткамеры. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55. Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо и его жизнь. Его отец был художником, дядя – архиепископом, умным и образованным человеком. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи.
На родину Арчимбольдо вернулся в возрасте шестидесяти лет довольно известным художником. Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане. Несколько позже (1566) появились «Элементы». Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея).
Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ – «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Однако он заявил, что в некоторых витражах можно рассмотреть элементы будущего стиля arcimboldesque. В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы. На портретах императора мы видим тяжелый подбородок Габсбургов, заросший кустистой бородой (колючие растения), черные, круглые, блестящие глаза (вишня и ежевика), одутловатые круглые щеки (наливные красные яблоки), выпуклый лоб (тыква), оттопыренные уши (початки кукурузы).
- Самое интересное в виде мозаики
- Занимательный мир Галины Старостиной
- Филиал Лувра открывается в Абу-Даби
- Альбертина — самый посещаемый музей Вены
КЛЮЧЕВАЯ ТЕМА НАТЮРМОРТ: В XVII веке в Голландии и Фландрии возник новый самостоятельный жанр живописи – натюрморт (nature morte – «мертвая природа»), – представляющий собой изображение неодушевленных предметов. Как вы думаете — когда она была написана. Этот калейдоскоп увлекателен и в то же время немного пугает. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31. Что это такое. Cерия времена года, пожалуй самая моя любимая, хотя четыре стихии, перевертыши и профессии тоже весьма.
Автора картины звали Джузеппе Арчимбольдо (вариант — Арчимбольди), родился он в Милане в 1527 году. Обе эти серии (составляюшие по Аристотелю «Универсум») символизируют связь микрокосма с макрокосмом, т. е. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному». Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Эти рисунки поразили воображение молодого художника и остались в его памяти. В недавно изданной книге Н. П. Гордеева «Пражская научная школа» утверждается, что «Рудольф стремился к универсальному знанию (пансофия), а через него к познанию гармонии мира и созданию гармонического общества. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось.
- ТОП 10 памятников всемирного наследия ЮНЕСКО в Испании
- Собор Святого Якова в Сантьяго-де-Компостела
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Картина Лето – Арчимбольдо Джузеппе
Рисунок в Лувре — «Повар» — составлен из кухонных элементов. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Согласно мифу, Вертумн мог принимать любой образ. Только художник, поэт выражает «дух природы», ее «внутренний разум».
Данный стиль поощрялся императорами-заказчиками и даже служил предметом для подражания. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563 год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий — «Огонь» и «Вода», 1566 год, в Венском Музее истории искусств.
Дата рождения художника неизвестна. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Вероятно именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо. Публиковались и другие работы20.
В его композициях зритель встречал много новых, лишь входивших в обиход изображений малоизвестных ранее животных (например, тюленя, спрута и др. ) все они выписаны тщательно и безошибочно, как на иллюстрациях ко всякого рода «Описаниям» и «Театрам», распространявшимся тогда по всей образованной Европе вместе с картами далеких городов и стран. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. В то же время он — инженер, конструктор гидравлических машин, создатель фонтанов, принимает участие в основании музея искусств. Обратимся теперь непосредственно к «Временам года».
Маньеризму присуща претенциозность. Арчимбольдо показал, как тесно связаны между собой человек и природа. Тема картины «Зима» выражена в образе старика, кутающегося в сплетённую из соломы накидку. В полотне «Лето» торжествуют яркие краски, здесь царствуют груши, золотистые колосья пшеницы.
Согласно Новалису, поэт обуздывает первобытные хаотические стихийные силы. Император Рудольф II в 1580 году пожаловал Арчимбольдо дворянство. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II.
К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50. Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей именуемых «арчимбольдесками».
Образ «Воды» Арчимбольдо составил из рыб, ракообразных, осьминогов и жемчужин, «Повара» – из кухонной утвари, а «Лето» (1573) представил в виде созревших плодов. Зритель, смотря на это полотно, сначала видит кипу книг, разложенных причудливым образом. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20. Второй вариант этой серии датируется 1573 г. и приобретен Лувром в 1964 г. Цикл «Стихии» относится к 1566–1571 гг.
С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Вариантов «Времен года» было несколько. В этой картине поражают удивительная естественность, полное отсутствие всякой «заданности», мастерство, с которым художник компонует многочисленные плоды и овощи, будто сами собой составляющие лицо «Осени».
Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. В течение двух лет пребывания на службе у императора Фердинанда I, помимо портретов императорской семьи, художник написал цикл «Времена года» (1563 год, включает четыре портрета-аллегории). Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4. В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени.
Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. Ярко сверкают растения на темном фоне, который символизирует ночь. Человек и природа объединяются воедино.
Помимо цветочных и предметных натюрмортов, получили развитие натюрморты в стиле «суета сует» (vanitas), требующие от зрителя знания библейских и религиозных сюжетов, а также натюрморты-обманки. Лучшая, может быть, работа Арчимбодьдо — его портрет Рудольфа. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Наиболее известны два больших цикла — «Времена года» и «Стихии». — возмутился Джузеппе.
Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. Мы смотрим и получаем впечатление не от носа или глаз, а от всего лица). —Твои картины не угодны Богу. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. Многие искусствоведы по сей день бьются над вопросом, как время зарождения барокко могло создать такого своеобразного художника, тем не менее удачно вписавшегося в господствовавший тогда стиль «маньеризм».
Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. Он был известен как автор картин в стиле «каприччо» – причудливых импровизаций, которые пользовались большим успехом.
За «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» художник был пожалован почётным титулом пфальцграфа. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента.