Картина Напольный Гетман
Картина художника Ивана Никитича Никитина (1680-1741) Портрет напольного гетмана.
Портрет напольного гетмана, Иван Никитич Никитин
Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем, статьи по вопросам реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым. Большая часть статей и монографий, опубликованных в разное время, стала на сегодня библиографической редкостью, некоторые исследования и вся переписка еще не публиковались. Увлекался изобразительным искусством, о чем стало известно Петру I. Никитина направили стипендиатом (за счет государства) в Италию, где он обучался в академиях художеств. Роман Никитич Никитин – младший брат художника Ивана Никитича Никитина. Вероятно, он умер где-то на пути к ней.
Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Глаза, привыкшие всматриваться в степные дали, воспалены, а взгляд их испытующ. Художник создал образ энергичного государственного деятеля, человека эпохи Петра.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины — в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870—1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Лишь по костюму можно понять, что это высокопоставленный деятель, формально — глава Украины. Заказывала же Екатерина в те годы портрет просто певчего Конона Карпова. Если критические статьи, обзоры выставок или статьи, посвященные отдельным произведениям художника, появлялись в печати достаточно часто, то обобщающих монографий, за исключением работы С. Эрнста изобиловавшей неопубликованными ранее материалами и просмотренной и исправленной самим Ильей Ефимовичем, назвать трудно.
Не вдаваясь в характеристику каждой из работ, следует только сказать, что они либо касаются отдельных сторон репинского творчества, либо затрагивают относительно частные вопросы, либо же содержат популярный очерк жизни и творчества художника. Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени быть «первооткрывателем». Его мужественное лицо задублено ветром и солнцем. Вывод. Иван Никитин. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург.
Никитин позволяет почувствовать долгую и суровую жизнь, сформировавшую этого человека. Таковы «Портрет канцлера Г. И. Головкина» (1720-е) и знаменитый «Портрет Петра I» (в круге, начало 1720-х) правда, принадлежность последнего кисти Никитина иногда оспаривается. Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е). Никитину абсолютно чужда лесть, обычная для парадных портретов. В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра.
Редчайшая случайность позволила ответить на этот вопрос. Именно Грабарь сделал впервые широко доступным текст репинских воспоминаний, лишь позднее опубликованных в книге «Далекое близкое». На полотне «Канцлер Российской империи» изображён современник художника — государственный чиновник и дипломат Головкин Гавриил Иванович.
Иван и Роман оказались в Тобольске. В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя. Он утомлён, насторожён и лукав. Он Воин, всегда готовый встретить врага, его глаза воспалены, а щёки темны от загара.
Описание картины «Портрет напольного гетмана»
В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты». В Тобольске Роман Никитин продолжал заниматься живописью. После вступления на престол императрицы Елизаветы Петровны Роман Никитин был возвращён в придворные художники, ему было поручено написать образа для новой церкви в Московском Златоустовском монастыре. Роман Никитич Никитин умер в конце 1753 или в начале 1754 г. В ранних (до 1716 г. ) работах художника ощутима связь с парсунами — русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Подобное противоречие наталкивало на мысль, что речь идет не о портрете, а о модели.
Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. Они могут даже превосходить их. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)— в сущности, большой этюд исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный.
НИКИТИН Иван – Портрет напольного гетмана
Лишь светлеет, выделяясь, лоб, нетронутый загаром под прикрывавшей его в походах шапкой. И. Н. Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца. Перед нами немолодой, усталый и кажущийся очень одиноким человек. Возможно, этому косвенно способствовала неудачная женитьба художника и последовавший затем развод: родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину. «Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как образ мужественного человека, который выдвинулся не в силу родовитости, а благодаря неустанному труду и способностям. Это замечательное полотно заставляет оценить не только аилу образного выражения в произведении Никитина, но и целеустремленность его живописных приемов. Образ подкупает простотой, необычной для искусства начала 18-го столетия.
Он старается донести правдивую информацию, показать неповторимость каждого человека. Никитина считают основоположником русского портретного жанра. В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра.
Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С. Г. Строганова (1726). Сын священника, он пел в патриаршем хоре, однако, позже оказался преподавателем математики в «Артиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии). Государственная Третьяковская галерея (Москва)Это также ранняя работа художника, выполненная по возвращении из Италии. После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток братьев отправляют в ссылку. Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864—1871). Жил в Италии и Франции (1873—1876).
После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток братьев отправляют в ссылку. Иван и Роман оказались в Тобольске. На марке изображена репродукция картины Ивана Никитича Никитина (1860-е – 1742) «Портрет напольного гетмана» (1720-е, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Илья Репин является неотъемлемой частью этого искусства. Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе.
Обратиться к Польше: польская армия имела напольных гетманов. Тем более хотелось бы, разумеется, знать, кто же послужил художнику моделью. Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц.
Никитин Портрет напольного гетмана
Парик – по моде того времени. Природный ум и заботливость ясно запечатлены в его лице. В последние годы высказывалось предположение о том, что «Портрет напольного гетмана» – автопортрет Ивана Никитина. Холст, масло.
Портрет канцлера Г. И. Репин переписывался с художниками, с П. М. Третьяковым, В. В. Стасовым, некоторыми писателями и общественными деятелями. Чин, указанный в надписи на портрете (напольный гетман), характерен скорее не для Украины, а для Польши и Литвы, где в начале XVIII в. были должности коронного гетмана (главнокомандующего) и польного гетмана (его заместителя). Почтовая марка СССР из серии «Русская живопись XVIII – начала XIX веков».
Портрет напольного гетмана (1720-е годы), грм
Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. Он щедро цитирует эти материалы, часть которых и до сего дня не увидела света. И. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. Никитину абсолютно чужда лесть, обычная для парадных портретов. 90, 9 x 73, 4 cм. В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции.
Необычна его биография. Вернувшись из-за рубежа, он возглавил русскую реалистическую художественную школу. В их числе и степень изученности репинского творчества и тот общественный отклик, который в разные периоды по-разному имели произведения великого художника и степень разработанности искусствоведческого метода и читательские запросы и, наконец, сама эпоха, которая прежде всего определяла задачи исследователя. Вышедшая в 1937 г. двухтомная монография отражала современное ей состояние искусствоведческой науки об Илье Ефимовиче. Следует вспомнить, что в ту пору, когда Грабарь готовил к печати свое исследование, литературное и эпистолярное наследие мастера почти не было опубликовано. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого.
Портрет напольного гетмана (1725)
Грабарь широко использует эту переписку. Вместе с тем в них есть и несомненное композиционное мастерство и умение эффектно задрапировать фигуру, передать фактуру различных материалов, гармонично согласовать насыщенные цветовые пятна. Елизавета вернула его, но по дороге из ссылки Никитин умер.
Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г. В ранних (до 1716 г. ) работах художника («Портрет царевны Прасковьи Иоанновны», 1714 «Портрет царевны Натальи Алексеевны», «Портрет царицы Прасковьи Федоровны», оба не позднее 1716) ощутима связь с парсунами — русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. И. Н. Никитин происходил из семьи московских священнослужителей. Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е). Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Описание картины Ивана Никитина «Портрет напольного гетмана»
В правление Анны Иоанновны примкнул к оппозиции и был сослан в Сибирь, в Тобольск. Свет как бы соответствует той ясности, которая присуща данному образу. Из Италии Никитин действительно вернулся мастером.
Картина «Напольный гетман» показывает немолодого волевого и мужественного человека. Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С. Г. Строганова (1726). Никитин является основоположником русской портретной живописной школы XVIII века, его авторству также принадлежат портреты канцлера Головкина, Петра Первого, царевны Натальи Алексеевны. С конца 70-х годов прошлого столетия и до середины 30-х годов текущего столетия можно еще указать лишь на ряд небольших работ, в числе которых необходимо упомянуть книги К. С. Кузьминского «Репин-иллюстратор» (М., 1913), С. Н. Дурылина «Репин и Гаршин» (М., 1926).
Позже наставником Романа стал Иоганн Готфрид Дангауер (Таннауэр) – немецкий художник, портретист, миниатюрист, придворный художник Петра I. Возвратившись в Россию после учёбы в Италии, Роман Никитин участвовал в украшении живописью триумфальных ворот в Москве, воздвигнутых по случаю заключения Ништадтского мира, занимался церковной живописью. После возвращения становится придворным художником. В одной из лучших своих картин, «Пётр I на смертном ложе», художник точно передаёт настроение торжественности и всеобщей скорби, несмотря на короткие сроки его исполнения. Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854—1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Головкина (1720).
- Картины – Третьяковская галерея – фото
- Иван Никитин: жизнь и творчество художника
- Иван Никитич Никитин (около 1788 – 1741)
- Сборник идеальных эссе по обществознанию
- Никитин – Напольный Гетман – Государственный русский музей
Портрет напольного гетмана (достоверно не известно, кто изображен на картине) отличается небывалым для русской живописи того времени реализмом и психологизмом, глубиной погружения в модель. Умение найти и отобрать огромный материал первоисточников, раскрыть внутреннюю взаимосвязь основных событий в жизни художника с кульминационными моментами творческой истории каждого из его произведений, установить периодизацию творчества мастера, воссоздать ту среду, в которой жил и творил художник — все это сделало труд Грабаря основополагающим в изучении репинского наследия и непревзойденным среди всей литературы об Илье Ефимовиче. Репин Илья Ефимович (Ilya Repin, 1844—1930), русский художник. В 1762 году портрет поступил в Императорскую Академию Художеств из старого деревянного Зимнего дворца в Петербурге, на Невском проспекте, близ Полицейского моста, что подтверждается его описью: «Сверх каталога данного 1765-го году найдены картины и портреты следующие неизвестно портрет гетмана наполно не конченной взятой из дворца без рам». Но все ли выяснено. Кто именно изображён на полотне – не вполне ясно, называются различные имена. Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени. Свет, широко льющийся на лицо и грудь гетмана, не выделяет только одно лицо из мрачного сумрака (как это было сделано с известной долей драматизма в портрете Петра I).
Иван Никитин не льстит и не украшает. Портрет решен очень просто. Благодаря своему таланту (а может быть и родственникам, служившим в придворных церквах), Никитин быстро занял прочное положение при дворе.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Братья Никитины – русские художники века
Он стоит перед современниками и перед нами не в причудливо огромном парике и не в сверкающих драгоценностями одеждах придворного – он покоряет своим внутренним достоинством, своим обаянием сильной и смелой человеческой личности. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям. Действительно, почему Украина. Среди многочисленных паридворных муузыкантов Анны Иоановны были особо ею любимые бандуристы. Всю жизнь Никитин был верен идеалам петровских времен. В его осанке – чувство собственного достоинства.