Картина Левитана Озеро Русь Описание
Описание картины Озеро (Русь) Левитана: анализ, материалы для сочинения
Тема озера присутствует в ряде произведений, которые он написал по итогам своего пребывания у озера Комо в северной Италии, включая картину «Озеро Комо» (холст, масло, 1895, 96 128см, ГРМ)121516. Ещё один этюд, «Озеро. Также в этой связи упоминаются пастель 1895 года под названием «Хмурый день» (48 62см, ГРМ) и картина «Лесное озеро» (холст, масло, 1890-е, 48 80см, Ростовский областной музей изобразительных искусств)1217. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов относил картину «Озеро» к «замечательным творениям Левитана» и писал, что это полотно производит на зрителей «непосредственно большое и сильное впечатление, как могучая и прекрасная картина русской природы». Работа «Озеро.
Имение принадлежало семье Олениных— Владимиру Александровичу (правнуку Алексея Оленина— государственного секретаря и президента Академии художеств) и его жене Елизавете Дмитриевне, урождённой Скарятиной20. Его голубизна просто ослепляет даже без солнечных лучей. В Ялте встретились два совсем не старых, но очень больных человека. На высоком берегу заметны колокольни белого цвета. Болезнь сердца, давно беспокоившая Левитана, начала быстро прогрессировать.
Слободка», «Лунная ночь. Одна ты несёшься по ясной глазури»). Мы видим сложное сочетание желтых, сине-голубых, серо-зеленых и даже фиолетовых оттенков. Над окончательным вариантом картины Левитан работал в Москве.
После его смерти в мастерской осталось около 40 неоконченных картин (включая «Озеро»), а также около трёх сотен этюдов. Он писал, что «образ картины ни в коей мере не напоминает это стихотворение», поскольку художник изобразил не тучу, не состояние природы после грозы, а светлые облака. Картина «Озеро» написана широкими, большими мазками, уже знакомым нам образом обобщающими формы предметов.
Все предметы обобщены, так как Левитан пишет картину широкими мазками. По голубому небу плывут облака, которые отражаются в озёрной воде. 9117, поступил в 1927 году через Государственный музейный фонд из Государственного музея нового западного искусства до этого был в собрании И. А. Морозова) и «Ясный осенний день» (дерево, масло, 12, 5 27, 3см инв. В картине много элементов романтики.
Описание картины Левитана Озеро
Мальцева отмечала, что, несмотря на некоторую живописную незавершённость левитановского пейзажа, он «сам собой ещё больше закрепляет за созданным образом предполагавшееся художником второе, более расширительное название» (имеется в виду альтернативное название «Русь»). Пейзаж, по выражению Фёдорова-Давыдова, «менее всего иллюстративен» и он «смотрится как реальная натура прежде всего»30. Русь» отличается яркостью красок и богатством цветовых решений. Одним из наиболее прославленных художников пейзажистов был И. Левитан.
В своей книге «Русский пейзаж» искусствовед Виталий Манин отмечал, что в последней незавершённой картине Левитана «Озеро. Преобладающими являются теплые тона, наполняющие полотно ощущением радости и счастья. Писателю была отправлена телеграмма: «Сегодня жди знаменитого академика». Художник так и не завершил это творение, так как умер.
Глядя на эту картину, невольно испытываешь радость и чувство гордости за свой край. Свежесть передана художником в импрессионистической непосредственности. Деревня» и «Тишина». Все полотно пронизано ощущением довольства и счастья. Русь» «с очевидностью проявились живописные поиски художника, как бы начинающие в России пластику искусства нового века». При этом показателен тот факт, что сюжет почти полностью срисован с натуры, в отличие от предыдущих работ автора.
На картине изображен солнечный осенний день. Спокойно и величественно большое озеро. Плывущие в небе пышные облака подчеркивают беспредельность простора. Во всей окружающей природе – величественная красота, спокойная сила. Свою большую последнюю картину художник Левитан назвал Озеро. В Государственной Третьяковской галерее есть три этюда для картины «Озеро» — «Ветреный день» (бумага на холсте, масло, 1898—1899, 14 18см, 5341, поступил в 1917 году из собрания семьи М. А. Морозова и М. К. Морозовой), «Последние лучи.
В мастерской Тимирязев увидел множество неоконченных полотен, среди которых была большая картина «Озеро». «Озеро. Последняя работа художника. Художник возвратился в Москву, но излечиться ему не удалось— он скончался 22 июля (4 августа) 1900 года. Аналогичное описание можно найти в письме Левитана к художнице Елене Карзинкиной от 5 июля 1898 года: «Живу я в очень милом месте: озеро большое, горы, лес, полная тишина, даже слишком (впрочем, скоро нарушится всё это— приедут владельцы, Оленины), но всё-таки очень хорошо здесь»22. Искусствовед Владимир Петров отмечал, что в полотне «Озеро» Левитан добивался «монументального лиризма образа», пытаясь соединить в нём «почти импрессионистическую непосредственность свежести и яркости солнечного дня» и декоративно-монументальное начало, которое связывает эту картину с традициями старинной фресковой живописи. По словам Манина, в этом произведении «желание уловить меняющееся состояние атмосферы, переменчивость красок мира, подвижность воздуха, равно как и эскизная манера фиксации чувств и переживаний, явили собой результат иного метода осмысления мира», а «былой масштаб мышления заменился зорким восприятием природных явлений, улавливанием их погодных состояний»51.
В картине художник особенно приближает чистый пейзаж к человеческой жизни. Именно вот таким образом на полотне заметны следы переделок и переработок. Цвета художник использовал очень яркие и сочные. Картина открывает нам торжествующую и величественную мощь природы. По некоторым сведениям Левитан начал работу над этой картиной под впечатлением от Пушкинской поэзии. По воспоминаниям одного из учеников Левитана, художника Бориса Липкина, в начале 1899 года он дал им задание: написать иллюстрацию к стихотворению Александра Пушкина «Туча» («Последняя туча рассеянной бури.
Однако, даже в своем незаконченном виде, она производит огромное впечатление. В этом полотне столь свойственное автору настроение тишины, умиротворенности выражено пейзажными средствами: поверхностью воды, солнечным светом, прозрачным воздухом. В том же году, при подготовке к ученической выставке, Левитан показал Липкину большой эскиз, выполненный для картины «Озеро», отметив, что он относится к той же теме, по которой он дал задание. Я, например, нахожу эту картину романтичной. По его словам, в картине «Озеро» Левитан «бессознательно воспроизводил С сентября 1898 года Левитан преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где возглавлял пейзажный класс1826. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Художник вкладывал в это полотно свою выстраданную, благословляющую любовь к жизни и стране, природа которой столь «широко по лицу земли в красе царственной развернулася» (И.
Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов относил картину «Озеро» к «замечательным творениям Левитана» и писал, что это полотно производит на зрителей «непосредственно большое и сильное впечатление, как могучая и прекрасная картина русской природы». Солнце на картине не было изображено, но невидимый источник света залил широкое, размахнувшееся во все стороны, струящееся пространство. Тема озера присутствует в ряде произведений, которые он написал по итогам своего пребывания у озера Комо в северной Италии, включая картину «Озеро Комо» (холст, масло, 1895, 96 128см, ГРМ). В 1894 году Левитан закончил картину «Над вечным покоем» (холст, масло, 150 206см, ГТГ)14, на которой изобразил широкое водное пространство, хотя было не вполне понятно, озеро это или река12 (над этим полотном художник работал на озере Удомля близ Вышнего Волочка)14. Радостный, полный солнечного света, воздуха пейзаж картины с ее торжественными просторами земли и неба кажется олицетворением праздничного дня в деревне.
Не бедность, не смирение и страдания – удел России, она вся – в будущем. На дальнем берегу, насколько видит глаз, поля, деревушки, купола церквей. В мастерской Тимирязев увидел множество неоконченных полотен, среди которых была большая картина «Озеро». По воспоминаниям одного из учеников Левитана, художника Бориса Липкина, в начале 1899 года он дал им задание: написать иллюстрацию к стихотворению Александра Пушкина «Туча» («Последняя туча рассеянной бури.
Русь» (1900). Искусствоведы отмечали синтетичность изображённого на картине пейзажа, которая проявляется не только в том, что он был «сочинён» из нескольких натурных этюдов, но и в «собирательном, обобщающем характере самого образа, его идейной синтетичности», в том, что он представляет образ целой страны, — именно вот таким образом Левитан изначально хотел назвать его «Русью». Русь» считается одной из самых крупных картин художника. Некоторая его часть на картине не видна, она скрывается за правым берегом.
В то же время Алексей Фёдоров-Давыдов не соглашался с утверждением Липкина о том, что левитановский эскиз был тематически связан с пушкинской «Тучей». По воспоминаниям Липкина, Левитан сказал ему: «Я давно работаю над этой темой, хотел назвать эту вещь Русью, только, пожалуй, немного претенциозно, лучше попроще как-нибудь»27. «Озеро. Одновременно основная для позднего периода Левитана. Натурой послужило озеро в Тверской губернии, куда часто ездил художник.
Зритель видит замысловатые облака, плывущие по голубому бездонному небу. Мальцева отмечала, что, несмотря на некоторую живописную незавершённость левитановского пейзажа, он «сам собой ещё больше закрепляет за созданным образом предполагавшееся художником второе, более расширительное название» (имеется в виду альтернативное название «Русь»). И их ясно ощущаемый полет подчеркивает беспредельность русских просторов.
На втором плане изображено освещённое солнцем водное пространство большого озера. Летом ученики Левитана выезжали на этюды. Хочется оказаться на дальнем берегу и прыгать, резвиться на солнышке. Именно вот таким образом на полотне заметны следы переделок и переработок.
Художник Константин Юон писал, что картина «Озеро», так же как и «Март» и «Свежий ветер. В Государственной Третьяковской галерее есть три этюда для картины «Озеро» — «Ветреный день» (бумага на холсте, масло, 1898—1899, 14 18см инв. Все в картине – солнце, ветер, несущиеся облака – пронизано ощущением счастья. «Озеро Русь» — основное произведение живописца поздней поры.
Не зря Левитан очень любил свою родину и воспевал ее в своих пейзажах. Русь. Мы видим природу во всем изобилии, во всем великолепии. По его словам, в картине «Озеро» Левитан «бессознательно воспроизводил С сентября 1898 года Левитан преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где возглавлял пейзажный класс. Композиция построена по трём планам. По словам Алексея Фёдорова-Давыдова, «тема облаков с их движением, тенями от них и отражениями начинает занимать в общем строе пейзажа существенное, если не равноправное с изображением покрытых полями и оживлённых постройками берегов и глади озера место» эта тема является немаловажной частью пейзажного образа и «средством его выразительности». Учёному особенно понравился этюд к этой картине, который выделялся «богатой, радужной гаммой красок».
Впоследствии, признавая сложный и синтетический характер образа, представленного Левитаном на полотне «Озеро» и сочинённость изображённого на нём пейзажа искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что этот пейзаж «кажется гораздо более натурным», чем в картине «Над вечным покоем». В картине «Озеро. Левитан соединил буйство летних красок с осенними оттенками родной природы.
В 1893 году он написал относительно большую по размеру картину «На озере» (холст, масло, 109 163см, ). В 1893 году он написал относительно большую по размеру картину «На озере» (холст, масло, 109 163см, Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева)1213. В начале 2000-х годов искусствовед Фаина Мальцева писала, что за столетие, минувшее со времени создания картины «Озеро», она не потеряла «своей высокой художественности и эстетической действенности». Голубизна воды настолько яркая и чистая, что даже, кажется, видно дно.
В начале февраля 1900 года художника в его мастерской навестил учёный-естествоиспытатель Климент Тимирязев, который пришёл с женой и сыном. Мне, несомненно, нравится эта картина. На втором плане изображено освещённое солнцем водное пространство большого озера. Летом 1898 года Левитан жил в имении Богородское, расположенном в Московской губернии, недалеко от железнодорожной станции Подсолнечное (ныне— в черте города Солнечногорск), на берегу озера Сенеж1819.
Искусствовед Владимир Петров отмечал, что в полотне «Озеро» Левитан добивался «монументального лиризма образа», пытаясь соединить в нём «почти импрессионистическую непосредственность свежести и яркости солнечного дня» и декоративно-монументальное начало, которое связывает эту картину с традициями старинной фресковой живописи3454. Так было и летом 1900 г. Ученики Левитана поселились в Химках, но так и не дождались своего учителя. Художник Константин Юон писал, что картина «Озеро», так же как и «Март» и «Свежий ветер. Художник возвратился в Москву, но излечиться ему не удалось— он скончался 22 июля (4 августа) 1900 года. По небесной лазури медленно плывут гряды облаков, бесконечно возникающие из-за горизонта. Можно окунуться в прохладное озеро, а потом бежать домой, не смотря под ноги.
Русь» отличается отсутствием композиционной структуры, как другие полотна художника. Размер и широкий размах пейзажной перспективы наполнен философским смыслом. Озеро» (бумага на картоне, масло, 17, 6 26, 2см инв. Левитан работал очень вдохновенно.
По рассказам современников Левитана, уже через десять лет после смерти художника картина «Озеро» «потемнела, местами пожухла и в большой мере утратила изначальные осиянность и яркость»3435. Сюжет озера интересовал Левитана с начала 1890-х годов. Левитан в своей работе хочет соединить монументальность с легкостью и декоративностью.
Мастер хочет передать нам идеальное состояние природы, когда она счастлива. По совету врачей он ездил на лечение в Италию, Швейцарию, Германию. Русь» была очень высоко оценена критиками. Конечно же, художник вкладывал в это полотно свою выстраданную, благословляющую любовь к жизни и стране, природа которой столь «широко по лицу земли в красе царственной развернулася» (Иван Никитин) и именно вот таким образом особенно добивался монументального лиризма образа, соединения в живописном решении почти импрессионистической непосредственности ощущения свежести и яркости солнечного дня ранней осени с декоративно-монументальным началом, роднящим «Озеро» с традициями старинной фресковой живописи. Одним из наиболее прославленных художников-пейзажистов был И. Левитан.
Среди них находилось большое полотно под названием «Озеро. В собрании Нижегородского государственного художественного музея находится одноимённый эксиз Исаака Левитана к картине «Озеро» (холст, масло, 189847 или 1898—189948, 48, 6 69, 7см)47. Это полотно стало лебединой песнью Левитана. По словам Фёдорова-Давыдова, в этом полотне — «лебединой песне» Левитана — художник «вновь утвердил те идеалы, которыми было проникнуто его искусство и оставил его как завещание, вместе с теми новыми художественными проблемами, над решением которых его настигла смерть»49. Над окончательным вариантом картины Левитан работал в Москве. Картина «Озеро» написана большими, широкими мазками, которые подчёркивают весомость и материальную ощутимость изображённого41. По воспоминаниям Липкина, Левитан сказал ему: «Я давно работаю над этой темой, хотел назвать эту вещь Русью, только, пожалуй, немного претенциозно, лучше попроще как-нибудь».
Озеро имеет извилистую форму. По словам Манина, в этом произведении «желание уловить меняющееся состояние атмосферы, переменчивость красок мира, подвижность воздуха, равно как и эскизная манера фиксации чувств и переживаний, явили собой результат иного метода осмысления мира», а «былой масштаб мышления заменился зорким восприятием природных явлений, улавливанием их погодных состояний». Аналогичное описание можно найти в письме Левитана к художнице Елене Карзинкиной от 5 июля 1898 года: «Живу я в очень милом месте: озеро большое, горы, лес, полная тишина, даже слишком (впрочем, скоро нарушится всё это— приедут владельцы, Оленины), но всё-таки очень хорошо здесь».
По словам Мальцевой, «наличие в творчестве Левитана такого мажорного произведения закономерно», поскольку «оно органично сливается со многими его пейзажами последнего периода»52. Деревня» и «Тишина»40. Небо также превосходное.
От него не скрывали серьезности положения. Летом 1898 года Левитан жил в имении Богородское, расположенном в Московской губернии, недалеко от железнодорожной станции Подсолнечное (ныне— в черте города Солнечногорск), на берегу озера Сенеж. Художник умер, не успев завершить данную работу. Большое разлогое озеро омывает берега небольшой деревушки. Для изображения воды используется голубой цвет с синей рябью и разноцветными отражениями. Данная работа Левитана воплотила в себе все наблюдения и любовь художника к русской природе.
Он писал, что «образ картины ни в коей мере не напоминает это стихотворение», поскольку художник изобразил не тучу, не состояние природы после грозы, а светлые облака. В 1901 г. прошла посмертная выставка произведений Левитана в Петербурге и Москве. С. Никитин) и именно вот таким образом особенно добивался монументального лиризма образа, соединяя в её живописном решении почти импрессионистической непосредственности ощущения свежести и яркости солнечного дня и – декоративно- монументального начала, роднящего «Озеро» с традициями старинной фресковой живописи. Они выкрашены в золотистый цвет. Размер и широкий размах пейзажной перспективы наполнен философским смыслом. «Озеро. Волга», относится к произведениям Левитана, наполненным «радостью и счастливым ощущением жизни»53.
Это настоящий гимн родной земле, в котором вновь звучат мотивы, сопровождающие Левитана на протяжении всей жизни, – вера в будущее, утверждение на земле красивой и достойной жизни. Картина «Озеро» написана большими, широкими мазками, которые подчёркивают весомость и материальную ощутимость изображённого.
Возможно, художник намеренно выбрал день «бабьего лета», когда «торжественность осени сохраняет ещё очарование лета»44. Сюжет озера интересовал Левитана с начала 1890-х годов. На всем его протяжении видно четкое отражение небесных объектов. Облака не просто плывут по нему, они как будто вообще выходят за рамки картины.
Картина написана в 1895году. По словам Алексея Фёдорова-Давыдова, «тема облаков с их движением, тенями от них и отражениями начинает занимать в общем строе пейзажа существенное, если не равноправное с изображением покрытых полями и оживлённых постройками берегов и глади озера место» эта тема является немаловажной частью пейзажного образа и «средством его выразительности»43. В Государственной Третьяковской галерее хранится первый вариант картины «Озеро» (холст, масло, 1898—1899, 27 36, 5см инв. На написание данной картины было потрачено много времени. Ветреный день», находится в собрании.
Она вселяет в нас надежду в то, что впереди у России радостное и светлое будущее. Возможно, художник намеренно выбрал день «бабьего лета», когда «торжественность осени сохраняет ещё очарование лета». Ж-552). В своей книге «Русский пейзаж» искусствовед Виталий Манин отмечал, что в последней незавершённой картине Левитана «Озеро. Имение принадлежало семье Олениных— Владимиру Александровичу (правнуку Алексея Оленина— государственного секретаря и президента Академии художеств) и его жене Елизавете Дмитриевне, урождённой Скарятиной. Для изображения воды используется голубой цвет с синей рябью и разноцветными отражениями.
В картине широкая гладь воды отражает облака, освещенные солнцем. Впоследствии, признавая сложный и синтетический характер образа, представленного Левитаном на полотне «Озеро» и сочинённость изображённого на нём пейзажа искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что этот пейзаж «кажется гораздо более натурным», чем в картине «Над вечным покоем». Слободка», «Лунная ночь. Искусствоведы отмечали синтетичность изображённого на картине пейзажа, которая проявляется не только в том, что он был «сочинён» из нескольких натурных этюдов, но и в «собирательном, обобщающем характере самого образа, его идейной синтетичности», в том, что он представляет образ целой страны, — именно вот таким образом Левитан изначально хотел назвать его «Русью». Русь» «с очевидностью проявились живописные поиски художника, как бы начинающие в России пластику искусства нового века».
Учёному особенно понравился этюд к этой картине, который выделялся «богатой, радужной гаммой красок»3132. Небо изображенное Левитаном, несет в себе особый смысл. Весна» (холст, масло, 1898, 91 59см, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого), которую исследователи творчества художника рассматривают как одно из подготовительных произведений для будущей картины «Озеро»2324. Именно в конце 1890-х годов художник работал над иллюстрациями к произведениям Александра Сергеевича Пушкина и прочитав его стихотворение «Последняя туча рассеянной бури», в фантазиях художника зародился новый пейзажный мотив. В настоящее время картина «Озеро» выставлена в зале 40 флигеля Росси, где, кроме неё, находятся другие произведения Исаака Левитана, среди которых «Золотая осень. Данная картина заражает своей лиричностью.
Ещё один этюд, «Озеро. Также в этой связи упоминаются пастель 1895 года под названием «Хмурый день» (48 62см, ГРМ) и картина «Лесное озеро» (холст, масло, 1890-е, 48 80см, ). Ветреный день», находится в собрании Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых2.
На картине так же изображены деревья и сочные луга. В картине все подчеркнуто весомо, материально ощутимо. Русь» Левитан смог сотворить обобщающий образ русской природы в ее счастливые минуты. И только потом понимаешь, что это отражение неба мерцает на рябе воды.
В письме к писателю Антону Чехову от 23 июня 1898 года Левитан сообщал: «Живу я здесь в великолеп месте: на берегу очень высоко громадного озера, кругом меня леса, а в озере кишит рыба». В том же году, при подготовке к ученической выставке, Левитан показал Липкину большой эскиз, выполненный для картины «Озеро», отметив, что он относится к той же теме, по которой он дал задание. Русь» стало итогом его многолетних исканий в изображении родной страны. На портрете кисти В. А. Серова, написанном в первой половине 90-х гг., у Левитана утомленное лицо и очень печальные глаза, его рука бессильно лежит на спинке кресла.
По словам Фёдорова-Давыдова, в этом полотне — «лебединой песне» Левитана — художник «вновь утвердил те идеалы, которыми было проникнуто его искусство и оставил его как завещание, вместе с теми новыми художественными проблемами, над решением которых его настигла смерть». В 1894 году Левитан закончил картину «Над вечным покоем» (холст, масло, 150 206см, ГТГ), на которой изобразил широкое водное пространство, хотя было не вполне понятно, озеро это или река (над этим полотном художник работал на озере Удомля близ Вышнего Волочка). Звание академика Академии художеств Левитан получил около года назад. Одна ты несёшься по ясной глазури»)2728.
Картина «Озеро. Композиция построена по трём планам. В начале 2000-х годов искусствовед Фаина Мальцева писала, что за столетие, минувшее со времени создания картины «Озеро», она не потеряла «своей высокой художественности и эстетической действенности». После его смерти в мастерской осталось около 40 неоконченных картин (включая «Озеро»), а также около трёх сотен этюдов33. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
На берегу виднеются колокольни ярко белого цвета, сочные зеленые луга, осенние деревья. В то же время Алексей Фёдоров-Давыдов не соглашался с утверждением Липкина о том, что левитановский эскиз был тематически связан с пушкинской «Тучей». По словам Мальцевой, «наличие в творчестве Левитана такого мажорного произведения закономерно», поскольку «оно органично сливается со многими его пейзажами последнего периода». Несмотря на то, что эта работа Левитана до конца не закончена, полотно «Озеро.
Особую выразительность, а так же масштабность и широту придают эти плывущие облака. Пейзаж, по выражению Фёдорова-Давыдова, «менее всего иллюстративен» и он «смотрится как реальная натура прежде всего». Озеро» (бумага на картоне, масло, 17, 6 26, 2см, 9117, поступил в 1927 году через Государственный музейный фонд из Государственного музея нового западного искусства до этого был в собрании И. А. Морозова) и «Ясный осенний день» (дерево, масло, 12, 5 27, 3см, Ж-123, приобретён в 1961 году у московского коллекционера А. В. Гордона, до этого был в собрании Н. А. Соколова). В письме к писателю Антону Чехову от 23 июня 1898 года Левитан сообщал: «Живу я здесь в великолеп месте: на берегу очень высоко громадного озера, кругом меня леса, а в озере кишит рыба»21. Кроме того, она перекликается с другими его поздними работами, в первую очередь со знаменитым полотном «Над вечным покоем».
Русь». В настоящее время картина «Озеро» выставлена в зале 40 флигеля Росси, где, кроме неё, находятся другие произведения Исаака Левитана, среди которых «Золотая осень. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Русь» даже в таком виде бесспорно принадлежит к наиболее значимым произведениям художника. Волга», относится к произведениям Левитана, наполненным «радостью и счастливым ощущением жизни». Левитан умер 22 июля 1900 г., прожив почти сорок лет.
Русь» стало итогом его многолетних исканий в изображении родной страны. Весна» (холст, масло, 1898, 91 59см, ), которую исследователи творчества художника рассматривают как одно из подготовительных произведений для будущей картины «Озеро». По голубому небу плывут облака, которые отражаются в озёрной воде. По рассказам современников Левитана, уже через десять лет после смерти художника картина «Озеро» «потемнела, местами пожухла и в большой мере утратила изначальные осиянность и яркость». Русь» отличается отсутствием композиционной структуры, как другие полотна художника. Картина «Озеро. Однажды в мастерскую Исаака Ильича зашел Антон Павлович Чехов.