Картина Иван Грозный И Его Сын
Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года
Вандал, 37-летний мужчина, житель Воронежа, задержан. Но вот самого царя, правившего страной почти четыре десятка лет, не было. Однако Василий Вадимович Бойко-Великий знает, что делает. Трагедия произошла в Угличе, где царевич жил с матерью Марией Нагой. Также достоверно его сообщение о разводах царевича Ивана, совершенных по воле Грозного. Один из посетителей Третьяковки, незамеченный смотрителем, подошел к картине и с криком: «Довольно крови.
Еще больше интересных подробностей в его автобиографии и рассказе о Москве. При написании Репин мучился и переживал, постоянно переписывал различные детали. В результате царевич впал в нервную лихорадку, от которой и скончался. Лихачевым, который обнаружил письмо царя, адресованное боярину Никите Романовичу Юрьеву и дьяку Андрею Щелкалову: «Которого вы дня от нас поехали и того дни Иван сын разнемогся и нынече конечно болен и нам для сыновни Ивановы немочи ехати в середу нельзя и вы б о томъ помыслили, как тому быти, что король гонца своего прислал, а велит делати наскоро и вы б к нам отписали, как о гонце о королеве быти, а нам, докудова Бог помилует Ивана сына, ехати отсюды невозможно». Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина».
Третья версия гласит: дурную роль сыграл репинский мистицизм. Но чем больше новгородцы и гости праздника всматривались в памятник, тем больше росло недоумение: среди правителей России не было Иоанна Васильевича IV «Грозного» – царя, запятнавшего себя позором массовых казней Новгорода Великого. Вслед за этим замучили князя Никиту Романовича Одоевского: «Ово срачицу его пронзинувши в перси его тамо и овамо торгати той же в таковых абие мучениях скончался».
«Абрам Балашов, 29 лет из старообрядцев, находясь в Третьяковской галерее, в 10. 30 серповидным ножом садового типа сделал на картине три продольных разреза, от 8 до 8, 5 вершка каждый» – так сообщила о происшествии газета «Новое время» от 16 января 1913 г. Шум тогда поднялся до небес. Сегодня эта версия не считается окончательно доказанной. Любой источник, даже заведомо недостоверный или очевидно субъективный, все равно содержит важную информацию для исследования. В тот день сын Ивана Грозного был ещё жив, хотя и сильно болен – лежал в горячке.
У Ивана Грозного было пятеро сыновей. Но вот как она разрешилась – загадка. Нейтральные свидетельства Московского, Безднинского и Пискаревского летописцев о том, что царевич «преставися», оказываются в меньшинстве. После этого арт-группа «Митьки» в насмешку над этой петицией объявила о том, что начала работу над картиной «Митьки дарят Ивану Грозному нового сына», которой при необходимости можно будет заменить полотно Ильи Репина. Возникали и рушились версии – что же собственно произошло.
Кстати, Гаршин также послужил Репину моделью главного героя картины «Неждали». Спланированный идейный акт принципиального борца с «фальсификацией истории».
Позже мысль написать картину «Иван Грозный и сын его Иван» пришла в голову художника, когда он возвращался с концерта Н. А. Римского-Корсакова, под впечатлением от симфонической сюиты «Антар». На первой же витрине глаз услаждает батарея бутылок.
Картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван»
Узнав об этом, хранитель Третьяковской галереи Егор Хруслов бросился под поезд. Автор самой широко распространенной (бытовой) версии трагической ссоры отца с сыном – Антонио Поссевино. Он также писал: «Какая-то кровавая полоса прошла через этот год, чувства были перегружены ужасами современности, но к ней страшно было подходить— не сдобровать. Русской интеллигенции некуда было деваться — никакого другого источника, кроме Карамзина, у нее не было (да и до сих пор, кажется, нет).
А эта картина просто отвратительна». Писалась картина мучительно: «Писал — залпами, мучался, переживал, вновь и вновь исправлял уже написанное, упрятывал с болезненным разочарованием в своих силах, вновь извлекал и вновь шел в атаку. Далее тему смертоносного царского посоха с острым железным наконечником подхватил и граф Алексей Константинович Толстой, автор первого русского исторического романа «Князь Серебряный» (опубликован в 1863 году), пьес «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис», в которых он представил Грозного как жёсткого тирана, губителя лучших боярских родов, подавлявший все благородное и взрастивший подлую опричнину.
Лицо царевича получилось великолепно— нанем ясно видна печать смерти. Матерью первых трех – Дмитрия, Ивана и Федора – стала царица Анастасия Романовна. И он, решив следовать тренду, не прогадал: полотно имело огромный успех. Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича. Неожиданно её посетил великий князь московский.
Картина «Иван Грозный и сын его Иван»
Поссевино пишет, что тот «разузнавал правду» и достоверно выяснил следующее: «Все знатные и богатые женщины по здешнему обычаю должны быть одеты в три платья, плотные или легкие в зависимости от времени года. Старший, Дмитрий (1552–1553), погиб, не достигнув годовалого возраста, в результате несчастного случая. После этого арт-группа «Митьки» в насмешку над этой петицией объявила о том, что начала работу над картиной «Митьки дарят Ивану Грозному нового сына», которой при необходимости можно будет заменить полотно Ильи Репина11. Авторы таких сентенций в силу безграмотности не подозревают, что среди иностранцев были те, кто писал о России и русских с симпатией (вспомним П. Йовия, И. Фабри, А. Кампензе, М. Литвина), но главное не в этом.
Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Причем, картина Иван Грозный и сын его Иван в этом смысле особенно плохая, ее натурщик умер страшнее всех. Прежде чем его оттащили и связали, он успел нанести полотну множество серьезных ран. Версия «сыноубийства» появляется только в качестве слуха – с приставкой «глаголют нецыи», в более поздних письменных источниках уже XVII века, созданных во время или после Смутного времени и основанных на записках явных врагов России иностранных посланников Джерома Горсея и папского нунция Антонио Поссевино, которые приводят абсолютно разные, явно недостоверные, версии якобы произошедшего «сыноубийства».
Царь Иоанн Васильевич Грозный, полвека правивший Россией, был первым русским Царем, помазанником Божиим, укрепившим единодержавие и единозаконность на Руси, двукратно увеличившим территорию России, расширивший торговые пути и связи России со всем миром, основавшим многие города Российские, подавлявшим еретические движения. Утром 16 января 1913 года один из посетителей Третьяковской галереи вдруг бросился к картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» и изрезал ее ножом. «Учитывая исторические факты и отдельные литературные данные, при исследовании останков Ивана Грозного, его сыновей Ивана и Федора, а также Скопина-Шуйского» экспертам поручили выяснить ряд вопросов. Учитывая жестокость самодержца, его принимали бездоказательно, хотя эта картина, размещенная на выставке в 1885 году под названием «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» вызвала крайнее возмущение обер-прокурора Святейшего Синода и выдающегося русского мыслителя Константина Петровича Победоносцева, который в письме к Александру III незамедлительно указал на несоответствие сюжета картины действительности: «Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент чисто фантастический». Впечатление от кровавых событий 1881 года было усилено впечатлением от симфонической сюиты Римского-Корсакова «Антар» и воспоминанием о бое быков, который художник увидел во время своего путешествия по Европе в 1883 году.
По его словам, в те времена на всех европейских выставках «в большом количестве выставлялись кровавые картины». Трактат «Московия» Поссевино писал в 1581–1583 годах, а впервые опубликовал его в 1586-м. Здесь и коньячок «Картель» (сначала прочла «Каратель») и виски и вино и пиво Сибирская корона.
В свою очередь Карамзин опирался на свидетельства иезуита Антонио Поссевино. В результате «отвратительная» картина была снята с выставки, ее владельцу Павлу Третьякову запретили показывать столь реалистичное полотно публике. Во-первых, «имеются ли на останках трупов следы каких-либо механических повреждений, а в случае установления их следовало определить характер повреждений и то, каким орудием они нанесены». При исследовании останков была проверена версия об отравлении царя Иоанна Грозного.
Правдивые факты о картине Репина «Иван Грозный убивает своего сына»
Директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева заявила, что картина не будет убрана из постоянной экспозиции10. Четвертый сын Грозного, Василий (1563, от брака с Марией Темрюковной), не прожил и двух месяцев. Неожиданно ее посетил великий князь Московский. Те, кто разузнавал правду (а при нем в это время находился один из оставленных мною переводчиков), передают как наиболее достоверную причину смерти следующее: все знатные и богатые женщины по здешнему обычаю должны быть одеты в три платья, плотные или лёгкие в зависимости от времени года.
Как сожалеет Иван Грозный – он бы все отдал за жизнь сына и как сыну хорошо и уютно быть в заботливых руках отца, где нет интриг и борьбы за власть. Споры об этом полотне не утихают до сегодняшнего времени. Иван Грозный убивает своего сына картина написана Ильей Репиным в 1885 году. Его дальний родственник граф Лев Толстой в предисловии к «Князю Серебряному» писал: «При чтении источников книга не раз выпадала у него из рук и он бросал перо в негодовании не столько от мысли, что мог существовать Иоанн IV, сколько от той, что могло существовать такое общество, которое смотрело на него без негодования». Серповидный нож садового типа он купил тем же утром в магазине Роберта Кенца.
Все либеральные реформы в стране были свёрнуты. Нельзя согласиться с мнением публициста Вячеслава Манягина, который полагает, что встреча царя и его легко одетой невестки – вымысел Поссевино, поскольку «на женскую половину терема не мог проникнуть никакой мужчина, хотя бы он был самым близким родственником». «Живая смерть, убийства и кровь составляют влекущую к себе силу», – подчеркнул Репин.
Зачем вандал испортил картину «Иван Грозный и его сын Иван»: три главных версии
Восстановленная картина вернулась в экспозицию весной того же года. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения идеалов. Опричникам Грозного такие широкие полномочия и не снились. Грозный прогнал посла, сославшись на еретичность католической веры. Он был очень тяжело ранен в голову, почти в висок, этим же самым посохом. Во-вторых, «вне зависимости от отсутствия или обнаружения механических повреждений не меньший интерес имело выяснение вопроса о возможности отравлений».
В русских документах Поссевино именуется «ученым попом», «доктором» и «язовитом». По ходу ссоры отец ударил сына не в висок, а в ухо и не остриём посоха, а жезлом. И первоначально картина так и называлась – «Сыноубийство». Результаты химического исследования также не вызвали особых вопросов у судебных медиков.
Прекратились опалы и казни. На юго–востоке России османы взбунтовали ногайцев и луговую черемису. Вкаком-то смысле эта работа оказалась провидческой. Косвенно подтверждает это и показание вкладной книги Троице-Сергиева монастыря.
Считается, что это было первым случаем цензуры художественных выставок в России. Я вспомнил о царе Иване». Некоторые считали картину настоящим шедевром, а другие откровенно критиковали.
Это второе нападение на картину за ее историю. Умер он только три дня спустя, а вовсе не на месте от удара в висок. Надо сказать, что и в ХIX и в начале ХХ века серьезные историки «не либерального толка» с достаточным сомнением относились к клеветническому слуху, обвиняющему Царя Иоанна Васильевича в убийстве своего сына.
Ссора отца с сыном имела место, это факт. Когда подбежавший в суматохе другой посетитель спросил Балашова: «Что вы сделали. », тот опять ответил: «Довольно крови». Ему было всего 33года.
По мнению Анны Хорошкевич, посох являлся «повседневным символом власти». Пышным цветом расцвела коррупция, казнокрадство и преступность. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней», — вспоминал Репин. На моих друзей она производила то же впечатление.
Как видим источник нельзя назвать достоверным и надежным. Я отворачивался от этой картины, прятал ее.
Исследования останков отравленного (о чем уверенно говорят исторические повести эпохи Смуты) Скопина-Шуйского показали незначительное превышение нормы по мышьяку и гораздо меньшее содержание ртути по сравнению с данными экспертизы по царице Марии Нагой, которая умерла во время осады Московского Кремля войсками Второго ополчения, скорее всего, от истощения (вдову Грозного к этому времени забыли, травить ее не имело никакого политического смысла). Отсутствуют какие-либо достоверные сведения об этом в первоисточниках XVI века. Весь торс очень асимметричен.
Картина Иван Грозный убивает сына, Илья Репин
Картина также получила неофициальное название «Иван Грозный убивает своего сына». Я вспомнил о царе Иване»2. Ну не пива же по 195 рублей жахать человеку из Воронежа.
Счем это было связано— неизвестно. Откуда же взял это Карамзин.
Перед этим в гневе на отца сын горячо укорял его в следующих словах: «Ты мою первую жену без всякой причины заточил в монастырь, то же самое сделал со второй женой и вот теперь избиваешь третью, чтобы погубить сына, которого она носит во чреве». Так что, поздравляем вас, господин, соврамши. Если же надевают одно, о них идёт дурная слава.
16 января 1913-го года старообрядец и иконописец Абрам Балашов порезал картину ножом. Падающее стекло сильно повредило авторскую художественную раму17. Так, в останках великих княгинь Евдокии Дмитриевны (жены Дмитрия Донского) и Софьи Фоминичны (Палеолог, жены Ивана III) было обнаружено одинаковое количество мышьяка – 0, 1–0, 3 мг, что превышает показатели содержания мышьяка в останках Дмитрия Шемяки – 0, 013–0, 21 мг. Экспертиза установила отсутствие каких-либо следов крови на волосах Царевича.
Государевых комнат насчитывалось три: передняя, средняя и задняя. Он был очень тяжело ранен в голову, почти в висок, этим же самым посохом.
«Иван Грозный убивает своего сына» картина Репина
Прежние картины того же Репина отличались этой наклонностью и были противны. В то время были захвачены многие северо–западные русские земли, крупнейший по тем временам город Псков был в многомесячной осаде. Царь дал по душе сына огромные вклады не только в Троице-Сергиев, но и в другие монастыри. ТАСС-ДОСЬЕ.
Из задней комнаты «сенцы» выводили в переход, который вел к «столчаковой избе» (туалету), а оттуда переходами можно было добраться и до хором царицы. Да и они не противоречат версии о смертельном ранении Ивана Ивановича в ссоре с отцом. Мне минутами становилось страшно. Однако в этом и был замысел Репина — представить зрителю человечность грозного царя, который, убив собственного сына, потерял весь свой «царский» облик и превратился в обычного напуганного старика. Он был освидетельствован врачами и признан сумасшедшим («глубоким дегенератом с ярко выраженным слабоумием»).
В Третьяковке мужчина повредил картину Иван Грозный убивает своего сына
Как бы там не было версия сыноубийства была принята Репиным положительно.
Поза сына похожа на фигуру Христа в полотне Эль Греко «Снятие с креста». После этого вопрос о возможном отравлении царя Ивана и его сыновей забыли на целых 40 лет. «Я был наконцерте Римского-Корсакова. Как сообщается, он разбил стекло и нанес повреждения полотну.
Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года
Тогда Александр III запретил публичный показ картины. Картину долго восстанавливали, а из-за этого акта вандализма хранитель Третьяковской галереи покончил жизнь самоубийством, бросившись под поезд. Факт убийства царем своего сына до недавнего времени считался неоспоримым.
Илья Репин написал это историческое полотно на основе одного из сюжетов «Истории государства Российского» Н. Карамзина. Но вот в новгородском «Временнике», который в те годы вёл дьяк Иван Семёнович Тимофеев, появились сведения о том, что по России пошли слухи, будто бы царевич погиб от руки отца: «Некоторые говорят, что жизнь его угасла от удара руки отца за то, что он хотел удержать отца от некоторого неблаговидного поступка» Дьяк Тимофеев ничего не говорит о инциденте с женой царевича, но упоминает, что речь шла о сугубо военных делах – дескать, царевич будто бы желал пойти в поход на поляков, но отец был против и спор – слово за слово – перерос в драку. Также академик Герасимов подверг сомнению, что царь мог кого-либо лично убить. На картине Репина Царь Иоанн изображён в самом безобразном виде.
Если же надевают одно, о них идет дурная слава. Как известно, картины Репина имеют непростую ауру. Согласно результатам исследований останков Елены Глинской (матери Ивана Грозного) и Анастасии Романовны (его первой жены), количество мышьяка превысило нормы его естественного содержания в организме в 10 раз – 0, 8 мг (на 100 г массы). 25 мая 2018 годав Москве в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ) злоумышленник повредил картину Ильи Репина Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года (также известна под названием Иван Грозный убивает своего сына).
Картина Репина изображает эпизод из жизни русского царя Ивана Грозного. Выходит, что убил. И картина крови имела большой успех». Сведения Поссевино, вращавшегося в высших сферах, довольно точны. Роковая ссора отца с сыном произошла вечером 9 ноября 1581 года.
Например, Московский летописец свидетельствует, что Иван IV «мнети почал на сына своего царевича Ивана Ивановича о желании царства и восхоте поставить ему препону, нарек на великое княжение царя Семиона Бекбулатовича». Да и водки на разлив (как, впрочем и хересу) в Братьях Третьяковых нету. И такие свидетельства имеются. Проходя через залы, он сперва остановился перед картиной «Боярыня Морозова» и что-то шептал перед ней, а при входе в зал, где находится работа Репина, вдруг с неистовым криком бросился к ней, перескочил через ограждающие барьер и шнур и со словами: «Довольно смертей, довольно крови» три раза полоснул картину ножом. Павлу Третьякову было предписано «не допускать для выставок и вообще не дозволять распространения её в публике какими-либо другими способами». Ну не коньячок – полтыщи за флакончик.
Мне минутами становилось страшно. Сообщения Мазуринского летописца и Латухинской Степенной книги восходят к «Хронографу» 1617 года, но другие источники не связаны друг с другом. Человек с ножом восклицал: «Довольно крови. Она тотчас поднялась ему навстречу, но его уже невозможно было успокоить. Русские хроники о причинах смерти царевича пишут ясно и недвусмысленно: «Яко от ярости отца своего пришла ему болезнь, от болезни же и смерть».
Описание картины «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года»
Ну не виски же по 350 рублей 50 миллилитров. Через 10 дней – 19 ноября – царевич скончался. Федор (1557–1598) после кончины отца стал последним царем из династии Рюриковичей: у него детей мужского пола не было. Вопрос, убивал царь своего сына или нет, даже не стоит. Любопытнее всего, что ничего нового эти люди не сказали.
Богатая милостыня была отправлена на православный Восток. Вот такая ссора и окончилась трагедией. После того как в 1990-х годах провели исследование захоронений московских великих княгинь и цариц, был выявлен факт отравления той же сулемой матери Иоанна Васильевича Елены Васильевны Глинской (умерла в 1538 году) и его первой жены Анастасии Романовой (умерла в 1560 году).
Тем не менее споры об «Иване Грозном» Репина не прекращаются и до сего дня. Я вспомнил о царе Иване». «Сын Иван был убит великим князем московским в крепости Александровская слобода. Исполнялась симфония Антар. Активизировались и российские революционеры – так, численность подпольной организации «Земля и воля», мечтавшей о свержении самодержавия, составляла 3 тысячи человек – причём большая часть из них принадлежала к дворянскому сословию, что неудивительно: дворянские семьи после отмены крепостного права стали стремительно беднеть.
К слову, вражда царя с сыном отразилась и в народных песнях, где сюжет «гнев Ивана Грозного на сына» встречается в разных вариациях. Как вспоминал Репин: «Писал— залпами, мучался, переживал, вновь и вновь исправлял уже написанное, упрятывал с болезненным разочарованием в своих силах, вновь извлекал и вновь шел в атаку. Выходка пьяного хулигана.
Картина поразила всех, кто увидел её после написания. Наконец, последний сын царя, которого также назвали Дмитрием (1582–1591), появился на свет за два года до смерти самого Ивана IV. Стоит посмотреть на его картину «Крестный ход в Курской губернии» (1883 г. ), чтобы понять это его отношение. И хотя через три месяца запрет был снят, недовольство «православной общественности» на этом не кончилось. Больше всего на картине художник ценил гаршинский слезящийся глаз. Царство грозного самодержца катилось к закату, а вместе с ним и его династия.
Бежавший в Литву князь Андрей Курбский писал, что во время пыток князя Михаила Воротынского, которого жарили на углях, явился царь и «подгребающе углие горящие жезлом своим проклятым». Возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 243 УК РФ (Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия. ). Фигуру царевича Ивана Репин писал сВсеволода Гаршина известного писателя, автора знаменитой «Лягушки-путешественницы».
Об этом же говорит и эксгумация останков цесаревича. Об этом свидетельствует запись во вкладной книге Троице-Сергиева монастыря, рассказывающая о приезде царя с умирающим сыном на руках: «И начал государь царь рыдати и плакати и молити о том келарю старцу Евстафию и старцу Варсонофию Якимову, что б его сыну государю царевичу Ивану учинили в особое поминание по неделям от субботы до субботы в Никоне Чудотворце, да в средней церкви панихиды петь ежеден над кутиею и на обеднях поминати в веки, докуды обитель сия святая стоит и до скончания веков».
Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Но, если в картине «Крестный ход в Курской губернии» он выражает взгляд революционеров и русофобов на православную веру, русское духовенство, на традиции крестных ходов на Руси, то картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» является неприкрытой клеветой не только на Царя Иоанна, но и на русское Православное Самодержавие, на весь русский народ. Одновременно с Герасимовым и другими антропологами работали судебные медики. Таким образом, мы можем считать старообрядца и иконописца первым русским акционистом. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Следующий сын, Иван (1554–1581), умер, согласно наиболее распространенной версии, после удара, нанесенного ему отцом в припадке гнева.
Позже мысль написать картину «Иван Грозный и сын его Иван» пришла в голову художника, когда он возвращался с концерта Н. А. Римского-Корсакова, под впечатлением от симфонической сюиты «Антар». Эта дата была установлена Н. П. Новость взбудоражила даже тех, кто последний раз видел эту работу Репина, маясь над школьным заданием в жанре «Сочинение по картине».
Описание картины Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года»
Она тотчас поднялась ему навстречу, но его уже невозможно было успокоить. Долой кровь. », набросился на изображение Ивана Грозного с ножом.
На моих друзей она производила то же впечатление. Это был выдающийся деятель Римско-католической церкви – папский легат, секретарь генерала ордена Общества Иисуса (ордена иезуитов), активный борец с Реформацией. Со спиртным в Третьяковке и впрямь все в порядке.
Посетитель Третьяковской галереи серьезно повредил картину «Иван Грозный и его сын Иван»
Возьмем, к примеру, записки знаменитого немца-опричника Генриха Штадена. Император Александр III подписал «Положение о чрезвычайной охране», которое позволяло жандармам вводить чрезвычайное положение в любое время и в любом месте Российской империи. В его изложении царь повздорил с сыном из-за «неблагочестивого поведения» жены царевича и в приступе гнева посохом ударил его в висок. Падающее стекло сильно повредило авторскую художественную раму. Шедевр Репина, носящий полное название «Иван Грозный иего сын Иван 16 ноября 1581 года», был впервые продемонстрирован широкой публике в1885 году.
Тогда Александра Бренера, который в 1997-м году нарисовал краской знак доллара на висящей в городском музее Амстердама картине Казимира Малевича «Супрематизм» мы можем считать первым анти-акционистом, отомстившим авангардистам за классика. Также была усилена роль и Отдельного корпуса жандармов. Плотно изучив исторические данные, задачей Репина было, как можно правдивее показать всю глубину той трагедии главными участниками которой были царь Иван часто злоупотреблявший своей грозной властью самодержца Российского и его сын царевич Иван.
Как выглядит картина «Иван Грозный и сын его Иван» после нападения
Уроженец Загреба, Дреноцкий понимал русский язык.