Картина Иван Грозный Убивает

Стали известны подробности ЧП в Третьяковской галерее, где злоумышленник напал на знаменитую картину «Иван Грозный убивает своего сына» Ильи Репина. Картина Репина «Сыноубийца», официальным названием которой в итоге стало «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», а неофициальным – «Иван Грозный убивает своего сына», в очередной раз подтвердила свой мрачный, скандальный, почти мистический ореол. Главный позитив вандализм39а — все теперь в курсе, что картина Репин39а называется "Иван Грозный и сын его Иван", а не "Иван Грозный убивает своего сына". «иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (также известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына»)— картина русского художника Ильи Репина, написанная в 1883—1885годы.

«иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (также известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына») – картина русского художника Ильи Репина, написанная в 1883 – 1885 годы. Знаменитая картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» или «Иван Грозный убивает своего сына» вызывает необъяснимое беспокойство и панический страх у многих зрителей. Картина широкой публике больше известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына» – и в слове «убивает» как раз и кроется проблема.

В то же время агентство РИА Новости со ссылкой на источник в правоохранительных органах сообщило, что речь идет о знаменитой картине Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», которая также известна как «Иван Грозный убивает своего сына». «иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (также известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына»)— картина русского художника Ильи Репина, написанная в 1883—1885годы1. А в подтверждение приведу в пример картину Репина «Иван Грозный убивает своего сына» (1883).

7 фактов о картине «Иван Грозный убивает своего сына»

Николай Карамзин в своей «Истории» озвучил, что камнем преткновения между отцом и сыном стала политика. Я вспомнил о царе Иване».

Согласно результатам исследований останков Елены Глинской (матери Ивана Грозного) и Анастасии Романовны (его первой жены), количество мышьяка превысило нормы его естественного содержания в организме в 10 раз – 0, 8 мг (на 100 г массы). Лицо царевича получилось великолепно — на нем ясно видна печать смерти. И еще более ясно, что западным правителям было приятно слушать подобные ужастики. Для него сюжет картины был скорее метафорой.

Отец ударил своего сына жезлом в висок. Ясно, что таким «историографам» было выгодно рассказывать на Западе байки о жестоком и ужасном Московском царстве и его царе-сыноубийце. Смерть Ивана – сына Ивана Грозного – наступила мгновенно. Некоторые историки пытались утверждать, что это вовсе не отравление, а последствие лечения сифилиса ртутными мазями.

Сведения Поссевино, вращавшегося в высших сферах, довольно точны. Поверили и все остальные: учили даты в школе, писали об этом ужасном убийстве книги и картины, отмахиваясь от слов, к примеру, того же знающего Победоносцева: «Нельзя назвать картину (Репина) исторической, так как этот момент (убийство Грозным сына) чисто фантастический». Первые шаги на пути решения художественных образов И. Репин сделал с помощью своего единственного учителя – П. П. «Не допускать для выставок и вообще не дозволять распространения её в публике какими-либо другими способами», – такое предписание получил Павел Третьяков от императора Александра III, который увидел картину.

Позже мысль написать картину «Иван Грозный и сын его Иван» пришла в голову художника, когда он возвращался с концерта Н. А. Римского-Корсакова, под впечатлением от симфонической сюиты «Антар». Серповидный нож садового типа он купил тем же утром в магазине Роберта Кенца. Правда, через три месяца, по ходатайству художника А. П.

Мясоедов и композитор П. И. Идем дальше. Царские семьи преднамеренно травило их боярское окружение.

Подавляющее большинство погибших названо в них поимённо. Бларамберг. Митрополит Иоанн считал, что «решающее влияние на становление русоненавистнических убеждений «исторической науки» оказали свидетельства иностранцев». При исследовании останков была проверена версия об отравлении царя Иоанна Грозного.

Еще больше интересных подробностей в его автобиографии и рассказе о Москве. К слову, вражда царя с сыном отразилась и в народных песнях, где сюжет «гнев Ивана Грозного на сына» встречается в разных вариациях. Во-первых, «имеются ли на останках трупов следы каких-либо механических повреждений, а в случае установления их следовало определить характер повреждений и то, каким орудием они нанесены». Он был очень тяжело ранен в голову, почти в висок, этим же самым посохом.

В Третьяковке мужчина 
повредил картину 
Иван Грозный убивает

В Третьяковке мужчина повредил картину Иван Грозный убивает своего сына

Так что сын Ивана Грозного умер не от отцовой руки, а от руки отравителей. В декабре 1956 года в Лувре посетитель в приступе необъяснимой злобы бросил камень в знаменитое полотно Леонардо да Винчи «Мона Лиза».

К примеру, работа над восстановлением «Данаи» Рембрандта продолжалась 13 лет. Проблема героя всегда была важнейшей в русской исторической живописи. Лицо Ивана в сравнении с ним более «живое», одухотворенное, человечное. Федор (1557–1598) после кончины отца стал последним царем из династии Рюриковичей: у него детей мужского пола не было.

Да и они не противоречат версии о смертельном ранении Ивана Ивановича в ссоре с отцом. Счем это было связано— неизвестно. Самая популярная версия – это легенда о конфликте трусливого отца со смелым сыном. Стоило бы сравнить это с «кровавой рекой ужасного царя Грозного»: во времена его правления было казнено около 4 тысяч человек. Автор самой широко распространенной (бытовой) версии трагической ссоры отца с сыном – Антонио Поссевино.

Проходя через залы, он сперва остановился перед картиной «Боярыня Морозова» и что-то шептал перед ней, а при входе в зал, где находится работа Репина, вдруг с неистовым криком бросился к ней, перескочил через ограждающие барьер и шнур и со словами: «Довольно смертей, довольно крови» три раза полоснул картину ножом. В цветовом построении картины И. Репина преобладает интенсивный красный цвет. Миф о сыноубийстве и другие лживые мифы были необходимы не только для того, чтобы выставить царя в глазах потомков кровожадным тираном, но и доказать западному миру, к тому времени «прославившемуся» ужасами инквизиции, что в России порядки не лучше.

Правдивые факты 
о картине Репина 
«Иван Грозный убивает

Правдивые факты о картине Репина «Иван Грозный убивает своего сына»

Возьмем, к примеру, записки знаменитого немца-опричника Генриха Штадена. Вслед за этим замучили князя Никиту Романовича Одоевского: «Ово срачицу его пронзинувши в перси его тамо и овамо торгати той же в таковых абие мучениях скончался».

А для головы царя, уже во время работы над холстом, И. Репину позировали художник Г. Г. Только не спрашивайте: зачем. В 1990 годах было проведено изучение захоронений великих московских цариц и княгинь.

Пискаревский летописец указывает более подробно: «. И никто не задумывался, откуда попал этот факт в историческую литературу. И. Э. Грабаря Ольга Темерина. Неожиданно ее посетил великий князь московский. В. Манягин в своем произведении от 2003 года «Вождь Воинствующей Церкви» написал, что Иван был отравлен сулемой – ядом, который вызывает мучительную смерть, если принять его в количестве от 0, 18 грамма. Не до конца понятно было только, почему Иван Грозный убил своего сына. Царь дал по душе сына огромные вклады не только в Троице-Сергиев, но и в другие монастыри. На этой самой выставке в Петербурге в 1885 году картина «Иван Грозный убивает своего сына» была замечена выдающимся русским мыслителем и обер-прокурором Святейшего Синода Константином Победоносцевым. Кстати, Гаршин также послужил Репину моделью главного героя картины «Не ждали».

Имена этого сочинителя и его последователей известны. Илья Репин, в свою очередь, не собирался очернять Грозного.

Убивал ли Иван Грозный 
своего сына, как 
показано на картине

Убивал ли Иван Грозный своего сына, как показано на картине Репина

Трактат «Московия» Поссевино писал в 1581–1583 годах, а впервые опубликовал его в 1586-м. Картина Репина изображает эпизод из жизни русского царя Ивана Грозного. Прекратились опалы и казни.

Наконец, последний сын царя, которого также назвали Дмитрием (1582–1591), появился на свет за два года до смерти самого Ивана IV.

Это свидетельствует о том, что царская семья на протяжении нескольких десятилетий была жертвой отравителей (см. : Коробов П. «Царская усыпальница». После этого арт-группа «Митьки» в насмешку над этой петицией объявила о том, что начала работу над картиной «Митьки дарят Ивану Грозному нового сына», которой при необходимости можно будет заменить полотно Ильи Репина11. О том же говорил и выдающийся исследователь древности Сергей Парамонов в книге «Откуда ты, Русь. », которую он издал под псевдонимом Сергей Лесной: «Нашу историю писали немцы, которые вообще не знали или плохо знали русский язык».

Например, Московский летописец свидетельствует, что Иван IV «мнети почал на сына своего царевича Ивана Ивановича о желании царства и восхоте поставить ему препону, нарек на великое княжение царя Семиона Бекбулатовича». Вкаком-то смысле эта работа оказалась провидческой. Илья Репин написал это историческое полотно на основе одного из сюжетов «Истории государства Российского» Николая Карамзина.

Так, в останках великих княгинь Евдокии Дмитриевны (жены Дмитрия Донского) и Софьи Фоминичны (Палеолог, жены Ивана III) было обнаружено одинаковое количество мышьяка – 0, 1–0, 3 мг, что превышает показатели содержания мышьяка в останках Дмитрия Шемяки – 0, 013–0, 21 мг. В просьбе было отказано. Вот такая ссора и окончилась трагедией.

Картина Иван Грозный 
убивает сына, Илья 
Репин

Картина Иван Грозный убивает сына, Илья Репин

преставися царевич Иоанн Иоаннович». То есть царская семья являлась жертвой отравлений на протяжении нескольких десятков лет.

«Я был наконцерте Римского-Корсакова. Перед этим в гневе на отца сын горячо укорял его в следующих словах: «Ты мою первую жену без всякой причины заточил в монастырь, то же самое сделал со второй женой и вот теперь избиваешь третью, чтобы погубить сына, которого она носит во чреве». Немецкий же авантюрист Штаден пытался склонить царский двор к условиям Германии, но тоже не преуспел и, когда вернулся обратно к себе, составил злобный проект, где предлагал завоевать Московию силой, монастыри и церкви разрушить, а жителей, «диких и не поддающихся воспитанию», просто уничтожить. – «Независимая газета», 2000, 26 апреля). Алая кровь, текущая из раны на виске царевича красные, похожие на кровь тени в складках его кафтана темно-красная лужа крови на красном ковре – все это создает напряженность колорита, находящегося в гармонии с изображенной на картине трагедией.

Художник был сбит с толку и очень раздосадован. Он был возмущен ее сюжетом, ведь, по его мнению, вымысел выдавался за факт. Манягин в книге «Вождь Воинствующей Церкви» (2003) пишет: «По поводу болезни можно сказать определённо – это было отравление сулемой. Прежние картины того же Репина отличались этой наклонностью и были противны. Иногда он отворачивался от незаконченной картины и прятал её подальше, а потом доставал и вновь начинал писать.

Третьяковка показала 
повреждения картины 
«Иван Грозный убивает

Третьяковка показала повреждения картины «Иван Грозный убивает своего сына» после нападения вандала

Но Ивану Грозному и сыну его Ивану предстояло еще одно испытание, случившееся почти через 30 лет. Однако в этом и был замысел Репина — представить зрителю человечность грозного царя, который, убив собственного сына, потерял весь свой «царский» облик и превратился в обычного напуганного старика. Да исходя из этих цифр Грозного стоило бы назвать Милосердным.

Купивший ее П. М. Некоторые считали картину настоящим шедевром, а другие откровенно критиковали. Третьяков получил предписание хранить ее в недоступном для посетителей месте. Следующий сын, Иван (1554–1581), умер, согласно наиболее распространенной версии, после удара, нанесенного ему отцом в припадке гнева.

Утром 16 января 1913 года один из посетителей Третьяковской галереи вдруг бросился к картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» и изрезал ее ножом. «И вот тогда был привлечен реставратор из Центра им. Впервые картину Репина представили публике 10 февраля 1885 года в Петербурге. После этого арт-группа «Митьки» в насмешку над этой петицией объявила о том, что начала работу над картиной «Митьки дарят Ивану Грозному нового сына», которой при необходимости можно будет заменить полотно Ильи Репина. Некоторые пострадавшие от рук вандалов полотна реставрируются десятилетиями.

Нейтральные свидетельства Московского, Безднинского и Пискаревского летописцев о том, что царевич «преставися», оказываются в меньшинстве. После этого арт-группа «Митьки» в насмешку над этой петицией объявила о том, что начала работу над картиной «Митьки дарят Ивану Грозному нового сына», которой при необходимости можно будет заменить полотно Ильи Репина.

«Иван Грозный убивает 
своего сына» картина 
Репина

«Иван Грозный убивает своего сына» картина Репина

На самом деле царевич Иоанн умер от тяжелой болезни. Тогда почему Иван Грозный убил своего сына.

Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Сообщения Мазуринского летописца и Латухинской Степенной книги восходят к «Хронографу» 1617 года, но другие источники не связаны друг с другом. преставление царевича Иоанна Иоанновича». В Новгородской четвёртой летописи говорится: «Того же (7090) году преставися царевич Иоанн Иоаннович на утрени в Слободе. » Морозовская летопись констатирует: «.

Минута В ужасе закричал, схватил его, присел на пол, приподнял его, зажал одной рукою рану на виске (кровь так и хлещет между щелей пальцев), а сам орет Это зверь, воющий от ужаса» Ясно же, что у такой картины зрители не сильно задерживались – смотреть ее нужно было имея стальные нервы. Из задней комнаты «сенцы» выводили в переход, который вел к «столчаковой избе» (туалету), а оттуда переходами можно было добраться и до хором царицы. Что такое убийство, абсолютное зверем и психопатом. Но спустя два месяца в Москве разгорелся настоящий скандал.

При этом слово герой имело двоякое значение: герой – положительный образ, воплощающий нравственные ценности и герой как главное действующее лицо произведения. не стало царевича Иоанна Иоанновича».

Также достоверно его сообщение о разводах царевича Ивана, совершенных по воле Грозного. Богатая милостыня была отправлена на православный Восток. Эта дата была установлена Н. П. Но, как отмечали позднее историки, «надежды папы и старания Поссевина не увенчались успехом». Человек с ножом восклицал: «Довольно крови. Падающее стекло сильно повредило авторскую художественную раму.

Я вспомнил о царе Иване»2. А эта картина просто отвратительна». Известный искусствовед Н. М. Исполнялась симфония Антар.

Вандал испортил 
картину «Иван Грозный 
убивает своего сына»

Вандал испортил картину «Иван Грозный убивает своего сына» из-за ее недостоверности

Я вспомнил о царе Иване». Позже мысль написать картину «Иван Грозный и сын его Иван» пришла в голову художника, когда он возвращался с концерта Н. А. Римского-Корсакова, под впечатлением от симфонической сюиты «Антар». Митрополит Ладожский и Санкт-Петербургский Иоанн в своей книге «Самодержавие Духа» опроверг факт убийства и заявил, что смерть сына Ивана Грозного наступила из-за тяжелой болезни. Косвенно подтверждает это и показание вкладной книги Троице-Сергиева монастыря. И. Э.

16января 1913 года в залах Третьяковской галереи, как всегда, было многолюдно. Лишь митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн впервые опроверг эту клевету на царя в своей книге «Самодержавие Духа», где доказал, что царевич Иоанн умер от тяжёлой болезни и что в дошедших до нас исторических документах нет и намёка на сыноубийство. Роковая ссора отца с сыном произошла вечером 9 ноября 1581 года. Нельзя согласиться с мнением публициста Вячеслава Манягина, который полагает, что встреча царя и его легко одетой невестки – вымысел Поссевино, поскольку «на женскую половину терема не мог проникнуть никакой мужчина, хотя бы он был самым близким родственником». При написании Репин мучился и переживал, постоянно переписывал различные детали.

Как видим, об убийстве ни слова. Кто же автор клеветы на Ивана Грозного. Ясно, что таким «историографам» было выгодно рассказывать на Западе байки о жестоком и ужасном Московском царстве и его царе-сыноубийце. Поверили и все остальные: учили даты в школе, писали об этом ужасном убийстве книги и картины, отмахиваясь от слов, например, того же знающего Победоносцева: «Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент чисто фантастический».

История создания 
картины Репина "Иван 
Грозный и сын его

История создания картины Репина "Иван Грозный и сын его Иван"

Сегодня эта версия не считается окончательно доказанной. Четвертый сын Грозного, Василий (1563, от брака с Марией Темрюковной), не прожил и двух месяцев.

Проще говоря, оба умерли от отравления.

Три смерти Ивана 
Грозного: за что 
нападали на картину

Три смерти Ивана Грозного: за что нападали на картину Репина и что грозит тем, кто попробует еще раз

Он был очень тяжело ранен в голову, почти в висок, этим же самым посохом. Вот тут-то и пригодились байки о его жестокости, психическом расстройстве и т. д. Старший, Дмитрий (1552–1553), погиб, не достигнув годовалого возраста, в результате несчастного случая. Однако исследования показали, что сифилитических изменений в останках царя и царевича не обнаружено. Ему было всего 33года.

Государевых комнат насчитывалось три: передняя, средняя и задняя. Фигуру царевича Ивана Репин писал с Всеволода Гаршина известного писателя, автора знаменитой «Лягушки-путешественницы». Он был освидетельствован врачами и признан сумасшедшим («глубоким дегенератом с ярко выраженным слабоумием»). в 12 час нощи лета 7090 ноября в 17 день.

В Третьяковской 
галерее вандал серьезно 
повредил картину

В Третьяковской галерее вандал серьезно повредил картину «Иван Грозный убивает своего сына»

Лихачевым, который обнаружил письмо царя, адресованное боярину Никите Романовичу Юрьеву и дьяку Андрею Щелкалову: «Которого вы дня от нас поехали и того дни Иван сын разнемогся и нынече конечно болен и нам для сыновни Ивановы немочи ехати в середу нельзя и вы б о томъ помыслили, как тому быти, что король гонца своего прислал, а велит делати наскоро и вы б к нам отписали, как о гонце о королеве быти, а нам, докудова Бог помилует Ивана сына, ехати отсюды невозможно». Но, как заметили позже историки, «надежды папы и старания Поссевина не увенчались успехом». После того как в 1990-х годах провели исследование захоронений московских великих княгинь и цариц, был выявлен факт отравления той же сулемой матери Иоанна Васильевича, Елены Васильевны Глинской (умерла в 1538 году) и его первой жены Анастасии Романовой (умерла в 1560 году). Но что же сообщают документы.

Обе версии абсолютно голословны и бездоказательны. В 1913 году в Третьяковской галерее случилось нечто странное. Грабаря Богословский, который стал основателем у нас отдела масляной живописи. Как же так. Недаром же друг Репина, не менее великий российский художник И. Н.

Почему Александр запретил картину Иван Грозный убивает своего сына

Н. Скуратов в статье «Иван Грозный – взгляд на время царствования с точки зрения укрепления государства Российского» пишет: «Обычному, несведущему в истории человеку, который не прочь иногда посмотреть фильмы и почитать газету, может показаться, что опричники Иоанна Грозного перебили половину населения страны.

Результаты химического исследования также не вызвали особых вопросов у судебных медиков. Толстое стекло, защищавшее работу от колебаний температурно-влажностного режима, было разбито холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича изображения лиц и рук персонажей не пострадали. И правда, в сохранившихся исторических документах нет ни слова о сыноубийстве. Но окончательно реабилитирован Иоанн Грозный был только в 1963 году, когда в Архангельском соборе Московского Кремля были вскрыты гробницы – его и царевича Иоанна. Когда подбежавший в суматохе другой посетитель спросил Балашова: «Что вы сделали. », тот опять ответил: «Довольно крови». Толстой в «Истории Русской Церкви». В русских документах Поссевино именуется «ученым попом», «доктором» и «язовитом».

Его визит в Россию состоялся по инициативе Ивана Грозного: российская дипломатия в поисках посредника на переговорах с королем Речи Посполитой обратилась к римскому престолу. Велись ожесточенные споры: интеллигенция и прогрессивная молодежь бурно восторгались, в то время как другие петербуржцы возмущались: «Разве можно показывать сыноубийство. » В числе тех, кому произведение не понравилось, был и император Александр III, в результате 1 апреля 1885 года его запретили к показу. Поссевино пишет, что тот «разузнавал правду» и достоверно выяснил следующее: «Все знатные и богатые женщины по здешнему обычаю должны быть одеты в три платья, плотные или легкие в зависимости от времени года. Молева считает, что начало всему положила первая часть драматической трилогии А. К. Но в результате исследований не было выявлено сифилитических изменений в останках представителей царской семьи.

В 1572 году во время Варфоломеевской ночи во Франции перебито свыше 80 тысяч протестантов. Во-вторых, «вне зависимости от отсутствия или обнаружения механических повреждений не меньший интерес имело выяснение вопроса о возможности отравлений». Она тотчас поднялась ему навстречу, но его уже невозможно было успокоить.

Толстого. Одновременно с Герасимовым и другими антропологами работали судебные медики. «С «лёгкой руки» Карамзина стало признаком хорошего тона обильно мазать эту эпоху чёрной краской, – писал митрополит Иоанн. Это было то, что нужно для моего царевича. Исследования останков отравленного (о чем уверенно говорят исторические повести эпохи Смуты) Скопина-Шуйского показали незначительное превышение нормы по мышьяку и гораздо меньшее содержание ртути по сравнению с данными экспертизы по царице Марии Нагой, которая умерла во время осады Московского Кремля войсками Второго ополчения, скорее всего, от истощения (вдову Грозного к этому времени забыли, травить ее не имело никакого политического смысла).

Кстати, Гаршин также послужил Репину моделью главного героя картины «Неждали». Тем не менее споры об «Иване Грозном» Репина не прекращаются и до сего дня. Когда подбежавший в суматохе другой посетитель спросил Балашова: «Что вы сделали. », тот опять ответил: «Довольно крови».

«Учитывая исторические факты и отдельные литературные данные, при исследовании останков Ивана Грозного, его сыновей Ивана и Федора, а также Скопина-Шуйского» экспертам поручили выяснить ряд вопросов. Царство грозного самодержца катилось к закату, а вместе с ним и его династия.

Описание картины 
«Иван Грозный и 
его сын Иван 16

Описание картины «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года»

Об этом событии рассказывает довольно большое количество источников, как русских, так и иностранных: Псковская третья летопись, Хронограф редакции 1617 года и следующий ему Мазуринский летописец, «Временник» Ивана Тимофеева, практически весь «пул» писавших о России той эпохи иностранцев: итальянский иезуит Антонио Поссевино, англичане Горсей и Флетчер, голландец Масса, француз Маржерет, польские авторы Гейденштейн и Одерборн. В Московском летописце за 7090 год (1581 г. – Н. Ш. ) написано: «. Зато они настигли его в Москве.

У Ивана Грозного было пятеро сыновей. Это была первая картина, подвергшаяся в Российской империи цензуре. Об этом же говорит и эксгумация останков цесаревича.

Особенно привлекала художников личность Ивана Грозного. Ему было всего 33 года.

Он работал с этой картиной, ему удалось очень удачно эти разрезы заделать. Выставка прошла благополучно. Именно это демонстрирует картина «Иван Грозный убивает своего сына». При осмотре полотна Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» иконописец Абрам Балашов закричал: «Слишком много крови. » Затем он набросился на картину с ножом и изрезал ее. В результате «отвратительная» картина была снята с выставки, ее владельцу Павлу Третьякову запретили показывать столь реалистичное полотно публике.

Иван Грозный убивает 
своего сына

Иван Грозный убивает своего сына

– Даже самые консервативные историки-марксисты считали своим долгом отдать дань русофобской риторике, говоря о «дикости», «свирепости», «невежестве», «терроре» как о само собой разумеющихся чертах эпохи».

Тот упал, обливаясь кровью. Сегодня эта версия не считается окончательно доказанной. Его целью было вовсе не примирение враждующих, а подчинение Русской Церкви папскому престолу. С чем это было связано — неизвестно. Нелепость версии (уже с момента возникновения) была так очевидна, что потребовалось «облагородить» рассказ, найти более «достоверный» повод и «мотив убийства».

И такие свидетельства имеются. Она тотчас поднялась ему навстречу, но его уже невозможно было успокоить. Проходя через залы, он сперва остановился перед картиной «Боярыня Морозова» и что-то шептал перед ней, а при входе в зал, где находится работа Репина, вдруг с неистовым криком бросился к ней, перескочил через ограждающие барьер и шнур и со словами: «Довольно смертей, довольно крови» три раза полоснул картину ножом. Неожиданно ее посетил великий князь Московский. Он ее замыслил после убийства царя Александра II (оно произошло ровно 300 лет спустя – в 1881 году), ощущая весь «кровавый трагизм истории» – «чувства были перегружены ужасами современности». А о том, как вообще такие сведения попали в историческую литературу, никто не задумывался.

Вандал объяснил, 
зачем испортил картину 
«Иван Грозный убивает

Вандал объяснил, зачем испортил картину «Иван Грозный убивает своего сына»

После этого вопрос о возможном отравлении царя Ивана и его сыновей забыли на целых 40 лет. Авторы таких сентенций в силу безграмотности не подозревают, что среди иностранцев были те, кто писал о России и русских с симпатией (вспомним П. Йовия, И. Фабри, А. Кампензе, М. Литвина), но главное не в этом. Трагедия произошла в Угличе, где царевич жил с матерью Марией Нагой.

Падающее стекло сильно повредило авторскую художественную раму17. Это был выдающийся деятель Римско-католической церкви – папский легат, секретарь генерала ордена Общества Иисуса (ордена иезуитов), активный борец с Реформацией. Сейчас полотно хранится в Москве, в Третьяковской галерее. Надо сказать, это не первые нападки на картину.

На этом сходились, начиная еще с середины 60-х годов прошлого века и передвижники и участники академических салонов. Фигуру царевича Ивана Репин писал сВсеволода Гаршина известного писателя, автора знаменитой «Лягушки-путешественницы». Лицо царевича получилось великолепно— нанем ясно видна печать смерти. Картина поразила всех, кто увидел её после написания. Зрители в буквальном смысле осаждали здание, где висело полотно.

По мнению Анны Хорошкевич, посох являлся «повседневным символом власти». В каком-то смысле эта работа оказалась провидческой. ит. п. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Матерью первых трех – Дмитрия, Ивана и Федора – стала царица Анастасия Романовна. Серповидный нож садового типа он купил тем же утром в магазине Роберта Кенца. Чистякова. «Но надежды папы и старания Поссевина не увенчались успехом, – писал М. В.

Однако у огромного полотна великого живописца Ильи Ефимовича Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», давно уже прозванного москвичами «Иван Грозный убивает своего сына», народ не толпился. Если же надевают одно, о них идет дурная слава. Боголюбова, близкого ко двору, запрет был снят. Немецкий же авантюрист Штаден пытался склонить царский двор к условиям Германии, но тоже не преуспел и, когда вернулся обратно к себе, составил злобный проект, где предлагал завоевать Московию силой, монастыри и церкви разрушить, а жителей, «диких и не поддающихся воспитанию», просто уничтожать. Бежавший в Литву князь Андрей Курбский писал, что во время пыток князя Михаила Воротынского, которого жарили на углях, явился царь и «подгребающе углие горящие жезлом своим проклятым». Просто все рвались к власти.

Репин художник вне 
времени – «Иван 
Грозный убивает

Репин художник вне времени – «Иван Грозный убивает своего сына»

Уроженец Загреба, Дреноцкий понимал русский язык. В. В. Перед этим в гневе на отца сын горячо укорял его в следующих словах: «Ты мою первую жену без всякой причины заточил в монастырь, то же самое сделал со второй женой и вот теперь избиваешь третью, чтобы погубить сына, которого она носит во чреве».