Картина Красный Конь
Петрова-водкина «Купание красного коня» и приурочена к 105-летию создания этой картины. Сначала Петров-Водкин начинал писать «Купание красного коня», как очередную картину на бытовой сюжет. В картине «Купание красного коня» многие находят образы, традиционные для иконописи.
И зрителю кажется, что красный конь и всадник находятся как бы уже и не в картине, а перед ней – перед зрителем и перед самим полотном. Его красный конь, будто аппликация, просто наложен на изображение озера, что даёт зрительное ощущение нахождения всадника и коня не в картине, а перед ней. «купание красного коня» — известная картина художника Кузьмы Петрова-Водкина. (хлыновск) Вот откуда яркие чистые краски картины Купание красного коня.
В те же годы, что «Купание красного коня» Петров-Водкин создаёт картины в той же стилистике: трёхцветка, упрощенный фон. 10 ноября 1912 года картина Купание красного коня впервые предстала перед зрителями на выставке Мира искусства, членом которого Кузьма Сергеевич был с 1911 года до его роспуска в 1924 году. Кроме них, на картине изображены ещё две лошади с наездниками — белая и оранжевая, но прорисованы они не так детально и чётко как главный персонаж картины — конь красного цвета.
Этюд для картины «Купание красного коня». Картина Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Купание красного коня», написанная в 1912 году, вызвала у современников множество споров. Красный конь, без сомнений, является центром картины. И зрителю кажется, что красный конь и всадник находятся как бы уже и не в картине, а перед ней — перед зрителем и перед самим полотном.
«Купание красного коня»: почему бытовую картину назвали предвестником грядущих перемен
В 1914 году ее отправили в русский отдел «Балтийской выставки» в шведский город Мальмё. Достаточно вспомнить «птицу-тройку» у Гоголя или «степную кобылицу» Блока. Работами Петрова-Водкина владеет не только Московская «Третьяковка», картины живописца представлены в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Богородица изображена фронтально споднятыми вверх руками— очевидная отсылка кодному из основных иконографических типов изображения Божьей Матери— «Оранта» (от лат. В 1914 году она была на «Балтийской выставке» в городе Мальме (Швеция). Картину «Купание красного коня» художник создал в 1912 году, когда ему было около 34 лет. Сергей Калмыков вдохновил мастера в качестве модели для главного персонажа. Казарьиной, которая хотела попросить Мельцера выстроить для нее очередной особняк. Здесь ценилась усидчивость и аккуратность, живопись же практически не преподавалась.
История одного шедевра: «Купание красного коня» Петрова-Водкина
Чуть позже отметит: «Когда яв1912году нарисовал Красного коня, то говорили: это предчувствие войны. В 1914 году ее отправили в русский отдел «Балтийской выставки» в шведский город Мальмё. Кроме того, у слова «красный» в русском языке есть ещё одно значение — «красивый». Вот что вызывает их тревогуи закономерно воспринимается как предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными арестами. В 1920 году по живым впечатлениям событий того времени художник пишет картину «Петроград, 1918 год». Каждый узнает всебе человека, уважать всебе его будет, авот таким образом идругих будет уважать.
Здесь он получил азы живописного искусства. Из Самары он на лето перебрался в родной Хвалынск. «Купание красного коня» – образец того, как смысловое решение картины выражается языком цвета. До революции его образы материнства (картины «Мать» 1913 и1915годов) были полны трепетности инежности, вних читался фольклорный слой, слышался широкий разлив русской песни иотголоски далекого уюта детства, где «веретено мягко скоблит деревянную чашку.
9 любопытных фактов о картине «Купание красного коня»
Мы же поговорим о картине «Купание красного коня», совместившей традиционные и новые подходы и прекрасно отразившей свое время. Жалкие клоповники-деревни зацветут садами илюбовью ктруду свободному. И действительно, произведение это воспринималось современниками как своего рода знамение, метафорическое выражение послереволюционной (1905) и предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное предвидение и предчувствие грядущих событий. Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении.
Он пишет увлекательные автобиографические повести: «Хлыновск», «Пространство Эвклида», «Самаркандия». Скорее здесь авторское желание соединить вЛенине государственное ичеловеческое ипоказать громадную степень ответственности, которую взял на себя этот человек. Октябрьскую революцию Петров-Водкин поначалу принимает своодушевлением: «Земле нужна перетасовка человеческая». Пламенеющий красный цвет коня, бледная золотистость юношеского тела, пронзительно синие воды, розоватый песок, свежая зелень кустов – все на этом полотне служит и неожиданности композиции и самим живописным приемам мастера.
В 1914 картину отправили на выставку в Швецию, город Мальмё. Увидев его работы он отправил его учиться в Петербург в Центральное училище технического рисования барона Штиглица, где учился на деньги хвалынских купцов. Но провалился, в итоге он оказался в классах живописи и рисования Ф. Е. Именно это было главным упреком, который слышал в свой адрес Петров-Водкин. Мальчишки гикали, ерзали на лоснящихся спинах коней, били их голыми пятками в бока.
Он прибыл на Волгу по просьбе своей старой знакомой – помещицы Ю. И. Об этом принципе использовавшемся в иконописи, художник узнал в юности, когда наблюдал за работой иконописца-старовера. В 1900 году работал на керамическом заводе в селе Всехсвятском под Москвой. Акогда началась революция, то говорили, что она была предугадана мной».
«Купание красного коня» – символы и смысл
Именно вэтот период возвращается вискусство иПетров-Водкин, потому как искусство для него всегда было «творчеством, направленным кпостижению верховных запросов бытия» (К. Снаружи из-под обрыва доносятся удары оплетень волжской волны. молящаяся). Но вэтих глазах, отчужденно-холодных— смысловая доминанта портрета. Образ коня в русском искусстве с древних времен воспринимался многозначительно.
Впервые «Купание красного коня» представили в 1912 году на выставке «Мир искусства», полотно имело ошеломляющий успех. Молодая женщина существует словно вдругом пространстве, возвышаясь над городом ибытом. Ему страстно хочется все объять, познать законы вселенной. Салтыкова-Щедрина, Холстомера Л. Н.
Описание картины «Купание красного коня»
От повествовательности он идет к созданию монументально значимого произведения, обобщенного образа коня-символа, коня-олицетворения. Внем самом существовало некое бунтарское желание как-то по-своему переосмысливать ипереиначивать явления исмыслы окружающего мира, казалось бы, давно устоявшиеся, укорененные вмноговековой культуре. Здесь совсем нет «певучести», метафоричности, характерной для живописного языка Петрова-Водкина. Оттуда Петров-Водкин созерцает Русь. Окончил МУЖВЗ в 1905 году.
Здесь присутствует глубочайший итончайший метафизический момент— миг между жизнью исмертью человека, его взгляд не гаснущий, аскорее преображенный, устремлен куда-то дальше, глубже, «за земные пределы». Петров-Водкин). Писал теоретические статьи, занимался преподаванием. Согласно истории, однажды кТамерлану обратились женщины Багдада иДамаска, которые жаловались насвоих мужей, погрязших вгрехах иразврате. На фоне озера, написанного в холодных тонах, цвет коня кажется очень ярким. Занимался также литературным трудом, сочиняя рассказы, повести, пьесы и очерки. Отношение квере унего было таким же— доморощенно-бунтарским. Скорее всего, автор полотна и сам не осознавал, каким символом станет его конь на фоне новой «красной» России.
Вэтом плане наиболее интересен его портрет Владимира Ильича Ленина (1934). Публика впервые увидела «Купание красного коня» в 1912-м на выставке объединения «Мир искусства». Она возникает словно из какой-то чудесной дымки. Пришедший вискусство из низов, он прошел долгую ученическую школу. Бурова.
У Петрова-Водкина вбарском доме все цело— иковры ифарфор ипортрет на месте. На картине Петрова-Водкина образ красного коня используется в том же контексте. Салтыкова-Щедрина, «Холстомера» Л. Н. Красный, почти багровый цвет здесь используется в качестве символа агрессии и силы. Прямого идеологического вызова впослереволюционном творчестве Петрова-Водкина нет, напротив, он отдает дань многим конъюнктурным, актуальным «темам дня» изображая икрасных комиссаров ипетроградских работниц.
Картина «Купание красного коня»
Народ живет и трудится именно на этой необъятной земле. Дальнейшая судьба картины «Купание красного коня» полна самых разнообразных приключений. Оформил спектакли «Орлеанская дева» Шиллера (1913 год), «Дневник Сатаны» по Андрееву (1923 год, Ленинградский театр драмы им. Однако революционный пафос картины отчасти стихает, когда мы переводим взгляд на всадника. К. С. Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины.
На этомграндиозном полотне художник смог изобразить современную ему крестьянскую Россию. После того, как приказ был исполнен, было выложено 7пирамид изголов. Это было этапное произведение в творчестве художника. Первый вариант (впоследствии уничтоженный самим автором) композиционно в целом был уже близок к окончательному решению.
Только после окончания Второй мировой войны начались переговоры о возвращении ее на родину, хотя директор шведского музея предлагал вдове художника продать «Купание красного коня». Толстого, картину В. Перова «Проводы покойника», васнецовских «Богатырей» и другие произведения. В 1924году по решению комиссии ЦИКа (Центрального Исполнительного Комитета) всего нескольких художников, включая Кузьму Петрова-Водкина, пригласили делать зарисовки похорон Ленина. Часто его образ используется и в живописи и в литературе. », гоголевскую птицу-тройку, блоковское «Летит, летит стальная кобылица» и др. ) и стремился тоже «возвысить» своего коня, дать его идеальный, пророческий образ. Работа над картиной «Купание красного коня» началась еще зимой (или ранней весной) 1912 года.
Сам К. Петров-Водкин до последнего момента опасался, что картину не выставят для публичного обозрения, так как уже тогда догадывался, какие возможны трактовки, связывающие образ красного коня и судьбы России. Но если одни воспринимали «Купание красного коня» как программный манифест, как знамя, для других это полотно было мишенью. Этот холст тоже дополняет картины Третьяковской галереи (фото расположено ниже).
Картина Кузьмы Петрова- Водкина «Купание красного коня» принесла славу художнику, сделала его имя известным на всю Россию и вызвала много споров. Нарождалась новая, неведомая, безбожная власть— ией нужны были другие герои. Так или иначе, но спортрета вобразе Ленина на нас смотрит предсказанный Ницше «сверхчеловек», познавший ницшеанскую свободу исвое право распоряжаться жизнями миллионов людей, не оглядываясь на волю свыше. Фигура Ленина струдом вписывается вограниченное кабинетное пространство ивэтом композиционном решении попытка передать масштаб личности— это образ не кабинетного мечтателя, ачеловека громадного исторического значения, который, по выражению самого Петрова-Водкина «спел свою песню на свой лад, апо земле она каждому своей стала». Художнику позировал племянник Шура.
Это полотно художник создал в 1912 году, когда ему было около 34 лет. Идет гражданская война. Обнаженное атлетично-мускулистое тело мальчика, которое мы видим в картине «Купание красного коня», – тоже в русле художественных пристрастий начала прошлого века. Да и юный всадник не в силах удержать своего скакуна. В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России, в Хвалынске. Петров-Водкин).
Мария Федоровна отказалась и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина). Написанное в 1912 году, оно было показано на выставке «Мир искусства», причем устроители выставки повесили картину не в общей экспозиции, а над входной дверью — поверх всей выставки, «как знамя, вокруг которого можно объединиться». Сильнейшее воздействие на творчество художника оказало знакомство с русскими иконами. Начало XX века довольно неоднозначное время в плане искусства.
Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня»
Это ничуть не умалило решимости юноши заниматься рисованием. На переднем плане – красного цвета конь с уверенно и грациозно восседающим всадником. В лице стройного юноши, сидящего верхом на коне, угадываются черты ученика художника. После посещения первых христианских катакомб вРиме вписьме матери он делится нахлынувшими размышлениями: «Исчезли тайные богослужения под землей, выстроились огромные блестящие золотые храмы сжирными, озверевшими попами иничего не осталось вних от прячущихся под землю красот человеческой души Собираются невежественные попы, спорят, ругаются из-за каких-то перстосложений, одежды иХристос все дальше, туманнее скрывается от людей, загороженный торгашами, непонятный, печальный, одинокий остается Христос».
Это было этапное произведение в творчестве художника. Художник считал иначе. Эту систему изображения мира на плоскости холста Петров-Водкин разработал в 1910-х годах, он назвал ее «наука видеть». Художник передал в своей картине ощущение каких-то самому ему еще не вполне ясных, но томивших его предчувствий перемен во всей жизни России.
Деятельность в театре начал в 1913 году в театре Незлобина. Осваиваясь вновой реальности, он становится членом Вольной философской ассоциации (сокращенно Вольфил), которая была организована в1919году группой писателей, художников идеятелей культуры именовавших себя «скифами»: А. Белым, А. Мейером, А. Блоком, В. Мейерхольдом, самим Петровым-Водкиным. Потом в композиции картины появляется всадник (судя по эскизам, в первом варианте его не было). Ленин читает пушкинские «Песни западных славян». Однако ни то, ни другое предприятие не увенчалось успехом.
С этой целью был приглашен придворный архитектор, которого поразили рисунки Кузьмы. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В русской литературе образ коня символизирует неукротимую стихию, русский дух. Есть и еще два претендента на роль прототипа всадника.
Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня»
Однако в 1895 году Буров скончался и образование осталось незаконченным. Художник учится играть на скрипке, постигает азы физики и химии, пишет рассказы и пьесы. Именно в русле этой традиции К. Петров-Водкин и создает свою картину «Купание красного коня». Картина 1919 год.
В 1914 году ее отправили в русский отдел Балтийской выставки в шведский город Мальмё. Художник разворачивает в этом шедевре необъятную тему России. Но если одни воспринимали «Купание красного коня» как программный манифест, как знамя, для других это полотно было мишенью. Звучит как ретроспективный комментарий кпортрету Петрова-Водкина. Сергей Калмыков вдохновил мастера в качестве модели для главного персонажа.
Никакой сознательной хулы на вождя нового режима со стороны мастера, думается, не было. Казалось мне, не будь между ними этой сцепленности, они, как бабочки, вспорхнули бы и покинули стены избушки». Первые этюды художник начал писать на хуторе «Мишкина пристань» в Саратовской губернии. Еще вразгар Первой мировой войны, колоссально тяжелой для русского народа, в1914–1915годах он написал картину «Богоматерь Умиление злых сердец». Вскованности поз, в«приглушенности звука», вкакой-то театральной постановочности самого действа читается внутренняя неуверенность новых хозяев всвоем праве здесь находиться.
петров водкин купание красного коня (история создания и само описание картины)
На холсте перед зрителем разворачивается великолепная картина в сферической перспективе, завораживающей округлыми линиями. Мария Федоровна отказалась и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина). Дальнейшая судьба картины «Купание красного коня» полна самых разнообразных приключений. Но всамой атмосфере этого новоселья чувствуется что-то маскарадное. В 1928 – 1929 годах болезнь принимает угрожающе тяжелую форму.
Эти стихи Ивана Есаулкова передают содержание картины Петрова-Водкина Полдень. Уже от неё картина попала в коллекцию собирательницы К. К. По другой версии, Красный конь и есть сама Россия, отождествляемая с блоковской «степной кобылицей». В ней и намека нельзя было увидеть на образ гордого коня. Вот таким образом конь на переднем плане — красный, другие кони вдали — розовый, буланый и белый.
Тревога – одно из последних значительных произведений Петрова-Водкина. (1934 г. ) На ней передано стойкое ощущение страха, тревоги, чего-то угрожающего. Вобразе его комиссара («Смерть комиссара», 1928) нет ни капельки того «фанфарного» геройского пафоса, скаким обычно изображали вте годы «фанатичных» красных командиров— защитников новой жизни. За спиной уИльича изображены географические карты СССР: перед нами человек государственного ума— «в огромный лоб— огромная мысль», — думающий осудьбах всей страны. Пушкина), «Женитьба Фигаро» Бомарше (1935 год, Ленинградский театр драмы им. Горение красного цвета тревожно и радостно-победно и вместе с тем зрителя томит вопрос: «Что же все это значит. » Почему так тягостно неподвижно все вокруг: плотные воды, розовый берег вдали, кони и мальчики в глубине картины, да и сама поступь красного коня. Вот таким образом конь на переднем плане – красный, другие кони вдали – розовый, буланый и белый.
Однако постепенно целостность образа начинает распадаться ивпортрете отражается жизнь более скрытая иглубокая. У меня в жизни длиннее». Ярко-красный цвет коня прозвучал как призыв к новой жизни, неведомой и прекрасной.
Купание красного коня в домашнем варианте: соцсети пародируют картины
Но если современники только чувствовали пророческий характер «Купания красного коня», то потомки уже уверенно и убежденно заявляли о значении картины, объявив ее «буревестником революции в живописи». Виконных образах глаза Спасителя исвятых всегда близко посажены— так символично передается духовная собранность, сосредоточенность. Былинный богатырский конь задает энергетический центр всей композиции. Существует и мнение, что художнику позировал Владимир Набоков (так считает Александр Семочкин, бывший директор музея писателя в Рождествено). Только всередине 1960-х закономерно происходит его «второе рождение» для публики. При том что вроде бы художник отдает должное многим банальностям официозной ленинианы инеотъемлемые черты «великого вождя» очевидно прочитываются впортрете.
Это был полезный опыт, но существенных знаний он не дал. Приезд в Хвалынск петербургского архитектора Р. Ф. Мельцера изменил жизнь мальчика. Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. «Купание красного коня» – образец того, как смысловое решение картины выражается языком цвета. Лечение в санаториях под Ленинградом, в Крыму и на Кавказе реальной пользы не приносит.
История создании картины «Купание красного коня»
Хвалынские купцы, в том числе и Казарина, присылали ежемесячно 25 рублей в помощь Кузьме, но тот считал это «подачкой, за которую потом нужно будет благодарить». В эти годы он возвращается к давно заброшенной литературной работе. Отец художника, продолжатель «сапожничьей» династии, наставлял юного Кузьму: «Ты прежде Петров, апотом уж Водкин».
Его можно повсюду узнать, он повсюду господствует». Задний план картины представляет берег, тоже выполненный округлыми правильными линиями. Это было то пророческое предчувствие, даром которого наделены истинные художники. Кпримеру, своей матери он советовал не слишком усердствовать всоблюдении поста, так как «в нем особой святости нет». Визображении вождя смутно чувствовалась некая «идеологическая неправильность».
«Купание красного коня» : почему бытовую картину назвали предвестником грядущих перемен
Легендарный дед по отцовской линии был сапожником ипил «как сапожник», отсюда кродовой фамилии Петровы— приклеилось «Водкины». Существует мнение, что картина была написана в селе Гусевка. «Да, этот художник талантлив. » — произнес, стоя перед картиной, Илья Репин. Художник мог вспоминать обо всех мальчиках, создавая символический образ юного всадника. Это было этапное произведение в творчестве художника. Солнце то выглядывало, то пряталось, а по небу рассыпались первые удары грома.
Только ноги коротки от бедра. Задний план картины представляет берег, тоже выполненный округлыми правильными линиями. Он самоуверенно отвергал все, что ему не нравилось— обряды, правила, уставы Церкви. Петров-Водкин, несомненно, знал традиции иконописи исам писал иконы, расписывал храмы.
Замечательно сочетается и контрастирует в картине цвет. и др. ) и стремился тоже возвысить своего коня, дать его идеальный, пророческий образ. Иконы были признаны произведениями живописи удивительной красоты и духовной чистоты. Картину, которую в 1912 году показали на выставке «Мира искусства», ждал успех. В советское время Петров-Водкин много работал как график и театральный художник.
Спустя два года в Швеции прошла «Балтийская выставка», где Петров-Водкин получил за картину медаль и грамоту. Почему Петров-Водкин выбрал именно их. Ядаже придумал, что ему дать читать. Этот образ подспудно меняет внутренний строй картины, внее вливаются новые тона, тихие, вдумчивые. Дальнейшая судьба картины была весьма интересной.
Впервые полотно было показано на выставке «Мира искусства» в 1912 году и имело ошеломляющий успех. Все члены семьи в оцепенении застыли и ждут чего-то страшного. Это тот Свет, что отделен от тьмы, Свет горнего мира.
Особенности «Купания красного коня»
Картина «Купание красного коня» принесла славу Кузьме Петрову-Водкину, сделала его имя известным на всю Россию и вызвала много споров.
Послереволюционный Петроград запечатлен без казенного плакатного героизма. И действительно, произведение это воспринималось современниками как своего рода знамение, метафорическое выражение послереволюционной (1905) и предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное предвидение и предчувствие грядущих событий. Сама Богоматерь, кажется, смотрит на земной мир истощенный ввойнах, «путаной злобе», варварском разгуле, Ее взгляд проникает всамую глубь людской скорби. После начала Первой мировой войны он начинает постигать смысловую полноту своей картины: «Так вот почему написал яКрасного коня».
«Купание красного коня» в ряду других работ Петрова-Водкина
Дальнейшая судьба картины Купание красного коня полна самых разнообразных приключений. В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России ХХ века. «Купание красного коня», работа, вызвавшая столько же споров, сколько восхищенных откликов, явно навеяна и ранними впечатлениями, которые художник получил некогда в иконописной мастерской. По контрасту с конем хрупким и слабым кажется юный всадник — обнаженный мальчик-подросток. Позже, в Петербурге, Петров-Водкин заново написал картину.
Образ коня в русском искусстве с древних времен воспринимался многозначительно. Летом 1912 года Петров-Водкин писал двоюродному брату Александру Трофимову: «Картину пишу: посадил тебя на лошадь. ». Это время, когда вобществе возрождается интерес кдревнерусскому искусству, в1966году на экраны выходит историческая кинодрама «Андрей Рублев» режиссера Тарковского— иными словами, прорывается интерес кжизни истинной, ане кее идеологическому суррогату. Когда началась Первая мировая война, Петров-Водкин сказал: «Так вот почему я написал «Купание красного коня». ».
- КУПАНИЕ КРАСНОГО КОНЯ Кузьма Петров-Водкин
- 10шедевров, которые вам обязательно нужно увидеть вТретьяковке
- Самое интересное в виде мозаики
- Как развивался стиль Петрова-Водкина
- Истоки творческой индивидуальности
- Жадный интерес к науке и искусству
- Путешествие, перевернувшее сознание
В ней и намека нельзя было увидеть на образ гордого коня. Тогда немалая часть творческой интеллигенции видела революцию не только как путь социальных преобразований, но как некий «вселенский переворот» из которого пускай вмуках, но родится обновленный человек.
К. Петров-Водкин, конечно же, учел широкую философскую обобщенность этого образа (пушкинское «Куда ты скачешь, гордый конь. », гоголевскую птицу-тройку, блоковское «Летит, летит стальная кобылица. » и др. ) и стремился тоже «возвысить» своего коня, дать его идеальный, пророческий образ. В сохранившихся подготовительных рисунках к картине сначала изображалась самая обычная, даже захудалая деревенская лошаденка. «Богоматерь»— ответ Петрова-Водкина на весь ужас ихаос военных лет. Он предложил устроить юношу на учебу в столице. Обнаженное атлетично-мускулистое тело мальчика, которое мы видим в картине «Купание красного коня», – тоже в русле художественных пристрастий начала прошлого века. От повествовательности он идет к созданию монументально значимого произведения, обобщенного образа коня-символа, коня-олицетворения.
В картине Петрова-Водкина красный цвет аллегоричен. Картина висела над дверью зала. Мельцер. Мощь коня, его сдержанная сила и огромная внутренняя энергия как раз и подчеркиваются хрупкостью всадника, его мечтательной отрешенностью, словно он пребывает в особом внутреннем мире. Мария Федоровна отказалась и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина).
- Художественные особенности полотна
- Записки переводчика с Андреем Десницким
- Что-то перепуталось всамой жизни
Был ли Ленин для Петрова-Водкина человеком, который, заваривая кашу кровавой революции вРоссии, опирался «лишь на собственное разумение», будучи при этом уверенным, что «иначе поступить невозможно». На полотне передний план почти полностью занимает конь. Кто из трех претендентов отображен на финальной версии картины, неизвестно. Пушкина).
Картина поражает драматизмом и нежной трогательной гармонией. Известно, что основной посыл «Песен»— мысли освободе иответственности личностного выбора. Ився земля, данная Петровым-Водкиным срезами, холмами, пересечениями сфер— живым, дышащим космосом, пронизана этим неземным прозрачным свечением, «покрывающим» всю мирскую смятенность, надрыв, злобу. Останься он в рамках ремесла, мы бы никогда не увидели ни его шедевра «Купание красного коня», ни других выразительнейших живописных работ. Только после окончания Второй мировой войны начались переговоры о возвращении ее на родину, хотя директор шведского музея предлагал вдове художника продать «Купание красного коня». Неслучайно прижилось именно второе название картины— «Петроградская мадонна». Именно в русле этой традиции К. Петров-Водкин и создает свою картину Купание красного коня. С большим, кажется, основанием он мог бы сказать это спустя еще три года – с наступлением кроваво-красной революции 17-го года.
Замечательно сочетается и контрастирует в картине цвет. Существует мнение, что первый вариант картины «Купание красного коня» (он не сохранился) был создан в имении знакомого генерала, куда художника с женой пригласили радушные хозяева. Лошади прядали ушами и осторожно, как на цирковой арене, перебирали передними ногами. И это ожидание явно читается на лицах матери и старшего ребенка, дочки.
Врага один вдругом не увидят— недоверия не будет друг другу». В отечественной литературе XIX века этот образ был использован многими русскими мастерами, достаточно вспомнить «Конягу» М. Е. Вот собственно и все смысловое описание картины «Купание красного коня». Однако из-за военных событий полотно осталось в Швеции, вплоть до 1950 года. Кузьма вернулся на родину, где ему помог случай. Вглазах Ленина мистически отражается душа «фанатика схолодной кровью», жреца идеи.
Вместе с однокашниками он организовал артель вывесочников. После кончины учителя Петров-Водкин попытался устроиться на работу иконописцем. Низко висело стылое небо, голые деревья раскачивали ветки над бурой землей. Он словно не считает себя причастным ко всему варварскому, что тогда происходило.
Все находится в стремительном движении, но неизбывны вечная материнская любовь и красота. Двойственна по внутреннему звучанию икартина «Новоселье». Тогда жестокий полководец приказал каждому солдату изсвоей 200-тысячной армии принести поотрубленной голове мужей-развратников.
Критик Всеволод Дмитриев сравнил «Купание красного коня» со «знаменем, вокруг которого можно сплотиться». В лице стройного юноши, сидящего верхом на коне, угадываются черты ученика художника. Тема материнства— сквозная втворчестве Петрова-Водкина.
Я начал писать купание вообще. Юноша, недавно начавший жизнь, укрощает дикую стихию. Выходец из социальных низов, Петров-Водкин объяснимо поддержал революционный переворот. Лицо Богоматери светится изнутри светом тихой красоты икротости.
Поповоду самих «властителей»— вего личном дневнике, вжалобах на тогдашнее бытовое неустройство нет-нет да имелькнет порой ироничная ремарка: «Пролетариат был занят кормежкой— где тут мыться, не подохли бы граждане передового политически государства» (запись от 13марта 1927года). На полотне запечатлены новые хозяева страны— вчерашний рабоче-крестьянский люд переселился вбарский дом, вкотором еще живут зеркала, ковры, картины— старинные вещи, свидетели былой блестящей петербургской жизни. В 1893 году он окончил училище. Он демонстрирует материнство, любовь, быт людей, смерть. Он служит ей, не человечеству.
Он, конечно, читает Пушкина, азатем ляжет спать. Он кажется одним из своеобразных лесковских героев-богоискателей. Там, в частности, экспонируется полотно «Смерть комиссара», созданное в 1928 году. В России всегда полдень. Можно лишь допустить, что «надмирный» всадник— это надежда, что вреволюционной «перетасовке человечества» стихийной мощью красного коня будет управлять не грубая, давящая сила, аначало светлое, надмирное. Жизнь в«клоповниках-деревнях» он знал не понаслышке.
Еще одной не менее колоритной и символичной работой мастера стало созданное в 1920 году полотно «1918 год в Петрограде», прозванное «Петроградской мадонной». Элина Свенцицкая, писатель, доктор филологических наук, анализируя героев «Песен», отмечает: «Сами по себе герои этого произведения— герои свободы иволи. «Таких коней не бывает» – именно это было главным упреком, который слышал в свой адрес Петров-Водкин.
На выставке представлено 236 произведений живописи и графики (160 произведений из коллекции Русского музея) из собраний ГТГ, Саратовского художественного музея им. «Купание красного коня» сравнивали, как уже говорилось выше, «со степной кобылицей», отождествляющей у А. Блока Россию, его истоки находили в русском фольклоре, считая прародителями его карающих коней Георгия-Победоносца, а самого К. Петрова-Водкина называли древнерусским мастером, каким-то чудом попавшим в будущее. Потом в композиции картины появляется всадник (судя по эскизам, в первом варианте его не было). Недаром искусствовед В. Липатов подчеркивал, что «конь величав, монументален исполнен могучей силы, помчись он — и не удержать его неукротимый бег».
И только маленький ребенок безмятежно и сладко спит в своей кровати., гоголевскую птицу-тройку, блоковское Летит, летит стальная кобылица. Именно она наводит ужас на всю эту семью. Но его цвет ни в коем случае не относится к большевикам, пришедшим к власти в 1917 году.
Известный критик 1910-х годов Всеволод Дмитриев, печатавший рецензии в «Аполлоне», едва ли не самом знаменитом журнале того времени, назвал ее «высоко поднятым знаменем, вокруг которого можно сплотиться». В Хвалынск приехал знаменитый петербургский архитектор Р. Ф. Картина Купание красного коня принесла славу Кузьме Петрову-Водкину, сделала его имя известным на всю Россию и вызвала много споров. В ней и намека нельзя было увидеть на образ гордого коня.
Одним из символом России всегда был конь. Их вполне точно подметил философ Н. А. Бердяев всвоих «Размышлениях орусской революции»: «Появился молодой человек вфренче, гладко выбритый, военного типа, очень энергичный, дельный, одержимый волей квласти ипроталкивающийся впервые ряды жизни, вбольшинстве случаев наглый ибеззастенчивый. Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана», войска которого оставляли засобой такие пирамиды черепов.
Написанное в 1912 году, оно было показано на выставке «Мир искусства», причем устроители выставки повесили картину не в общей экспозиции, а над входной дверью — поверх всей выставки, «как знамя, вокруг которого можно объединиться». Осенью он уехал в Самару, экзамена не выдержал и тогда всецело отдался своему увлечению. В 1897 году Петров-Водкин переехал в Москву, где поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился у Валентина Александровича Серова. Вместе с товарищем через Варшаву и Прагу он достигает Мюнхена, где берет уроки в знаменитой школе А. Ашбе.
И хотя рука его держит поводья, сам он подчиняется уверенной поступи коня. Почему этим былинным конем управляет «надмирный», ушедший всебя, тонкий юноша вовсе не богатырской стати. У меня было три варианта. На переднем плане – красного цвета конь с уверенно и грациозно восседающим всадником.
Многие усмотрели в ней грядущие перемены, тем более, что она висела над дверью зала. Лето. 1917. А потом перед его глазами возникло великолепное, голубовато-зеленое озеро. Главным инициатором объединения «вольных философов» стали публицист иисторик общественной мысли Р. В. Иванов-Разумник, проповедник идеи «вечной духовной Революции, вкоторой единый путь кчаемому Преображению» (Иванов-Разумник), Александр Мейер, философский ирелигиозный общественный деятель, утверждавший идею мистериальной жертвенности— иными словами, это были люди разных мировоззренческих взглядов, такая идейная полифония. В новой революционной стихии жизни его «Красный конь» ассоциировался свеличием, масштабом грядущих перемен— встране, на земле, всознании людей.
Позже, в Петербурге, Петров-Водкин заново написал картину. Юрий Михайлович Лотман, русский литературовед икультуролог, отметил сущность любого портрета: «портрет постоянно колеблется на грани художественного удвоения имистического отражения реальности». Увидеть этот Свет, обратиться кнему, стать причастным ему— есть вечный путь «умиления злых сердец».
От«косноязычного пришепетывания красок на неопрятных самодельных холстах» (как писал он сам осебе) Петров-Водкин вырос вбольшого самобытного мастера, создавшего свою художественную систему.