Картина Ленин И Ходоки

Владимир Ильич Ленин на картинах художников

К многочисленным переименованиям в свою честь Ильич относился равнодушно. Ему принадлежит первенство в создании трех самых гигантских по размерам памятников: один в Ереване высотой 49 метров (вместе с постаментом) другой в Дубне – памятники Ленину и Сталину по обе стороны от входа в Канал имени Москвы и третий на ВСХВ (ВДНХ) в Москве. Из них в Москве сохранилось два памятника — в Парке искусств «Музеон» и во дворе Третьяковской Галереи в Лаврушинском переулке. Неисчерпаема ленинская тема в искусстве.

Так сказать, монополии на ее скульптурную часть он не получил, но вот на партбилетах члена КПСС и члена нынешней КПРФ (внешне абсолютно одинаковых) размещен профиль Ленина работы именно Николая Андреева. Оттепель для Ленинианы ничего не меняет в глобальном идеологическом плане. Показательно с этой точки зрения творчество Сергея Меркурова. Около них посменно дежурили солдаты-пулеметчики. Так начинает проявляться страшный, неизлечимый недуг советской эпохи: исчезновение с фотографий (и не только) лиц, ставших вдруг неугодных властям.

Ленин смело встречает натиск бурь, в прямом и переносном смысле – рядом с новыми ГЭС и на главных городских площадях. Но с лейтмотивом уже начинается игра, вариации: все настойчивей слышна тема простоты, теплоты и демократизма Ильича. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Рекой текла сермяжная деревня послушать человека, «который был у Ленина и говорил с ним». Это были середняки-крестьяне, которые потом и кровью окупали годами «отрезки» земли, украденные помещиками в пореформенное время.

Многие явления в искусстве словно предвосхищают события политические. Портретов Ленина до революции было написано крайне мало, а до нас дошли и вовсе единицы. Забыли дух образа, – сокрушенно говорят официальные контролеры творческих работ.

Большая разница: 
Ожившая картина: 
Ходоки у Ленина

Большая разница: Ожившая картина: Ходоки у Ленина

Вспомним, например, Выставку к сорокалетию Советской власти в 1957 году. Начинает все более энергично работать над ленинской темой Петр Васильев, который еще в 1922 году, представив на ученическую выставку свои первые рисунки, посвященные образу Ленина, получил только благосклонные (а какие же еще) отзывы критиков и публики: Только после выставки, – рассказывал художник, – я почувствовал, как нужны народу рисунки и картины о Ленине. Андреев осознавал, что его работа – вопрос репутации и благоразумно отказался от оплаты до того, как портрет будет утвержден и одобрен партией. В будущем, – писал он, – талантливый художник, даже не видевший и не знавший Владимира Ильича, сможет дать портрет первого председателя Совнаркома и вождя пролетарской революции для тех, кто не видел живого вождя (фотографии и маски не дают о нем полного представления). Это вполне объяснимо: Владимир Ильич часто жил на конспиративных квартирах, по поддельным документам, форсировал границы там, где их переходить было не положено, писал свои инструкции по разжиганию революционного пожара под псевдонимом – в общем, стремился быть неузнаваемым для большинства.

Так в 1952 году (за год до смерти Сталина. ) во время реконструкции ВСХВ в Москве был демонтирован самообрушающийся памятник Иосифу Виссарионовичу работы Меркурова. Серов создал глубоко типические национальные образы. Начиная с хрущевской оттепели медленно, но верно набирает силу так называемая деленинизация страны, которая, что примечательно, совершается любимым орудием молодого Ильича – подпольной, нелегальной литературой, главной политической силой Самиздата и диссидентов. Здесь, около деревянных перил, дежурили два красногвардейца.

Именно вот таким образом, когда Серов начал воплощать образ на холсте, работа спорилась. У входных дверей этой комнаты также дежурил латышский стрелок. Тиражировалась уже не фотография, не доклад, но набор разрешенных деталей художественного образа – если хотите, штамп. Одна дверь этой комнаты вела в маленький кабинет Ильича. Около его дверей круглые сутки дежурил латышский стрелок. Лучше этих словесных клише о происходящем и не скажешь.

Чаще всего такие бумажки приходилось выдавать крестьянам-ходокам. В этой «бумаге» они требовали написать, что такой-то действительно был принят Лениным. Оба полотна были выставлены на Всесоюзной выставке 1950 года. Советские искусствоведы с почтением отмечали «ассиро-вавилонскую» мощь в стиле Меркурова, о количестве никто не говорил – Ленина не могло быть слишком много.

Другой Серов: когда 
ходоки были не белыми

Другой Серов: когда ходоки были не белыми

Они часами сидели в приемной Совнаркома, терпеливо ожидая приема. Картина писалась легко, уверенно, с большим творческим подъемом. Помню, однажды приехала группа крестьян, которые задолго до революции купили через Крестьянский банк часть помещичьей земли, что довело их нищенский надел до десятины на едока. На крупнейших выставках того времени – Советская Россия, Советская Прибалтика и Советская Украина – приоритетной становится тема Ленин и народ. Критика с пафосом говорит о недостатке революционной романтики, она требует величия исторического, которыми должен быть овеян образ вождя. Затем маятник, как ему и положено, возвращается назад.

Осмотрев монумент в Уфе, Меркулов распорядился каменную стелу оставить, а статую Ленина заменить на другую – его собственной работы. Рядом с ЗАГЭС есть маленький поселок с таким же названием, внизу течет бурлящая река Кура. У двух окон в течение многих дней стояли два пулемета.

Крестьяне-ходоки 
у Ильича в Смольном

Крестьяне-ходоки у Ильича в Смольном

К сожалению, большая часть статуй Меркурова не сохранилась. Чтобы попасть в кабинет Ленина, нужно было миновать три караула. Зато коллекционную ценность они имели огромную – ведь их можно пересчитать по пальцам. Труд Андреева был единодушно одобрен Совнаркомом, а сам автор назван автором Ленинианы.

Лубочность этих картин заставила даже советскую критику отметить, что это всё лишь частичные и не безусловные удачи, в общем немногим обогащающие сокровищницу ленинских образов. Однако достигнутый ими эффект оказался ровно противоположным поставленной цели. В ту пору время было тревожное и мы не раз ждали нападения на Смольный. Я поколебалась дать приезжим окончательное разъяснение и повела их к Ленину.

Это очень точно подмечено. Проследим за тем, как последовательно художник строит действие, как создается определенный внутренний ритм, рождающийся в жестах и движениях, поддержанных наличием немногочисленных, но красноречивых деталей, определяющих конкретное состояние героев картины в момент их задушевной беседы с вождем. А вот после смерти вождя ленинизация страны приняла поистине грандиозный масштаб. Множатся на холстах, затвердевают в мраморе и бронзе вечные мотивы: Ленин – трибун (авторы: художник Герасимов, скульпторы Евсеев и Щуко), Ленин – мыслитель (Андреев), Ленин за работой, Ленин – вдохновитель масс (Шадр). При жизни Ленина его изображения практически не тиражировались – он сам был против этого. Некоторые после приема просили дать им на руки «бумагу» от имени секретаря.

Описание картины Владимира Серова «Ходоки у Ленина»

Ленин.

Здесь нельзя ничего передвинуть, переместить ибо это не только нарушило бы заполненность холста в чисто формальном плане (это всегда принимает во внимание любой художник) такие изменения нарушили бы целостность самого содержания картины, которое художник раскрыл во всех деталях ее композиционного строя. На таких крестьян село смотрело как на собственников и зарилось на их землю. Сама задача вела к углублению в творчестве реалистических начал.

Для этого они ввели жёсткие каноны изображения и описания В. И. Ленина, создали и утвердили множество универсальных штампов, раз и навсегда регламентировали основные сюжетные линии, в которых вообще мог фигурировать вождь мирового пролетариата. Они-то и регулируют ход маятника в механизме Ленинианы.

Через трое суток вопрос решился. Это было время неудержимого паломничества к Ленину. были отправлены в Петропавловскую крепость. Призы и премии, как вы догадываетесь, этим авторам были гарантированы. Так стоящий Ленин в центре Уфы превратился в сидящего, каковым остается и по сей день.

В Кемерове впервые 
покажут картину 
Шахтеры ходоки у

В Кемерове впервые покажут картину Шахтеры ходоки у Ленина

А уже через четыре года, в эпоху хрущёвской «оттепели», статуи Сталина и те, в которых Ленин и Сталин напоминали сиамских близнецов (а таких, конечно, было предостаточно) было приказано демонтировать и уничтожать. Существуют различные творческие подходы к ее решению. Честь такая выпала, например, Науму Аронсону и Александру Магараму. По Декрету о земле земли рядовых крестьян не подлежали переделу.

В боковом крыле Смольного находилась большая комната секретариата. Другая дверь секретариата вела в соседнюю комнату. Речь идет о картине Валентина Серова Ходоки у Ленина и картине Выступление Ленина на III съезде комсомола исполненной творческим коллективом молодых художников – Соколовым, Тегиным, Файдыш-Крандиевской и Чебаковым во главе с их мэтром – художником Борисом Иогансоном.