Картина Менины

Картина «Менины» Веласкеса оставила после себя много загадок. Раньше эта картина была известна под названием "Семья", но позже получила название "Менины". Самая известная и загадочная его работа — картина «Менины», предположительно написанная в 1656 году. Франциско Гойя выполнил с картины гравюру в 1778 году49 и позже использовал мотивы «Менин» при написании портрета семьи Карла IV, в частности, разместив королевскую семью в мастерской художника, а самого себя— в левой части полотна.

Итак, Менины (Las Meninas по-испански или Фрейлины) – картина Диего Веласкеса (Diego Velzquez), одно из самых знаменитых полотен мира. В Институте Сервантеса в Москве открылась художественная выставка, посвященная одной из самых загадочных картин великого испанского художника Диего Веласкеса «Менины». Одни говорят, что на мольберте стоит картина "Менины", другие, что это портрет Короля и Королевы.

Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. «менины» (исп. Las Meninas— «фрейлины») или «Семья Филиппа IV»— картина Диего Веласкеса, написанная в 1656 году. И картина "Менины" не исключение.

Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Продолжая проект, отдел культуры Института Сервантеса, его руководитель Татьяна Пигарева предложили художникам обратиться к творчеству Веласкеса, создавать свои интерпретации картины «Менины» – одного из самых выдающихся творений мировой живописи. Картина «Менины» явным образом построена.

В 1656 году Веласкес пишет картину «Менины» («Фрейлины»). «менины», (исп. Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656 году. Многообразие поднимаемых проблем, которые зритель решает сам для себя, – главное качество, которым обладает картина «Менины» Веласкеса и Пикассо. Франциско Гойя выполнил с картины гравюру в 1778 году и позже использовал мотивы «Менин» при написании портрета семьи Карла IV, в частности, разместив королевскую семью в мастерской художника, а самого себя— в левой части полотна.

Видимо, название «Менины» закрепилось позднее, с лёгкой руки одного из хранителей картины. «менины» (исп. Las Meninas, «фрейлины», 1656)— картина Диего Веласкеса.

«Менины», Диего Веласкес — описание картины

Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Но по испанскому этикету женщина не могла показывать свои ноги, вот таким образом чулки были выброшены со словами «У королевы Испании нет ног». Не будь ее, картина потеряла бы последнюю точку опоры и распалась бы на части.

Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Каждый воспринимает образы по-своему. А с другой – сам бросает вызов богам.

«Менины» Веласкеса: 
картина о картине

«Менины» Веласкеса: картина о картине

На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Он взирает на то, что происходит при дворе и на античных героев из близкого ему мира «кухонного жанра». Картина несёт в себе философский смысл. Между тем, она построена на сложной казуистике элементов «возвеличения» и «низведения» и только их крайняя запутанность избавила мастера от неприятностей, которые незадолго до того доставила Рембрандту перетасовка фигур в «Ночном дозоре». Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта. Куколка-инфанта — самая застылая фигура во всей картине.

«Менины» привлекают до сих пор внимание зрителей главным образом своим сюжетом. Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». Далее М. Фуко делает еще одно очень важное замечание: «Останавливаясь на зрителе, глаза художника схватывают его и заставляют войти в картину, назначают ему особое, а вместе с тем неизбежное место, отнимают у него его светлый и зримый облик и переносят его на недостижимую поверхность перевернутого полотна» (Там же, с. 43). Её головка приходится строго в середине огромного полотна.

Какие тайны скрывает 
самая известная 
картина Диего Веласкеса

Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»

Вместе с тем ее бесстрастность служит знаком ее высшего достоинства. Живопись Пикассо, как и первоисточник, отличается чисто изобразительными находками, но именно смысловое содержание их позволяет объективно сравнить картины. Драматизм излучаемый этим «черным человеком» – лишь небольшая часть эмоций, которые генерирует холст. Мы как бы восходим ко все более высокой степени реальности, но никогда не достигаем абсолютного. Веласкес и Пикассо «Менины» трактуют как сложную сцену, полную почти литературного содержания. Это была как бы программа создания эпопеи из современной жизни.

Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. «Менины» Пикассо демонстрируют новое наполнение узнаваемых образов. Она отбрасывает от себя смутное отражение в зеркале и, вместе с тем, является объектом пристального внимания художника.

Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта.

светотенью, красками. Было высказано предположение, что на холсте, стоящем перед художником, следует предполагать не изображение Филиппа с супругой, а инфанты в кругу придворных, то есть всего того, что видно на холсте «Менины», причем художник позволил себе вольность: чтобы показать свою принадлежность ко двору, он перевернул свой холст и изобразил себя рядом с инфантой, между тем как должен был стоять перед ней. Совсем вдали виднеется фигура гофмаршала дон Хосе Нието. Короля и королевы не видно. Талантливый и образованный педагог и теоретик искусства, Пачеко создал прекрасную мастерскую, которую нередко называли «академией образованнейших людей Севильи». Художник за писанием королевской четы — эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу.

Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. галерея), но и их соотношение не вполне отчетливо. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины».

Загадки картины 
Веласкеса Менины 
1656

Загадки картины Веласкеса Менины 1656

В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Прежде толкователи видели в «Ткачихах» всего лишь результат случайного впечатления художника при посещении королевской ткацкой мастерской. Las Meninas, «фрейлины», 1656)— картина Диего Веласкеса.

Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия. Незадолго до рождения Веласкеса большинство художников в Севилье составляли иноземцы. Искусство было преимущественной областью фантазии, сном, сказкой, мечтой, «узором, сотканным из формальных красот». Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. В глубине, как посторонний наблюдатель, стоит за мольбертом сам художник.

Описание картины 
Веласкеса «Менины»

Описание картины Веласкеса «Менины»

Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. В «Менинах» разложение приобрело еще большую остроту.

«От глаз художника к объекту его созерцания, – пишет М. Фуко, – властно прочерчена линия, которой мы не можем избежать, рассматривая картину: она пересекает реальную картину и достигает перед ее поверхностью той точки, с которой мы видим художника, смотрящего на нас эта пунктирная линия неминуемо настигает нас, связывая нас с тем, что представлено на картине» (Фуко М. Слова и вещи. Нижняя половина картины занята фигурами. Взором своим лишь он один охватывает все поле картины и он же превращает всех позирующих в предмет искусного эксперимента (позирование перед зеркальной стеной Аранхуэсской галереи), пристального анализа, совершенно независимого и нелицеприятного суждения. Правда, установить эту закономерность можно только путем измерений, которых не обязан производить каждый зритель. На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство.

  • 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  • История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
  • Тайны шедевра Веласкеса «Менины» (15 фото)
  • Менины ( ) или О фрейлинах от времен Веласкеса до наших дней
  • 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса Менины
  • Невообразимый эксперимент Веласкеса
  • Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
  • Как с первого раза подобрать и выгодно купить обувь в интернете: 7 советов бывалого шопоголика

В результате — опустошенность, отсутствие жизненного накала, единственный ход существования — «держать дистанцию», единственный путь творчества — «искусство отстраненности» от собственных картин, от зрителя, от своего века. Хосе Ортега-и-Гассет делит пространство на три части: ближний и дальний планы, освещённые естественным светом и затемнённый между ними средний. В «Менинах» ей принадлежит второе по значению место. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. Я никому не прислуживаюсь.

Менины (служанки) Мария Агостина де Сармиенто и Исабель де Веласко. Это точно и подробно описано М. Фуко при анализе картины Веласкеса «Менины», где художник, вглядывающийся во время работы в объект изображения, реально смотрит на зрителя ибо то, что он рисует на полотне, повернутом к зрителю тыльной стороной, в картине Веласкеса не представлено на том месте, где ему следует быть, а отражено лишь в зеркале за спиной живописца. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. На первый взгляд картина выглядит незавершённой, но это лишь первое впечатление. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. Нужно внимательно всмотреться в их соотношения.

  1. Самое интересное в виде мозаики
  2. Словари и энциклопедии на Академике
  3. «Мы не зрители, мы участники действия»
  4. Сравнение изобразительных средств

В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин». Но следует решительно возражать против самой постановки вопроса. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес.

Зато на первом плане картины запечатлено все то, что представляется глазам позирующих. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Недаром картина называется «Borachos», что значит по-испански пропойцы. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась).

Таким произведением и является картина Менины. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Картина «Менины» Веласкеса и Пикассо особенно ярко подчеркивает это.

  1. «Менины», Пикассо и Веласкес: сравнение

Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Сюжет «Вакха» не имеет ничего общего с «Менинами». У Гойи нет героя, его герой – сама картина, то есть, сам визуальный язык. Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. Самая известная и загадочная его работа — картина «Менины», предположительно написанная в 1656 году. Нельзя сказать, что «Менины» не были замечены потомством. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства.

За спиной инфанта, подобно кошмару, возникает на картине безобразное лицо старой королевы, похожей на парку офорта «Тонко ткут». Книга «Веласкес и Гойя» Х. Ортеги-и-Гассета (1962) явилась свидетельством того «синдрома Веласкеса», который переживал философ в течение всей своей жизни, беспрестанно, «подобно средневековому мудрецу, неоднократно перечитывающему книгу, дабы постичь скрытую в ней истину», вновь и вновь возвращаясь к «загадке» «Менин». Правда, Рембрандт идет в обратном направлении: он выделяет фигуры отдающего приказания капитана и офицера, а остальные фигуры подчиняет им (и это вызвало недовольство заказчиков). Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса.

Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. И эту «двусмысленность» нельзя считать следствием простой небрежности мастера. Зато на первом плане картины запечатлено всё то, что представляется глазам позирующих. «Живопись одна наделена правом смотреть на вещи без какой бы то ни было обязанности их оценивать», — говорит Мерло-Понти, сравнивая ее внутренний статус с позицией «ответственности говорящего человека», присущей философии и литературе. Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. Большинство работ севильского периода близки к жанру «бодегона».

Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. В этом отразилась их привязанность к световым и красочным эффектам. Видимо, название «Менины» закрепилось позднее, с лёгкой руки одного из хранителей картины. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. Выставленный вперед холст отсекает слева узкую полосу картины. Кажется, что реальность искажена в зеркале, которое разбивается.

14 малоизвестныхфактов 
о шедевре Веласкеса 
«Менины»

Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Можно сказать, что не только король, но и вообще человек не является в «Менинах» главным действующим лицом, каким он был в классическом искусстве. Карлица из Германии Мария Барбола в темно-зеленом платье, расшитом серебристыми галунами.

В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». Образы белого цвета олицетворяют невинность, непорочность, добро. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. На это указывает отражение в зеркале. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог.

На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Ему 57 лет. Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо.

Инфанта, напротив, ярко освещена. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса Аполлон и Марсий (возможно, копии). У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время. Мы замечаем птичье обличье инфанты Марии Хосефы, выпученные глаза дона Антонио, с ненавистью уставленные в затылок своему старшему и значит, загородившему для него престол, брату Карлу, «вареную» физиономию последнего с оловянными, будто приклеенными к лицу глазами, плотоядную ухмылку королевы, ее оплывшие неумеренно оголенные плечи и руки мясничихи – одним словом, всю вульгарность этой во всех смыслах ожиревшей и опустившейся до животного состояния семьи. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения». Впервые в музее Прадо картина упоминается под названием «Менины» в каталоге 1843 года.

По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». Между тем более закономерно сравнивать ее с «Ночным дозором». В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. Итак, Менины (Las Meninas по-испански или Фрейлины) – картина Диего Веласкеса (Diego Velzquez), одно из самых знаменитых полотен мира.

Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. У голландцев и особенно Питера де Хооха, нередко встречаются такие фигуры «посторонних». Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19.

И творчество побеждает. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины», содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником. Итак, в отношении пространства картина Веласкеса образует скрещение двух сфер. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин».

В целом картина вызывает неординарное впечатление. Тот же бессмысленный взгляд, та же смешная степенность, почти тот же наряд. Во всяком случае, в золотистой атмосфере «Ткачих» как бы растворяется вещественность всех образов. В своей работе Пикассо решает и глобальные и частные задачи.

Продолжая проект, отдел культуры Института Сервантеса, его руководитель Татьяна Пигарева предложили художникам обратиться к творчеству Веласкеса, создавать свои интерпретации картины «Менины» – одного из самых выдающихся творений мировой живописи. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции. Недаром картина была названа по имени второстепенных персонажей — менин.

По одной из современных оценок, это «высшее достижение Веласкеса— самоосознанная и тщательно выверенная демонстрация пределов живописи возможно, самое глубокое высказывание о её возможностях из когда-либо сделанных». Отражая фигуру художника, оно всего лишь приобщает его к мирному уюту бюргерского дома, на что намекает и надпись: «Здесь был я». Свита и менины обусловлены маленькой инфантой.

В портрете «Менины» фоном служат не условные декорации, а то, что находится за кулисами, нечто такое, чего не замечали при этом фон стал основным предметом внимания художника, захватил все полотно и как бы вытеснил главных действующих лиц за его пределы. Веласкес не решился нарушить ее и в «Менинах». «менины» (исп. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. В «Менинах» — это гофмаршал и карлики.

Эта техника известна также как «эффект Дросте». Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Говорят, он улыбнулся два раза в жизни. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений.

И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). Обыкновенно Веласкес писал свои портреты на темном нейтральном фоне. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы.

Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913).

Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. Отзвук темы «Менин» —«изображение и реальность» — можно видеть в «Лавке Жерсена» Ватто. Дети, которые рождались в этом браке, быстро умирали и инфанта Маргарита была на тот момент их единственным ребенком. 9. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза.

Но зеркало у ван Эйка не расширяет пространства. У Рембрандта — девочка и собачка, самые светлые пятна во всей полутемной картине. А с другой – сам бросает вызов богам.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В «Менинах» Веласкес пытался выйти за пределы королевского дворца, отступить от норм парадного портрета. По словам итальянского мастера барокко Луки Джордано она представляет собой «теологию живописи», а президент Королевской академии художеств сэр Томас Лоуренс назвал её «подлинной философией искусства». Художник бросит вас в бездну своих «Капричос» и вы познаете блаженство ночного полета и ужас тайных кошмаров.

Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»). Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. На первом плане художник пишет портрет, менины прислуживают инфанте, резвится карлик. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Картина Пикассо наполнена теми же людьми и животными, но в манере Пикассо.

Изящен жест, которым Веласкес держит кисть. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук», нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника.

В «Менинах» разложение приобрело еще большую остроту. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания.

Импрессионисты оценили Веласкеса как пленэриста, но недооценили в нем мастера композиции. Но даже королевская чета не абсолютна. Как художник Гойя складывается сравнительно поздно. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме).

Дело в том, что Филипп женился на своей 15-летней племяннице, которая к тому же была невестой его внезапно умершего сына. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. В Институте Сервантеса в Москве открылась художественная выставка, посвященная одной из самых загадочных картин великого испанского художника Диего Веласкеса «Менины». «Глубокая незримость видимого связана с невидимостью видящего», — таков аналитический вывод Фуко, что, по его мнению и позволяет представить «Менины» как «чистое изображение», «изображение классического изображения», для которого человек не существует.

Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». Верхняя свободна, более воздушна и легка. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Когда Веласкес начинал, завистники упрекали его, что он пишет только портреты. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину.

Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14. Это сцены из жизни простых людей. Картина «Менины» Веласкеса и Пикассо особенно ярко подчеркивает это. Вспоминается «Сикстинская мадонна», в которой бережно поставленная в углу тиара служит точкой опоры и вносит в это небесное видение кусочек реальности. Но он по-прежнему одинок. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Не случайно Веласкес наделил на картине движением только карлика, который поставил свою ногу на лежащую собаку.

Это сказывается в двух склонившихся менинах, в соответствии зеркала и двери и двух мифологических картин на задней стене. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Это точно и подробно описано М. Фуко при анализе картины Веласкеса «Менины», где художник, вглядывающийся во время работы в объект изображения, реально смотрит на зрителя ибо то, что он рисует на полотне, повернутом к зрителю тыльной стороной, в картине Веласкеса не представлено на том месте, где ему следует быть, а отражено лишь в зеркале за спиной живописца. Зарождающиеся здесь тенденции нового художественного видения получают более конкретное выражение в картонах второй серии (1786—1791), где художника интересует не столько декоративно-зрелищная сторона народной жизни испанское искусство второй половины 18 столетия было лишь фоном, на котором особенно рельефно выступило могучее дарование Франсиско Гойи.

Однако это положение требует оговорок и поправок. Разумеется, нет. Каждый образ картины двойственен, но полон смысла, хоть и скрытого. Живописное полотно, подобно зеркалу, ограничено рамой. Художник-художник — «он безоговорочный суверен в своем постижении мира, оснащенный только той «техникой», которую приобретают его глаза и руки» (Мерло-Понти М. Око и дух // Французская философия и эстетика XX века. Шедевр Пикассо в отличие от первоисточника монохромный. Вместе с тем Веласкес не боится проведенных прямых линий и геометричности форм. Они узнаются на заднем плане картины в двух небольших силуэтах, отражаемых зеркалом.

Оно приходится строго в середине картины, рядом с открытой дверью, через которую врывается яркий солнечный луч. Создатель пытается показать бесконечность человеческого восприятия, фантазии. Очень возможно, что прямое пародирование не входило в замыслы художника. Отмечалось, что картина могла служить прославлению испанской шерстяной промышленности, которая приходила в те годы в упадок (как в упадок приходило и военное дело, которое Веласкес прославил в своей «Сдаче Бреды»). Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола.

Его пристальный, все понимающий и требовательный взгляд, его строгое, не нуждающееся ни в каких внешних украшениях достоинство приковывают к себе внимание и побуждают иначе посмотреть на только что почти ослепившее нас зрелище — посмотреть на него не снизу вверх (оттуда, где реально находится зритель), но сверху вниз (как это может художник), проникнуть сквозь внешний блеск и заглянуть в души тех, кто хотел бы в нем скрыться. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. Итак, время действия – 1656 год.

Но делают они это с противоположным смыслом. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Их парафраз в гравюре дал Гойя, коренным образом изменив композиционную структуру картины. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет).

Многообразие поднимаемых проблем, которые зритель решает сам для себя, – главное качество, которым обладает картина «Менины» Веласкеса и Пикассо. То есть, с одной стороны, художник рассказывает о судьбе династии, которая погибает, так как бросила вызов природе человека и ее запретам общества. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо.

По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично». В отношении действия в ней соединяется несколько сюжетных узлов. Глядя на то, как в картине Веласкес пишет портрет Филиппа, мы можем догадаться, что Веласкеса, который пишет Филиппа, писал Веласкес настоящий. Но делают они это с противоположным смыслом. – Если вы хотите знать правду, то Рафаэль мне не нравится. Выяснение этих вопросов затрудняется тем, что художник в большей степени, чем в «Менинах», слил ее отдельные планы воедино.

«Никогда прежде Гойя не разыгрывал такого красочного великолепия, такой бархатистой синевы и жаркого полыхания всех оттенков красного цвета (от чистой алости костюма младшего инфанта в центре картины до оранжево пламенеющих, будто уже перегоревших и подернутых пеплом оттенков красных кафтанов инфанта Карлоса и принца Пармского по краям ее между ними размещаются темно-вишневый наряд короля и еще множество других горячих красок)». Никому никогда не удастся взглянуть на холст, повернутый к зрителю своей оборотной стороной. О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека. После того как в нише на ковре было обнаружено изображение «Похищения Европы», скопированное с одноименной картины Тициана, вся эта картина поставлена была в связь с заимствованным у Овидия мотивом «Наказания Арахны», легендарной ткачихи, за дерзкое самомнение превращенной Афиной в паука.

Согласно Ортеге, его отсутствие есть «стиль-исповедь» Веласкеса. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Он взирает на то, что происходит при дворе и на античных героев из близкого ему мира «кухонного жанра». В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Веласкес не решился нарушить ее и в «Менинах».

Недаром картина называется «Borachos», что значит по-испански пропойцы. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Есть произведения искусства, которые ставшие загадкой, сразу же после их возникновения.

Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Прежде всего, вся картина, так же как и один из двух пейзажей Веласкеса «Вилла Медичи», делится на две равные части, причем границей между ними служит узкая полоса стены между картинами верхнего ряда и дверью. В «Ткачихах» он как бы возвращается к исходной позиции своей молодости. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. Картина представляет собой редкий в испанском искусстве пример группового портрета.

Можно сказать, что не только король, но и вообще человек не является в «Менинах» главным действующим лицом, каким он был в классическом искусстве. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён». Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. Инфанта, напротив, ярко освещена.

Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. Зритель вообще не сразу замечает её центральное положение. Картину «Менины» сравнивали с «Анатомией доктора Тульпа». Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском.

Нужно внимательно всмотреться в их соотношения. Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Как в «Дон Кихоте», этом романе о романе, сего вставными новеллами, различными пересказами одного события, отрывками из книг, цитатами, пародиями, — это как бы разные стадии познания средствами искусства жизненной правды и вместе с тем обманчивые иллюзии, заблуждения, предубеждения, с которыми искатель правды должен вести неустанную борьбу.

Картину «Менины» сравнивали с «Анатомией доктора Тульпа». Впоследствии в холсте Курбе «Мастерcкая художника» развешанные по стенам пейзажи сливаются с пространством мастерской и создают ту поэтическую атмосферу, в которой изображение способно слиться с реальностью. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. Наоборот, в «Менинах» столкновение двух планов заключает в себе нечто от многопланности в новом европейском романе. Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо.

В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Картина Веласкеса «Менины» привлекала до сих пор внимание главным образом своим сюжетом.

В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. В своей работе Пикассо решает и глобальные и частные задачи. Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. Поскольку он был человеком, не любившим патетические жесты, очень молчаливым и сумел прожить жизнь без приключений и судорожных порывов, мы склонны забывать о сознательной революционности его таланта.

управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Вся картина построена на парных противопоставлениях. Придворный художник короля Филиппа IV – Диего Веласкес закончил работу над картиной «Менины» в 1656 году. Внося беспорядок и придавая композиции непреднамеренность, они приближают «высокий» стиль группового портрета к «низкому» жанру бытовой живописи. «Где же картина. » — будто бы спросил Теофиль Готье при виде полотна «Менины».

И все же оно нарушено. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Столица открыла ему новые возможности. В «Менинах» — это гофмаршал и карлики. — «Но тогда в Италии нет, наверное, ни одного художника, который отвечал бы вашему вкусу и которого можно было бы увенчать короной». И на этот раз нужно вспомнить «Дон Кихота», произведение, в которое наряду с мотивами плутовского романа вошли и мотивы пасторали и новеллы и сцены придворной жизни и театральные сцены.

управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. Но правда портрета – правда поэтическая, а не документальная. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Может быть, Лука Джордано имел в виду это глубокомыслие картины в соединении с ее артистическим совершенством, называя «Менины» теологией живописи. В пользу этого говорит сравнение картины «Ткачихи» с некоторыми другими произведениями того времени, в частности самого Веласкеса.

Это сцены из жизни простых людей. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. Но зеркало в «Менинах» имеет еще другое значение. Однако это положение требует оговорок и поправок.

" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. В глубине, как посторонний наблюдатель, стоит за мольбертом сам художник. Высказывалось мнение, что она является главным действующим лицом. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. Итак, предоставим читателю возможность выбрать то толкование картины, которое кажется ему наиболее убедительным или, вдохновившись примером Фуко и Ортеги, создать собственную версию и двинемся дальше.

Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. У Веласкеса главные фигуры отступают перед второстепенными. Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы».

Выставленный вперёд холст отсекает слева узкую полосу картины. Выше: что вы искали. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо. По словам Лопес-Рэя, ни в одной другой работе художник не расширял композицию так далеко за пределы взгляда зрителя— картина, над которой он работает и король с королевой могут быть лишь представлены в воображении. Острое видение и ощущение жизни привело художника к подобной трактовке образов.

В «Венере с зеркалом» (ок. Далее М. Фуко делает еще одно очень важное замечание: «Останавливаясь на зрителе, глаза художника схватывают его и заставляют войти в картину, назначают ему особое, а вместе с тем неизбежное место, отнимают у него его светлый и зримый облик и переносят его на недостижимую поверхность перевернутого полотна» (Там же, с. 43). Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Фрейлины обретают жёсткость, похожую на агрессию.

Уже венецианцы любили изображать Венеру перед зеркалом. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины». Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин».

Здесь царствует строгая оптическая логика, беспощадно препарирующая события, «развернувшиеся между тонким кончиком кисти и острием взгляда» (Фуко М. Слова и вещи. Впоследствии в холсте Курбе «Мастерcкая художника» развешанные по стенам пейзажи сливаются с пространством мастерской и создают ту поэтическую атмосферу, в которой изображение способно слиться с реальностью. Даже мимолетное сравнение картин «Менины» Веласкеса и Пикассо выявляет разный подход к решению освещения и глубины сцены как выразительного средства. У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме).

Ими же он вдохновлялся в своем групповом портрете Карла IV с семьей. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43.

Мы как бы восходим ко все более высокой степени реальности, но никогда не достигаем совершенного. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки». Лишь уродцы-шуты ведут себя естественно. Однако в обоих случаях сходным приемом «прекрасное» снижается сближением с «безобразным». Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу.

Инфанта не глядя, с королевской небрежностью, протягивает руку к кувшину, демонстрируя воспитание, самоконтроль и осознание собственного величия, не свойственные её возрасту. Вытканные на коврах мифологические фигуры смешиваются с прогуливающимися перед коврами дамами, как бы выходят за пределы рамы, а амуры над Европой сливаются с солнечным лучом, словно резвятся в его золотой пыли. Фрейлины обретают жёсткость, похожую на агрессию.

Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Маргарита Тереза вышла замуж по устоявшейся брачной традиции габсбургской династии, после долгих переговоров кпасхе1666 года за своего дядю по материнской и кузена отца (двоюродного дядю) по отцовской линииимператора Священной Римской империи Леопольда I. Картина Веласкеса Менины подобна зеркалу:каждый из нас по своему трактует её содержание, усматривает в ней отражение своих мыслей и чувств так, стоя перед зеркалом, мы способны увидеть в ней своё отражение. Инфанта являемся функцией короля. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.

В данном контексте глубоко закономерен тот факт, что именно «Менины», на всем протяжении истории их исследований зачастую рассматривавшиеся как «картина о картине», «теология живописи», «настоящая философия искусства», «модель творчества», неоднократно становятся предметом импульсом, вдохновением философско-эстетических исканий уходящего века. Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон. Картина оказывается местом скрещения двух сфер.

Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса. Каждая обладает своей правомерностью. По замершему в дверях силуэту Ньето, стоящему на разных ступенях лестницы, трудно сказать с определённостью— входит он или выходит из помещения12, хотя, как слуга королевы, он обязан был сопровождать её для открытия и закрытия дверей, так что его приход, вероятнее всего, предвещает окончание сеанса у Веласкаса, на что косвенно может указывать и приготовившаяся к реверансу фрейлина13. «Менины» общепризнанно считаются одной из самых важных и наиболее тщательно изученных картин в истории западного искусства.

Художник за писанием королевской четы – эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Находится в музее Прадо в Мадриде. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском.

Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas). Но Веласкес все гениально обдумал и взвесил в своей картине. Высказывалось мнение, что все фигуры на первом плане ниши тоже мифологические, хотя для этого нет серьезных оснований. Зеркальное отражение в этой картине словно подтверждает законность брака Арнольфини, заключенного при свидетелях.

Его герои – это неустанная борьба добра и зла, жизни и смерти. Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. В «Венере» Веласкеса зритель видит ее фигуру только со спины, а ее лицо только в зеркале, этим образ Венеры разлагается на два различных ее аспекта. Марии Луисе не могла не польстить подобная группировка, в которой была подчеркнута ее главенствующая во всем королевском клане роль и где она была (в духе идеалов сентиментализма) представлена заботливой матерью семейства. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Оба опыта видения «Менин», разнозаряженные в своих исходных позициях (язык — понимание, «клинический взгляд» — исповедь), в итоге парадоксальным образом приходят к внутреннему смысловому тождеству.

5. В «Венере с зеркалом» (ок. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха.

«менины», (исп. По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Но всякому свежему человеку эта роскошь скоро начинает колоть глаза. Непредубежденный зритель вообще не сразу замечает ее центральное положение.

У Веласкеса главные фигуры отступают перед второстепенными. Его фрейлины могут содержать мотивы злобы и агрессии, гофмаршал предстает то зловещим черным силуэтом, то символом христианского страдания. Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Зато на первом плане картины запечатлено все то, что представляется глазам позирующих.

Итак, в отношении пространства картина Веласкеса образует скрещение двух сфер. Но правда портрета — правда поэтическая, а не документальная. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения.

Лондон. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. «От глаз художника к объекту его созерцания, — пишет М. Фуко, — властно прочерчена линия, которой мы не можем избежать, рассматривая картину: она пересекает реальную картину и достигает перед ее поверхностью той точки, с которой мы видим художника, смотрящего на нас эта пунктирная линия неминуемо настигает нас, связывая нас с тем, что представлено на картине» (Фуко М. Слова и вещи.

Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. В «Менинах» «живопись определяет свое собственное отношение к миру и возвращается к себе самой» (Там же. Может быть, Лука Джордано имел в виду это глубокомыслие картины в соединении с ее артистическим совершенством, называя «Менины» теологией живописи. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. А почему в мастерской находится инфанта. Нет в нём ярких красок.

А много ли вы приложили усилий для того, чтобы достигнуть подобного благополучия. Он решил изобразить всё в другом свете, своими пластическими образами. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50.

На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Как в «Дон Кихоте», этом романе о романе, сего вставными новеллами, различными пересказами одного события, отрывками из книг, цитатами, пародиями, — это как бы разные стадии познания средствами искусства жизненной правды и вместе с тем обманчивые иллюзии, заблуждения, предубеждения, с которыми искатель правды должен вести неустанную борьбу. Дверь также вырезает светлый прямоугольник, матовый свет которого не проникает в комнату.

Короля и королевы не видно. Но смотрит и художник. Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом.

Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе.

Так же и изображённая на полотне фрейлина, которая преподносит стакан. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Итак, время действия – 1656 год. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что очень необычно для её возраста.

В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Рядом с ним, среди комнаты, стоит крошечная инфанта Маргарита, которую привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Веласкеса привлекала и задача расширения рамок картины и признания простого человека и поэзия легенды и изящество «галантных цен». В 1656 году Веласкес пишет картину «Менины» («Фрейлины»).

«Где же картина. » — будто бы спросил Теофиль Готье при виде полотна «Менины». В «Менинах» Веласкес пытался выйти за пределы королевского дворца, отступить от норм парадного портрета. Нельзя сказать, что «Менины» не были замечены потомством. Между тем более закономерно сравнивать ее с «Ночным дозором». вы можете запросить все в системе с коробкой. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста.

Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. Та же сложная казуистика «возвеличения» и «низведения» лежит в основе образа маленькой инфанты. Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656 году. То есть король вступил в инцестуозные отношения. Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины».

Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо. Картина «Менины» настолько замечательна, так поднимается над средним уровнем групповых портретов XVII века, что она дает едва ли не более полное представление о миросозерцании Веласкеса, чем многие другие его произведения. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля.

На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден.

Цвет обогащает историю, которой Пикассо наделяет персонажа. Она вызвала на состязание Афину. Живописный опыт, в круге парадоксальных задач — увидеть видение, осмыслить смыслообразование, представить само представление, неоднократно провозглашается философской мыслью ХХ века «материалом истины» (Ж. Отмечалось, что картина могла служить прославлению испанской шерстяной промышленности, которая приходила в те годы в упадок (как в упадок приходило и военное дело, которое Веласкес прославил в своей «Сдаче Бреды»). Связь картины и зеркала была установлена в очень давние времена. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале.

Не забыты любимые забавы испанского двора: карлик-шут Николасито Пертусато толкает ногой дремлющую собаку, а рядом с ним стоит карлица Мария Барбола. Есть точка зрения Филиппа и Анны, есть точка зрения художника, есть точка зрения зрителя.

Художник отошёл от реалистического восприятия действительности. Художник испанского золотого века Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660) пишет картину. Это толкование сюжета вызывает некоторые недоумения. Художник бросит вас в бездну своих «Капричос» и вы познаете блаженство ночного полета и ужас тайных кошмаров. Другой поздний шедевр Веласкеса, его «Ткачихи», ставит перед историком не менее спорные вопросы и помогает понять круг тех задач, которые интересовали Веласкеса при создании его «Менин». На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16.

Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Его пристальный, все понимающий и требовательный взгляд, его строгое, не нуждающееся ни в каких внешних украшениях достоинство приковывают к себе внимание и побуждают иначе посмотреть на только что почти ослепившее нас зрелище – посмотреть на него не снизу вверх (где реально находиться зритель), но сверху вниз (как это может художник), проникнуть сквозь внешний блеск и заглянуть в души тех, кто хотел бы в нем скрыться. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог.

Его новая слава давала ему больше работы по заказам. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». 3.

Верхняя свободна, более воздушна и легка. В годы кризиса Испании такой всеобъемлющий взгляд на мир имел большой общественный смысл. Более, того, оно противопоставлено окну и подчеркивает его.

Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Свои возможности в области этого жанра он проявил уже в «Сдаче Бреды», сумев объединить действующих лиц единым переживанием – сознанием важности события. Это «двусмысленное место», видное всем картинным персонажам, но недоступное нам всe находящееся за границей полотна — одновременно и объект (так как художник именно его собирается воспроизвести на полотне) и субъект, поскольку оно находится перед глазами художника, представляющего самого себя в своем произведении. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу.

Все зависит от точки зрения. Весь мир чёрно-белый. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Главное в Веласкесе и Гойе (помимо национальной самобытности) то, что изобретенная ими плоскостная живопись избравшая свет в качестве единственного исходного материала выводит напрямую к импрессионизму. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст.

С точки зрения каждой меняется значение целого. Дальше размышлять над бытием Пикассо доверил любителям живописи. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Но стоит поставить рядом с «Менинами» любую картину Питера де Хооха или даже Вермеера, чтобы почувствовать, как далеко было голландцам до «живописной диалектики» Веласкеса. По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи.

Вся картина построена на парных противопоставлениях. За пределами холста или внутри него. Это становится отчетливей, когда монохромную композицию сменяют многоцветные холсты.

Вместе с тем в «Менинах» применен еще один прием, лишающий образ инфанты ее царственного ореола. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины. Оба произведения выполнены в разных манерах. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.

Филипп IV (1605-1665) слыл самым строгим королем Европы, пытавшимся реформировать морально-нравственные устои государства. Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). С. 330). Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья.

Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты». И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Картина Веласкеса «Менины» привлекала до сих пор внимание главным образом своим сюжетом. Эта мирно дремлющая собака написана как чудный кусок натюрморта. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников.

Но следует решительно возражать против самой постановки вопроса. Испанская знать не жаловала новую королеву. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Казалось бы и здесь соблюдаются все условности и приичия. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства.

Другой поздний шедевр Веласкеса, его «Ткачихи», ставит перед историком не менее спорные вопросы и помогает понять круг тех задач, которые интересовали Веласкеса при создании его «Менин». Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины». В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.

Правда, в год написания картины он еще не был посвящен в рыцари – это произошло лишь в 1659 г. и Веласкес, очень гордившийся своим рыцарством, дополнил давно законченную картину, написав на костюме крест. Высказывалось предположение, что эскиз может принадлежать кисти самого Веласкеса и был выполнен им для получения одобрения короля перед началом работы53. В Испании XVII века художники редко имели высокий социальный статус. Это толкование так же трудно доказать, как и опровергнуть. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии).

Нац. Но при всем его преобладающем положении, бог вина все же принадлежит пьяной компании. Отзвук темы «Менин» —«изображение и реальность» — можно видеть в «Лавке Жерсена» Ватто. Она и прекрасна, но в тоже время испугана и, возможно, даже взгляд её зловещий. СПб., 1994. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15.

На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. Есть в его картинах печаль, серьезность, суровость, словно бы осуждающие всякое веселье. И вот, чем более я стараюсь сделать себя недоступным, тем более меня преследуют. Голова беспутника — рядом с головой бога карлица — рядом с инфантой.

Картина «Менины» явным образом построена. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов», без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины.

У Филиппа имелось собственное кресло в ателье, в котором он часто наблюдал за работой Веласкеса. Карликов писали в Испании и до Веласкеса. Веласкеса привлекала и задача расширения рамок картины и признания простого человека и поэзия легенды и изящество «галантных цен». И всё-таки разница в подходе к решению творческих задач Пикассо и Веласкеса очень велика.

С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Это была как бы программа создания эпопеи из современной жизни. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Внося беспорядок и придавая композиции непреднамеренность, они приближают «высокий» стиль группового портрета к «низкому» жанру бытовой живописи.

Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. Два основных жизненных притязания Веласкеса, по мысли Ортеги, — «стремление к искусству» и «стремление к социальной реабилитации» —были удовлетворены почти незаметно для него, без борьбы (он был первым придворным живописцем, почти не обремененным тягостной профессиональной рутиной). Не повезло Веласкесу также с самой главной персоной в государстве, – с его покровителем. Всё остальное изображено в тёмных тонах. Заключительные слова канцоны Лопе де Бега способны дать оправдание того прекрасного зрелища, которое Веласкес увековечил в «Ткачихах». Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса.

Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Оба произведения выполнены в разных манерах. Со временем бытовые элементы соединились на полотнах с библейскими притчами – мифологическое и жизненное слились.